1901 Напротив, очень многие другие памятники раскольничьей литературы согласно свидетельствуют, что эта первая Игнатиева поездка на Выг имела место в 1727 году. Известные нам шесть свидетельств —146— в пользу этой последней даты 1902 вполне подрывают достоверенность свидетельства «Сказания» не имеющего за собой, кстати, и качественного авторитета в форме древности своего происхождения. «Сказание» говорит затем, что главным предметом этой беседы 1719 года был вопрос о титле на кресте Христове и что мирный конец её был завершен особым «примирительным письмом». А между тем это «примирительное письмо» во всех известных списках его датируется 5 Августа 1727 года. 1903 Таким образом, всё убеждает, что первое путешествие Игнатия на Выг было не в 1719 году, как утверждает «Сказание», а в 1727 году. 1904 Поэтому и обстоятельства этого путешествия, описанные в «Сказании», мы должны считать обстоятельствами путешествия 1727 года. Есть и некоторые общие соображения против принятия даты 1719 года. Для федосеевщины это был тяжелый год. Если поездка Игнатия имела место летом – до 5 Августа —147— 1719 года, то значит это было спустя каких-нибудь три месяца после разрушения федосеевской Ряпиной мызы, разгона одних и поимки других её наставников. Разбежавшиеся феодосеевские учителя летом этого года были заняты, несомненно, хлопотами по устроению своей внешней жизни, а не снаряжением столь серьезной экскурсии. Да и Игнатий Трофимов, как мы знаем, в это время спокойно миссионерствовал в родных Новгородско-Старорусских краях и в движении богословской мысли своих единоверцев не принимал непосредственного участия. Ошибочно указана в «Сказании» и дата второго путешествия Игнатия. Если это путешествие, по свидетельству письма Федора Калинина, имела место «года три или четыре прошедши» после первого, то очевидно, что временем его был январь месяц или 1731-го, или 1732 года. 1905 Раньше 1731 года оно состояться не могло, потому что было уже «по преставлении блаженные памяти отца Андрея мудрого», 1906 —148— который (Андрей Денисов) умер 1 марта 1730 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гетман утвердил 21 мая 1707 года. Другим универсалом (25 мая 1707 года) дозволено архимандриту Исаакию, вместе с паном Андрем Стаховским, городницким сотником, строить мельницу под Мощонкой 44 . 1710 года мая 16 гетман Скоропадский, по просьбе архимандрита Васенкевича, утвердил за обителью мельницу, пожертвованную полковым обозным Василием Бурковским. Отец Исаакий вынужден был обращаться к гетману за помощью для приведения некоторых подданых монастырских к законной покорности 45 . Он скончался 30 ноября 1714 года 46 . Архимандрит Евстратий Самборович известен 1719–1722 гг. 47 Скоропадский, по его просьбе, универсалом (12 мая 1719 года), утвердил за обителью прежние владения её; другим, в то же время (12 мая 1719 года), приказал: «Абы в маетности монастырские нихто отнюд горилок своих под забралем оных насылати не важився, кроми же козаки, там мешкающие, которые могут свои горелки иматы, волны суть они шинковати, только покуховную повинность, не до скарбу уже войскового, але до помянутые обители елецкой, по нынешнем нашем определении на реставрацию и прочии оной потребы отдавать должны». В 1720 году о.Евстратий слушал в Петербурге новый духовный регламент 48 . Архимандрит Нил Березовский известен по записи 25 октября 1722 года и по письму к гетману 23 января 1723 года. Он в 1726 году поступил в настоятеля монастыря Северского. 1727–1749 годы, архимандрит Тимофей Максимович, до произведения в архимандрита три года был наставником Черниговского коллегиума и 10 лет был кафедральным писарем, а 20 июня 1727 года преосвященным Иродионом произведён в архимандрита елецкого 49 . 1732 года просил он гетмана, дабы возвращены были обители 250 червонцев, взятые в 1727 году взаимообразно полковником Яковом Полуботком, и прибавлял: «Ныне обитель наша, по учинившейся Божиим попущением пожоги, для строения требует не малую сумму денег» 50 . Гетман, по его просьбе, утвердил (10 апреля 1732 года) за обителью прежние владения. О.Тимофей благодарил за эту милость; но так как в универсале опущены село Старуха, подаренное п.Семёном Лизогубом 3 апреля 1719 года и мельницы села Вершины Муравейки, уступленные с землёй 1710 года войтом черниговским Отроховичем, то просил утвердить в эти имения – и просьба исполнена 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

41. Указ из Штатс-конторы М. Приказу от в июля 1719 г. о рапортовании ей об отсадке денег в указные места. Из д. за 1719, в. 271. 106. Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца указ боярину Князю Петру Ивановичу Прозоровскому с товарищи. Прошедшего июня 26 дня по Его Великого Государя указу велено в губернии о высылке на дачу армейским полкам жалованья и на мундир денежной казны послать еще в подтверждение указы, дабы положенное число денег на нынешний 1719 год, по третям, конечно, было б в заплате на Москве в Военной Канцелярии, и присылкой в Санкт-Петербурге, и что на первую гвнварскую и нынешнюю майскую трети в Москве и в Санкт-Петербурге заплачено, о том прислать рапорты немедленно, также и впредь что на последнюю треть будет в заплате, о том в Штатс-Контор коллегию прислать рапорты же, а из Штатс-Контор-коллегии к тебе, боярину Князю Петру Ивановичу, в прошлом 1719 годах о той заплате денег в положенные места по табели указы посланы многие. (Подписал) Граф Мусин-Пушкин, Королус Принценстерн, секретарь Иван Молчанов, камергер Алексей Протасов, канцелярист Зыков. 42. Ведение в Монаст. Приказ из Приказа инквизиторских дел от 21 ап. 1721 г. о доставлении в последний копий с получаемых именных, сенатских и синодских указов. Из д. 1721, в. 274. 60. В Монастырской Приказ судье Василь Семеновичу Ершову с товарищи из Приказа инквизиторских дел ведение. По Его Великого Государя указу от Святейшего Правительствующего Синода, по содержанию Духовного Регламента, иеродиакону Пафнутию с товарищи для действа в духовном правлении к должности инквизиторского дела повелено делам, какого бы звания оные ни были, должность инквизиторскую исполнять и в действие то производить. И того ради в Монастырском, в Казенном, в Дворцовом Приказе все дела и присылаемые от Святейшего Правительствующего Синода указы, потребные к следованию должности инквизиторской, также Его Величества генеральные и партикулярные указы о сборах и о судах и о прочих делах смотреть и выписывать без всякого от всех препятствия, как и гражданским фискалам именными Его Величества указы повелено, а именно: именным Его Величества указом состоявшего марта 17 дня 1714 году гражданским фискалом, по их должности со всех указов, о которых они ведать пожелают ради лучшего усмотрения, повелено давать копии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1719 . Бароны Сильвергиельмы 1719 . Бароны Цёдёркрейцы 1719 . Бароны Сталь-фон-Гольштейны 1720 . Бароны Кнорринги 1720 . Бароны Стиернкранцы 1720 . Бароны Альбедили 1723 . Бароны Дельвиги 1727 . Бароны Стакельберги (потомки фельдмаршала Барона Стакельберга) 1731 . Бароны Ревены 1731 . Бароны Армфельдты 1744 . Бароны Кампенгаузены 1747 . Бароны Нолькены 1751 . Бароны Каульбарсы 1755 . Бароны Зальца 1759 . Бароны Клинковстрёмы 1768 . Бароны Маннергеймы 1771 . Бароны Карпеланы 1771 . Бароны Котены 1771 . Бароны Бойе 1773 . Бароны Гоггеры 1777 . Бароны Гиерта 1778 . Бароны Мунки 1806 . Бароны Виллебранды (потомки генерала барона Эрнеста-Густава Виллебранда) 1808 . Бароны Аминовы 1809 . Бароны Клецкеры 35) бароны Гессен-Дармштатдские: Бароны Гауфы 36) бароны Царства Польского Бароны Косинские Бароны Сольденгофы Глава пятая. Фамилии дворянские, от Великого Князя Рюрика происшедшие (имена фамилий, внесённых в бархатную книгу, напечатаны курсивом) Пузины Огинские Сатины Татищевы Заболоцкие Дмитриевы-Мамоновы Внуковы Монастыревы Судаковы Аладьины Цыплетевы Мусоргские Еропкины Травины Ржевские Толбузины Березины Осинины Ляпуновы Ильины Ивины Глава шестая. Фамилии дворянские, внесённые в бархатную книгу Сабуровы Вельяминовы-Зерновы Салтыковы Тучковы Шеины Чоглоковы Плещеевы Игнатьевы Жеребцовы Москотиньевы Пятовы Очины-Плещеевы Мешковы-Плещеевы Пушкины Замыцкие Рожновы Мусины-Пушкины Кологривовы Поводовы Бобрищевы-Пушкины Шафериковы-Пушкины Бутурлины Мятлевы Аминовы. Каменские Кутузовы Голенищевы-Кутузовы Вельяминовы Вельяминовы-Воронцовы. Аксаковы Исленьевы Башмаковы Квашнины Квашнины-Самарины Дудины Самарины Розладины Фомины-Квашнины Тушины Ладыгины Коновницыны Кокоревы Колычевы Неплюевы Бабарыкины Шереметевы Бирдюкины-Зайцовы Елизаровы-Гусевы Векентьевы Белеутовы Клушины Бороздины Колединсюе. Пусторослевы Кашинцовы Житовы-Бороздины Шишковы. Глебовы Кокошкины Колтовские Астафьевы Теряевы Лаптевы Лопухины Лупандины Обедовы Старковы Новосильцовы Хвостовы Белкины Отяевы Пыжовы Шафровы

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Автор «Сказания» далеко не был современником описываемых событий 1896 и при составлении своих исторических сочинений должен был пользоваться то письменными источниками, то иногда не вполне свежими устными преданиями. Очевидно, притом, он получаемые сведения вносил в свои сочинения без необходимой критической проверки, результатом чего и являются в его сочинениях многие неисправности и погрешности. В данном сочинении автор, напр., ошибочно считает днем смерти Феодосия Васильева 25-е Июля 1711 года (на самом деле Феодосий умер 23-го числа)… На страницах 100-й и 102-й «Сказание» повествует о двух путешествиях Игнатия Трофимова на Выг. При этом главным компаньоном Игнатия в обеих поездках называется «Даниловских стран» поморский учитель —145— Федор Калинин. Первое путешествие состоялось – говорится здесь – «в третийнадесять год от разделения, от мироздания же 1727 (1719)», а второе было «в лето 7244 (1736) в Генваре месяце». Промежуток между этими двумя событиями получается, таким образом, в 17 лет. Странен и возбуждает большие сомнения по своей продолжительности этот 17-летней промежуток период «обысканий» Игнатия о титле. Само же «Сказание» говорит, что Игнатий «облетая искаше оныя титлы». 1897 Неужели, при страстных поисках, понадобилось ему все-таки целых 17 лет?… – Сохранилось письмо упомянутого спутника Игнатиева Феодора Калинина в Москву от 1757 года, 1898 в котором он описывает, между прочим, оба эти путешествия. Самых дат ни первого ни второго путешествия здесь ни приведено, но промежутком между ними полагается лишь «года три или четыре». 1899 Для нас показание самого участника событий, несомненно, ценнее и достовернее. По этому, по крайней мере, одна из дат «Сказания» должна быть ошибочной. Следующие данные свидетельствуют об ошибочности даты первого путешествия. «Сказание» является почти единственным памятником, относящим посещение Игнатием Выга, бывшее еще при жизни Андрея Денисова, к 1719 г. Кроме него еще относит эту поездку к тому же 1719 г. одно «Житие Семена Денисова», 1900 где говорится, что «в лето 7227 приходил из них (федосеевцев) первейший Игнатий Трофимов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После нек-рого колебания К. обнародовал этот документ об отлучении митр. Евфимия. У него накопилось множество собственных претензий к неподконтрольному его власти митрополиту, начиная c неуплаты им податей и заканчивая венчаниями неканонических браков. Один из францисканских миссионеров в Дамаске, Томас Диас Кампайя, выступил посредником в примирении иерархов. Он убедил митр. Евфимия приехать в Дамаск и принести покаяние К. в обмен на снятие с него обвинений. Формальное примирение К. и митр. Евфимия произошло в кон. нояб. 1719 г., однако скрытая враждебность сохранялась. Многие верили, что именно по наущению митр. Евфимия патриарх был обвинен дамасскими властями в тайном венчании христианина и мусульманки и вынужден заплатить 3 тыс. киршей за свое оправдание. Вскоре после этого К. скончался от гангрены (видимо, вызванной диабетом), как о том сообщали в Рим францисканские миссионеры и митр. Евфимий. В правосл. историографии (свящ. Михаил Брейк) бытовала версия, что патриарх был отравлен Томасом Диасом Кампайей. Краткие воспоминания о К. оставили встречавшиеся с ним писатели-паломники: капеллан англ. фактории в Халебе Г. Мондрелл (1697) и черниговский иером. Ипполит Вишенский (1708), сообщающие также о церковной жизни христиан в Сирии этого периода. К. не имел хорошего образования, равно как и лит. дарований отца и деда. По собственному признанию и свидетельствам окружающих, он не владел греч. языком, поэтому атрибуция К. араб. перевода энциклики К-польского патриарха против митр. Евфимия Сайфи (1719) представляется неверной. Письменное наследие К. весьма ограниченно: помимо грамоты о прощении патриарха Никона и переписки с различными католич. корреспондентами 1715-1719 гг. он оставил ряд записей церковно-исторического содержания на полях сочинений своего деда патриарха Макария III в его рукописи-автографе (ИВР РАН. В 1227). Арх.: РГАДА. Ф. 52/1. 1683. 2; ИВР РАН. В 1227. Л. 31-38 об., 129. Ист.: Сказание о Сирийской унии/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 9. С.

http://pravenc.ru/text/1840391.html

В местное управление полки вносили не меньше путаницы, чем в областное деление. Подушные сборы и рекрутские наборы были изъяты из ведомства губернских и провинциальных властей и возложены на особых комиссаров, которых в конце 1723 г. выбирали дворяне полкового дистрикта, а на поморском Севере, где не было дворянства, представители тяглых обывателей по уездам, входившим в состав полкового округа. Г. Богословский в своей книге, посвященной областной реформе Петра, выяснил по архивным документам, что этого выборного комиссара от земли, как он назывался, надобно отличать от земского, поставленного во главе дистрикта губернской реформой 1719 г. и назначавшегося Камер-коллегией: тот и другой действовали одновременно, и лишь по местам выборный заменял " камер-коллежского " . В специальном, хотя и важном деле содержания полков были призваны содействовать правительству местные общества, земства, чего совсем не заметно в реформе 1719 г., хотя и любившей украшать местные учреждения и должности в отличие от центральных названием земских, буквально переводя остзейскую административную терминологию (Landcommissar, Landrentmeister и т. п.). Но это участие в местном управлении не оживило старинных дворянских уездных обществ, заглохших под гнетом военной реформы Петра: не было внутреннего корпоративного интереса, ни сословной солидарности, ни взаимной ответственности, ни походного товарищества. Таким интересом не могла стать обязанность ежегодно съезжаться, чтобы под командой полковника учитывать старого комиссара и выбирать нового для доставки денежного и вещевого довольствия вооруженной массе, вторгнувшейся в местную жизнь. Полковой двор стал властным и требовательным средоточием полицейско-финансового участка, угнетавшим и путавшим областное управление, а для сельского населения, как мы уже видели, эта расквартировка армии была прямым нашествием ста с лишком полков на своих соотечественников. МЕСТНЫЕ СУДЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. Мимоходом отмечу еще одну особенность губернской реформы 1719 г., любопытную больше как признак преобразовательных понятий, чем как факт государственного устройства: в губернском управлении являются особые судебные учреждения, прежде небывалые.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

I, стр.,78– 80, Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. II, 263 ср. П. Семенов. Словарь... II, стр. 648); во-вторых, Заволочье, которое отождествляют с Пусторжевском (Ежемесячные сочинения., январь 1757 г. С.-Петербург... стр. 12), также называется пригородом г. Пскова (П. Семенов. Географ. Словарь, II, 244). Хотя в писцовых книгах второй половины XVII г. Заволочье не значится в числе псковских пригородов, но с г. Пусторжевском оно имеет общие станы (Подгородный в Заволочье) (Опис. Докум. и Бумаг Архива Минист. Юст. I, 793–794, ср. 2066–2074). В росписании городов по губерниям в 1708 г. Заволочье и Пустая Ржева отождествляются, в 1719 г. они соединяются союзом «и» (Полн. Собр. Зак. Русск. Имп. IV, 2218, ср. V, 3380). Правда, Заволочье в конце XVII в. принадлежало к Новгородской епархии, а равно и Пусторжевский уезд (Рус. епархии, I, 326), где последний оставался и после 1715 года. Но мы знаем, что в росписи новгородских городов 1715 г. нет ни Заволочья, ни Пусторжева, а только Пусторжевский уезд. Где же были эти города в 1715 г.? В-третьих – г. Красный в конце XVI в. был псковским пригородом (Опис. Докум. и Бум. Арх. Мин. Юст. I, 1142), затем приписан к г. Опочке, тоже в качестве пригорода (Ежемесячные сочинения., янв. 1757 г., стр. 12), поэтому и пригороду Красному естественно быть в Псковской епархии до конца 1719 г. Кстати заметить: Воронач, Врев, Выбор, Вышгород до XVIII в. были псковскими пригородами (там же 332–336; 353–362); в половине XVIII в. последние три пригорода, вместе с Владимиром и Дубковым, состояли пригородами г. Острова, а Воронач с Вельем и Красным – г. Опочки (Ежемесяч. сочинения... 1757 г. янв., стр. 12, ср. Ильинский. Историческое описание г. Пскова, ч. V, Спб. 1795 г. стр. 31 – 32– тут названы все пригороды). Наконец, не понятно, как часть Холмского посада могла поступить в состав Псковской епархии в 1719 г. Быть может Холмский Посад, стоявший при впадении (справа) р. Куньи в Ловать, в 100 верстах от г. Великих Лук, разделялся на две части и часть Посада по левую сторону Ловати передана в ведение Феофана Прокоповича ? Позже, в половине XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

О тех беглых солдатах Земский приказ сообщил в Губернскую канцелярию, чтоб о них учинить указ. Дело 16 1711 г. В приказе Земских дел. Турова и Тимофеевой о неуплаченных деньгах за дом. Дело 17 Началось в 1711 г. в приказе Земских дел – Игнатьева с кн. Троекуровой о беглых крестьянах. Приговор 31 марта 1715 г. в пользу истца о пожилых деньгах. Для исполнения дана правежная выпись солдату. Для правежу приведен человек Троекуровой; он указные числа выстоял. Истец просит сыскать человека Троекуровой, который за делами ходит, и взять сказку – есть ли ей чем платить. Дана сыскная память солдату, который никого не сыскал Потом в 1719 г. по просьбе истца велено послать подьячего. Но по заготовленному наказу посылки не было для того, что истец за тем делом не ходит и сказки у человека ее, ответчицына, который за делами ходит, по помете не взято. А потом 19 августа 1719 г. прислан в канцелярию Земских дел из гарнизона человек, который за делами ходит. От Всесвятских ворот привел его в канцелярию Московского гарнизона караульный солдат и вместе с ним указавшего его, Игнатьевского, человека; сей последний закричал караул, «а для чего, скажет у записки». Отобрана (в гарнизоне) сказка у приводца и у приводного (не знает). Бумага о сем называлась привод: руку приложил приводец (приводчик). 20 августа московский обер-комендант Иван Петров Измаилов, слушав сего приводу, приказал: взять приводные деньги и отослать людей в канцелярию Земских дел. (В 1719 г. в канцелярии Земских дел – тайный советник сенатор, президента Юстиц-коллегии граф Андрей Артемонович Матвеев с товарищами. В 1720 г. в Надворном Суде бригадир Московской губернии вице-губернатор и вице-президент Надворного Суда Иван Лукич Воейков с товарищами, канцелярии Земских дел обер-ландрихтер Иван Петрович Топильский и 3 асессора). В 1724 г. это дело вершилось в Надворном Суде. Дело 18 1711 г. В приказе Земских дел. Кручинин на Захарова за пособие мошенникам в покраже у него 20 руб. Был суд и речи. Дело Дело сидельца Колесникова по иску на торгового человека Левина, у коего он сидел в лавке.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Ejusd. de electionibus Regum Poloniae. Colon., 1722. Ejusd. de iuribus Majestatis et regalibus. Colon., 1722. 40 . Relation veritable du retour de la flotte Russienne dans les ports de Reval et Cronslot. A la Haye, 1719. 41 . Memoire des Princes du sang pour repondre au memoire instructif des Princes legitimes. A la Haye, 1717. 42 . Regni Moscovitici sciagraphia auctore Petro Petrejo. Stokhol., 1615. На шведском языке. (4-ку, 163. Ex libris Alexiy Mankewitz). 43 . Розыск исторический, коих ради вин императоры языческий назывались понтифексами. Пр. Новог. Феофана Прокоповича . С. П.-бург. 1721. (Остермана 148). 44 . Les illustres observations antiques du Gabr. Siméon Florentin, en son dernier voyage 1557. A Lyon, 1558. 45 . Thesaurus numismatum antiquorum a В. M. Ottone Sperlingio relictus, Hamburgi. 1717. 1st ein auctions-catalogus. 46 . Summarischer Bericht derer in dieser Campagne anno 1719. von Seiner Czarischen Mayestät Galeeren Flotte gegen Schweden ausgeführten Krieges-operationen. 47 . Q. D. В. V. de cosacis dissertatio historica, quam inclytae facultatis philosophicae permissu publicae ventilationi submittunt M. Godofredus Weissius Thorunio-Borussus, praeses et respondens Johan Joch. Möllerus Sommerfeldt. Siles., phil. Bacc. in collegio maiori principum d. 7. Junii 1754 (1684). Lipsiae. (4-ку, 170). 48 . Sermon sur le jubilé de la reformation de la Republique de Zurich, ргопопсè à Genève le 1 janvier 1719, par Jean Alphonse Turrettin (Остермана 135). 49 . L’histoire de la bataille des Tures sur la mer. En langue asiatique. (4-ку, 711). 50 . L’histoire de l’Amérique. En langue asiatique. (Печ. в Константинополе. – 4-ку, 712). 51 . История Мира Магмута князя кандагарского о взятии Испагани от персиан. На азиатском языке. (4-ку, 693). 52 . История о войне турецкой с венецианами морем, и описание поморских мест с приложением карт. На азиатск. языке. 53 . Описание о осаде и взятии города Кандии. На азиатск. языке. 54 . История о Египте. На азиатск. языке. Две книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010