В этом случае К. входит в состав акафиста и канона, по содержанию и структуре близок к тропарю. Во многих последованиях за К. следует икос, который раскрывает содержание К. Икос поется на один глас с К. и оканчивается одними и теми же словами (НКС). КОНКОРДАТ (от лат. concordatio – установление согласия) – соглашение, договор Римо-католической церкви (Ватикана) с правительством какого-либо государства, в котором определены соответствующие права Церкви в отношении собственности, образования, актов гражданского состояния и пр. Впервые термин появился на Констанцском соборе. «КОНСТАНТИНОВСКИЙ» ПЕРИОД – византийский период взаимоотношений Церкви и государства, начиная со св. равноап. Константина Великого . Строго говоря, при Константине еще не наступил классический период «государственной Церкви», «симфонии» Церкви и государства. Государственной Церковь становится при Феодосии Великом (379 г.), а «симфония» как идеал провозглашается императором Юстинианом в VI в. «К.» п. завершается в Византии с падением Константинополя. Подобные взаимоотношения Церкви и государства сохранялись в России до падения монархии в 1917 г. КОНСТАНТИНОПОЛЯ ПАДЕНИЕ – занятие, после длительной осады, Константинополя турецкими войсками в 1453 г. КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР (1414–1418) – XVI Вселенский собор Римо-католической церкви, созванный по наущению императора Сигизмунда антипапой Иоанном XXIII (на соборе осужден и низложен). Целью собора было завершение Великой схизмы, церковные реформы, осуждение еретиков. Собор провозгласил, что авторитет соборов выше авторитета папы (подтверждено на Базельском соборе). Папой избран Мартин V. Были осуждены Виклиф (посмертно) и Ян Гус (1415), который после этого был предан в руки светской власти и сожжен. ЛАИЧЕСКИЙ, ЛАИЦИЗАЦИЯ (от фр. laïque – светский, мирской) – тенденция к освобождению государства и общества от влияния религии. ЛАОДИКИЙСКИЙ СОБОРсобор в Лаодикии (древнем городе Фригии) в 363–365 гг. О нем ничего не известно, кроме 60 правил, касающихся еретиков (четыредесятников, новатиан, монтанистов и др.), покаяния, соблюдения поста, богослужебного чина, дисциплины клира, семейной жизни и нравов мирян. 60-е правило содержит список канонических книг Священного Писания, близкий 85 (84)-му Апостольскому правилу. См. Книга Правил.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

160 Эта приверженность императора к «визовому режиму» объяснима, учитывая его многочисленные попытки не допустить возвращения домой членов своей делегации до завершения Собора. 162 Скорее всего, речь идет не о том, что из России привозили лошадей (татарских, например), а о том, что после длительного посольства еще оставались хорошие кони. 164 В славянских источниках (например, Русский Аноним) об этом не упоминается. Вероятно, здесь есть преувеличение со стороны Сиропула. Но, судя по его описанию, у византийцев представления о гигиене должны были быть гораздо более высокими, чем у итальянцев и русских. 165 Вероятно, речь идет об одном из полемических списков против греков, содержавших перечень «ересей». Кто был распространителем этих нелепостей, неизвестно. Возможно, кто-то из местного городского духовенства. 167 Происхождение слухов о столь многочисленном французском посольстве неясно. Карл VII, склоняясь к позиции Базельского собора, предпочитал оставаться нейтральным и не выказывать предпочтения ни одному из конкурировавших Соборов. 170 Интересно мнение императора: «В нашей свободе использовать наших людей, как мы захотим». Здесь опять речь не идет ни о выявлении истины, ни о каком «изволися Духу Святому...». 171 Вероятно, это был 1426–1427 г. Гемист Плифон в то время жил и преподавал в Мистре, а Иоанн VIII был занят отвоеванием Мореи у венецианцев, так что их встреча на Пелопоннесе вполне могла быть реальной. 172 Додовико да Пирано. Францисканец, епископ Форли в 1437–1446 гг. В отличие от других, он зачитывал свою речь. См.: Bughetti B. I Francescani nel concilio di Firenze. Firenze, 1938. P. 4; Gill J. The Council of Florence. Cambridge, 1959. P. 144–145. 175 Речь вдет о Chronicon pontificum et imperatorum, составленной Мартином де Тропо (de Troppau, Martinus Oppaviensis), умершем в 1278 г. архиепископом Гниезно. Конечно, в его сочинении и речи не идет о Filioque в Символе веры на Седьмом Вселенском соборе, однако в той рукописи, которой пользовались латиняне на Флорентийском соборе, оно уже содержалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исидор был еще менее случайной фигурой в контексте униональных планов византийской элиты, чем Герасим. В 1434 г. он принял участие в Базельском соборе католической Церкви, где в качестве официального представителя византийского императора был представлен председателю собора кардиналу Юлиану Чезарини и провел переговоры об условиях участия византийской делегации в предстоящем объединительном Император добился для Исидора права представлять патриарха Антиохийского на предстоящем соборе. Назначив Исидора на кафедру всея Руси, Константинополь еще более усиливал его переговорные позиции, гарантировал — как ему ошибочно казалось — вовлечение в унию русских земель и заодно брал под свой контроль польско-литовскую политику в этой области. Исидор кратко побывал в Киеве и затем прибыл в Москву в мае 1437 г. В Москве нежеланный митрополит был, тем не менее, принят «с честью», но уже в августе того же года он отправился в Феррару для участия в соборе об объединении католической и православной Церквей. После осуществления унии 18 декабря 1439 года Исидор был возведен папой Римским Евгением IV в сан кардинала Римской Церкви с титулом Санти-Марчеллино-э-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, и всея Руси, и уже в этом новом качестве вновь вернулся в Москву в 1441 г. вместе со всей своей Здесь он отслужил литургию с поминовением папы и об народовал документ о заключении унии. Великий князь Василий II, потрясенный случившейся с Исидором переменой, отказался принять его благословение; спустя три дня кардинал Исидор был арестован и заключен в Чудов монастырь, затем осужден собором русских епископов, а впоследствии покинул Москву Вскоре после этого великий князь Василий II обратился с посланием к императору с просьбой предоставить возможность избрать и поставить Русского митрополита в Москве. Это послание было отправлено, но не достигло Константинополя, а было отозвано великим князем, так как по пути послы получили информацию о том, что в унию отпали не только Исидор, но и император с (в момент отправки послания достоверных сведений на этот счет в Москве не было), что лишало просьбу всякого смысла. Одновременное отпадение в унию императора Иоанна VIII Палеолога, патриарха Митрофана и митрополита всея Руси Исидора создало беспрецедентный церковно-правовой вакуум в Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

Некоторые прибыли лично: например, из Трапезунта — митрополит с послом от царя, из Молдавии — также митрополит со свитою, из Грузии — два епископа с послом царским. Но патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский отказались сами присутствовать на Соборе, а назначили вместо себя местоблюстителей. Кого же именно? Тех самых духовных особ, находившихся уже в Константинополе, которых указал императорский посол по воле самого императора. Этого мало. Патриархи прислали своим местоблюстителям грамоты, в которых представляли им утверждать на Соборе только то, что будет согласно с правилами древних Соборов и писаниями святых отцов; императору показались эти грамоты стеснительными для местоблюстителей, и по его требованию патриархи должны были выслать новые грамоты по образцу, им предложенному. Пред отправлением на Собор последовали перемены в назначении патриарших местоблюстителей, а пред самым открытием Собора по воле императора сделаны еще новые перемены . Наконец не без особенного намерения было и то, что в Россию пред открытием Собора назначен был в Константинополе новый митрополит Исидор, хотя из России был прислан для этого другой кандидат — Рязанский епископ Иона. Император знал Исидора еще в бытность его игуменом монастыря святого Димитрия и отправлял его (1434) в числе послов своих на Базельский Собор для предварительных переговоров о примирении Церквей, а следовательно, считал этого человека для себя благонадежным . Новому митрополиту поручено было, когда он отъезжал в Россию, всячески стараться, чтобы склонить русских к участию в предполагавшемся Вселенском Соборе. Исидор действительно вскоре после прибытия своего в Москву начал возвещать, что в Италии готовится Осьмой Вселенский Собор для примирения Церквей, в котором необходимо участвовать и представителю Русской Церкви, и даже начал сбираться к путешествию на Собор. Великий князь Василий Васильевич не хотел и слышать об этом, убеждал митрополита не ездить в латинскую землю, запрещал ему своею властию, но когда наконец увидел, что Исидор упорствует и не слушается, то сказал ему: «Если уже ты непременно желаешь идти на Осьмой Собор, то приноси нам оттуда наше древнее православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира, а нового и чужого не приноси нам,— мы того не примем».

http://sedmitza.ru/lib/text/435945/

В виду означенного состояния вещей неудивительно, что общественное мнение Швейцарии отнеслось к ватиканскому собору, имевшему своей задачей дать догматическую санкцию ненавистному для него ультрамонтанству, с самым серьезным вниманием. «За ходом дел на соборе, – говорит епископ Герцог в своем сообщении, – повсюду следили с напряженнейшим вниманием, и возбуждение умов дошло до высшей степени, когда стало несомненным, что большинство собравшихся в Риме епископов выскажется за догматизирование учения о папской непогрешимости. В немецкой Швейцарии это учение дотоле не проповедывалось ни при религиозном обучении юношества, ни в богословских заведениях, ни с кафедр. Даже еще после открытия собора, в строго папистически настроенных, но менее осведомленных кругах немецкой Швейцарии, с полною серьезностью утверждали, что это просто лишь изобретение врагов церкви, которые со злонамеренною целию распространяли молву, что собор объявит папу непогрешимым. Главный орган римско-католической Швейцарии 2 с радостью поэтому приветствовал тот факт, что епископ базельского диоцеза, Евгений Лаша, взял с собою в Рим известного противника учения о папской непогрешимости, каноника проф. Таннера из Люцерна. И когда позже услышали, что по крайней мере один швейцарский епископ, Грейт с.-галленский, примкнул к меньшинству на ватиканском соборе, то в католических кантонах так обрадовались этому, что даже лица, отличавшиеся строго римско-католическим направлением, составили одобрительный адрес названному епископу и пустили его для подписи. Адрес, однако, не был отправлен в Рим. Слабохарактерный епископ Грейт, услышав о предположении приветствовать его по поводу его положения на соборе, немедленно же велел сообщить, что адреса он не примет, и увещевал его виновников, чтобы они лучше позаботились об успокоении возбуждения умов среди народа. Дело, очевидно, было уже решено. Если кто в это время еще высказывался против нового учения, то его клеймили названием возмутителя, а то и прямо врага церкви, и римские органы печати не принимали уже больше статей, направленных против тенденции большинства на ватиканском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/starok...

Исидор был ещё менее случайной фигурой в контексте униональных планов византийской элиты, чем Герасим. В 1434 г. он принял участие в Базельском соборе католической Церкви, где в качестве официального представителя византийского императора был представлен председателю собора кардиналу Юлиану Чезарини и провёл переговоры об условиях участия византийской делегации в предстоящем объединительном соборе 96 . К 1435 г. император уже добился для Исидора права выступать на соборе от лица патриарха Антиохийского. Теперь, назначая Исидора на кафедру всея Руси, Константинополь ещё более усиливал его переговорные позиции, гарантировал – как ему ошибочно казалось – вовлечение в унию русских земель и одновременно брал под свой контроль польско-литовскую политику в этой области. После краткого пребывания в Киеве Исидор прибыл в Москву в мае 1437 г. О встрече в Москве нежеланного митрополита великий князь писал: « его с и честь воздахомъ ему», несмотря на проявленное Константинополем неуважение к решению самого князя и Собора русских епископов " 97 . Уже в августе того же года Исидор отправился в Феррару для участия в соборе, созванном для объединения католической и православной Церквей. После осуществления унии 18 декабря 1439 г. Исидор был возведён папой Римским Евгением IV в сан кардинала Римской церкви с титулом анти-Марчеллино-э-Пьетро и назначен легатом для провинций Литвы, Ливонии 98 и всея Руси. Уже в этом новом качестве Исидор вместе со всей своей свитой вернулся в Москву в 1441 г. Здесь он отслужил литургию с поминовением папы и обнародовал документ о заключении унии. Великий князь Василий II, потрясённый случившейся с Исидором переменой, отказался принять его благословение; спустя три дня кардинал Исидор был арестован и заключён в Чудов монастырь, затем осуждён Собором русских епископов 99 , а впоследствии бежал из Москвы 100 . Вскоре после этого великий князь Василий II обратился с посланием к императору, в котором просил предоставить возможность избрать и поставить Русского митрополита в Москве. Это послание было отправлено, но не достигло Константинополя: оно было отозвано великим князем, так как по пути послы получили информацию о том, что в унию отпали не только Исидор, но и император с патриархом 101 (в момент отправки послания достоверных сведений на этот счёт в Москве не было), что лишало просьбу всякого смысла. Одновременное отпадение в унию императора Uoahha VIII Палеолога, патриарха Митрофана II 102 и митрополита всея Руси Исидора создало беспрецедентный церковно-правовой вакуум в Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В кон. 1433 г. между папой Римским Евгением IV и участниками Базельского Собора был достигнут временный компромисс. Под давлением сложных политических обстоятельств папа согласился признать Базельский Собор законным и утвердить все принятые на его предшествующих заседаниях решения. Недовольный деятельностью в Базеле прибывшего туда в качестве представителя Римской курии кард. Чезарини, к-рый во мн. случаях пытался проводить независимую политику, папа Евгений IV принял решение усилить партию своих сторонников, назначив своими офиц. легатами 3 лояльных лиц: аббата из Падуи Лодовико Барбо, епископа Падуанского Пьетро Донато и архиепископа Таранто Джованни Берарди. Это решение вызвало в Базеле серьезную дискуссию, поскольку участники Собора не могли решить, какой статус и какие полномочия должны иметь на Соборе новые папские легаты. Н. К. включился в эту дискуссию на стороне концилиаристов. В выступлении на заседании «депутации веры» (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 131-132. N 204), а также в созданном в нач. 1434 г. небольшом соч. «О власти председательства на вселенском Соборе» (De auctoritate presidendi in concilio generali; опубл.: Cusanus-Texte. 1935. Ser. 2. Bd. 1; Nicholas of Cusa. Writings on Church and Reform. 2008. P. 136-161; рус. пер. отсутствует), Н. К. предложил компромиссное по форме решение: легаты должны быть включены в число председательствующих на Соборе (при этом единственным верховным председателем Собора Н. К. называл Иисуса Христа, от Которого проистекает власть Собора), однако все решения должны приниматься строго коллегиально, и никаких особых властных полномочий у легатов быть не должно. Продемонстрировав в дискуссиях и сочинениях глубокое знание церковной истории, превосходное владение навыками интерпретации источников канонического права и умение выстраивать тонкую богословскую аргументацию, Н. К. к 1434 г. заслужил уважение мн. представителей концилиаристской партии, составлявшей большинство на Соборе. Он регулярно включался в комиссии, к-рые создавались для разрешения разного рода споров и затруднительных ситуаций.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Конечно, оппозиция отдельных лиц, целых соборов и стран не развенчала папства и не сдвинула папской системы с её средневековых основ. Умы, в течение нескольких столетий подавляемые папством, оказались неспособными отречься от него. Наряду с противниками папского абсолютизма везде и всегда находились ревностные его приверженцы в роде Торквемады, Антония Розелла, Александра Елпидиуса. И в то время как противники были разделяемы национальным соперничеством, вследствие чего и великие реформационные соборы в действительности оказались бессильными для нанесения папству смертельного удара, защитники легко могли сплотиться около папского трона. Уже контр-базельский собор, собор ферраро-флорентийский, поддержанный искавшими политической помощи у Запада греками и перебежчиками из Базеля, сильно поднимает пошатнувшийся папский авторитет, употребляя относительно папской власти такие выражения, которые папистам не трудно было истолковать в смысле признания папского абсолютизма. В декрете флорентийского собора, между прочим, объявлялось – «определяем, что апостольский престол и римский первосвященник обладают приматством над целым миром, что римский первосвященник есть преемник блаженного Петра, князя апостолов, что он есть истинный викарий Христа, глава всей церкви, отец и учитель всех христиан что он получил от Господа нашего Иисуса Христа в лице блаженного Петра полную власть пасти, господствовать и управлять вселенскою церковью» 1721 ... Далее, пятый латеранский собор 1722 , на котором, правда, присутствовало всего около 50 епископов и притом итальянских, но который тем не менее был объявлен папами вселенским, в качестве догмата провозглашает такое положение: «папа имеет полный авторитет и неограниченную власть над соборами, он может по своему изволению созывать их, закрывать и распускать» 1723 . Вместе с тем путём выгодных конкордатов с Германией и Францией папам удастся ограничить (в 1448 г.) решения майнцкого рейхстага 1724 и устранить (в 1517 г.) буржскую прагматическую санкцию 1725 . На тридентском же соборе епископат разных стран католичества, устрашённый реформацией, по-видимому совсем забывает идеи XV века. Собор передаёт свои декреты на папское утверждение 1726 и решительно признаёт папское верховенство, объявляя, что «summus pontifex simpliciter et absolute est supra ecclesiam universam et supra consilium generale» 1727 . Затем в XIX столетии папство снова пролагает путь для могучего влияния на католический мир, утраченного во многих государствах в XVII, XVIII и начале XIX вв.; после первой французской революции приводит в послушание себе романские, а после революции 1848 года – германские народности 1728 . Во второй половине этого столетия ему удаётся даже сделать окончательное завершение к своей системе. На Ватиканском соборе (1870 г.) папа провозглашается непогрешимым).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

На Ферраро-Флорентийском соборе вопрос о соединении Церквей занял центральное место. Предложенная правящими византийскими кругами, во главе с императором Иоанном VIII Палеологом, уния с Римом была ценой, за которую Византия надеялась получить военную помощь Запада против турок-османов, фактически уже подступивших к самой столице империи. Император был уже данником турецкого султана и видел перед собой неминуемую угрозу окончательной гибели империи. После долгих предварительных переговоров, которые с лета 1434 г. представители императора вели с заседавшим в это время Базельском собором, Иоанн VIII, отчаявшись найти спасение иным путем, решил пойти на унию с Римско-Католической Церковью. Выехав в 1437 г. из Константинополя, император отправился, однако, не на Базельский собор, а к папе Евгению IV, который вел с собором серьезную борьбу. Летом 1437 г. собор предложил папе явиться в Базель на суд по ряду предъявленных ему обвинений. В ответ папа опубликовал буллу о переносе собора в Феррару, где он рассчитывал стать хозяином положения, тем более, что в перспективе имелся такой шанс, как уния с греками. Этой сложной обстановкой и воспользовался император, решившийся пойти на унию, но стремившийся добиться за это от папы возможно больших уступок. Было очевидно, что позиции Евгения IV слабее, чем у Базельского собора, что папа более заинтересован в достижении соглашения, и потому от него можно было ждать большего. Споры между папой и собором в Базеле привели к новому расколу, часть прелатов во главе с председателем собора кардиналом Чезарини переехала в Феррару. 8 января 1438 г. папа открыл в этом итальянском городе собор, на котором должен был решаться вопрос об унии Церквей. На соборе присутствовали представители Константинопольской Церкви, прибывшие вместе с императором Иоанном VIII и Константинопольским патриархом Иосифом. В их числе были представители и трех других восточных патриархов (сами они отказались поехать), до 20 архиереев, клирики Софийского собора и несколько ученых богословов. Прибыли представители из Валахии и Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

57 Кроме цит. соч. ср. SYROPULUS. Vera historia unionis non verae inter graecos et latinos. Hagae. 1660. Sectio II. 58 В сентябре 1437 г. в Константинополь прибыли два флота с двумя посольствами: от синода и от папы, причем папские легаты не стеснялись в средствах: на Иоанна Рагузского было сделано покушение. Савойский герольд, посланный в Византию с письмами от собора и властителей, Франции, Аррагонии, Савои, Милана и др., на судне папских легатов исчез, почему и не получилось в К-ле свежих известий от собора. (Iohannes Haller. Concilium Basiliense Basel 1896. Bd. I, 132., пр. I). 59 Ср. FRIEDRICH. Tagebuch während des Vatican. Concilsgeführt Nordlingen 1871. Beilage Флорентийский собор не признавался вселенским не только до XVII в. вместе со всеми соборами средневековья, но в Германии он оставался непризнанным до последнего времени. В частности на Тридентском соборе Флорент. собор по всей форме был признан не вселенским со стороны французских представителей, как не был признан он и Германией (437, 6) Его каноны обсуждались как открытые вопросы (438). Ср. также THEODOR FROMANN Kritische Beitrage zur Geschichte des Florentiner Kircheneinigung. Halle. 1872. S., 250. Деллингер (в Einige Worteub. Unfehlbarkeitsadresse, у FRIEDBERG 1. с 501 fg) указывает, что из всей северной, тогда еще католической Европы, из Германии, Скандинавских стран, Польши, Богемии, тогдашней Франции, Италии, Португалии и др. не прибыл никто. Можно сказать: девять десятых тогдашнего католич. мира принципиально не участвовали в соборе, п. ч. считали его незаконным по отношению к Базельскому... Наконец с трудом собрал Евгений IV группу итальянских епископов, около 50, сюда присоединились еще несколько епископов, присланных герцогом Бургундским, несколько провансальцев и двое испанцев, всего было подписавшихся 62 епископа (500). 60 Item definimus sanctam Apostolicam Sedem et Romanum pontificem in universum orbem tenere primatum, et ipsum pontificem Romanum successorem esse beati Petri principis apostolorum et verum Christi vicarium, totiusque Ecclesiae caput et omnium christianorum patrem et doctorem existere: et ips in beato Petro pascendi, regendi ac gubernandi universalem Ecclesiam a Domino nostro I. Christo plenam potestate traditam esse; quem ad modum etiam in gestis oecumenicorum Conciliorum et in sacris cnonibus continetur. Сюда введены уже оба речения: plenam potestatem и vicarious Christi, которые характерны для доктрины папизма (и которые, разумеется, нельзя оправдать на основании gestaconc.oec. et sacri canones), однако без точнейшего определения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010