40 Кстати, несколько слов критикам православного аскетизма. Православные подвижники усмиряли себя постом и бдением, порабощали себя веригами и юродством не для того, чтобы «заработать прощение». Они стремились к победе над собой, к победе духа над плотью. Через воздержание и другие подвиги они «распинали» свою плоть (см. Гал.5:24 ), как необъезженную лошадь усмиряют голодом, лишая ее избытка дурных сил. Здоровый дух, по Библии, – не столько в здоровом теле, сколько в страдающем (см. 1Пет.4:1 ) (конечно, если страдание принимается с благодарностью, как из рук Самого Господа). Сильный дух – в немощной плоти. «Дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ), в НЗГЯ: «Дух деятелен – плоть же бессильна». «Сила Моя совершается в немощи», – говорит Господь ( 2Кор.12:9 ; см. также 1Кор.2:3-4 ). Только тот, кто усмиряет и порабощает свою плоть (как бы обессиливая ее), способен успешно побеждать «плотские похоти, восстающие на душу» (см. 1Пет.2:11 ) и не исполнять «вожделения плоти» (см. Гал.5:16 ). Торжество духа нам необходимо для того, чтобы исполнить две самые главные христианские заповеди: возлюби Бога всем сердцем и возлюби ближнего, как самого себя. «Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила». В этом – смысл православного аскетизма и развившегося из него православного монашества. 41 Особенно я умилялся «присущей» мне, как баптисту, миссионерской ревности. Хотя, по Библии, я должен был испытывать какие-то другие чувства: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» ( 1Кор.9:16 ). «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лук.17:10 ). 42 Наверное, в первый раз – на очередной сессии в баптистском институте в Москве. Тогда после лекций вечером я уходил из общежития, и забредал в гулкий полутемный коридор умиравшего на ночь здания Союза ЕХБ. Здесь я читал Библию и молился, стараясь себя утешить. Но, возвращаясь к ребятам, только глубже прятал непонятную печаль.

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

502 Только в одном Новгороде небольшая группа людей не захотела креститься, но этот частный и единственный случай враги Церкви выставляют так, как будто вся Русь была крещена насильно. 504 О том же, по сути, говорит и св. Ипполит Римский (170–235 гг.): «Вода должна быть проточная из источника или текущая с высоты. Пусть это совершается таким образом, если нет какой-нибудь другой необходимости. Если же есть постоянная и срочная необходимость, пользуйся водой, которая есть» (Апостольское предание. Гл. 21). 505 Так, в книге «Доктрины и устройство баптистских церквей» осуждается практика крещения через окропление (Церкви III века) даже тяжелобольных, «тех, кто был прикован к постели» (с. 56). Здесь вообще форме крещения уделяется огромное внимание: из 9 страниц, отведённых вопросам крещения и Вечери Господней, 2 посвящается форме крещения (сс. 56–58). 506 Учение протестантов о том, что в крещении человек присоединяется не к невидимой Церкви Христа (Его Тела), а лишь к поместной общине, не имеет никакого подтверждения ни в Писании, ни в вере древней Церкви. 507 Можно заметить, что Дух Святой сошёл на собрание из ста двадцати человек ( Деян.1:16; 2:1 ), и почти невероятно, чтобы среди них (или с ними) не было ни одного ребёнка. Ведь во все времена, как православные, так и протестанты приводят на собрания своих детей. 508 О том, что Дух Святой передаётся в наши дни именно через миропомазание, будет сказано в следующей главе. 511 Лк.18:16–17 : «Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие; истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». 515 Слова ап. Павла «все крестились в Моисея в облаке и в море» говорят о том, что при крещении верующие крестятся во Христа (которого прообразовал Моисей), в море, то есть в воде, и в облаке, то есть, что крещение совершает Сам Бог (который шёл с Израилем именно в виде облака), и что крещающиеся крестятся не только во Христа, но и во всю Троицу – и Отца и Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

6) Предание это есть философия и пустое обольщение, которое ведёт не ко Христу, а от Христа. Ап. Павел в посл. к Колосянам 3 гл. 8 ст. ясно говорит: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не ко Христу». Тот же ап. Павел строго запрещает мудрствовать сверх того, что написано. «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились един пред другим» (1 Коринф. 4:6). 6) Сектанты совершенно напрасно приводят указанные места из Св. Писания. Если бы Православная Церковь учила о таковом предании, которое «вело бы по стихиям мира», отвлекало бы от Христа, то тогда они были бы правы; но мы признаем только то предание, которое ведет ко Христу, а не от Него, а такое предание ап. Павел требует признавать в том же самом послании к Колосянам 2 гл. 8 ст., где он ясно говорит, чтобы не увлекались «человеческим преданием», а следовали бы по преданию, идущему «ко Христу». «Хвалю вас – говорит ап. Павел – братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Коринф. 11:2). Вот какое предание требует соблюдать Православная Церковь , а не человеческое, которое именно проповедуют сектанты, выдумывая свой чин венчания, крещения, песнопения, сочиняя разного рода, «Гусли», сборники, требуя почитания своих баптистских святых (Журнал бапт. за 1908 г., 10, стр. 36). Что же касается слов, сказанных ап. Павлом в 1Кор. 4:6 , «не мудрствовать сверх того, что написано», то здесь апостол вовсе не говорит о том, что не нужно предания. Наставляя коринфских христиан, чтобы они брали пример с него и Аполлоса, а не превозносились своими учителями (3 гл. 21–22 ст.), апостол здесь говорит, что он «приложил» христианам «это». Что же – «это»? А то, чтобы христиане не превозносились один перед другим (4, 6); потому что не учителя спасают, а Христос (3, 5). Притом, Православная Церковь и не мудрствует сверх того, что написано.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

     «Нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)» (Рим. 2:11–15). Такими словами начинается апостольское чтение 2-й Недели по Пятидесятнице. Сегодня мы спокойно скользим глазами по этому тексту, но для современного апостолу Павлу иудея подобные стихи звучали революционно. Иудеи были уверены, что Бог относится к ним с особой благосклонностью, ибо они происходили от Авраама и были обрезаны. Однако Павел настаивает, что иудейство вовсе не равняется обрезанию, но должно быть соединено с искренним и глубоким исполнением заповедей Божиих. Обрезать необходимо свое сердце, т. е. очистить от греха. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28–29), – пишет апостол. Согласно учению Павла, многие так называемые иудеи, являющиеся потомками Авраама, имеющие на своём теле знак обрезания, вовсе не иудеи по духу. Равным образом те необрезанные язычники, которые никогда не слышали об Аврааме, но жили по закону совести, оказываются ближе к Богу, чем представители богоизбранного народа. Конечно же, для евреев подобные мысли были очень неприятны. Не приходится удивляться тому, что они всегда гнали апостола Павла, считая его богохульником и нарушителем закона. Какое значение все это имеет в наше время? Как часто случается у нас, братья и сестры, что неверующие люди, иноверцы или инославцы живут чище и праведнее православных. Бывает, на производстве неверующий делает свою работу качественнее и имеет лучшую репутацию, чем человек, посещающий Церковь. Или, например, мусульманин оказывается более преданным и отзывчивым другом, чем братья-христиане. А насколько грустно наблюдать, что в какой-нибудь баптистской семье дети идеально слушаются родителей, вся семья ежедневно молится и читает Библию, искренне старается исполнить заповеди Божии во всей точности – а наш человек вроде и крест носит, и по праздникам в храм ходит, а живет по-язычески и Библию не открывал ни разу. И тогда на православных людях исполняются слова апостола: «Ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).

http://pravoslavie.ru/104542.html

а) верят и учат, что Ангелы и святые на небесах молятся Богу , в том числе и о находящихся на земле ; б) обращаются в молитве к Ангелам и святым (прося у них помощи и молитв о себе); в) молятся Богу об умерших (усопших). Протестанты не признают этих догматов по тем же двум причинам 155 , по которым они обычно отвергают и все другие православные догматы: 1) эти догматы не содержатся в Библии и, более того, она им прямо и во многих аспектах противоречит; 2) что в Церкви первых веков ничего этого не было , а появилось потом, «во время отступления» Церкви от Истины, не ранее V в. «Великий» баптистский авторитет в области церковной истории и обличения (точнее – клеветы) Православия П. Рогозин утверждает, например, что «догмат о молитве за умерших» появился даже не в пятом, а десятом веке – в 978 г. , а он же знает, что говорит: не будет же возрожденный христианин и пастор церкви врать! (Ниже, в абз. 43–75, читатель увидит, правда ли это.) В общем, протестанты не признают ни одну из трёх составляющих указанного православного учения. Итак, сначала рассмотрим библейские и исторические свидетельства 156 в пользу данных православных догматов; потом будет сказано об их богословском смысле , а затем будут даны ответы на протестантские возражения против этих догматов. а) О молитвах небожителей (Ангелов и святых 157 ), в том числе и о живущих на земле. 1) Библейские свидетельства. Зах.1:12–13 : «И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда, в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрёк Господь слова благие, слова утешительные». Явный и яркий пример того, что Ангелы на небесах молятся о живущих на земле, и Господь внимает им и отвечает на их молитвы. Откр.6:9–11 : «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». Данный отрывок Библии – очевиднейшим образом говорит о том, что святые еще до воскресения и суда молятся Богу, в частности о своем праведном отмщении, и что Бог отвечает им и утешает их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

А соблазны, как мы увидели выше, не покинут нас и до смерти. Сама смерть и окажется для нас последним серьезным соблазном и испытанием. Говорят, что когда человек умирает, то вся его жизнь проносится у него перед глазами. – Это дьявол напоминает человеку его нераскаянные грехи, чтобы ввергнуть душу в уныние и погубить ее (это и есть последние искушение). И здесь надо будет противостоять лукавому твердою верою, верою в силу Крови Сына Божия, которою побеждается всякий грех. И саму смерть тогда мы должны будем принять как последнюю великую епитимию от Бога. ВОПРОС: Кто такие «культисты»? ОТВЕТ: Культисты – это сектанты. О. Димитрий Дудко учил, что «сектантство есть узкий взгляд на истину», поэтому сектантов можно встретить и среди православных. Зададимся вопросом: чем псевдохристианское сектантство отличается от христианства как такового? Культист, или сектант, – это тот, который между собою и обществом, т.е. всеми другими людьми, ставит свой культ. Смотрит он на других людей через призму своих верований, через свой культ. Культом для него может быть любая вера: и баптистская, и адвентистская, и даже православная. Смотрит «культист» на вас и думает: «Это он не соблюдает, здесь он неправильно сказал, а здесь и нарушил». Христианин живет иначе, для него действует другая схема. Христианин не ставит между собою и обществом (всеми остальными людьми) свой культ, свою веру. Напротив, он (христианин) и использует свою веру для того, чтобы иметь правильные отношения с каждым человеком. Сказано: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13,35 ). Как мы видим, в христианстве культ и личная религиозная убежденность, не стоит на первом и даже на втором месте. Взаимоотношения с ближним важнее культа. Сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5,23–24 ). Иными словами, культ теряет всякий смысл, если мы не можем преодолеть личной вражды (и даже используем свои религиозные верования) для усиления вражды и ненависти.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Анания сказал Павлу (тогда ещё Савлу): Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян. 22:16 ). Вероятно, на месте Савла, грамотный баптистский богослов ответил бы Анании, что нет необходимости после слова «крестись» добавлять «омой грехи твои» , потому что «крестящийся актом крещения исповедует, что он чрез веру (уже!) вступил в тесное общение со Христом и получил от Него прощение грехов». 256 «Крещение является как бы подтверждением того, что дар спасения нами уже принят, что Голгофская жертва и Дух Святой уже совершили дело спасения в нашем сердце, что мы уже приняли дарованную нам жизнь во Христе и наслаждаемся ею». 257 Эти же слова можно было бы поставить в возражение и ап. Петру, который прощение грехов также неразрывно связывает с таинством крещения, говоря: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:38 ). Пётр призывает креститься для прощения грехов, а не исповедовать, уже полученное прощение. Все вы во Христа крестившиеся во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ), а не наоборот! Баптисты, исключив таинственность из таинств и богослужений, превратили свою религию в сплошной психотренинг. Если крещение – это только то, что я хочу засвидетельствовать пред Богом, если это лишь действие человека и в акте крещения отсутствует Сам Бог, то само крещение – не более, чем странный, чисто человеческий обряд, не имеющий в себе ни малейшего посыла Божественной благодати. При таком взгляде на крещение учение Христа о благодатной связи крещения и спасения выглядит странно и даже в какой-то мере жестоко. «Кто будет веровать и совершать такой-то обряд – будет спасён!» ( Мк. 16:16 ). Есть над чем задуматься! Обязательность крещения очевидна ( Ин. 3:5 ), и если оно безблагодатно, то апостолы ничем не лучше фарисеев, которых все привыкли обвинять в обрядоверии. Тогда таинство крещения превращается в пустую формальность, однако без которой почему-то, по словам Спасителя, никто не войдет в Царство Божие ( Ин.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Баптистская логика в данном случае рассматривает дела как характеристику этапа освящения, который сам по себе на полноту спасения не влияет. Следовательно, в словах апостола имеет место указание на дела не как на условие спасения, а как на «признак живой веры». Необходимо отметить, что, несмотря на уверенность баптистов в незначительном влиянии поступков на совершившееся по вере спасение, в их среде все же имеет место разномыслие по поводу возможности его потери. И вновь мы сталкиваемся в этом вопросе с противостоянием кальвинистских и арминианских тенденций в баптистском богословии. Приверженцы кальвинистской теории, логично, утверждают о безоговорочном («полном») спасении. Сторонники этой точки зрения выдвигают известный тезис: «Спасён однажды – спасён навсегда!». Основанием для подобного утверждения считаются слова Спасителя: Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей ( Ин.10:28 ) и слова апостола Павла: Он избрал нас в Нём прежде создания мира ( Еф.1:4 ). В оппозиции к сторонникам Кальвина стоят последователи Арминия. Они иначе толкуют указанные выше стихи. По поводу Еф.1:4 сам Арминий писал: «Бог признаёт Своими и избирает для вечной жизни грешников лишь во Христе и ради Христа... Тот, кто не во Христе, не может быть возлюбленным во Христе. Человек не во Христе, если он не верует, потому что Христос верой обитает в наших сердцах ( Еф.3:17 ) и верой мы привиты и присоединены к Нему. Из этого следует, что Бог признает Своим и избирает для вечной жизни грешника только в том случае, если Он считает его верующим во Христа и соединённым со Христом верою» 357 . Кроме того, арминиане указывают на предупреждение: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть ( 1Кор.10:12 ), а также слова из Апокалипсиса: извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:16 ). Общий смысл арминианской позиции отражён в словах одного современного российского баптиста: «Уверенность в спасении может быть выражена следующим образом: Я уверен, что, если я сам по своей воле не отпаду от Христа, никто и ничто не в силах лишить меня спасения в Господе Иисусе» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Баптистский пастор: – У меня много вопросов. Православный священник: – Я очень рад. Итак, раз уж вы желаете образы иметь всегда перед глазами, то икона гораздо лучше, чем эта вечеря воспоминания, которая у вас совершается. А вот икона, она всегда перед нами, всегда побуждает нас к молитве, и к благодарению Богу, и к многому другому побуждает. Поэтому образы причастия, которые у вас есть, я думаю, должны вас подталкивать к принятию иконопочитания. И это будет хорошо. Теперь, что касается примера с манной. Манну ели все. Но не все были виновны против Тела Господня. Поэтому здесь, конечно, речь идет о вечном отлучении от этого Тела. Вы говорили про то, что Христос в нас. Это так. Но есть и другие некоторые стихи. В частности: ( 1Кор.6:15 ) «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?». ( Еф. 5:30 ) «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». Видите, как материализм грубый – плоть, кости?! А как эта сотелесность Христу достигается? Если тело Христово, как вы заметили, что Он находится где-то там на небе или еще где-то, мы не знаем точно, то тогда мы не можем быть членами Его, участвовать в Его плоти и в костях. А апостол говорит, что мы участвуем. Причем не говорит, что духовно должны представлять себе, что-то , он говорит вот так, грубо и натуралистично. Потом Господь говорит интересное слово в ( Мф. 28:20 ): «Я с вами во все дни до скончания века». Но справедливо сказано, что Он вознесся и телесно здесь не пребывает. И если Он здесь, то Он не там. А как же Он может быть с нами во все дни до скончания века? Духовно только? Тогда зачем было возноситься? Но Он перед Вознесением обещает телесно быть с нами. Вот в чем дело. Не просто напоминать о Себе, а быть с нами. И это Он говорит своим телом – речевым аппаратом. У вас в баптизме это невозможно. Вы можете помнить о Нем. А у нас это очень даже возможно. Тело Евхаристии – это Тело , которое делает нас сотелесными Христу. Я уже говорил про творческую силу Божию. И Вы согласились со мной, что у Бога слово с делом не расходится. И слово является реальностью, а не образом. Я рад, что у нас взаимопонимание есть. Отсюда, если Бог говорит, Бог говорит (!): «Сие есть тело Мое». Зная книгу Бытия и прочие места из Священного Писания , мы должны понять это как реальность или как образ? Шестоднев мы приняли как реальность, так почему же здесь должны принять как образ? Если Бог говорит «это Тело» – что же Он нас обманывает или шутит? Поэтому, конечно, если Тело, то это Тело!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В притче о «зерне горчичном», мы видим, как Церковь Божия вырастает из малейшего зерна, и делается деревом, осеняющим все народы земные. Это совершенно не согласимо с представлением баптистов о своем обществе как собрании «святых», которое и составляет единственную церковь на земле. В притче о «неводе», закинутом в море, Спаситель нам говорит, что «Царство небесное подобно неводу, закинутому в море, и собравшему рыб всякого рода, который когда наполнился, вытащили на берег, и севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон». И затем Он прибавляет: «Так будет при кончине века». Таково положение Церкви, изображенное пред нами Самим Господом. Есть ли в нем что-нибудь, дающее нам повод считать Церковь за общество, состоящее из одного только рода людей, считающих себя святыми праведниками? Не в том ли состоит цель притчи, чтобы научить нас противному, а именно, что Царство Божия будет состоять из злых и добрых людей, до самого конца века? Здесь говорится, что Царство Божия собирает членов своих, как сеть собирает рыб всякого рода. Но как в сеть (невод) собираются всякого рода рыбы – хорошие и худые, так и Царство Божия состоит из людей добрых и злых. Предположим, что Церковь Христова состояла бы только из одних «праведных», как утверждают то баптисты. Возможно ли, чтобы Царство Божия, состоящее из этого одного рода людей «праведных», походило на невод, собирающий всякого рода рыб? Если сравнивать баптистскую « церковь праведных» с неводом, то с таким, который собирал бы только одного рода рыб, т.е. хороших, но такого «невода " Спаситель не дал Своим Апостолам. Все это ясно доказывает, что Церковь Христова, или Царство Божия до кончины века будет состоять из худых и добрых людей. Далее, Спаситель говорит, что »Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего, и послал рабов своих звать званных на брачный пир, он послал рабов своих на распутие, и они вышедший собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими» ( Мф.22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010