И. Так, объявление Андалуса независимым эмиратом дало повод некоторым местным правителям, в частности вали Сарагосы, Барселоны и Жироны, отложиться от Кордовы и призвать на помощь войска Карла Великого. В 778 г. состоялся 1-й поход франков в И. (не имел успеха). В 785 г. франками была захвачена Жирона, в 801 г.- Барселона. Очагом нестабильности оставалось немусульманское население И.: в 792 г. в Толедо началось крупное восстание мосарабов и иудеев. Сепаратизм в крупных городах - Толедо, Сарагосе и Мериде - стал причиной военных действий в правление аль-Хакама I (796-822), внука Абд ар-Рахмана I. В 797-798 и 807-808 гг. были проведены массовые казни толедской знати (в основном мулади), в 818 г. войска эмира жестоко подавили восстание в предместье Кордовы. В правление Абд ар-Рахмана II (822-852) эмират вел успешные войны с христ. государями (в Алаве, в Галисии, на землях Испанской марки). В 844 г. мусульмане одержали победу над викингами, дошедшими по р. Гвадалквивир до Севильи. Чтобы предотвратить дальнейшие нападения на араб. города, Абд ар-Рахман II приказал выстроить флот, к-рый вскоре был использован для захвата Балеарских о-вов. Стремлением к консолидации Андалуса была обусловлена внутренняя политика эмира. При Абд ар-Рахмане II были преобразованы и упорядочены адм. и фискальная системы (в частности, в аппарате управления стало меньше христиан). Поощрялась исламизация местного населения. Изменения, приведшие к уменьшению политической и социальной роли христиан в Андалусе, продолжились при его преемниках и стали причиной масштабного и длительного возмущения - движения мулади и мосарабов под предводительством Омара ибн Хафсуна. Центром восстания в 880-928 гг. в горах на севере совр. пров. Малага стала крепость Бобастро. К восставшим мулади и мосарабам присоединялись и мусульмане берберского происхождения, недовольные возросшей ролью араб. аристократии. Войска 3 эмиров не могли усмирить и подчинить область, находившуюся в непосредственной близости от столицы эмирата. Мятеж продолжался и после смерти Омара под руководством его сына Сулеймана. Только эмиру Абд ар-Рахману III (912-961) удалось разбить мятежников и взять в 928 г. Бобастро. Для предотвращения подобных восстаний Абд ар-Рахман III гарантировал свободу вероисповедания мосарабам. Мулади был открыт доступ к гос. службе наравне с арабами.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Как объяснить себе эти явления? Откуда пришли эти народы? Почему, несмотря на очевидную и продолжительную разрозненность между племенами, мы замечаем один общий источник знания и приёмов в искусствах; почему в этих постройках, которые один писатель предлагал называть общим именем построек ветхого периода (в отличие от древнего), мы встречаем почти повсеместно пирамидальный характер и ещё ту особенность, что все эти постройки, возвышавшиеся уступами, поставлены на гигантских подстройках или платформах. Та же пирамидальная или коническая форма построек сохраняется в мексиканских теокали, в финикийских бамотах, в нурагах Сардии, в талайотах Балеарских островов, в башнях Шотландии, в долменах Бретани, наконец, в обелисках, как в гигантских пирамидах Египта. Проследим мыслию библейские сказания и постараемся восстановить в уме нашем движение и расселение племён, как оно происходило по авторитету Священного Писания . Не забудем притом, что этот священный документ облечён не только религиозным, но и историческим авторитетом, и что у нас нет лучшей путеводной нити для сгруппирования различных доселе отрывочных сведений о разных народах, оставивших нам памятники своего существования. Вспомним прежде всего 1-й и 2-й стих XI главы ( Быт. 11:1–2 ), в которых сказано, что «на всей земле был один язык и одно наречие» и что, «двинувшись с Востока, они (дети Ноевы) нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там». Стало быть, колыбель человечества надобно искать на Востоке от Месопотамии, а именно, в Гиндукуше и на возвышенном плато Памира, откуда люди спустились в различных направлениях и населили землю. Священное Писание не говорит определительно, чтобы всё человечество прошло через долину Сеннаара; Библия следит исключительно за избранным племенем и повествует только о тех событиях, которые касаются судеб его. Вот почему, – восстановляя в мысли нашей прошедшее и руководствуясь самим текстом Книги Бытия, которая рассказывает в X главе разделение народов и уже в стихе 5-м этой главы ( Быт. 10:5 ), окончив исчисление иафетитов, немедленно говорит: «от сих населились острова народов в землях их», а в XI главе, окончив роды семитов и хамитов, рассказывает особое чудесное событие, случившееся с тою частию человечества, которое пришло в Месопотамию, – мы вправе думать, что с Памирской возвышенности от «Арианем ваедио» или Айриарта, страны ариев, вышли племена, которые, идя на запад, перенесли это название с священными преданиями на гору Масий 115 , или, придя в Месопотамию, участвовали в постройке башни Вавилонской, или же, ушедши ранее других на восток, как иафетиты туранцы, населили Тибет, Монголию, Корею, Китай, Америку (что вполне доказывается общечеловеческими преданиями не только ацтеков и перуанцев, но и преданиями краснокожих индейцев), пробрались от Памира на север к Финскому заливу и далее в Европу, спустились в Индию и заняли её ранее ариев под именем расы, известной ныне под именем дравидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Особенно их взволновал праздник Пасхалий, в течение которого они не могли крестить своих детей в святой купели или делать что-либо другое, совершаемое в этот праздник. Как будто бы демону, спешившему погубить дело римлян в Ливии, этого показалось мало – для тех, кто стремился к восстанию, возник еще один предлог. Большинство этих вандальских воинов отправилось на Восток и, пополнив отряды, в которые они были назначены, до сих пор сражается с персами. Другие же, числом около четырехсот, в то время как находились у Лесбоса и ветер надул их паруса, совершив насилие над моряками, пристали к Пелопоннесу. Отплыв оттуда, они прибыли к Ливии в пустынном месте и, оставив там корабли, со всем снаряжением ушли на горы Аврасия и в Мавританию. Подстрекаемые ими солдаты, стремившиеся к восстанию, еще более сплотились. И в лагере много было разговоров об этом и много взаимных клятв. Когда стали готовиться к празднику, ариане, раздраженные запретом совершать священные обряды, особенно проявляли настойчивость». Пошли кровопролитие и грабежи. Велизарию удалось спасти Карфаген и разгромить силы мятежников. Племянник императора Герман, приехав, установил, что только треть войска осталась верна правительству. Прошло четыре года, и Герман добился покорности восставших. В 539 году патриций Соломон усмирил берберов и тем добился мира в стране. Но в 544 году Соломон погиб и берберские племена вновь объединились с восставшим войском. Один из командиров, Гонтарид, провозгласил себя императором. Казалось, что Африка снова потеряна для Византии. Только в результате новой ожесточенной гражданской войны (546–548) сопротивление повстанцев и берберских племен было окончательно сломлено и Африка была закреплена за Византией. Но это уже была, по словам Прокопия, опустошенная провинция, страна, оставленная без защиты, плохо управляемая, разоренная финансовыми вымогательствами. Притом это не была Африка в тех границах, какой она была в период Римской империи. Она включала территории современных Триполи, Туниса, части Алжира, разрозненные пункты на территории Марокко, острова Сардинию, Корсику, Балеарские.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Договор также подтверждал расширенные границы вандальского государства, в том числе не упоминаемую Виктором часть Триполитании. У римского правительства остались следующие провинции: Мавретания (Мавретания Тингитанская, Мавретания Цезарейская и Мавретания Ситифенская), Циртенская Нумидия (главный город – Цирта) и Восточная Триполитания. 619 Вполне вероятно, что вандалы и ранее совершали набеги на Сардинию. Однако полностью захватили остров не ранее 455 г. 620 Корсика была римской вплоть до смерти Валентиниана III. В 456 г. трибун Гесихий, будучи послом к королю вестготов Теодориху II, мог сказать, что толпа вандалов нашла смерть на Корсике (Hydac., Chron., 177). По всей видимости, Корсика полностью была захвачена после 456 г. 621 Впервые вандалы разграбили Балеарские острова в 425 г., но не аннексировали их: в 449 г. острова были официально присоединены к Испании (Polemius Silvius, Laterc., IV, 6). Судя по тексту Виктора, острова были оккупированы после 455 г. Упоминаемый среди Балеарских островов остров Ебуса более известен как Ибица. 622 В 440 г. вандалы вторглись на Сицилию и попытались захватить город Панорм. Правительство Валентиниана направило войска под командованием Себастьяна из Испании в Африку, что заставило вандалов покинуть Сицилию. Византийский император направил свой флот на Сицилию, но в 442 г. был вынужден отозвать его для защиты Фракии и Иллирии от гуннов и заключить мир с Гейзерихом. В 456 г. вандалы опустошили Сицилию и соседние территории, но не смогли их захватить. Рицимер разбил их у Агригента. В течение последующих лет вандалы регулярно нападали на Сицилию и области Южной Италии. В 468 г., после неудачного похода западноримских и византийских войск под руководством комита Марцеллина в Африку против вандалов, Гейзерих окончательно захватил Сицилию. 623 Одоакр (433–493 гг.) был сыном короля германского племени скиров Эдикона и командовал отрядом германских наемников в императорской гвардии. В 476 г. Одоакр возглавил мятеж германских наемников против императора Ромула Августула.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведь раньше власти короля франков подчинялись только та часть Галлии, что лежит между Рейном, Легером и [Атлантическим] океаном к Бале-арскому морю; часть Германии, населенная франками, называемыми восточными, что располагается между Саксонией и [реками] Данубием, Рейном и Салой, которая разделяет туринов и сорабов; кроме того, власть королевства франков распространялась на аламанов и баваров. Карл же подчинил в упомянутых войнах сначала Аквитанию 64 , Васконию и весь хребет Пиренейских гор вплоть до реки Ибер 65 , которая начинается у наваров и рассекает плодороднейшие поля Испании, вливаясь в Балеарское море под стенами города Дертосы 66 . Затем он присоединил всю Италию, протянувшуюся на тысячу и [даже] более миль от Августы Претории до южной Калабрии 67 , где, как известно, сходятся границы греков и беневентцев. Потом он присоединил Саксонию, которая является немалой частью Германии и, как полагают, вдвое шире той ее части, что населена франками, хотя, возможно, и равна ей по длине; после того и ту и другую Паннонию 68 , Дакию, расположенную по ту сторону Данубия, а также Истрию, Либурнию и Далмакию, за исключением приморских городов, которыми вследствие дружбы и заключенного союза Карл разрешил владеть константинопольскому императору. Наконец, он так усмирил все варварские и дикие народы, что населяют Германию между реками Рейном, Висулой, а также океаном и Данубием (народы те почти схожи по языку, но сильно отличаются обычаями и внешностью), что сделал их данниками. Среди последних самые замечательные [народы]: велатабы, сора-бы, ободриты, богемцы; с ними Карл сражался в войне, а остальных, число которых гораздо больше, он принял в подчинение [без боя] 69 . 16. Славу своего правления он приумножил также благодаря завязанной дружбе с некоторыми королями и народами. Альфонса, короля Галисии и Астурии, он связал столь близким союзом, что тот, когда посылал к Карлу письма 70 или послов, приказывал называть себя не иначе, как «принадлежащим королю». Он приобрел такое расположение королей скоттов 71 , плененных его щедростью, что те называли его не иначе, как господином, а себя – его подданными и рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

было совершено нападение на Сардинию. Сведения об этом расходятся: Халифа называет командующим Абдаллаха б. Мусу, а по данным магрибинского источника, набег возглавил Аббас б. Ухайл, который вошел в море зимой и напал на город Сиракуса (Сиракузы). 279 В обоих случаях говорится о захвате богатой добычи. Сомнительно, что два рейда были совершены в один год, но и подозревать, что речь идет об одном и том же набеге, вряд ли возможно. В 707 г. крупные опрерации не упоминаются. Видимо, после сдачи масмуда и значительного продвижения на запад требовалось время для закрепления на новой территории: поставить гарнизоны, подавить остающиеся мелкие очаги сопротивления. Крупные операции возобновились в 89/708 г. Укрепив свои позиции в области масмуда, Муса направил своего сына Марвана с пятью тысячами воинов на жалованьи покорить Дальний Сус, область на крайнем юго-западе современного Марокко. «Царь» (малик) Суса Муздана (?) вышел навстречу ему с большим войском, но погиб во время сражения, его войско рассеялось, и край стал легкой добычей Марвана, который, кроме всего прочего, увел будто бы 40 000 пленных. 280 В то же время Абдаллах совершил набег на Балеарские острова, а на обратном пути напал на крепость Нивала в Мурсии и захватил ее. 281 В 708–709 гг. мавла Мусы, Тарик б. Зийад, вел завоевание крайнего северного полуострова Магриба с главным городом Танжер. 282 Правитель соседней Сеуты признал вассальную зависимость от мусульман, сохранив свои владения. Правитель Сеуты, по сведениям арабских источников, носил имя Юлиан, то же, что и правитель Танжера, упоминаемый в связи с походом Укбы б. Нафи‘ в 682 г. (т. III, с. 216). Одно и тоже имя, очень близко расположенные столицы позволяют допустить, что перед нами одно и то же лицо, лишь на 28 лет старше. От Юлиана, который должен был хорошо знать ситуацию в вестготском королевстве, Тарик мог получить информацию о междоусобице в богатой стране, отделенной от Африки лишь узким проливом. Только что умер король Витица, передав власть своему сыну Ахиле, губернатору Септиманы (Южная Галлия со столицей в Нарбонне) и Тарраконы (Каталония).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

106-114. Веревка. — Одни из старых комментаторов видят в ней эмблему коварства, при помощи которого Данте в былое время думал " поймать рысь " , то есть обольщать женщин (рысь — сладострастие; А., I, 32). Другие, наоборот, — эмблему воздержания, которым он хотел " поймать рысь " , то есть одолеть сладострастие. 16-128 128. Моей Комедии. — Называя свою поэму комедией (здесь и А., XXI, 2), Дате пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия-всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Поэтому у Данте Вергилий называет свою " Энеиду " трагедией (А., XX, 113). Наименование " Божественная " было придано Дантовой Комедии уже впоследствии, как дань восхищения. 17-1 1-27. Вот острохвостый зверь... — Герион (ст. 97), страж восьмого круга, где караются обманщики. В античной мифологии это трехтелый и трехглавый великан, царивший на острове Эрифее, на дальнем западе, за Океаном. Геракл его убил и угнал его быков. Превращая Гериона в " образ омерзительный обмана " (ст. 7), Данте, очевидно, следовал позднейшей традиции, которая отражена и у Боккаччо в его " Генеалогии богов " (I, 21), где рассказывается, что " царивший на Балеарских островах Герион кротким лицом, ласковыми речами и всем обхождением улещивал гостей, а потом убивал доверившихся его радушию " . 17-6 6. Близ пройденного мрамора — то есть близ каменной набережной Флегетона, по которой поэты дошли до обрыва. 17-18 18. Арахна — искусная лидийская ткачиха (Метам., VI, 5-145), состязавшаяся с Афиной Палладой и превращенная ею в паука (Ч., XII, 43-45). 17-22 22. Садится бобр вести свою войну. — Данте следует поверью, будто бобр, расположась на берегу, опускает в воду хвост и шевелит им, причем выделяет пахучую " бобровую струю " , которая приманивает рыб. Тогда он оборачивается и хватает их. 17-31 31. Так мы спустились вправо. — Это второй случай, когда поэты отклоняются вправо (см. А., IX, 132). 17-35

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Апеннины подвергались уже интенсивному заселению, со стороны переправлявшихся через Адриатику италийцев, венетов и иллирийцев, но, несомненно, что и там оставались еще автохтонные южноевропейские племена, к тому же, среди переселенцев в Италию, были не только индоевропейцы, но и потомки пеласгов, часть которых оставалась в Греции, оказавшись там в окружении индоевропейских ахейцев. Туземные народы, занимавшие Сардинию, Корсику, Мальту и Балеарские острова до конца II тысячелетия еще не встретились с агрессивными индоевропейскими пришельцами, но проникновение италиков, возможно, также, иллирийцев и греков, на Сицилию в эту эпоху уже началось. Островки автохтонного населения сохранялись и в тех регионах, где доминировали индоевропейцы – в западной, центральной и восточной Европе, например, по среднему течению Днепра, на стыке между балтами и ираноязычными кочевниками, где впоследствии обитали геродотовы невры – вероятные наследники древних трипольцев, в Карпатах, по берегам Северного моря, куда уже проникли кельты и германцы. Преобладание в восточной и центральной Европе индоевропейцев, означает, конечно, не истребление ее более древних обитателей, а их покорение и ассимиляцию – при том, что палеантропологический материал, соотносимый с современными антропологическими данными, однозначно свидетельствует о том, что биологическими предками позднейших и современных европейцев остались, по преимуществу, древние европейцы, а не вторгшиеся арийцы, расовый тип которых практически не поддается идентификации, ввиду того, что он растворился в, значительно преобладавшей, биологической массе автохтонного населения, многообразие типов которого подверглось незначительным модификациям в результате многократных переселений народов. Поэтому понятие «индоевропейцы» в минимальной степени связано с расой, значительно больше с археологическими культурами – в середине II тысячелетия до Р. Х. Это была, например, культура курганных погребений, названная так по характерным, для нее, курганам, которые насыпали над могилами; эта культура находится в генетическом родстве с более ранней культурой шнуровой керамики, арийский характер которой сомнений не вызывает. Но, главным образом, понятие «индоевропейцы» относится даже не к археологии, а к лингвистике.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С начала двенадцатого века до середины тринадцатого Испания представляла собой огромную фреску, на которой линия, отделяющая мавров от испанцев, неумолимо продвигалась на юг, время от времени делая изгиб на север, откусывая мелкими кусочками, а иногда и крупными, обширные территории, которые Тарик и Муса так быстро захватили в 711 году и за которые испанцам теперь приходилось сражаться, отвоёвывая с трудом каждую милю. Если бы реакция Кастилии и Арагона на Альморавидов оказалась менее решительной, то, безусловно, аль-Андалус, а может и вся Испания стали бы североафриканской колонией. Североафриканцы в течение нескольких лет оккупировали все тайфы, принадлежавшие испанским мусульманам, за исключением только Балеарских островов. Поначалу они оказывали сильное давление на христианские королевства, но это давление быстро ослабело из-за красоты испанских женщин, и очаровательной красоты Испании. Толедо, так недавно отвоеванный христианами, постоянно находился под угрозой. К 1114 году они начали угрожать христианской Каталонии. Христианский мир возбудился. Французские рыцари в основном из Прованса, Гаскони, Беарна и Лангедока, а также некоторые из Нормандии, Бургундии и северной Франции перебирались через Пиренеи, чтобы помочь своим испанским товарищам в том, что им все больше и больше казалось священной войной против ислама. Конфликт постепенно превращался в Крестовый поход. Крестоносцы отвоевали Иерусалим в 1097 году, и многие из рыцарей, приехавшие теперь в Испанию, для борьбы с маврами, были ветеранами кампаний в далекой Святой Земле. Реакция внутри самой христианской Испании на захват Альморавидами мусульманской Испании была ошеломляющей по своему патриотическому подъёму. Ибо, помимо крестового похода, это стало национальной войной. Король Арагона и Наварры, другой Альфонсо, но на этот раз Альфонсо I, сменил Альфонсо VI, короля Леона и Кастилии. Они называли короля Арагона «Сражающимся Альфонсо», и это правильно, потому что он одержал двадцать девять побед над маврами, как напоминает Дерек Ломакс в книге «Завоевание Испании». Король постоянно перемещался по испанской местности, осаждая города, отбивая другие, захватывая замки, когда мог, и всегда пребывал в войне. Через несколько лет после того, как Альморавиды захватили важный город Сарагоссу и стали хозяевами аль-Андалуса, папа, посетив Тулузу, объявил Крестовый поход в 1118 году, и около шестисот французских рыцарей во главе со знаменитым принцем Беарнским, Гастоном Крестоносцем, только что вернувшимся из Иерусалима, отправились в Испанию и помогли вернуть Сарагоссу. Альфонсо Воин разбил силы Альморавидов при Кутанде. Под напором множества поражений, царство Альморавидов начало распадаться. Мусульманский город Кордова восстал в 1120 году, и пять лет спустя Альфонсо I прошел на юг до Малаги, ведя за собой свою арагонскую армию и французских рыцарей, затем развернулся и вернулся в Сарагоссу, возвратив с собой 10 тысяч христианских семей Андалусии обратно в христианский мир.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Христиане и мусульмане, кастильцы и мавры, арабы и арагонцы, наваррцы и андалузцы – все находились в движении, сражаясь за или против джихада; но для мусульман эта война велась скорее за выживание, чем за расширение ислама. Надеясь избежать изгнания из Испании, мусульмане начали сражаться на стороне христианских королей против своих арабских товарищей. Конде описал чувства короля Гранады после кампании против своих собратьев мавров от лица эмира Кастилии: «Сердце Мухаммеда Алахмара, размышляющего о победах, которые его армия помогла добыть христианам, скорее покрывалось грустью, чем радовалось, и он вернулся домой, сильно скорбя духом, прекрасно понимая, что усиление и успехи неверных не могли не привести к окончательному уничтожению мусульманской власти.... Но Алахмар верил в Аллаха и не верил, что тот полностью оставит свой народ.» Однако Аллах смотрел в другую сторону. Медленная война осад становилась немодной. Замки, построенные, чтобы выдерживать долгие осады, теперь падали при штурме; их руины все еще усеивают испанскую землю. Этих крепостей было так построено много в центральной Испании, что они дали этому району название Кастилия, Страна замков. Два королевских имени выделяются среди испанских вождей в этой пылкой фазе Реконкисты: Фернандо III Кастильский, завоевавший Севилью и Кордову, и Хайме I, король Арагона, отвоевавший у мавров старую вотчину Сида в Валенсии, освободивший Мурсию, и с помощью рыцарей Франции и Каталонии отбивший у Альмохадов Балеарские острова. Побежденные Альмохады скрылись в Северную Африку, где держались до 1296 года, а затем исчезли из истории, чтобы смениться другой династией, Маринидами, которые обладали достаточным умом, чтобы не слишком вмешиваться в испанские дела, по крайней мере, поначалу. Поскольку испанские дела разворачивались в пользу христиан, большую часть боевых действий вели воины военных орденов с десятками тысяч рыцарей и вассалов, которые теперь превзошли в религиозном рвении своих мусульманских врагов. Аль-Андалус умирал; ислам убивал себя. Он превратился в порочную систему власти, проводившую самоубийственную политику. В 1220-х годах три претендента на пост халифа боролись за власть в Испании: аль-Валид из Марракеша, аль-Адиль в Севилье и аль-Байясси в Кордове, и каждый стремился уничтожить двух других.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010