Наш епископат слишком хорошо и надежно забронировался снизу: он абсолютно неуязвим для давления снизу. Свои проблемы епископ видит только в своем элитном кругу общения. Но, значит, именно от этой политической и бизнес элиты он и становится безальтернативно зависим. Невозможна община людей, в которой никто и ни от кого не зависит. Но епископ мог бы выбрать вид своей зависимости: от своих сослужителей и прихожан -или от властей-спонсоров. Увы, вполне очевиден выбор, совершаемый в сторону последнего варианта. Пока не будет вот этой «открытости вниз», не будет гарантий свободы Церкви. Пока же у нас приход никак не влияет на решения настоятеля, священники не могут влияют на решения епископа, а епархии никак не влияют на Патриархию. – Но это приведет к жесткой приписке прихожан к конкретному храму, фактически к религиозному аналогу прописки… — Это как с образовательными ваучерами: человек, выбирая школу для своего ребенка, говорит государству: дотацию, которую ты должно потратить на образование моего ребенка и твоего будущего гражданина, изволь отправить именно в эту, избранную мною школу. А здесь всё будут еще прозрачнее и священник будет помнить, что люди уходят от него с их деньгами. А уйдя, еще и в интернете расскажут, почему ушли и какие странности заметили в финансовой или пастырской политике своего бывшего прихода. – А не кажется ли вам, что кафедра теологии в медицинских институтах – это все же немного слишком? – Пусть не кафедра теологии, но кафедра биоэтики с курсом христианской (био)этики была бы там не лишней. Медикам естественно предложить дискуссию о жизни и смерти. Что считать смертью – остановку сердца или смерть мозга? Где границы «человеческого феномена»? Отсутствие или утрата чего именно лишает человеческое существо статуса человека? Где границы вмешательства в геном человека? Полагаю, что медикам было бы полезно узнать не только атеистическую точку зрения на эти философские вопросы. По крайней мере это усложнило бы и проблематизировало их собственное отношение к этой тематике. А дать повод для мысли и дискуссии – это вовсе не плохо.

http://pravmir.ru/andrej-kuraev-budete-m...

В Московском Патриархате считают " верхом циничного беззакония " требование экспертов при Минобрнауки преподавать в школах только " Религии мира " Москва, 19 апреля 2007 г. Рекомендации Общественного совета при Минобрнауки РФ ограничиться преподаванием в российских школах предмета " Религии мира " нарушают право родителей на то, чтобы школьное образование их детей не расходилось с их мировоззрением, считает зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. В интервью газете " Гудок " , опубликованном в среду, члены совета, академик РАН Александр Чубарьян и ректор Института проблем образовательной политики " Эврика " Александр Адамский, заявили о невозможности преподавания в школах " отдельных предметов одной конфессии " , выступив в поддержку изучения школьниками единого культурологического предмета " Религии мира " . " Позиция членов Общественного совета при Минобрнауки совершенно неправовая и является верхом циничного беззакония. В нашей стране есть разные мировоззренческие группы, и государство обязано учесть их различия, а не пытаться изменить их под одну гребенку. Родители лучше, чем господин Адамский, знают, чему учить их детей " , - так прокомментировал отец Всеволод " Интерфаксу " в четверг заявление экспертов. " Нашему обществу, - считает он, - нужно, наконец, развенчать " голых королей " - интеллектуальных агрессоров, которые пытаются продвинуть свои безжизненные идеологемы, не свойственные народному сознанию, через среднюю и высшую школу. Довольно. У нас больше не Советский Союз, где господствовала тоталитарная идеология, обозначенная бессмысленным, внутренне противоречивым термином " научное мировоззрение " . Священник напомнил, что в нормах международного права, которые обязана соблюдать Россия, ясно прописано право родителей на то, чтобы их дети получали религиозное и нравственное воспитание, соответствующее их собственным убеждениям. " Поэтому, если в школе будет навязываться взгляд на религию, расходящийся с религиозным, в рамках безальтернативного и обязательного курса, не соответствующего убеждениям верующих людей, например, утверждающего, что все религии придуманы людьми, то это будет нарушением прав верующих родителей и их детей, принадлежащих к разным религиям " , - заявил священник.

http://pravoslavie.ru/21759.html

И общая виртуализация жизни, наверное, тоже сказывается. Я много работаю со студентами, и меня удивляет, что при их жажде серьезных вопросов о том, что такое добро и зло, жизнь и смерть, каков смысл жизни, возникает впечатление, что в их 19-20 лет с ними никто про это не говорил. Это для меня такой тревожный звонок по отношению к поколению родителей. — Что же можно сделать в этой ситуации? Закрыть Интернет? — Нет, конечно. Я хочу сказать, что здесь возрастает роль образования. Мы об этом последнее время много говорим, но от слов к делу надо пройти некий путь. Должно быть глубинное осознание обществом, властью, каждым конкретным человеком огромного значения образования. Человеческие цивилизации строились на образовательных системах. Японское чудо с чем связано? Говорят, что японцы быстро научились технологиям. Но это потом, а сначала они восприняли европейскую систему образования с ее богатейшим наследием от древних греков и максимально преуспели в этом. Вторая составляющая — собственно воспитательная. Это семья, школа и университет, и религиозные организации. Важно понимать, что без выраженной позиции по поводу главных вопросов — смысла жизни, отношения к тому, что такое добро и зло, — не может быть оформленного мировоззрения. Оно может быть атеистическим, человек может сказать: «Там ничего нет. Что такое добро и что такое зло, я буду определять, исходя из моих личных предпочтений», — но он в любом случае должен ответить на главные вопросы. И ответы на них и будут определять его жизнь и поведение. Почему сегодня религия переместилась в центр общественно-политической жизни? Обращение к ней в поиске ответа на главные мировоззренческие вопросы безальтернативно. Вы можете не принять религиозный ответ, но вы не можете его игнорировать. Раньше я говорил, что светское, культурологическое изучение истории религии, содержания религиозных учений является ключом к мировой культуре. Сейчас я к этому добавляю, что это прививка от терроризма, от экстремизма. Знание традиций может помочь человеку не поддаться на религиозно мотивированный экстремизм, потому что он знает, что такое настоящий ислам, настоящее христианство. Его нельзя — или сложнее — поколебать. Прививка, как мы все теперь знаем, не дает стопроцентную защиту от болезни, но чаще всё же помогает.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Неизбежными следствиями криминализации молодежной среды становятся наркомания и алкоголизм, ведущие молодых к нравственному разложению и физической гибели. Врачевание этих болезней, одновременно являющихся и тяжкими социальными недугами, является не только государственной, но и общественной задачей. Нам сегодня нужно с особенной решимостью остановить тех, кто спаивает молодежь и приучает ее к наркотикам — торговцев и воротил теневого бизнеса. Обслуживающие их апологеты алкогольной и наркотической псевдокультуры активно внедряются в молодежный социум, пытаются формировать ведущие к алкогольной и наркотической зависимости поведенческие стереотипы. Важнейшей задачей журналистов, ведущих теле- и радиопрограмм, всей творческой интеллигенции должно стать аргументированное и безальтернативное развенчание психологических установок, романтизирующих и эстетизирующих алкоголизм и наркоманию. Такая пропаганда будет эффективна лишь в том случае, если молодой человек, употребляющий алкоголь или наркотики, станет чувствовать себя не «продвинутым тусовщиком», а тем, кем он является на самом деле: человеком, разрушающим свою личность, губящим свое здоровье, сползающим в темный мир криминала, приносящим горе родным и близким. Подобно алкоголизму и наркомании, молодежная преступность имеет не только духовные, но и социальные корни. Структуры гражданского общества, выступающие хранителями традиционных моральных устоев, должны оказать поддержку инициативным группам, работающим с молодыми людьми, относящимися к «группе риска», попавшими в криминогенную среду. При этом необходимо учесть, что борьба с преступностью, социальная реабилитация молодых людей и подростков, попавших в сети преступности, невозможна без последовательной реализации идеалов справедливости. Активность социальных волонтеров не должна контрастировать с нравственным обликом представителей выборных органов власти, администраторов всех уровней, лидеров крупных общественных объединений. Заповедь «не убий» лежит в основе традиционной этики, базирующейся на духовно-нравственных ценностях. Алкоголизм, наркомания, бандитизм появляются там, где царят духовная пустота и отсутствие жизненных перспектив. Лишь согласованными усилиями государства, общества, религиозных объединений можно поднять попавшую в социальную «группу риска» молодежь с криминального дна.

http://patriarchia.ru/db/text/653101.htm...

" Можно изучать татарскую культуру, еврейскую культуру, украинскую, даже японскую…, - продолжил отец Димитрий, - Все они очень интересны и достойны уважения. Но до какого же колонийского состояния хотят низвести сознание русских людей, если " аборигенам этой страны " уже непозволительно изучать свою многовековую культуру!.. Это очень тревожный симптом, когда в XXI веке о вере говорят почти что терминами 50-60-х годов прошлого столетия, лишь добавив в характерную для того исторического периода лексику пару новомодных терминов, типа " плюрализм " и " толерантность " ... " . Руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии священник Владимир Зайцев считает, что, даже если бы включение в школьный курс предмета " Православная культура " было обязательным для всех учеников, то это было бы " не большее насилие и безальтернативность, чем другие предметы, например - геометрия " . Отец Владимир высказал также недоумение, почему преподавание " полового воспитания " в школах не вызывает ни у чиновников, ни у общественности потребности обсуждать необходимость этих знаний или предоставлять ученикам право выбора. В вопросе же знать или не знать культуру своей страны сразу выносится на обсуждение некое " нарушение прав и свобод " . " Так существует ли противоречие между наукой и религией? " , таким вопросом задались авторы телепрограммы " Православная энциклопедия " , текст которой опубликован на патриаршем сайте . Так Владимир Легойда, главный редактор журнала " Фома " , говорит о том, что " настоящая наука родилась по сути в недрах христианской культуры, и вне ее родится не могла, так как только христианство демифологизировало космос и создало условия для возникновения науки. Настоящая наука не возникла, например, в Китае, хотя отдельные достижения, которые можно назвать научными, у китайцев появляются намного раньше, чем в Европе. Наука не возникла и на арабском Востоке. Подлинная наука возникает лишь в европейской культуре, которая всегда имела два основания - античность и христианство " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor23.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > «Постыдны попытки превратить князя в местечкового национального лидера» Установка памятника Крестителю Руси в Москве означает, что св.кн. Владимир стал отцом всего нашего народа, населяющего Россию, Белоруссию и Украину 07.11.2016 1482 Время на чтение 3 минуты Слово «исторический» относится к категории «затасканных». Его нередко используют дежурно, потому что «так надо», дабы придать особое значение тому, о чем говорится. В общем, не всегда оправданно. А ведь слово обязывающее, и даже очень. Исторический — сотворивший историю. Историю, которая, как известно, не знает сослагательного наклонения. Выбор веры князем Владимиром имел действительно историческое значение. Жизнь в странах исторической Руси — современные Белоруссия, Россия, Украина — сложилась так, а не иначе именно потому, что этот выбор был сделан. Сделан князем, сделан народом. Что это был за выбор? Не просто между более или менее удобным способом жизни, как зачастую выбирает современный потребитель, руководствуясь соотношением желания и возможности: «Самсунг» или «Эппл», Турция или Багамы, Mazda или BMW… Выбор веры был иным. Это был мировоззренческий поиск. Поиск истины. Для наших предков, для самого Владимира окончательное решение стало безальтернативным. А ведь оно означало коренную перемену всей жизни, отказ от язычества и стремление следовать Евангелию. Что и утвердил своей жизнью сам князь, обозначивший перемену, с ним произошедшую, бессмертной фразой — «Я был зверь, а стал человек». У истины нет и не может быть альтернативы. Современный человек зачастую думает иначе. Этот тезис подчеркнул Патриарх Кирилл на открытии в конце прошлой недели памятника святому равноапостольному князю: «Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, — это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует. Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/07/po...

Но опасения верующих людей в связи с перспективой чипизации очень оправданы. Огромный объем информации, которая в результате может быть о человеке собрана, даст над ним огромную, страшную власть. И у тех, кто такую власть получит, наверняка возникнет искушение использовать ее для идеологического и политического контроля над личностью. Такой контроль может осуществляться в том числе на уровне «права», в которое сегодня некоторые круги пытаются заложить идеологизированные формулировки, например, о безальтернативности принятой на Западе политической модели. Именно поэтому инструмент тотального сбора информации, если он окажется в руках тех, кто хотел бы построить жесткую идеолого-политическую систему, может оказаться очень опасен. В этом смысле тревоги автора вопроса вполне понятны. 9. Скажите, пожалуйста, а Вы бы хотели жить в православно-теократическом государстве? Государстве, где все с утра строем ходят на службу, а в воскресенье выстраиваются очереди на причастие; в государстве, где наука подменяться богословием, а ученые попами? Скажите, это Ваш идеал государства? А если нет, то каким должно быть идеальное государство по-вашему? (Артем, г. Москва) Не думаю, что государство, которое Вы описали, когда-либо было реальным. Даже в православных монархиях — Восточной Римской империи, Российской империи и других — наука отнюдь не подменялась богословием, а ученые — священнослужителями. Хотя большинство ученых были верующими людьми, а многие священнослужители были образцом учености. Кстати, в этих государствах вполне нормально себя чувствовали и люди других религий, и неверующие, которых было немало, в том числе в элитах. В то же время в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» упоминается, что «в древнем Израиле до периода Царств существовала единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление. Однако по мере удаления общества от послушания Богу как устроителю мирских дел люди начали задумываться о необходимости иметь земного властителя». Даже монархия воспринимается в этом документе с сожалением, как оставление богоправления.

http://patriarchia.ru/db/text/3153975.ht...

Временной отрезок, в который мы с вами живем имеет две отличительные черты. Обе они очень важны и не допускают равнодушного к себе отношения. Во-первых, наше общество до сих пор переживает разрушительные последствия периода безбожия, что имеет своим последствием духовную дезориентацию, растерянность или опустошенность многих. Во-вторых, стремительно развивающиеся технологии коммуникаций, затрагивающие в первую очередь молодежь, формируют новые формы общения, через которые с большой скоростью могут распространяться различные идеологические конструкции, подчас обладающие большой разрушительной силой. В этой сфере возник своего рода новояз, который динамично меняет свой лексический состав и все далее отчуждается о того, что мы считаем литературной нормой. Указанные мною обстоятельства имеют следствием, во-первых, часто наблюдаемую неспособность семьи выполнять свою воспитательную функцию, чему в значительной степени способствует и зловещая деградация этого института как такового. Во-вторых, можно говорить об отчуждении подрастающего поколения от старших, которые в их глазах предстают не имеющими авторитета и устаревшими. При этом авторитетом становится «море электронного разума» в кавычках, получающее возможность в прикровенной форме распространять сомнительные «ценности» и коварно эксплуатировать детскую душу, которая, несмотря ни на что, в силу своей природы не теряет свойств неискушенности. " Что делать? " — спросите вы. И я отвечу словами Спасителя: " Не бойтесь " (Лк. 12:7). Новизна происходящего никого да не смущает. Необходимо внимательно анализировать происходящее, с тем чтобы потом в уважительной и доходчивой форме донести свои выводы до детей и юношества. Здесь необходим заинтересованный и уважительный диалог, исключающий приказы и запреты, способные вызвать у учащихся только отторжение. В этой связи огромное значение имеет взаимодействие между педагогами и священнослужителями, которое открывает большие возможности в сфере духовного просвещения детей, а вслед за ними, как показывает опыт, и их родителей. Я бы сказал, что это безальтернативный путь воспитания подрастающего поколения в духе осознанного следования традиционным ценностям и идеалам. Надо в этом направлении проявлять больше решительности и настойчивости в тех широких рамках, которые предоставлены нам законодательством.

http://patriarchia.ru/db/text/5507410.ht...

Чуть ранее, на эту тему высказался и председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. В своем комментарии, опубликованном на официальном сайте Русской Православной Церкви , он сообщил: — Нехватка детских садов в жилых микрорайонах — очень насущная проблема. Однако неправильно считать, что ее решению могут как-то помешать проекты возведения храмов. Здесь не может и не должно быть жесткого выбора «или-или». Он также поддержал инициативу Фонда «Здравомыслие» с открытым письмом к президенту и правительству России, а также правительству Москвы, назвав такое обращение «очень здравым». — Не очень понятно, зачем надо принуждать к выбору в ситуации явно безальтернативного выбора. Детские сады надо строить не вместо, но вместе с быстровозводимыми храмами, – сказал Владимир Легойда, напомнив, что в соответствии с распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла при каждом новом храме будет организован духовно-просветительский центр, в рамках которого должны работать воскресная школа, библиотека, клуб для молодежи. Таким образом, новые приходы должны стать центрами социального и культурного служения в своем районе. — То есть храмы будут выполнять и важные социальные функции для жителей того или иного района. В Церкви уже есть положительный опыт подобного рода. К примеру, в целом ряде епархий при каждом храме распоряжением правящего архиерея созданы детские площадки, организуются центры по работе с детьми и молодежью, – уточнил председатель Синодального информационного отдела. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 декабря, 2019 16 октября, 2019 11 октября, 2019 2 октября, 2019 20 сентября, 2019 26 августа, 2019 23 августа, 2019

http://pravmir.ru/v-russkoj-pravoslavnoj...

При этом совершенно справедливо отмечается, что «общее хорошее знание религий и, как следствие, создание обстановки терпимости чрезвычайно важно для воспитания граждан в демократическом духе» (п. 1). Нельзя не приветствовать ряд положений рекомендации, например, такое: «Государству... следует принимать более действенные меры для обеспечения гарантий свободы совести и религиозных отправлений, поощрять распространение знаний о религиях, активизировать диалог с религиями и между ними, и оказывать поддержку социокультурной религиозной деятельности» (п. 6). Мы с удовлетворением воспринимаем готовность Совета Европы консультироваться при разработке новых образовательных программ «со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с представителями религиозных конфессий» (п. 14.6). В то же время в документе излагается негативное отношение к изучению одной религии и делается акцент на сравнительном изучении религий (п. 8). Надо заметить, что практика изучения одной религии принесла положительные плоды в разных государствах Европы, позволяя молодому поколению познакомиться с культурным наследием своего народа, и, по желанию, сделать осознанный религиозный выбор. Поэтому не следует придавать определяющее значение лишь сравнительному изучению религий в «объективной манере», осуществляя его в ущерб изучению одной из религий. Более того, требование п.14.2: «Программа обучения должна включать в себя абсолютно объективную историю основных религий наравне с выбором придерживаться атеистического мировоззрения»  — на деле нереалистична, поскольку совершенно объективного подхода к религии в принципе не существует. С ним не могут отождествляться подходы, основанные на таких мировоззрениях, как материализм, синкретизм, агностицизм или атеизм, которые, наряду с религией, являются лишь вариантами мировоззренческого выбора, а потому не могут безальтернативно навязываться в школе. Мы убеждены, что только свободный выбор детей и их родителей, а не какая-либо навязанная «сверху» доктрина, должен определять содержание образования в области религии и мировоззрения. Об этом же говорят и выстраданные долгим опытом нормы международного права.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202585...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010