736 После Самуила Шитика настоятелем монастыря был Иосиф Тризна, из учителей киевских школ. В 1647 г., 19-го марта, по смерти м. Петра Могилы , бывшего вместе и архимандритом печерским, Тризна избран был в архимандриты Киевопечерского монастыря († 1656 г.). С 1654 г. старшим виленского монастыря был Иосиф Нелюбович Тукальский. При нем в 1655 г. Вильна, после продолжительной осады, взята была русскими войсками. Чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Остробрамской, была заблаговременно вывезена в Кролевец (Кенигсберг). Почивавшие в троицком монастыре мощи св. мучеников виленских зарыты были в монастырском саду, но после найдены православными и перенесены в Святодуховский монастырь. Вильна находилась под русским владычеством до 1661 года. Тукальский, державшийся Польши, 737 в 1658 г. перешел в Лещинский монастырь и был в нем последним православным архимандритом. В 1661 г. м. Дионисий Балабан посвятил его в епископа белорусского. После него монастырем управлял наместник, игумен евейского монастыря, Пахомий Савич, ревностный охранитель православия. Известен протест его против требования, чтобы православные отрекались от своей веры при избрании в городские должности. Преемником его был в 1661–1670 гг. Даниил Дорофеевич. В 1666 г., по поводу избрания Шитика и Прокопия Дорофеевича в бургомистры г. Вильны, он также защищал права православных на избрание в городские должности; 738 но базилианский архимандрит Мартиан Белозор и митрополит Гавриил Коленда добились того, что православных вытеснили из виленской ратуши. 739 Школа виленская, хотя и скромно, продолжала свою полезную деятельность, пользуясь пособиями благотворителей. В 1668 г. Регина Буховецкая, по мужу Швейковская, записала на братство свято-духовское 1.500 злотых и из них 500 назначила на студентскую конгрегацию святых Константина и Елены при церкви свято-духовской. 740 В 1677 – 1684 гг. во главе Виленского монастыря стоял Климент (на Ольдове и Лебеде) Тризна, нареченный епископ на белорусскую епархию; 741 наместником был Иона Дубинский, братским проповедником Иларий Гославский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Дионисий (Балабан-Тукальский) . 5 янв. 1658 г. архим. Иннокентий и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) обратились с посланием к Алексею Михайловичу. Они предупреждали государя о том, что шляхта занятого рус. войсками в ходе военных действий Новогрудского воеводства враждебна царской власти и тайно сносится с литов. войском. Послание содержало просьбу снова прислать рус. войска в Пинский повет, к-рый они «напрасно оставиша». Архимандриты призывали царя принять меры к искоренению унии на белорус. землях, занятых русскими войсками (АЮЗР. Т. 4. 51. С. 83-87). Осенью того же года печерский архимандрит выступил против Гадячского договора, заключенного гетманом Выговским с властями Речи Посполитой, и отказался от участия в Варшавском сейме 29 апр. 1659 г., к-рый должен был ратифицировать договор. В ответ на это польск. кор. Ян II Казимир обещал передать Киево-Печерский монастырь и его владения митр. Киевскому Дионисию (Балабану-Тукальскому). Но это решение не было осуществлено. Со временем архим. Иннокентий стал лидером киевского духовенства, руководил его собраниями - «киевскими соборами», на которых принимались решения об отправке посольств в Москву. В 60-70-х гг. XVII в. в донесениях киевских воевод в Москву он характеризовался как один из верных сторонников России среди укр. духовенства. Так, в февр. 1668 г., во время поднятого гетманом И. М. Брюховецким восстания, архим. Иннокентий не впустил мятежников в Киево-Печерский монастырь, выступив против них со всеми монастырскими людьми. Печерский архимандрит неоднократно выполнял посредническую миссию в переговорах русского правительства с гетманами. Архим. Иннокентий не раз обращался в Москву с просьбами о защите мон-ря и об оказании финансовой помощи. В 1661 г. он писал царю о московских ратных людях, разоривших монастырские владения, прося компенсировать убытки. Весной 1667 г., после заключения Андрусовского перемирия между Россией и Польшей, он ходатайствовал перед царем Алексеем Михайловичем о том, чтобы Киев не был отдан Польше.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Несмотря на все позитивные изменения, положение З. м. в Речи Посполитой оставалось неблагоприятным. Решения сейма нач. 30-х гг. XVII в. не были выполнены полностью, значительная часть церковного имущества, первоначально предназначенного для православных, осталась в руках униатов. Польск. власти разными способами содействовали распространению католицизма и унии. На правосл. иерархию оказывалось давление со стороны гос. власти, чтобы она начала переговоры о «новой унии» (в 20-х гг. XVII в. речь шла об объединении с униат. Церковью, позднее - о «новой унии» непосредственно с Римом). Новый этап в истории З. м. был начат народно-освободительной войной укр. народа под рук. гетмана Б. Хмельницкого . После возникновения в 1648 г. Запорожского гетманства на территории Вост. Украины была прекращена деятельность униат. и католич. Церквей. Однако отношение к восставшим правосл. иерархии во главе с Киевским митр. Сильвестром (Коссовым) было сдержанным, т. к. он вел тайные переговоры с польск. властями. Митрополит и его окружение отнеслись отрицательно к воссоединению Украины с Россией в 1654 г., опасаясь подчинения З. м. Московскому патриарху. В ходе русско-польск. войны за укр. земли (1654-1667) среди правосл. западнорус. духовенства произошел раскол. Киевские митрополиты Дионисий (Балабан-Тукальский) , затем Иосиф (Нелюбович-Тукальский) ориентировались на тех гетманов (сначала И. Е. Выговского, затем П. Д. Дорошенко), которые, лавируя между соседями Украины, стремились добиться для Гетманства возможно более широкой автономии. Поэтому митрополиты покинули Киев, подчинявшийся власти царя, и поселились на Правобережной Украине, гл. обр. в резиденции гетманов Чигирине. Др. часть духовенства (ее наиболее яркими представителями были Черниговский архиеп. Лазарь (Баранович) и настоятель Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря архим. Иннокентий (Гизель) ) выступала за тесную связь Гетманства с Россией, видя в этом гарантию сохранения Православия на Украине. По Андрусовскому перемирию 1667 г. Левобережная Украина вместе с Киевом вошла в состав России, Правобережная Украина и Белоруссия остались в Речи Посполитой. При активном содействии польск. властей на белорус. и западноукр. землях началось восстановление позиций униат. Церкви. Решениями сеймов правосл. населению запрещалось выезжать за границу для поддержания сношений с К-полем. Неблаговидную роль в этом процессе сыграла группа правосл. епископов (главным был Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) ) и священников. Уже в 1677 г. эти люди тайно приняли унию и использовали свое положение для того, чтобы передавать приходы сторонникам унии. Становилось ясно, что Православие на украинско-белорус. землях могло сохраниться лишь при прямой поддержке со стороны России.

http://pravenc.ru/text/182581.html

Фотий (1409-1431), Герасим (1432/33-1435), Исидор (1436-1443), свт. Иона (1448-1461). Митрополиты Киевские (Западнорусские) в юрисдикции Константинопольского Патриархата Григорий II (1458-1473), Спиридон (1475 - не ранее 1482; не признан на территории ВКЛ), Симеон (не ранее 1482-1488), Иона (Глезна; ок. 1489-1494), сщмч. Макарий (1495-1497), Иосиф I (Болгаринович; 1498-1501), Иона II (1503-1507), Иосиф II (Солтан; 1509-1521/22), Иосиф III (Русин; 1522-1533), Макарий II (1534-1555), Сильвестр (Белькевич; 1556-1567), Иона III (Протасович; 1568-1577), Илия (Куча; 1577-1579), Онисифор (Девочка; 1579-1588/89); Михаил (Рагоза; 1588/89-1596), Иов (Борецкий; 1620-1631), Исаия (Копинский; 1631-1632), свт. Петр (Могила; 1633-1646/47), Сильвестр (Косов; 1647-1657), Дионисий (Балабан-Тукальский; 1658-1663), Иосиф (Нелюбович-Тукальский; 1663-1675), Антоний (Винницкий; 1663-1679). Местоблюстители Киевской митрополии в юрисдикции Московского Патриархата архиеп. Лазарь (Баранович; 1659-1661, 1670-1685), еп. Мефодий (Филимонович; 1661-1668). Митрополиты (архиепископы) Киевские и Галицкие (и всей Малой России) в юрисдикции Московского Патриархата Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1685-1690), Варлаам (Ясинский; 1690-1707), Иоасаф (Кроковский; 1708-1718), Варлаам (Вонатович; 1722-1730, в сане архиепископа), Рафаил (Заборовский; 1731-1747, в сане архиепископа, затем митрополита), Тимофей (Щербацкий; 1748-1757), Арсений (Могилянский; 1757-1770), Гавриил (Кременецкий; 1770-1783), Самуил (Миславский; 1783-1796), Иерофей (Малицкий; 1796-1799), Гавриил (Банулеску-Бодони; 1799-1803), Серапион (Александровский; 1803-1822), Евгений (Болховитинов; 1822-1837), Филарет (Амфитеатров; 1837-1857), Исидор (Никольский; 1858-1860), Арсений (Москвин; 1860-1876), Филофей (Успенский ; 1876-1882), Платон (Городецкий; 1882-1891), Иоанникий (Руднев; 1891-1900), Феогност (Лебедев; 1900-1903), Флавиан (Городецкий ; 1903-1915), сщмч. Владимир (Богоявленский; 1915-1918), Антоний (Храповицкий; 1918-1919), архиеп. Назарий (Блинов; 1919-1921, в. у.). Митрополиты (архиепископы) Киевские и Галицкие, экзархи Украины Михаил (Ермаков; 1921-1923 (как митрополит Гродненский), 1928-1929, вторично), еп. Макарий (Карамзин; 1923 - янв. 1925, в. у.), еп. Сергий (Куминский; янв.-апр. 1925, в. у.), еп. Афанасий (Молчановский; 1924, в. у.), еп. Георгий (Делиев; апр. 1925-1928, в. у.), архиеп. Димитрий (Вербицкий; 1930-1932, в. у.), еп. Сергий (Гришин; 1932 - июнь 1934), Константин (Дьяков; июнь 1934-1937), архиеп. Александр (Петровский ; 1937-1938, в. у.), Николай (Ярушевич; 1941-1944, фактически июнь-сент. 1941), еп. Пантелеимон (Рудык; 1941-1943, в. у.), Иоанн (Соколов; 1944-1964), Иоасаф (Лелюхин; 1964-1966), архиеп. Алипий (Хотовицкий; 24 апр.- 14 мая 1966), Филарет (Денисенко; 1966-1990, в сане архиепископа, затем митрополита). Митрополиты Киевские и всея Украины, предстоятели УПЦ

http://pravenc.ru/text/1684527.html

О нем см.: Флоря Б.Н. Дионисий (Балабан-Тукальский)//Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 282-284. Полное coбpahie законовъ Pocciйckoй uмnepiu. Coбpahie Первое. СПб., 1830. Т. 1. С. 494. Т.е. Могилевскую. О нем см.: Флоря Б.Н. Иосиф (Нелюбович-Тукальский)//Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 25. С. 638-645. О нем см.: Флоря Б.Н. Антоний (Винницкий)//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 624-625. Акты, omhocящiecя къ ucmopiu Западной Pocciu, собранные и изданные Археографическою koммuccieю. СПб., 1853. Т. 5: 1633-1699. С. 114-116 71). Он был схвачен казаками Дорошенко, лишен Иосифом сана, но сумел бежать в Киев, был доставлен в Москву, где сначала арестован и в конце концов помещен на жительство в Новоспасский монастырь, где и скончался. О нем см.: Пидгайко В.Г., Скочиляс И.Я. Иосиф (Шумлянский)//Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 25. С. 682-694. Архивъ Юго-Западной Pocciu… Ч. 1. Т. V. К., 1872. С. 88 XIX). Там же. Там же. С. 106. Этот вариант послания (Там же. С. 104-111 XXIV)) по решению властей было решено в итоге не отправлять, но он был обнародован в сборнике «Икона». В отправленном Константинопольскому патриарху варианте послания (Там же. С. 112-115 XXV)) историко-каноническая тема затронута предельно лаконично: «В Pocciuu изначала npuяmiя православныя вры бяше оная (Киевская кафедра. — свящ. М.Ж. ) Bcepocciйckaro нашего престола» (Там же. С. 115), но в выданной послам инструкции было велено изложить остальные аргументы устно в случае возникновения дискуссии (РГАДА, ф. 89. Оп. 1. Кн. 25. Л. 236-238 об.). Подробнее см. статью Б.Н. Флори, К.А. Кочегарова, Н.П. Чесноковой и М.Р. Яфаровой «Киевская митрополия, Московский Патриархат и Константинопольский Патриархат в 1676-1686 годах» в составе готовящегося к выходу сборника документов по церковной политике Москвы и Киева в 1670-х-1680-х гг. Вернее, это разделение перешло на качественно иной уровень, так как Украинская греко-католическая Церковь — прямая наследница Русской униатской Церкви (и, следовательно, митрополии Григория Болгарина) — существует доныне; другие серьезнейшие проблемы для единства Русской Церкви составляют старообрядческий раскол, возникший во время патриаршества Никона, и автокефалистские движения на Украине в XX в., получившие непрямую (а с 2018 г. — уже и прямую) поддержку со стороны Константинопольской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

Не приехал также и вновь избранный гетман Выговский. Баранович перенес выбор на другое число. 18 октября духовенство собралось в Киеве. Прибыл и гетман: но кроме Барановича не было никого из епископов. Звали воевод, но те отказались, не имея на то государева указа. Выборы однако же не состоялись. Гетман указывал на луцкого епископа Балабана и виленского архимандрита Тукальского: но другие были за львовского епископа Желиборского: «только ни на ком на мере не стало, и отложили до Николина дня осеннего». 698 Правитель митрополии не был поставлен даже в числе кандидатов на митрополии, потому ли, что он только недавно посвящен в епископа или потому, что не соответствовал видам нового гетмана. М. Дионисий Балабан Наконец, в декабре 1657 г. духовенство избрало в митрополиты луцкого епископа Дионисия Балабана. 699 Польский посланник при Выговском, Беневский, писал к королю, что он получил послание от нового митрополита, удостоверяющее в полной преданности его отечеству (т. е. Польше). Дионисий не только не просил благословения у московского патриарха, но даже не сообщил ему о своем избрании: впрочем не вступал в открытый разрыв с Москвой и ладил с киевскими воеводами. Но в июле 1658 г. выехал из Киева в Чигирин к гетману Выговскому и уже более не возвращался в Киев. Он стал на сторону Выговского (что было вероятно и условием его избрания), а Выговский, изменив Государю, передался Польше. В галицких договорных статьях его с короной постановлено было, что воеводства киевское, брацлавское и черниговское присоединяются к Польше на правах союзного княжества, а митрополит киевский и пять епископов русских имеют места в сенате. Однако не все малороссийское духовенство последовало за митрополитом. Черниговский епископ Лазарь Баранович, киевопечерский архимандрит Иннокентий Гизель и почти все малороссийское духовенство остались верны русскому правительству. Блюстители митрополии с русской стороны: Лазарь Баранович и Мефодий Филимонов Временным блюстителем киевской митрополии в октябре 1659 г. назначен был из Москвы Лазарь Баранович. В июне следующего 1660 г., он отправил в Москву игумена Терехтемировского монастыря Иоасафа бить челом великому Государю, «что малоссийский народ ныне без пастыря, и великий бы Государь пожаловал велел им в Малой России духовным чином обрать митрополита, а без пастыря де в Малой России быти им нельзе». 700

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Луцкая Основана ок. 1288 г. (выделена из Владимиро-Волынской епархии; Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. M., 1995. С. 73). Входила в состав Галичской (Галицкой) митрополии в 1303–1308 г., 1345–1347 (по др., 1338–1347), 1371–1378 гг. Временно подчинялась митрополитам Киево-Литовским в 1356–1362 и 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358–360) Состояла в унии в 1596–1620 и 1715–1830 гг. Воссоединена в 1830 г. и вошла в состав Волынской епархии. Возобновлена в 1922 г. С 1923 г. состояла в юрисдикции самочинной Польской автокефалии. Воссоединена 03.1940. Упразднена в 1945 г. Возобновлена 28.03(10.04)1990. 20 .04(03.05)1996 разделена на Луцкую и Владимиро-Волынскую епархии. Именовалась: Луцкая и Острожская (до 1356 г. – Луцкая (Н.Д. Иерархия... С. 331); с 1940 г. – Луцкая; с 1990 г. – Волынская и Луцкая; с 14(27)07.1996 – Луцкая и Волынская. Климент(1322) 06.12.1331 Феодор Евфимий Алексий Арсений(1366) Иоанн (1398) 1397 (?) 1448(1449?) Феодосий II (1439) Евфимий(1447–1451) Димитрий(1450) Мартиниан(1458–1460) Алексий II (1475) Иерофей Никифор 18.01.1526 09.1521 09.1526 09.1526 Пафнутий 24.04.1528 Арсений II Феодосий III Гулевич 1566 (1569?) 1566 (1569?) Иоанн III Яцкович Борзобогатый-Красеньский 29.05.1585 09.10.1596 11.01.1621 25.11.1650 Иосиф II Чаплиц-Шпановский (Чаплич-Шпаковский) 28.02.1658 Дионисий II Балабан-Тукальский 1659(1660?) 08.11.1685 08.05.1687 08.05.1687 в/у Иосиф III Шумлянский, паки 08(21)04.1922 20.04(03.05)1923 (19.03(01.04)1932 06.1940 15(28)10.1940 02(15)07.1941 11(24).07.1942 24.05(06.06)1943 30.04(13.05)1944 10(23)05.1944 21.12.1944 03.01.1945) Николай II Чуфаровский 28.03(10.04)1990 12(25)08.1992 Варфоломей Ващук 12(25)08.1992 2477 В Ипатьевской лет., под 1288 г. упоминается епископия Луцкая, как уже открытая. же Волωдимеръ, въ кнжени свое въ Лоуцкю епскпью да крсть велик сребр позлотисть съ чстным древом създаж и цркви мнωгы (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). (Князь же Владимир, в свое княжение в Луцкую епископию (послал. – Сост.) большой серебряный позолоченный крест с Честным Древом (с частицами Креста Господня. – Сост.), создал и многие церкви (в Луцке – Сост.). Имя епископа, который находился на кафедре в 1288 г., который открывает список, не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

992 " В Люблине и Сокалю – писали православные архимандриты Гизель и Тукальский к царю Алексею Михайловичу, – мужей православных, жителей тех мест, аки злодеев, каты и муки и мечи, множае 100 человек избиша зле сии беззаконнии униаты и ляхи». 993 В 1650 г., по Зборовскому трактату, Холмская епархия возвращена православным. Киевский митрополит Сильвестр Коссов, проездом в Варшаву, в январе 1650 г., посетил Люблин и Красностав, и возвратил православным отнятые у них униатами церкви. Прибыв в Холм, в феврале того же года, он взял во владение архиерейский дом, кафедральный собор и три церкви, и назначил на эту кафедру православного епископа Дионисия Балабана . 994 Но в половине следующего года король снова отдал Холмскую епархию униатам. Дионисий принужден был удалиться от насилия униатов. Но большая часть приходов еще оставалась в православии. В 1664 г. униатский холмский епископ, Яков Суша, доносил конгрегации de propaganda fide: «Холмская епархия, находящаяся в Русском воеводстве, заключает в себе всю землю холмскую, все воеводство белзское и часть воеводства люблинского, простираясь более чем на 50 квадратных немецких миль. В пределах ее, по направлению к Польше и Литве, нигде нет православных, за исключением города Люблина; но, по направлению к Волыни, Подолью, и к округам Львовскому и перемышльскому, имеются многочисленные приходы, занятые православными. Всех приходов в епархии более 700; из них более 300, принявших унию». 995 Люблинская Спасопреображенская братская церковь , с бывшим при ней монастыремъ, до конца XVII в. оставалась православной; но, наконец, братство, обессиленное неравной борьбой, перешло в унию, а монастырь обращен в базильянский. 996 Долее других мест православие держалось в Замостье, знаменитой крепости – владении графов Замойских, – бывшей с конца XVI в. одним из центров образования. В 1589 г. в Замостье жил довольно долгое время константинопольский патриарх Иеремия, пользуясь гостеприимством графов Замойских. К этому же времени относится построение в Замостье двух церквей – Вознесенской, на львовском предместье, и Никольской – в самой крепости. Последней церковью совместно пользовались русские и греки, жившие в Замостье по торговым делам. При той и другой церкви были братства. В 1606 г. львовский епископ Гедеон Балабан утвердил устав Никольского братства и дал благословенную грамоту младшему при той же церкви братству, под названием Покрова пресв. Богородицы. В 1615 г. иерусалимский патриах, грамотой благословил братство при церкви св. Николая и дал ей право ставропигии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Еп. Феодосий (упом. под 1326 и 1328), еп. Трифон (упом. под 1331 и 1335), еп. Иоанн (упом. под 1393 и 1398), еп. Феодор (упом. под 1397), еп. Савва (время занятия кафедры неизвестно, смещен в 1401), еп. Дионисий (упом. под 1415 и 1416), еп. Евфимий (упом. под 1429), еп. Алексий (упом. под 1429), еп. Феодосий (упом. под 1445), еп. Кирилл (упом. под 1449), еп. Мартиниан (упом. под 1458), еп. Иона (1491-1495), еп. Ефрем (упом. под 1495 и 1498), еп. Кирилл (1503-1526), еп. Пафнутий (1526-1528), еп. Макарий (24 апр. 1528 - не позднее 1535; впосл. митр. Киевский Макарий II ), еп. Арсений (упом. под 1536 и 1540), еп. Феодосий (Гулевич; 1541-1548), еп. Георгий (Фальчевский; 1549-1556), еп. Иосиф (упом. под 1558), еп. Никифор (упом. под 1564), еп. Марк (Жаровницкий; 1565 - дек. 1568), еп. Иона (Борзобогатый-Красенский; 1569-1585 (в 1569-1571 управлял епархией, будучи мирянином)), еп. Кирилл (Терлецкий; назначен на кафедру 17 сент. 1585; 8 окт. 1596 объявил о переходе в унию), еп. Исаакий (Борискович; 11 янв. 1621 - после нояб. 1632), еп. Афанасий (Пузына; кон. 1632 - 15 дек. 1650), еп. Иосиф (Чаплиц-Шпаковский; ок. 1651-1654), еп. Дионисий (Балабан-Тукальский; 1654 - нач. янв. 1658), еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1659-1684; 8 нояб. 1685 избран митрополитом Киевским, сохранял титул епископа Луцкого и Острожского до июня 1687), Львовский еп. Иосиф (Шумлянский; 1684 - 29 февр. 1687; 1694-1695, в. у.), еп. Афанасий (Шумлянский; 16 мая 1687 - 12 июля 1694), еп. Дионисий (Жабокрицкий; управлял епархией, не являясь епископом с 1696, архиерейская хиротония в 1702 не была признана ни в Москве, ни в Киеве; в 1702 уклонился в унию), еп. Кирилл (Шумлянский; 1710 - февр. 1712, на кафедру не допущен властями), архиеп. Николай (Ярушевич; 28 окт. 1940 - 15 июля 1941; с 9 марта 1941 в сане митрополита), еп. Максим (Бачинский; 13-23 мая 1944), еп. Николай (Чуфаровский; 23 мая 1944 - 3 янв. 1946), еп. Варлаам (Борисевич; 1946-1948), архиеп. Панкратий (Кашперук; 3 июня 1948 - 15 нояб. 1952 в сане епископа; 23 июля 1956 - 19 июля 1962 в сане архиепископа), еп. Палладий (Каминский; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), еп. Мефодий (Мензак; 29 авг. 1962 - 22 дек. 1964), еп. Леонтий (Гудимов; 22 дек. 1964 - 8 окт. 1965), еп. Дамиан (Марчук; 8 окт. 1965 - 30 дек. 1986), еп. Варлаам (Ильющенко; 30 дек. 1986 - 19 февр. 1990), еп. Варфоломей (Ващук; 24 февр. 1990 - 25 авг. 1992; с 24 февр. 1990 епископ Волынско-Ровенский, с 10 апр. 1990 епископ Волынско-Луцкий), митр. Нифонт (Солодуха; с 25 авг. 1992; до 28 июля 1993 в сане епископа, до 11 апр. 2001 в сане архиепископа, с 18 окт. 2016 на покое), еп. Нафанаил (Крикота; с 18 окт. 2016, с 17 авг. 2019 в сане архиепископа). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Петр Могила 1633–1647. Сильверст Коссов 1649–1657. Дионисий Балабан 1658–1663. Иосиф Нелюбович-Тукальский 1663–1676. Антоний Винницкий 1676–1679. С 1657–1685 г. митрополиты по политич. обстоят. жили вне Киева. Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малыя России: Гедеон Святополк кн. Черниговский 1685–1690. Варлаам Ясинский 1690–1707. Иоасаф Краковский 1708–1718. Варлаам Вонатович 1722–1730. Архиеп. Рафаил Забаровский 1731–1747. До 1743 Архиеп. Тимофей Щербацкий 1748–1757. Арсений Могилянский 1757–1770. Киевские и Галицкие (с 1767 г.): Гавриил Кременецкий 1770–1783. Самуил Миславский 1783–1796. Иерофей Малицкий 1796–1799. Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803. Серапион Александровский 1803–1822. Евгений Болховитинов 1822–1837. Филарет Амфитеатров 1837–1857. Исидор Никольский 1858–1860. Арсений Москвин . 1860–1876. Филофей Успенский 1876–1882. Платон Городецкий 1882–1891. Иоанникий Руднев 1891. Феогност 1900. Флавиан 1903. Св. Иреней, еп. Лионский, живший во втором веке, придавал большое значение этим спискам, как доказывающим истинность и законность Христова священства: «Мы, – пишет он, – можем перечислить епископов, поставленных Апостолами в церквах, преемников их до нас, которые ничего не учили такого, как эти еретики бредят» («Сочинения Иринея». Издание Преображенского кН. 3, гл. 3, стр. 275). «Пусть, – обращается к еретикам учитель второго века, Тертуллиан , – объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый из епископов имел своим виновником и предшественником кого-либо из Апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами» (Догм. Бог . Макария, т. 2, стр. 221). Вполне уместно и сектантов спросить; «пусть укажут, кто из их первых учителей рукоположен Апостолами или кем-либо из мужей апостольских, их очевидцев и учеников? Пусть укажут такой список своих «пресвитеров», из которого можно было бы видеть, что они ведут свое рукоположение от самих Апостолов, а не от Ратушного или Рябошапки или сектантов-немцев: Гюбнера, Онкена, Прицкау, или Фомы Мюнцера».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010