( Покровский И.М. Ук. соч.Т. 1. С. 430–432). 1931 Архиепископ Черниговский, с титулом: Блюститель Киевской митрополии («по особым обстоятельствам»). В связи с церковной смутой на Украине в сер. – кон. XVII в., вызванной униатским наступлением и внутренними неурядицами, на Киевской митрополии, кроме правящих архиереев, в 1657–1704 г. были и временноуправляющие: Лазарь (Баранович), Дионисий (Балабан), Серапион (Полховский) (см. ниже). 1933 «...В июле 1658 г. выехал из Киева в Чигирин к гетману Выговскому и уже более не возвращался в Киев...» И, вероятно, уже отсюда, из Чигирина, «...митрополит Дионисий (Балабан) жаловался Константинопольскому Патриарху, что Мефодий выгнал его и силою похитил митрополичий престол посредством мирской власти. Патриарх выдал на Мефодия проклятие: но Мефодий просил царя ходатайствовать перед Патриархом о снятии проклятия...» ( Чистович И. А. Очерки истории западно-русской Церкви. СПб., 1889. Т. 1. С. 137–138). В 1661 г. Москвой была предпринята попытка неканоническими средствами установить на Украинских землях, перешедших под власть России, московскую церковную юрисдикцию. С этой целью митрополит Крутицкий Питирим, местоблюститель Патриаршего престола, поставил епископом на вакантную Мстиславскую кафедру Мефодия (Филимонова или Филимоновича) с правами Патриаршего наместника в Киеве. Киевский митрополит Дионисий (Балабан) закономерно не признал этого поставления и заместил Мстиславскую кафедру Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). В 1662 г. Константинопольский Патриарх по представлению Дионисия (Балабана) предал Мефодия (Филимонова) анафеме, под которой он пребывал до 1666 г. (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303). 1935 Епископ Мстиславский и Оршанский с титулом: Блюститель Митрополии Киевской. После смерти в 1663 г. митрополита Дионисия (Балабана) Западная Русь разделяется и ее части подпадают под разные церковные юрисдикции, продолжая формально оставаться в юрисдикции Константинопольского Патриарха. На Левобережье Православная Церковь с 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он, едва сделался гетманом, начал замышлять, как бы удобнее изменить Москве и со всею Малороссиею вновь отдаться Польше, и для его цели было весьма важно, чтобы на Киевскую кафедру избран был не кто-либо из преданных Москве и желающих единения с нею, а человек, преданный Польше, который мог бы содействовать ему в его намерениях своим духовным влиянием на народ, т. е. кто-либо из духовных лиц, подданных польского короля. И вот для избрания митрополита не были приглашены главные представители киевского духовенства, и кандидатами на митрополию избирались все из коронного духовенства. Чрез три дня (21 октября) сам гетман сказывал киевским воеводам: «Мы выбирали на Киевскую митрополию Луцкого епископа Балабана или виленского архимандрита Иосифа Тукальского, а иные — Львовского епископа Арсения Желиборского, но ни на ком окончательно не остановились и отложили выборы до Николина дня осеннего (6 декабря)». Об этом известил Баранович епископа Львовского Желиборского и, называя его «первым сыном Церкви», разумеется Киевской, как старейшего епископа Киевской митрополии, усердно просил его прибыть в Киев к назначенному времени, а также известил, конечно, и прочих епископов и вообще духовенство. Теперь действительно съезд избирателей состоялся. Луцкий епископ Дионисий Балабан, как писали в Москву киевские воеводы (от 3 декабря), приехал в Киев еще 1 декабря и, «не обослався» с ними, остановился в Софийском монастыре, а два другие епископа, Львовский Арсений Желиборский и Перемышльский Антоний Винницкий, вскоре ожидались. Воеводы, не зная, как им поступить в настоящем случае и выговаривать ли тем епископам, что они без государева указа и без благословения Московского патриарха избирают митрополита, просили государя прислать им свой указ. Но указ к 6 декабря и не мог поспеть, и, без сомнения, не был прислан. Сколько собралось духовенства и мирских людей на выборы митрополита, был ли в собрании сам гетман и как происходило избрание, неизвестно. Известно только, что избран был один из тех кандидатов, которые намечены были еще 18 октября в присутствии гетмана Выговского, именно Дионисий Балабан, а не тот кандидат, которого желало киевское духовенство, что Дионисий Балабан давал тогда киевскому и всему малороссийскому духовенству обещание «великому государю, яко природному своему царю, всякого добра хотеть» и что вскоре затем Дионисий принял от Лазаря Барановича управление митрополией и поселился в киево-софийском митрополичьем доме .

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

Вместо московского патриарха Дионисий обратился за благословением к патриарху константинопольскому Парфению Кумкуму. Впоследствии, когда он, восставая против московского правительства, должен был удалиться из Киева, а в Киев на митрополию Московское правительство, считая её праздною, назначило блюстителем её Мефодия, Балабан отнёсся к константинопольскому патриарху с жалобою, что Мефодий изгнал его и силою похитил мптрополичий престол посредством мирской власти. По просьбам Балабана и Юрия Хмельницкого, патриарх выдал на Мефодия проклятие, которое Балабан переслал в Киев, отчего здесь произошло сильное волнение между духовными и мирскими людьми 86 . Это волнение было тем более естественным, что незадолго до того, после измены Выговского, Малороссы просили московское правительство, чтобы духовенство малороссийское было под властью константинопольского патриарха и избрание духовных властей по-прежнему оставалось вольное 87 . Иосиф Нелюбович–Тукальский также искал у константинопольского патриарха подтверждения прав на митрополию. В 1670 году он посылал в Константинополь Брацлавского протопопа Романа Ракушу, – с просьбою к патриарху Мефодию, чтобы он утвердил кого-нибудь одного митрополитом Киевским, или его – Тукальского, или же Антония Винницкого. По ходатайству бывшего тогда у султана Дорошенкова посла, патриарх утвердил одного Иосифа на митрополии Киевской, а другим запретил именоваться митрополитами 88 . В доказательство своей преданности восточным патриархам Тукальский поминал имена их при богослужении. Но как ни старались киевские митрополиты казаться зависимыми от патриархов константинопольских – это не могло спасти их от необходимости подпасть ведению патриарха московского. Уважение к патриархам константинопольским в народе постепенно ослабевало, потому что известно стало, что греки вовсе не такие ревнители просвещения и веры, какими были они во время унии, поддерживая братства, и какими казались долго после унии. Известно, что в 1623–26 годах путешествовал на восток один из епископов малороссийских – Мелетий Смотрицкий, и потом в своих сочинениях сообщал очень дурные вести о состоянии просвещения и веры на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

упоминается с 1558 по 1561 (1558–1566, 1555–1559) неизвестно Никифор, епископ упоминается с 1564 по 1566 неизвестно Иона (Борзобогатый-Красенский), епископ бывший наречённый епископ Владимиро-Волынский, рукоположен с 1571 по 1585 (управлял с 1567) осуждён, приговорён к лишению имущества и изгнанию из Отечества; 1585 Кирилл (Терлецкий), епископ бывший епископ Туровский и Пинский (униат) с (29.05.) 1585 по 1595 лишён сана и кафедры; 1607 После Брестского Собора 1596 года западные русские епископии находились под гнётом униатских владык. Луцкая и Острожская Восстановлена в 1620 году Имена Сведения Исаакий (Борискович), епископ рукоположен с 11.01.1621 по 1633 (управлял из Киева) сведён с кафедры униатами, с 1633 епископ Перемышльский Афанасий (Пузына), епископ управлял с 12.03.1633 по 12.10.1647 (избран в конце 1632) 25.12.1650 Иосиф (Чаплиц-Шпаковский), епископ упоминается с 1650 по 1655 неизвестно Дионисий (Балабан Тукальский) епископ бывший епископ Холмский с 1655 по 28.02.1658 митрополит Киевский и Галицкий; 10.05.1663 Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), епископ рукоположен с 1659 по 08.07.1685 митрополит Киевский и Галицкий Афанасий (Шумлянский), епископ находился на кафедре с 1685 упоминается в 1691 неизвестно Дионисий (Жабокритский), епископ рукоположен с 07.02.1701 до 1709 в 1702 (1) перешёл в унию (управлял с 1696) передан Московским властям и сослан в Соловецкий монастырь; 1715 Кирилл (Шумлянский), епископ рукоположен (1716) с 1711 по 1715 изгнан униатами, удалился в Киев, с октября 1715 епископ Переяславский, викарий Киевской епархии Далее православных владык на кафедре не было. Львовская В составе Киевской митрополии в период разделения. Учреждена в 1539 году Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская Кафедра во Львове Имена Сведения Макарий (Тучапский), епископ рукоположен и утверждён Польским королём 23.10.1539 Арсений (Балабан), епископ рукоположен с 1549 по 1568 Иона (Лопатка-Осталовский), епископ рукоположен с 15.08.1570 (назначен королём 16.06.1569) Гедеон (Балабан), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Между тем 10 мая 1663 года скончался проживавший в Польской украйне митрополит Дионисий Балабан. Русское духовенство, собравшись в Корсуни, 704 выбрало на киевскую митрополию белорусского епископа Иосифа Нелюбовича-Тукальского. Живя в Корсуни, Тукальский заслал в Царьград браславского полковника Ивана Сербина, «чтоб царегородский патриарх благословил его на киевскую митрополию». Но в Волошской земле бывший там иерусалимский патриарх и волошские князь и митрополит «в Царьгород ехать ему не велели, для того, что на киевскую митрополию принял благословение у цареградского патриарха Мефодий епископ за повелением великого государя». Да притом же сказали ему, что они тех людей, которые отступилиот благочестия, от великого государя и пришли в подданство польскому королю, проклинают и анафеме предают. 705 Назначение митрополитом, с польской стороны, Антония Винницкого. – Заточение м. Тукальского. – Враждебные действия Мефодия против России Между тем, ни гетман правой стороны (Тетеря), ни польское правительство не признали Иосифа митрополитом. В 1664 г. польское правительство дало привилегию на киевскую митрополию перемышльскому епископу Антонию Винницкому, запретив духовенству короны признавать пастырем Тукальского. 706 Тукальский же, оклеветанный пред королем Тетерей в том, что будто, вместе с бывшим гетманом Юрием Хмельницким, смущает казаков, в июне 1664 г. схвачен был полевым гетманом Чарнецким и под стражей, вместе с Хмельницким, отвезен в Мариенбург (в Пруссии), где содержался более двух лет. Не поладив ни с казаками, ни с духовенством, Тетеря не мог долее держаться на гетманстве и ушел в Польшу. Правая сторона Днепра избрала гетманом чигиринского казака Петра Дорошенко. Но и на восточной стороне ладу было не больше. В сентябре 1665 г. Брюховецкий был в Москве, жаловался на шатость малороссийских жителей, просил прислать во все города царских воевод, а для лучшей всего народа крепости прислать в Киев святителя из Москвы. Последняя статья привела в ужас и ярость киевское духовенство. «Если будетъ изволение великого государя, чтобы отнять у них вольность и права, и быть у них московскому митрополиту, а не по стародавным правам и вольностям по их избрании, то лучше велел бы их всех казнить, нежели им на то поступить. Только-де приедет к ним в Киев московский митрополит и они запрутся в монастырях и разве их из монастырей за шею и за ноги поволокут, – тогда только московский митрополит в Киеве будет... и лучше им смерть принять, нежели у них в Киеве московскому митрополиту быть». 707

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Иосиф, митрополит Киевский и Галицкий (Нелюбович – Тукальский) Известен с 1649 года в звании старшины Виленского Свято-Духова монастыря. С 1658 года – архимандрит Лещинского монастыря. 3 августа 1661 года утвержден польским королем в звании епископа Мстиславского и Могилевского с оставлением настоятелем Лещинского монастыря. Хиротонию совершал митрополит Киевский Дионисий (Балабан. † 1663). В 1663 году, после смерти митрополита Дионисия, состоялся Собор, на котором избрали сразу двух кандидатов на Киевский митрополичий престол – Антония (Винницкого, † 1679) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), причем оба кандидата были утверждены польским королем. В 1664 году митрополит Иосиф был обвинен в том, будто он вместе с бывшим гетманом И. Выговским замышлял вытеснить поляков из Малороссии по правую сторону Днепра и возвратить ее московскому государю, а вместе с бывшим гетманом Ю. Хмельницким возбуждал казаков против гетмана П. Тетери. Выговский был взят в плен и в марте 1664 года расстрелян в Корсуне как изменник. Митрополит Иосиф и Хмельницкий, по жалобе на них гетмана Тетери королю, были схвачены и отвезены в Варшаву и оттуда в крепость Мариенбург, где и томились в заключении до 1667 года. В 1668 году, по ходатайству гетмана Петра Дорошенко, утвержден Константинопольским патриархом в звании Киевского митрополита и патриаршего экзарха в Польше и Литве. Избрание епископа Иосифа на Киевскую митрополию произошло в самый разгар борьбы между Россией и Польшей за обладание Украиной. Являвшиеся один за другим гетманы склонялись то на ту, то на другую сторону, терзая страну междоусобицами. Новому митрополиту предстояло решить, с кем он. На личном опыте он испытал тяжелое положение Православия под польским владычеством, но не хотел и присоединения к России, требовавшей подчинения Украинской Церкви Московскому патриарху. Выбор его оказался неожиданным. Вместе с гетманом Дорошенко, с которым он был связан дружбой и благодарностью за освобождение из крепости, они решили заключить договор с Турцией. Напрасно писал ему архиепископ Лазарь (Баранович, † 1692), что «под басурманскою рукою стонет Греция и по настоящее время, и самих патриархов вешают. О, невольная вольность! И для чего такое ярмо класть на шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иосиф (Русин) митрополит, бывший архиеп. Полоцкий и Витебский, возведен † в начале 1534 (1535) Макарий (Москвитянин) митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, бывший еп. Луцкий и Острожский с 9.04.1535 (с 1.03.1534) Сильвестр (Белькевич) митрополит, поставлен с 30.09.1556 Иона (Протасевич-Островский) митрополит, бывший еп. Туровский и Пинский, утвержден с 25.06.1568 по 1576 отказался от кафедры, †1577 Илия (Куча) митрополит, управлял с апреля 1577 Онисифор (Петрович-Девочка) митрополит, рукоположен (наречен в 1579) с 27.02. до июля 1589 сведен с кафедры 1583 † после 1592 Михаил (Рагоза) митрополит, рукоположен 27.07.1588 † сентябрь 1599 Ипатий (Потей) митрополит (униат), бывший еп. Владимиро-Волынский и Берестейский, назначен с 26.09.1599 †8.07.1613 Киевская, Галицкая и всея Малыя России Иов (Борецкий) митрополит, экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 9.10.1620 †2.03.1631 Исаия (Копинский-Борисович) митрополит, бывший архиеп. Смоленский, избран на кафедру с 18.11.1631 по 1632 сведен с кафедры †30.10.1640 (1634) Петр (Могила) митрополит, экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 28.04.1633 †1.01.1647 Сильвестр (Коссов), митрополит экзарх Константинопольского трона, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский избран 25.02.1647 утвержден 18.01.1649 †13.04.1657 Лазарь (Баранович) епископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии с апреля 1657 по декабрь 1657 еп. Черниговский и Новгород-Северский Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит, экзарх Константинопольского трона, бывший еп. Луцкий и Острожский с 28.02.1658 †10.05.1663 Лазарь (Баранович), епископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (повторно) с октября 1659 по май 1661 еп. Черниговский и Новгород-Северский Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 5.05.1661 по 1662 предан анафеме, устранен от управления, вернулся в 1664 Дионисий (Балабан-Тукзльский), митрополит, экзарх Константинопольского трона (повторно)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Нельзя также не заметить, что вся эта политическая деятельность Мефодия была неудачна, к огорчению, конечно, и его самого и московского правительства. Еще более скорби пришлось испытать Мефодию как деятелю церковному. Спустя три месяца после рукоположения его в Москве на одну из епархий Киевской митрополии Киевский митрополит Дионисий Балабан рукоположил (3 августа), пользуясь своим правом, на ту же самую епархию своего епископа, бывшего пред тем архимандритом Лещинского и старшим виленского Свято-Духова монастырей, Иосифа Нелюбовича-Тукальского с оставлением за ним Лещинского монастыря. И это должно было служить постоянным свидетельством для всех и для самого Мефодия, что он рукоположен и называется Мстиславским незаконно. С наступлением 1662 г., в неделю православия, патриарх Никон изрек анафему на Крутицкого митрополита Питирима, между прочим, за то, что он поставил Мефодия епископом в чужую церковную область, подведомую Цареградскому патриарху. И эта анафема на рукополагавшего митрополита падала вместе по канонам на рукоположенного им, подвергая обоих низложению. Но если анафеме Никона, как уже отрекшегося от своей патриаршей кафедры, в Москве не придавали значения, то нельзя уже было не придавать значения и силы другой анафеме, разразившейся прямо над Мефодием в том же году. Что вызвало эту новую анафему и какое она произвела действие, довольно подробно объяснил сам Мефодий. В генваре 1663 г. он написал к царю Алексею Михайловичу: «Извещаю, что митрополит Балабан с изменником Юраской Хмельницким хотят до конца отвратить от тебя, великого государя, как духовный, так и мирской чин Малой России. Посылали они к святейшему патриарху Цареградскому трехтемировского игумена Краковецкого со многими дарами, клевеща на меня, твоего богомольца, и прося проклятия на меня и на всех, сообщающихся со мною. А клевету взвели на меня ту, будто я изгнал от престола митрополита Балабана и насильством при помощи мирской власти восхитил престол Киевской митрополии. И по их просьбе святейший патриарх Цареградский выдал страшное проклятие на меня и на сообщающихся со мною.

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

3 августа 1661 года Киевский митрополит Дионисий (Балабан, † 1663), пользуясь своим правом, рукоположил на ту же самую епархию своего епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского, † 1676). И это должно было служить постоянным свидетельством для всех и для самого Мефодия, что он рукоположен и называется Мстиславским незаконно. В начале 1662 года патриарх Никон предал анафеме Крутицкого митрополита Питирима между прочим и за то, что он поставил Мефодия епископом в чужую церковную область, подведомую Константинопольскому патриарху. И эта анафема на рукополагавшего митрополита падала, по канонам, и на рукоположенного им, подвергая обоих низложению. В 1662 году митрополит Киевский Дионисий (Балабан) просил у Константинопольского патриарха проклятия на епископа Мефодия как незаконно занявшего Киевский престол. По просьбе Дионисия Константинопольский патриарх прислал копию с проклятия в Киев. Киевское духовенство по получении патриаршей грамоты о проклятии Мефодия чуждалось его и даже враждовало против него. В 1663 году царь Алексей Михайлович дважды ходатайствовал перед Константинопольским патриархом о снятии проклятия с Мефодия, и через некоторое время проклятие было снято, а духовенство снова признало Мефодия епископом. Имя Мефодия как блюстителя митрополии вновь стали поминать в киевских церквах и монастырях. В 1663 году по распоряжению царя Алексея Михайловича в Нежине собралась генеральная рада для избрания гетмана. Гетманом был избран И. М. Брюховецкий, которому покровительствовал Мефодий и которого привел потом к присяге на верность государю. Соперники Брюховецкого на гетманство Самко и В. Золотаренко были выданы на войсковой суд и казнены как изменники. Мефодий после избрания гетмана Брюховецкого возвратился в Киев и занялся церковными делами. В частности, продолжил ремонт Софийского собора, начатый еще при митрополите Петре (Могиле , † 1646). Гетман Брюховецкий, обязанный своим избранием Мефодию, скоро оказался неприязненным как к Мефодию, так и к подведомому ему духовенству. Гетман дозволял казакам грабить и разорять церковные имения и на все жалобы церковных властей не обращал никакого внимания, так что духовенство стало считать гетмана врагом Церкви и в монастырях прекратило о нем молитвы. В сентябре 1665 года гетман Брюховецкий прибыл в Москву и просил, чтобы впредь митрополит Киевский назначался из Москвы. Московское правительство отказалось от этого предложения, не считая себя вправе распоряжаться Киевской митрополией без благословения Константинопольского патриарха. Такими действиями гетмана были возмущены все слои малороссийского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

47. ДИОНИСИЙ хиротонисан в 1581 году из Игуменов Хутынских. По 6-летнему правлению Митрополией, в 1587 году сослан в Хутынь монастырь. 48. ИОВ хиротонисан в 1587 году, из Архиепископов Ростовских. В 1589 возведён на Патриаршество Всероссийское (см. выше), и тем Митрополия Московская прекратилась. 24. MUXAUЛ III, прозванием Рогоза, со всей Митрополией отступивший явно в Унию, хиротонисан в 1588 году, а в 1596 году отлучён Патриархами Константинопольским и Александрийским через послов их на соборе Берестенском, и с сего времени до 1621 года не было в Киеве православных Митрополитов. Продолжение Митрополитов Киевских . Ж) Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малой России под ведением Константинопольских Патриархов 25 . ИОВ Борецкий хиротонисан в 1621 году из приходских Киевской Воскресенской церкви Священников. В 1631 году, Марта 2, скончался в Киево-Злато-Верхо-Михайловском монастыре, в котором и кафедру свою имел, потому что Софийской обладали Униаты. ИСАИЯ Купинский изабран был из Епископов Смоленских, но на Митрополию не вступал. 26 Могила, сын Господаря и Князя Молдавского, хиротонисан в 1633 году, Апреля 8, из Архимандритов Киево-Печерских. Он отнял у униатов Софийскую кафедру и утвердил Академию в Киеве. В 1647 году, Декабря 31, скончался и погребён в Киево-Печерской Лавре. 27 . CUЛЬBECTP II Косов переведён из Белорусской Епархии в 1447 году, скончался в 1657 году, Апреля 13. При нём вся Малая Россия в 1654 году под Владение Российских Государей воспринята. 28 . ДИОНИСИЙ Балабан Тукальский, в 1657 году возведён на Митрополию Киевскую из Луцких Епископов. Скончался в 1663 году. 29 . UOCUФ III Нелюбович–Тукальский, в 1664 году возведён на Митрополию из Могилёвских Епископов. В 1665 году противниками православия был арестован и содержался под стражей с Гетманом Хмельницким, откуда в 1667 году, освободившись, бежал в Чигирин, где в 1675 году, Июля 26, скончался и погребён в Мгарском Лубенском монастыре. 30 . АНТОНИЙ Витицкий, в 1670 году возведён ни Митрополию из Епископов Перемышльских, но на престоле не был от гонения Униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010