Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) [греч. Κριος παντοκρτωρ], одно из именований Бога в Свящ. Писании (см. ст. Господь Саваоф ), встречающееся в ВЗ: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар 3. 1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак 6. 2), «…во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс 67. 21) - и в НЗ: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6. 18). В Откровении Иоанна Богослова тексты: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1. 8), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4. 8) - указывают на Христа Второго пришествия. Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Употребление именования «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно по памятникам визант., балканского, древнерус. искусства. Наиболее распространенный вариант иконографии - это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. Встречаются и др. изображения Христа, сопровождающиеся именованием «Вседержитель»: ростовые (напр., фреска в ц. св. Бессребреников в Кастории, XII в.), на престоле (икона, после 1356, Архиепископский дворец, Никосия (Кипр); икона, 1603, СНХГ). Отличия могут касаться изображения Евангелия (открытое или закрытое), иногда вместо Евангелия Христос держит свиток (икона, 1262-1263, Национальный музей, Охрид, Македония; икона, XIII в., мон-рь Ватопед на Афоне), возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведена в сторону, жест обращен вовне или к себе) и перстосложения. Формирование поясного типа образа Г.

http://pravenc.ru/text/166345.html

Апостолы, как сказано в Евангелии, поклонились Христу и «возвратились в Иерусалим с великою радостью», и богослужение праздника преисполнено этой радости. Спасение свершилось, но объективно завершенное дело Христа еще должно быть субъективно усвоено каждым человеком. «Подняв руки Свои, благословил их, – говорит святой Лука. – И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк.24:50–51 ). Господь вознесся, благословляя, и именно это служит композиционным стержнем иконы. Благословение это ведет за собой Пятидесятницу, дарование Святого Духа (прекрасно изображение этого события в Везеле, Vezelay). Можно сказать, что икона Вознесения представляет собой эпиклезис Пятидесятницы: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Ин.14:16 ). Эпиклезис – молитва к Отцу о ниспослании Святого Духа. Это непрестанно воспевает праздничное богослужение: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением» (тропарь Вознесения). Господь вознесся, чтобы «вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя, еже освятити души наша…» (стихира на стиховне, глас 6–й). Источник радости, охватившей апостолов, несмотря на расставание с Христом, ясно виден, ибо они помнят Его обещание: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Антиномия для рассудка и очевидность для духа выражены в кондаке праздника: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». После Вознесения характер присутствия Христа становится иным, уходит внутрь. Теперь Он уже не предстоит Своим ученикам, Он в них. Христос присутствует в каждом проявлении Святого Духа, как Он присутствует в Евхаристии. Все эти аспекты единой тайны спасения и отражает весьма насыщенная богословским содержанием икона Вознесения. Она без изменений воспроизводит древнейшее изображение, известное по сосудам Монцы (Monza) V и VI веков. Рассматриваемая икона принадлежит московской школе иконописи, близкой Андрею Рублеву, и датируется XV веком. Чтобы икона «заговорила», необходимо безмолвно сосредоточиться. Нужно отдаться ее благодати, постепенно подводящей к самой сути того, о чем возвещает икона. В своем строгом и выразительном лиризме композиция являет дивную гармонию, в которой поет каждая деталь. Слышится торжественное звучание аккорда: «Горе имеим сердца!» (Sursum corda).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Многие века Богородица не устаёт отыскивать заблудших чад Церкви и собирать их во Христе. Она плачет в Своих иконах о погибающих и, как Мать, строго вразумляет их, напоминая грозное пророчество Своего Сына: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают ( Ин.15:6 ). Своим апостольским подвигом Богородица- Церковь исполняет древнее обетование о Себе: Возведи очи твои и посмотри вокруг. – все они собираются, идут к тебе. Жив Я! Говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста ( Ис.49:18 ). Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин). Согласно древнейшему грузинскому сказанию 74 , в Иверском монастыре во времена второго иконоборческого гонения 75 принял постриг некий благочестивый муж из Византии. Он поведал историю о семейной святыне – иконе Божией Матери Одигитрии, лик которой поразил копьём еретик, и из раны истекла кровь. При виде этого страшного явления он раскаялся и, чтобы спасти икону, опустил её в море. Иверская икона Божией Матери. Прорись После прибытия иконы на Афон её поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим. Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с неё не снимается, но он очень хорошо передаёт основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Её рук мафория.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

13, 14). В греческом подлиннике Библии, как и в славянском, сказано здесь: не «образ зверя», а «образ зверю», «икона зверю», то есть, это будет не икона со звериным изображением на ней, а икона, как-то служащая зверю. «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13, 15). Итак, образ (икона) будет говорить и действовать, и горе будет тому, кто не будет поклоняться этой иконе. Ныне уже образ и говорит и действует на экране телевизора, но тогда будет образ еще более материализован, воплощен, и будет действовать «так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». Bceмiphoe насильственное единение народов (единение, осуществляемое через грех: через моду, стандартные товары, нормы западной жизни), экуменизация церквей, разгосударствление государств (и уничтожение государственных границ, чему способствуют радио, телефон, интернет и прочее), оживотнивание человека (расчеловечивание человека, превращение его в «экономическое животное»), все это, попущением Божиим, послужит установлению единого мipoboro правительства, единой экуменической церкви, приходу антихриста. Поэтому мы должны всю нашу жизнь посвятить Богу и служить делу просвещения человеческих душ словом Божиим и благодатию Христа Бога нашего. Мы не должны руководиться политическими хитростями, мы не должны следовать повсюду за наукою, куда бы она ни вела, мы не должны гоняться за ветром учений человеческих, чтобы казаться современными, мы не должны стремиться и к механическому распространению проповеди, заменяющему живое слово свидетеля. Не пренебрегая никакими средствами распространения информации, сведений, мы не должны подвергать профанации святыню. Старец Захария (Зосима), схиархимандрит Троице-Сергиевой лавры, сказал: «Мудрость без благодати есть безумие». И мы скажем: «без благодати Божией информация есть бред, или нелепость». Разумеется, святым никакая информация не вредит, ибо они, пребывая в Боге, хранятся Его благодатию.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/30/...

2. Два мира – видимый и невидимый, мир сей и Царство Небесное – имеют между собой настолько принципальные отличия, что их непосредственная встреча невозможна. Явление Божественной Сущности во всей чистоте, силе и славе было бы губительно для видимой эмпирической реальности и для человека. В силу своей душевно-телесной природы человек не может познавать Бога непосредственно. Адам в раю общался с Богом и видел Его. Грехопадение воздвигло между Богом и человеком непроходимую преграду. Впервые после грехопадения увидеть Бога возжелал пророк Моисей. Но узреть Лик Божий – Его сущность, естество, природу – человеку невозможно, видеть он может лишь «задняя» ( Исх.33:20-23 ) и «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор.13:12 ), видеть тень, образ, т.е. нечто доступное непосредственному чувственному восприятию. И познавать Бога человек может лишь благодаря Божественным энергиям, которые излучает естество Божие. Икона (естественная, словесная, изобразительная) – необходимое условие самой возможности Боговедения и Богообщения. Божественная энергия являет себя через икону, нисходит к человеку, чтобы затем возвести его к Первообразу. Икона есть плод и источник невербального, внепонятийного Боговедения. Свидетельская функция. Св. апостол Иоанн в самом начале первого Послания особенно подчеркивает, что он не просто говорит о пришествии Спасителя, но свидетельствует о Нем, поскольку видел Его. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь», – пишет Апостол ( 1Ин.1:1-2 ). Сын Божий воплотился, Его видели апостолы и ученики; и не только видели, но и «осязали». Сын Божий – Образ Бога невидимого – явился на земле в видимом богочеловеческом образе, стал описуем и изобразим. Боговоплощение фактически положило начало иконе и иконописанию. Икона есть свидетельство воплощения Бога Слова, а иконопочитание есть особый вид исповедания веры в истинность Боговоплощения.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама) " Описания иконы Описание иконы Троица Ветхозаветная ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ - икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон. Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: (Ин.1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде. Наиболее часто используется сюжет так называемого - явления ему трех ангелов: И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды,[...] Икона Троица Андрея Рублева Источник: Сайт ru.wikipedia.org В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамбре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним. В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы. Именно рублевская икона, как считают в настоящий момент учёны[...]

http://pravicon.com/icon-436

КОЛПАКОВА Галина Сергеевна, кандидат искусствоведения, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В разговоре об иконе неизбежно возникает вопрос о Фаворском свете. В Евангелии мы читаем об этом свете в рассказе о Преображении Господнем на горе Фавор, когда апостолы увидели Христа в сиянии: " По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как Солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи. " Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " . (Евангелие от Матфея, глава 77, стих 1-5.) Православные верят, что Божественный свет пронизывает весь мир. Благодаря этому действию Божию мир только и может существовать. Православная икона, изображая вочеловечившегося Бога, святых или небесные силы, является как бы проводником этого Божественного света. 2 марта 1917 года была найдена (обретена) икона Божией Матери, названная " Державной " . Произошло это при обстоятельствах, которые с полным правом можно назвать чудесными. Простой верующей женщине, крестьянке Евдокии Андриановой приснился сон о том, что в селе Коломенском под Москвой есть храм Вознесения, в котором находится большая икона Божией Матери. Женщина слышала слова о том, что икону надо найти, чтобы перед ней молились люди, и видела саму икону. Евдокия приехала в Коломенское, нашла там Вознесенскую церковь и обратилась к настоятелю. Священник, просмотрев все иконы церкви и не найдя той, что видела во сне женщина, уже был готов прекратить поиски, но напоследок решил спуститься в подвал. Там и была обнаружена большая икона, темная, покрытая многолетним слоем пыли, в которой, когда ее очистили, Андрианова узнала виденный во сне образ.

http://foma.ru/nebo-na-zemle.html

Но ведь то был ковчег, возразил я, —а у вас на стенах росписи. Да, и на стенах изображения не от человеческого ума, а по благословению Божию, сказал священник. В 26й главе, наверное, помните, как Бог повелел Моисею: сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы ( Исх. 26, 31 ). Также и Соломон, когда построил храм, то сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей… И поставил он херувимов среди внутренней части храма… И обложил он херувимов золотом, подобно как оклады у наших икон, и на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне ( 3 Цар. 6, 23-29 ). Икона не Бог, и икона не идол. Вот вы имеете фотографию родителей или брата, или сестры. Вы можете посмотреть на нее и мысленно обратиться к ним? Так же? Да, ответил я, и вспомнил, как мы всей общиной фотографировались после крещения на озере. Мы сейчас стоим с Вами на улице и молитвенно обращаемся к Господу. Мы верим, что Господь на Небесах, верим в то, что Он нас видит и слышит. Верим в то, что Он оберегает нас от зла и греха, мы можем молиться молча, только мыслью, можем и пропеть тропарь. Пение помогает нам в молитве, так и икона является святыней, помогающей нам хранить благоговение к Богу и молитвенный настрой. Мы поклоняемся не иконе, а Богу в духе и истине, а икона это святыня, о которой сказано в Писании: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7, 6 ). Поэтому в Церкви особое благоговейное отношение к святым иконам. Слова батюшки были настолько убедительны, что я ничего не мог возразить, но все же, не желая отказаться от своих прежних убеждений, я спросил: Почему же тогда в Писании Христос говорит, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу ( Ин. 4, 21 ), следовательно, не в храмах, как это делаете вы?

http://azbyka.ru/way/inok-anastasij-odna...

Общий смысл искусства//Соловьёв В. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 82. 2 Там же. С. 145. 3 Тарковский А. Собрание сочинений: в 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 29. В дальнейшем все цитаты даются по этому изданию; в квадратных скобках указывается номер тома и страница. 4 См.: Потебня А . Слово и миф. М., 1989. 5 Алексей Фёдорович Лосев: из творческого наследия; современники о мыслителе. М., 2007. С. 385. 6 Флоренский П. Имена. М., 2003. С. 79. 7 Там же. С. 85. 8 Булгаков С . Философия имени. СПб., 1999. С. 16. 9 Там же. С. 74. 10 Там же. С. 35. 11 Там же. 12 Там же. С. 35-36. 13 Там же. С. 36. 14 Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 328. 15 Там же. 16 Там же. С. 330. 17 Там же. 18 Там же. С. 331. 19 Булгаков С. Философия имени. СПб., 1999. С. 192. 20 Бродский И. Большая книга интервью. М., 2000. С. 143. 21 См.: Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский. Тайна Иова. О страдании/Избранное: в 2 т. Нижний Новгород, 2000. Т. 2. С. 252-269. 22 Лепахин В. Икона и иконичность. СПб., 2002. С. 291 23 Там же. 24 Лепахин В. Икона и иконичность. СПб., 2002. С. 308. См. также: Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. М., 2002. 25 Лепахин В. Икона и иконичность. СПб., 2002. С. 172. 26 Толковая Библия: в 3 т. М, 1988. Т. 2. С. 199. 27 Языкова И. Богословие иконы. М.,1995. С. 107. 28 Там же. С. 107. 29 Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. СПб., 1997. С. 9. 30 Флоренский П. Иконостас/ Флоренский П . Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 105-106. 31 Там же. С. 98. 32 «На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/30/...

По завещанию Юлии Григорьевны Линевой, прямой наследницы незнановской усадьбы (о представлении Юлией Линевой по духовному завещанию капитала в пользу церквей епархии. – ГАКО – ф.130.-оп.4. – д.2057.- лл.1-3об. 17.), село в 1900 году переходит Николаю Николаевичу Линеву, который занимал пост главы Нерехтской земской управы в течение 15 лет. После его кончины в 1908 году, его дочь – Елизавета, распродав незнановское имение и распустив дворовых, перенесла дома в г.Нерехту, забрав, естественно, и родовую икону. Затем она в 1910 году уехала в неизвестном направлении и следы иконы затерялись. Но, как видим, еще в 1924 году в сборниках, печатавших образы Богородицы «Незнановская», икона Божией Матери упоминается. Существует еще один образ иконы Божией Матери «Незнановская». Это дорожная икона в желтом окладе, овальной формы, размером примерно 9х12 см. Хранится в частной коллекции антиквара, пожелавшего остаться неизвестным. Но сам факт существования копии иконы свидетельствует о том, что их писали и брали с собой в дорогу. Это могли быть потомки дворян Линевых или люди, хорошо их знавшие и знакомые со святыней. Нам еще предстоит раскрыть многие тайны этой иконы и событий, связанных с ней. Икона поражает своей непохожестью на все существующие образы Богородицы. Богомладенец не держит в руках ни креста, ни хартии, не льнет к Своей Матери, не благословляет, как это Он делает на многих других иконах, а пытается уйти с колен Пресвятой Девы, которая пытается Его удержать. Но Он еще мгновение и покинет объятия Своей Матери… Лицо Его грустно, но полно решимости, левая ручка опирается на руку Пречистой Матери, как бы отстраняя и запрещая удерживать Себя, но правая, хотя и в руках Матери, но вот-вот выскользнет из удерживающей руки Богородицы и Ему остается еще только одно движение и что тогда?.. И здесь со всей очевидностью слышаться слова: «Се, гряду скоро!». А они из книги «Откровения Иоанна», из последней его главы: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтоб воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтоб иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». (Откр.22,11-14).

http://pravicon.com/info-3817

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010