Как видим, авторы синодального перевода решили не упоминать про трубопровод, видимо, посчитав эту деталь второстепенной, а между тем, с точки зрения как комментаторов, так и археологов и историков, она является в данном случае важнейшей. Правда, и перевод Йосифона в данном случае, увы, тоже трудно назвать удачным. То, что в этом переводе называется трубопроводом, в оригинале звучит как «циннор». В современном иврите «циннор» и в самом деле означает «труба», однако в древнем иврите оно еще означало и «туннель», «водопровод». Из оригинального текста Библии следует, что Давид обратил внимание, что под городской стеной вниз по восточному склону к источнику Тихон идет «циннор» — высеченный в скале подземный туннель. Добраться до него было непросто, и тогда Давид пообещал: тот, кто сумеет это сделать и по этому ходу проникнет в крепость, будет назначен главнокомандующим всей армией. Эту боевую задачу и решил Иоав. Вместе со своими солдатами он сумел войти в «циннор» и через него оказался внутри Иевуса. Понятно, что внезапное появление отрада израильтян внутри города посеяло панику среди его защитников, и Иевус пал, чтобы отныне и навсегда стать Городом Давида, сердцем Иерусалима. Разумеется, библеистов издавна интересовал вопрос, насколько правдива эта история, существовал ли на самом деле тайный проход, по которому Иоав проник в город и ударил в спину его защитников? И в 1867 году ответ на него вроде бы был получен. Вот как пишет об этом Вернер Келлер в своей считающейся почти классической «Библии как история»: «Невероятный способ, при помощи которого строго охраняемая крепость Иерусалима попала в руки Давида, выяснился в прошлом веке случайно, благодаря капитану британской армии, обладавшему талантом разведчика. В Кедронской долине (к востоку от Иерусалима) находится источник «Айн Ситти Мариам» — «Источник Девы Марии». В Ветхом Завете он известен под названием «Гихон», то есть ключ. Он всегда был основным источником воды для населения города. Дорога к нему идет мимо развалин небольшой мусульманской мечети прямо к каменному своду в скале. Тридцать ступенек ведут вниз к маленькому водоему, в котором собирается чистая ключевая вода, текущая из самого сердца скалы.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Время происхождения его станций. Установление подлинного места древних porta judiciaria. – Вторая стена Иосифа. Мнимые остатки ворот Геннат. Место этих ворот по Тоблеру и Робинзону. Контурный план Кондера и гипотеза городского рва Шика. Раскопки на русском месте близ храма Воскресения и их результаты – место ворот судных. – Направление подлинной Via dolorosa и ее конечный пункт в храме Воскресения. Нынешний вид храма и его история. – Обретение места гроба Господня и св. древа креста (дальнейшая судьба последнего). Сооружения Константина Великого . Их последующая история. На южной стороне улицы, идущей от Гефсиманских ворот к западу и известной у арабов под именем Тарик-ситти-Мариам, на северо-западном углу храма, расположено здание, или, лучше сказать, целая группа зданий, в настоящее время занятых турецкими казармами. Каменные постройки, образующие длинную линию с запада к востоку и потом угол к югу, занимают выдающийся пункт местности и называются арабами ес-Серай. Они очень обширны, неправильной формы, с плоскими крышами и несколькими дворами, различными по величине и внешнему виду. Ни один пилигрим, обозревающий святыни Иерусалима под руководством туземного чичероне, не может пройти мимо этого здания, чтобы не остановиться пред одними заложенными воротами его, – с завитками из сарацинских украшений, с рядами довольно древних бледно-желтых и красных камней в стене и полукругом расположенною на земле мостовою, составляющею воротный порог. Последний, впрочем, в 1857 г. был почти совершенно закрыт при постройке тротуара вдоль здания казарм 737 . В этом полукруглом помосте легко признать остаток лестницы, и вот предание говорит, что здесь во дни земной жизни Господа Иисуса Христа была лестница, по ступеням которой взошел Он на суд к Пилату, а место нынешнего Серая было занято тогда преториею римского областеначальника. Если пилигриму удастся проникнуть внутрь, на двор казарм, ему укажут и то место, где Господь был увенчан тернием 738 . Это небольшая четырехугольная капелла с нишею на каждой стороне, может быть, та самая, в которой в XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

– Ясус, Ясус! – указал он на мозаичное изображение Христа в куполе, – а это – ситти Марый (т. е. святая Мария). Самостоятельно разбираясь в изображениях евангельской истории, мы, тем не менее, не препятствовали словоохотливому мулле излагать свои пояснения, что, видимо, доставляло ему немалое удовольствие. Быть может, сторона материальных выгод поведет к дальнейшему (что весьма вероятно), и магометанское духовенство, учтя эту выгоду, откроет и многие другие иконографические сокровища своих мечетей (древних христианских храмов), доселе закрытых для христианского мира» 39 . В наше время в бывшей мечети Кахрие-Джами расположен Карийский музей. Это одно из главных мест паломничества иностранных туристов в Стамбуле. Музей возобновил свою деятельность сравнительно недавно: почти всю весну 1986 г. в бывшей церкви монастыря Хора, построенной в XII в., вместо благовоний, пахло нашатырным спиртом. До недавнего времени правительство Турции не выделяло средств для реставрационных работ древнего памятника, не было и решений о проведении защитных мер по предотвращению дальнейшего разрушения настенной росписи. Проведенные работы по реставрации византийских фресок свидетельствуют о перемене в подходе турецких властей к художественным ценностям Православной Церкви 40 . Патриаршая резиденция Мало что сохранилось в Стамбуле от христианских древностей, но, тем не менее, еще теплится жизнь на Фанаре, где находится резиденция Константинопольского патриарха. Спустившись от храма св. Софии к заливу Золотой Рог, можно проследовать мимо Галатского моста и моста Ататюрка вдоль набережной. Не доходя до «железной» болгарской церкви, о которой речь еще впереди, нужно свернуть влево, по узкой улочке подняться вверх, чтобы вскоре оказаться перед высокой каменной оградой с массивными воротами. Грек-привратник любезно встречает православных паломников из России; можно осмотреть патриарший собор и резиденцию. После 1453 г. турки вынудили греков покинуть храм св. Софии, и патриаршая резиденция несколько раз меняла свое местоположение. После взятия Константинополя в 1453 г., Магомет II предоставил патриарху Геннадию храм святых апостолов, которым греки владели только 2 года. Затем кафедра патриарха была перенесена в храм Пресвятой Богородицы Всеблаженнейшей. С 1455 по 1591 г. патриаршая кафедра находилась при этом храме, а потом турки отобрали у православных и эту церковь (ныне – мечеть Фетихие-Джами). Отсюда резиденция патриарха была перенесена в ранее населенный греками квартал Фанар, где был женский монастырь с небольшой церковью св. Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Среди лестницы, по бокам, показывают небольшие часовни-усыпальницы свв. Иоакима и Анны, родителей Пр. Девы и св. Иосифа-Обручника. Самый храм имеет форму креста и заключает в себе несколько алтарей, принадлежащих нациям различных вероисповеданий: грекам, коптам, сирийцам, абиссинцам, армянам. Даже турки мусульмане имеют в этом храме свой мираб, где совершают моления Ситти Мариам, т. е. Госпоже Марии, а масло из лампад этого храма считают чудодейственным. Одни только католики не имеют здесь своего алтаря. Самая гробница Богоматери находится так же, как и гроб Спасителя, в кувуклии посреди храма. Кувуклий – из цельной скалы и богато украшен мрамором и другими драгоценностями, сверху покрыт куполом. Ложе Богоматери выточено в восточной стороне скалы и покрыто мраморной плитой, на которой отражается свет, льющийся из множества висящих здесь же неугасимых лампад. Выслушав греческий молебен и воспев кондак «в молитвах неусыпающую Богородицу», мы приложились к мраморной доске, покрывающей ложе Богоматери, а затем прошли по приделам других национальностей. Некоторые из них были пусты, в других нас встречали их монахи в своих оригинальных для непривычного глаза костюмах. Везде царит могильный мрак, сквозь который в различных местах пробивается свет от сотни золотых и серебряных лампад, висящих в виде дивных сталактитов на сводчатом потолке. В ближайшем соседстве с погребальной пещерой Богородицы находится огороженное католиками место, с историческими маслинами Гефсиманского сада 37 . Высокая, белая, каменная ограда со всех сторон охватывает палисадник, среди которого между широкими, усыпанными песком, правильными дорожками виднеется несколько маслин молодых и 8-мь старых. Из последних, огороженных решетками, особенно замечательны две, несомненно очень древние. Объем их у корней – около трех сажен; в их дуплах свободно могут поместиться несколько человек. Древность их подтверждается и тем обстоятельством, что, по свидетельству путешественника прошлого века, Шатобриана, турки, обложившие все маслины податью, брали с Гефсиманских великанов менее, чем с других маслин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

поставило на месте его каменную стенку для отделения греческой части этой кровли от части мусульманской, и чтобы в переписке о сем деле не употребляло выражения terrain neutre ( ), во избежание дальнейших хлопот, исков и тяжб. 24 мая 1852 г. У меня был английский консул Финн. Я говорил ему, что на плоской крыше Святогробского храма между двумя куполами находится мусульманский гарем, из которого гаремницы чрез малое оконце выбрасывают лимонные и апельсинные корки в ротонду Гроба Господня, и что наше правительство хлопочет об уничтожении этого постыдного для христиан здания. А он не знал и не слыхал о существовании его. 4 сентября 1852 г. Известия. Визирь ныне – Али-паша, бывший министр иностранных дел. Министр сих дел – Фуад-эфенди. Когда визирь сказал , что надобно допустить латин ко Гробу Ситти-Мариам (Пресвятой Богородицы. – Н.Л.) и к починке купола над Гробом Господним, тогда Патриарх вне себя отвечал: Ваша воля и ваша власть, но я, как Патриарх и как страж святых мест, вверенных мне как верховною властью, так и православными народами, не соглашаюсь на это и осмеливаюсь сказать, что тринадцать миллионов православных подданных падишаха будут опечалены и недовольны таким распоряжением. Лучше лишите меня патриаршего сана или предайте смерти, но не отнимайте прав народных, которых я страж... Наш государь император писал к султану, чтобы он дозволил грекам починить купол над Гробом Господним, и припомнил ему, что православных подданных Порты 13 миллионов, да русских 43 миллиона, в числе которых и он сам. Султан, во избежаний трений и требований Франции о куполе, просил у государя соизволения починить сей купол на счет Порты. Государь согласился на это, но с тем, чтобы поправка была произведена при участии Патриарха. Итак, купол будет обновлен турецким правительством, и Афиф-бей 675 обязан представить смету расходов. При починке купола будет снесен гарем. 12 сентября 1852 г. Около полудня был у меня секретарь нашей императорской миссии в Константинополе князь Гагарин...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ворота были заложены турками в 1530 г., поскольку, по древнему поверью, в них должен войти Мессия при Втором пришествии. Другие говорят, что ворота заложены в соответствии с пророчеством Иезекииля: И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь вошел ими ( Иез. 44, 1–2 ). Впрочем, уже во времена крестоносцев Золотые ворота открывались лишь дважды в год: в Вербное воскресенье, в память о Входе Господнем в Иерусалим, и в праздник Воздвижения Креста Господня. Через них вошел в город император Ираклий, босой и в одной рубахе, неся Древо Креста на плече, после возвращения святыни из персидского плена. По специальной просьбе знаменитой русской княжны-паломницы преподобной Евфросинии Полоцкой для нее в 1167 г. также были открыты Золотые ворота. У Львиных ворот, как и у большинства других в Иерусалиме, есть несколько обозначений, и каждое из них отражает свое время, свою историю. Их называют Львиными, потому что на них изображены не то львы, не то барсы, словом, некие геральдические «кошки», появившиеся здесь, очевидно, в период владычества мамлюкского султана Бейбарса. Половец или полурусский по крови, во всяком случае, выходец из южнорусских степей, он был продан в рабство монголами на еврейском невольничьем рынке в Кафе (нынешняя Феодосия) за бесценок, из-за поврежденного глаза. Но этот кривой раб, сделанный мамлюком, призван был стать великим полководцем и дальновидным политиком. Он остановил монгольские орды, рвавшиеся в Палестину (битва под Дамаском, 1258 г.) и положил начало почти 300-летнему правлению мамлюков в Иерусалиме. Другое название ворот – «Ситти Мариам» («Ворота госпожи Марии»). Так называют их местные арабы, потому что рядом находится православный храм Рождества Богородицы. С Девой Марией связано и третье именование тех же ворот – Гефсиманские. От них действительно прямая дорога ведет к склону горы Елеон, где в Гефсиманском саду похоронена была Мать Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

У Львиных ворот, как и у большинства других в Иерусалиме, есть несколько обозначений, и каждое из них отражает свое время, свою историю. Их называют Львиными, потому что на них изображены не то львы, не то барсы – некие геральдические «кошки», появившиеся здесь, видимо, в период владычества мамлюкского султана Бейбарса. Выходец из южнорусских степей, половец или полурусский по крови, он был продан в рабство монголами на еврейском невольничьем рынке в Кафе (нынешняя Феодосия) за бесценок, из-за поврежденного глаза. Но этот кривой раб, сделанный мамлюком, призван был стать великим полководцем и дальновидным политиком. Он остановил монгольские орды, рвавшиеся в Палестину (битва под Дамаском 1258 г.), и положил начало почти 300-летнему правлению мамлюков в Иерусалиме. Другое название ворот – «Ситти Мариам» («Ворота госпожи Марии»). Так называют их местные арабы, потому что рядом находится православный храм Рождества Богородицы. С Девой Марией связано и третье именование тех же ворот – Гефсиманские. Прямая дорога ведет от них к Гефсимании, где похоронена была Мать Иисуса. Наконец, четвертое название – Стефановы ворота – связано с церковью св. Стефана, построенной неподалеку, на месте, где был, по преданию, побит камнями св. архидиакон Стефан (34 г.), удостоенный Церковью имени Первомученика. С юга в город также вели двое ворот. Мусорными (или Навозными) называются узкие и низкие ворота, через которые в древности вывозили мусор на городскую свалку в Геенне Огненной. За ними в Старом Городе располагался прежде Магрибский (или Мавританский) квартал, населенный выходцами из Северо-Западной Африки. Он был уничтожен после Шестидневной войны в связи с археологическими раскопками на площади к западу и югу от Стены Плача. Сионские ворота, лежащие к западу от Мусорных, называются так, поскольку ведут из Старого Города на гору Сион. Ворота, как и некоторые другие, построены «углом», что было удобно обороняющимся в случае штурма города. Впрочем, надо сказать, за 400 лет османского господства Иерусалим ни разу не подвергался осаде или штурму, так что стены и башни его выполняли по большей части чисто декоративную функцию. Хотя до самого XX в. ворота исправно запирались на ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Есть в Гефсиманской пещере уголок и для молитвы мусульман. Между палестинскими мусульманами широко распространено почитание Божией Матери. Арабы называют Божию Матерь «Ситти Мариам» – Святая Мария. Особенно чтут Пречистую Деву Мариам магометанские женщины. Нередко случается, что набожные мусульманки просят у греков масла от лампадки над гробницей Богоматери, которым они и помазывают своих больных детей в надежде исцеления. С молитвами к Ситти Мариам магометанки обращаются также и во время трудного периода своей беременности. Так сбывается на Востоке пророческое слово Самой Приснодевы: …отныне ублажат Мя вси роди ( Лк. 1, 48 ). Молитвенное место мусульман в Гефсиманской пещере находится с южной стороны гробничной часовни Богоматери. Вместе с христианами магометане празднуют и день всечестного Успения Божией Матери. Успение Пресвятой Богоматери чествуется в Иерусалиме с особенным торжеством. Один очевидец так описывает празднование этого дня. «После праздника Преображения, – говорит он, – большая часть православных семейств оставляет свои дома в Иерусалиме и переселяется в Гефсиманию. Кто имеет палатку, тот живет в ней; не имеющие палаток спят под открытым небом, а днем из матрацов и одеял устраиваются шалаши. Располагаются на западном склоне Елеонской горы, прилегающем к Гефсимании. На скорую руку устраивается несколько кофеен. Пустынная, печальная Гефсиманская весь становится неузнаваемой. Долина принимает праздничный вид. С утра до вечера дети резвятся и бегают по сухому руслу Кедронскаго потока; женщины, усевшись где-нибудь под тенью дерев, курят наргиле в веселой, непринужденной беседе; мужчины у кофеен затягивают песни, прихлопывая в ладоши. Кто больше всех рад празднику, так это дети и матери их, которые целый год сидят в душном и грязном Иерусалиме, а теперь на свободе пользуются чистым и свежим воздухом. В Успенский пост русские поклонники и набожные туземцы считают долгом бывать ежедневно у гроба Богоматери. Обыкновенно наши паломники отправляются с подворья в три часа утра и идут прямо на Елеон к месту Вознесения; отсюда с пением тропаря возвращаются чрез Малую Галилею и Гефсиманский сад. Благочестивый поклонник не оставляет ни одного святаго места, не прочитав молитвы, или не пропев церковной песни. В это время начинается литургия у гроба Божьей Матери. Все спустившиеся в Гефсиманию считают долгом простоять Божественную службу. Большую часть литургии поют русские поклонники, кто как умеет» .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Глава XVIII. Обзор вокруг стен Иерусалима. – Погребальный вертеп Пресвятой Богородицы. – Гефсимания «Отныне ублажать Мя вси роди». ( Лк 1:48 ) Выходя из Иерусалима, чрез ворота Гефсиманские или Овчие, которые названы арабами Бабус-Ситти Мариам, т. е. ворота Святой Марии, открывается вид, здесь приложенный. Вправо и влево, вдоль стен, – кладбище мусульман и любимое место их вечерней прогулки. Группы закутанных в белое покрывало женщин то бродят, то садятся для бесед на надгробных камнях. Перед вами обрывистый спуск в узкую долину Иосафатову, а за нею, противу вас, возвышается гора Элеонская. У самой подошвы ее, за высохшим руслом Кедрона, это углубленное в землю живописное здание есть вход в погребальный вертеп Пресвятой Богородицы; он соединен с молитвенною пещерою Ее Божественного Сына, под тенью вековых маслин Гефсиманского сада. Сойдем по обрывистому пути, ведущему туда. На половине этого спуска показывают на малой площадке место, где святой Стефан, выведенный из стен города, был побит камнями; его потухающие взоры устремлены были на сидящего одесную Отца, Иисуса, которого он молил за своих мучителей. Это происходило в виду Пресвятой Богородицы, молящейся за него на горе Элеонской. Спустясь на дно долины, вы находитесь у схода в погребальный вертеп Пресвятой Богородицы. Этот памятник, очищенный от засыпавшей его земли с высот Иерусалима и горы Элеонской, находится теперь в углублении, куда сходят по десяти или двенадцати ступеням; направо от него рукав скалы ведет в молитвенную пещеру Иисуса, нами уже описанную. Заметим, что на ней начертан 1655 год, вероятно, время основания подземной церкви. Священный вертеп Богородицы украшен готическим фронтоном, с двойными огивами над дверьми. Когда перед нами раскрылись двери вертепа, я был поражен его живописностью: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице!» От самого входа крутой спуск, более нежели по пятидесяти мраморным ступеням, ведет, под сводом широкой галереи, в таинственный мрак земных недр; это не тот грозный мрак, который наводит род страха на путешественника, вступающего в гипогеи Фивские; свет дневной сбегает туда дымною ароматическою полосою, которая образована непрестанно развеваемым из кадил ладаном, и соединяется на самой глубине с мерцающим светом лампад. Часто хвалебные гимны на разных соединенных языках несутся оттуда, повторенные эхом сводов, и доходят до слуха вашего, слитые уже, как сердца молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Назовем теперь ворота Иерусалимские. С запада, у замка Давидова: Бабуль-Халиль, так названные потому, что они ведут чрез Вифлеем в Хеврон, называемый арабами Эль-Халиль; это также ворота Яфские и врата Юдоли, упоминаемые у Неемии ( Неем 2:13 ; 2Пар 26:9 ). Обогнув вдоль стен западный угол города и направясь по северной стороне, – нет других ворот кроме Дамасских. Мы говорили уже, что эта западная угловая часть Иерусалима, где находится святая Голгофа, не была застроена, и что древние стены составляли тогда входящий угол, а теперь этот угол выходящий. Во входящем углу древнего Иерусалима было двое ворот, с одной стороны железные, а с другой Судные; эти последние находятся теперь на конце Страстного пути. Нынешние ворота Дамасские, Бабуш-Шам, падают на местность древних врат, упоминаемых у Неемии ( Неем 3:6; 12:39 ). После ворот Дамасских следуют ворота Бабуль-Саххара, это ворота Иродовы, также Ефраимские, или Вениаминовы; они теперь закладены, но в них есть калитка. На восточной части Иерусалима существуют теперь одни ворота, это Гефсиманские или Св. Стефана; мусульмане называют их: Бабус-ситти Мариам, именем Пресвятой Девы Марии, поблизости Ее гробницы; они занимают место древних ворот Овчих, по указанию Неемии и Святого Евангелиста Иоанна ( Неем 3:1–32; 12:39 ; Ин 5:2 ). Между этими воротами и северо-восточным углом иерусалимских стен были врата рыбные, названные так у Неемии ( Неем 3:3; 12:39 ; 2Пар 33:14 ; Соф 1: 10 ) и в других местах Библии. Продолжая путь от ворот Гефсиманских, встречаем мы закладенные золотые ворота, Бабуль Дарагие; это, вероятно, библейские ворота Мифкад; близ них были, при повороте горы Мории с востока на запад, врата Конские; это угол коний врат восточных Пророка Иеремии. По южной стене, противу Силоама видны также закладенные ворота Мограби; это врата Гнойные, Неемии (Porta Sterquilinaria); тут также есть калитка, которою располагают одни жители мечети Омаровой; она ведет в палисадник, принадлежащий мечети. Близ ворот Гнойных были врата водные; вероятно, над самым источником Силоамским на оконечности горы Сионской, которая входила тогда в состав города. Теперь с южной стороны Иерусалима существуют одни ворота Сионские, противу мечети, занимающей место Тайной Вечери; они называются мусульманами Бабуль-Неби-Дауд; то есть Пророка Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

   001   002     003