Дружественный в целом характер отношений Владимира Святославича с зап. соседями подчеркивается летописцем: Владимир Святославич «бе живя с князи околними миром, с Болеславом Лядьскым, и с Стефаном Угрьскым, и с Андрихом Чешьскым» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 126; Т. 2. Стб. 111), т. е. помимо Болеслава Польского с венг. кор. Стефаном I (Иштваном) (997-1038) и чеш. кн. Олдржихом (Удальрихом) (1012-1034) (видимо, именно он скрывается под летописным именем «Андрих»). Эти мирные отношения, включавшие в себя нейтралитет в почти постоянной польско-нем. войне, начавшейся вскоре после вступления на престол герм. кор. Генриха II, Владимир Святославич скрепил браком Святополка, в удел которого входило русско-польск. пограничье в р-не Берестья, с дочерью Болеслава (скорее всего ок. 1005/10). Военный конфликт с Болеславом в 1013 г., о котором, как и о женитьбе Святополка, знает только Титмар (Thietm. IV 58; VI 92; VII 72. Р. 198, 382, 486; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 134-135, 139-141), был вызван, вероятнее всего, упоминавшимся выше выступлением Святополка против Владимира Святославича, а не поворотом в зап. политике самого Владимира Святославича, как можно было бы предполагать, руководствуясь неосновательной догадкой Н. А. фон Баумгартена, которая получила известное хождение в науке,- о том, будто 2-й христ. женой Владимира Святославича, после смерти в 1011/12 г. Анны, стала родственница герм. королевского дома. Что в конце жизни Владимир Святославич женился вторично, вряд ли подлежит сомнению (по Титмару, в 1018 в Киеве в плен к Болеславу попали не только супруга Ярослава Мудрого и его сестры, но и его мачеха (noverca): Thietm. VIII 32. P. 530; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 137, 142; именно на дочери Владимира Святославича от этого брака Марии женился ок. 1040 польск. кн. Казимир I), но идентификация Баумгартеном этой новой супруги Владимира Святославича крайне уязвима. Важнейшей заботой Владимира Святославича в христ. период его княжения летопись представляет организацию устойчивой обороны юж. подступов к Киеву от печенежских набегов. Владимир Святославич предпринял строительство по берегам притоков Днепра на правобережье (по Стугне) и на вост. берегу (по Десне, Суле, Трубежу, Остру и др.) грандиозной фортификационной системы, которая состояла из крепостей («градов»), соединенных сплошными земляными валами с деревянным тыном и населявшихся людьми, выведенными со всех концов Руси. Эту «крепчайшую и длиннейшую ограду» с воротами в ней видел в 1008 г. зап. архиеп. Бруно Кверфуртский на пути из Киева в Печенежскую степь (List Brunona. S. 98-99); ее следы до сих пор сохраняются в виде Змиевых валов. Обновлялись и расширялись крепостные укрепления в крупных городах вокруг Киева - в Белгороде, Переяславле; основывались новые - Василев, Городец Остерский, Воинь и др. В русле этой же политики была сильно расширена площадь Киева внутри новых городских стен (город Владимира).

http://pravoslavie.ru/38465.html

Иаков, см. Анунд Якоб Иаков Мних, древнерусский агиограф (втор. пол. XI в.) 45, 76 Иафет, с. библ. праотца Ноя 215, 215 Ибн Данишменд, эмир севастийский (нач. XI в.) 212 Ибн Иа‘куб (Якуб) Ибрахим, еврейский купец, кордовский посол (960-е гг.) 50, 148 Ибн Хордадбех, арабский географ (ум. ок. 912/3 г.) 20 Ибрахим Ибн Йа‘куб (Якуб), см. Ибн Йа‘куб Ибрахим IbahчehkoЛ. I 59 Игорь, кн. киевский (после 911 – после 944) IXa, 36, 39–40, 39, 45, 156, 156, 158, 226 Игорь Святославич, кн. новгород-северский, черниговский (1198–1202) IXa, 321 Игорь Ярославич, кн. волынский (с 1054 г.), смоленский (1057–1060) IXa Ида, м. св. Бруно Кверфуртского 69 Ида из Эльсдорфа, теща киевского кн. Святослава Ярославича, двоюродная сестра германского кор. Генриха IV (ум. после 1085 г.) II, III, 338–340, 338–339 ал-Идриси, арабский географ (ум. ок. 1165 г.) 148, 349 Изяслав Владимирович, кн. полоцкий (ум. в 1001 г.) IXa Изяслав Мстиславич, кн. волынский, киевский (1146–1154, с перерывами) IV, IXb, 183, 200, 206, 251, 264, 280–281, 310, 370–371 Изяслав (в крещении – Димитрий) Ярославич, кн. киевский (1054–1078, с перерывами) IV, IXa, 104, 111, 114, 119–120, 155, 157, 174–175, 177–178, 302–303, 339, 345, 351–352, 357–358 Икар, персонаж античной мифологии 305 Иларион, богослов, митр, киевский (1051 – не позднее 1055) 76 Илия II, патр. Градо (853–856) 53 Ильин Н. Н. 88 Илья, с. киевского кн. Ярослава Мудрого, кн. новгородский (1019) VII, IXa, 135, 196 Иммединги, знатный саксонский род (X–XI вв.) 338 Имре (Генрих), с. венгерского кор. Иштвана I (ум. в 1031 г.) V, 107, 108 Имре (Генрих), кор. венгерский (1096–1204) V, 332 Ингвар Путешественник, щведский викинг (ум. в 1041 г.?) 140 Инге I, кор. вестьётский (до 1080 г.), шведский (1080–1112) (тождествен со шведским кор. Анундом?) VII, IXb, 139–140 Ингиборг, ж. ободритского кор. Кнута Лаварда, д. киевского кн. Мстислава Владимировича (ум. после 1131г.) VII, IXb, 271, 343 Ингигерд (Ирина), ж. киевского кн. Ярослава Мудрого, д. шведского кор. Олава Шётконунга (ум. в 1050 г.) VII, IXa, 81, 131–133, 132, 135–136

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как выясняется из дальнейших описаний Бруно Кверфуртского, с его помощью киевскому князю удалось заключить с кочевниками мир, оставив тем в заложники одного из своих сыновей. Договор действовал до 1015 г.  но последний год жизни Владимира был омрачён возобновившимися нападениями, правда теперь старый каган уже не собирался обороняться, в степь, на поиски врага, вышло конное войско, ведомое сыном Борисом. Действия Владимира по укреплению южной границы можно рассматривать как первую в нашей истории военную реформу, повысившую роль Киева, как единого политического и военного центра и оказавшую влияние на формирование древнерусской народности. Направленные на юг, надо полагать, не всегда в добровольном порядке, «лучшие мужи», т.е. дружинники местных княжений, став военными поселенцами, попадали в новую реальность под непосредственное командование киевских воевод. Они должны были теперь выполнять единые задачи по охране и обороне общей границы и постепенно начинали воспринимать себя не «древлянами», «кривичами», «весью» или «радимичами», а «русью» - «русинами». В их сознании возникала, вырабатывалась новая гордость – сознание службы не столько общему сюзерену, пусть даже киевскому князю-кагану («не для ради князя Владимира…», как говорит былина), но самой Русской земле, в том числе и в широком смысле, всему её народу. Гарнизоны крепостей к югу от Киева и военных лагерей (открытых археологами в 80-х гг. прошлого века) - поселений, примыкающих к единой связавшей их оборонительной стене, прочно и четко очертившей границу, стали новым постоянным войском, увеличивавшим силу Владимира уже как настоящего монарха, ставя его в один ряд с такими военными реформаторами того периода, как родоначальники рыцарства Карл Великий и Генрих I Птицелов. Показательно, что создание пограничной стражи и укреплений, по времени следовало сразу же за принятием христианства. Так, новой верой и новой вооруженной силой Владимир Святой утвердил новую Русь, как бы поставив ее на новое, двуединое и потому особенно прочное основание, на котором она простояла потом более девятисот лет , выдерживая все бури, вплоть до начала XX века.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

Рикард (Ришар) II, герц, нормандский (996–1026) VII, 86, 86, 133–134, 133–134 Рикард (Ришар) III, герц, нормандский (1026–1027) VII, 86, 86 Рикард, венгерский доминиканец, автор записки о «Великой Венгрии» (1230-е гг.) 354 Рикард из Сан-Джермано, итальянский хронист (ум. в 1244 г.) 330 Рикберт, гр. хассегауский (рубеж X–XI вв.), дядя св. Бруно Кверфуртского 69 Рикдаг, мгр. майсенский (979/982–985) 66 Рикса, см. Рихеца (Рикса) Римберт, архиеп. гамбургско-бременский (865–888), автор «Жития св. Ансгара» 146 Рихар, аб. м-ря св. Маврикия в Магдебурге (954–968) 65, 65, 277 Рихенца, ж. чешского кн. Владислава I, д. гр. бергского Генриха (ум. в 1125 г.) VI, 263 Рихенца, ж. нортхаймского гр. Оттона 232 Рихенца, ж. ольденбургского гр. Эгильмара II 338 Рихеца (Рикса), ж. польского кор. Мешка II, д. лотарингского пгр. Эццона (ум. в 1063 г.) IV, 173 Рохинг, аб. Фульдского м-ря (сер. XI в.) 118 Рихлинта, ж. (нареченная?) швабского герц. Конрада, родственница германского имп. Оттона I (втор. пол. X в.) Ill, 189, 189 Рихлинта (?), ж. киевского кн. Ярополка Святославича, д. швабского герц. Конрада III, IXa Ришар, см. Рикард (Ришар) Роберт I, кор. французский (922–923) II, 374 Роберт II, кор. французский (996–1031) II Роберт, с. французского кор. Генриха I (ум. в 1060) II, 102 Роберт I, герц, нормандский (1027–1035) VII, 134, 134, 196 Роберт II, герц, капуанский (1127–1157, с перерывом) 244, 244, 247 Роберт II, гр. фландрский (1093–1111) 160, 160, 239 Роберт Гвискар, герц, апулийский и калабрийский (1059–1085) 365, 365 Роберт Храбрый, герц, западнофранкский (земель между Сеной и Луарой) (ум. в 866 г.) II, 238, 238 Рогер из Хельмарсхаузена, золотых дел мастер (см. также: Теофил Пресвитер) (ум. в 1125/52 г.) 193 Роджер I, великий гр. сицилийский (ум. в 1101 г.) V Роджер II, великий гр. сицилийский (1105–1154, с 1130 г. – кор.) 235, 235, 242, 242, 249, 349 Роджер из Ховдена, английский хронист (ум. в 1201/2 г.) 133 Родульф, см. Райнульф (Родульф) Роже, еп. шалонский (сер. XI в.) 100, 103–104

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 996 г. в сражении с печенегами у города Василева великий князь едва избежал плена, спрятавшись под мостом. Произошло это 6 августа, в праздник Преображения Господня, и святой Владимир в благодарность Богу за свое спасение построил в этом городе Преображенскую церковь. Встреча войск Владимира Святославича с печенегами на реке Трубеж у брода, где позднее был построен город Переяславль. Радзивиловская летопись С печенежской осадой Белгорода связано отразившееся в Начальной летописи народное предание о том, как по подсказке одного белгородского старца жители города обманули печенегов, создав у них иллюзию, что город изобилует запасами пищи, продемонстрировав вошедшим в город для переговоров печенегам, как они черпают из колодцев кисель, который вливается туда из подземных источников, и печенеги, решив, что измором взять Белгород не удастся, сняли осаду и вернулись к своим кочевьям. В 1008 г. немецкий миссионер архиепископ Бруно Кверфуртский остановился в Киеве на пути к печенегам, куда он направился для проповеди Евангелия. Князь Владимир пытался отговорить его от этого плана, считая его обреченным на неудачу и опасным для жизни Бруно. Но тот не отступил от своего намерения, и Владимир сопроводил его с эскортом из своих дружинников до границы с кочевьями печенегов. Благодаря посредничеству Бруно Владимиру удалось заключить мирный договор с печенегами, отправив к ним заложником одного из своих сыновей. Но в 1013 г. печенеги снова напали на Русь, на этот раз действуя в союзе с польским князем Болеславом Храбрым. Святому Владимиру удалось отразить агрессию. Одним из последствий заключенного после этого мира с поляками стала женитьба Святополка, сына или пасынка и племянника князя Владимира, на дочери Болеслава. Вскоре после этого Болеславом Польским был инспирирован заговор против святого Владимира, цель которого заключалась в том, чтобы посадить на его место своего зятя Святополка. Заговор был раскрыт; Святополк, его супруга и ее духовник епископ Рейнберн были арестованы: согласно «Хронике» Титмара Мерзебургского, Владимир, «услышав, что сын его, подстрекаемый Болеславом, тайно готовится восстать против него, схватил его вместе с женой и названным отцом (Рейнберном. – В. Ц. ) и заключил их, отдельно друг от друга под стражу» . Рейнберн умер в тюрьме: он, по словам Титмара Мерзебургского, «освободившись от тесной темницы тела, радуясь, отправился к свободе вечной славы» , а Святополк и его жена остались под стражей.

http://pravoslavie.ru/157669.html

Во всех важнейших центрах Руси были посажены на княжение сыновья Владимира. В Новгороде княжил старший, Вышеслав, в Полоцке — Изяслав, в Турове на Припяти — Святополк (сын князя Ярополка Святославича, усыновленный Владимиром), в Ростове — Ярослав. После смерти Вышеслава (предположительно, около 1010 года) Ярослав получает Новгород, а на его место, в Ростов, переведен Борис. Глеб был посажен в Муроме, Всеволод во Владимире-на-Волыни, Святослав в Древлянской земле, Мстислав в Тьмуторокани, Станислав в Смоленске, Судислав в Пскове. (Всего князь Владимир имел 12 сыновей.) Большинство названных городов — старые племенные центры, которые, благодаря нововведениям Владимира, управлялись теперь непосредственно сыновьями киевского князя. Войны с печенегами шли с переменным успехом почти непрерывно в течение всего княжения Владимира. Не раз Владимир терпел неудачи. Однажды Владимир лишь чудом не попал в плен, укрывшись под мостом у города Василева. Печенеги тогда ушли прочь, не обнаружив князя и не причинив значительного ущерба русским землям. Это чудесное избавление случилось в самый праздник Преображения Господня, 6 августа 996 года. Владимир дал тогда обет построить в Василеве Спасо-Преображенскую церковь. И уже вскоре обет был выполнен. В «Повести временных лет», древнейшем летописном своде из дошедших до нашего времени, записано несколько народных преданий о печенежских войнах. Одно из них рассказывает о юноше-кожемяке, победившем «зело страшного» печенежского богатыря в битве на реке Трубеж (в честь этого события, согласно летописи, был построен город Переяславль-Южный). Другое народное предание посвящено осаде печенегами города Белгорода (предание о «белгородском киселе»). Только благодаря находчивости некоего белгородского старца жители города перехитрили своих врагов и заставили их снять осаду. Около 1007/08 года на Руси побывал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, пытавшийся (правда, без особого успеха) проповедовать христианство среди печенегов. При его посредничестве Владимиру удалось заключить мир с кочевниками, направив к ним в качестве заложника одного из своих сыновей. Позднейшие летописи рассказывают о крещении самим Владимиром нескольких печенежских князей, перешедших на службу к русскому князю.

http://pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir...

Когда восточные фризы в северной Германии были покорены франками, святому Лиудгеру отвели для проповеди пять районов Фризии, ранее яростно сопротивлявшихся христианству. Но теперь фризы согласились стать христианами, если им будет послан учитель, который сможет говорить с ними на их языке. Святому дважды приходилось покидать эти земли из-за начинавшихся волнений, но это его не остановило: Лиудгер много странствовал по этим местам, уча и строя небольшие деревянные храмы и монастыри, и в итоге привел весь край ко Христу. Позднее он отказался от епископства в прославленном городе Трире, чтобы распространить свою проповедь и на живших по соседству саксов, которых завоевали франки при Карле Великом. Здесь он принял сан архиерея и стал первым епископом Мюнстера. Наконец, он основал большой монастырь с уставом святого Бенедикта в городе Верден на реке Рур (в нынешнем Гессене), который собрал монахов из Фризии, Саксонии и Франконии; на этом месте святой Лиудгер и пожелал быть погребенным – здесь же его мощи почитаются по сей день. В землях немного севернее другой миссионер – святитель Виллехад († ок. 789; память 8/21 ноября), приехавший из Англии, – стал первым епископом Бременским и принес Святое Евангелие в области вокруг Бремена и Ольденбурга. Пруссия Священномученик Адальберт Пражский. Последней важной частью нынешней Германии, просветившейся во Христе, была Пруссия, лежавшая на востоке. Ей, однако, так и не суждено было стать православной, поскольку жившие здесь люди долгое время придерживались языческих верований и отчаянно отвергали христианство, умертвив первых двух известных миссионеров, пришедших в их края: святого Адальберта Пражского († 997; память 23 апреля/6 мая; проповедовал также в Польше и Венгрии) и святого Бруно Кверфуртского († 1009; память 19 июня/2 июля) . Пруссы стали христианами лишь когда были насильственно обращены римо-католическими миссионерами в 1249 году. Православие в Германии после великой схизмы В современные Германию, Австрию и Швейцарию Православие принесли эмигранты, которые в течение последних 100 лет приезжали сюда из России, Сербии, Болгарии, Греции и других православных стран в поисках работы или как беженцы. Теперь во всех немецкоязычных странах существуют православные приходы, есть также сербский монастырь (скит святителя Спиридона) в Гайльнау, в Германии, службы в котором проходят в основном на немецком языке. (Регулярные православные богослужения стали проводиться в Германии, в Штутгарте, с 1816 года (год свадьбы принца Вильгельма и российской великой княгини Екатерины Павловны. – Примеч. пер. ); постоянная церковь освящена в 1895 году. В Швейцарии, в Женеве, русский православный храм существовал с 1866 года, а в Австрии, в Вене, – с 1899 года). Ищущие немцы сегодня открывают для себя Православие.

http://pravoslavie.ru/65185.html

Медаль в память о сооружении Владимирского собора в Киеве. Аверс с изображением равноап. кн. Владимира. 1895 г. Худож. А. Прахов (ГИМ) Важнейшей заботой В. С. в христ. период его княжения летопись представляет организацию устойчивой обороны юж. подступов к Киеву от печенежских набегов. В. С. предпринял строительство по берегам притоков Днепра на правобережье (по Стугне) и на вост. берегу (по Десне, Суле, Трубежу, Остру и др.) грандиозной фортификационной системы, к-рая состояла из крепостей («градов»), соединенных сплошными земляными валами с деревянным тыном и населявшихся людьми, выведенными со всех концов Руси. Эту «крепчайшую и длиннейшую ограду» с воротами в ней видел в 1008 г. зап. архиеп. Бруно Кверфуртский на пути из Киева в Печенежскую степь (List Brunona. S. 98-99); ее следы сохраняются до сих пор. Обновлялись и расширялись крепостные укрепления в крупных городах вокруг Киева - в Белгороде, Переяславле; основывались новые - Василев, Городец Остерский, Воинь и др. В русле этой же политики была сильно расширена площадь Киева внутри новых городских стен (город Владимира). Молитва кн. Владимира в Десятинной ц. и принесение им клятвы о выделении для Церкви десятины. Раздача милостыни по случаю этого события. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 69 об.) Молитва кн. Владимира в Десятинной ц. и принесение им клятвы о выделении для Церкви десятины. Раздача милостыни по случаю этого события. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 69 об.) Попытки замирения с печенегами, предпринимавшиеся В. С., не имели сколько-нибудь длительного успеха. Неизвестно, сколь долго просуществовал русско-печенежский мир, заключенный В. С. с помощью Бруно в 1008 г. и сопровождавшийся даже посылкой к печенегам в качестве заложника одного из Владимировичей, а также созданием эфемерной Печенежской епископии, к-рая находилась в каких-то не совсем ясных отношениях к Киевской митрополии. Так или иначе, «рать велика без перестани» с печенегами длилась до самой кончины В. С. и об ее интенсивности говорит, в частности, тот факт, что уже в ПВЛ, не более чем через столетие, воспоминания о ней приобретают эпические формы; таковы рассказ под 992 г. об отроке усмошвеце, победителе печенегов под Переяславлем, или повествование о «белгородском киселе» под 997 г., предвосхищающие позднейшие былинные сказания о «Владимире Красне Солнышке».

http://pravenc.ru/text/159104.html

После смерти Оттона I власть перешла к его сыну Оттону II (961-983; император с 967, правил самостоятельно с 973). Стремясь закрепить герм. влияние в Италии, в 981 г. он предпринял неудачную попытку завоевать Юж. Италию, потерпел сокрушительное поражение от арабов при Котроне (982) и едва избежал визант. плена. На съезде имперских князей в Вероне (983) добился избрания своего сына Оттона герм. королем. Летом 983 г. вост. области Г. сильно пострадали от набегов лютичей, еп-ства Бранденбург и Хафельберг были уничтожены, был разгромлен Гамбург, область между Эльбой и Одером, завоеванная Оттоном I, потеряна (за исключением земель Лужица (Лаузиц) и Мильско). В дек. 983 г. Оттон II умер от малярии в Риме. Герм. королем стал его малолетний сын. Христос коронует имп. Оттона II и его супругу Феофано. Аворий. 982–983 гг. (Музей Клюни, Париж) Христос коронует имп. Оттона II и его супругу Феофано. Аворий. 982–983 гг. (Музей Клюни, Париж) Период малолетства Оттона III (983-1002; правил самостоятельно с 995, император с 996) и регентства его матери имп. Феофано при поддержке архиеп. Виллигиза Майнцского (до 991), а затем бабки Оттона III имп. Адельгейды был отмечен борьбой магнатов за власть и ослаблением центральной власти в Г. Начав самостоятельно править, Оттон III предпринял поход в Италию (996), в Павии получил корону итал. королевства. В Риме способствовал избранию папой вместо умершего Иоанна XV своего кузена Бруно (взошел на папский престол под именем Григорий V ), к-рый и короновал его императором. Мечтая о создании единой христ. мировой державы с центрами в Риме, Ахене и, возможно, К-поле, Оттон III провозгласил политику т. н. renovatio imperii Romanorum - возрождения и христ. обновления Римской империи, к-рую он представлял, вероятно, как совокупность самостоятельных христ. королевств, подчиненных власти императора. Вклад в развитие имперской идеологии внесли канцлер Оттона III Гериберт , архиеп. Кёльнский (с 999), Лев, еп. Верчелльский, Герберт, еп. Аврилакский (впосл. папа Сильвестр II ). В Г. особый статус был придан Ахену и развитию в связи с этим почитания имп. Карла Великого (в 1000 была открыта гробница Карла в Ахене). Продолжая на востоке империи политику предшественников, Оттон III проводил христианизацию и колонизацию слав. земель, однако не стремился включить все новообращенные земли в систему нем. церковной организации. При его согласии в 1000-1001 гг. были созданы независимые от нем. прелатов архиеп-ства - Гнезно в польск. и Гран ( Эстергом ) в венг. землях. Близким ко двору Оттона III был миссионер Бруно Кверфуртский , в 1008 г. отправившийся проповедовать христианство печенегам и посетивший по дороге Киев.

http://pravenc.ru/text/164803.html

За что сожгли Джордано Бруно Имя Бруно известно сегодня прежде всего из-за трагического финала его жизни. При этом можно со всей ответственностью заявить, что Бруно пострадал не за свои научные взгляды и открытия. Просто потому, что… у него их не было! 4 июля, 2009 Имя Бруно известно сегодня прежде всего из-за трагического финала его жизни. При этом можно со всей ответственностью заявить, что Бруно пострадал не за свои научные взгляды и открытия. Просто потому, что… у него их не было! Начну с констатации факта: Джордано Бруно  (1548-1600) на самом деле пострадал от рук инквизиторов. 17 февраля 1600 года мыслитель был сожжен на Площади цветов в Риме. При любых интерпретациях и трактовках событий факт всегда остается фактом: инквизиция приговорила Бруно к смерти и привела приговор в исполнение. Подобный шаг вряд ли возможно оправдать с точки зрения евангельской морали. Поэтому смерть Бруно навсегда останется прискорбным событием в истории католического Запада. Вопрос в другом. За что пострадал Джордано Бруно? Сложившийся стереотип мученика науки не позволяет даже задуматься над ответом. Как за что? Естественно, за свои научные взгляды! Однако на поверку такой ответ оказывается по меньшей мере поверхностным. А по сути — просто неверным. Гипотезы измышляю! Как мыслитель, Джордано Бруно, безусловно, оказал большое влияние на развитие философской традиции своего времени и — косвенным образом — на развитие науки Нового времени, прежде всего как продолжатель идей Николая Кузанского, подрывавших физику и космологию Аристотеля. При этом сам Бруно не был ни физиком, ни астрономом. Идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались те, кто действительно создавал науку того времени: Коперник, Галилей , а позже Ньютон. Имя же Бруно известно сегодня прежде всего из-за трагического финала его жизни. При этом можно со всей ответственностью заявить, что Бруно пострадал не за свои научные взгляды и открытия. Просто потому, что… у него их не было! Бруно был религиозным философом, а не ученым. Естественнонаучные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д. Конечно, в эпоху становления науки эта разница (ученый или философ) была не столь очевидна, как сейчас. Вскоре после Бруно один из основоположников современной науки, Исаак Ньютон, определит эту границу так: «Гипотез не измышляю!» (т.е. все мои мысли подтверждены фактами и отражают объективный мир). Бруно «измышлял гипотезы». Собственно, больше ничем он и не занимался.

http://pravmir.ru/za-chto-sozhgli-dzhord...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010