Но едва-ли можно согласиться с Шлейермахером и в этом случае. Во-первых, название „Сын человеческий“, как признает и сам Шлейермахер, часто стоит рядом с названием „Сын Божий“; а во-вторых, название „Сын человеческий“ даже и без отношения к „Сыну Божию“ всегда снабжается Христом положительно божественными свойствами. Так, напр., Иисус Христос говорит: „отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну человеческому“ ( Иоан. 1:51 ); затем, по словам Христа, „Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи“ ( Матф. 9:6 ; Марк. 2:10 ); „Сын человеческий есть господин субботы“ ( Матф. 12: 8 ; Марк. 2: 28 ); „Если не будете есть плоти Сына человеческаго... живота не имате в себе “ ( Иоан. 6:53 ); „Сын человеческий приидет во славе Отца Своего“ ( Матф. 11: 27 ; ср. 21:37; 22: 42; 26:63 и др. 27: 43; Марк.12:16; 13:32; 19: 62 ; Лук. 10: 22 ; и др.); я Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее“ ( Матф. 18:11 ; ср. Лук. 19:10 ); „Отец дал ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий“ (Иоан. 5:27), и т. п. Если же название „Сын человеческий“ снабжается в наших евангельских повествованиях такими чисто Божескими свойствами, то ясно, что мнение Шлейермахера, – будто-бы этим названием Христос увазывал на Свое равенство со всеми остальными людьми, нельзя считать правильным. Что же, однако, значит, что Иисус Христос так часто 581 любил называть Себя этим именем? Безспорно и неопровержимо (в этом мы отчасти согласны со Шлейермахером), что названием „Сын человеческий“ Иисус Христос вполне утверждает Свое человечество. Называя Себя Сыном человеческим, Он хотел показать этим, что, как второй Адам, Он, действительно, есть то семя жены, о котором сказано древним, что оно сотрет главу змия; что Он есть то чаяние языков, о котором пророчествовал праотец Иаков; что Он есть тот жезл из кореня Иесеева, о котором предсказывал великий пророк Израиля; что Он действительно, будучи истинным Богом, был в то же время и истинным человеком; что „Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной“ ( Филип. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Они не могли бы склониться ко греху, если бы не были прежде убеждены, что от этого деяния не умрут, т. е. не потеряют того, что имели и обладание чем наполняло их радостью; о чем, впрочем, речь будет в своем месте. Пусть же те, кого беспокоит вопрос, каким образом (прародители) могли понимать Бога, угрожавшего им чем-то, что не были ими испытано, обратят свое внимание на то, что мы без малейшего колебания и сомнения понимаем названия всего, нами не испытанного, или путем противоположения тому, что уже знаем, если это — названия отрицательные, или путем сравнения, если это — названия видовые. Но, возможно, кого-либо тревожит вопрос о том, как могли говорить и понимать говорящего люди, которые не научились говорить, ибо не росли среди других говорящих (людей) и не обучались этому у учителя? Как будто бы для Бога было трудно научить говорить тех, которых Он сотворил так, что они могли бы научиться этому даже и от людей, если бы только было от кого! Глава XVII    Спрашивают также, мужу ли только дал Бог эту заповедь, или и жене? Но пока еще (прежде, чем был дан запрет) не было сказано о сотворении жены. Или, возможно, она уже была сотворена, но только об этом было рассказано после? Ибо слова Писания располагаются так: «И заповедал Господь Бог человеку» (а не «заповедал им»). Затем следует: «От всякого дерева в саду ты будешь есть» (а не «вы будете»). Далее прибавлено: «А от дерева познания добра и зла, не ешь те от него» (Быт. 2:16-17). Здесь уже речь обращена как бы к обоим, во множественном числе, и само окончание заповеди выражено во множественном же числе. Разве, может быть, Бог, зная, что сотворит жену, заповедал ради порядка так, чтобы о заповеди Господней жена узнала от мужа? Такой порядок в делах Церкви поддерживает и апостол, говоря: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (1 Кор. 14:35). Глава XVIII    Возможен вопрос и о том, как говорил Бог с человеком, которого Он создал, несомненно, уже одаренным чувствами и умом, так что человек мог слышать и понимать говорящего? Ибо он не мог бы получить и заповеди, преступление которой делало его виновным, если бы не был одарен способностью понимать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По предложению Апостолов, общество избрало для возведения в эту степень семь мужей, исполненных Св. Духа и мудрости, их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки ( Деян.6:6 ). Общество молилось вместе с Апостолами о ниспослании благодатного дара избранным для особого служения Церкви Божией, а Апостолы потом возложили свои руки на избранных, что было видимым знаком излияния особого благодатного дара Св. Духа на рукополагаемого. О существовании в церкви апостольской диаконской, как особой иерархической степени, свидетельствует апостол Павел. Изображая нравственные качества лиц, которые должны быть избираемы во епископы, Апостол упоминает потом и о диаконах: диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим, ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса ( 1Тим.3:8–10, 12 ). Приветствуя филиппийскую церковь , апостол Павел пишет: всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами ( Флп.1:1 ). Для помощи же себе в деле проповеди и священнослужения Апостолы установили и вторую иерархическую степень, пресвитерскую. Название пресвитер, с греческого языка (πρεσβτερος), значит более старый, старец. В этом общем смысле пресвитерами назывались и апостолы Петр и Иоанн ( 1Пет.5:1 ; 2Ин.1:1 ). В этом общем смысле название пресвитер иногда приписывалось без различия лицам первой и второй иерархической степени – епископу и пресвитеру ( Деян.20:17–28 ), тем более, что во времена апостольские власть и обязанности епископов – надзирать за паствою и управлять ею – возлагались и на пресвитеров. Но в собственном, точном и определенном смысле название пресвитер означало вторую степень церковной иерархии. И в эту иерархическую степень Апостолы поставляли чрез священное руковозложение, хиротонию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Распятие. Смерть и погребение Господа (см.: Мф 27, 31–54; Мк 15, 20–39; Лк 23, 26-49; Ин 19, 16-30)      Сразу после этого воины повели Господа за городские ворота. Казнь должна была пройти на Голгофе, пустынном круглом холме, по форме и получившем свое название (слово голгофа по-еврейски значит череп, голова ); обычно это название переводится как лобное место . По другой версии гора получила свое название из-за черепов казненных, остававшихся на горе без погребения. Обычно сами ведомые на распятие несли орудия казни. Нес Крест и Господь Иисус Христос. Однако, поскольку Спаситель лишился сил из-за побоев, воины, как только вышли за город, заставили одного селянина, возвращавшегося с поля, по имени Симон, нести Крест Христов. Симон несет крест Христов      На месте казни Иисусу Христу дали одурманивающую смесь вина со смирной, но Господь от напитка отказался. Когда Господа пригвождали ко Кресту, Он молился за распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вместе со Христом распяли двух разбойников: одного — по правую, а другого — по левую сторону от Него. Четыре воина, совершающих казнь, поделили между собой одежды Господа. Хитон (сорочка) Иисуса был не сшитый, а целиком тканый. Воины бросили жребий, кому он достанется. Над головой у Распятого, где обычно писалась вина казнимого, Пилат приказал прибить табличку с надписью на трех языках — еврейском, греческом и по-латыни: Сей есть Царь Иудейский. Воины мечут жребий о ризах Господних. Монастырь Дионисиат, Афон      Голгофа была недалеко от города, и люди приходили посмотреть на казнь. Многие злословили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого ; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Смеялись над Христом и первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Поносили Христа и распятые с Ним разбойники. У креста стояли Пресвятая Богородица и Ее родственница, Мария Клеопова, апостол Иоанн Зеведеев и Мария Магдалина. Скорбела Матерь Божия о распятом Сыне. Сбылось пророчество праведного Симеона: Тебе Самой душу пройдет оружие. Между тем Господь, увидев Свою Мать и ученика, которого Он любил, сказал, обращаясь к Богородице: Се, сын Твой. Потом — апостолу Иоанну: Се, Матерь твоя!

http://pravoslavie.ru/104421.html

5 . Но что говорится после этого? «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни» ( Исх. 16:4–5 ). Мне бы хотелось прежде всего обсудить это место Писания с иудеями, которым, как сказано, «вверено слово Божие» ( Рим.3:2 ). Как они понимают слова «Шесть дней собирайте, а в шестой день пусть заготовляют… вдвое» ( Исх.16:26, 5 )? По всей видимости, день, предшествующий субботе, назван шестым днем, днем приготовления. Седьмой же день назван субботой. Поэтому спрошу, в какой день манна начала падать с неба, и хотелось бы мне сравнить день Господа нашего с иудейской субботой, ибо из Божественного Писания следует, что манна первый раз сошла на землю в день Господа. Ибо если, как сказано в Писании, ее собирали шесть дней кряду, но на седьмой день, в субботу, они не выпала, то, вне всякого сомнения, первый раз она появилась в первый день, в день Господа. Но если из Божественного Писания очевидно, что в день Господа Бог одождил манну, а в субботу – нет, иудеям должно понять, что уже в то время дню Господа нашего отдавалось предпочтение перед иудейской субботой. Уже тогда открылось, что по их субботам благодать Божия не сходила на них с небес. Ибо и пророк говорит: «Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без священства» ( Ос.3:4 ). Однако в день Господа нашего Бог всегда ниспосылает манну с небес. Я скажу, что и сегодня Господь дождит манну с небес. Ибо то, что читают нам, и слова, исходящие от Бога, которые излагают нам, нисходят с небес. Таким образом, манна небесная всегда посылается тем, кто принимает ее, а те несчастные люди, которые в отличие от своих отцов не удостоились получить манну, горюют и вздыхают и говорят, что они бедствуют. Они не могут есть ее, потому что она «как кориандровое семя, мелкая, как иней на земле» ( Исх.16:31, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так как не имеет родителей, Он был назван разумнейшим Трисмегис–том не имеющим отца, а также не имеющим матери, ибо ни от кого не рожден. 3. Поэтому следовало, чтобы Сын был рожден дважды: один раз без матери и второй – без отца. И вот в первое, духовное рождение Он оказался не имеющим матери, поскольку был рожден одним Богом Отцом без участия матери. 4. Во второе же, плотское рождение оказался не имеющим отца, ибо без участия отца был произведен на свет из чрева Девы, чтобы, обладая средней между божественной и человеческой сущностью, Он мог, словно за руку, привести нашу тленную и слабую природу к бессмертию. 5. Оказался Он и Сыном Божиим через Дух, и человеком через плоть, т. е. и Богом, и человеком. Добродетель Божия проявилась в Нем через деяния, которые Он совершал; слабость же человеческая – в тех страданиях, которые претерпел (зачем же Он их принял, я объясню чуть позже). 6. О том, что Он и Богом был, и в то же время был рожден из чрева, нам предсказали пророки. 7. Исайя свидетельствовал о Боге такими словами: «Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут, и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Все они будут постыжены и посрамлены». 427 8. И пророк Иеремия так говорит: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он (Нашел все пути премудрости, и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми». 428 9. Так же Давид в 44–м псалме говорит: «Презол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, фоже, Бог Твой елеем радости». 429 Этим словом [пророк] открыл также Его, поскольку, как я прежде показал, Он был назван Христом как Щомазанник. 10. То, что Он был человеком, показывает Иеремия, говоря: «И се человек, и кто узнал Его?» 430 Также Исайя: «И пошлет Бог Человека, Который спасет их, предавая суду, и избавит их».

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

   СТАВРОФИЛА. Не совсем понимаю, какой этот новый животворящий путь, вводящий в жизнь вечную.    АНГЕЛ. Этот путь не иной есть, как путь креста. Не слыхала ли ты сказанного Господом в Евангелии: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38)? Он многократно возвещал это людям, чтобы всякий знал, и никто не мог отзываться неведением. А чтобы кто не подумал, что сказанное Господом Иисусом Христом относилось к одним Апостолам и ученикам Его, Евангелист Лука показывает ясно, что Господь говорил это ко всем, так приводя слова его: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук.9:23). Евангелист же Марк сказал о сем еще яснее. Изложив беседу Христа Господа с учениками о страдании Его, он прибавляет: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Всем, Ставрофила, всем, без исключения, Спаситель мира указал этот путь; ибо этот путь жизни, путь славы, путь ко граду жизни, путь к царствию. Без креста нет спасения для души, нет надежды на жизнь блаженную. Кроме святого крестного пути нет другого пути к жизни и к истинному внутреннему миру. Иди куда угодно, ищи чего хочешь; кроме пути святого креста, ты не найдешь ни высочайшего пути горе, ни безопаснейшего долу. В кресте спасение, в кресте жизнь, в кресте защита от врагов; крест — источник вечной сладости, сила разума; в кресте веселие духовное, в кресте полнота добродетелей, в кресте совершенство святости.    Ставрофила была в страхе и удивлении, слыша, что Ангел предлагает ей один только крест, и потому сказала: «жестоко есть слово сие» (Ин.6:60). Оно как оружие прошло мое сердце; ибо крест есть название казни. Тяжело слышать даже слово — крест, так как оно напоминает о муках и страданиях. Потому-то от слов твоих я и объята страхом.    АНГЕЛ. Ужели ты устрашилась и одного воспоминания о кресте? Если одно название креста навело на тебя страх, то ты слишком малодушна, Ставрофила. Смотри, как ты противоречишь своему имени. Ведь Ставрофила значит «крестолюбица». Или ты не знаешь, что на этой многоплачевной земле не время веселия и радости, а время трудов и скорбей. Разве кто проходил когда-либо путь добродетели без скорбей и искушений? Тебе известно, что посланный к людям от Бога Отца Сын Единородный есть учитель истины и наставник правды. Его Отец небесный почтил этим наименованием на горе Фаворе, сказав: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). И Сам он о Себе говорил ученикам Своим: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то» (Ин.13:13). И Апостол учит, что «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Колос. 2:3). Но, живя на земле, чем Он более поучал, как не пути крестному? Не ясно ли говорил Он: «и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук.14:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Возможность причащения Христу — это великий и бесценный дар, и если кто-то пока не готов принять его с благоговением, страхом и верой, то лучше не торопиться, а подождать и получше подготовиться. Апостол Павел даже сказал: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор 11:27-30). Очень опасно подходить к причастию без должного рассуждения и испытания своей совести — так можно достичь не жизни со Христом, а совсем противоположного эффекта. Точнее даже будет сказать, что те, кто искренне причащаются ради жизни со Христом, эту жизнь от Него и получают. А о тех, кто не очень ко Христу стремится, пожалуй, только Сам Господь знает, чего они таким образом вообще могут достичь. Есть ли у благодарности границы Таинство причащения иначе называется Таинством Евхаристии. «Евхаристия» по-гречески — «благодарение». Это указывает на то, что совершение Таинства предполагает любовь человека к Богу и благодарность Ему за все Его дары, врученные человеку, — и в первую очередь, за то, что Он подарил нам Самого Себя, всего, без остатка. Естественно, такая благодарность немыслима без причащения Святым Дарам — Телу и Крови Христовым, поэтому выражения «Таинство причащения» и «Таинство Евхаристии» почти всегда являются взаимозаменяемыми. У Таинства причащения есть еще несколько названий, отражающих различные его аспекты. И одно из таких названий, очень распространенное — это Евхаристия, то есть в переводе с греческого языка — Благодарение. Что же это означает? Просто христиане верят — все, что есть в нашей жизни, человеку подарил Бог; все «наше» на самом деле принадлежит только Ему. Поэтому не какие-то материальные жертвы, а простая благодарность — это, быть может, и есть самое важное проявление любви человека к Богу.

http://foma.ru/spasenie-ot-nelyubvi.html

Господь заповедует нам не говорить лишнего в молитвах. Лишним же Он называет моления о пище, одежде и вообще о всем, в чем так нуждается наше тело. Заботы об этих потребностях тела Он не осуждает; не осуждает и труд для приобретения всего необходимого. Бог повелел человеку трудиться и в поте лица своего зарабатывать себе хлеб; да и Сам Иисус Христос, до выступления Своего на проповедь, зарабатывал средства к жизни ремеслом плотника. Не осуждая, таким образом, ни труда, ни забот о приобретении житейских благ, Христос назвал л и ш н и м только многословное моление о даровании этих благ. Если вы будете стремиться к водворению на земле Царства Божия, то Бог пошлет вам все необходимые блага житейские и без вашей просьбы; ибо знает, в чем вы нуждаетесь. Если Он питает птиц и так роскошно одевает полевые лилии, как даже Соломон не мог одеваться, то, конечно, позаботится и о вас: ведь вы бесконечно выше для Бога всех этих птиц и лилий. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Молитесь же так: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое! да приидет Царство Твое! да будет воля Твоя и на земле, как на небе! хлеб наш насущный дай нам на сей день! и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим! и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого! ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. В этой молитве Бог назван Отцом Небесным в отличие от отца земного. Если Он назван сущим на небесах, то не потому, чтобы так называемые небеса были Его местопребыванием (Он вездесущ); а потому, что во все времена и все люди, при мысли о Боге, обращали свои взоры к небу, и все божественное называли небесным, в отличие от всего человеческого, земного. Словами – д а святится имя Твое – мы молим не о том, Чтобы имя Бога было свято: оно свято и без нашей мольбы; мы молим, чтобы оно свято было для всех людей так же, как оно свято для нас, произносящих эти слова. Да приидет Царство Твое! Иисус Христос говорил о двух Царствах: о Царстве Божием и о Царстве Небесном. Царством Небесным Он называл неземную жизнь вечного блаженства, которая обещана праведным людям после окончательного суда Божия над родом человеческим; оно придет в свое время независимо от желаний и молитв людей; следовательно, здесь речь идет не о наступлении Царства Небесного. Царством же Божиим Христос называл Царство земное, совокупность всех людей, творящих волю Божию, как высший и без не ограниченное никакими границами: оно везде, где люди творят волю Божию. Вот, о скорейшем наступлении этого Царства для всех людей мы и молимся, когда говорим: да приидет Царство Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

О священстве (иерархии) I. Православное учение о новозаветном священстве (иерархии) Богоучрежденная новозаветная иерархия всегда существовала в Церкви, как и ныне существует, т. е. как отдельное от мирян, освященное сословие лиц, избираемых и поставляемых на основании права божественного, а не на основании права человеческого, как это бывает у сектантов. Начальниками, имеющими власть управлять Церковью, должны быть епископы, преемники апостолов, которые рукополагают пресвитеров и диаконов. Между тем у сектантов нет епископского сана даже и по званию; следовательно, у них нет и не может быть богоучрежденной, преемственной от апостолов, иерархии. Без иерархии же таковой невозможно совершение истинных таинств, а без таинств невозможно для верующих усвоение искупительной силы заслуг Христовых, вместе с тем невозможно и усвоение благодатных даров. Вот почему «без иерархии нет и Церкви Христовой», справедливо замечает один из св. отцев (св. Игнатий). Вот почему наконец и сами сектанты, как ни ратуют против иерархии православной Церкви, на самом же деле допустили и у себя существование мнимой иерархии, избрание общиной и рукоположение своих наставников и этим самым ясно изобличили всю неосновательность своего учения. Недостойные пастыри, если бы и были в православной Церкви, не могут служит поводом к отрицанию иерархии, ибо в пастыре необходимо различать иерархический дар и человеческую личность. Как печать правильно вырезанная, из какого бы по своему достоинству материала она ни была сделана, непременно даст правильный оттиск, так и правильно поставленный священник, каких бы он ни был нравственных качеств, совершит истинно спасительное священнодействие; так, ап. Павел говорить: О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны. Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть. 2Кор.13:6–7 . Чью немощную совесть смущает применение к православным пастырям тех названий, которыми называются и ветхозаветные пастыри, именно – иерей и архиерей, священник и первосвященник, тому можно указать на то, что само св. Писание употребляет их вместо названий – пресвитер и епископ,причем пресвитерство называет священством ( 1Тим. 4:14 ), а Самого Господа Христа Священником ( Евр. 10:21 ) и Первосвященником ( Евр. 5:5; 9:11 ). Название иерей и архиерей, как и название – пресвитер и епископ, суть греческие, священник и первосвященник – соответственные русские названия; лицам, дорожащим русскими понятными словами, естественнее всего и употреблять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010