«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 5, 2008 год Репортаж или икона? В те дни случилось так, что Петр, проходя все эти церкви, спустился и к святым, живущим в Лидде. 33 И там он нашел одного человека по имени Эней, уже восемь лет не встававшего с постели, так как был парализован. 34 И сказал ему Петр: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос! встань и убери свою постель». И он тотчас встал. 35 И увидели его все жители Лидды и Сарона, и все обратились к Господу. 36 А в Иоппии была некая ученица по имени Тавифа, что в переводе значит «Серна». Она была богата добрыми делами и щедро творила милостыню. 37 И в те дни случилось так, что она заболела и умерла. Ее омыли и положили в верхней комнате. 38 А так как недалеко от Иоппии была Лидда, ученики, услышав, что в Лидде Петр, послали к нему двух человек с просьбой: «Скорее иди к нам, не задерживайся!» 39 И Петр, встав, пошел с ними. Когда он прибыл на место, его повели в комнату, что наверху. И обступили его все вдовы, плача и показывая рубашки и плащи, которые делала Серна, когда еще была с ними. 40 Петр же, выслав всех вон и преклонив колени, помолился и, обратившись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» И тогда она открыла глаза и, увидев Петра, села. 41 Он же ей подал руку, помог встать и, позвав святых и вдов, представил им её живою. 42 И стало об этом известно во всей Иоппии, и многие поверили в Господа. Деян. 9, 32-42 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) На первый взгляд сегодняшнее апостольское чтение из Книги Деяний рассказывает две истории, которые просты и понятны в каждом своем слове. Эти истории - замечательные свидетельства миссионерской деятельности святого Петра. Но более внимательный взгляд обнаруживает в этих простых историях более глубокий богословский подтекст. Давно замечено, что многие евангельские рассказы, а также сообщения Книги Деяний больше похожи на иконы, чем на фотографии или зарисовки реалистической живописи. Икона, отбрасывая все случайное и несущественное, являет зрителю суть изображаемого. При этом иконописец использует некоторые известные каноны и символы. Так же и многие рассказы об Иисусе Христе и Его первых учениках, отбрасывая случайные элементы и развлекательную орнаментальность, изображают для читателя самую суть сообщаемого. И здесь евангелисты тоже используют определенные сложившиеся каноны с их легко узнаваемой символикой.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Сам Господь даст вам знамение» 10.12.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Икона Божией Матери " Знамение " Слово в день праздника иконы Божией Матери «Знамение» Икона «Знамение» изображает тайну Рождества Христова и предстательство за род человеческий Божией Матери. В седьмой главе пророка Исаии есть рассказ о том, как был осаждаем со всех сторон Иерусалим. Уже не было надежды на спасение, и сердца людей трепетали, как листья при сильном ветре в лесу. Однако Господь говорит через пророка царю Ахазу о двух соединенных армиях, окружающих Иерусалим: «Не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней». Пророк убеждает царя обратиться ко Господу и попросить у Него защиты, чтобы Господь дал знамение того, что это исполнится. Царь Ахаз отвечает отказом: «Не буду просить и не буду искушать Господа». Тогда пророк говорит: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Это событие напоминает не только о тайне спасения человечества, каждого человека, каждого народа во всех испытаниях, которым подвергаются люди до самой смерти, но и о том, как мы должны принять этот дар Божий. У нас может быть либо самонадеянное упование на свои собственные силы, как это было у тех, кто окружил Иерусалим, либо ничем не лучшее ложное смирение, когда мы исполнены такого уныния, бездерзновения, отчаяния, что уже не решаемся обращаться ко Господу и просить у Него помощи и знамения победы. Об этом же свидетельствует и событие, через которое прославилась в нашем Отечестве икона «Знамение». Божия Матерь показывает нам, что с нами Бог и что каждому из нас, повторим еще и еще раз, угрожают две опасности. Одна — это безрассудно надеяться на свои собственные силы, а вторая, равная ей, и по существу того же внутреннего содержания, — когда мы унываем и полны мрачной покорности злу, как это происходит сегодня с нашим народом. И со всеми народами. Враги наши исполнены самоуверенности в надеянии на свои силы, а народ в массе своей пребывает в унынии. Как не вспомнить нам слова Господа, что кончине мира будет предшествовать «уныние народов»! (Лк. 21, 25).

http://moral.ru/znamenie/

Он имеет в виду, что видимое человечество Христа есть образ Его невидимого Божества, «видимое невидимого» 182 . Икона Иисуса являет, таким образом, одновременно образ Бога и образ человека, то есть является иконой всецелого Христа, Богочеловека. Это богооткровенное человечество Христа становится мерой истинности каждого человеческого существа. Человек истинен и реален лишь в той мере, в какой в нем отражается небесное: тварное наделено чудесным даром – быть зеркалом нетварного, «образом Божиим». В кондаке недели Православия об этом говорится так: «Оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем». Очевидно, что тайна спасения далеко выходит за рамки простого восстановления образа Адама. Христос осуществляет, доводит до совершенства образ, очищая, восполняя его, приобщая его Божественной Красоте. Образ, искупленный Христом и сознательно обретаемый в созерцательном подвиге, объясняет, почему монах, причисленный к лику святых, всегда именуется преподобным. Это наименование означает предельное субъективное, личное уподобление объективному образу Божию. Его точное определение дано в другой формуле святого Апостола Павла: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» 183 . Поэтому икона Христа в центре Святой Софии изображает Господа с Евангелием, раскрытым на словах: «Я свет миру» ( Ин.8:12 ). Церковь поет, что свет Христов сияет на лицах Его святых. Человек исповедует спасение словом, но свидетельствует о нем также и делом, сам становясь «преподобным». И, конечно, самая волнующая икона Божия – человек, «преображенный в тот же образ», по приведенному выше выражению Апостола Павла. Во время богослужения священнослужитель кадит иконы святых, обращаясь с этим литургическим приветствием к их первообразам, отражениям Бога. Он кадит также и верующих, приветствуя присутствие Бога в Его образе – человеке, кадит людей как живые иконы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Откровение Бога – это словесная икона, которую совместно рисуют Бог и человек. Бог открывает о Себе некое знание, которое человеком оформляется в некую словесную икону. Имя Бога, с одной стороны, откровенная вещь, открытая Богом, а с другой — это человеческая вещь, то, как человек оформляет откровение. Человеку дана власть творить некоторые образы, иконы, которые бывают писаные руками и бывают словесные. Имя Божие – является источником освящения. Это икона, мы к ней припадаем, мы не поклоняемся самой иконе, но поклоняемся тому, кто на ней изображен. Благодаря тождеству имени, образ, изображенный на иконе, непосредственно связан с личностью, которая на ней изображена. И таким образом тот, кто изображен на иконе, помогает нам через эту икону. Точно так же и имя Божие – это такая же икона. В начале XX века были даже такие еретики – имябожники, которые считали, что имя Божие свято само по себе, и поэтому можно даже не причащаться, так как, сказав имя Иисуса, ты уже якобы причастился. Такие суждения Церковь отвергла как ересь и глупость. Имя Божие – это словесная икона Бога. Иоанн Богослов говорит: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20:30-31 ). Тем самым апостол подчеркивает, что у нас есть замечательная, потрясающая, не теряемая святыня, которая всегда сильна освящать нас. В любом состоянии, идем ли мы, лежим ли мы, занимаемся ли чем-то, мы должны всегда призывать святейшее имя Бога, чтобы через него Бог освящал нас, а мы прославляли Его. Имя Бога наречено и на нас, мы ведь называемся христианами, то есть участниками помазания Иисуса Христа. Мы с вами крещенные, так же называемся верными, то есть участниками верности Бога. И мы должны это имя прославлять в самих себе, мы как носители этой несотворенной по откровению и сотворенной по звучанию иконы Бога должны себя хранить в чистоте. Бог, обращаясь к Израилю, говорит, что гневается на него «ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им» ( Иез. 20:9 ). Это и понятно: если люди смотрят на христианина, а он — пьяница, блудник, вор, то таким образом хулится имя Иисуса Христа. Если мы позорим имя Божие, которое на нас наречено, своим плохим поведением, то мы позорим самого Бога, который в нас изображен Своим именем. Но как им пользоваться? К примеру, как излечиться от сквернословия? Нужно как можно чаще призывать сладчайшее имя Иисуса Христа. Мы должны научиться любить и призывать это имя. Самая краткая известная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Праведной Елисаветы     Икона святой праведной Елисаветы Афон           Афонская икона святой праведной Елисаветы   Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии  — встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56). Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала:   Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. — Лк.1:41-45             Акафист святым и праведным пророку Захарии и Елисавете   Кондак 1 Избраннии от рода Ааронова, рождшии Иоанна богохвальнаго, Предтечею и Крестителем Господним предуготованным быти, святии и праведнии Захарие и Елисавето! Яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких нас бед свободите, взывающих вам: Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Икос 1 Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся, святии Захарие и Елисавето, от юности вашея всеми добродетельми украшении и непорочно житие свое вкупе пожившии, ему же чудящеся, зовем вам гласы хвалебными сице: Радуйтеся, рода Аронова славное прозябение. Радуйтеся, благочестивых родителей светлое украшение. Радуйтеся, душевныя и телесныя чистоты рачителие. Радуйтеся, заповедей Божиих ревностнии хранителие. Радуйтеся, супрузи праведнии, Богом предъизбраннии. Радуйтеся, на трапезу небесную Господом призваннии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

http://isihazm.ru/1/?id=488

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:4–7). Вифлеем — маленький и тихий арабский городок (больше похожий на деревеньку), окруженный, как и тысячу лет назад, пастбищами. Главный храм города — базилика Рождества Христова, которая была построена над местом рождения Спасителя. Сейчас пространство храма поделено между двумя Церквями: тут служат православные арабы Иерусалимского Патриархата и греки. Храм заполнен туристами, стоящими в очереди, чтобы попасть в пещерку Рождества. Паломники прикладываются к Вифлеемской иконе Божией Матери и спускаются в пещерку ... В ней возникает ощущение удивительного тепла, и, конечно, дело здесь не только в горящих свечах. На месте Рождества — серебряная звезда … Горненский монастырь Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк 1:41–43). В монастыре тихо и безлюдно, наступает вечер. Небо светло-сиреневое. Если посмотреть по сторонам, хорошо видны соседние селения, расположенные вокруг монастыря, в том числе и Эйн-Карем. Навстречу нам идет совсем молодая инокиня Тамара — она обходит монастырь с Казанской иконой Божией Матери (это традиция монастыря). Матушка улыбается: «Я — облачко, на котором Божья Матерь облетает монастырь…» Горненский монастырь расположен как раз на том месте — Горнем месте, — где Дева Мария встретилась со своей родственницей Елизаветой. Именно здесь Приснодева впервые была названа Божией Матерью и начали сбываться ветхозаветные пророчества… Казанская икона Божией Матери — главная святыня монастыря. Эта икона однажды спасла нескольких монахинь, которые обратились к Богородице после эпидемии холеры и получили исцеление. Есть в храме еще одна удивительная, нежная икона — так называемая икона целования Пресвятой Девы Марии и праведной Елизаветы. На пятый день после Благовещения в Горненском монастыре отмечается праздник, которого нет ни в одной другой обители — праздник целования. В этот день в монастырь приходят люди из Эйн-Карема и других близлежащих селений, и обитель утопает в цветах… Иерусалим

http://foma.ru/evangelskij-marshrut.html

Православное богословие иконы возвращает эстетическим критериям их истинный смысл и соразмерность. Исследователи и создатели иконы стоят поэтому перед задачей все более глубокого личного воцерковления и эстетического воспитания, которое в свою очередь тоже должно быть воцерковлено. Необходимо достигать все более глубокого познания и восприятия красоты и правды такими, какими их знает Церковь — как Христовых, Божиих Правды и Красоты. Лишь тогда, прикоснувшись к ним, познав Правду и Красоту в меру своего духовного возраста, человек может узнавать их в уже созданных творениях и творить сам. Церковь через Священное Писание предлагает созерцателям и творцам икон такой взгляд на образ и такое отношение к нему, которые исходят из представлений о свойствах дара Духа Святаго, присутствующего в иконе — дара Любви. Представления же эти, по слову Апостола, таковы: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор 13:4–8). 6. Нужно ли иконе быть современной? Часто мы слышим, что новая икона “должна быть современной”. Неявно допускается при этом, что икона может содержать или отражать “дух времени”. Но нам на все времена заповедано апостолом Павлом: Не сообразуйтесь с веком сим (Рим 12:2). Мы забываем, что икона, в том числе иконы святых нового и новейшего времени, как и Православие вообще, укоренена в Священной Истории, которая содержит Воплощение, крестный путь Богочеловека, Его крестную смерть, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святаго Духа, а завершится — Вторым Пришествием, Парусией. Только Священная История будет явлена в житиях и образах святых будущих времен, сколько бы ни даровал Господь времени этому миру. Из исторического жизнеописания и портрета агиографу и изографу следует выявлять то, что принадлежит “жизни будущего века” — иконность. Историческое, временное в иконе подчинено вечному.

http://pravmir.ru/voprosyi-sovremennogo-...

протоиерей Михаил Браверман Образ и Первообраз Все святые приносят молитву за мир. Но святые не посредники между нами и Богом, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления Всех» [ 1Тим. 2:5–6 ]. Соединив Себя нам, Господь и нас соединяет Себе; Он есть Путь – Им и в Нем мы приходим к Небесному Отцу. От Христа Спасителя получаем мы духовное исцеление и оставление грехов. Через Него сотворен мир – и к Нему этот мир устремлен. Он есть Логос – смысл всего существующего, и смыслы (логосы) всех вещей сокрыты в Нем. От Господа Иисуса Христа рождаются святые и к Нему они устремлены. И как в Церкви человек призван найти свои, личные отношения с Богом, потому что Он – наш Отец, Он – наш Спаситель, Он – наше Освящение, так и личные отношения должны быть у нас со святыми, и прежде всего с Той, Которая возглавляет лик всех святых – Богородицей и Приснодевой Марией. Личное отношение и чувсгво возникает, когда мы о Ней думаем, к Ней обращаемся в молитве, созерцаем Ее образ – икону, на которой Она и от Нее родившийся младенцем Бог . Икону, на которой Дева Мария на Своих руках носит невместимого во всей Вселенной Бога. Икона есть свидетельство о Воплощении – Невидимый Бог, «Которого никто из человеков не видел и видеть не может» [ 1Тим. 6:16 ], становится человеком, становится видимым, а значит – изобразимым. В Господе Иисусе Христе всегда неслиянно, но и нераздельно присутствует невидимая Божественная и видимая человеческая природа, но икона являет нам не природу, а Личность Богочеловека. Поклоняясь образу, мы поклоняемся Первообразу – Господу Иисусу Христу. Прославляя святых, мы прославляем Бога, свет Которого может сиять в человеке. Икона выражает догматическое учение Церкви. VII Вселенский собор, осудивший ересь иконоборчества, мы воспринимаем как окончание великих богословских и христологических споров. А восстановление иконопочитания, которое празднуется в первый воскресный день Великого поста, Церковь называет Торжеством православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где в Евангелиях Иисус хоть словом обмолвился о том, что можно молиться Богу на иконы? Да и вообще об иконах Он говорил? Учили ли Его апостолы иконопочитанию? Если нет, то почему Православная Церковь учит этому? Спасибо! Похожие вопросы 5 Ответов Безусловно Спасителю угодно почитание икон! Ведь Он же Глава Церкви! Христос даже законодательно утвердил иконопочитание через святых отцов 7 Вселенского собора, чтобы сомнений не было. Можно почитать здесь: Иконопочитание . Судя по вопросу, Вы читали Библию и почитаете Иисуса Христа как Бога. В таком случае Вы должны знать, что Он Сам является иконой, т.е. образом Бога Отца. Об этом многократно говорится в Писании: Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. ( 2Кор.4:3,4 ) Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; ( Флп.2:6 ) Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, ( Евр.1:3 ) Итак, Вы молитесь Христу как образу (иконе) Отца, что Вы и просили доказать. Однако Вы, скорее всего, имели в виду рукотворные иконы, изображающие собой Иисуса Христа и Его святых. Но я снова не вижу препятствия для этого. Ведь Господь же не запрещал молиться Ему (не идолам!) перед рукотворным образом! Икона достоверно для нашего опыта свидетельствует о тайне и истине Боговоплощения. Икона напоминает нам об этом, чтобы не только умом, но и чувствами мы стремились к своему Творцу. Ведь Вы же не возражаете, что рассказанный апостолами образ (=икона) Христа в Евангелии является достоверным? Так почему же рукописный в буквах образ Христа Вас не смущает, а рукописный в красках кажется неправильным? Если Вы скажете, что нельзя делать того, что прямо не предписано в Библии, то я отвечу, что само это утверждение небиблейское: нет такого учения у Христа и Его апостолов. Да и сами Вы не затрудняетесь искать библейское обоснование ношению пиджака, езде на автомобиле или чистке зубов.

http://azbyka.ru/vopros/iisus-razreshil-...

Рассказом об умовении ног, которое совершает Иисус Своим ученикам, начинается 13-я глава Евангелия от Иоанна «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери… Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался» (Ин. 13:1—4). Обратим внимание на слова «перед праздником Пасхи», «и во время вечери», «встал с вечери». Здесь четко обозначено, что умовение ног совершается во время той самой вечери перед праздником Пасхи, которая описана в синоптических Евангелиях — у Матфея, Марка и Луки — и которую мы называем Тайной. При этом важно иметь в виду, что у Иоанна рассказа о Тайной Вечере нет. Именно то место, которое в синоптических Евангелиях занимает повествование о Тайной Вечере, у Иоанна занимает рассказ об умовении ног. И церковный чин также подсказывает нам, что это событие — умовение ног — церковное предание связывает именно с Тайной Вечере: в составном евангельском чтении Великого четверга, включающем отрывки из всех четырех Евангелий, из Евангелия от Иоанна взято именно начало 13-й главы — рассказ об умовении ног. Очень важно также обратить внимание на жесты Спасителя, зафиксированные как в рассказе синоптиков о Тайной Вечере, так и в повествовании Иоанна об умовении ног. Там Он берет хлеб, благословляет, преломляет и даёт ученикам — четыре евхаристических жеста. Здесь Он встаёт с вечери, снимает верхнюю одежду, опоясыватся, берет умывальницу и начинает умывать ноги ученикам наклоняясь к ногам каждого из них, затем надевает одежду и продолжает беседу. В обоих текстах можно обнаружить одно и то же — соединение слов и жестов Иисуса. Широко известна икона, на которой изображена Тайная Вечеря. Как правило, она помещается в храме над Царскими вратами. Гораздо менее распространена, точнее, редка икона «Умовение ног». Однако в некоторых храмах Эллады и Малой Азии эта икона заменяет икону «Тайная Вечеря». Поэтому в Великий четверг в одних православных храмах на аналое можно видеть икону «Тайная Вечеря», а в других — «Умовение ног».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010