В Петербурге заведена была шпалерная фабрика; директор ее Багре был спрошен: может ли в шпалеры и ковры употреблена быть русская шерсть, и показали ему всех русских шерстей пробы; о шерсти, которая взята из Киевской губернии к коломиночному делу, Багре сказал, что она к шпалерному делу годна для учения учеников, а если лучше будет прядена, то пригодится в дело и мастерам. О работах на Петербургском мануфактурном дворе доносили в июле 1719 года: шпалерные мастера французы делают: Гринконь де Бурден – государеву персону, которая на коне; мастер Берагье – другую государеву персону, поясную; мастер Гошер св. Анисий – персону, при которой дьявол; мастер Вавок – цветник, в котором шептала и прочие фрукты. Коломинки начали ткань на семь станов, салфетки – на один стан. Понятно, что усердно старались об улучшении тех производств, которые уже были прежде, и чрез это улучшение усилить сбыть их за границу. Заведение флота требовало заведения парусных фабрик; в 1702 году они заведены в Москве, и в 1719 году встречаем следующую краткую их историю: «В 1702 и 1705 годах парусные заводы были так хороши, якобы близ голландских. В 1711 году, находясь в заведывании Григория Племянникова, они были в очень дурном состоянии. В 1715 и 1716 годах, во время управления Андрея Беляева , едва не разорились вконец, только три четверти парусной холстины было прислано в Петербург, и то все гнилое. Когда после этого времени они были отданы в заведывание князя Одоевского, то до сих пор находятся в изрядном состоянии и парусные полотна доставляют добрые». В 1711 году полотняный завод, ведомый прежде в Посольском приказе, отдан был купецким людям Турке с товарищи на 30 лет, и к нему приписано суздальского епископа село Кохма с деревнями в Суздальском уезде. В декабре 1714 года велено было отдать в ведомство московского губернатора скатертное, салфеточное и полотняное дело. В следующем году распоряжение: полотна делать широкие против европейских государств, какие за великие цены в Российское государство вывозятся, для того что во всех европейских государствах делают полотна широкие и от больших цен имеют многое народное пополнение, понеже тем широким полотнам великие расходы состоят паче других товаров; а в Российском государстве от негодных узких полотен, которые самыми малыми за негодностию ценами продаются, не только прибытков, но и своих издержанных вещей не получают и от того в излишние скудости приходят.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Волковичах) (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 406). Ещё есть лист Сигизмунда I к князю Александру Владимировичу от 1508 года индикта 2, предписывающий ему возвратить земли: Пашинскую, Порецкую и Чигировскую – Грыню Пашиничу и Андрею Волковичу, как наследственное имение, оставшееся им от отцов их, взятых в плен татарами, под условием, что они из земель этих будут служить земскую службу наравне с другими земянами; о том же свидетельствуют другие листы, выданные позднее: в 1532 г., 1549 и 1577 годах (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 406–407). Село Ходаки – под именем Ходаковской земли – упоминается в акте от 1646 года 18 мая в приговоре Киевского гродского суда по делу о владении Ходаковскою землёю, оспариваемою Киевским хорунжим Ремианом Ельцом у дворян Ходаковских. Суд, рассмотрев документы, представленные Ходаковскими и восстановив их генеалогию, признал Ельцу право только на пятую часть Ходаковской земли, четыре же части её признал собственностью Ходаковских (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 89). Ещё оно – под именем села Ходаков – упоминается в акте от 1679 года 24 апреля в жалобе дворянина Луки Дубиского на дворян Ходаковских, Дидковских и других о том, что они напали на него в дороге, сильно избили и угрожали приговорить его к смерти купным судом, утверждая, что он причастен к воровству лошади, украденной Иваном-Осьмаченком Ходаковским у казака Ивана Становца; при этом сказано, что Ив. Ходаковский, украв лошадь, скрылся с ней в селе Ходаках (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 122). Ещё оно упоминается в акте от 1719 года 25 февраля в духовном завещании дворянки Татьяны Пригарницкой из рода Ходаковских. Завещательница отказывает сыновьям и внуку своё имение и требует, чтобы наследники похоронили её тело «обычаем греко-русским«·при церкви в селе Ходаках, где покоятся все её предки (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 390–393). Ещё оно упоминается в акте от 1719 года 16 ноября в жалобе дворян Василия и Ивана Волковских на дворянина Юрия Ходаковского о том, что он вызывал истцов дважды на поединок во время »канунов«, бывших на праздниках Воздвижения в селе Выгове и »Покровы« (вероятно: храмовой праздник) в селе Ходаках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1717 г. крестились нарымские и кетские инородцы, в волостях которых схимонах Феодор построил 7 церквей. На месте предполагаемой церкви для 5 остяцких волостей Кетского округа (Иштановой, Ненкиной, Питкиной, Нянжиной) в Максимовом яру м. Филофей успел только поставить крест. Вторую половину 1718 года, весь 1719 г. и первую половину 1720 г. схимонах Феодор пропутешествовал для обозрения епархии и с миссионерской целью по нынешним губерниям Томской, Енисейской, Иркутской и Забайкалью. Пробыв три месяца в местах по р. Оби, в январе 1719 г. он прибыл в Томск, отсюда в апреле он отбыл в Енисейск, в июле побывал в Туруханске, а в сентябре уже был в Иркутске, где жил и в начале 1720 г.; в половине февраля и в марте он ездил по льду за Байкал. Возвратившись в Иркутск, в мае по р. Ангаре Филофей отправился в Тобольск. В это великое путешествие по епархии схимонах Феодор старался утвердить в православии новых прозелитов христианства инородцев западной и восточной Сибири, строил и освящал храмы и часовни для них; там, где шла русская колонизация, он ставил священнослужителей и вместе с тем принимал меры к упрочению Пекинской миссии. После вторичного отречения от управления епархией 3 августа 1720 г., несмотря на преклонный возраст (более 70 лет), схимонах Феодор еще 6 лет почти до самой смерти (31 мая 1727 г.) путешествовал по инородческим землям, с целью одних утвердить в вере, а некрещенных крестить. Он посетил вохонских остяков, был в далеких Ларьянских юртах; менее чем за год до своей кончины, на 77 г., он плавал в Обдорск, где чуть не погиб от руки упорных и грубых самоедов и остяков. Однако, несмотря на все затруднения, старец-миссионер вместе с своими старыми и новыми сотрудниками – из настоятелей монастырей, благочинных и простых священников – в последние годы своей жизни обратил в христианство до 10 000 сибирских инородцев – в том числе половина кистинцев (кыштымы), живших по реке Томи, много тунгусов, остяков и других полудикарей нынешних Тобольской, Томской, Енисейской и частью Иркутской губерний. Всего с начала своей миссии подвижник-миссионер просветил до 40 000 человек. Такая цифра составляет значительный процент всего тогдашнего православного населения Сибири. Схимонах Феодор всюду заботился об улучшении церковного, государственного и общественного положения новокрещенов обширной Сибири и о слиянии их с русским государством узами православия. М. Филофей не только проповедовал и крестил; он старался глубже укоренить христианство среди остяков. Для этого он учреждал миссионерские школы, в которых обучали остяцких детей грамоте и Закону Божию. Лучших из учеников святитель Филофей отсылал в Тобольскую славянолатинскую школу, открытую им в 1703 г. для обучения детей духовенства и новокрещенов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По возвращении в Москву, Петр В., при встрече с Еврепновым, спросил его о Сердюкове, и, получив лестный отзыв о нем, велел Еврепнову отпустить его, записал в новгородское купечество и стал поручать ему казенные комиссии; между прочим, Сердюков довольно долго был главным поставщиком материалов для казенных работ на Ладожском озере и на начатом тогда Вышневолоцком канале. Эта обязанность заставила его часто бывать в Вышнем Волочке и хорошо ознакомиться, как с местностью, так и с работами, – Он создал свой план работ и сумел привести этот план в исполнение. Когда работы иностранных мастеров по проведению Тверецкого канала окончились неудачею, то Сердюков в 1719 г. подал Петру свой проект – и просил передать это дело в его руки. Государь вполне одобрил проект и указом 26 июня 1719 г. исполнил просьбу Сердюкова и дал ему большие привилегии. «Сердюков поселился в г. Вышнем Волочке, построил себе дом, набрал рабочих и энергично принялся за дело. Петр очень интересовался его работами, часто посещал Вышний Волочек, и яри этом почти всегда останавливался в доме Сердюкова, даже иногда ночевал у него. Подобное отношение Государя к безродному калмыку доставило Сердюкову много завистников среди знати новгородской, и это чуть не погубило и его, и начатое им дело. Среди завистников был и архиепископ Феофан. Но интриги открылись, «Сердюков с удвоенным рвением принялся за дело и в два года, в половине 1772 г., уже окончил почти все главные работы – и сделал всю систему вполне удобною для судоходства», несмотря на препятствия со стороны вышневолоцких ямщиков, для которых проведение каналов было убыточно. Но и в борьбе с ними Сердюков вышел не только победителем, но и с новыми привилегиями по сенатскому указу от 25 мая 1722 г. В дальнейшем продолжается расширение системы каналов Сердюковым и приобретение им разных выгодных для него привилегий о пошлинах и об отчуждении в его пользу прилегающих к каналам земель. В 1735 г. он получает потомственное дворянство за его заслуги государству. За устройство регуляции воды в р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот сбор производился только с архиерейских и монастырских вотчин; но с дворцовых и с помещичьих он не взимался 502 . Налог во Дворец в этом количестве был один из древних, перешедший из XVII стол. В XVIII стол. он отправлялся то в Приказ Большого Дворца, то в Ингерманландскую для дворцовых дел канцелярию, заменившую Приказ 503 . е) Провиантский сбор в Приказ с тем же именем производился в разные времена хлебом и деньгами. Притом его было несколько видов. – В первые годы Монастырского Приказа сборы с его вотчин в провиантский приказ были хлебом. С 1706 г. с монастырских крестьян окладного хлеба брали по 7 четвериков с двора, а с помещичьих по 3 четверика 504 . Но «в 714-м году по именному царского величества указу для всенародной пользы велено в поставке провианта по прежней расписке прислать в Санкт-Петербург в канцелярию сената деньги, первую половину в ноябре сего 714 года, вторую в марте 715 года, сполна, бездоимочно, без всякого отлагательства»; потому для натуральной «поставки провианта подрядчиков не подряжать и самоплательщиков не высылать» 505 , как это было доселе. – Таким образом провиантский хлебный окладный сбор изменен в денежный. Первоначально он шел в количестве 24 алтын с двора 506 . Но с течением времени в 1719 году он возрос до рубля, потому назывался рублевым провиантским сбором, также сбором на генеральный провиант 507 . Иногда отличается сбор на генеральный провиант от платежа на провиант в Санкт-Петербург, Ригу, Ревель и другие завоеванные города, иногда смешивается с ним 508 . Во всяком случае из документов ясно видно, что кроме сбора на покупку рублевого провианта был еще сбор «за петербургский и рижский провиант рублевый» и рядом с ним «за ревельский морской провиант», иногда по 13 алт. с деньгой с двора 509 , а иногда по 5 алт. Все означенные виды провиантского сбора были в числе окладных с 1719 до 1724 года. К числу окладных же относился в последние годы Приказа сбор «на житочное строение» или на заведение запасных хлебных магазинов для войска 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

наследия. В XVI в. значительным событием стало издание протестант. исследователями «Магдебургских центурий» (Centuriae Magdeburgienses, 1559-1574, 13 t.). Издание представляет собой исторический обзор самых разных вопросов от основания христианства до начала Реформации. Вдохновителем выступил Маттиас Флаций Иллирик (1520-1575). Предметная область издания шире одной лишь патристики, однако патристика представлена весьма содержательно: так, глава «О епископах и учителях» 2-го тома 1-го издания центурий, посвященного IV веку, включает обширные сведения о наследии св. отцов той эпохи. Ответом католической науки стали «Церковные анналы» Цезаря Барония (Annales ecclesiastici, 1588-1607, 12 t.), охватывавшие церковную историю от начала до XII в. Кард. Роберт Беллармин (1542-1621) исследовал преимущественно патристическое наследие; результатом его научных трудов стал обзор «О церковных писателях» (De scriptoribus ecclesiasticis, 1613), охвативший авторов от Иосифа Флавия и апостолов до визант. и лат. богословов вплоть до XVI в. Его труд получил продолжение в публикациях Филиппа Лаббе, в частности в соч. «О церковных писателях» (De scriptoribus ecclesiasticis, 1660). Посттридентская эпоха в истории католич. богословия породила новый тип богословского исследования, известный как «позитивная теология» (theologia positiva), в задачу которой входило глубокое изучение «положительных данных» христ. традиции, сохранившихся в основных источниках и носителях Божественного откровения, в частности в патристике. Значительных результатов в обосновании и применении нового типа богословского исследования добились франц. ученые: Л. Э. Дюпен (1657-1719), убежденный галликанист, издатель «Универсальной библиотеки всех церковных авторов» (Bibliothèque universelle de tous les auteurs ecclésiastiques), известной также под названием «История Церкви и церковных авторов» (Histoire de l " Église et des auteurs ecclésiastiques, 1686-1719, 58 t.); Л. С. Тиймон (1637-1698), автор монументального исторического исследования «Материалы к истории первых шести веков» (Mémoires pour servir à l " histoire des six premiers siècles, 1693-1712, 16 t.); бенедиктинец Р.

http://pravenc.ru/text/2579786.html

259 (234). – 6 Октября. О сборе с вотчин духовного ведомства, находящихся в провинциях Московской губернии, рационов за Январь, Февраль и Март месяцы 1719 года. В доношении Святейшему Правительствующему Синоду генерал-лейтенанта Ивана Бутурлина от 2 Октября 1721 года написано: В нынешнем 1721 году в Генваре месяце с указами Великого Государя из Камер-Коллегии послан лейб-гвардии Преображенского нашего полку сержант Иван Бастанов в провинции Московской губернии для получения денег на государевых и офицерских лошадей за рации, которые прошлого 1719 года на Генварь, на Февраль, на Март месяцы по определению в полк наш не получены в Новегороде за невысылкою на те месяцы фуражу за пустотою дворово(го) числа. А минувшего Сентября 24 дня получил я присланное с Москвы его, сержанта Бастанова, доношение, в котором объявлено, что по вышепомянутым Великого Государя указам в провинциях Московской губернии воеводы и камериры за надлежащие вышеписанные рации денег с дворово(го) числа по расположению Камер-Коллегии не сбирают и отговариваются, что в тех провинциях патриарши, и архиерейские, и монастырские крестьяне никакими сборами не ведомы, а посланному нашему сержанту и при нём солдатам без повелительного указу из Святейшего Правительствующего Духовного Синода за недоимочные рации денежного платежа не дают. Того ради, дабы о платеже тех денег Великого Государя указы посланы были тех провинций к кому надлежит, чтоб патриарши, и архиерейские, и монастырские крестьяне были тому платежу повинны. Святейший Правительствующий Синод, слушав поданного генерал-лейтенанта и лейб-гвардии подполковника Ивана Ивановича Бутурлина доношения, согласно приговорили: о сборе и о высылке объявленных во оном доношении государевым лошадям за рации деньги прошлого 719 года на Генварь, на Февраль, на Март месяцы синодальной команды с вотчин в Монастырский Приказ к судье господину Ершову послать указ с таким объявлением, чтоб по означенному во оном доношении Его Царского Величества указу повеленное учинено и что синодальной команды спрашивается против дворцовых и шляхетских крестьян отправлено было без отлагательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4026). То же подтверждает указ 1 августа того же года: «Кто при переписке дворовых людей и слуг объявит в дворовых людех, из крестьян и деловых людей, которые взяты во дворы из деревень до переписи поголовной 1719 года; и тех числить с дворовыми людьми, а в раскладку на полки не класть, для того, что у многих в слугах есть из крестьян и деловых людей» (ibid. 4069). Таким образом, по этим указам дворовые люди, не имеющие пашни, согласно с указом от 22 января 1719 года, не положены в подушный оклад и зачислены в ревизию особою статьею для ведома. Но из приведенной выше инструкции от 5 февраля 1722 года заметно, что первоначально была мысль положить в подушный оклад всех попавших в народную перепись, т.е. всех владельческих подданных, какого звания ни есть; ибо в одном пункте инструкции написано: «Дворянских деловых людей, хотя будут и сказывать, что они при детях или при ком другом на службах, всех тех, которые в переписи написаны, из той переписи не исключать, а положить в сбор с прочими душами». Но, очевидно, находя неудобство повернуть круто, государь отступил временно от первоначальной мысли и, не отвергая окончательно старого порядка, допустил исключение из подушной подати для дворовых людей, не состоящих на пашне. Впрочем, это исключение было чисто временное и не могло надолго оставаться, как не согласное с основными началами ревизии; и действительно, от 19 января 1723 года последовало высочайшее повеление: «Писать всех служащих как крестьян и положил в побор». Это повеление последовало в виде резолюции на докладные пункты генерал-майора Чернышева, посланного для расположения полков, а в сих докладных пунктах написано: «Людей всякого звания (кроме шляхетства) действительно служащих, и под чьим бы именем где кто ни был, положить на деньги, понеже из крестьян пишут в росписях с действительно служащими; а другие, кои в Москве и в городах дворов не имеют, то у оных люди и действительно служащие живут в деревнях, а иные у приказных и боярских людей извозничают и другими работы промышляют» (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

В этом решении нельзя видеть ничего неожиданного или что-либо своенравное. Ни в московском государственном прошлом, ни в окружавших Петра дельцах, ни в своем собственном политическом мышлении он не находил никакого материала для постройки самобытной системы государственных учреждений. На эти учреждения он смотрел взглядом корабельного мастера: зачем изобретать какой-то особый русский фрегат, когда на Белом и Балтийском морях прекрасно плавают голландские и английские корабли. Самодельных русских судов уже немало сгнило в Переяславле. Но и на этот раз дело пошло обычным ходом всех реформ Петра: быстрое решение сопровождалось медленным исполнением. Петр отправил нанятого им голштинского камералиста Фика в Швецию для ближайшего изучения тамошних коллегий и пригласил к себе на службу силезского барона фон Любераса, знатока шведских учреждений. Оба навезли ему сотни регламентов и ведомостей шведских коллегий и собственных проектов о введении их в России, а второй нанял в Германии, Чехии и Силезии сотни полторы охотников для службы в русских коллегиях. Оба они, особенно Фик, принимали деятельное участие в образовании этих коллегий. Наконец, к 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов, и всем коллегиям было предписано сочинить себе на основании шведского устава регламенты, а пункты шведского устава, неудобные " или с сетуацией сего государства несходные, заменить новыми по своему рассуждению " . В 1718 г. президенты должны были устроять свои коллегии, чтобы с 1719 г. начать их работу; но последовали отсрочки и пересрочки, и коллегии не вступили в действие с 1719 г., а иные и с 1720 г. Первоначально установлено было 9 коллегий, которые указ 12 декабря 1718 г. перечисляет в таком порядке и с такими названиями: 1) Чужестранных дел, 2) Камор, ведомство государственных денежных доходов, 3) Юстиции, 4) Ревизион, " счет всех государственных приходов и расходов " , т. е. ведомство финансового контроля, 5) Воинской (коллегиум), ведомство сухопутных военных сил, 6) Адмиралтейской, ведомство морских сил, 7) Коммерц, ведомство торговли, 8) Берг и Мануфактур, ведомство горнозаводской и фабричной промышленности, и 9) Штатс-контор, ведомство государственных расходов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

08(21)02.1921 20.08(02.09)1926 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 16(29)05.1922 ХУТЫНСКАЯ 20.08(02.09)1926 18(31)05.1932 в/у НОВГОРОДСКАЯ 20.08(02.09)1926 29.07(11.08)1932 СТАРОРУССКАЯ 18(31)05.1932 29.07(11.08)1932 НОВГОРОДСКАЯ 29.07(11.08)1932 22.09(05.10)1933 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 22.09(05.10)1933 22.01(04.02)1945 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 02(15)05.1944 22.01(04.02)1945 ВСЕРОССИЙСКАЯ 22.01(04.02)1945 04(17)04.1970 Алексий Соболев САРАПУЛЬСКАЯ 06.06.1893 12.06.1895 ВОЛОГОДСКАЯ 12.06.1895 22.04.1906 Алексий Титов ТВЕРСКАЯ 09.11.1712 21.01.1714 КРУТИЦКАЯ 31.01.1714 25.01.1719 ВЯТСКАЯ 25.01.1719 26.09.1733 РЯЗАНСКАЯ 26.09.1733 17.09.1750 Алексий Фролов в/у ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ 03(16)07.1995 06(19)08.1995 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ 06(19)08.1995 Алексий Щербаков ЗАДОНСКАЯ, обн. 05.1923 03.1924 в/у ВОРОНЕЖСКАЯ, обн. 05.1923 РОССОШАНСКАЯ, обн. 03.1924 НОВОРОССИЙСКАЯ, обн. ЛЬГОВСКАЯ, обн. МИЧУРИНСКАЯ, обн. БЕЛГОРОДСКАЯ, обн. 06(19)03.1931 ОСТРОГОЖСКАЯ, обн. 06(19)03.1931 21.01(03.02)1932 БЕЛГОРОДСКАЯ, обн., паки 21.01(03.02)1932 03.1933 БОРИСОГЛЕБСКАЯ, обн. 03.1933 16(29)06.1934 Алипий Погребняк в/у ДОНЕЦКАЯ 24.08(06.09)1991 23.09(06.10)1991 ДОНЕЦКАЯ 23.09(06.10)1991 25.11(08.12)1992 ГОРЛОВСКАЯ 16(29)07.1994 29.05(11.06)1997 в/у ДОНЕЦКАЯ 20.04(03.05)1996 30.08(12.09)1996 Алипий Попов СТАРИЦКАЯ 21.12.1908 05.03.1912 Алипий Хотовицкий в/у ПОЛТАВСКАЯ 02(15)06.1958 01(14)07.1961 КРЕМЕНЧУГСКАЯ 02(15)06.1958 01(14)08.1961 в/у ХАРЬКОВСКАЯ 10(23)11.1960 03(16)03.1961 в/у СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 01(14)08.1961 01(14)11.1961 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 01(14)08.1961 01(14)11.1961 ПОЛТАВСКАЯ 01(14)11.1961 17(30)03.1964 ВИННИЦКАЯ 17(30)03.1964 29.10(11.11)1975 в/у КИЕВСКАЯ 01(14)05.1966 Амвросий КОЛОМЕНСКАЯ Амвросий САРАТОВСКАЯ, обн. (1925) Сщмч. Амвросий Гудко КРЕМЕНЕЦКАЯ 30.05.1904 27.02.1909 БАЛТСКАЯ 27.02.1909 14.02.1914 САРАПУЛЬСКАЯ 14.02.1914 18.03.1917 Амвросий Дубневич ЧЕРНИГОВСКАЯ 08.09.1742 23.02.1750 Амвросий Ермаков в/у ПРОКОПЬЕВСКАЯ 11(24)12.2004 13(26)03.2005 ПРОКОПЬЕВСКАЯ 13(26)03.2005 06(19)07. 2006 БРОННИЦКАЯ 06(19)07. 2006

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010