Болнисский Сион. 478–493 гг [груз. ], кафедральный собор 478-493 гг. Болнисской и Дманисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в г. Болниси в 70 км к юго-западу от Тбилиси, в горной долине р. Хачен. Был сооружен как кафедральный собор новообразованной Болнисской епархии при ее предстоятеле еп. Давиде. В разных источниках упоминаются посвящения во имя Пресв. Богородицы и Св. Троицы. История Б. С. может быть отчасти воссоздана по сохранившимся строительным надписям, в 3 из них упоминаются создатели церкви: еп. Давид «с причтом» (надпись на плите над алтарным окном сев. придела и на балке архитрава вост. двери на сев. фасаде), а также Парнева[с] и Азарухт, вероятно, члены причта или приходской общины (надпись на архитраве зап. входа на сев. фасаде). Возведение церкви датируется посл. четв. V в. Работы были начаты в «двадцатый год царствования персидского царя [Перо]за» и завершены через 15 лет, что разные исследователи трактуют как 462-477 гг. (Ш. Я. Амиранишвили), 473-478 гг. (Н. П. Северов) или 478-493 гг.- наиболее принятый вариант (Г. Н. Чубинашвили, В. В. Беридзе). К более позднему времени относится надпись на притолоке входа в храм из юж. портика, в к-рой упоминаются «убогий» Илья Болнисский, прот. «церкви св. Григория» (возможно, первоначальное посвящение), «мампалы» (груз. властители) Давид с сыновьями и Абул и имена монахов, из чего можно заключить, что Б. С. в тот период мог быть монастырским храмом. Маленькая зальная часовня во имя св. Григория была пристроена в VIII в. Предположительно ко времени создания мон-ря, не позднее IX-X вв., была сооружена каменная ограда. В надписи XVII в., выполненной на мхедрули на стене отдельно стоящей колокольни, упоминается Болнисский еп. Николай, сын Баграта Мухран-Батони, прибывший «для управления кормилом Сионской Божией (Матери)». При нем была совершена внутренняя роспись Б. С. (согласно Северову, роспись и ремонт здания были сделаны в царствование Ростома на средства его супруги Марии), построены алтарная преграда, аналой и киворий, сделаны богатые вклады церковной утвари (богослужебные сосуды, кресты, иконы, ризы и литургические ткани), возведен ряд построек, в т. ч. колокольня. Все работы и вклады носили поминальный характер - «во отпущение многих [грехов], прощение душ отца моего и матери моей молите».

http://pravenc.ru/text/149689.html

Свято-Успенский собор (Болнисский Сион) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Болнисский сион (груз. ) — древнейший грузинский храм в форме базилики. Находится в селе Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли. Содержание История [ править править код ] Болнисский сион (груз. ) — древнейший грузинский храм в форме базилики. Находится в селе Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли. Постройка начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика в стране. В храме найдены одни из самых древних надписей на грузинском языке. Храм возведен на трехступенчатом цоколе. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. Центральный неф имел коробовой свод, а боковые — полукоробовой. С севера и юга были устроены галереи с большей кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня. Восточная алтарная часть имеет полуцилиндрический выступ. Внешние декоративные украшения почти отсутствуют, формы грузны и приземисты. Сложен из крупных квадров зеленоватого камня. Западный и восточный фасады монументально строги и лаконичны. Северный и южный фасады оживляются арками открытых боковых галерей. Интерьер храма формируется рядами крестообразных в сечении колонн. Крупные ясные и четкие формы придают внутреннему пространству монументальный характер. Резные каменные капители колонн и пилястр украшены изображениями животных и деревьев, а также содержат линейный орнамент в виде двойных арочек. Сюжеты изображений, видимо, связаны с символикой раннего христианства, но возможна и связь с древними местными культами. В трактовке форм прослеживается связь с искусством Ирана и Сирии, а также связь с местными традициями резьбы по дереву. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси Проезд: на юг от города Болниси, через 5 километров - село Квемо-Болниси, и уже километром далее будет собственно Болниси. Паломнику [ править править код ] Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] БОЛНИССКИЙ СИОН Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Болниси, село. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Болнисский Сион Собор. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 478 и 493. Адрес: Грузия, Квемо-Картли, Болниси, село Координаты: 41.388873, 44.512678 Проезд:на юг от города Болниси, через 5 километров - село Квемо-Болниси, и уже километром далее будет собственно Болниси Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Древняя базилика Болнисский Сион находится в живописном селении Болниси, в 70 км от Тбилиси, на юго-востоке Грузии. Постройка ее датируется 478-493 годами нашей эры, временем правления легендарного царя Вахтанга Горгасали, что делает храм старейшим из сохранившихся архитектурных сооружений на территории страны. Эта эпоха во многом знаменательна для грузинского народа. Именно в те годы происходит формирование государственности, неповторимой национальной культуры, признается самостоятельность Грузинской церкви от Византийской империи и ее столицы Константинополя. На фасаде храма имеются надписи, представляющие собой первые образцы грузинской письменности. Крест, запечатленный на восточном фасаде храма, позже названный Болнисским крестом, является одним из символов государства, он изображен на современном флаге Грузии. Внешний вид церкви прост и лаконичен. Стены облицованы гладкими плитами из туфа, бирюзового цвета. Но за внешней простотой здания, скрывается богатое внутреннее убранство. В этом заложена глубокая философия – превосходство скрытой красоты над показной. Своими простыми формами и естественными пропорциями интерьер создает впечатление мощи и внушительности. Прямоугольная конструкция базилики напоминает ковчег спасения. Архитектура здания отличается от традиционных образцов грузинского храмового зодчества, в нем отсутствует шатровый купол, широко представленный в более современных постройках. Два ряда колонн, расположенных внутри базилики, соединены арками, на капителях резные геометрические узоры. Недалеко от базилики располагается колокольня. Колокольня построена во время реконструкции сиона 1678-1688 гг. Тогда же были восстановлены своды. Сохранились остатки фресок кон. XVII в. Источники: http://kuba.livejournal.com/357204.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=44161

Шиомгвиме. Шио-Мгвимский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Иоанна Крестителя построена между 560 и 580 годами, ещё при жизни Святого Шио. При освящении храма присутствовал католикос Макарий (553-569), Иоанн Задазенский и с ним ещё некоторые ассирийские отцы. Возле храма Святой Шио вырыл колодец и 15 лет прожил в нём в формате затворничества, питаясь водой и просфирами. Шио умер здесь же, и мощи его хранились в монастыре до недавнего времени, и только в советский период их зачем-то сожгли. Небольшая часть уцелела и сейчас находится в храме Самтавро в Мцхете. Про перестройки храма история ничего не говорит, так что, похоже, он дошёл до нас в своём почти изначальном виде. Архитектурно сооружение очень сложное, входить надо через колокольню и внутри будет несколько тёмных залов. Про запрет фотографировать ничего не написано. Когда-то там был красивый иконостас, но сейчас его вывезли в столичный музей. Это одно из первых сооружений купольного типа в Грузии, и это же первый крестовый храм. Через полвека будет построен уже более сложный храм Джвари, а затем и Атенский Сион. Все эти храмы конструктивно похожи друг на друга. Если мысленно сравнить храм Иоанна с Болнисским Сионом, построенным на полвека раньше, то разница видна существенная. Странно то, что храм такого типа был построен первым, и в каком-то смысле последним. Впоследствии крестовые храмы строили в виде тетраконхов, затем, с 630 года, в виде крестовых храмов с опорой купола на столбы, а этот так и остался редким случаем храма с опорой купола на угловые выступы стен. Это своего рода храм-эксперимент, который не породил серии себе подобных. Колокольня перед храмом выглядит очень архаично, однако её построил Гиви Амилахвари в 1733 году - в том же году, когда за хребтом в Мухрани построили Мухранскую крепость. http://www.travelgeorgia.ru/255/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36881

Б. С., будучи самым ранним из декорированных храмов Грузии, отличается от более поздних купольных храмов скупой орнаментикой. Системное применение декоративной отделки (округлые сечения полуколонн и пилястр, профилировка баз, резьба капителей, «сухарики» в карнизах сводов) характерно только для сев. галереи (нартекса). Декор в интерьере ограничен капителями пилястр, фланкирующих триумфальную арку. Расположение и сюжеты рельефов в баптистерии и юж. притворе определены функцией этих помещений. Рельефы Б. С. выполнены из того же материала, что и здание, отличаются небольшой высотой, сюжеты не повторяются, в их расположении отсутствует регулярность, а в композиции - симметрия. Интерес представляют геометрические и растительные орнаментальные мотивы, среди к-рых изображения креста, павлинов, летящей птицы с венком в клюве, оленей (серн), преследуемых медведем или с 2 львами по сторонам, деревьев и растений. Геометрический орнамент представлен «плетенками» из пересекающихся кругов, поясков из треугольных зубцов. По мнению Чубинашвили, изображениями на столбах и стенах равноконечного креста в медальоне были отмечены места, где во время богослужения стояли вкладчики и строители Б. С. Укрепление и реставрация Б. С. производились в 1936-1939 и 1970-1971 гг. Лит.: Brosset M. Explication de diverges inscriptions géorgiennes, arméniennes et grecques//Mémories de l " Acad. des Sciences. Ser. 6. St.-Pb., 1840. Т. 4. [публ. надписей]; Millet G. École grecque dans l " architecture byzantine. P., 1916. P. 16-17; Чубинашвили Г. Н. Болнисский Сион//Изв. ин-та языка, истории и материальной культуры им. акад. Н. Я. Марра. Тбилиси, 1940. Вып. 9; Северов Н. П. Памятники грузинского искусства. М., 1947. С. 8, 24, 169-170. Табл. 3-4; Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1950. Т. 1. С. 99, 101-106; он же. К уточнению даты постройки Болнисского Сиона//Тр. Груз. политехнического ин-та. Тбилиси, 1958. Вып. 4 (61). с. 1-3 (на груз. яз.); Якобсон А. Л. Взаимоотношения и взаимосвязи армянского и грузинского средневекового зодчества//Сов. Арх. 1970. 4. С. 43; Беридзе В. В. Грузинская архитектура «раннехристианского» времени (IV-VII вв.). Тбилиси, 1974; Аладашвили Н. А. Монументальная скульптура Грузии: фигурные рельефы V-XI вв. М., 1977. С. 11-16, 220-221; Гвердцители Р. О первоначальной форме свода перекрытия среднего нефа и кровли Болнисского Сиона//II Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1977. Отд. отт.; Дейхман Ф. В. О развитии базилики со столбами: базилика Болнисский Сион//Там же; http://www.geo.orthodoxy.ru/churches6.htm [электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/149689.html

Композицию и детали Б. С. отличают яркие черты, позволяющие считать его оригинальным творением раннего зодчества Грузии. Большая (25 ´ 25 ´ 25 м), прямоугольная в плане трехнефная базилика образована 5 парами крещатых опор, перекрыта двухскатной кровлей, имеет единственную полукруглую (внутри подковообразную) апсиду в ширину центрального нефа. Пастофории и вход с зап. стороны первоначально отсутствовали. С сев. и юж. сторон к базилике примыкают симметричные пристройки с наружными входами, с севера - галерея-нартекс с цилиндрическим сводом, шестипролетной полуоткрытой аркадой и апсидой внутри вост. стены. В юж. пристройке, прямоугольной в плане, вероятно, располагался баптистерий с коробовым сводом, 2 нишами-экседрами в торцевых стенах, выходом в юж. неф базилики и полузакрытый притвор меньшей ширины с входом в юж. неф базилики и наружной двойной аркадой. С вост. стороны, левее апсиды, вероятно, позднее пристроен самостоятельный кубический объем - притвор с алтарной нишей внутри стены и каменным престолом (высота ок. 1,3 м), возведенный над криптой и соединенный проемом с сев. нефом базилики. Пропорции храма четкие и простые (1:1, 1:2, 1:4), фасады гладкие, декор ограничен надписями и графическими изображениями креста, вписанного в круглый медальон. Своеобразное восприятие создает местный строительный материал - т. н. болнисский туф зеленовато-голубого (бирюзового) оттенка, из к-рого сложены стены, своды и арочные конструкции здания. Однородность материала и единство строительной техники (двусторонняя панцирная кладка ровными рядами из тесаных блоков на известковом растворе с буто-бетонным внутренним заполнением) придают постройке монолитный характер. В конструкциях и декоре широко применялась форма подковообразной арки. Скульптурный декор Скульптурный декор Внутренняя структура базилики, вытянутой по оси восток-запад, в объемной композиции не выявлена. Боковые пристройки, поднимаясь примерно на 2/3 высоты внешних стен главного объема, приближают общий план здания к правильному квадрату. Продольной оси, намеченной выступом апсиды, противопоставлена перпендикулярная функциональная ось здания, связанная с боковым расположением 2 входов (шириной ок. 2 м) на сев. фасаде. Внутреннее пространство храма поражает сложностью ритмической организации и грандиозностью архитектурных масс. Выступам крещатых опор на боковых стенах соответствуют пилястры, пяты арок опираются на импостные капители, базы опор профилированы. Центральный неф освещается двучастными окнами в верху торцевых стен и небольшим окном апсиды, боковые нефы - небольшими окошками торцевых стен и люнетами (высота ок. 1,3 м) поверх входов. Нынешние своды, возведенные из кирпича,- результат перестройки храма в XVII в. Первоначально средний неф возвышался над боковыми и хорошо освещался окнами, находившимися в основании свода.

http://pravenc.ru/text/149689.html

Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. С IX в. нек-рые визант. церкви имели внешние крытые Г.: храм Христа Акаталепта в К-поле (сер.- 2-я пол. IX в.) окружала с 3 сторон Г., сообщавшаяся тройными аркадами на колоннах с юж. и сев. ветвями планового креста; к ц. св. Феодора (Килисе-джами) в К-поле (XI в.) с сев. и юж. сторон примыкали Г., открывавшиеся высоким проемом в храм, а с зап. стороны соединявшиеся с нартексом. В палеологовскую эпоху внешние Г. трансформировались в полуоткрытые портики с чередованием проемов в виде аркад с тонкими полуколонками и нишами (храмы святых Пантелеимона, XII в., и Екатерины, кон. XIII в., в Фессалонике). Открытые Г. примыкали снаружи к сев. (1-я пол. XII в.) и юж. (до 1180) церквам мон-ря Пантократора (Зейрек-джами) в К-поле, к сев. фасаду храма Афендико мон-ря Вронтохион, к ц. Богородицы Пантанассы в Мистре (ок. 1430). В Закавказье внешние Г. известны уже с V в.: так, Болнисский Сион (478-493) имел открытую Г. с сев. стороны; к храмам в Текоре (V в.), Ереруйке (V в.), Двине (кон. V в.), Одзуне (VII в.) примыкали Г., сооружавшиеся с 1, 2 или 3 сторон зданий; собор Светицховели в Мцхете (1010-1029, зодчий Арсукидзе) имел открытые Г. по продольным фасадам здания (утрачены в XIX в.). Хоры в храмах Грузии появились с VII в.: в Цроми (626-634) они располагались над нартексом. В X-XI вв. такие Г. являлись обязательной частью кафедральных соборов: ц. Квелацминда в Гурджаани (VIII-IX вв.) имела И-образные в плане хоры; в соборе Баграта в Кутаиси хоры (построены в 1003) располагались с 3 сторон планового зап. рукава; в ц. св. Георгия в Алаверди (нач. XI в.) хоры находились во 2-м ярусе боковых нефов. Внешние Г., располагавшиеся выше боковых нефов, имели нек-рые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, ц. Богородицы мон-ря Липса в К-поле (908). В церковных постройках Запада Г. появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (ок. 800), построенная в подражание ц. Сан-Витале в Равенне, имела Г. в верхнем ярусе. В оттоновский период Г. над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т. д. (ц. св. Кириака в Гернроде, XI в.). Г. над боковыми нефами сооружали в романских храмах (ц. Сен-Реми в Реймсе, 1005-1045; ц. Сент-Этьен в Кале, 1065-1081); И-образную планировку имела Г. ц. Сен-Сернен в Тулузе (1096-1250). Важной особенностью романской архитектуры является «карликовая» Г. (dwarf) с аркадой, идущая вдоль стены снаружи здания, явившаяся прообразом аркатурных поясов.

http://pravenc.ru/text/161519.html

Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Картлийское царство (позднее - эрисмтаварство) охватывало помимо собственно территорий К. также юго-зап. (Месхети (Тао-Кларджети)) и вост. (Кахети-Эрети) провинции Грузии. В IX-X вв. в понятие Картли входила как Вост., так и Зап. Грузия. К концу X в. это название сменилось более емким культурно-политическим Сакартвело ( - груз. наименование Грузии, т. е. страна грузин). История Древнейшие верования картлийцев - см. «Дохристианские верования древних грузин: I. Картли» в разд. «История» ст. Грузия . Христианизация К. Христианство стало распространяться в К. в I в. по Р. Х., с проповедью ап. Андрея Первозванного (подробнее см. «Распространение христианства в Иверии в первые века по Р. Х.» в разд. «История» ст. Грузия ). В 326 г. в результате проповеди св. равноап. Нины К. приняла Крещение; христианство стало гос. религией. Первые церкви в К. были воздвигнуты в Манглиси (Квемо-Картли) и в столице царства Мцхете ( Светицховели и Самтавро ). В IV в., согласно груз. летописям, были выстроены церкви в Цилкани (Шида-Картли) и Болнисский Сион (Квемо-Картли) (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91-92; КЦ. 1955. Т. 1. С. 131-132, 137-138). В IV-V вв. в К. появилось монашество; из греч. надписи на гробнице в Цилкани известны имена первых монахов: это амба (отец) Фаранусес, Тикас, Паприупас (?) и Исдигердес (?) ( Каухчишвили. 2004. С. 213-214). Сравнительно медленно распространялось Православие в горных областях К. По сведениям грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), когда св. Нина, свящ. Иаков (в 60-70-х гг. IV в. епископ Картли (Мцхетский)) и эристав прибыли в Цобени, они «призвали горцев… чартальцев, пховцев, цилканцев и гудамакарцев, проповедали им веру Христову истинную… но те не пожелали принять Крещения» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 88-89). Распространение христианства в сев. частях Вост. Грузии связано с деятельностью 12 сирийских отцов (VI в.), пришедших под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского из Антиохии и проповедовавших в разных регионах К. и Кахети . Артефакты из Стирфазского и Едисского могильников свидетельствуют о постепенной христианизации горных областей Шида-Картли (верхнее течение р. Лиахви) в V-VII вв.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 142; Он же. То же. 2008. С. 76). От персов в К. пострадали первые мученики ГПЦ: мч. Ражден († 457), царица вмц. Шушаник († 475), царь Вахтанг Горгасали († 502), сщмч. Авив , еп. Некресский (60-е гг. VI в.), мч. Евстафий Мцхетский († 589). Центрами паломничества в К. в раннее средневековье являлись мцхетский Джвари , Манглиси, где хранились подножные доски Креста Христова, и Цуртави, в к-ром были упокоены мощи царицы вмц. Шушаник; в XII в., после перенесения мощей вмц. Шушаник в Тбилиси, Цуртави утратил значение церковно-политического центра Квемо-Картли. Джвари считался символом государственности Грузии, здесь располагалась усыпальница Картлийских эрисмтаваров и находившихся с ними в родстве Багратиони, выдвинувшихся на политическое поприще Грузии уже в VI в. (З. Алексидзе). Также в этот период в К. были сооружены такие памятники грузинской церковной архитектуры, как Цроми (626-634/5), Самцевриси (30-е гг. VII в.), Атени Сиони (1-я пол. VII в.) и др. На стенах соборов Болнисский Сион, Джвари и Цроми эпиграфически зафиксированы древнейшие образцы груз. письменности, выполненные асомтаврули . В период владычества арабов в Грузии (в 30-х гг. VIII в. был образован Тбилисский эмират Арабского халифата) мученическую смерть в К. приняли св. царь Арчил I († ок. 744), мч. Або Тбилисский († 757/8), вмч. Константи-Каха († 853). В К. сохранились исторические свидетельства того, что провизантийски настроенные представители груз. аристократии К. открыто демонстрировали свою независимость от центральной араб. власти, приверженность христианству и провизант. настрой. Так, о феодале, изображенном на стеле VIII в. из с. Кавтисхеви (муниципалитет Каспи), известно, что он носил визант. титул ипатия; коленопреклонному вельможе, представленному на стеле из с. Усанети (близ Хашури, VIII в.), ангел протягивает корону визант. образца (КГН. 1980. Т. 1. С. 118-130). В 759-777 гг. в Квемо-Картли представители дома питиахшей Вараз-Бакур и Иоанн возвели Самшвилдский Сиони , один из самих больших храмов т.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Каспский р-он, с. Эртацминда Проезд: Общественный транспорт ходит в Эртацминду два раза в день. Из Тбилиси маршрутка отходит в 11:00 и 17:00, выходить нужно на остановке недалеко от ж/д вокзала, где " Детский мир " . Также можно доехать на маршрутке до Каспи, а оттуда на такси, либо на попутках до Эртацминда. Подробнее... Свято-Успенский собор (Болнисский Сион) [ править править код ] Болнисский сион (груз. ) — древнейший грузинский храм в форме базилики. Находится в селе Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли. Постройка начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика в стране. В храме найдены одни из самых древних надписей на грузинском языке. Храм возведен на трехступенчатом цоколе. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. Центральный неф имел коробовой свод, а боковые — полукоробовой. С севера и юга были устроены галереи с большей кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня. Восточная алтарная часть имеет полуцилиндрический выступ. Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси Проезд: на юг от города Болниси, через 5 километров - село Квемо-Болниси, и уже километром далее будет собственно Болниси. Подробнее... Свято-Успенский собор (Манглиси) [ править править код ] Согласно грузинским летописям, храм был заложен в 326-м году. Долгое время здесь хранилась одна из христианских святынь - гвоздь из креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот гвоздь был подарен грузинским христианам римским императором Константином I. Интересно, что Манглисский храм, в отличии от большинства храмов Грузии, ни разу не был разрушен. В VII-м и XI-м веках он перестраивался. В XI-м веке интерьеры храма были расписаны грузинскими художниками, фрески сохранялись до середины XIX века, но сейчас остались только в куполе. В 1852-м году силами расквартированного в Манглиси российского полка в храме был проведён ремонт. Следы этого ремонта хорошо угадываются во фрагментах внешнего декора. Тогда же были заштукатурены стены изнутри храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(храмы)

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010