Скачать epub pdf Доклад баптиста (пастор Александр Финогенов) Баптистский пастор (докладчик) : – Мы подготовили определения к слову «Причастие». В Библии встречаются следующие наименования к этому установлению: «Вечеря Господня», или можно сказать на простом языке, как «Ужин Господа» ( 1Кор. 11:20 ); «Преломление хлеба» ( Деян. 2:42 ; Деян. 20:7 ); «Причастие», то есть, можно сказать проще – Приобщение ( 1Кор. 10:16 ); и «Чаша благословения» ( 1Кор. 10:16 ). Кроме того, в более поздние времена возникли следующие названия: «Евхаристия» (греч. εχαριστα – благодарение); «Литургия», то есть служение; «Месса», вероятно от латинского слова «missa», то есть отпущение, этими словами из церкви отпускались люди, которые не приняли святое водное крещение перед причастием; «Жертва бескровная», поскольку некоторые христианские конфессии считают, что во время причастия, когда преломляется хлеб, снова повторяется жертва Христа; «Мистерия» , то есть тайна. Это основные понятия. Библейское описание Христовой вечери. Был обычный пасхальный ужин в иудейской традиции. В конце ужина Христос взял хлеб -иудейские опресноки (скорее всего, иудейские опресноки), помолился благодарственной молитвой и преломил этот хлеб. Он подал его ученикам со словами объяснения и наставления: «сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22:19 ). После этого он взял чашу с вином и дал ее ученикам, объясняя ее значение: «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:20 ). Скорее всего, Христос сопровождал эти действия и другими словами наставления, которые упоминаются в других местах Писания, например, «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» ( Мк. 14:24 ); «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:27–28 ); «Сие творите, когда только будете пить в мое воспоминание» ( 1Кор. 11:25 ). Значимые элементы причастия. Наличие одного большого куска (лепешки, хлеба), который символизирует единство тела Христова «Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Использование хлеба и вина символизирует смерть Христа. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» ( 1Кор. 11:26 ). Когда вино наливали из кувшина в чашу, это символизировало пролитие крови. Сравните – «за вас проливается» да, сказано так; принятие и вкушение и примите, ешьте хлеба и вина, что символизирует согласие с жертвой Христа, зависимость от нее и упование именно на жертву Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Содержание Об единстве истины Божией Что для человека должно быть дороже всего в жизни?   То, чтобы ему спасти «свою душу» (Мф. 16:26), и получить «жизнь вечную» (Рим. 2:7), «радость» бесконечную (Рим. 14:17) и вечно «славословить Бога», подобно святым Ангелам (Пс. 149:5—6; Лк. 2:13). Каким путем человек может придти к бесконечному блаженству?   Путем истины Божией. Об этом пути просил некогда Псалмопевец Давид: «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего» (Пс. 24:4, 5). Где же эта истина Божия?   Истина Божия — во Христе Иисусе, как Он Сам о Себе сказал: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Как называется у нас следование за Христом?   Оно называется религией, а чаще всего верой; последнее слово указывает на то, что человек поверил во Христа и во всем следует за Ним, делает все так, как Христос повелел (Мф. 16:24) Правильно ли думают некоторые люди, что религия означает одно, а вера — совершенно другое?   Нет, неправильно и совершенно неосновательно. Религия есть слово латинское, а вера — слово русское, но оба они определяют не что иное, как отношения между Богом и человеком. Слово «религия» указывает на союз Вседержителя Творца с человеком, а словом «вера» отмечаются два существенных признака этого союза: с одной стороны указывается, что Бог открыл человеку Свою волю, а с другой стороны, — что человек верит в Бога и с послушанием принимает Его слово (Ин. 14:10—12) Можем ли мы сказать с одинаковым смыслом: «религия христианская» или «вера православная»?   Можем, потому что оба эти понятия, по своему смыслу, означают одно и то же. Сколько может быть истинных вер, или истинных религий?   Истинная вера только одна. Ап. Павел говорит: «один Господь, одна вера» (Еф. 4:5) Как же в настоящее время говорится о многих христианских верах: православной, латинской или римско-католической, протестантской, лютеранской, штундовской или баптистской, пашковской или «евангельской», меннонитской, молоканской, новомолоканской, адвентистской, хлыстовской, скопческой, ново-израильской, беседнической — от братчиков, духоборческой, толстовской и других?   Из всех этих многочисленных религий, или вер, только одна есть вера истинная православная, а остальные все — ложные. Они измышлены диаволом и человеческой гордостью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Теперь о посте втайне . Эти слова, что следует из контекста речи Христа ( Мф.6:16–18 ), говорят не о том, что о нашем посте не должен знать никто и никогда, а о том, что поститься нужно не напоказ «как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися », а для Бога. О том, что фарисеи постились два раза в неделю, все знали, но если бы первые не принимали на себя мрачные лица; если бы они не показывали окружающим всеми способами, что они постятся, пытаясь заслужить их похвалу, то они не были бы осуждены Христом. Когда в Ветхом Завете объявляли всенародный пост, то каждый знал о том, что его собратья постятся. Но ведь это не значит, что все постились напоказ и что такой пост Бог осуждает. Наоборот, одобряет, ведь Он Сам повелевал такие посты объявлять! Или если баптистский пастор призовёт свою общину попоститься в определённый день, и все члены общины будут знать о том, что их братья постятся, то неужели такой пост, по мнению протестантов, не может быть богоугодным, «втайне»? Неужели такой пост всегда и для всех будет фарисейским и показным, Христом осуждаемый? Зачем же тогда протестанты, хотя и крайне редко, постятся общими постами? В той же Нагорной проповеди, где Христос обличает фарисеев в показном посте, Он обличает их и в показной молитве, говоря, что лицемеры «любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Нас же Он учит молиться втайне . «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:5–6 ). Итак, если Христос запретил прилюдную молитву и заповедал молиться тайно, в своей комнате за закрытой дверью, то зачем же тогда протестанты постоянно молятся прилюдно – на всех своих собраниях? Значит, они прямо уподобляются фарисеям, которых Христос осудил за прилюдную, а не тайную молитву? Если нет, если протестанты понимают, что не всякая нетайная, не только Богом слышимая молитва осуждается Богом; если они понимают, что молитвой, которую слышат люди, всё же можно молиться не напоказ, не лицемерно и не греховно, то таким же образом и поститься можно не лицемерно и не напоказ даже тогда, когда о нашем посте знают другие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Ф. Мюнцер был лжепророком и погубил множество людей, и даже М. Лютер называл его архидьяволом 653 . О самом М. Лютере одни баптистские пасторы говорили мне, что он был антихристом, потому что он убил множество людей. И подобным образом, хотя и не всегда так жестко, относятся к Лютеру и его соратникам и многие другие протестанты. Но если он антихрист, то как от него могло произойти чистое христианство? Как говорил Христос: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду» ( Мф.12:33 ). О том же говорил и ап. Иаков: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» ( Иак.3:11 ). Отцы Церкви, на которых основывает своё Богословие Православие, и которым Она доверяет толковать Св. Писание, никого не убивали и не благословляли, как реформаторы, вырезать целые города вместе с женщинами и детьми. И ясно, что ни одному православному никогда в голову не придёт назвать кого-то из отцов Церкви «антихристом» или «архидьяволом». 4) Писания отцов Церкви отличаются великой мудростью и красотой слова, что является Божьим даром, ибо Бог наш есть Слово ( Ин.1:1 ). Начав читать отцов Церкви, меня поразило не только единство их учения, но и не в меньшей степени величие, мудрость, духовное изящество, а также сила и власть их слова. Начав читать отцов Церкви невольно вспоминались слова Евангелия: «...народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф.7:28–29 ), ибо святые отцы, будучи Божьими избранниками, уподоблялись в этом Христу 654 . Если сказать кратко, то начав читать отцов Церкви (и вообще, классические православные книги), я довольно скоро осознал, что уже не смогу больше читать протестантские книги. Мне могут здесь в возражение сказать, что мои выводы субъективны. Конечно, Истину, как было замечено, нельзя (здесь на земле, до открытия Суда Божия) доказать так, чтобы ничего нельзя было возразить. Но к такому заключению пришло множество протестантов, начавших читать св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Федор Студит писал об иконоборцах следующее: «Нет ни одной ереси, из зарождавшихся в Церкви, хуже этой иконоборческой ереси. Она отвергает Христа, ударяет Его в лицо». О священстве Следующим ключевым пунктом баптистского вероучения является пункт об отсутствии преемственности в священнослужении. Баптистами принимается принцип, как выше уже было сказано, «всеобщего священства», исходя из слов Откровения: «...соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» ( Откр. 1:6 ); «И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр. 5:10 ); «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20:6 ). Опираясь на эти стихи, баптисты утверждают принцип всеобщего священства. Объемлет ли такое толкование весь смысл апостольских слов? Рассмотрим это. Начиная с ветхозаветных времен, род священников и левитов в еврейском народе утвержден и освящен был Самим Богом ( Исх. 28:1, 43 ; Лев. 8:6, 12 ; Втор. 34:9 и т.д.). В Новом Завете такая преемственность осуществляется через возложение рук. Смотрите, чего бы, казалось, не доставало Савлу, обращенному в пустыне Самим Богом; не это ли высшее благословение, что гонитель не только обратился, прозрел духовно, но и встал под знамена Христа? Но нет. Этого оказалось мало. Господь посылает ему, как уже избранному Своему сосуду ( Деян. 9:15 ), навстречу Ананию из Дамаска, чтобы последний возложил руки на обращенного Савла ( Деян. 9:17 ). Значение преемственности через возложение рук в книге Деяний развивается и далее: «Рукоположив же им пресвитеров в каждой Церкви, они помолились с постом и предали их Господу...» ( Деян. 14:23 ). Когда еще Сам Спаситель ходил по земле и исцелял прокаженных, недугующих, расслабленных, то и тогда даже, обличая лицемерие и порок в священнослужителях, но исполняя Закон Отца Своего, этих же, Им исцеленных, людей отсылал показаться священникам: «Пойдите, покажитесь священникам» ( Лк. 17:14 ). «Вы – соль земли... Если соль потеряет силу...» ( Лк. 14:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Что ж, предложение прочесть вышеприведенные ссылки настолько многообещающе, что мы, пожалуй, не только их прочтём, но и разберём их в контексте. Итак, ссылка из первого послания ап. Петра ( 1Пет.1,24 ): Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава, и цвет её опал. Но слово Господне пребывает вовек (24–25ст). Слова эти цитированы ап. Петром из книги пророка Исаии, где сказано:  Всякая плоть – трава, вся красота её как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно ( Ис. 40:6-8 ). Как видим, здесь вечность Господа сравнивается с тленностью человека Ничто в сравнении с Богом не вечно: Они (небо и земля) погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают как риза, и как одежду свернёшь их, и изменятся. Но Ты Тот же, и лета Твои не кончатся ( Евр. 1:11-12 ). Ковчег, жертвенник, храм и прочие святыни Израиля тоже ветшают и не вечны, однако они почитались “святынею великою в Израиле” ( Исх. 29,37 ; Пс. 5,8; 131,7 ; Нав. 7,6 ; Деян. 24,11 ). То, что нетленные мощи относительно Бога тленны и изменчивы, не повод к отрицанию их святости. К тому же важно заметить, что ап. Пётр противопоставляет эти Ветхозаветные слова благовестию Нового Завета. Это замечает и баптистский богослов Джон Ф.А. Сойер: «Пессимистический взгляд на человечество в 40,6–8 (см. Пс.38,5-7 ; Иов.14 ) напоминает Ис.6 но, как ни парадоксально, это источник надежды, если вы только будете уповать на Бога. Это тоже знакомая тема Исаии (7,9;30,15; 31,1–5)» . 520 В предыдущем стихе он говорит, что христиане возрождены от слова Божия, живого и пребывающего вовек и что это возрождение в противовес Ветхозаветному произошло не от тленного семени, но от нетленного (23 ст). Итак, мы видим, что при большом желании отнеси эту цитату к вопросу о мощах (тогда как она к ней вовсе не относится), она скорее подтверждает возможность нетления мощей по благодати Святого Духа, чем опровергает её.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Я считал, что уверенность в спасении отвечает на все вопросы. Оказалось, что не все ответы я могу понять. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:1-3 ). Оказывается, можно иметь всякое познание Священного Писания, можно иметь всю евангельскую веру, но при этом не иметь… любви. Оказывается, можно проявлять высшую форму жертвенности, но при этом руководиться не любовью, а чем-то иным. Я не могу себе представить, что такое возможно: человека, имеющего «всякое познание и всю веру», говорящего прекрасные проповеди, имеющего дар пророчества, отдавшего себя на служение людям, Господь может отвергнуть на судилище, как пустого, надутого фразёра. Неожиданный, страшный приговор ожидает кого-то из нас. Может быть, прежде всего, меня. «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:23 ). К кому Иисус обращается? К тем, кто от Его имени пророчествовал, Его именем творил многие чудеса, Его именем изгонял бесов, то есть обращается к Своим… служителям. На Земле – известные и почтенные, на Небе – получат не славу, а осуждение. За то тайное, что скрывали в сердце даже от самих себя…. «Самый последний период христианства на земле… характерен тем, что даже в рядах истинных евангельских церквей… будет духовное охлаждение; большинство верующих будет не с горячими, а только с теплыми сердцами… Характерной чертой такого теплого, а не горячего, христианина является довольство собой, своими знаниями, своей духовной силой. К таким христианам обращены слова Христа: «Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:17 ). «Не знаешь, что ты несчастен» – этот пронзительный взгляд Христа я почувствовал лишь в Православной Церкви. Никак не доходило до моего искреннего баптистского сердца, что и достигший духовных высот, я могу оказаться жестоко обманутым – самим собой.

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

Яркий тому пример: ревностный почитатель отеческих преданий – Савл. Втретьих, Дух дышит, где хочет ( Ин. 3:8 ), а спасает – где может. Если какая-то община познакомила человека с Богом, то это не значит, что это и есть полнота Церкви Христовой. Церковь есть место спасения, а не только знакомства с Богом. Во втором послании коринфянам ап. Павел предупреждает христиан о том, что христианин может принять благодать Божию, но и та может оставаться в нём тщетной ( 2Кор. 6:1 ), что не означает, что она никак не проявляется. Но не спасает. В сектах чаще всего только знакомство с Богом и возможно. Как правило, в общинах способных поднять человека лишь на первую ступень богопознания, эта то ступень (знакомство) и называется спасением. И тогда эти “спасённые” вынуждены этот момент своего восхождения бесконечное число раз пересказывать до конца своей жизни. Вчетвёртых, глубокие чувственные переживания сверхестественного есть не только во всех конфессиях, но и язычестве, оккультизме, спиритизме и т.п. Типичный пример переоблачения мистицизма в христианские одежды – так называемые “харизматические церкви”. Отсюда вывод: “чувственный” критерий нахождения истинного христианства не только негоден для определения истины, но и может быть опасен. Нередко предлагают и ещё один “очевидный” критерий истины – библейский. Любая “церковь”, если она – христианская, должна соответствовать Священному Писанию. Это утверждают все конфессии. Значит выход, похоже, найден: сравни Писание с учением той или иной “церкви” и всё станет на свои места! “Вот несколько мест Священного Писания, которые могут вывести любого человека из его самого долголетнего и упорного заблуждения” 48 , – с полной уверенностью рекомендует баптистский богослов. Тем более и само Писание приглашает к этому: Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную ( Ин.5:39 ). Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так ( Деян. 17:11 ). Тем более что всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Православный священник: – Спасибо. Итак, вот вы говорили про один хлеб, который для всех. У вас как это принято вообще? Сама процедура причастия, как проходит? Баптистский пастор: – У нас хлеб, мы его преломляем. Православный священник: – Вы его прямо ломаете руками? Баптистский пастор: – Да. Православный священник: -То есть, у вас он не нарезан? Баптистский пастор: – Нет. Мы не видим ничего страшного, если заранее его могут как-то преломлять отдельно. Православный священник: – Главное, что один на всех? Баптистский пастор: – Да. Православный священник: – А с вином, у вас вино или сок? Баптистский пастор: – Вино. Православный священник: – А вот вино вы откуда берете? Баптистский пастор: – Покупаем. Православный священник: – То есть, одна или десять бутылок вина в одну чашу наливаются, да? Баптистский пастор : – Да. Православный священник: – Прям настоящая чаша? Баптистский пастор: – Да, но сейчас, ввиду определенных проблем с ковидом, мы стараемся как-то обезопасить людей и разливаем в отдельные мензурочки. Православный: – А из чего разливаете? Баптист : – Из одной чаши. Православный: – То есть – одна чаша, а потом мензурки? Баптистский пастор: – Да. Чайничек такой. Молимся не за чашу, а уже за эти маленькие стаканчики. Они все разлитые, мы поднимаем, молимся. Православный священник: – Ну, чисто технически мне интересно было. Вот еще хотел уточнить у вас. Вот вы сказали, что чаша не завет, но символизирует завет. Вот если я выпил содержимое чаши, ну, правда, не чаши, а стакана, то я сказал, что выпил весь стакан. Мы же в нашей речи так говорим? А если бы это была чаша, то я бы сказал, что выпил всю чашу. Поэтому, если я сказал, что вот эта чаша новозаветной крови (конечно, я так не скажу, но могу процитировать чужие слова), то тогда по контексту, понятно, что речь не о форме, а о содержании. Разве не очевидно? Баптистский пастор: – Нет, там речь идет даже не о содержании того, что было в чаше, а там речь идет о договоре между Богом и человеком. Потому что все заветы… что такое завет? Это договор.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Баптистский пастор: Нет, нет, нет. Православный священник : То есть вы нас в блуде не упрекаете? Баптистский пастор: Нет, ни в коем случае. Православный: Спасибо. Слава Богу, хоть одной претензией меньше. Баптистский пастор: Пожалуйста. Православный священник : Вот, это очень хорошо. Баптистский пастор: Но согласитесь, что это факт. Православный: Как? Это тайная такая вещь, интимная, я не знаю. Я что, должен с фонарем ходить за каждым верующим? Ты сейчас блудил? В глаза, в глаза смотри! Баптистский пастор: Нет, что значит тайная вещь? Об этом люди говорят, они не стесняются об этом говорить. Православный: Плохо. Много букв у них во рту, поэтому и говорят. Баптистский пастор: Я и говорю, что это плохо. Православный: Мы хоть здесь, нашли общее. Баптистский пастор: Да, да, да, давайте лучше реформировать принцип, чтобы предание было вторично, а Слово Божие первично. По этой причине именно все эти духовные проблемы в церкви появляются. Православный: Но все равно вы пришли к тому, что предание способствует развитию духовного упадка у людей… Баптистский пастор: Предание, когда оно стоит на первом месте, оно этому способствует. Когда оно стоит на первом месте. Когда оно не на своем месте, когда вы перетасовку делаете. Православный: То есть в предании есть элементы, которые одобряют блуд? Баптистский пастор: Я так не сказал. Предание не дает духовной жизни, оно человека запутывает. Православный: Ну, а как тогда родилось Писание, если оно первично? Баптистский пастор: Писание первично. Писание дает духовную жизнь, Писание дает новую жизнь. Оно преображает жизнь, только через Писание, только через Божие слово. Православный священник: – Вот взять любой элемент предания. Ну, скажем, «Основы социальной концепции РПЦ». Нормативный документ, вы, наверное, знаете про него. Вот в этом документе сказано, что блуд для христианина недопустим. Это элемент нашего предания, причем, нормативного предания. Это не отдельное мнение, а руководство к действию. Правильно ли я понимаю, что это место нужно реформировать, если здесь сказано, что блуд недопустим?

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010