До 1812 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в с. Эммануиловке) Согласно описанию XIX в., К. В. и. «есть точная копия с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе Казани. Кем и когда сделана сия копия, неизвестно. Несомненно только, что происхождение ея древнее. Лик Богоматери на чудотворной иконе Вышенской прекрасного греческого письма. Он темного колорита. Самые ранние сведения о ней восходят к началу XIX столетия, а именно к 1812 году. Из уст в уста сохранилось… сказание, проясняющее, каким образом эта икона явилась главной святыней Вышенской обители и стала называться Казанской Вышенской» (Вышенская чудотворная икона Казанской Божией Матери//Тамбовские ЕВ. 1867. 12. С. 544-545). 27 нояб. 1827 г. мон. Миропия возложила на К. В. и. др. свою святыню - серебряный позолоченный крест-мощевик с частицами мощей ап. Матфея, святителей Василия Великого, Спиридона Тримифунтского и каплей крови св. Иоанна Крестителя. В дальнейшем крест пребывал на иконе внутри киота. Впосл. К. В. и. была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и вложена в серебряный киот. Перед ним горела неугасимая лампада. Очевидцы неоднократно наблюдали, как по ночам от иконы разливается чудный свет, к-рый ярко озаряет весь храм «ярче огней от лампад и свеч» ( Хитров Г. В. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 303). К. В. и. была известна как чудотворная жителям Шацка, Спасска, Сапожка, Моршанска, Елатьмы и др. близлежащих городов. Количество посетителей пустыни так выросло, что Успенский храм, единственный тогда в Вышенском мон-ре, не мог вместить всех богомольцев, прибывавших в обитель. Игум. Тихон в бытность иеромонахом в 1831 г. начал строительство большого летнего собора в честь Казанской иконы Божией Матери на средства жителя г. Моршанска прот. Иоанна Наполинского, к-рый в духовном завещании выделил из своих капиталов 6 тыс. р. Заложен собор по храмоздательной грамоте, данной еп. Тамбовским Евгением (Бажановым; на кафедре с 1829 по 1832). Собор был освящен еп. Тамбовским и Шацким Николаем (Доброхотовым) 16 июня 1844 г., при настоятеле Герасиме (1844-1862, с 1846 - игумен).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

9 августа 1848 г. вышло «Высочайшее повеление» В. Б. Бажанову «заведовать придворным духовенством», и он стал духовником императорской фамилии и имп. Николая I. Высочайшим указом Св. Синоду от 5 декабря 1848 г. Бажанов «всемилостивейше пожалован духовником их императорских величеств и награжден митрою», а через неделю, 12 декабря, получил назначение состоять управляющим придворным духовенством и протопресвитером придворных соборов: Свв. Петра и Павла, во имя Спаса Нерукотворного образа Зимнего дворца и московского Благовещенского. С 5 августа 1849 – обер-священник главного штаба гвардейских и гренадерского корпусов, назначен членом Св. Синода. Бажанов был последним священнослужителем, совмещавшим обязанности протопресвитера придворного духовенства и обер-священника гвардии. По долгу службы он также был членом Военно-походной канцелярии императора. С 1850 г. его назначили законоучителем и духовником к внуку императора Николая I, цесаревичу Николаю Александровичу, с 1852 – к Вел. кн. Александру Александровичу, будущему императору Александру III. Таким образом, на протяжении более 30 лет он был духовником трех Императоров. Перед смертью Николая I – Государь просил читать над ним отходную, поцеловал Бажанову руку, прощаясь с ним, и знаком попросил его благословить цесаревича и Государыню, поручая их его молитвам…», как писала фрейлина А. Ф. Тютчева. Через несколько дней о. Бажанов впервые пришел на урок: «Он побеседовал с Великими князьями о том, что произошло, и спросил, какие мысли и чувства вызвало у них это событие. Великий князь Александр ответил: «Оно научило меня пятой заповеди: Возлюби отца своего». Бажанов был избран почетным членом Санкт-Петербургской и Казанской Духовных академий (1854), Академии Наук и Санкт-Петербургского университета (1856). При восшествии Александра II на престол 26 августа 1856 отец В. Б. Бажанов был награжден орденом Св. Александра Невского, а спустя три года – бриллиантовыми знаками ордена. В царствование Александра II Бажанов, прекрасный катехизатор и переводчик, оказывал большое влияние на формирование законодательства в области канонического права. При издании Св. Синодом полного перевода русской Библии наибольшее участие принимал, наряду с митрополитом Исидором, и протопресвитер В. Б. Бажанов, под наблюдением которого производилось и опубликование Библии в синодальной типографии. Первая часть русской Библии, «Пятикнижие Моисея», вышла в свет в 1868 г., затем непрерывно продолжалась по частям, а все издание закончили летом 1876 г. В 1873 г. по указанию императора праздновался 50-летний юбилей педагогической деятельности В. Б. Бажанова. В честь пятидесятилетия служения он первым из православного белого духовенства был удостоен ордена Св. Владимира 1-й степени. По желанию своих духовных дочерей, русских Великих княгинь, он стал кавалером греческого, баденского, ольденбургского орденов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

В этот же комитет должны были поступать и учебные руководства от лиц, которые приняли на себя составление их. В 1841 г. ректор академии, архимандрит Николай назначен был епископом в Тамбов и оставлен в С.-Петербурге только до окончания академических экзаменов. Граф Протасов озабочен был выбором, на место Николая, нового ректора в С.-Петербургскую академию. Забота эта была тем важнее, что графу всё не удавалось найти образованное духовное лицо, которое бы его понимало, разделяло его взгляды и помогло ему в осуществлении их. В это время особенным вниманием графа пользовался законоучитель Цесаревича и прочих Августейших Детей Государя, придворный протоиерей В.Б. Бажанов. Встретившись с ним во дворце, граф высказал ему своё затруднение в приискании ректора академии и просил его совета и указания. В.Б. Бажанов указал на ректора Херсонской семинарии архимандрита Афанасия, как на человека даровитого и бывшего уже ректором во многих семинариях. Вслед затем, Афанасий назначен ректором академии, а не оказавшийся соответствующим видам графа, архимандрит Никодим, тогда же переведён на его место ректором Херсонской семинарии. Архимандрит Афанасий и рекомендовавший его протоиерей В.Б. Бажанов были товарищами – земляками; оба родом из Тульской губернии и воспитывались в одно время и в одной (Тульской) семинарии. За год до окончания семинарского курса, В.Б. Бажанов поступил в 1819 г. в С.-Петербургскую академию; через год после него, по окончании полного семинарского курса, Дроздов поступил в Московскую академию. Оба окончили академический курс в числе первых магистров и оставлены были Бажанов при Петербургской, Дроздов при Московской академии бакалаврами. В.Б. Бажанов был потом в 1826 г. священником законоучителем одного из кадетских корпусов; в 1827 г. законоучителем С.-Петербургского университета и вскоре за тем вновь учреждённого главного Педагогического института. Университет помещался тогда на углу Кабинетской и нынешней Звенигородской улицы 421 . По соседству с ним, на углу Кабинетской и Ивановской улиц, находилась образованная из университетского пансиона первая гимназия, в которой Бажанов также преподавал Закон Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Тяжелым ударом для престарелого священника была смерть его духовных детей – имп. Марии Александровны и Александра II. Министр Д. А. Милютин записал в дневнике: «Протоиерей Бажанов, едва успев причастить умирающего императора, прочел отходную…». В. Б. Бажанов участвовал в закладке и освящении многих петербургских храмов придворного и военного ведомства: нового храма свв. Косьмы и Дамиана лейб-гвардии саперного батальона, св. Марии Магдалины, домовой князей Барятинских. Церковь Божией Матери « Всех скорбящих Радосте» во дворце Вел. кн. Николая Николаевича и Покровскую церковь при общине сестер милосердия о. Бажанов освящал по просьбе Вел. князя и его супруги, известной благотворительницы, Вел. кнг. Александры Петровны, духовных детей протопресвитера. О. В. Б. Бажанов заложил храм св. Пантелеимона при доме призрения душевнобольных имп. Александра III и др. По идее В. Б. Бажанова была создана в 1855 г. при придворном госпитале богадельня вдов и сирот придворного духовенства, определены дома для проживания придворных священнослужителей. Он крестил двух русских императоров – Александра III и Николая II, принимал присягу у наследников-цесаревичей и всех других Великих князей в 1848–1883 гг., причастил и принял последний вздох имп. Николая I и Александра II, многочисленных Великих князей. Отец Бажанов в браке имел пятерых детей: Василий, родившийся в 1830 г., учился в СПб Университете, издавал в 1864 г. еженедельную С.-Петербургскую «политическую и литературную» газету «Русь», затем работал в Мин. внутренних дел. Феодор, 1833 г. рождения, закончил Инженерное училище и дослужился до чина полковника. Николай, 1837 г. рождения, закончил 3-ю СПБ гимназию. Позже появились на свет дочери – Ольга в 1839 г. и Александра в 1841. О. Бажанов рано овдовел, и потерял двух детей. Дочь протопресвитера Александра Васильевна стала супругой полковника Горданова, и унаследовала отцовский дом на Сергиевской. Скончался протопресвитер 1 июля 1883 г. Погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Могила не сохранилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

Поступив в 1835 г. на должность законоучителя цесаревича, Бажанов приобрел большое влияние на детей императора. Вел. кн. Ольга Николаевна вспоминала: «Наш первый преподаватель Закона Божия и духовник о. Павский читал нам Евангелие, не давая ничего нашему детскому представлению, и только позднее о. Бажанов стал объяснять нам Богослужение, чтобы мы могли следить за ним… в нас, детях, развилось сильное влечение к нашей православной вере… Как мы благословляли судьбу за эту нашу веру отцов, как мы любили нашего духовника о. Бажанова!». Под влиянием О. Бажанова младшие дети императора обрели сильную и устойчивую веру. За сочинение курса Закона Божия «О вере и жизни христианской» (1837) для цесаревича Александра Николаевича отец В. Б. Бажанов получил степень доктора богословия. Он впервые в православии написал для цесаревича курс христианского поведения – «Об обязанностях христианина» (1839). За успехи, проявленные наследником-цесаревичем на экзаменах и за труды в Главном педагогическом институте, 17 апреля 1837 г. Бажанов был награжден орденом св. Анны 2 степени «с императорской короной», что давало право потомственного дворянства. Летом того же года получил степень доктора богословия и определен членом «Комитета для рассмотрения книг по всем частям богословского учения». Законоучитель влиял на нравственное становление молодых Великих князей и вел с ними воспитательные беседы: «О. Бажанов сказал нам (дочерям Николая I), что жизнь молодой девушки подобна поездке на лодке по чудным водам, но всегда с целью приплыть к берегу», – вспоминала позже вел. княгиня Ольга Николаевна. Благодаря превосходному знанию немецкого языка, Бажанова назначали наставлять в православной вере немецких принцев и принцесс, прибывавших в Россию для брака с Великими князьями и княжнами. В 1840 г. он готовил к принятию Православия принцессу Марию Гессен Дармштадтскую и вел церемонию миропомазания ее высочества. С ней, будущей Императрицей Марией Александровной, он в последующие годы поддерживал теплую духовную связь. В октябре 1847 г. Бажанову было указано «законоучить высоконареченную невесту Вел. кн. Константина Николаевича» принцессу Александру Саксен-Альтенбургскую. Одновременно в 1840-х гг. Бажанов служил в Св. Сергия Радонежского «всей Русской артиллерии» соборе и приобрел неподалеку, на Сергиевской улице (ныне участок 44), деревянный дом. Заметим, что дядя его супруги о. И. Ф. Горянский долгое время служил в храме Свв. Косьмы и Дамиана, при артиллерийском госпитале, и имел дом рядом, на Фурштатской улице. Таким образом, жизнь семьи была связана с восточным кварталом Литейной части.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

Е.И. Жерихина Отец Василий Борисович Бажанов , протопресвитер военного и придворного духовенства, известный педагог и автор многих духовно-назидательных трудов, родился 7 марта 1800 года в семье диакона, в Алексинском уезде Тульской губернии. Образование получил в Тульской семинарии, куда отдан был в десятилетнем возрасте, и в 1819 г. Санкт-Петербургской Духовной академии. Затем, получив в 1823 г. степень магистра богословия, в должности бакалавра преподавал в Духовной академии немецкий язык. Женился он на дочери священника Александра Федоровича Горянского. В 1826 г. Бажанов рукоположен в священники, и стал законоучителем и настоятелем храма св. Александра Невского Второго кадетского корпуса и Дворянского полка. Годом позже, заменив отца Г. П. Павского, получил назначение настоятелем церкви и преподавателя Университета, университетского Благородного пансиона и СПб. высшего училища (позже преобразованного во 2-ю СПб. гимназию), где преподавал до 1831 г. В 1829 г. он занял кафедру профессора богословия в Главном педагогическом институте, но оставил работу в Академии. Преподавательская деятельность отца Бажанова в институте была плодотворна. Руководство признавало «отлично-усердную службу и особые труды в приготовлении выпущенных в первый раз из Главного педагогического института студентов» Бажанова. За успехи учащихся и за первое издание сочиненных им по поручению министерства народного просвещения «Нравоучительных повестей» он в январе 1836 г. был награжден орденом св. Анны 3 степени. Уволился Бажанов из института только в сентябре 1845 г., с награждением орденом св. Владимира 3 степени. Преподавая Закон Божий, В. Б. Бажанов получил известность, как прекрасный педагог, способный комментировать Священное Писание детям, что было в те годы большой редкостью. Как записано в его «Формулярном Списке служб и достоинств», 1 февраля 1835 г. он «по Высочайшему повелению определен законоучить и духовником его имп. высочества наследника цесаревича Александра Николаевича и младших великих князей». Одновременно переведен «к Малой церкви Зимнего дворца». 16 апреля 1835 г. «за отличную и усердную службу в епархиальном ведомстве награжден званием протоиерея». 6 февраля 1836 г. Бажанов был избран действительным членом Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

С 1832 года в должности экстраординарного профессора. 17 ноября 1832 года был избран действительным членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии. Лекции В. Б. Бажанова в университете и уроки в 1-й петербургской гимназии получили широкую известность. В феврале 1834 года и в январе 1835 года на его уроках присутствовал император Николай I. В. Б. Бажанов в своей автобиографии рассказывает, что после посещения урока Закона Божия, император возвратился во дворец и заявил, что нашёл, наконец, законоучителя для Наследника. 1 февраля 1835 года В. Б. Бажанов был переведён в малую церковь Зимнего дворца, 2 февраля назначен законоучителем и духовником наследника великого князя Александра Николаевича (впоследствии император Александр II), великих князей и княжон, а также супруге Александра II и Александре Иосифовне, когда они переходили в православие. С тех пор вступил в тесные отношения с Императорским домом, не прекращавшиеся до его смерти. Преподавание повёл совершенно независимо от шаблона, не придавая ему узкого, школьного характера. В основу преподавательской работы была положена его работа «Об обязанностях христианина». Написанная для наследника, она в 1839 году была издана отдельной книгой и в течение долгого времени служила учебным пособием для преподавания нравственного богословия в светских и духовных учебных заведениях. 11 апреля 1835 года В. Б. Бажанов был возведён в сан протоиерея, 18 августа 1837 года удостоен степени доктора богословия. 5 декабря 1848 года был назначен духовником императора Николая I, 12 декабря – протопресвитером придворного собора Зимнего дворца и московского Благовещенского собора. С 3 апреля 1849 года являлся членом Святейшего Синода и обер-священником Главного штаба, гвардейского и гренадерского корпусов (с 13 октября 1858 года именовался главным священником гвардии и гренадер). В. Б. Бажанов преподавал Закон Божий детям императора Александра II, в том числе с 1852 года великому князю Александру Александровичу (будущему императору Александру III). В 1878 году, когда умер духовник их Величеств, протопресвитер Н. В. Музовский, его место занял В. Б. Бажанов, то есть он стал духовником императоров Александра II, а затем и Александра III (заметим при этом, что он был сыном сельского диакона).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.А. Заозерский , профессор МДА по кафедре церковного права   А.П. Голубцов , профессор МДА по кафедре литургики и церковной археологии   М.Д. Муретов , профессор МДА по кафедре Священного Писания Нового Завета   Г.А. Воскресенский , профессор МДА по кафедре русского и церковнославянского языков с палеографией и историей русской литературы   А.Д. Беляев , профессор МДА по кафедре догматического богословия   В.А. Соколов , профессор МДА по кафедре истории и разбора западных исповеданий   А.П. Шостьин , профессор МДА по кафедре пастырского богословия и педагогики   И.А. Татарский, профессор МДА по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур   А.А. Спасский, профессор МДА по кафедре обшей церковной истории в 1897–1907 гг.   М.М. Тареев , профессор МДА по кафедре нравственного богословия   И.Д. Андреев , профессор МДА по кафедре новой гражданской истории   П.В. Тихомиров , доцент МДА по кафедре истории философии   В.Н. Мышцын , профессор МДА по кафедре Священного Писания Ветхого Завета   П.П. Соколов, и. д. доцента МДА по кафедре психологии в 1889–1906 гг.   Священномученик Илия Громогласов , и. д. доцента МДА по кафедре истории и обличения русского раскола в 1894–1910 гг.   Н.Г. Городенский , доцент МДА по кафедре нравственного богословия (с 1902 г. – теории словесности и истории иностранных литератур)   С.И. Смирнов , и. д. доцента МДА по кафедре истории Русской Церкви в 1896–1906 гг.   Трапезная МДА ЦИА ПСТГУ   Комната с роялем в МДА ЦИА ПСТГУ   Пристань в Костроме. 1900-е гг. Из кн.: Российская Империя в фотографиях. СПб., 2004   Нижний Новгород. Вид на мост через Волгу Из журн.: Наше наследие. 1990.   Владикавказ. Мечеть (начало XX в.) Из жури.: Наше наследие. 1990.   Владикавказ. Кафедральный собор (начало XX в.) Из журн.: Наше наследие. 1990. 5   Владикавказ. Городская управа (начало XX в.) Из журн.: Наше наследие. 1990.   Александре-Невский военный собор в Тифлисе (начало XX в.)   Сионский собор в Тифлисе (начало XX в.)   Гостиница Ориент на Головинском проспекте в Тифлисе (начало XX в.)  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

44 . Соловей Виктор (по кафедре Библеистики на тему: «Экклезиология святого апостола Павла»); 45 . Творогов Константин (по кафедре Библеистики на тему: «Учение о трихотомии по посланиям святого апостола Павла»); —699— 46 . Тимофеев Борис (по кафедре Филологии на тему: «Перевод первой книги „Моралии на Иова“ [Moralia in Job] свт. Григория Двоеслова , папы Римского»); 47 . Ткачев Евгений (по кафедре Филологии на тему: «Св. Исихий, пресвитер Иерусалимский , и его гомилетическое наследие»); 48 . Трусов Вячеслав, иерей (по кафедре Богословия на тему: «Неоязычество как феномен постсоветской культуры»); 49 . Харламов Алексей (по кафедре Богословия на тему: «Изъяснение святым Григорием Нисским молитвы Господней»); 50 . Хропот Дионисий, иерей (по кафедре Церковно-практических дисциплин на тему: «Одежды духовенства: традиции и современность»); 51 . Чернушенко Андрей (по кафедре Библеистики на тему: «Основы духовной жизни по посланиям святого апостола Павла»); 52 . Шайцан Виктор (по кафедре Церковной истории на тему: «История дискуссии о богослужебном языке Русской Церкви в XIX–XX вв.»); 53 . Шевчук Виталий (по кафедре Церковной истории на тему: «История Молдавского Свято-Вознесенского женского монастыря Жабка от основания до наших дней»); 54 . Шостак Евгений (по кафедре Церковной истории на тему: «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, как исповедник веры»); 55 . Шумкин Андрей (по кафедре Филологии на тему: «Перевод трактата блж. Августина „О пользе веры“ [De utilitate credendi]»). 3ащитили дипломные работы выпускники Семинарии по экстернату: 1 . Лахтин Александр (по кафедре Филологии на тему: «Духовные этапы творческого пути Н. В. Гоголя»); —700— 2 . Кривотулов Александр (по кафедре Церковно-практических дисциплин «Социальные аспекты пастырского служения»); 3 . Никулин Павел (по кафедре Церковной истории на тему: «Развитие русского иконостаса в XV–XVI веках»). Защитили дипломные работы выпускники Семинарии 2002/2003 уч. года: 1 . Маслий Александр (по кафедре Богословия на тему: «Ницше и христианство»);

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

216 Зато иногда заседали в коллегии два епископа, со званием один члена, а другой присутствующего, как, например, в 1830 году, епископы: пинский епископ Кирилл Сероцинский и Мстиславский Иосиф Семашко . Число заседателей также не всегда было полно и в 1838 году случилось даже, что в коллегии присутствовали всего только председатель и один заседатель. В продолжение царствования Николая I были: председателями коллегии: 1) митрополит Иоасафат Булгак (с 1825–1838), 2) литовский архиепископ Иосиф Семашко (с 1838–1843 г.) и 3) самое короткое время присутствовавший в синоде Гедеон, епископ полтавский: членами из епископов: 1) упомянутый выше Кирилл Сероцинский (с 1829–1830), 2) Иосиф Семашко (с 1829–1832 присутствующий, а с 1832–1838 член коллегии); из архимандритов: 1) гродненского базилианского монастыря настоятель Василий Полонский (с 1826–1828), 2) мелецкого базилианского монастыря архимандрит Ианнуарий Быстрый (с 1828–1832), 3) Лещинского монастыря архимандрит Иоасафат Жарский (с 1832–1834). Наконец, заседателями из протоиереев были: 1) Антоний Зубко (с 1826–1834), 2) Иосиф Семашко , в бытность его еще прелатом-схоластиком (с 1826–1829), 3) каноник Василий Маркевич (с 1826–1838); младшие соборные протоиереи: 4) Игнатий Пильховский (с 1829–1843), 5) Василий Лужинский (с 1830–1834), 6) Иоанн Конюшевский (с 1838–1843), 7) Лев Паньковский (с 1838–1843). 217 Прокуроров коллегии во все царствование Николая I было трое: Крыжановский (с 1826–1829), Иванов (с 1829–1834) и Серно-Соловьевич (с 1834–1843). Булгак был человек добрый, ласковый и доступный, но слабый характером, нерешительный и не чуждый не только честолюбия, но даже и некоторого наивного тщеславия. Рассказывают, что когда ему был пожалован орден св. Андрея, он пришел в такой восторг, что показывал всем приходившим к нему Андреевскую звезду, говоря: «Посмотрите-ка, что я заслужил от Государя и чего удостоился от Него». Естественно, что, при таком настроении, действия Булгака всегда соответствовали видам нашего правительства и он неуклонно и безоговорочно исполнял все ему указываемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010