Об этом косвенно свидетельствует отсутствие к.-л. упоминаний о нем в записках, составленных впоследствии 2 греч. участниками событий: Сильвестром Сиропулом (см. ст. Сиропулы ) и Георгием Сфрандзи , притом что другие члены папского посольства ими упоминаются. После переговоров с 2 посольствами император и патриарх заявили, что не согласны принимать участие в Соборе, на котором не будет присутствовать папа Римский, выразили согласие ехать в Италию с папским посольством и предложили послам из Базеля присоединиться к этой поездке. Представлявшие большинство участников Базельского собора послы на это не согласились и отплыли из К-поля 1 нояб. 1437 г. Уже 20 окт. 1437 г. Н. К. и еще 2 папских посланника, выступавшие от имени Базельского Собора, отправили папе Римскому Евгению IV донесение о полном успехе своей миссии и о начале приготовлений к обратному путешествию в Италию вместе с греками (см.: Ibid. S. 222-223. N 231). Объединенная флотилия, на кораблях которой находились император, патриарх и папские посланники, отплыла из К-поля 27 нояб. 1437 г. (см.: Bond. 1996. P. 140-141). О том, чем занимался Н. К. во время 2-месячного пребывания в К-поле, известно крайне мало. Из его собственного позднейшего замечания следует, что он общался с францисканскими и доминиканскими монахами по поводу Корана и вероучения ислама : по его просьбе францисканцы перевели для него отрывки из Корана с араб. языка, а доминиканцы нашли рукопись лат. перевода Корана, с к-рым Н. К. ранее уже был знаком в Базеле. Монахи порекомендовали Н. К. краткое описание и опровержение вероучения ислама, данное прп. Иоанном Дамаскином (речь идет о соответствующем разделе в соч. «О ересях»; см.: Ioan. Damasc. De haer. 100), а также познакомили с нек-рыми тур. исламскими учителями (doctores), к-рые проявляли интерес к христианству и желали совершить путешествие в Рим, чтобы лучше познакомиться с христ. верой. Н. К. поддержал этот замысел, но в силу внешних обстоятельств он не был осуществлен (см.: ActaCus. Bd. 1.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Это «соборное движение» не ограничивалось теоретической борьбой, оно добилось и некоторых практических успехов. Созыв в 1409 г. собора в Пизе, после столетнего перерыва (с 1311 г.) положил начало почти непрерывному сорокалетнему периоду соборов (Пизанский, Констанцский, Павийский, Сиенский, Базельский, Ферраро-Флорентийский и Римский). Соборные отцы стали вплотную заниматься реорганизацией всего строя Римско-Католической Церкви. В этих условиях вопросы, связанные с восточной политикой Римско-Католической Церкви, отступили на второй план, хотя на соборах они иногда и возникали. Так, на Констанцском соборе в феврале 1416 г. активно обсуждался вопрос о враждебных отношениях между Тевтонским орденом и Польско-литовским государством. Ничего реального это обсуждение не дало, если не считать рекомендации не прибегать к войне для разрешения споров, продлить заключенное ранее перемирие и не нарушать его, для чего собор отправил своих послов к обеим сторонам. На Базельском соборе в октябре 1431 г. снова разбирался спор между Польшей, орденом и Литвой. И на этот раз собор был бессилен оказать какое бы то ни было реальное воздействие на ход событий и ограничился новой отправкой послов с выражением своих сетований по поводу возобновившихся военных действий. 100 Через три года тот же вопрос опять встал перед собором. Не раз обращался Базельский собор и к вопросу об унии Церквей. В октябре 1431 г. собор предложил папе написать польскому королю Ягайло и литовскому великому князю Свидригайло, чтобы они способствовали приведению русских к унии и отправили бы послов на собор. Неизвестно, писал ли папа на Восток, но непосредственные сношения собора с литовским князем завязались довольно активно и продолжались до 1435 г., когда после военного поражения 1 сентября в битве с войсками Сигизмунда Кейстутовича у реки Свенты Свидригайло потерял авторитет в глазах собора. Переписка между Базелем и Вильно неоспоримо доказывает, что идея унии получила известную поддержку у части боярской знати в Литве. Так, в письме Свидригайла Базельскому собору от 14 июля 1433 г. говорится, что он, Свидригайло, всеми средствами убеждения воздействует на «князей, воевод и знатных русских (principes, duces et seniores Ruthenorum), чтобы склонить их к унии с Римской Церковью, и чтобы они отправили своих послов на собор. Сохранилось и другое письмо от 22 марта 1433 г., в котором к Базельскому собору по тому же поводу обращаются сторонники Свидригайлы, именующие себя «князьями, знатными, боярами, военными, городскими (людьми) и горожанами русских земель» (principes, nobiles, boiari, militares, civitates et oppidani terrarium Russiae). Несмотря на упоминание о «городских людях» и «горожанах», среди подписей нет представителей действительно городского населения, все подписи сделаны знатными – боярами и воеводами; нет подписей духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

На реформационных Соборах 15 в., созванных после раскола Западной Церкви, когда объявилось двое, а потом и трое пап, причем все они признавались в тех или иных европейских государствах, проявилось стремление епископата подчинить пап авторитету Соборов. Согласно сформулированной в ту эпоху епископальной доктрине, папа является главой исполнительной власти Церкви, – главой управления (caput ministeriale). Но высшая власть (законодательная власть) в ней принадлежит Соборам вселенского епископата. Особенно решительно против папского всевластия выступил Базельский Собор. Однако папе Евгению IV, низложенному этим Собором, удалось объявить Базельский Собор закрытым и созвать новый Собор в Ферраре. Постановления Базельского Собора были отменены, сам Собор перестал на Западе считаться Вселенским, а что касается Констанцского Собора, то из его постановлений Рим принимает лишь те, которые были утверждены избранным на Соборе папой Мартином V. Неудача реформационных Соборов 15 в. с их попытками ограничить папскую власть, предотвратить признание папской непогрешимости обернулась в 16 столетии настоящей Реформацией и отделением от Рима Протестантских Церквей. Реформация на севере Европы вызвала контрреформацию на юге. Тридентский Собор явился вершиной контрреформационного движения. Он отлучил протестантов от Церкви, заново изложил догматические основы церковного строя – римско-католическую экклезиологию и сформулировал дисциплинарные нормы. Изложение католического учения, сделанное на этом Соборе, получило название «Doctrina». На основании этой «Доктрины» в 1566 г. был составлен «Катехизис» – символическая книга Римско-Католической церкви. Краткие формулировки отдельных положений вероучения с угрозой отлучения за ересь, заключавшуюся в отступлении от этих положений, были названы «canones» (каноны). Постановления Тридентского Собора о церковном порядке, о строе церковного управления получили название «Decreta de reformatione» («Декрет о Реформации») – необходимость проведения реформ «во главе и членах» Римской Церкви не отрицалась Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

папскую делегацию; по настоянию послов Базельского Собора ему не было предоставлено слово (см.: Ibid. S. 253-254. N 388-389). О событиях в Майнце Н. К. сообщил в донесении кард. Ф. Кондульмаро, племяннику папы Римского Евгения IV (текст не сохр.); в ответном письме кардинал одобрил его труды и выразил надежду, что князья выступят против Базельского Собора, использовав против его участников в т. ч. и военную силу (см.: Ibid. S. 254-256. N 390). 25 июня 1439 г. Базельский Собор принял решение о низложении папы Римского Евгения IV как упорствующего еретика. В ответ папа Римский Евгений IV, позиции которого значительно усилились после заключения 5 июля 1439 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе унии между Зап. и Вост. Церквами, выпустил буллу «Moyses vir Dei» (4 сент. 1439), в которой все остававшиеся в Базеле участники Собора отлучались от католич. Церкви как раскольники и еретики (см.: Bond. 1996. P. 148-149). Н. К. в авг. 1439 г. выступил в поддержку папской позиции в отзыве, отправленном участникам провинциального Собора Майнцского архиеп-ства; в нем он отмечал, что решение о низложении папы Римского не поддержали епископы, в т. ч. и многие из числа присутствовавших на Базельском Соборе, поэтому оно канонически ничтожно (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 255-256. N 401-402). Подробную аргументацию в защиту папской позиции Н. К. изложил в относящемся к этому периоду письме одному из представителей герм. короля (см.: Ibid. S. 268-273. N 408). В нем Н. К. впервые использовал для доказательства своей правоты результаты Ферраро-Флорентийского Собора. По его утверждению, этот Собор смог достичь объединения Зап. и Вост. Церквей под единым главой - папой Римским, став Собором единства, поэтому он и есть истинный Собор, тогда как Базельский Собор, вносящий в Церковь раскол, уже в силу одного этого должен быть признан лжесобором. В дек. 1439 г. Н. К. присутствовал на встрече герм. курфюрстов в Ланштайне, посвященной подготовке выборов нового герм. короля, однако публично не выступал (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР Э. С. Пикколомини целует туфлю папы Евгения IV. Худож. Б. Пинтуриккио. XV в. Роспись Б-ки Пикколомини в Сиене Э. С. Пикколомини целует туфлю папы Евгения IV. Худож. Б. Пинтуриккио. XV в. Роспись Б-ки Пикколомини в Сиене (23.07. 1431 - 25.04.1449), католич. Церкви эпохи Соборного движения , проходил в г. Базель (совр. Швейцария) и состоял из 50 сессий. В работе Б. С., растянувшейся почти на 15 лет, выделяют 4 этапа: 1431-1433 гг.- открытие и 1-й конфликт с папой; 1433-1437 гг.- принятие основных постановлений по вопросам реформы Церкви и активное участие в международной политике; 1437-1447 гг.- 2-й конфликт с папой; папа переносит заседания в Феррару; низложение папы, выбор антипапы ; 1447-1449 гг.- перенос заседаний в Лозанну и самороспуск Собора. Католич. Церковь признает легитимными лишь первые 25 сессий Собора, прошедшие в 1431-1437 гг. Заседания оставшейся в Базеле большей части участников Собора в 1437-1448 гг., равно как и работа его в Лозанне в 1448-1449 гг., католич. Церковью рассматриваются как схизматические. Заседания «папского» Собора в Ферраре (затем во Флоренции и Риме) называются в зависимости от историографической традиции либо отдельным Собором (Ферраро-Флорентийским), либо единым 17-м «вселенским» Базельско-Ферраро-Флорентийско-Римским Собором. Б. С. должен был решить комплекс проблем, связанных со схизмой в католич. Церкви (1378-1417), с необходимостью всестороннего реформирования не только церковной организации, но и всей церковной жизни. Сторонники Соборного движения, среди к-рых были в основном богословы и юристы, представители ун-тов, городов, поддерживаемые частью высших церковных иерархов (особенно во Франции и в Германии) и нек-рыми светскими правителями, видели пути преодоления церковного кризиса во всеобщей реформе Церкви «во главе и членах», главным элементом к-рой было ограничение папской власти и расширение полномочий «вселенских» Соборов как верховных органов католич. Церкви, заменивших папу в роли верховного судьи и ставших высшей апелляционной инстанцией. Б. С. также должен был решить вопрос об учении Я. Гуса , осужденного на Констанцском Соборе , и о его последователях гуситах. Уже в ходе работы Собора был поднят вопрос об унии Зап. и Вост. Церквей. Т. о., главными вопросами Собора стали умиротворение христ. мира и всеобщая реформа Церкви.

http://pravenc.ru/text/77358.html

Логика подсказывает, если эта челночная дипломатия главы Маланкарской церкви увенчалась успехом, нам следует в скором времени ожидать публичного объявления некого мирного плана Индии по началу переговоров на Украине. Подождём. Ждать осталось недолго… Анатолий Дмитриевич Степанов , главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 5. Просто так Закрыв глаза и перышком играя, Впадая в деланный холодно-мутный транс, Седлает линию… Ее зовут – кривая, Она вывозит и блюдет баланс. Начало? Гм… Тарас убил Андрея Не за измену Сечи… Раз, два, три! Но потому, что ксендз и два еврея Держали с ним на сей предмет пари. Ведь ново! Что-с? Акробатично ново! 4. Ответ на 3, Сергей Швецов: Забыл, что некоторые тут не понимают шуток. Да, и о базельском соборе 1431-49 гг. почитайте что-нибудь. И о великой западной схизме. О гуситских войнах. Это все как раз тогда происходило. Второй комментарий не лучше первого - набор трескучих фраз, лишенных логики и взаимосвязи с чем либо - причем тут некие непонятные шутки, Базельский собор, борьба за ппапсктй престол, папство Евгения IV, антипапство Феликса V, гуситские войны к Московскому Собору 1441 года, созванному при Великом Князе Василии II Темном и осудившим Ф.-Ф. унию 1439 г.? Если бы антипапа Феликс пользовался поддержкой большинства монархов, то в истории он бы был папой, а антипапой стал бы Евгений ...( шутка))).... Евгений хоть как то пытался играть роль организатора крествого похода против турок-османов, в отличие от якобы пользовавшегося " поддержкой бодьшинства монархов " , а по факту политически недееспособного и последнего в истории антипапы Феликса...так что, как раньше тут говорили на форуме - учите матчасть, можете и про Базельский собор почитать, чтобы не накидывать тут глупости- вбросы.. 3. Ответ на 2, р.Б.Алексий: Забыл, что некоторые тут не понимают шуток.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/na...

ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист ИОАНН (Таричисдзе) (XII в.), груз. философ, переводчик, представитель гелатской богословско-лит. школы и течения эллинофильство ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ [Иоанн Хильталинген] († 1392), средневек. богослов и проповедник, генерал ордена августинцев-еремитов (1379-1389), епископ г. Ломбес (c 1389) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122392_4.html

Наконец, прерогативе непогрешимости противоречат те осуждения, которым папы подвергались на соборах, напр. осуждение Евгения IV на базельском соборе, Uoahha XXIII на констанцком, Бонифация VIII на венском, Гонория на шестом и седьмом вселенских соборах и Вигилия на пятом вселенском. – Последние два факта имеют, конечно, наибольшее значение, как относящиеся к той эпохе, когда церкви восточная и западная жили общей исторической жизнью. Соборное осуждение на Вигилия произнесено было за его отношение к так называемым трем главам, т.е. к сочинениям Феодора мопсуэтского, Феодорита и Ивы, которых считали несторианами. В 546г. Вигилий признал их православными, в следующем году осудил, а в 553г. снова признал православными, за что пятый вселенский собор отлучил его от общения с Церковью 40 . Факт осуждения Гонория относится к истории монофелитской ереси. Спрошенный в самом начале монофелитских споров тремя восточными патриархами, Гонорий в своих догматических письмах высказался в пользу новой ереси и оказал ей тем сильную поддержку. Поэтому на шестом вселенском соборе он подвергнут был торжественному и единодушному осуждению, повторенному затем на седьмом вселенском соборе. Сочинения Гонория были преданы сожжению, как еретические 41 . Факты соборных осуждений Вигилия и Гонория доказывают неопровержимо, что папы не только могут заблуждаться и заблуждались, но и судимы были за свои заблуждения Церковью , – что Церковь , следовательно, не признавала за ними прерогативы непогрешимости. Само собой понятно, что для защитников непогрешимости эти факты являются камнями великого претыкания, и им очень бы хотелось сдвинуть их с места, чтобы открыть себе вход в глубину церковной истории. По их толкованию, Вигилий и Гонорий осуждены не как вселенские учители церкви, а как частные богословы, Вигилий – за простую историческую ошибку, а Гонорий – за письма, которые в сущности не заключают в себе ереси и которых ни в каком случае нельзя признать актами ex cathedra. Между Вигилием и отцами пятого вселенского собора, говорят они, разногласие касается не догмата, а факта, и то лишь по отношению к письму Ивы. Вигилий ошибочно принял это письмо за документ, одобренный Халкидонским Собором, – впал, следовательно, в ошибку насчет исторического факта, потому что, как бы папы и вселенские соборы ни были непогрешимы, они не свободны от заблуждения относительно фактов, по крайней мере таких, которые не связаны существенным образом с доктриной. В своем Constitutum он не решает никакого догматического вопроса, а только констатирует мысль, что суждения, произнесенные на Халкидонском Соборе, должны иметь полную свою силу, и, убежденный, что Ива найден был на этом соборе невинным, запрещает осуждать письмо его кому бы то ни было. Притом, Constitutum, а равно и Judicatum, явившийся раньше Constitutum и противоположный ему, ни в каком случае не представляют собой характера торжественного определения, касающегося веры 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Представителям государств на Констанском Соборе удалось лишь заключить с избранным ими папой Мартином V отдельные конкордаты относительно исправления некоторых церковных беспорядков. Папа Мартин V, согласно своему обещанию, данному своим избирателям на Констанском Соборе, созвал всеобщей собор в Базеле, но умер в том же году. Преемник его, Евгений IV, заметив в Соборе наклонность к самостоятельным действием, объявил его закрытым, но Собор потребовал его к себе на суд и пригрозил ему низложением. Евгений вынужден был отменить свое распоряжение о закрытии Собора, но, пользуясь открытием переговоров с греками о воссоединении Церквей, открыл другой вселенский Собор в Ферраре, перенесенный потом во Флоренцию, пригласив сюда же перейти и отцов Базельского Собора. Базельский Собор сильно ослабил папскую власть. Плодом его реформатских постановлений была для Франции прагматическая санкция, а для Германии венский конкордат (1448), определившие отношения французской и германской церкви к папе. В половине XV в. папам пришлось заботиться уже не о своем влиянии на политические дела Европы, а об упрочении своей власти в собственной церковной области. В это время они являются такими же политическими интриганами и распутными тиранами, какими были тогда и другие владетельные особы в Италии. Реформация Лютера отрезвила пап и заставила употребить все имеющиеся в их руках силы и средства для охранения католической церкви и своей власти. На Тридентском Соборе были раскрыты и утверждены все догматы веры, подвергавшиеся нападкам со стороны протестантов. В богослужении, благочинии и жизни католической Церкви были произведены необходимые исправления и улучшения. Взамен выродившихся монашеских орденов учрежден орден иезуитский, оказавшийся крепкой опорой папства и сильным противником реформации. Иезуиты, взамен утрат, причиненных католической церкви реформацией, не только успели расширить ее пределы в Азии, Америке и Африке, но и возвратить в ее лоно много протестантов. Успехи их были так велики, что папы возмечтали о совершенном подавлении реформации и протестанты только с крайним напряжением своих сил в тридцатилетней войне смогли отстоять свободу своего вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

За ходом дел на соборе повсюду следили с напряженнейшим вниманием, и возбуждение умов дошло до высшей степени, когда стало несомненным, что большинство собравшихся в Риме епископов выскажется на догматизирование учения о папской непогрешимости. В немецкой Швейцарии это учение дотоле не проповедовалось ни при религиозном обучении юношества, ни в богословских заведениях, ни с кафедр. Даже еще после открытия собора в строго папистически настроенных, но менее осведомленных кругах немецкой Швейцарии, с полною серьезностью утверждали, что это просто лишь изобретение врагов церкви, которые со злонамеренною целью распространяли молву, что собор объявит папу непогрешимым. Главный орган римско-католической Швейцарии («Люцернская Газета», теперь Vatorland) с радостью, поэтому, приветствовал тот факт, что епископ базельского диоцеза Евгений Лашо взял с собою в Рим известного противника учения о папской непогрешимости, каноника проф. Таннера из Люцерна. И когда позже услышали, что, по крайней мере, один швейцарский епископ, Грейт сен-галленский, примкнул к меньшинству на ватиканском соборе, то в римско-католических кантонах так обрадовались этому, что даже лица, отличавшиеся строго папистическим направлением, составили одобрительный адрес названному епископу и пустили его для подписи. Адрес, однако, не был отправлен в Рим. Слабохарактерный епископ Грейт, услышав о предположении приветствовать его по поводу его положения на соборе, немедленно же велел сообщить, что адреса он не примет, и увещевал его виновников, чтобы они лучше позаботились об успокоении возбуждения умов среди народа. Дело, очевидно, было уже решено. Если кто в это время высказывался против нового учения, то его клеймили названием возмутителя, а то и прямо врага церкви, и римские органы печати не принимали уже больше статей, направленных против тенденции большинства на ватиканском соборе. В таком положении находилось дело, когда в апреле 1870 года в Люцерне четверо духовных лиц (это были: люцернский пастор Шюрх, два учителя гимназии – Гельфенштейн и Суппигер, и проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010