VIII- VI вв. принято называть царским периодом в истории города. Приблизительно с 510 до 31 г. до н. э. здесь длился период Республики, когда государством управляли ежегодно сменявшиеся выборные магистраты. Высшим органом власти при этом являлся римский сенат. К 265 г до н. э. римляне завоевали господство над всем Апеннинским полуостровом. В позднереспубликанский период захватнические интересы Р. распространились за пределы Италии (287–31 гг. до н. э.). В ходе трех Пунических войн (264–241, 218–201, 149–146 гг. до н. э.) римляне одержали победу над своим сильнейшим соперников с западном Средиземноморье – Карфагеном, захватили Сицилию, Сардинию, Корсику, Балеарские острова, овладели Испанией, вели войны в Македонии, Греции. В 31 г. до н. э. Республика сменилась авторитарной формой государственного устройства и Р. вступил в Императорский период, который продолжался до 476 г. Раннеимператорский период, или принципат (31 г до н. э. – 284 г н. э.), был периодом единоличной власти, представлявшей собой форму монархии с сохранением внешних признаков республики. В позднеимператорский период, или эпоху домината (284–476 гг.), императору Диоклетиану (284–305 гг.) впервые удалось вновь упрочить господство аристократии путем установления абсолютной и сильной центральной монархической власти, окончательное оформление которой произошло при его преемнике, Константине Великом . С начала IV в. в систему римского государства включается христианская Церковь . Гражданские войны, многочисленные узурпации и народные мятежи в IV в. свидетельствовали об упадке Римской империи, средством противодействия которому мыслилось разделение Империи на две части – Западную и Восточную. Это окончательно произошло после смерти императора Феодосия I в 395 г. К V в. ситуация в западной части Империи становится катастрофической, Все чаще происходили нападения племен варваров – готов, вандалов, гуннов, разграбление Италии и самого Р. Низложение последнего западноримского императора Ромула Августула в 476 г. предводителем германских варваров Одоакром считается современными историками концом Западной Римской империи. Бывшая столица Римской империи (Древний Рим, Первый Рим, Старый Рим, Вечный город) испытал упадок, запустение, но продолжал существовать. Его первым собственником стал Папа. Обедневший, разрушенный в ходе нескольких военных компаний VI в., город был реконструирован, превратился в важный транзитный центр, стал существовать автономно, а c 754 г. получил независимость. Греческая культура в нем была развита слабо, хотя в XIV-XV в. здесь жили некоторые эмигрировавшие из Византии крупные интеллектуалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые признаки болезни жены заставили нас серьёзно подумать об отдыхе. И с 1972 года мы начали регулярные поездки на юг, в Испанию. Мы нашли довольно сносное и достаточно дешёвое место – Балеарские острова, которые в то время были ещё не обустроены, поэтому отдых на них был недорогим. Мы облюбовали маленький островок, он назывался Минорка, что значит «меньший». Он находился рядом с Майоркой – от латинского слова «больший». Курорт был ещё не оборудован, поэтому туда можно было приезжать с палаткой и проводить на берегу моря по нескольку месяцев. Я привозил с собой всю свою аппаратуру и там работал над программами для Би-Би-Си, конечно, без инженеров и техников, секретарей и редакторов, только с женой. У меня с собой был микрофон. Зависели мы, конечно, от морского прибоя. Иногда делать запись было невозможно, надо было выбирать хорошие, погожие дни. Я регулярно готовил передачи для Би-Би-Си. На радиостанции мне шли навстречу – они знали о болезни моей жены. Зиму мы проводили в Йорке, а летом и во время каникул приезжали в Лондон. Завершив накопившиеся дела, мы ехали либо на машине и пароме через Францию, либо летели самолётом – как когда – на наш остров. Там мы очень дёшево купили небольшой участок, поставили будочку, где хранили палатку и другое наше нехитрое имущество. Иногда мы проводили так всё лето. Записав радиопередачи, я посылал или привозил их в Лондон, и они шли по Би-Би-Си на всю Россию. Вспоминается первая поездка в Испанию. Мы ехали с моей женой Марией Васильевной, сыном Петей и его школьным другом на довольно старой машине, везли с собой палатки. Когда приехали в Коста Брава – приморский город Испании, то поставили палатки в красивейшем месте кемпинга: на склоне горы в сосновом лесу. Вечером, смотрю, молния, думаю, будет гроза, а там в это время года в основном идут тропические дожди! Я на всякий случай укрепил палатку и лёг спать, прислушиваясь к ветру. И вдруг как полил ливень! А на нас ещё поток воды с горы устремился! Кое-как его немного отвели. Потом всю ночь лежали на надувных матрасах в палатке, вода бурлила вокруг неё, а мы как в Ноевом ковчеге были. Интересный случай ещё был – местный католический священник узнал о нас, а я не говорил никому, что священник, был в штатском. Но по паспорту узнали в гостинице и ему сказали. Он нас пригласил к себе домой, много мы беседовали, пригласил меня в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Откуда же взялись усвоенные новыми сравнительно распевами краткие осмогласные напевы с их мелодическими особенностями? Они не в России изобретены и не заимствованы от Западной Церкви, но имеют свое основание в византийском церковном пении. Краткими мелодиями особенно характеризуется киевское осмогласие или напевы «на Господи воззвах». Но мелодии эти, как показывает их технический разбор, суть почти буквальное повторение гласовых мелодии малого знаменного распева, образовавшегося к концу 16 века и известного всей Русской Церкви. Малый же знаменный распев образовался из большего знаменного распева и составляете его простое сокращение, имеющее с ним одинаковые музыкальные основания, заимствованный из византийского осмогласия. В движении большей части своих мелодии он имеете буквальное сходство с пением на подобны, краткие мелодии которых встречаются в самых первых крюковых рукописях Русской Церкви и имеют конечно одинаковое с большим знаменным распевом греко-славянское происхождение. В церковном Уставе и в богослужебных книгах мы видим указания на подобны и даже распределение строк текста, примененное к кратким напевам, а в Октоихе св. Иоанна Дамаскина и самые образцы подобнов в более кратком мелодическом изложении, чем самогласные стихиры. Затем краткие или дневные мелодии мы встречаем не в киевском только и знаменном, но и в других известных нам распевах, наприм. балеарском и греческом. Гласы сербского распева, по свидетельству Барского, слышавшего их на Афоне, также «краткосложенны» 24 . Все это ведете к заключению, что краткие гласовые мелодии не есть русское изобретение и заимствованы не отынуду [примеч. из другого места], как из обычаи древней Православной Церкви, преданного всем славянским церквам наравне и в связи с напевами протяженными. Особенности кратких напевов русских позднейшего происхождения можно считать: а) постепенно возрастающее приближение их к унисонно-речитативному пению с уничтожением почти мелодического характера и гласовых различий; б) установление нового понятия о церковном гласе, как об известной формуле сочетания двух-трех мелодических строк, а не о музыкальной лествице звуков с определенным порядком интервалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

и хлеб; это учреждение было особенно важно, так как в области таможенных пошлин и коммерческих злоупотреблений рождалось большинство столкновений между греками и генуэзцами. В этих установлениях, охранявших генуэзцев Перы, видны зародыши европейских капитуляций в Турции. Генуэзская Галата, тогдашняя Пера (ныне Перой называется верхний район за стенами Галаты), была католическим городом на территории Константинополя. Лишь три старые греческие церкви оставлены были за православным патриархом. Настоятель католического собора во имя арх. Михаила считался викарием архиепископа Генуи. Наиболее известны приходские церкви: Павла, сохранившаяся до сих пор, и св. Франциска, обращенная турками в мечеть; при ее ремонте после пожара были обнаружены фрески, и романские рельефы из нее хранятся в Оттоманском музее. Католических церквей и монастырей было много в генуэзской Пере; она стала центром католической пропаганды на Востоке, приютом западных миссионеров, из коих многие, находясь в общении с греками, приобрели среди них репутацию учености. Роль генуэзской Галаты в истории Восточной Церкви еще ждет своего исследователя с православной стороны. Готовые служить на Востоке воинские силы, независимые от папы и Франции, но втайне и отчасти явно направляемые энергичным Фредериком Сицилийским, были в лице каталанских дружин, приобретших уже громкую известность. В 1292 г. каталанская дружина под начальством де Лория ограбила побережье Мореи, Ионические и Малоазиатские острова. По объединении Каталонии с Арагонией, по изгнании мавров из Валенсии и Балеарских островов в Испании оказалось многочисленное рыцарство и пехота, выросшие в боях и не находившие себе дела на родине. Долголетние морские войны между Венецией и Генуей на всем пространстве Леванта и Италии развили в неслыханных размерах пиратство, при Михаиле VIII сдерживаемое греческим флотом, который, впрочем, грабил сам и состоял наполовину из западных пиратов и полугреческих «гасмулов». Купеческие караваны на путях в Египет и Сирию питали пиратов своею кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Восхождение к созерцанию божественных достоинств в молитве и благочестивом размышлении предполагает последовательное просвещение божественным светом способностей души, гл. обр. памяти, разума и воли, а также 5 внутренних чувств души (cogitatio, perceptio, conscientia, subtilitas et animositas). Для Л., подобно позднесредневек. испан. мистикам ( Хуану де ла Крусу , Терезе Авильской ), характерно повышенное внимание к аффективной стороне молитвы: стоны и воздыхания именуются «посланниками от любящего к Возлюбленному»; без них, как утверждает Л. в трактате «Древо философского созерцания» (Arbor divinae contemplationis), созерцание было бы не слишком плодотворным; в «Книге созерцания» Л. молит о ниспослании ему слезного дара. При этом, однако, явленная в молитве «любовь» к Богу, согласно Л., никогда не является чисто аффективной и всегда содержит в себе элемент рационального постижения. Так, заповедь из Втор 6. 5 о любви к Богу Л. толкует следующим образом: «...нет оправдания тому, кто не прилагает всех сил своих к познанию божественной Троицы и Воплощения». В мариологии Л., подобно Иоанну Дунсу Скоту , приближается к учению о Непорочном Зачатии Девы Марии. Как и др. разделы теологии Л., мариология была связана с его доктриной божественных достоинств: в трактате «О Деве Марии» (Libre de Santa Maria) он пишет о том, что в Пресв. Деве Марии божественные атрибуты были явлены в таком изобилии, что «мир едва мог их вместить». Сочинения на каталанском языке Л. называют «демиургом» каталан. языка ( Badia i Margarit. 2004. P. 183; Ж. Рубио-и-Балагьер применительно к Л. говорит о «чуде сотворения языка» - Rubi ó i Balaguer. 2006. P. 97). Исследователи указывают на тесную связь лит. творчества Л. с его спекулятивными задачами. Эта связь объясняет как лексические, так и синтаксические особенности его произведений: изобилие латинизмов и схоластических терминов, простота синтаксиса, призванная сделать текст более наглядным и «суггестивным»; в то же время нет недостатка и в балеарских диалектизмах (подробный анализ языка Л.

http://pravenc.ru/text/2110887.html

Скрываясь от погони, Гелимер, нашел убежище в Нумидии, на горе Папуа, в окружении маврусиев, которые готовы были защищать его. По приказу Велисария для захвата короля был направлен отряд во главе с герулом Фарой. Он начал осаду, надеясь на то, что маврусии отвернутся от Гелимера и выдадут его, но обманулся в этой своей надежде – маврусии сохранили верность доверившемуся им королю, а попытка взять укрепления на горе штурмом не увенчалась успехом и стоила большой крови. Пришлось брать короля измором, и осада затянулась надолго. Тем временем Велисарий отправил на Сардинию отряд во главе с военачальником Кириллом, который взял с собой отрубленную голову Цазона. Вначале Кирилл без труда овладел Корсикой, а затем высадился на Сардинии, и когда он предъявил жителям этого острова голову королевского брата, Сардиния подчинилась власти Римского императора. Аполлинарий, отправленный на Балеарские острова, которые также принадлежали вандалам, подчинил их императорской власти и стал управлять ими. Затем Велисарий шаг за шагом взял под контроль почти всю территорию Королевства вандалов на Африканском континенте. В Мавританскую Цезарею был направлен Иоанн с небольшим отрядом, другой Иоанн был послан к проливу у Геракловых столпов, который ныне называется Гибралтарским, и захватил расположенную на африканском берегу крепость Септон – современную Сеуту. Владения империи на Африканском континенте снова простирались до Атлантического океана, но в отличие от прежних времен, до нашествия вандалов, это была узкая прибрежная полоса, к югу от которой начинались поселения и кочевья независимых берберских бедуинов. Велисарий попытался также вернуть в состав империи расположенную на Сицилии Лилибелу, которая в свое время была передана вандалам остготским королем Теодорихом Великим в качестве приданого своей сестры Амалафриды. Но требование Велисария было отвергнуто: в адресованном ему письме, составленном по указанию матери остготского короля Аталариха Амаласунты, говорилось: «Сицилию мы считаем принадлежащей себе полностью – ибо укрепление в Лилибее является одним лишь ее мысом. Если Теодорих позволил своей сестре, бывшей замужем за царем вандалов, пользоваться каким-то торговым местом Сицилии, это не имеет существенного значения» 126 . И все же остготское правительство готово было «этот вопрос предоставить на усмотрение василевсу Юстиниану на основании закона и справедливости» 127 . Получив такой ответ, из которого вытекало признание верховных прав императора, Велисарий отправил всю переписку по поводу Лилибелы в Константинополь Юстиниану.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В контексте этого обновлённого повышенного внимания к изображениям, как «месту желания» и средствам благочестия, появляются древнейшие феномены поклонения, в которых священные изображения играют главную роль. Они, по крайней мере, частично, связываются с возникновением благоговения перед «santi novellini» («святым новичком»). Слава новых чудотворцев часто находит в изображении наиболее благоприятный канал распространения, и бывало, как в случае с поклонением блаженному францисканцу Герарду из Валенцы в монастыре Святого Франциска в Пизе с 1346 г., что народное обожание принимало форму собрания вокруг изображения на фреске. Ныне утраченный образ знаменитого чудотворца, который его биограф брат Варфоломей (Бартоломео) из Альбиции велел написать на стене в церкви, за несколько лет сделался источником целой группы списков, распространившихся в обширном регионе от Марке до Балеарских островов, как об этом документально свидетельствуют современные событию тексты, и несколько изобразительных фрагментов 1200 . В отсутствие тела Герарда, похороненного в Палермо, фреска в совершенстве отвечает требованиям просителей: собирает вотивные предметы на свою поверхность, принимает молитвы верующих, напрямую воплощает блаженного и представляет собой средство, через которое он может говорить и действовать. В случае с Девой Марией, чьё тело было взято на небо после её смерти, изображение оказывается единственным святым предметом, способным напомнить о её присутствии, или о её способности принимать мольбы, и являться, чтобы исполнить их. С ростом связанного с Мадонной благочестия, поощряемого нищенствующими орденами, начали умножаться места поклонения, имеющие отношение к её чудотворным изображениям. Похоже, этот процесс достиг своего апогея, когда в конце XIV в. Франко Саккетти так писал своему перуджийскому корреспонденту Якопо из Конте: (...) Сколько перемен произошло в городе моём и с образом Владычицы нашей! И время было, когда к Святой Марии Чиголийской бежал каждый; потом к Святой Марии Лесной ходили; потом возросла слава Святой Марии в Прунете; потом во Фьезоле – к Святой Марии Первейшей; а потом – к Владычице нашей из Орто Сан Микеле; потом все они заброшены были, и к Благовещенью Слуг всякий человек прибегает (...) к которой то одним способом, то другим приставлено было и привешено столько образков, что если бы стены не были недавно стянуты цепями, то как бы вместе с кровлей не рухнули наземь. Теперь же на мосту Рубаконте к крохотному кивоту, Святой Марией Милостей называемому, построенному по подобию гроба Христова, весь народ тащится. Почти каждый день в сем малом месте воск снимать приходится, дабы место другому дать. И так-то Бог знает, сколько народу от грехов очищается, будто Владычица наша имеет больше силы в одном месте милости свои творить, чем в ином. О люд бессмысленный, всякий раз где сердца наши благорасположены окажутся, тут Владычица наша и украсится! 1201

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Категория : Испания Материал из Азбука паломники Испания (исп. и галис. España) - официально Королевство Испания (исп. и галис. Reino de España) — суверенное государство на юго-западе Европы и частично в Африке, член Европейского союза и НАТО. Испания занимает большую часть (80 %) Пиренейского полуострова, а также Канарские и Балеарские острова, имеет общую площадь 504 782 км² (вместе с небольшими суверенными территориями на африканском побережье, городами Сеута и Мелилья), являясь четвёртой по величине страной в Европе. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Испании [ править править код ] Православие в Испании  — Православная Церковь в Испании представлена в стране четырьмя православными патриархатами: Московским, Константинопольским, Сербским и Румынским. История [ править править код ] Согласно преданию, после мученической кончины апостола Иакова в 44 году на Святой земле, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья (там, где появится позже город Сантьяго-де-Компостела). В 813 году, как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо обнаружил ковчег с мощами святого. Мощи апостола Иакова стали главной христианской святыней Испании. В более поздние времена в королевстве вестготов, которое владело большей частью Испании, официальной религией было арианство, а в Византийской Испании государственной религией стало православие. В 589 году по инициативе короля Реккареда третий толедский собор принял никейское вероисповедание. Несмотря на мятежи, организованные арианскими епископами, православное вероисповедание утвердилось на территории вестготского королевства. После раскола христианской церкви в XI веке Испания стала частью католической Европы. В 1761 году в Мадриде при российском посланнике в Испании Н. Репнине была устроена первая домовая церковь. В 1882 г. церковь была упразднена в связи с сокращением государственных расходов, иконостас и утварь были перевезены в Буэнос-Айрес. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Испа...

При полной несамостоятельности испан. живописи в ней пробивались характерные исторические приемы, формы и мотивы. К кон. XVI в. в искусстве И. сложилась ситуация, к-рая обнаруживала признаки приближавшегося расцвета. В этот период сформировались 2 художественные школы - севильская и валенсийская, обеспечившие испан. искусству свободу в XVII в. Одновременно приезд в Толедо Эль Греко выдвинул на сцену толедскую школу. Испан. живопись принято делить также на кордовскую, гранадскую, бадахосскую, вальядолидскую, мурсийскую, арагонскую, каталонскую и балеарскую. Однако в XVII в. это деление условно, т. к. разница этих школ - в провинциальном удалении от столицы, в индивидуальном почерке мастеров. Эскориал, средоточие придворной жизни И., в кон. XVI - 30-х гг. XVII в. был центром, через к-рый на испан. культуру влияла итал. живопись. Испан. монархи были страстными собирателями произведений искусства и заказчиками мн. религиозных картин. Помимо центра собирания грандиозной коллекции Эскориал стал местом, где работали десятки художников (т. н. эскориальская школа), к-рые писали фрески, алтари, картины и должны были превратить его в центр искусств и духовной жизни И. Погребение сеньора Оргаса. 1586–1588 гг. Худож. Эль Греко (ц. Санто-Томе, Толедо) Погребение сеньора Оргаса. 1586–1588 гг. Худож. Эль Греко (ц. Санто-Томе, Толедо) Проводником итал. влияния были мастера, приглашенные ко двору кор. Филиппа: Эухенио Кахес («Встреча у Золотых ворот» для ц. Сан-Фелипе-эль-Реаль в Мадриде, ок. 1604, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид), из итальянцев, осевших в И.; флорентийцы Бартоломе Кардуччо, его брат Висенте Кардуччо («Проповедь св. Иоанна Крестителя», 1610, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид). Т. н. реформированный маньеризм (флорентийский рисунок, ломбардское сфумато, венецианский колорит) итал. художников принес в И. европ. придворную моду на эффектно-оригинальное, отмеченное печатью элитарности, одухотворенно-взволнованное искусство. Типология религ. и исторической картины Нового времени была разработана именно итальянцами при испан.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Собор Санта-Мария в Толедо. 1226–1493 гг. Собор Санта-Мария в Толедо. 1226–1493 гг. Первенство Толедской кафедры оспаривалось мн. прелатами, самым активным из к-рых был Пелагий, еп. Овьедо (1102-1130, 1142-1143). В 1105 г. он и Петр, еп. Леона, добились подчинения своих диоцезов непосредственно Папскому престолу. Впосл. еп. Пелагий вступил в конфликт с епископами Бургоса и Луго, а также с архиепископом Браги, который претендовал на юрисдикцию над кафедрой Овьедо. Стремясь создать в Овьедо центр паломничества, превосходящий Сантьяго-де-Компостела, Пелагий способствовал распространению почитания хранившихся там святынь, прежде всего погребального плата Христа. По его инициативе был составлен сборник документов, подтверждающих привилегии еп-ства Овьедо (Liber Testamentorum). Включенные в сборник грамоты являются важным источником по истории Астуро-Леонского королевства, хотя почти все они были отредактированы или фальсифицированы по указанию епископа. Из-за активного участия в политической борьбе еп. Пелагий был смещен с кафедры; противостояние с Толедо сошло на нет. После отвоевания Арагонской короной Балеарских о-вов (1229-1235) начался конфликт между епископами Барселоны и Жироны и архиепископом Таррагоны. В 1232 г. было создано еп-ство Мальорка, подчиненное Папскому престолу; о-в Ивиса после отвоевания христианами отошел под юрисдикцию архиепископа Таррагоны. Основанное после освобождения города от арабов (1238) еп-ство Валенсия также подчинялось Таррагонскому архиепископу. В 1250 г. была восстановлена и подчинена Папскому престолу кафедра Картахены (в 1291 резиденция епископа перенесена в более населенную Мурсию). Во 2-й пол. XIII в. восстановили еп-ство Кордова (как суффраган Толедо) и архиеп-ство Севилья (1249), суффраганами к-рого стали Кадис и Силвиш на юж. побережье Пиренейского п-ова. Портик Славы собора в Сантьяго-де-Компостела. 2-я пол. XII в. Мастер Матео Портик Славы собора в Сантьяго-де-Компостела. 2-я пол. XII в. Мастер Матео XII и XIII вв. в совр. историографии рассматриваются как период церковного кризиса в Кастилии и Леоне.

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010