Такие хитрости входят в число обязанностей всякого театрального руководителя, кстати, не только советского, но и западного. — Почему? — Ну а кто деньги-то дает? Государство или спонсоры. Хотя не всегда. У меня был однажды разговор с финансовым директором Королевского шекспировского театра, где только что произвели гигантскую реконструкцию. Они открывали обновленный театр в 2012 году. Я высказал аккуратное предположение, что часть денег была отпущена на Олимпиаду. Мне ответили: «Ничего подобного! Это национальная лотерея». И в самом деле, они всего лишь объявили национальную лотерею, часть дохода которой пошла на реконструкцию шекспировского театра. Люди покупали лотерейные билетики, получилась астрономическая сумма. Данте и пожар — Что это за женский мраморный бюст у вас на столе?  — Раньше у меня стоял замечательный бюст Данте, сделанный в стиле конца XIX века, ослепительно белый, из цельного куска каррарского мрамора, и совершенно неподъемный. Когда-то этот бюст принадлежал [историку, великому знатоку итальянского Ренессанса Алексею Карповичу] Дживелегову, у которого он стоял в прихожей, и Дживелегов как человек ироничный вешал на него шляпу. Потом он умер, а его вдова, Елизавета Сергеевна, подарила этот бюст Бояджиеву. Он водрузил его на стол и вел с ним беседы. Потом умер Бояджиев, и его вдова подарила скульптуру мне. Несколько лет назад ко мне приезжала телевизионная группа Первого канала, и для картинки им нужен был камин. В результате съемок произошел пожар, весь дом с книгами и архивом сгорел дотла, а бюст Данте исчез. Как? Куда? Он мог обгореть, расколоться, но не испариться же. Рабочие, которые помогали нам разгребать обгоревшие останки, были предупреждены, что это вещь ценная. Возможно, они его и унесли. Прошла еще пара лет, и коллеги из Института искусствознания на юбилей подарили мне новый бюст — пусть не Данте, но его возлюбленной, Беатриче. И конечно, не из мрамора, а из гипса. Но все равно здорово. Красивая история. Фото: Анна Селина Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/teatr-chudishhe-kotoro...

Кроме того, мы с ним встречались у Елены Сергеевны Булгаковой, он входил в булгаковскую компанию вместе с [театроведом и режиссером] Павлом Александровичем Марковым, историком театра Виталием Яковлевичем Виленкиным и еще некоторыми мхатовцами. Однажды за обедом у Елены Сергеевны он спросил: «Леша, а хочешь, я тебе принесу “Театральный роман”?» Это тоже было еще до публикации. А когда он был опубликован, у моего отца дома собралась обычная компания — тот же Виленкин, [актеры] Александр Михайлович Комиссаров и Владлен Давыдов. И пошел разговор о том, надо ли было это печатать. Виленкин говорил, что не надо, потому что у читателей сложится превратное представление о Станиславском, Немировиче-Данченко, да и вообще обо всем Художественном театре. Это писалось только для своих, как театральный капустник, целиком составленный из закулисных собраний и шуток. Мой отец сказал, что абсолютно не согласен. Публиковать надо, эта книга не для узкого круга, а для всех, потому что замечательно написана. — Конечно, это же не театральные сплетни, это про безответную любовь к театру, и вообще про всякую безответную любовь. — Это именно роман . И там есть замечательная формулировка, которую я все время вспоминаю. Герой «прикован к театру, как жук к пробке». Это очень мучительно. Он привязан проволокой, и эта проволока — любовь. Кто мешает драматургу повернуться спиной к театральному миру и хлопнуть дверью? А он не может, потому что, как он говорит, «этот мир — мой». — Но уродовать пьесу в угоду театру он все же не хочет. Он знает, что тогда потеряет себя. — Полностью потерять себя в театре должен каждый, кто имеет к нему отношение. Да, это чудище, которое пожирает людей. Но ведь это и мучительно, и сладко. Я по себе знаю. Дубленка, 11 метров и старое фото — Дом, где мы жили, находился на углу Тверской и Камергерского. Два огромных корпуса — 4 и 6, напротив Телеграфа, — были построены для сталинской элиты, когда расширяли улицу Горького. Дома ломали, а один, который стало жалко, поставили на бревна, как на подводы, и передвинули в глубь двора.

http://pravmir.ru/teatr-chudishhe-kotoro...

К нашим наблюдателям стали подходить с приветствиями отдельные кардиналы и епископы. В числе их были Агаджанян, Кениг и Монтини. От о. Виталия и архимандрита Владимира не ускользнул и тот факт, что епископ Антоний (Бартошевич) и протоиерей Троянов, представлявшие на Соборе Русскую Православную Церковь за границей, вели себя очень сдержанно, хотя и в пределах вежливости. На 18 часов 30 минут этого же дня был назначен прием Папой всех наблюдателей. Но до этого времени состоялась встреча с послом СССР в Италии С.М. Козыревым. Позже об этой встрече о. Виталий Боровой записал: «Из беседы мы узнали, что реакция мировой и итальянской прессы на наше прибытие в подавляющем своем большинстве благоприятная и благожелательная» 215 . Антоний (Бартошевич), архиепископ Женевский и Западно-европейский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (19101993) Бартошевич Андрей Георгиевич родился в ноябре 1910 в С.-Петербурге. Отец, полковник российской армии Георгий Владимирович Бартошевич, и мать Ксения, будучи глубоко верующими людьми, дали детям строго православное воспитание. В начале революционных событий 1917 г. отец эвакуировался в Белград, мать вместе с сыном переехала в Киев, где мальчик учился до 1924 г. В середине 20-х гг. XX в. А. Бартошевич переехал с матерью к отцу. После окончания русско-сербской гимназии в 1931 г. поступил на технический факультет Белградского ун-та, через 3 года перешел на богословский факультет, окончил его. Духовником Антония в эти годы был иеросхимонах Мильковского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Амвросий (Курганов). В 1941 г. в Мильковском монастыре Андрей Бартошевич был пострижен в монашество. В том же году председателем Архиерейского Синода РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским) рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха и служил в Троицком храме Белграда. Одновременно являлся законоучителем в русском кадетском корпусе в г. Бела-Церква. С апреля 1945 по 1949 г. состоял в каноническом подчинении РПЦ, служил в русском Троицком храме в Белграде, в феврале 1946 г. возведен в сан архимандрита. С 1949 г. клирик РПЦЗ, служил во Франции, Бельгии, Швейцарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце Второй мировой войны в подчинение Московскому Патриархату возвращается находившийся до этого в юрисдикции Константинопольского Патриархата митрополит Евлогий, а также, с 31 августа 1945 г., и митрополит Западноевропейский Серафим. Однако, вновь находятся приходы, не последовавшие за ним и оставшиеся в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, для которых 10 марта 1946 г. во епископа «Брюссельского и Западно-Европейского» рукоположен Нафанаил (Львов). С этого времени Западно-Европейская паства Русской Православной Церкви Заграницей вновь существует в рамках одной епархии. Во время своего пребывания на Западно-Европейской кафедре святитель Иоанн (Максимович) многое сделал для укрепления здесь Православия и распространения его среди народов Европы. Им был начат процесс восстановления почитания Православной Церковью древних западных святых, приняты под свой омофор Французская и Голландская Православные Церкви, которым он содействовал в подготовке местных священнослужителей, изданию богослужебной литературы на французском и голландском языках. В течение ее послевоенной истории для епархии назначались викарные епископы с титулами «Престонский», «Женевский», «Брюссельский», «Гаагский», «Лесненский» и «Вевейский». Кафедральным городом епархии в разное время являлись Париж, Брюссель и Женева. Первым епикопом Женевским стал Леонтий (Бартошевич), хиротонисанный в качестве викария епархии 24 сентября 1950 г., а первым правящим архипастырем Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей с титулом «Женевский» — его брат, архиепископ Антоний (Бартошевич), в 1963 г. Епархия объединяла приходы в Австрии, Бельгии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Франции, Швейцарии. Кафедральным собором был Крестовоздвиженский в Женеве. С октября 2017 г. епархия находилась  под временным управлением председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона . Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 20 сентября 2018 г. председатель Архиерейского Синода освобожден от управления приходами Западно-Европейской епархии, епископом Ричмондским и Западно-Европейским с местопребыванием в Лондоне назначен Преосвященный Ириней (Стинберг) .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244816...

В 1951 г. В. определено быть епископом Монтевидеоским, викарием Сан-Паульской епархии РПЦЗ (Бразилия), хиротонию совершили 12 июля того же года Женевский еп. Леонтий (Бартошевич) и Брюссельский и Западноевропейский еп. Нафанаил (Львов) в Успенском храме Лондона. 23 авг. В. прибыл в Бразилию и получил в ведение Троицкий приход в Сан-Паулу. Через нек-рое время В. создал при Троицком храме монашескую общину, к-рая опекала детский приют и типографию, издавала ж. «Православное обозрение». Большое внимание уделялось миссионерской деятельности как среди рус. эмигрантов, так и среди местного населения. Трудами В. и братии Троицкой общины были основаны приходы в г. Гояния и в мест. Педрейра (близ Сан-Паулу). В 1955 г. В. был назначен викарием Канадской епархии РПЦЗ с кафедрой в Эдмонтоне (пров. Альберта) с поручением управления западноканад. приходами. В том же году в мест. Гранада, в 75 км от Эдмонтона, В. основал Успенский скит для размещения братии и типографии Троицкой общины, переведенных из Сан-Паулу. В 1958 г. возведен в сан архиепископа с присвоением титула Монреальского и Канадского, включен в Архиерейский Синод РПЦЗ. Стараниями В. в Монреале было приобретено здание для кафедрального собора, обустроено архиерейское подворье, в Оттаве основан Покровский храм, в Мансонвилле (пров. Квебек) построен Преображенский муж. скит. По инициативе В. в епархии неоднократно проходили всезарубежные съезды рус. молодежи. С 1976 г. В. являлся одним из заместителей первоиерарха РПЦЗ митр. Филарета (Вознесенского) . После кончины митр. Филарета († 21 нояб. 1985) для избрания нового главы РПЦЗ был созван Архиерейский Собор, открывшийся 20 янв. 1986 г. После 2 туров голосования В. и архиеп. Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич) получили равное и наибольшее количество голосов, вслед. чего было принято решение избрать митрополита жребием. 22 янв. В. возглавил РПЦЗ, 25-26 янв. в Знаменском синодальном соборе Нью-Йорка состоялся чин настолования и возведения его в сан митрополита Восточноамериканского и Нью-Йоркского. При В. в РПЦЗ были проведены канонизации мн. святых, в т. ч. архиеп. Иоанна (Максимовича) (1994).

http://pravenc.ru/text/158840.html

Русские выпускники Православного богословского факультета в Белграде сыграли позже значительную роль в жизни российской эмиграции, в то время как некоторые из них стали важными деятелями православного богословия. В первом поколении выпускников (1924/1925) из одиннадцати дипломантов – пятеро были русскими . Среди первых выпусников белградского Богословскго факультета числятся: Николай Николаевич Афанасьев (позже известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже), Николай Михайлович Зернов (позже профессор в Оксфорде), Леонид Георгиевич Иванов (позже Серафим, архиепископ Чикагско-Детроитский и Средне-Американский Русской Заграничной Православной Церкви), Константин Эдуардович Керн (позже архимандрит Киприан, известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже) и Михаил Борисович Максимович (позже святитель Иоанн, епископ Шанхайский, а затем архиепископ Сан-Францисский Русской Заграничной Православной Церкви). Русскими выпускниками Православного богословского факультета в Белграде также являлись: Андрей Юрьевич Бартошевич (позже Антоний, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Русской Заграничной Православной Церкви), Лев Юрьевич Бартошевич (позже Леонтий, епископ Женевский Русской Заграничной Православной Церкви), Иван Алексеевич Гарднер (позже Филипп, епископ Потсдамский Русской Заграничной Православной Церкви), Никодим Васильевич Ефимов (позже Спиридон, архимандрит Русской Заграничной Православной Церкви в США), Флор Козмич Жолткевич (позже протопресвитер Русской Заграничной Православной Церкви в Венесуэле), Митрофан Константинович Зноско (позже епископ Бостонский Русской Заграничной Православной Церкви), Михаил Иоаннович Кухтин (позже Иоанн, митрополит и первоиерарх Чехословацкой Православной Церкви), Владислав Григориевич Неклюдов (позже протоиерей Русской Заграничной Православной Церкви, а затем Московского Патриахата в Белграде), Владимир Васильевич Пронин (позже Василий, архимандрит в Закарпатье), Феодор Федорович Раевский (позже Савва, архиепископ Сиднейский и Австралийский Русской Заграничной Православной Церкви), Владимир Александрович Родзянко (позже Василий, епископ Сан-Францисский и Калифорнийский Американской Православной Церкви), Александр Федорович Сенькевич (позже Антоний, архиепископ Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский Русской Заграничной Православной Церкви), Георгий (Савва) Евгеньевич Советов (позже архиепископ Польской Православной Церкви – цареградская юрисдикция), Виталий Васильевич Тарасьев (позже протоиерей Московского Патриархата в Белграде), Викентий Флорианович Фрадынский (позже профессор Православного богословского факультета в Белграде) .

http://bogoslov.ru/article/4825605

Димитрий (Биакай), мон. София (Крылатова), игуменья Тамара, архим. Антоний (Бартошевич) будущий архиеп. Женевский, епископ Женевский Леонтий (Бартошевич). Константин Студенцов, художник из Брюсселя, Гефсиманская игуменья Мария (Робинсон) Игуменья Мария опасалась за судьбу общины и вверенных ей гробниц с останками новомучениц Елисаветы и Варвары. Для обсуждения создавшегося положения она в сопровождении монахини Варвары отправилась в Лондон, оттуда – в Мюнхен, к митрополиту Анастасию. Связь с руководством РПЦЗ восстановилась, и вскоре на Святую Землю был прислан архимандрит Димитрий (Биакай), назначенный духовником Вифанской общины, а позже начальником Миссии. Вместе с ним прибыло и пополнение – группа сестер из Европы. Именно из Гефсиманской женской общины под руководством игуменьи Марии вышла и знаменитая настоятельница Русского Елеона игуменья Тамара (Великая княжна Татьяна Константиновна Романова-Багратион-Мухранская). С момента образования общины «нижний» дом на участке Русской Гефсимании перестали сдавать в аренду – в нем разместили игуменскую, сестринские келлии и канцелярию. Чуть выше возвели еще одно здание с четырьмя большими келлиями (ныне это гостиница), в которых тоже разместились сестры. Кроме того, сестры жили и в нижних помещениях под храмом. После 1948 года материальное положение иерусалимских женских обителей, оставшихся под омофором Русской Зарубежной церкви, осложнилось тем, что они лишились части дохода, выручаемого прежде от сдаваемых в аренду русских построек – теперь они отошли государству Израиль. Община в то время существовала на средства Синода РПЦЗ, частные пожертвования паломников, а также на заработок сестер иконописью, вышиванием, ткачеством, переводами и уроками. Основой же по-прежнему оставались личные средства игуменьи Марии и монахини Марфы. Гефсиманская, она же Вифанская, обитель продолжала свое благородное и богоугодное дело евангельских Марфы и Марии, а также Великой княгини Елисаветы Федоровны. Молодые образованные сестры – русские и арабки — вместе работали в монастырской школе для арабских девочек, трудились на миссионерском поприще, защищая Православие на Святой Земле, издавали миссионерский листок на арабском языке, который, с благословения Иерусалимского Патриарха Тимофея, рассылался по местным приходам и православным храмам других государств Ближнего Востока.

http://pravoslavie.ru/140398.html

1002 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1.Д. 10. Л.30. См. также: Кратък животопис на Светител Серафим, архиепископ Богучарски, Софийски чудотворец. Православно слово. 2002. 1. С. 18. 1003 См.: Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1951. 1. С. 2. 1011 ОбозрениежизниЗар[убежной] ЦерквипослеСобора 1938 г. Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box 3. Folder 8. 1013 Б.М. О единой и единственной спасающей Церкви Христовой. Церковная жизнь. 1961. 57. С. 99101; Заявления Архиепископа И ак о ва. Церковная жизнь. 1962. 16. С. 40. 1014 См.: Слова, вызывающие у верных большое смущение и требующие более точных выражений. Церковнаяжизнь. 1960. 34. С. 5758. 1015 См.: Viscuso P. A quest for reform of the Orthodox Church: the 1923 Pan-Orthodox Congress. Berkeley, 2006. P. 185186, 189191. 1016 См.: Определения Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей. Церковные ведомости. 1923. 1314. С. 12. 1020 См.: Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья. С. 201203, а также: Определения Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей. Церковная жизнь. 1964. 16. С. 12. 1027 См., напр.: Старостильники в Греции. Церковная жизнь. 1951. 2. С. 31; Преследование старостильников. Церковная жизнь. 1951. 56. С. 63. 1032 Антоний (Бартошевич), архиеп. Письмо протопр. Г. Граббе 25.07.1975. Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box 1. Folder 7. 1034 См.: Корнилов. Монах от Оптины до Платины: Жизнь епископа Сеаттлийского Нектария (Концевича). С. 3132. 1035 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1964. 16. С. 25. 1038 Серафим (Иванов), архиеп. Письмо митр. Анастасию 10.06.1963. C. I. HTSA. F. «Maevskii». В. 36. F. 5. 1043 См.: Определения Собора Епископов Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1964. 16. С. 1213. 1044 Антоний (Бартошевич), архиеп. Письмо протопр. Г. Граббе 25.07.1975. Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box I. Folder 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указ от 19 апреля утверждал протоиерея Иоанна Сокаля настоятелем Свято- Троицкой церкви в Белграде и временно исполняющим обязанности благочинного русских приходов на территории Югославии. В нем же епископ Сергий (Ларин) писал о. Иоанну Сокалю: «Поручаю Вам принимать в общение с Московской Патриархией клириков и монашествующих т[ак] называемой] «Карловацкой группировки», через принесение покаяния, о чем составляйте акты и препровождайте в Управление делами Московской Патриархии. По всем вопросам обращайтесь за указаниями к Московской Патриархии непосредственно. По вопросам о Св. мире, Антиминсах и утверждению постановлений по бракоразводным процессам, а также по всем делам, требующим архиерейской каноническ[ой] санкции, обращайтесь в Священный Синод Сербской Церкви». 262 20 апреля епископ Сергий утвердил рапорт протоиерея Иоанна Сокаля о составе клира Свято-Троицкой церкви. В него входили: протоиерей Владислав Неклюдов, протоиерей Виталий Тарасьев, священник Владимир Мошин, протодиакон Александр Качинский, исполняющий обязанности псаломщика А.Д. Охотин, исполняющая обязанности псаломщика В.Н. Лучинская, приписной, вне штата, иеромонах Антоний (Бартошевич), староста церкви – Г. В. Бартошевич, секретарь благочиния – В.Ф. Фрадынский. Равным образом была включена вся церковная община при Свято-Троицкой церкви в состав Белградского подворья Московской Патриархии. 263 Была составлена подробная, хотя и небрежная с историко-церковной точки зрения, опись имущества и утвари храма. Обращает на себя внимание запись о наличии 12 комплектов архиерейских облачений. Однако в Белграде не было уже ни одного русского епископа, кто мог бы их носить. 27 апреля Владыка Сергий подписал список священнослужителей, принятых в общение с Московской Патриархией. В него, кроме уже перечисленных лиц, входили: протоиерей Сергий Ноаров, сверхштатный священник в Св. Троицкой церкви; протоиерей Виталий Лепоринский, настоятель церкви в Земуне; протоиерей Иоанн Гандурин, настоятель церкви св. царя Лазаря; протоиерей Алексий Ефремов, иеромонах Иларион (Скляр), игумен Лука, настоятель братства «Святого Креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самым дорогим местом был для меня в Белграде Свято-Троицкий храм с его уставными службами, прекрасным хором. Из чтецов особо выделялся Лева Бартошевич, в то время студент. Бывало, стоишь в храме, на первой седмице Великого поста, за утренней великопостной службой. Служба длинная, а усталости не чувствуешь. Быстрое четкое чтение на клиросе заставляет тебя невольно участвовать в богослужении, обогащая сердце все новыми и новыми переживаниями. Так мог читать только Лева Бартошевич, музыкально одаренный, любимец Митрополитов Антония и Анастасия, в котором Митрополит Анастасий видел своего преемника на великой свещнице Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Об этом говорил мне уже в США сам владыка Анастасий. Лева – епископ Леонтий – в молодом возрасте скоропостижно скончался в Женеве. Чудотворный образ Курско-Коренной, знамена Российской Императорской Армии, служение Митрополита Антония и его проповеди , состав духовенства во главе с незабываемым о. Петром Беловидовым – все это влекло в Троицкий храм молодое сердце, ищущее в жизни не видимости счастья, а счастья реального, непреходящего. Все в храме дышало любовью, на лицах молящихся – устремленность ввысь, к подлинной реальности. Передо мной и сейчас трогательная картина верности в любви к России, павшей по милости американо-европейского капитала под натиском марксова интернационала: входят в храм бывшие военные в своих старых шинелях и мундирах; приложившись к святым образам, подходят к знаменам и, осеняя себя крестным знамением, целуют древка знамен; на их лицах слезы покаяния и боли за Россию. Нередко, возвращаясь после вечерних лекций восвояси, при виде открытых дверей храма или света в окнах заходил я в храм. Там гроб, в нем неизвестный мне почивший, ставлю свечу и читаю над покойным Псалтирь. Курсовые экзамены проходили довольно успешно. Готовился я к педагогической деятельности, поэтому особое внимание уделял курсу психологии, педагогики и методики преподавания. Педагогику и методику слушал у проф. Йордана Илича. Он был моим любимым профессором, несмотря на то, что по русскому языку, который он же преподавал в Университете, получил я всего лишь 8 из 10. А ведь я отлично окончил русскую гимназию!

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010