Терри Л. Мизи, Гари Р. Хабермас Скачать epub pdf Библиография «Хорошая книга – это бесценный источник живительной силы для умного человека, который он верно оберегает и хранит для будущей жизни». Джон Мильтон (1608–1674), Areopagitica «Хорошая книга – тончайшая составляющая человеческой души». Томас Карлайл (1795–1881) Речь в поддержку Лондонской библиотеки (1840) «Хорошая книга обладает большой ценностью и является отличным компаньоном; за хорошую книгу стоит платить столько золота, сколько она весит!» Терри Л. Мизи, «Размышления», том 2 (1983) Adler, Mortimer J., and Charles Van Doren. How to Think About God: A Guide for the 20th-century Pagan. New York: Collier Books, Macmillan Publishing Co., 1980 . How to Read a Book. Revised and updated edition. New York: Simon& Schuster, 1992. Adams, Robert. «Moral Arguments for Theistic Belief,» in Rationality and Religious Belief, edited by C. F. Delany. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1979, pp. 116–40. Anderson, J. N. D. Christianity: The Witness of History. Downers Grove: InterVarsity Press, 1970. . Christianity and World Religions: The Challenge of Pluralism. Downers Grove: InterVarsity Press, 1984. Anderson, Lynn.///Really Believe, Why Do I Have These Doubrs? Minneapolis: Bethany House, 1992. Anderson, Norman. The Teaching of Jesus. Downers Grove: InterVarsity Press, 1983. Aquinas, St. Thomas. Summa Theologica. Translated by the Fathers of the English Dominican Province. London: Burns, Oates and Washbourne, 1920. . Summa Contra Gentiles. Translated by Vernon J. Bourke and others. New York: Doubleday & Company, 1956–7. Athearn, Clarence R. The Religious Education of Alexander Campbell. St. Louis: The Bethany Press, 1928. Ayer, A. J. Language, Truth and Logic. Second Edition. London: Gollanoz, 1946. . The Central Questions of Philosophy. London: Penguin Books, 1973. Bado, Walter, S.J. «What is God? An Essay in Learned Ignorance.» The Modern Schoolman 42 (1964), pp. 3–32. Barth, Karl. The Doctrine of Reconciliation 4, Part I of Church Dogmatics. Edinburgh: T & T Clark, 1956

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Рейснер Михаил Андреевич (1868–1928), правовед, окончил юридический факультет Варшавского университета; преподавал в Киевском и Томском университетах; в 1903–1907 гг. в эмиграции; с 1907 г. преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом институте, на Высших женских историко-литературных и юридических курсах, на Высших коммерческих курсах при Обществе для распространения коммерческих знаний; в 1918 г. был учредителем Социалистической (позже Коммунистической) академии; член Русского психоаналитического общества. Участник прений. Розанов Василий Васильевич (1856–1919), русский мыслитель, писатель, один из инициаторов и организаторов РФС, в 1907–1908 гг. активный участник РФО, член Совета. В январе 1909 г. вышел из Совета РФО в знак протеста против идейного направления общества, которое, по его мнению, навязывали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов. Изгнан из РФО в январе 1914 г. Доклады: «О нужде и неизбежности нового религиозного сознания» (15 октября 1907 г.), «О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира» (21 ноября 1907 г.), «О христианском аскетизме» (12 марта 1908 г.), «О народобожии» (26 ноября 1908 г.), «О радости прощения» (4 мая 1909 г.). Свенцицкий Валентин Павлович (1881–1931), писатель, публицист; учился на историко-филологическом факультете Московского университета; в 1905 г. один из организаторов Христианского братства борьбы и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева в Москве; в 1917 г. принял сан священника; несколько раз был арестован; умер в ссылке в Сибири. Доклад: «Мировое значение аскетического христианства» (14 февраля 1908 г.). Свирский Игнатий Михайлович (1885–1968), католический священник, профессор католической духовной семинарии в Петербурге, после 1917 г. жил в Польше, с 1946 г. епископ. Доклад: «Авторитет, законы и церковность» (28 января 1916 г.). Сизов Михаил Иванович (1883–1956), литературный критик и переводчик; в 1903 г. поступил на естественно-историческое отделение физико-математического факультета Московского универститета; в 1907 г. за отсутствием кафедры физиологии животных перевелся в Петербургский университет, который и окончил; с 1912 г. преподаватель естественной истории, географии и физики в частной женской гимназии Львовых в Москве; друг Андрея Белого, входил в кружок «аргонавтов»; сотрудник изд-ва «Мусагет»; антропософ, в 1914 г. участник строительства «Гётеанума» в Дорнахе (Швейцария); в 1920-е гг. состоял в Ордене тамплиеров и в Ордене розенкрейцеров, был арестован по «Делу Веревина» в 1933 г., в наказание зачли срок предварительного заключения и отпустили; с 1933 г. преподаватель физики в Станкоинструментальном институте и научный сотрудник Института высшей нервной деятельности; в 1938–1948 гг. работал в Институте курортологии в Сочи; в начале 1950-х гг. вернулся в Москву и работал в системе АН СССР. Участник прений.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

426 Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 146–178 (реальный комментарий); Розов Н.Н. Из истории русско-чешских литературных связей древнейшего периода//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 71–85 (латинские параллели из рукописного наследия Н. К. Никольского ); Hurwitz Е. Metropolit Hilarion’s Sermon on Law and Grace: Historical Consciousness in Kievan Rus’//RH. 1980. Vol. 7. P. 322–333 (Мечев К. Българо-руски литературни връзки от началото на XI в.: Кирило-методиевският житейни похвален цикъл от Климент Охридски и “Слово о законе и благодати” от Иларион Киевски//СФ. 1983. Т.18 С.37–42.) [см. также: Mathauserová S. Ilarionovo Slovo o zákonu a milosti a tradice staroslovnská//eskoslovenská slavistika. 1988. S. 27–32; Молдован A.Μ., Юрченко А.И. “Слово о законе и благодати” Ила– риона и “Большой Апологетик” патриарха Никифора//ГДР Л. 1989. Сб.1. С. 5–18. – Прим. изд. (А.Н.)] [Hryniewicz W. PamÌQc о chrzecie Rusi w przepowiadaniu Metropolity Ilariona//Ateneum Kaplaskie. 1989. R. 112. S. 23–38 (ряд богослужебных параллелей); Рогачевская Е.Б. Принципы использования текстов Священного Писания в произведениях русских ораторов XI–XII вв. (Митрополит Иларион и Кирилл Туровский )//Проблемы развития русской литературы веков: Тезисы научн. конф.... 18–19 апреля 1990 г. Л.: ИР ЛИ, 1990. С. 2 и сл.; Müller L. Eine weitere griechische Parallele zu Ilarions “Slovo o zákone i blagodati”//ТОДРЛ. 1993. Т.48. S. 100–105 (параллели в Гомилии на Псалом 5 Астерия Амасийского ). – Прим. изд. (К.А.)]. 427 Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. Μ., 1881. С. 324–329; П[етровский] М.[П.] Иларион, митрополит киевский, и Доментиан, иеромонах хиландарский//ИОРЯС. 1908. Т.13. С.81–133; Шахматов А.А. Отзыв об издании Н.П. Лихачева инока Фомы “Слово похвальное о благоверном вел. кн. Борисе Александровиче”. (ПДПИ. 176, прилож.). СПб., 1909. С. 17–20; Никольская А. “Слово” митрополита киевского Илариона в позднейшей литературной традиции//Slavia. 1928. Т. 7. S. 549–563, 853–870; Сперанский М.Н. Из истории (прим. 354). С. 16–19; Розов Н.Н. Похвальное слово вел. кн. Василию III//АЕ за 1964 г. 1965. С.278 и сл.; он же. К изучению русско-армянских культурных связей древнейшего периода//Вест. Ереванского ун-та. 1970. С. 197–203 (о возможных аллюзиях на Илариона в трудах католикоса Нерсеса Шнорали Мечев К. Литературно-идейная традиция в трех произведениях древнеболгарской, русской и сербской литератур//EBalk. 1966. Т.4. Р. 141–152.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

809 Σθας K. М εσαιωνικ βιβλιοθκη. Т. 1.1872. Σ. 73–136; Успенский . Образование. (Приложение. С. 39–40); Miller . Recueil des historiens grecs des croisades. T. II. 1881. P. 496–502,615–619, 737–741. 810 Λμπρος Σπ. Μιχαλ A κομιντου το Χωνιτου τ σωζμενα Т. 1 –2. A θναι, 1879–1880. См. об этом превосходную работу: Stadtmüller . Michael Choniates, в которой заново издан важный меморандум ( πομνηστικν) Алексею III (S. 283–286). 813 С походом Робера Гвискара А. Грегуар остроумно связал некоторые части «Песни о Роланде»: Grégoire H. La Chanson de Roland de l’an 1085//Bull, de l’Acad. de Belgique 25 (1939). P. 211–273 и Grégoire H. , De Keyser R. La Chanson de Roland et Byzance, ou de l’utilité du grec pour les romanistes//Byz 14 (1939). P. 265–316, 689–691. 814 Tafel-Thomas. Bd. I. S. 51 ff.; Dölger . Reg. 1081. Ср.: Heyd . Commerce du Levant. Vol. I. P. 118 sv.; Kretschmayr . Venedig. Bd. I. S. 161 ff. 815 Jireek . Die Bedeutung von Ragusa in der Handelsgeschichte des Mittelalters. 1899. S. 9,50; Šiši . Geschichte. S. 308 ff.; Ферлуга . Виз. управа в Далмации. С. 123. 816 См.: Jireek . Geschichte. Bd. I. S. 237–238; . Ucmopuja српског народа. Београд, 1926. С. 75 сл.; Ucmopuja народа Jyrocлabuje. T. 1. Београд, 1953. С. 248 сл. 817 О куманах см. прежде всего важную серию статей: Расовский Д. Половцы, I-IV//SK 7 (1935). С. 245–265; 8 (1936). С. 161–182; 9 (1937). С. 71–85; 10 (1938). С. 155–177. Дальнейшую литературу см. в: Moravcsik . Byzantinoturcica. Bd. I 2 . S. 92 ff. 818 См.: Leib B. Alexiade. II, 141, n. 3; Gyóni M. Le nom de Βλχοι dans l’Alexiade d " Anne Comnène//BZ 44 (1951). S. 243, Anm. 1. 821 О сношениях Алексея I и Робера Фландрского см. интересное исследование: Ganshof F.-L. Robert le Frison et Alexis Comnène//Byz 31 (1961). P. 57–74. И в самом деле, присланный графом Робером корпус сражался на византийской службе при Никомидии с эмиром Никеи, а также, кажется, принял участие в битве при Левунии. 822 См.: Holtzmann W . Studien zur Orientpolitik des Reformpapsttums und zur Ent-stehung des ersten Kreuzzuges//Historische Vierteljahrsschrift 22 (1924). S. 167–199, и Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alexios I. und Papst Urban II. im Jahre 1089//BZ 28 (1928). S. 38–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее следует палейная история Моисея, которая в большей своей части выстроена на материалах ветхозаветной Книги Исход. А. В. Михайлов, специально занимавшийся исследованием библейского компонента Палеи, пришёл к заключению, что палейный текст Исхода представляет собой выборку сильно сокращённых заимствований из этой библейской книги, которые чередуются с лаконичным пересказом тех или иных частей Исхода, а иногда и с воспроизведением довольно крупных блоков (например, хвалебные песни Мариам) (см.: Михайлов–1928. С. 51–52). Кроме того, в описании исхода Моисеева имеются апокрифические подробности: о повелении фараона утопить еврейских детей, о наименовании Моисея Немелхием; о сохранении костей Иосифа в Ниле; фрагмент об опреснении вод Мерры соединёнными крестообразно досками из кипариса, сосны и кедра; сюжет о распознавании тех, кто участвовал в изготовлении золотого тельца; свидетельство о сообщении Моисею на горе Синай истории сотворения мира и Адама «в образах», неканонические обстоятельства смерти Моисея. Все эти включения составляют весьма незначительную часть палейной истории Моисея, но они восходят к особой истории Моисея (т. н. «Доброе житие») отразившейся также в «Книге Яшар» древнеиудейских преданий (см.: Порфирьев–1872. С. 55–67; Истрин–1906. С. 96). В наиболее полном виде апокрифический рассказ о Моисее воспроизводит Палея Хронографическая (см. публикации: Тихонравов–1863. С. 233–253; Порфирьев–1890. С. 194–204; БЛДР. Т. 3. С. 120–149). «Житие Моисея» включено в ВМЧ митр. Макария под 4 сентября, а отдельные апокрифические сюжеты из этого «Жития» в разных вариациях читаются в «Еллинском летописце» 1-й и 2-й редакции, в ПВЛ, а также в сборниках смешанного состава (см.: ВМЧ. 1–5 сентября. Стлб. 164–253; Попов–1881. С. 61–111 – первая пагинация; с. 39–33 – вторая пагинация; ПВЛ. Т. I. С. 16–17; см. также: СККДР. Т. 1. С. 65–67). По сравнению с перечисленными памятниками апокрифический элемент истории Моисея в Палее Толковой минимален, но вычленить фрагментарно воспроизводимые в Коломенском и родственных ему списках неканонические детали можно только в сравнении с содержанием ветхозаветных сказаний, сохранённых хронографической и исторической редакциями. Пути проникновения иудейских преданий в древнерусскую литературу и взаимоотношение различных их версий ещё предстоит выяснить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Именно это свое убеждение я хотел выразить, по мере своих возможностей, в настоящей работе. Избранная библиография 69 (1) Невозможно перечислить все книги и статьи о таинстве крещения, его установлении, богословском значении и литургическом развитии. Библиографию ранних работ см. в книгах: Coblet J. Histoire dogmatique, liturgique et archeologique du sacrement de bapteme. Paris, 1881. Vol. 1–2; Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1885, а также в ст.: Bellamy J., Bareille G. [et. at.]//Dictionnaire de theologie catholique. Paris, 1923. Vol. 2. P. 167–355; Puniet P. de. Bapteme: Benedictions de l’eau//Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. Paris, 1925. T. 2. Col. 251–346, 685–713; Vacant A. Bapteme//Dictionnaire de la Bible. Paris, 1893. Vol. 1. Col. 1433–1441; Ales A. d’, Coppens J.//Dictionnaire de la Bible. 1928. Suppl. 1. Col. 852–924; Deinhardt W. Taufe//Lexikon fiir Tneologie und Kirche. Freiburg, 1937. Bd. 9. S. 1007–1018. Библиографию более поздних работ см.: Neunheuser В. Baptism and confirmation/Tr. J. J. Hughes. N. Y., 1964 [нем. ориг. см.: Handbuch der Dogmengeschichte. Freiburg, 1951. Bd. 4. Th. 2]; Hatchett M.J. An introduction to liturgical studies//The St. Luke’s journal/The School of Theology of the University of the South. 14.4.1972. P. 19–158; Crehan J. Ten years work on baptism and confirmation//Theological Studies. 1956. Vol. 17. P. 494–515; Flemington W. Baptism//The interpreter’s dictionary of the Bible. 1962. Vol. 1. P. 345–353; Stenzel A. Die Taufe: Eine generische Erklarung der Taufliturgie. Innsbruck, 1957; Beraudy R. L’initiation chretienne//Martimort A. G. L’eglise en priere: Introduction a la liturgie. Paris, 1961. Библиографию и обзоры текущей литературы см. в периодических изданиях: Jahrbuch fur Liturgik und Hymnologie. Kassel, 1955-; La Maison Dieu: Revue de pastoral liturgique. 1945-; Yearbook for liturgical studies. Notre Dame, I960-; Studia liturgica. Rotterdam, 1962-. (2) О крещении в Священном Писании и ранней церкви см.: Danielou J.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Глеб (Покровский), архиепископ Свердловский и Ирбитский Родился 8 апреля 1881 года. Окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1904 году рукоположен в сан иерея. До 1923 года сведений не имеем, по всей вероятности священствовал в Московской епархии. 23 дек.1923 года хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии. С 4 апр.1925 года епархией не управлял. 19 окт.1928 года уволен на покой. С 8 июля 1932 года – епископ Соликамский, вик. Пермской епархии. С 16 июня 1933 года – епископ Пермский. 9 июля 1934 года возведен в сан архиепископа. В 1935 г. – архиепископ Свердловский. С сентября 1935 года епархией не управлял. Год смерти неизвестен. Литература: «ЖМП” 1934, 22, стр.4. «Церк. обновл.» 1924, 4–5, стр.22. ФПС I, 190, стр.7. ФПС II, стр.4. ФПС IV, стр.3. ФПС V, 61. ФАМ I, 77, стр.7. Von 1923 bis 1926 war er auf den Solovki-Inseln inhaftiert. 1937 wurde er erschossen. Literatur: M. Pol‘skij, Novye mueniki I, 168; II, 128. Regel‘son 452 , 533 , 543 , 553. Gleb (Smirnov Ivan Ivanovi) EB von Orel und Brjansk Geboren am 23.8.1913 in Orechovo-Zuevo, Gouv. Moskau, sein Vater war der Protoierej Ioann Petrovi Smirnov, auch seine Vorfahren waren Geistliche. 1917 siedelt die Familie ins Dorf Zacharovo, Gouv. Rjazan‘ über. Er besuchte die Mittelschule in Rjazan‘, dann die tech­nische Schule in Moskau und konnte 1935 sie als technischer Leiter abschließen. Bis 1953 arbeitete er als Vw in einem Unternehmen in Rjazan‘ und in der obl. Rjazan‘. 22 .9.1953 Diakonweihe durch M Nikolaj ufarovskij. 11 .11.1957 Priesterweihe. Er diente als Diakon und Priester in Rjazan‘, in Michajlov und im Dorf Letovo, Ep. Rjazan‘. Seit 1965 ist er Protoierej. 1960 wird er Witwer. Ab 12.9. 1973 ist er Vorsteher der Boris-Gleb-Kathedrale in Rjazan‘ und Sekretär der Eparchieverwaltung. 4 .5.1976 Mönchsweihe, 5.5.1976 Archimandrit. 7 .5.1976 Ernennung zum В von Orel und Brjansk. 9 .5.1976 Bischofsweihe durch den Patriarchen u.a. Hierarchen. 7 .9.1978 Erhebung zum EB. Literatur: mP 1976,7,10–12. StdO 1976,9,3. mP 1978,11,2. mP 1978,12,6. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Во все времена истинный учёный, отвечая только пред Господом за свои научные разработки, прежде всего на себе готов испытать результат своих научных достижений. Вспомним, как в своё время русский мыслитель-учёный, автор организационной науки (которой нам так сегодня не хватает), изложенной в книге «Тектология: Всеобщая организационная наука», А.А.Богданов (1873-1928), будучи директором Института переливания крови, прежде всего, на себе проводил испытания нового метода исцеления и погиб вследствие тогдашнего недопонимания биологических процессов. В ситуации неопределенности с развитием пандемии, тем большая ответственность выпадает на государственных деятелей, вынужденных принимать решение на основании мнения сообщества профессиональных вирусологов, которое не даёт однозначного ответа. И здесь речь идёт не о самой науке, как таковой, а о мнении конкретного научного сообщества, отделённого от духовных Первооснов на основании провозглашения внецерковной организации общества. В процессе образования, в том числе и ученого-специалиста, происходит не только обучение, но и воспитание человека, а плоды воспитания налицо: для одного специалиста наука и истина синонимы, для другого «истинность» определяется уровнем материального вознаграждения, а третий может и вовсе обманывать себя и других по элементарной наивности. Как из этих, встречающихся с равной степенью вероятности, свойств человеческой природы, вычленить истину? Но если исключить, эту заведомо кем-то проплаченную треть «специалистов», всё равно остаются две неустранимые диаметрально противоположные точки зрения профессионального сообщества. Здесь мы имеем дело с персонифицированной стороной науки, связанной с носителем научного знания, с личностью ученого, но есть и концептуальная сторона науки, научное знание как таковое, к которому и апеллирует, обращается, учёный в подтверждение своих доводов. Христианское сознание о мире. Православный мыслитель, русский религиозный философ и богослов, протоиерей Василий Зеньковский (1881-1962), получивший свое первоначальное образование на естественно-математическом факультете Киевского университета, в своей последней книге-завещании «Основы христианской философии» ставит перед научным сообществом цель «вернуть, насколько это ещё возможно, философскую мысль к тем созерцаниям мира, к тому пониманию человека, которые рождались из глубины христианского сознания».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/17/pr...

Петр Иванович Орнатский (1842–1884) – сын священника Новгородской губернии. Обучался в Вологодской духовной семинарии (1858-1864), а с 1865 – 1870 г. в Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Служил военным врачом в Вологде. С 14.01.1872 врач семинарской больницы (ВЕВ. 1879. 3. С. 63-64). По всей видимости, Н.А. Ильинский отчасти путает его с братом Василием Ивановичем Орнатским (24.02.1856–08.08.1938) – учился в Вологодской духовной семинарии, окончил Военно-Медицинскую академию (1880) в Вологде кроме должности младшего врача лазарета занимал должность врача духовного училища, реального училища. В 1888 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Далее он служил в Варшаве, Архангельске и с 1907 г. в Киеве губернским врачебным инспектором. С 1915 г. на той же должности в Петрограде. Брат В.И. и П.И. Орнатского Матвей Иванович был преподавателем семинарии – см. выше. См. Сайт Орнатских. http://belolikovi.narod.ru/ornatskie.htm . Врач Вологодской духовной семинарии в 1881 и 1882 гг. В 1890-х заведующий уездной земской больницей в с. Никольском Тотемского уезда. См. Памятные книжки Вологодской губернии. Николай Николаевич Эсаулов (1864 – после 1931). Сын Уржумского городового врача. Окончил Московский университет. Защитил диссертацию (1895). Старший врач губернской больницы г. Вологды. (1895). Старший врач Губернской земской больницы г. Костромы (1900). Судебный врач (инспектор) в Костроме (1902). Инспектор Московского врачебного управления (1907). Начальник этого управления (1915). Организатор судебно-медицинской экспертизы в РСФСР. Начальник судебно-медицинской экспертизы Организационного подотдела Мосздравотдела (1928). Одновременно преподавал в Первом МГУ судебную медицину. Арестован ОГПУ в 1931 году. Приговорен к 5 годам высылки в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна. В.Ю. Назаров. Николай Николаевич Эсаулов//Судебно-медицинская экспертиза. 2016. 6. С. 62-64. С 1899 по 1901, см. Памятные книжки Вологодской губернии. Владимир Николаевич Проскуряков (ум. 1920) окончил Императорскую военно-медицинскую академию (1898). С 24.11.1898 врач-интерн губернской земской больницы, с 16.06.1899 сверхштатный ординатор той же больницы, с 28.08.1902 врач семинарской больницы и преподаватель медицины в Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1902. 22. С. 296.

http://bogoslov.ru/article/6177625

Ф. Ходасевича «Конец Ренаты» (1928). Л. Н. Толстой Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – русский писатель, мыслитель, критик, публицист, педагог. С переездом семьи Толстых в Казань поступил в Казанский университет (1844) по разряду арабско-турецкой словесности, в 1845 перешел на юридический, не окончив курса, уволился в 1847. Занимался переустройством быта крестьян в усадьбе (1847), наезжал в Москву (1848), сдавал экзамены на степень кандидата прав (1849), пытался служить в Тульском губернском правлении (1849). На Кавказе написал повесть «Детство» опубл. в «Современнике» (1852, под псевдонимом]. В 1851–1853 гг. участвовал в качестве добровольца, а потом артиллерийского офицера в войне с горцами, в 1854 отправился в Дунайскую армию, затем в Севастополь, где сражался с турками на прославленном 4-м бастионе. На материале армейского быта были созданы «Набег» (1852), «Рубка леса» (1852–1855), севастопольский цикл очерков (1855). В 1855 г. переехал в Петербург, вошел в круг сотрудников «Современника». Здесь закончены «Люцерн» (1857), «Утро помещика» (1856). В эти годы состоялась первая поездка в Западную Европу (1857). В 1853 г. написаны «Казаки». На рубеже 60-х годов Толстой оставил литературную деятельность и нашел себе другие занятия в деревне. Работал в яснополянской школе, издавал журнал «Ясная Поляна» (1862). В годы реформы выполнял обязанности ходатая по крестьянским делам как мировой посредник Крапивенского уезда. Написаны «Поликушка» (1861–1863), начало романа «Декабристы» (1860–1861). Роман «Война и мир» (1863–1869) печатался с 1865 г. В начале 1870-х г г. был задуман роман о Петре I, но педагогические интересы вновь переманили Толстого: написана «Азбука» (1871–1872), потом «Новая азбука» (1874–1875), сочинены сказки и басни, вошедшие в четыре «Русские книги для чтения». «Арзамасский ужас», посетивший Толстого в 1869 г., внес в его жизнь и публицистику темы тоски и смерти. В 1876–1877 гг. опубликована «Анна Каренина». В 1884 г. напечатана «Исповедь», а в 1882–1884 – «В чем моя вера?» и труды по нравственно-религиозным проблемам: «Исследование догматического богословия» (1879–1880); «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880–1881).

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010