Во время нашего посещения шла армянская служба. Останавливаться долго было неудобно, мы только успели приложиться и должны были выйти из часовни, чтобы не мешать службе. Насколько у меня осталось в памяти, гробница показалась мне короче чем в часовне Св. гроба, но зато шире и выше. Сзади часовни придел греков, у северной стены придел армян, у южной – молельня мусульман, которые питают глубокое уважением к Ситти Мариам. Выйдя из пещеры на свет Божий, мы тут же с площадки повернули налево в пещеру моления о чаше – по преданию католиков. Темная, круглая пещера с католическим алтарем и недурным образом, изображающим молящегося Спасителя. Рассказ евангельский не обозначает точно ни места моления о чаше, ни места сна учеников; все что можно сказать, что это тяжкие минуты Богочеловека пережиты Им именно около этого места. Не в душной темной пещере, а под безоблачным южным ночным небом, с его миллионами звезд, рисует мне мое воображение это предсмертное моление Спасителя. Из пещеры отправились мы в находящийся на противоположной стороне дороги, отгороженный каменной оградой сад Гефсиманский. Католический монах обязательно отворил для нас калитку. Сад составлял несколько гряд цветов, раздаваемых богомольцам и несколько действительно старых масличных деревьев, которые, если не и не видели последней молитвы Спасителя, то зато видели под сенью своей сотни тысяч сынов человеческих, пришедших от всех стран света помолиться здесь Тому, кто здесь провел последние часы своей земной жизни. Рядом с оградой, столб, стоящий в конце как бы открытого сверху коридора, указывает место сна апостолов – по католическим преданиям. Покинув Гефсиманию, мы стали взбираться на Елеонскую гору, но прежде чем достигнуть ее вершины, мы повернули к левой вершине, называемой Галилеей и которая вместе с вершиной Вознесения посредине и горой Соблазна на юге образует тот кряж гор, который с востока окаймляет долину Кедронскую. На вершине Галилеи, так названной или по обращению ангела к апостолам при Вознесении на небо Спасителя, или потому, что здесь будто бы обыкновенно останавливались галилеяне приходившие на праздник Пасхи, не осталось никаких почти следов древностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

С южной стороны площади харам-эш-шериф находятся т. н. двойные и тройные ворота. В северо-западном углу площади находятся остатки башни Антония, где некогда находились римская претория и лифостротон. В северо-восточном углу находится т. н. «Биркет-Израэль» (пруд Израиля), где многими полагается место древней Вифесды. Из отдельных предметов древнееврейской культуры, найденных близ того места, где был древне-иерусалимский храм, заслуживает особого упоминания, найденный в И889 г., иерусалимским аббатом Крэ, круглый камень, имеющий форму большого арбуза, с сделанной на нем древнееврейской; надписью: «абен мелек Давид г. – шекалим» (т. е. каменная гиря царя Давида, в 3000 сиклей). В этом круглом камне думают видеть каменную гирю, весом в. 3000 сиклей, или каменный талант царя Давида. Вес его равен 42 килограммам, т. е. более 1½, пудов. (Сообщ. Императ. Прав. Пал. Общ., 1893 г., апрель 224–227, ср. Полянского Е., ор. с., в Прав. Соб., 1912, май, стр. 652–653). Предполагают, что действительный вес его прежде был гораздо больше, но он уменьшился вследствие влияния, воздуха и атмосферических осадков. § 15. Древние источники, водовместилища и водопроводы. Палестина не богата источниками живой воды. Из таковых источников в библейско-археологическом отношении замечательны: а) Источник Девы Марии (Аин Ситти Мариам), иначе «ступенчатый источник» (Аин эд-дередж), в древности Гион, ( 3Цар. 1:45 ; 2Пар. 32:30 ), находящийся на расстоянии 1000 шагов от юго-восточного угла площади Харам-эш-шериф. С южной стороны этого источника начинается туннель, ведущий в силоамский пруд. б) Источник Неемии, находящийся вне городских стен современного Иерусалима, с южной стороны, в котором, по преданию, еврейские священники скрыли огонь с иерусалимского жертвенника ( 2Мак. 1:19–20 ), найденный потом Неемией. в) Источник Иакова, находящийся близ Наплуса (древн. Сихем, ср. Ин. 4:5 ). г) Источник Эфам, находящийся в Вади эль-Джоз, близ прудов Соломона, по пути в Хеврон, на расстоянии 19 верст от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕДРОН [евр.   возможно, связано с глаголом   - быть черным], название ручья в Иерусалиме , отделяющего Храмовую гору и город Давида от Елеонской горы , и долины, по к-рой он протекает. На разных участках долина имеет названия: Ореховая долина (Вади-эль-Джоз), долина Св. Марии (Вади-Ситти-Мариам), Огненная долина (Вади-эн-Нар), долина Монахов (Вади-эр-Рахиб). Ручей берет начало севернее Старого города, огибает с востока Храмовую гору, протекает по долине Тиропеон и Енномовой долине возле источника Ен-Рогел и далее на юго-восток через пустыню Св. Града, впадая в Мёртвое м. южнее Кумрана . Общая протяженность К. составляет ок. 34 км, при этом перепад высоты над уровнем моря от Иерусалима до Мёртвого м.- ок. 1200 м. В наст. время ручей К. в черте города очень мелкий. Его русло частично засыпано в результате деятельности человека и естественной эрозии береговых почв. В районе пустынного русла К. есть неск. глубоких ущелий; наиболее глубокое (до 80 м) располагается в районе Саввы Освященного лавры . Большую часть года русло К. остается сухим, оно наполняется только в зимние месяцы, и тогда в его юж. части бывают наводнения. В древности, по-видимому, обильные в зимний сезон воды К. отводили для ирригации городских и царских садов (4 Цар 23. 4; Иер 52. 7; Неем 3. 15). В Свящ. Писании К. упоминается прежде всего как восточная граница Иерусалима, его естественный предел, за к-рым лежит пустыня. Так, царь Давид, спасаясь от Авессалома, покинул город и пересек К. «по дороге к пустыне» (2 Цар 15. 23). Соломон запретил Семею «пересекать Кедрон», т. е., по всей видимости, покидать пределы Иерусалима (3 Цар 2. 37). Семей был казнен за то, что нарушил клятву и покинул город, отправившись в Геф , хотя фактически и не пересекал К.: путь в Геф лежал к юго-западу от Иерусалима. Пустынная долина К., находившаяся вне сакральной черты города, считалась пригодной для уничтожения языческой скверны. Здесь царь Аса сжег принадлежавший его матери истукан Астарты (3 Цар 15. 13; 2 Пар 15. 16). При очищении Иерусалима царем Езекией «все нечистое» и «все, на чем совершаемо было курение [идолам]» было разрушено и брошено в поток К. (2 Пар 29. 16; 30. 14). Царь Иосия в долине К. сжег языческие приношения, жертвенники и идолов Ваала и Астарты (4 Цар 23. 4, 6, 12). Уже в ветхозаветные времена на берегах К. располагался и некрополь Иерусалима, «кладбище общенародное» (4 Цар 23. 6; Иер 31. 40), «простонародные гробницы» (Иер 26. 23). В НЗ ручей упоминается только раз: Христос уходит с учениками в Гефсиманию , «за поток Кедрон, где был сад» (Ин 18. 1).

http://pravenc.ru/text/1684099.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИХОН [евр.  ,  ]. 1. Согласно кн. Бытия, одна из 4 орошавших рай рек, обтекавшая «всю землю Куш» (Быт 2. 13). В LXX передается как Γηων. Было предложено неск. гипотез, отождествлявших Г. с Нилом (ср.: Иер [LXX] 2. 18) или с одним из рукавов Тигра или Евфрата (чаще всего называются реки Дияла или Керхе). В Сир 24. 29 Г. используется как метафора для восхваления Свящ. Писания. 2. Источник в долине Кедрон, расположенный восточнее Иерусалима, от к-рого в древности полностью зависело водоснабжение города. Название происходит от евр. глагола jyg - изливаться. В LXX передается как Γιων, в синодальном переводе - Гион или Геон. В Свящ. Писании Г. впервые упоминается в связи с помазанием Соломона на царство (3 Цар 1. 33, 38, 45). Ряд исследователей полагают, что в данном месте присутствует интерполяция или метафорическое словоупотребление или имеется в виду др. местность (напр., Гибеон - см.: G öö rg. 1992). Изначально воды Г. поступали в особый пруд, большей частью по открытому акведуку (Ис 22. 9). Прор. Исаия называет эти воды «текущими тихо» (Ис 8. 6). При угрозе осады Иерусалима ассирийцами царь Езекия приказал засыпать все источники за пределами городской стены (2 Пар 32. 3-4) и прорубить в скале туннель (водопровод) Силоам от Г. к юго-зап. части Иерусалима (2 Пар 32. 30; 4 Цар 20. 20; Сир 48. 19; возможно, Ис 22. 11). По разным подсчетам, длина туннеля была 512 или 643 м, а перепад высоты составлял 10 м. Царь Манассия, вероятно, продолжил укрепление города и построил к западу от Г. «внешнюю стену» (2 Пар 33. 14; однако в 4 Цар 21 об этом не сообщается). Христ. название Г.- Айн-Ситти-Марьям (Источник (колодец) Девы Марии). Его высота над уровнем моря - 646 м. Ключ бьет по 1-2 раза в день (после сезона дождей - 4-5 раз) по 40 мин. По данным археологии, источник использовался и укреплялся от нападений врагов с эпохи средней бронзы иевусеями, жившими в этой местности до прихода евреев,- т. о., он фиксирует расположение древнейшего из поселений в районе Иерусалима, известных в наст. время. Поселение исследовано К. Кеньон (1961-1962) выше по склону над источником, причем открыто основание оборонительной стены из крупных валунов, датированное ок. 1800 г. до Р. Х. (эпоха начала раннебронзового века), с ремонтным уровнем более позднего времени (ок. Х в. до Р. Х.). По-видимому, это фрагмент внешней вост. оборонительной стены Иерусалима Ханаанской эпохи. Считается, что прорезанный от Г. в город (под стеной) туннель, соединявшийся с вертикальной шахтой внутри города, обеспечивал защитникам постоянный доступ к воде (в мирное время к источнику проходили через внешний крытый проход вдоль стены).

http://pravenc.ru/text/165047.html

1:33. Царский мул. На начальном этапе периода царств верховым животным царя был мул (см.: 2Цар. 18:9 ). Объяснение этому обычаю можно найти в письме из Мари, где царю Зимри-Лиму советуют ездить на колеснице, запряженной мулами, а не лошадьми, так как это больше соответствует царскому достоинству. Кроме того, израильтяне вообще мало использовали лошадей. В начале периода царств мулы стоили в два-три раза дороже, чем лошади. Эти животные поставлялись из других стран и, разумеется, не размножались. 1:33. Гион. Источник, известный в настоящее время под названием «Айн Ситти Мариам», находится в Кедронской долине, у подножия восточного склона «Давидова города» (см. коммент. ко 2Цар. 5:8 ). В отличие от Адонии, опирающегося на традиционную племенную знать, Соломон искал поддержки в самом Иерусалиме, царском городе. Поэтому Гион, основной источник водоснабжения Иерусалима, как нельзя лучше подходил для этой церемонии. 1:34. Помазание священником и пророком. Церемония помазания будущего царя пророком имеет исторический прецедент (см. коммент. к 1Цар. 16:1 ). Помазание давало царю божественную «санкцию» на царствование. На древнем Ближнем Востоке жрецы нередко играли важную политическую роль, но о пророках, которые бы приводили царей к власти, ничего неизвестно. Ныне, когда царская власть впервые передавалась по наследству, участие в церемонии помазания первосвященника и пророка вполне соответствовало тожественности момента. 1:38. Хелефеи и фелефеи. Информацию об этих наемниках (вероятно, выходцах с Крита или потомках других «народов моря») см. в коммент. ко 2Цар. 15:18 . Они играли в Израиле такую же роль, какую и фала в Риме преторианская гвардия, и отличались исключительной преданностью царю. Об использовании хорошо обученных профессиональных воинов-наемников сообщают также египетские, месопотамские и римские источники. 1:41. Шум в городе. Хотя источник Рогель удален от южной стены города всего на 250 ярдов, он находится гораздо ниже по высоте (у юго-западной оконечности современного района Сильван). Все происходящее в городе или у источника Гион отсюда не видно, но шум ликования, несомненно, долетал сюда через долину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Последнее является только в конце XIII в. 767 , а более ясное определение места ворот, приблизительно соответствующего нынешней розовой колонне, начинается только с конца XV века 768 . С половины следующего столетия говорят и о колоннах – сначала о двух, потом об одной, то как украшении ворот, то как уцелевшем остатке после их разрушения, то даже как о заново поставленной с нарочитою целью напоминания о бывших здесь воротах судных 769 . Все, что можно сказать о нынешней колонне, это то, что она, может быть, принадлежала древнему портику, имевшему место здесь на рынке 770 . Здесь, как бы придя к воротам древней городской стены, мы остановимся, чтобы бросить взгляд назад, на пройденный нами путь. Весь этот путь, от здания турецких казарм на Тарик-ситти-Мариам до этой колонны на Сук-ес-Семани, считается тою священною стезею, по которой прошел Господь Иисус Христос от претории Пилата до ворот судных. Поэтому в XVI веке он был известен под именем святого пути – via sancta; потом его стали называть via dolorosa, λυπηρα δς – путь страданий и via crucis – путь креста. В настоящее время самым употребительным именем для него у жителей Иерусалима служить надпись большими золотыми буквами на здании dames de Sion: VIA DOLOROSA. Арабы переводят на свой язык те же слова, когда называют, по крайней мере вторую его половину, Тарик-ел-Алам. Как мы уже видели, путь имеет главное направление с востока к западу, но в одном месте прерывается улицею Дамасскою и потому представляет не прямую линию, а ломаную. Первая, восточная половина его имеет 550 шагов в длину и 16 футов в ширину. Это самая чистая улица в Иерусалиме. Она хорошо вымощена, и ее уровень почти везде одинаков. 50 шагов Дамасской улицы, составляющие перерыв Страстного пути, имеют едва заметное понижение к югу, а вторая половина viae dolorosae на всем своем протяжении (около 450 шагов) круто поднимается в гору. Здесь улица имеет 10 футов в ширину и не так чисто содержится. На всем своем протяжении Страстный путь – очень людная улица; им пользуются все, кому нужно с западной части города пройти к воротам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Уже размеры арки, слишком обширные сравнительно с узким пространством улицы восточного города, наводят на мысль о древности сооружения. Когда в декабре 1857 г., приступая к постройке монастыря на новоприобретенном месте католической общины «сионских сестер милосердия», архитектор Пиеротти освободил северный базис арки от засыпавшего его мусора, оказалось, что к этому концу арки примыкает и составляет с ним одно целое другая, меньшая арка 757 . Открытие было весьма важно, так как наводило на мысль о трехсоставном устройстве и, следовательно, римском происхождении арки. Последнее, действительно, вполне подтвердилось свидетельством одного старого имама, который хорошо помнил такую же побочную арку, уничтоженную лет 50 назад, и на южной стороне арки Ecce-homo. После этого не оставалось сомнения, что арка принадлежит к категории римских триумфальных ворот, подобно триумфальной арке, воздвигнутой в самом Риме Титом. Исследования местности вокруг арки показали, что прежде она не была связана ни с каким зданием, а стояла совершенно свободно, на большой дороге, проходившей по направлению нынешней Тарик-ситти-Мариам, следовательно, как раз на оси арки. Прочная мостовая из огромных известковых плит, покрывавшая эту дорогу и простиравшаяся в ширину на З6 футов к северу от арки (может быть, настолько же и к югу), была положена не на живом грунте, а на грудах мусора и мелких развалин древнееврейского периода. Под нынешнею улицею пласт такого мусора простирался на 20 футов в глубину. Это обстоятельство дает право думать, что как эта триумфальная дорога, так и трехсоставная арка на ней были построены на тех развалинах, которые оставило после себя завоевание и разрушение Иерусалима Титом. Молчание Иосифа служит верным ручательством, что не самому Титу принадлежало это сооружение; в то же время латинские и греческие надписи на некоторых из камней арки, указывающие на принадлежность их другим римским же памятникам, не дозволяют приписать его и Адриану и отожествить арку Ecce-homo с τρικμερον этого императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Кроме рек, озер и ручьев, евреи получали воду также из источников (аин). Соответственно тому, давали ли источники воду в течение целого года, или только некоторое время, они разделялись на источники «верные» (аин этам) и «неверные» (аин акзиб). Первые давали воду в течение целого года, а вторые – только некоторую часть года, а потом иссякали. Источников «верных» (аин этам) в Палестине было немного, а потому они высоко ценились евреями. Наиболее замечательными из них считались: 1) Источник Харод (аин-Харод), упоминаемый в истории Гедеона и находящийся в Эздрелонской долине, на северном склоне Гелвуйской горы; 2) Источник Эндор (аин-Эндор), на северном склоне г. Малого Ермона (Джебель-Эд-Дахи); 3) Источник Иакова, близ Сихема (Наплуса), упоминаемый в беседе Спасителя с Самарянкой; 4) Источник Вефильский, близ г. Вефиля; 5) Силоамский источник, или источник Девы Марии, иначе Ступенчатый источник (Аин-эс-Сильван, Аин-Ситти Мариам, иначе Аин-эд-дередж), в Иерусалиме, на юго-восток от площади Харам-еш-Шериф; 6) Источник Неемии или гулянья (Аин Неемия, Эн-рогель), у арабов также Бир-Еийуб (источник Иова), – в Иерусалиме, к югу от Силоамского источника; 7) Солнечный источник (Эн-шемеш), на восток от Иерусалима, называемый также «источником апостолов», которые, по преданию, ходили к нему за водой. Все эти источники давали пресную питьевую воду. Кроме источников с пресной водой, в Палестине были также источники с водой соленой, теплой, сернистой и известковой. Источник с соленой водой (аин-мелах) находился на север от озера Мером. Источник с теплой водой (аин-Табарие) находился к западу от Тивериадского озера, южнее древнего города Тивериады. Несколько таких источников находилось вдоль иорданской долины (Эль-Рор). Из серных источников был известен серный источнике аин-эл-Феска, на северо-запад от Мертвого моря, из известковых – источник к югу от Каллирое. § 32. Климат Палестины По своему географическому положению Палестина принадлежит к числу т. н. близтропических стран, а посему и климат ее имеет общие свойства климата этих стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

  001     002    003