Стены, окружающие в настоящее время Иерусалим, были воздвигнуты Сулейманом в 1534 году и, кажется, близко отвечают стенам, защищавшим город в эпоху крестовых походов. Они имеют тринадцать метров вышины и один метр толщины, снабжены башнями и бастионами. В них существуют семь ворот, из которых двое заложены. Первые, на север, – Дамасские (Баб-эль-Амуд по-арабски), чрез них идет путь в Наплузу, Назарет и Дамаск. Они укреплены лучше других. Вторые, по направлению к северо-востоку – Иродовы (Баб-эль-Загери), лет двадцать тому назад замурованные; они средней величины, с маленькой башней. Третьи, на восточной стороне – Св. Стефана (Баб-Ситти-Мариам, «ворота Богоматери Марии» по-арабски, – так как они ведут к гробнице Богоматери), так названные в память первомученика, побитого на этом месте камнями. Четвертые – Золотые, более других замечательные своими украшениями. Чрез них имел торжественный въезд в Иерусалим Христос. Они с давних пор заложены, ибо, по поверью мусульман, чрез них войдет в Иерусалим будущий завоеватель. Пятые – ворота Беззакония (Баб-эль-Мокгарибег). Они находятся над Силоамским источником и, приблизительно, в центре древней Тиропеонской долины. Шестые – Сионские (Баб-эль-Неби-Дауд – «ворота Пророка Давида»). На западной стороне стены находятся только одни, седьмые, ворота – Яффские (Баб-эль-Халиль – «Хевронские»). Чрез эти ворота идет дорога в Вифлеем и Хеврон, а вправо отделяется путь в Яффу. Возле ворот находится крепостца Эль-Каляг – старинный замок пизанцев, остаток крестовых походов, называемый обыкновенно башней Давида. Иерусалим представляет удлиненную, по направлению от севера к югу направленную трапецию; чрез нее проходят три главные улицы. Первая идет от Яффских ворот к востоку. Она оканчивается у ворот Харама (Омаровой мечети). Во времена крестовых походов она была названа Давидовой улицей. Вторая начинается от Дамасских ворот, проходит позади храма Гроба Господня, прорезывает город от севера к югу и оканчивается у Сионских ворот. По направлению ее идет Крестный путь. Небольшая Христианская улица отделяется от Давидовой и ведет к храму Гроба Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Виктор Кириллович Каминский 36 помещается в одном из зданий второго класса, назначенном для странников из простонародья. Я отрекомендовался ему и отдал записку консула. В комнате его чрезвычайно сыро, затхлый запах невыносим; она угловая: два окна ее выходят в разные стороны, посредине стояли ширмы; на окне маленький самовар; на стене висела английская карта Палестины. Обитатель ее среднего роста и полноты старичок, в стареньком халате и в шапочке. Когда мы познакомились и разговорились, я заметил ему, что в комнате чрезвычайно сыро. – Ужасная сырость. Вот я вам покажу мой чемодан, так вы увидите, что за сырость, – и Виктор Кириллович выдвинул из-под дивана чемодан, обросший мхом, как бутылка заветного вина. – Но ведь это чрезвычайно вредно для здоровья, – говорю я. – Еще бы! Я здесь такие ревматизмы получил, что хочу ныне летом ехать в Тивериаду полечиться минеральными водами… Виктор Кириллович отлично знаком с Палестиной и со всем, что о ней писано. Он и сам писал о ней. Его «Воспоминания поклонника Святого Гроба», изданные два раза, читаются с живым интересом, но теперь он приготовлял к изданию подробное описание Палестины и Сирии, основанное на действительно серьезном знакомстве его с этими странами. У нас мало основательных сочинений об этих дорогих для христианина местах, а потому нельзя не пожелать, чтобы труд Виктора Кирилловича скорее появился в печати, тем более что – судя по свойству и большому запасу материала, который я видел у автора, – сочинение обещает быть в высшей степени интересным 37 . Виктор Кириллович вызвался быть моим путеводителем по Иерусалиму и его окрестностям. Это было для меня весьма приятной неожиданностью; я не мог желать лучшего чичероне. 9 марта рано поутру отправился я в обществе Виктора Кирилловича за город. Выйдя чрез ворота Св. Стефана (Баб-Ситти-Мариам), находящиеся в восточной стене Иерусалима, я увидел тотчас же влево разрушенную цистерну Биркет-Гаммам-Ситти-Мариам (Купель Богоматери). Почему ее так называют мусульмане, я не знаю, но кажется, с ней не связано никакого традиционного воспоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть в Гефсиманской пещере уголок и для молитвы мусульман. Между палестинскими мусульманами широко распространено почитание Божией Матери. Арабы называют Божию Матерь «Ситти Мариам» – Святая Мария. Особенно чтут Пречистую Деву Мариам магометанские женщины. Нередко случается, что набожные мусульманки просят у греков масла от лампадки над гробницей Богоматери, которым они и помазывают своих больных детей в надежде исцеления. С молитвами к Ситти Мариам магометанки обращаются также и во время трудного периода своей беременности. Так сбывается на Востоке пророческое слово Самой Приснодевы: …отныне ублажат Мя вси роди ( Лк. 1, 48 ). Молитвенное место мусульман в Гефсиманской пещере находится с южной стороны гробничной часовни Богоматери. Вместе с христианами магометане празднуют и день всечестного Успения Божией Матери. Успение Пресвятой Богоматери чествуется в Иерусалиме с особенным торжеством. Один очевидец так описывает празднование этого дня. «После праздника Преображения, – говорит он, – большая часть православных семейств оставляет свои дома в Иерусалиме и переселяется в Гефсиманию. Кто имеет палатку, тот живет в ней; не имеющие палаток спят под открытым небом, а днем из матрацов и одеял устраиваются шалаши. Располагаются на западном склоне Елеонской горы, прилегающем к Гефсимании. На скорую руку устраивается несколько кофеен. Пустынная, печальная Гефсиманская весь становится неузнаваемой. Долина принимает праздничный вид. С утра до вечера дети резвятся и бегают по сухому руслу Кедронскаго потока; женщины, усевшись где-нибудь под тенью дерев, курят наргиле в веселой, непринужденной беседе; мужчины у кофеен затягивают песни, прихлопывая в ладоши. Кто больше всех рад празднику, так это дети и матери их, которые целый год сидят в душном и грязном Иерусалиме, а теперь на свободе пользуются чистым и свежим воздухом. В Успенский пост русские поклонники и набожные туземцы считают долгом бывать ежедневно у гроба Богоматери. Обыкновенно наши паломники отправляются с подворья в три часа утра и идут прямо на Елеон к месту Вознесения; отсюда с пением тропаря возвращаются чрез Малую Галилею и Гефсиманский сад. Благочестивый поклонник не оставляет ни одного святаго места, не прочитав молитвы, или не пропев церковной песни. В это время начинается литургия у гроба Божьей Матери. Все спустившиеся в Гефсиманию считают долгом простоять Божественную службу. Большую часть литургии поют русские поклонники, кто как умеет» .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Хеврон – Эль -Халиль хижина-хаймэ хлыст -курбач хлеб -хубёс холм -телль холод -берд холодный – берд хорошо-тайиб хороший-таиб худо-муштайиб цирульник -хылляк цистерна-бирке в церкви -филь -кенизе цыновка-хасира чернила-хабер Человек, мужчина – рад- жиль (мн. ч. риджаль ), се- ль ме. черный-асвад черепаха – фекрун честный-амин четвертый-раби четверг -ём-эль-хамис четверть -руб четыре-арбаа четырнадцать -арбааташ чистый-надиф чулки-чораб Шакал – диб шесть -ситти шестнадцать -ситташ шестьдесят – ситтин шляпа-бурнета Этот -хада Юбка-джуббэ юг -кыбль ящерица-намус ехать верхом -рикаб, эркаб. Яичница-беид-маккели яйца вкрутую – беида-беид-брухт яйца всмятку – беид-брист III. Русско-арабские разговоры. Аптека: Есть ли здесь аптека? Фи эджаханэ? Есть ли здесь аптекарь ? Фи иджзаи? Время : Который час ? Каддэйш эс-саа? Час, два часа. Эсса вахди, эсса тнайн. Половина шестого. Хамсе У нусф. Четыре часа с четвертью. Арбаа уруба. Три четверти шестого. Эс – саа ситти иля рубаа Эль -камар тиль а. Дорога . Это дорога в Рамле? Хон эд-дерб эр-Рамле? Это дорога в Хеврон? Хон эд-дерб эль-Халиль? Это дорога в Иерусалим? Хон эд-дерб эль -Кудс? Как пройти к Св. Гробу? Мнэн нерух аляль Кияме? Все прямо. Дугри. Направо или налево? Аляль эмин ау аляш-шемаль? Иди назад, вернись. Эрджа лявара. Ты ошибся дорогой. Тухетт’ан дарб. Я еду в Саиду. Ана раих аля Саида. Я еду из Херусалима. Ана джаи мин эль –Кудс. Через гору. Фок эль –джебель. Вдоль ручья. Аля туль эс- сейль. На морском берегу. Аля шатт эль-бахр. Всторону от долины. Бинезелет эль-уади. Далеко ли до того ме ста? Кам эль-боад мин хина иля хинак? Хороша ли дорога? Эль-дарб таиб? Это широкая улица. Эд- дарб васиа. Это плохая тропинка. Тарик аатле. Хочешь проводить меня? Битрид тевассельни? Я дам тебе на чай. Баатик бакшиш. Есть там разбойники? Фи херракине? В городе. Филь-медине. В деревне. Филь-белед. В развалинах. Филь-хербе. В церкви. Филь -кенисе. Покажи мне этот дом. Фарджи-ни гэль дар. Покажи мне этот монастырь. Фарджи-ни гель дейр. Покажи мнй эту мельницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кувуклия внутри не обложена мрамором, а представляет из себя природную скалу, т.е. сохраняет свой первобытный вид; мрамором же обложено только то место, которое служило гробницей Богоматери; более 20 серебряных подсвечников и множество лампад освещают эту усыпальницу. Пространство этой кувуклии несколько менее 3-х аршин в квадрате. При совершении литургии, гробница служит престолом, а жертвенник вне кувуклии прислонен у входных южных дверей. На самой гробнице литургию могут совершать только греки и армяне; католики совершают литургию на престолах св. Иоакима и Анны, а копты и сирийцы имеют свои небольшие приделы. Храм этот, заключающий в себе гробницу Богоматери, по всем историческим данным, был построен св. Еленой, одновременно с храмом св. Гроба Господня и сохранялся в целости до начала 11 века. С этого времени о нем упоминается как о разоренном; вероятно, он был разрушен арабами в 1010 году, когда подвергся разорению и весь Иерусалим. При Балдуине 2, в 1161 г., храм этот восстановлен с устроенным при нем монастырем, но монастырь был разрушен Саладином в 1187 г., церковь же уцелела благодаря тому, что мамометане имеют особенное уважение к Пресвятой Деве, и храм этот остается нетронутым почти в течение 9 веков. Арабы называют Божию Матерь «Ситти Мариам», т.е. Святая Мария. Мусульманские женщины приходят к Ситти Мариам с молитвами во время трудного периода беременности. Возвышающаяся в одной версте от Иерусалима Елеонская гора с раскинувшимся у ее подошвы Гефсиманским садом – будит в путнике, прибывшем в святой город, воспоминание о том месте, куда Спаситель, по преданию, удалялся не раз из города с закатом солнца и где передал его воинам Иуда. На том месте, где, по священно-историческому преданию, Спаситель молился коленопреклоненный и в тяжкой скорби, произнося слова: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты ( Лк. 24:41 ) – находится теперь принадлежащая католикам пещера, называемая «Пещерой моления о чаше». Недалеко от вышеозначенного места указывают на груду сложенных камней, означающих то место, на котором спали ученики в то время, когда Спаситель уединенно обращался с молитвой к Отцу Небесному. Несколько шагов выше от настоящего места указывают на обнесенное каменной стеной, в виде проулка, место, на котором Иуда коварным поцелуем предал своего Божественного Учителя. Высота Елеонской горы около версты; гора настолько пологая, что от подошвы до вершины ее считается верст пять. Гора начинается от самого Кедрона, текущего под задними стенами Иерусалима, у так называемой Иосафатовой долины, – в сущности как бы иссохшего ложа реки или потока. По скату горы, спускающемуся в долину, находятся сады Гефсиманский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А ушло уже 15 гвоздей. «Кто хочет видеть рай, говорит надпись над священною скалою, тот приди сюда и посмотри». Вместе с древними реликвиями, исчезла и греческая надпись, указываемая планом Вильсона в западной стене мечети, получившая такое важное значение в возбужденном доктором Сеппом и Фергюссоном споре о национальности Куббет ес-Сахра. При ремонтировке 1873–1874 года шейхи мечети благоразумно выбросили из стены предмет спора. Да он и не имел особенного значения, как попавший в стену случайно из каких-то других древних развалин, подобно камню Адриана над так называемыми двойными воротами храмового мола. По своему круглому виду и вследствие того, что ее священнейшая часть лежит в самом центре, мечеть Омара не имеет одного главного фронта. Ея четверо ворот, правильно расположенные по четырем странам света, и имеющие особенные названия (северные или райские Баб ел-Дженне; южные– Баб ел-Кибле; восточные Баб ес-Силсиле или ворота пророка Давида; западные – Баб еш-Шарби), представляют совершенно одинаковое устройство. Каждые из них имеют по три двери, две железных и одну деревянную, и каждые одинаково предваряются крыльцами. Крыльца их, очевидно, были сделаны два раза, первоначально открытыми, в виде навесов на колоннах, потом закрытыми чрез возведение глухой стены на линии колонн. Ныне эти закрытые крыльца обращены в камеры, занимаемые прислугою мечети. Оставлено открытым только южное крыльцо, обращенное к Мекке. Наружный вид Куббет ес-Сахра представляет те же замыкающиеся линии восьмиугольника и ту же пестроту красок, что и внутренний. Особенность наружной формы восьмиугольника состоит в непрерывно повторяющихся рядах выступов или стенных пилястров и широких впадин или углублений между ними, подобно верхней части стены храмового мола, открытой Кондером, и древнееврейской стене на Русском месте близ храма Гроба Господня. Рисунок 145. Куббет ес-Сахра Верхняя же часть стен восьмиугольника над пилястрами, в настоящее время представляющая широкий компактный карниз, расписанный стихами корана, некогда была крытою галерею вокруг купола мечети.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Уолтер Мартин (баптист) Глава 10. Бахаизм Всемирная бахаистская вера – это нехристианский культ отличного от других происхождения, который уходит корнями в Иран XIX века, когда молодой религиозный иранский торговец по имени Мирза Али Мухаммад начал учить, что он – божественное явление, вошедшее в мир времени и пространства как «Баб» (ворота), ведущие к новой эре человечества. Подобно христианству, в котором почти с самого момента возникновения появились свои еретики и ереси, исламу было суждено испытать действие тех же раскольнических сил. Мирза Али Мухаммад называвшийся также Баб, стал настолько болезненной занозой для исламской ортодоксии, что был убит исламскими фанатиками в 1850 году в возрасте 31 года. На стадии появления культа он получал поддержку и ободрение в основном со стороны немногочисленной исламской секты в Иране и считался среди них выдающимся учителем в течение шести лет, предшествующих его смерти. Хотя христиане не отличались в истории как люди, убивающие инакомыслящих (заметными исключениями была Реформация и контрреформация, инквизиция и определенные этапы крестовых походов), можно, тем не менее, сказать, что в большинстве других религий насилие обычно идет по следам «новых» откровений, и, к сожалению, в случае Мирзы все вышло по знакомому сценарию. История Всемирной бахаистской веры, таким образом, началась с поразительных заявлений молодого иранца о том, что «религиозные лидеры мира забыли все свое общее происхождение... Моисей, Иисус, Мухаммед были равными пророками, явившими славу Божию, посланниками, несущими в себе отпечаток Великого Творца» (Richard Mathison, Faith, Cults and Sects in America, New York, 1952, p. 105). Это положение и по сей день остается главным догматом бахаизма, правда, в число пророков были включены еще Зороастра, Будда, Конфуций, Кришна, Лао и Баха-Аллах – последнее великое проявление Божественного Существа, чье имя буквально значит «великолепие Бога». Как запечатлено в истории бахаизма, Баб был приговорен к смерти и казнен 8 июля 1850 года в Тебризе. По преданию, на виду у тысяч бахаистов 750 армянских солдат подняли свои ружья и выстрелили в пророка. Когда клубы дыма рассеялись, Баб не только оставался невредимым от выстрелов, но оказалось, что пулями отсекло державшие его веревки, и он стоял развязанный.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

И.П. Ювачев XVI. Вокруг стен Иерусалима Памятник Авессалома. – Иосафатова долина. – Страшный суд. – Источник Богоматери. – Нечистое место. – Долина сыновей Енномовых. – Прокаженные. –Акелдама. – «Новый Иерусалим». Прежде чем выйти за город, монах-проводник обратился к толпе паломников и громко провозгласил два стиха из известного псалма: – Пойдите вокруъ Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его; обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду. Это библейское воззвание в устах проводника в Иерусалиме меня очень тронуло, и я, как ни устал, решил последовать ему, чтобы обойти вокруг стен города. Число паломников сократилось, по крайней мере, на половину. Мы вышли из города единственными открытыми на восточной стороне Гефсиманскими воротами Баб-ситти-Марьям. Так названы, вероятно, потому, что от них чрез Кедронский поток идет дорога к гробнице Божией Матери. Они еще носят название ворот св. Стефана, в память первомученика, которого побили камнями в Иосафатовой долине, недалеко от этих ворот. Это событие дало повод нашему проводнику сказать пространную речь, с указанием точных мест, где кто стоял восемнадцать с половиною веков тому назад. Отсюда мы повернули направо вдоль по Иосафатовой долине, между Елеонскою горою и стеною города. Жарко. Душно. Недалеко от каменного моста через Кедронский поток продавали какое-то подслащенное питье в грязных бутылках. Я воздержался от искушения утолить им жажду и вслед за паломниками спустился в глубину долины, к памятникам седой старины, известным здесь под названием Авессаломова столба и гробниц Иакова и Захарии. Из Библии мы знаем, что восстание Авессалома против своего отца, царя Давида, не удалось, а его самого убили, бросили в глубокую яму в лесу и наметали над ним огромную кучу камней. Но он еще при жизни своей поставил себе памятник в царской долине. «И называется он памятник Авессалома до сего дня». Вот это-то непреложное слово «до сего дня» и заставляет предполагать евреев, что небольшая каменная башенка с конусообразным верхом и есть древний памятник Авессалома. Они до сих пор не могут пройти мимо него, чтобы не бросить камня на память мятежного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обратном пути мы зашли в монастырь св. Иакова. Построили его, говорит предание, грузины; но, как многие их святыни, и этот большой монастырь перешел в руки армян. Полагают, что храм его построен на месте усекновения главы апостола Иакова, брата Господня. В монастыре живет армянский патриарх, и имеется в нем множество келий для паломников. Выслушав службу на непонятном для нас армянском языке, мы вернулись к русским постройкам. Случилось мне обойти и мусульманские кварталы в северо-восточной части Иерусалима, да еще в такое время, когда последователи Магомета справляли один из своих больших праздников. Еще с утра толпы разодетых мусульман двинулись к восточным воротам Баб-ситти-Марьям, через которые должна была пройти их религиозная процессия в сопровождении дервишей и турецких войск с музыкой. К главному шествию процессии я опоздал. Видел только возвращающиеся в город последние партии дервишей и солдат, окруженные массами пестрого народа. Крики, пение, музыка, придавали всей картине что-то горячее, восточное. Все здания и заборы, примыкающие к дороге, были усеяны многочисленными зрителями. Присоединился и я к ним. Мое темное европейское платье сильно выделяло меня среди ярких восточных костюмов; но так как все были заняты зрелищем, то на меня не обращали никакого внимания. Лишь только хвост процессии скрылся в воротах и я двинулся по дороге на Елеонскую гору, как посыпались на меня сверху камни. Это бросали возбужденные праздником дети магометан. Пришлось мне податься к каменной ограде и под ее защитою быстро пройти через Кедронский поток к Гефсимании. Как раз в этом месте, говорит предание, побивали камнями первомученика Стефана. На проявление особенного фанатизма иерусалимских магометан все-таки нельзя пожаловаться. Здесь они держат себя сравнительно тихо и скромно. Это можно объяснить, во-первых, тем, что население Иерусалима смешанное, и представителей двух других религий – иудейской и христианской – значительно больше. Одних иудеев насчитывают в городе более 45.000 человек 36 . Во-вторых, европейские консулы здесь зорко следят за безопасностью своих соотечественников. И, наконец, зачем мусульманскому населению проявлять какие-либо неприязненные чувства к иноверным, когда оно живет их богатыми приношениями из всех стран христианского мира?!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

88 квадратных каменных пилонов в 15 рядов поддерживают тяжелый свод. Ниша римского храма внизу известна под поздним условным названием «Яслей Иисуса». Северо-восточный угол Харама опирается на скалу, где возвышалась когда-то крепость Барис, получившая позже, при перестройке 30-х гг. I в. до н.э. имя «Антонии» – в честь знаменитого Марка Антония, соратника Цезаря, мужа Клеопатры, друга и союзника Ирода. У подножия современного минарета начиналась высеченная в скале лестница, которая вела в крепость – та самая, на которой спасся апостол Павел, когда евреи в Храме устроили возмущение и пытались убить его (см. Деян. 21, 35–36 ). В дворике возле Баб-аль-Каттанин («Врата хлопкоторговцев») находятся могилы короля Хуссейна Первого и индийского мусульманского лидера Мохаммеда Али. Далее расположены Баб-ас-Сильсилех (Цепные Врата), воздвигнутые над подземным мостом, пролет которого, раскопанный у Стены Плача, известен как Арка Вильсона. Несомненно, ворота получили свое название от того, что действительно связывали между собой две стороны лощины (долины Тирапейон). Наконец, завершая обзор, подходим к расположенным в юго-западном углу Харама Мавританским воротам (Баб-аль-Магриб), от которых открывается вид на Стену Плача. Стена Плача Покинув Харам-аш-Шариф, спускаемся в долину Тирапейон, которая разделяет Сион (Верхний Град Давидов) и гору Мориа. Окружающая местность сильно изменилась после 1967 г. Тогда, после Шестидневной войны, 400 семейств были выселены из Магрибского квартала и археологи, во главе с профессором Мазаром, приступили к раскопкам. Копали, главным образом, на площади перед Стеной Плача и на большом участке у южной стены. В результате мы можем теперь видеть 26 рядов циклопической иродовой кладки в районе Стены Плача и 23 – с южной стороны. Стена Плача представляет собой западную подпорную стену холма, «подсыпанного» строителями Ирода для увеличения площади Храма (Ирод расширил его более чем в два раза). В Иерусалиме ее так и называют «Западная стена». Когда Храм был разрушен, евреи приходили плакать у этой стены – единственного, что осталось тогда от Храма и от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010