С этою целию прежде всего разделились на две половины, или кола: коло духовное и коло светское. То и другое коло должны были заседать особо. Духовные избрали себе двух примикириев: протопопа заблудовского Нестора для наблюдения за порядком в заседаниях кола и острожского пресвитера и проповедника Игнатия для заведования соборными нотариями. Светские избрали из среды своей Демьяна Гулевича, бывшего послом из Волыни, чтобы он был маршалком в их коле. Потом духовные освятили залу по-православному; прочитали молитвы, обычные пред открытием Собора, и посредине своего духовного кола положили на аналое святое Евангелие. Как только все устроилось, первым заговорил Гедеон, епископ Львовский, и, с одной стороны, свидетельствуя о преданности святой Восточной Церкви всех прибывших на Собор, а с другой — осуждая митрополита Рагозу и других владык за то, что они не предстали пред лицо патриарших уполномоченных, предложил начать рассмотрение дела, которое они, владыки, затеяли. Все присутствовавшие изъявили было согласие. Но вспомнили, что надо пождать возвращения депутации и ответа от митрополита. Тут выступили было некоторые из послов, прибывших от разных воеводств, поветов, городов, и выражали желание заявить Собору данные им инструкции. Но было уже поздно, и Собор отложил слушание инструкций . Таким образом, в первый день, назначенный для открытия Собора, открыты два отдельные Собора: униатский и православный, но ни на том, ни на другом не было еще ничего определено и решено. На другой день, 7 октября, в четверг, православные опять собрались в залу своих заседаний и начали ожидать, не пришлет ли к ним кого митрополит с объяснением о вчерашнем своем поступке и с приглашением их на совещания, но ожидания были напрасны. Тогда Белградский митрополит Лука сказал: «Ваша святость ясно изволите видеть, что митрополит с владыками сам себя осуждает; он, очевидно, не осмеливается предстать пред Собор вследствие дел, им затеянных». Все сознавали справедливость этих слов, но по предложению председателя Никифора отправили к Рагозе новое посольство из шести новых духовных лиц: трех архимандритов, двух протопопов и одного пресвитера, нотария Андрея, которому и вручен был парагностик.

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

Торжества состояли из благодарственных молебствий, экуменического собрания в Софии и священнических конференций, на которых были прочитаны доклады, посвященные многолетней истории Болгарской Православной Церкви. 12. Патриарх Кирилл; его ученые труды Святейший Патриарх Кирилл (в миру Константин Марков) родился в 1901 г. в Софии. В 1914 г. поступил в Софийскую Духовную Семинарию и в 1920 г. успешно ее окончил. После этого два года слушал лекции на Богословском факультете Белградского университета, а потом поступил на Богословский факультет Черновицкого университета, где в 1927 г. получил ученую степень доктора богословия. Затем в течение двух лет обучался в различных университетах — Берлинском, Венском и др. В 1923 г. он принял монашеский постриг и священный сан. Последовательно занимал должности секретаря Рыльского монастыря, преподавателя и воспитателя Софийской Духовной Семинарии, протосингела Софийской митрополии, начальника культурно-просветительного отдела Св. Синода. В 1936 г. он был хиротонисан в сан епископа и назначен генеральным секретарем Святейшего Синода. В 1938 г. был избран на Пловдивскую митрополию и занимал эту кафедру в течение 15 лет. И в последующее время вплоть до 1969 г. он продолжал окормлять эту епархию. В годы фашистского террора Святитель смело и открыто выступил в защиту преследуемых евреев в Пловдиве. Своим мужественным заступничеством он спас их от высылки, а следовательно и от неминуемой смерти. Большой заслугой митрополита Кирилла было то, что он после вооруженного народного восстания в сентябре 1944 г. верно воспринял происходящее и правильно повел свой церковный корабль. В 1951 г. митрополит Кирилл был призван к занятию звания Наместника-Председателя Св. Синода, а с восстановлением Болгарского патриаршества в 1953 г. — Патриарха. Во время своего служения Церкви Божией Святейший Патриарх развил весьма плодотворную деятельность во многих областях: литургической, душепастырской и церковно-общественной. Особое место в биографии Патриарха Кирилла занимает его обширная литературная деятельность.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Церковь святого Симеона Мироточивого в здании Сербской Патриархии (Белград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня святого Симеона Мироточивого в здании Сербской Патриархии в Белграде — домовой храм в здании Сербской Патриархии. Содержание История [ править править код ] Здание Сербской Патриархии — центр патриархии Сербской Православной Церкви в Белграде. Патриаршая резиденция с домовой церковью святого преподобного Симеона Мироточивого построена на месте старого здания Белградско-карловацкой митрополии, которое существовало с середины XIX века. В 1920-х годах старое здание Митрополии находилось в очень плохом состоянии и его было решено снести, а на его месте построить новое. В 1930 году появилась инициатива о строительстве патриаршей резиденции на Савинце. Но так как вопрос о строительстве храма святого Саввы на Врачаре решался очень медленно и откладывал реализацию других церковных объектов на будущей Святосавской площади, новое здание было решено строить на месте старой митрополии напротив кафедрального собора по проекту архитектора Виктора Лукомского при участии инженера В. Заджина для временного размещения в нем штаб=квартиры Сербской Православной Церкви, пока не будет построен комплекс на Савинце. Виктор Лукомский, который являлся русским по происхождению, закончил проект в 1932 году. В том же году началось строительство, которое закончилось в 1935 году. Фасады здания решены в стиле сербско-византийской архитектуры с некоторым влиянием русского церковного зодчества. Восточнй фасад украшают рельеф с гербом СПЦ и мозаичная икона святого Иоанна Предтечи . Фрески и иконы домового храма выполнил эмигрант из России В.Я. Предоевич. Новое здание получило весьма лестные отзывы современников, а в печати его называли «импозантным, великолепным и своим строгим ново-византийским стилем рифмующимся с другими религиозными объектами Белграда». На первом и цокольном этажах размещаются учреждения СПЦ, канцелярии, архив и зал заседаний церковного суда. На втором этаже находится резиденция патриарха, которая состоит из квартиры, кабинета, часовни, библиотеки, трапезной, зала приемов и апартаментов для почетных гостей. На третьем этаже находятся рабочие помещения — залы заседаний архиерейского собора, Синода и Патриаршего совета. На восточный блок здания опирается пристройка, в которой расположены апартаменты церковных иерархов. Во внутреннем дворе находится домовой храм святого Симеона Мироточивого, над которым поднимается монументальный куб. Здание Патриархии играет роль важного культурного учреждения, в котором размещены музей Сербской Православной Церкви и Патриаршей Библиотеки.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святог...

2. Церковь королевства Сербии. Сербия (области вокруг Белграда) добилась политической автономии в 1829 г. В 1832 г. получила автономию Сербская Церковь. В 1879 г. Церковь провозгласила себя автокефальной во главе с собственным митрополитом. Именно этой Церкви суждено будет объединить вокруг себя все сербские церковные образования. 3. Карловацкий патриархат. Эта церковная группировка была создана сербскими эмигрантами в Венгрии. В 1848 г. начал существовать патриархат для всех православных в пределах Венгерского королевства. Поначалу в него входили и румыны, но вскоре им удалось отделиться. Патриаршая кафедра была в городе Сремски Карловцы. В 1873 г. патриархат Сремских Карловцев воссоединился с Сербской Церковью. 4. Далматская епархия (Адриатическое побережье). До 1873 г. она была в Карловацкой юрисдикции, затем перешла в юрисдикцию митрополита Черновцов и Буковины, которая, после перехода Сремских Карловцев к Сербии, объединила под собой большую часть сербов и румын Австро-Венгерской империи. 5. Митрополия Боснии и Герцеговины находилась на территории, аннексированной Австро-Венгрией в 1878 г. у турок. Церковь тем не менее оставалась в юрисдикции Константинополя. В 1920 г., после создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (позже Югославии), все эти пять групп объединились в единую Сербскую Церковь, глава которой занимал Белградскую кафедру. Вселенский патриарх признал это положение 9 марта 1922 г., провозгласив главу Сербской Церкви патриархом. До второй мировой войны в Сербский патриархат входили также епархии Тимишоары (сейчас Румыния) и Мукачево (тогда Чехословакия, сейчас Украина). 7. Румыния. Как мы знаем, в XIV в. появились независимые румынские княжества Валахия и Молдавия. С XVI в. они номинально перешли под власть турок, но им удалось сохранить известную долю автономии под управлением местных господарей. В 1711 г. русский царь Петр I вторгся в Молдавию со своей армией, но был разбит. Его армия отступила, а румыны, поддерживавшие его вторжение, были сурово наказаны: в стране была проведена массовая резня, а правление местных господарей заменено на правление фанариотов. О режиме фанариотов в румынских княжествах выше говорилось довольно подробно: они основали греческие академии в Яссах и Бухаресте, открыли в княжествах несколько типографий и целый ряд школ. Но в то же время произошла значительная эллинизация епископата.

http://sedmitza.ru/lib/text/434850/

Митрополит Амфилохий возглавил заупокойное богослужение в 40-й день после кончины Святейшего Патриарха Сербского Павла 27 декабря 2009 г. 19:30 24 декабря 2009 года, в сороковой день после блаженной кончины Святейшего Патриарха Сербского Павла , в соборе святого Саввы на Врачаре были совершены заупокойная Божественная литургия и панихида по почившему Предстоятелю, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви. Богослужение, за которым молились несколько тысяч верующих, возглавил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, Местоблюститель Патриаршего престола , в сослужении многочисленных иерархов Сербской Православной Церкви и клириков Белградско-Карловацкой архиепископии. На Литургии и панихиде присутствовали министр по делам религии Б. Шиякович, государственный секретарь Д. Джурович, премьер-министр Республики Сербской (Босния и Герцеговина) М. Додик, председатель Совета министров БиГ Н. Шпирич, советник президента Республики Сербия М. Джорджевич, представители Вооруженных сил Сербии. Информационно-издательский отдел Сербской Православной Церкви, при содействии Министерства по делам религии Республики Сербия, выпустил фотоальбом памяти Святейшего Патриарха Павла «Из смерти в жизнь». В издание вошли, в частности, фотографии, сделанные в день погребения блаженнопочившего Предстоятеля Сербской Церкви, в котором приняли участие сотни тысяч людей. Все, кто собрался на сороковой день после кончины Патриарха в соборе святого Саввы, получили по экземпляру фотоальбома. Часть тиража будет передана в православные церкви, другие религиозные общины Сербии, крупные библиотеки в Сербии и Республике Сербской, а также распространена среди сербской диаспоры. Книгу получат в дар государственные деятели и дипломаты зарубежных стран. Из храма святого Саввы на Врачаре архиереи направились в монастырь Раковица на окраине Белграда, где у могилы блаженнопочившего Патриарха Павла митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий совершил литию. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/978244.htm...

Брат св. Саввы — сербский король Стефан Первовенчанный — в начале XIII b. построил недалеко от города Кралево монастырь Жича, который с первых дней своего существования стал резиденцией первого Сербского Архиепископа. Здесь, в монастырском храме, была провозглашена самостоятельность СПЦ, и здесь же святитель Савва возложил на его ктитора королевский венец. Главный храм монастыря освящен в честь Вознесения Господня. В Жиче находились частица Креста Господня, риза и пояс Богородицы, десница и часть главы Иоанна Предтечи, многочисленные мощи свв. апостолов, пророков, мучеников. Жичский монастырь много раз подвергался разрушениям и особенно пострадал во Вторую мировую войну. Теперь он отреставрирован и является женским монастырем, самым крупным в Сербии (45 насельниц), а также местом пребывания Жичского епископа. Недалеко от г. Печ расположен ставропигиальный женский монастырь Печска Патриархия (с главным храмом в честь Вознесения Господня). Основание монастыря относится к середине XIII ст., когда преемник св. Саввы — святитель Арсений I в 1253 г. перенес резиденцию Архиепископии в предместье г. Печ, где тогда была только одна небольшая церковь. Название «Печска Патриархия» монастырь получил от того, что в 1346 г. Сербская Архиепископия была возведена в ранг Патриархии, предстоятель которой продолжал оставаться в данной обители. В память о многолетнем пребывании предстоятеля Сербской Церкви в Печском монастыре (до 1766 г.) в титул Патриарха Сербского после восстановления Патриаршества (1920) введено название «Архиепископ Печский». Кроме того, каждый новый Патриарх после интронизации в Белградском кафедральном соборе торжественно возводится в Печском монастыре на трон Архиепископов Печских. В соборе Печской Патриархии хранятся мощи сербских Архиепископов. В библиотеке имеется много древних рукописей. В 17 километрах южнее г. Печ высится мужской монастырь Дечаны в честь Вознесения Господня. Он построен в 1323–1330 г.г. большим почитателем афонских подвижников сербским королем Стефаном Дечанским, святые мощи которого здесь же и находятся. Монастырь привлекает внимание своими богатыми фресками, а также архитектурными особенностями зданий, смешением восточного (византийского) и западного (готического) стилей. Поскольку архитектурные сооружения монастыря являются самыми высокими среди памятников средневековой Сербии, то его называют «Высокие Дечаны».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

По словам О. В. Косик, «Послание не имело большого влияния, если не считать некоторых попыток представителей Русской Зарубежной Церкви опереться на него». В 1930 г. редакция «Церковных ведомостей» в Белграде сообщала: «В настоящее время подавляющее большинство епархий окончательно отделилось от м[итрополита] Сергия и руководствуется в своей церковной жизни известным посланием Высокопреосвященнейшего Серафи-ма, епископа Угличского» , что не соответствовало действительности. В дневнике протоиерея Н. К. Чукова нет указаний на то, что в 1929–1930 гг. в Ленинграде распространялось какое-то послание, нет их и в донесениях в центральный аппарат ОГПУ сотрудников из Ленинграда , впрочем, донесения 1929 г. в этой подборке отсутствуют. «Отдаленный результат послания» О. В. Косик видит в том, что в 1934 г., находясь в ссылке в Архангельске, архиепископ Серафим провел совещание нескольких ссыльных епископов, от имени которых было составлено и разослано воззвание, где он «запрещал в священнослужении митрополита Сергия» . О. В. Косик и о. Александр Мазырин, уделившие внимание Ярославскому расколу, в своих статьях вступили в полемику с митрополитом Виленским и Литовским Елевферием , побывавшим в Советской России в ноябре–декабре 1928 г. Владыка увидел это Послание в Белградской газете и в приложении к изданной позже книге сделал подробный разбор деятельности этой оппозиции и Послания, которым был неприятно поражен, подумав, что оно «подложное» . В 1929 г. он писал, что «не столько в России, сколько здесь, за границей, много говорят об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя м[итрополита] Сергия группы ярославских иерархов… думая, что это не раскол, а выявление подлинно православной свободной Русской Православной Церкви. Это заблуждение не изжито и доселе; в цели выяснения истины оно и прилагается к “Неделе в Патриархии”… Там, несмотря на видную в иерархическом мире личность м[итрополита] Агафангела, отделение это не произвело широкого движения» . О. В. Косик только упоминает данный разбор митрополита Елевферия как «тенденциозный анализ» происходивших событий и пишет, что вследствие «слабой осведомленности автора этот документ выглядит неубедительно» . Отец Александр Мазырин задачей своего исследования Ярославского раскола поставил вопрос о том, «как готовилось это выступление, [и] кто какую роль сыграл при этом» . При этом он оппонирует «официальной версии», изложенной митрополитом Елевферием (со слов митрополита Сергия), о том, что в расколе «не столько виновен сам митрополит Агафангел, сколько митрополит Иосиф и викарные», и что причины отделения «практически все сводилось к личным обидам» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

обычаям и догматам Восточной Церкви, чему, однако ж, мы не верим. Посему просим твою святыню, чтобы ты изложил нам в своем писании всю правду и тем дал нам возможность разобрать и прекратить происшедшие у вас замешательства и водворить между Церквами покой и чтобы ты всячески постарался поскорее увидеться с нами в каком-либо месте» . Можно судить, как тяжело было митрополиту Рагозе узнать в такое время о появлении в Литве этого патриаршего экзарха. Настал, наконец, Собор, столь давно желанный,— Собор, далеко превосходящий все прежние Соборы Западнорусской Церкви и по важности предмета, о котором должен был рассуждать, и по оригинальному, или необычному, своему составу, и по многочисленности лиц, съехавшихся на Собор . Предметом рассуждений Собора был вопрос о перемене одного вероисповедания на другое, православного на латинское целым народом, иначе вопрос об унии западноруссов с Римом. В состав Собора должны были войти, с одной стороны, лица, уже признавшие унию и решившиеся принять ее, равно как покровительствующие им латиняне, а с другой — православные, твердые в своем исповедании и противившиеся унии, которых, однако ж, надеялись привлечь к ней. По числу членов обе стороны были весьма неравны. На стороне православных находились: 1) два патриарших экзарха: Никифор от патриарха Цареградского и Кирилл Лукарис от Александрийского — и, кроме того, из Цареградской же патриархии: Лука, митрополит Белградский, Макарий, архимандрит монастыря Симона—Петра на Святой горе, по поручению Паисия, епископа Веноцкого, и Матфей, архимандрит святогорского Пантелеимонова монастыря, по поручению Амфилохия, епископа Мукацкого; 2) два западнорусских епископа: Гедеон Балабан, епископ Львовский, и Михаил Копыстенский, епископ Перемышльский — и с ними девять архимандритов: киево-печерский Никифор Тур, дерманский, супрасльский, пинский и другие, два игумена и множество протоиереев, священников, монахов, по одному свидетельству, до 106, а по другому, более 200; 3) многие государственные сановники и послы, или депутаты.

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

В грамоте, в частности, говорилось: «Хотя едино стадо и едино тело Христа есть и называется Церковь Божия на земле на основании и по причине духовного ее единства, тем не менее ничто не мешало, чтобы с течением времени установилось деление Церкви на местные, независимые одна от другой, с внутренним самоуправлением и под властью своих пастырей, учителей и служителей Евангелия Христова, т.е. епископов или архиепископов и Патриархов. И это деление установлено не ввиду только исторической в христианстве важности городов и пределов, но и политического состояния народа... Ввиду того, что благочестивая и Богом хранимая Сербия получила политическую независимость и что благочестивый, Богом утвержденный, премилостивый князь ее господарь Милан М. Обренович IV и преосвященный Архиепископ Белградский и Митрополит Сербии господин Михаил, от имени честного клира и благочестивого народа обратились к нам с письмами и сообразно с политической независимостью пожелали и церковную независимость, смиренность наша вместе со святым нашим Синодом преосвященных митрополитов, нашим по Святому Духу любезным братом и сослужителем, собрались... и, по изволению Святого Духа, нашли, что просьба их уместна и со святыми правилами и церковной практикой согласна. Поэтому и поставили мы: да Православная Церковь сербского княжества, которая доселе в лице Архиепископа Белградского и Митрополита Сербского стояла в канонической зависимости от нашего святого, апостольского и Патриаршего престола Цареградского вместе с присоединенными к ней епархиями и срезами, или, точнее, вся Православная Церковь, которая находится в политических и географических пределах освобожденного княжества сербского, отселе будет канонически самостоятельна, независима и самоуправна, коей глава, как всех Православных Церквей, Богочеловек Господь и Спаситель наш Иисус Христос и которая в церковных делах имеет и признает за представника своего Архиепископа Белградского и Митрополита Сербского; а этот вместе с Собором, составленным согласно правилам из архиереев из областей сербских, управляет церковными делами княжества свободно, независимо ни от кого, как то божественные и священные правила заповедуют.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

295 Свидетельство касательно последнего, относящееся к половине XVII в., см. в сочинении известного Юрия Крыжанича, изданном г. Бессоновым под названием: «Русское государство в половине XVII в»., раздел 54, § 10, стр. 191. 296 Георгаки Ставраки был поверенным при Порте валашских воевод, и в 1765 г. был казнен турецким правительством за выдачу кому-то его государственных тайн, см. Гaммepa Hismorie de l’Empire Ommoman, b nepeboдeDochez’a, Paris, 1842, t. III, p. 579, col. 1 sub fin. 297 Одна официальная запись константинопольского патриаршего архива утверждает, что присоединение сербской патриархии совершилось согласно и вследствие письменного прошения большинства архиереев ее диоцеза (именно митрополитов нишского, белградского, ужицкого, скопийского, боснийского, самоковского и кюстендильского, см. в брошюре Τ κατ τς ρχιεπισκοπς стр. 63). Если показание записи справедливо, то следует думать, что архиереи эти, в большинстве своем бывшие родом сербы, а не греки, были приклонены изъявить согласие и подать прошение (требовавшееся для представления турецкому правительству) посредством лживого обещания, что, несмотря на закрытие патриархии, они будут оставлены на своих кафедрах. 298 Что при переименовании архиепископа в патриархи Душаном возведены были некоторые (и как кажется, многие) из епископов в митрополиты, см. его Законник, по изд. Шафарика в Памятниках cm. V, § 12, ст. IX, § 28, ст. XII, § 38 и грамоту b Monumenma Serbica p. 143. Одна позднейшая и не совсем надежная сербская летопись утверждает, что когда в правление князя. Лазаря было устроено примирение между церквами греческой и сербской, то патриарх константинопольский предписал, чтобы на будущее время у сербов были только два митрополита – приседящий престолу королевскому и скопский (Глacu. V, 81). Архиереи XVII- XVIII b. почти все называются митрополитами в сохранившихся от них грамотах и встречающихся о них записях. Патр. Хризанф в своем Каталоге семерых (скопийского, призренского, герцоговинскаго, рашского, босносараевского, белградского и валиевского) называет митрополитами и четверых (самоковского, кюстендильского, нишского и шабацкого) архиепископами, причем отличие одних от других, так как митрополиты не имели тогда под собой подчиненных епископов, должно быть считаемо просто титулярным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010