163 Лурье В. М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. – СПб., 2000. – С. 46. 164 Попова Т. В. Античная биография и византийская агиография.//Античность и Византия. – М., 1975. С. 218–265. 166 Здесь мы отмечаем взаимодействие антропологии и космологии в сфере литературного процесса, – это важно в аспекте дальнейших рассуждений о параллельных процессах в философии ранних платоников и каппадокийцев, – о чем будет сказано несколько позже. 168 Десницкий А. С. Семитские истоки византийской литургической поэзии.//Традиции и наследие христианского Востока. – М., 1996. С. 209–220. 171 Архаизация формы в литературе и изобразительном искусстве связана с эволюцией стилистической системы: «более архаический слой культуры проступает в более позднем слое, парадоксально усиливая не архаизм, а, напротив, впечатляющую новизну произведения». Этот общий закон развития художественной формы сформулирован Аби Варбургом, он называет его «патетической формулой». 174 Миллер Т. Византийская экзегеза. – Патристика. Новые переводы. Статьи. – Нижний Новгород, 2001. С. 217. 177 Аренц М. Избранные сочинения по литургике Т. I. Таинства Византийского Евлохия. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. Архимандрит Киприан (Керн) . Евхаристия. М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 1999. 178 Миллер Т. Византийская экзегеза.//Патристика. Новые переводы. Статьи. – Нижний Новгород: Издательство во имя Святого Князя Александра Невского. – 2001. С. 204–250. 179 Десницкий А. С. Семитские истоки литургической поэзии. – «Традиции и наследие христианского Востока. Материалы международной конференции. – М., 1996. С. 209–220. Статья включает библиографию по данному вопросу. 181 Десницкий А. С. Поэтика библейского параллелизма. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. С. 9. 182 Десницкий А. С. Поэтика библейского параллелизма. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. С. 9. 183 Цит. по: Якобсон Р. О. Грамматический параллелизм и его русские аспекты//Якобсон Р. О. Работы по поэтике. – М.: Прогресс, 1987. – С. 100.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Рубрики Коллекции Как жены-мироносицы изменили мир О женском предназначении, о женщине в истории, о женской любви и свободе, а так же о том как всё это отражается в мировом искусстве а через него в нас самих — в новой встрече «Женского клуба» говорит кандидат культурологии, искусствовед, специалист по русской иконописи Ирина Языкова. Женский клуб — это подкаст про женщин, женскую природу и её особенности, про реализацию себя в профессии, семье и социальной жизни. К нам приходят героини, которые многого достигли и готовы… 01.05.2023 «Искусство как диалог с Богом» — открытая лекция Академии журнала «Фома» Смотрите первую лекцию из цикла по живописи «Как искусство говорит о Боге? Разбираем все от икон до современных арт-проектов» с известным культурологом и специалистом — Ириной Языковой. 10.06.2022 Образ Александра Невского в иконографии на примере икон собора свт. Николая в Вене Никольский собор в Вене начинали строить в 1893 году при Александре III, закончен он был при Николае II и освящен в 1899 году. Оба храма, входящие в соборный комплекс, посвящены святым покровителям государей: нижний — Александру Невскому, верхний — святителю Николаю Мирликийскому, и образы этих святых присутствуют в соборе, причем в очень разнообразной иконографии. 13.01.2022 22.02.2021 Андрей Рублев: что в нем особенного? «Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор. Но как именно писал Андрей Рублев? Что такого уникального было в его стиле? И почему его работы до сих пор считаются непревзойденными шедеврами иконописного искусства? Разобраться в этом нам помогает заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола… 16.07.2021 Созерцая «Троицу». Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи Кто, кроме преподобного Андрея, имел отношение к созданию великого образа? Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено четвертое место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой? О тайнах «Троицы» читателям «Фомы» рассказывает заведующая кафедры христианской культуры Библейско-богословского института св. Апостола Андрея (ББИ) и преподавателем Коломенской духовной семинарии, Ирина Константиновна Языкова.

http://foma.ru/authors/jazykova-irina

В Германии прошла конференция «Апостол Андрей и Христианская экумена» 12 июня 2008 г. 16:42 С 7 по 11 июня в немецком городе Фрайзенге состоялась Международная конференция, посвященная 800-летию перенесения мощей святого апостола Андрея Первозванного из Константинополя в Амальфи — «Апостол Андрей и Христианская экумена: богословие, культурное и историческое значение, почитание апостола Андрея в современном мире». Организаторами конференции выступили — Католический комитет по культурному сотрудничеству (Рим), Библейско-богословский институт святого апостола Андрея Первозванного (Москва), архидиоцез Амальфы в сотрудничестве с Румынским Патриархатом и богословским факультетом Бухарестского университета, Христианским образовательным центром им. свв. Кирилла и Мефодия (Минск), Институтом всеобщей истории РАН (Москва) при участии представителей Греции, Грузии, Украины, Шотландии и др. По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира участие в работе конференции принял архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп . 8 июня архиепископ Филипп совершил Божественную литургию в храме святого Иосифа Обручника (юрисдикция Русской Православной Церкви) города Мюнхена, в сослужении настоятеля храма священника Николая Затянича. В этот день храм был заполнен богомольцами и многие из прихожан приобщились Святых Христовых Тайн. По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим со словом поучения. Открыли работу конференции архиепископ Мюнхена и Фрайзинга кардинал Вэттэр, митрополит Ганский Эммануил ( Константинопольский Патриархат ), секретарь Папского совета по содействию христианскому единству священник Милан Жуст, представители Александрийской , Грузинской , Польской , Румынской Церквей и другие. На открытии конференции архиепископ Филипп зачитал приветственное слово Блаженнейшего митрополита Владимира. Материалы этой конференции и предшествующих ей коллоквиумов послужат основой для юбилейного сборника, который выйдет в этом году. Сайт Полтавской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/421031.htm...

15 . Агафангел (Соловьев) , епископ. Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением. – Вятка, 1861. (Книга издана без указания имени автора). 16 . Бабичев Виталий, свящ. Библейский Иов и «невинные» страдальцы месопотамской литературы/Глава из канд. дисс.: Сравнительный анализ Священного Писания Ветхого Завета и шумеро-аккадской литературы. – Сергиев Посад, 2006. – с. 68–76. 17 . Бухарев А. Святой Иов Многострадальный. Обозрение его времени и искушения по его книге. – М., 1864. 18 . Виссарион (Нечаев) , епископ. Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского . – М.. 2009. 19 . Гостева Е. Книга Иова. Попытка интерпретации//Альфа и Омега. – 1 (45). – М., 2006. 20 . Дионисий (Шленов) , иеромонах. Отзыв на дипломную работу выпускника Московской Духовной семинарии Бориса Тимофеева по кафедре Филологии на тему: Перевод первой книги «Морали на Иова» (Moralia in Iob) святителя Григория Двоеслова , папы Римского//Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией и семинарией. – 5–6. – 2005–2006. 21 . Елеонский Н. О времени происхождения книги Иова//Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения. – 1872. – январь. 22 . Иаков (Тисленко), монах. Толкование на книгу Иова (гл. 1–8). – Троице-Сергиева Лавра, 1998. 23 . Иоасаф (Морза), иером. Дидим Слепец и его комментарии на книгу Иова: канд. дисс. – Жировичи: Минская Духовная Академия, 2003. 24 . Козырев Ф.Н. Искушение и победа святого Иова. Победа Иакова. – М.: Дом надежды, 2005. – 368 с. 25 . Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. – М., 1983. 26 . Крифт П. Иов. Жизнь – это страдание.//Мир Библии. – М., 1997. – 4. – с. 5–15. 27 . Люберинг Кэрол. Беседы с Иовом и Юлианой Норвичской. – М.: Библейский Богословский Институт св. апостола Андрея, 2003. 28 . Мень А., прот. Книга Иова/Мень А., прот. Библиологический словарь. М: Фонд имени Александра Меня, 2000. – Т. 1. – С. 243–246. 29 . Павский Г. , прот. Нечто о книге Иова.//Христианское чтение. – 1833. – Ч. 3 30 . Петровский А. , свящ. Толкование на книгу Иова. – СПб., 1907. – 121 с. (Эти же комментарии находятся в Толковой Библии, издания преемников А.П. Лопухина ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

«Три в одном»: как принципы физтеха помогают в работе богословского вуза Ректор Библейско-богословского института Алексей Бодров – о деятельности ББИ, его истории и планах на будущее 5 сентября, 2015 Ректор Библейско-богословского института Алексей Бодров – о деятельности ББИ, его истории и планах на будущее Как 25 лет назад появилось одно из первых светских богословских учебных заведений? Какую роль в этом сыграл отец Александр Мень? Как физик-теоретик стал богословом? Как труды протестантских богословов, изданные Библейско-богословским институтом (ББИ), воспринимаются в православных семинариях? Что такое Летний богословский институт и зачем физикам – докторам наук тратить свой отпуск на общение с богословами? Обо всем этом рассказывает Алексей Бодров, ректор ББИ святого апостола Андрея. – Алексей Эдуардович, вспоминаю, что первое интервью я брала у Вас почти 20 лет назад для «Радио России». Мы тогда хотели познакомить слушателей программы «Верую» с чем-то очень необычным – светским богословским образовательным учреждением. После 70 лет советского атеизма это звучало экзотически. Настрой тогда у Вас был, я помню, воодушевленный, приподнятый, коллектив института был полон планов. С каким настроением Вы встречаете четвертьвековой юбилей ББИ? – Знаете, вспоминаются слова апостола Павла: «Если кто смеет  хвалиться   чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я»(2 Кор.11, 21). Все-таки, несмотря на все огорчения, которых, конечно, хватало на всех этапах нашей работы, нам есть чем «похвалиться». Вот, например, передо мной наши книги – больше 300 изданий. Это не брошюры, а сложнейшие богословские труды всех христианских конфессий. И, может, не каждый день, но регулярно мы получаем какие-то отзывы, часто неформальные, что называется, крики души – от людей, до которых какая-нибудь из наших книжек дошла, или от ректоров семинарий, или библиотекарей. Не сдерживая чувств, они пишут: эта книга – просто шедевр; без ваших книг было бы невозможно развивать богословское образование и т.д. Это очень нас поддерживает.

http://pravmir.ru/tri-v-odnom-kak-prints...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Андрей Рублев: что в нем особенного? 5 мин., 17.07.2020 «Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор. Но как именно писал Андрей Рублев? Что такого уникального было в его стиле? И почему его работы до сих пор считаются непревзойденными шедеврами иконописного искусства? Разобраться в этом нам помогает заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова. Как ни парадоксально, но известно о преподобном Андрее Рублеве очень мало. Он считался автором так называемого «Звенигородского чина» — трех образов деисисного ряда Деисис (от греч. δησις — прошение, моление) — один из рядов иконостаса, как правило, первый или второй снизу, в центре которого находится образ Спасителя, а по бокам — обращенные к Нему в молитве святые, чаще всего — Богородица и Иоанн Предтеча. — Прим. ред. в иконостасе звенигородского Успенского собора на Городке, но недавно факт принадлежности этих работ ему был поставлен под сомнение. Известно, что Рублев участвовал в росписи иконостаса Благовещенского собора в Кремле, но после грандиозного пожара большинство икон было утрачено, и принадлежит ли что-либо из сохранившегося Рублеву — вопрос, на который нет ответа… Единственное, что Рублев написал несомненно, — это знаменитая «Троица». Как тогда можно говорить об особом «стиле Андрея Рублева»? Говорить о стиле Рублева действительно очень трудно. Но тут нужно иметь в виду один нюанс. Иконописное искусство — принципиально анонимное, авторы почти никогда не ставят на иконах свои имена. И, тем не менее, имя Андрея Рублева — запомнилось. Оно фигурирует в летописях, его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий. Значит, слава Рублева была велика, современники отмечали его, видели, что он не копиист, не подражатель византийских мастеров.

http://foma.ru/andrej-rublev-chto-v-nem-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ (ББИ), высшее учебное заведение, открытое в Москве в 1995 г. на базе Общедоступного правосл. ун-та, основанного прот. Александром Менем . Среди основателей и попечителей ин-та - архиереи, священнослужители и миряне РПЦ, правосл. Поместных Церквей, представители др. христ. конфессий, российские и иностранные ученые, общественные деятели. В 1997 г. ББИ получил гос. лицензию (специальность «теология»). Полный курс очного обучения в ин-те - 5 лет, его основу составляет углубленная подготовка по гуманитарным и богословским наукам, изучение древних языков. ББИ готовит специалистов для работы в сфере богословия и религиеведения (преподавателей, исследователей, переводчиков, редакторов, журналистов, социологов). Основные направления подготовки специалистов - библеистика, библейские языки, христ. культура, история Церкви, богословие, философия, межконфессиональный и межрелиг. диалог, социальные науки. В 2001/02 уч. г. в ББИ обучалось 57 студентов. В ББИ существуют различные формы образования - летние и зимние богословские ин-ты. С 1999 г. в сотрудничестве с «Христианским образовательным центром им. св. Мефодия и Кирилла» (Минск) и по благословению митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) организуются летние богословские ин-ты. Их слушателями стали выпускники Минской ДА и Минской ДС, фак-та теологии им. св. Мефодия и Кирилла. В 2002 г. проводил занятия 1-й Московский летний богословский ин-т. Подобные занятия с разными категориями слушателей проходят и в др. регионах СНГ. ББИ проводит стажировки (1-2 года) для старшекурсников и выпускников духовных семинарий и богословских фак-тов. В ин-те регулярно проходят конференции по различным разделам богословия, работает еженедельный научно-методический семинар «Богословие, культура, образование» и проводятся ежегодные Андреевские чтения по совр. проблемам богословия. Важнейшим направлением развития ББИ является издательская деятельность, направленная в основном на выпуск учебников, хрестоматий, библейских комментариев и словарей. Регулярно переиздается сборник учебных программ ББИ по всем читаемым в ин-те курсам с приложением библиографии, вопросов для самоподготовки. В сериях «Современная библеистика», «Современное богословие», «Современная апологетика», «Богословие и наука», «История Церкви», «Межконфессиональный и межрелигиозный диалог», «Читая Библию», «Религиозные мыслители», «Услышать человека» к июлю 2002 г. издано ок. 100 книг. ББИ издает ежеквартальный ж. «Страницы: Богословие, культура, образование» и альманах «Мир Библии» . А. Э. Бодров Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/149137.html

[ Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В. С. Бобринской. М.: Правосл. Св.-Тихон. богословский ин-т, 1999. С. 7. Перший православний Церковний Собор УАПЦ 14–30 жовтня 1921 р.: документи К., «Жовква», 1999. 560 с. Декларация митрополита Сергия 29 июля 1927 года//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М.: Изд. Библейско-Богословский институт святого Апостола Андрея. М. 1996. С. 224-228. С. О. Жураковський йосифляни. Документальне К.: НАН 2008. С. 62. Яснопольская В. Н. Счастливый случай: Воспоминания/авт. ст. «Происхождение текста» и примечаний П. Г. Проценко//Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: 1918–1932: Свидетельства. Мемуары/сост. П. Г. Проценко. Н-Новгород: Изд-во Братства во имя св. Александра Невского, 2004. С. 511. Архимандрит Спиридон (Кисляков, 1875−1930) — известный киевский проповедник, миссионер, религиозный публицист. После идейного сближения с прот. А. Жураковским, объединяют вокруг себя одну из самых крупных иосифлянских общин, не признавших «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского). См. о нем: Малоизвестные страницы церковного служения Экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) в 1922-1923 годах (По материалам следственного дела). Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. II:1 (30). Глаголева-Пальян Магдалина. Воспоминания об отце Александре и отце Алексее и их окружении//Глаголев А.,свящ. Купина Неопалимая. К.: Дух 2002. С. 232. Л[опушанская] Е. Епископы исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 89-90. Цит. по: Шкаровский М. В. Иосифлянское движение в Киеве в первой половине 1930-х гг: священник Димитрий Шпаковский и епископ Дамаскин (Цедрик)//ТКДА. 14. К., 2011. С. 209-210.  Глаголев Алексей Александрович (1901−1972 гг.) — учился в Киевском Подольском духовном училище и в Киевской Духовной Семинарии. После окончания Семинарии учился в Киевской 3-й Гимназии, а также в Киевском Институте Внешних Сношений, где занимался изучением языков, но институт не окончил. Состоял слушателем Киевской Православной Богословской Академии до ее закрытия в 1924 году. Первый арест (7-15 мая 1932 г.) — освобожден. На момент ареста работал от конторы Киевкомунбуда в Зоологическом саду в качестве чернорабочего−бетонщика. 1941 г. — состоялась священническая хиротония Алексия Глаголева./См. о нем: Патока Л. Священник, сын священника: к столетию со дня рождения Алексия Александровича ми. 4-5. 2001. С. 38-41.

http://bogoslov.ru/article/3248265

27 . Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 496 С. 28 . Колоссы//Большой библейский словарь/под ред. Элуэлла У., Камфорта Ф. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 701. 29 . Краснощеков К., свящ. Отношение к рабству апостола Павла и Плиния Младшего: сравнительный анализ//Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. 2014. 8. С. 136–143. 30 . Мак-Артур Дж. Послание к Филимону//Толкование книг Нового Завета: Колоссянам и Филимону. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 149–174. 31 . Мень А., прот. Павла св. апостола послания//Библиологический словарь. В 3 т. Т. 2. М.: «Фонд имени Александра Меня», 2002. С. 332–374. 32 . Мецгер Б. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение/Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1998. 332 С. 33 . Минея, месяц Ноябрь. В 2 ч. Ч. 2. М.: Издательство Московской Патриархии, 1998. 541 С. 34 . Минея, месяц Февраль. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. 754 С. 35 . Никифор (Бажанов) , архим. Филимон//Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С. 671. 36 . Пелагий. Толкования на послания Павла//Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Том IX: Послания к Колоссянам, Фессалоникийцам 1-е и 2-е, Тимофею 1-е и 2-е, Титу, Филимону/Пер. с англ., греч., лат., сир. Ред. тома П. Гордэй/Ред. русского издания тома A. M. Шуфрин и Г. И. Беневич. Тверь: Герменевтика, 2006. С. 384–385. 37 . Плиний Младший. Письма. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. 405 С. 38 . Ролофф Ю. Введение в Новый Завет. М.: Издательство ББИ, 2016. 225 С. 39 . Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/под ред. К. Эванса и др. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. 986 С. 40 . Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. М.: Издательство Крутицкого Патриаршего Подворья, 2006. 648 С.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Я сколько раз спрашивала в Серпухове: «Вы знаете, кто написал икону “Неупиваемая Чаша”?» Не знают. И удивляются, что написал ее на тот момент 33-летний Александр Соколов: «А мы думали, она старинная». Мне хочется, чтобы выставка была для народа открытием имен. Мы привыкли, что искусство иконы анонимное. Да, оно анонимное в каком-то смысле. У нас нет традиции подписывать иконы, как в Греции. Но всё равно и в Древней Руси знали имена Андрея Рублева, Дионисия, потому что их искусство отличалось от других и люди это замечали. Хотелось бы, чтобы люди ходили на выставку, смотрели, узнавали и запоминали эти имена, эти образы, чтобы они знали: у нас хорошие иконописцы, есть на что посмотреть, есть чем полюбоваться, есть даже у кого заказать икону. У выставки много целей, и надеюсь, что все они будут достигнуты. Надеюсь, что выставка не разочарует, а наоборот, будет открытием для многих людей. Ирина Константиновна Языкова родилась в Москве. В 1981 году окончила отделение искусства исторического факультета МГУ. После университета работала в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, затем во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1980-х годов читает лекции по иконописи для самой широкой аудитории. Впоследствии эти лекции легли в основу ее первой монографии «Богословие иконы», написанной по заказу Московской Патриархии, готовившей серию учебников для духовных школ. Вышло второе, исправленное и дополненное издание «Богословия иконы». С 1991 года преподает в богословских вузах. Первым среди них был Общедоступный православный университет (ОПУ), основанный протоиереем Александром Менем в 1990 году. В 1995-м перешла в Библейско-богословский институт святого апостола Андрея (ББИ), который выделился из ОПУ как самостоятельный аккредитованный богословский вуз. Ныне она занимает должность проректора ББИ. С 2001 года читает курс по церковному искусству в Коломенской духовной семинарии. С 2002 года преподавала также в Российском православном институте святого Иоанна Богослова на факультете церковно-исторической живописи. Была деканом этого факультета.

http://pravmir.ru/irina-yazyikova-ponima...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010