антиминсами. Есть ли же который из них священник в сем вознерадит или пренебрежет, и антиминс не сам, но благочинный, после уже найдя оный в вышеписанных качествах, представит, то все таковые священники, по запрещении священнослужения, отрешены будут от приходов их». Консисторское Архивное Дело 1798 г., 36. 145 В нашем распоряжении была «Записка, сколько в какие именно духовные правления и по какой цене оправных и неоправных крестов и кропил отпущено под расписки, и сколько следует за оные получить денег, которые должны те правления с подчиненных своих священников при раздаче взыскать». В данном случае отослано 303 кропила и 90 крестов на сумму 439 р. 72,5 к. Консисторское Архивное Дело 1799 г., 34. 146 Вот для примера замечания, занесенные в путевой «Дневник» при обозрении первой от Киева церкви села Новоселок, Киевского уезда: «Креста ручного нет, велено сделать новый; Евангелия оклад вычистить и в лучшую материю оправить; кресты стоящие ценовые оба вычистить и стараться лучшие иметь; лжицу снаружи вызолотить; в алтаре на стенах иконы требуют поновления, ризы жёлтые починить, рамы к изображению 2 пришествия и страдания Апостольского (?) приделать». Консисторское Архивное Дело 1798 г. 98 л. 184. Или в «Приказе» читаем: «затворы или замки у дверей церковных, особливо боковых, совсем не крепки и никакой почти преграды воровству не составляющие» (§ 10). 147 Так, при обозрении церкви в местечке Белогородке (Киевского уезда), в «Дневнике» отмечено было: «все порядочно, за что и обнадежен священник Лонгановский протоиерейским чином». И действительно мы видим, что по возвращении из путешествия митрополит тотчас же отдал такой приказ дикастерии «благочинный наместник Лонгановский, в рассуждении рачительного о украшении приходской церкви попечения, в котором оная, а равно в благоустройстве и чистоте в наилучшем пред прочими церквами виде по личному моему обозрению найдена, – награждается протоиерейским саном с употреблением набедренника и скуфьи при богослужении». Консисторское Архивное Дело 1798 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7) В настольной грамоте восточных патриархов – Паисия и Макария, данной бывшему Сербскому митрополиту Феодосию, определенному в 1667 году на новооткрытую тогда епархию Белгородскую, в числе городов, долженствовавших войти в состав этой Епархии, поименован и город Обоянь: «отделися, сказано в грамоте, Белгород с прочими окрестными грады и весьми, их же имена суть: Белгород, Курск, Оскол старый, Обоянь, Болховой, Карпов, Хотмыжск »...и т. д. 11 И хотя в этой грамоте город Обоянь поставлен на четвертом месте, однако оный уже при возведении упомянутого митрополита Феодосия на кафедру, или как тогда выражались, на престоле, был включен в титул Белгородского архиерея, ибо «патриарх Макарий, читая над главою Митрополита, во услышание всем, молитву языком греческим, нарек его Белоградским митрополитом и Обоянским, а певчие на правом крылосе пели: Преосвященному Феодосию, митрополиту Белоградскому и Обоянскому исполла эти деспота!» 12 . По всем этим данным истории, какие можно бы и еще преумножить, не трудно кажется, определить, по крайней мере, приблизительно, время появления города Обояни. Из этих данных открывается, что местность, занятая теперь городом Обоянью, а некогда лежавшая «в диком поле», по всей вероятности оставалась такою до половины XVII столетия, именно до того времени, когда Правительство наше стало более и более заботиться об увеличении числа сторожевых городков в этой стороне. А потому, и принимая в соображение изложенные наши показания засвидетельствованных историей фактов, нельзя не согласиться и с тем показанием, по которому начало города Обояни относится, хотя и предположительно, к царствованию Алексея Михайловича и именно к 1650 году. 13 О строителях этого города сведений у нас не имеется, но относительно устройства новых городков, острожков и засек вообще известно, что оное производилось в те времена под надзором или особых начальников из Москвы присылавшихся, или же, украинских воевод. Работы эти производились стрельцами, казаками, солдатами и людьми даточными 14 . О том, что город Обоянь первоначально был сторожевым пунктом и по этому, должен был все тягости воинской службы разделять с другими соседними городами, мы уже видели свидетельство 1663 года; 15 но о том же, свидетельствуют и поныне существующие пригородные слободы Обоянские: Казацкая, Стрелецкая и Пушкарская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арх. М. Юст. Каз. Патр. Прик. кн. 97, л. 975. В городах, отходивших к Белгородской епархии от патриарха, церквей с приделами и часовнями насчитывалось больше 300. Замечательно, что эти церкви патриаршей области по грамоте об открытии кафедры в Белгороде передавались в управление тамошнему митрополиту Феодосию только по духовным делам. Окладные дани определено платить в патриаршую казну. Прочие доходы с этих церквей, каковых, кстати заметить, в Украине было едва ли много, отдавались на пропитание нового архиерея. По крайней мере в городах, образовавших Белгородскую епархию, кроме одного Оскола, нигде не было оброчных земель, т. е. пустошей, отдаваемых в аренду и составлявших доходную статью архиерейских домов. Украинские пустоши щедро раздавались поселенцам бесплатно самим правительством, озабоченным колонизацией края (И. И. Шимко. Патр. Казен. Прик... стр. 155). Доходы с церквей новых городов, бывших за чертой, полностью шли в потребу белгородскому митрополиту. (Мат. для истор. раскола II, 430). При таком соборном определении неизбежное двоевластие могло привести к неприятным столкновениям епархиальных властей, конечно, не в пользу, а во вред тамошней церкви. Поэтому, соборное определение, кажется, не имело места на практике. Указом 28 августа 1676 года, по докладной записке дьяка Ивана Калитина, п. Иоаким не велел спрашивать даже доимочных денег с попов тех церквей, которые поступили из патриаршей области в другие епархии, и больше не писать их. За 123 церквами Белгородской епархии, отданными м. Феодосию, доимочные деньги значились с 156 (1647 г.) по 175 г. (1667 г.) заезда и дани 338 руб. 28 алт. 4 ден., казенных пошлин – 26 р. 9 алт. 4 д., десятильничих – 47 р. 26 алт. 4 д., всего 426 руб. 31 алт. 4 д., да с трех церковных земель оброку и пошлин 11 руб. 1 алт. 2 ден. В 1667 году доимка значилась за 2 церквами в Белгороде, за 10 – в Короче, за 5 – в Верхососенске, за 11 церквами и 3 часовнями в Яблонове, за 11 церкв. и 2 часов. в Новом Осколе, за 4 цер. 3 часовн. в Ольшанске, за 6 церкв. 4 часов. в г. Коротояке, за 3 церк.– в Оскольской десятине, за 10 церкв. и 27 часов. – в Карпове, за 7 церкв. 2 часов. – в Хотмыжске, за 5 церкв. – в Вольном и за 5 церквами – в Недригайлове. В окладной ведомости за 1668 г. белгородских и украинских церквей уже нет. (Патр. Каз. Приказ. кн. 62; л. 140–160. 87 л. 192–199). Таким образом, в патриаршую казну до 1676 года с городов, отошедших в Белгородскую епархию, выбирались только доимки, а окладные деньги поступали в казну белгородского архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Серафим (Лукъянов) с 11.08.1917 врем. управ. Финляндской епархией; с 17.01.1918 еп. Финляндский и Выборгский; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1921 г. глава автономной Православной Церкви в Финляндии; с 1923 г. сведен с кафедры за нежелание переходить в юрисдикцию Константинопольской Церкви; с 1927 г. в РПЦЗ; 31.08.1945 воссоединился с МП; с 9.08.1946 экзарх Западной Европы в сане митрополита; с 15.11.1949 на покое; † 18.02.1959. Серафим (Мещеряков) с 11.12.1915 на покое (б. архиеп. Иркутский и Верхоленский); с 1922 г. архиеп. Костромской и Галичский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; в 1924 г. принес покаяние; 1924–1927 в Соловецком лагере; с 29.06.1927 архиеп. Тамбовский; с 28.01.1928 архиеп. Ставропольский; с 19.04.1932 в сане митрополита; с 11.08.1932 на покое; † 1932. Серафим (Никитин) 8.07.1962 хирот. во еп. Курского и Белгородского; с 25.02.1968 в сане архиепископа; с 25.06.1971 митр. Крутицкий и Коломенский; с 11.06.1977 на покое; † 22.04.1979. Серафим (Остроумов) с 18.08.1917 еп. Орловский и Севский; с 29.05.1924 в сане архиепископа; с 1.11.1927 архиеп. Смоленский и Дорогобужский; с 1936 г. в заключении; расстрелян 28.11.1937. Серафим (Протопопов) 9.01.1924 хирот. во еп. Колпинского, вик. Петроградской епархии; 1924–1926 в Соловецком лагере; с 30.11.1926 еп. Колпинский; с 27.04.1928 еп. Аксайский, вик. Донской епархии; с 27.07.1928 еп. Сызранский; с 25.09.1927 еп. Стерлитамакский, вик. Уфимской епархии; с 23.11.1928 еп. Бакинский; с 3.04.1930 еп. Рыбинский; с 29.11.1932 на покое; с 27.03.1934 управ. Челябинской епархией; с 3.08.1935 управ. Елецкой и Липецкой епархией; с 30.09.1935 архиеп. Орловский; с 19.10.1935 архиеп. Елецкий и Задонский; с 6.03.1937 сведений нет. Серафим (Родионов) 19.12.1971 хирот. во еп. Цюрихского, вик. экзарха в Западной Европе; с 19.05.1989 в сане архиепископа; с нояб. 1993 г. на покое. Серафим (Руженцов) 12.03.1919 хирот. во еп. Михайловского, вик. Рязанской епархии; с мая 1919 г. еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 3.03.1935 без покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Списки монашествующей братии Киево-Печерской лавры открывают нам многих воспитанников Киевской Академии того времени, равно как сообщают и некоторые, хотя, правда, большей частью скудные биографические сведения о них. Таковы, напр., были следующие лаврские иноки: 1)  Меркурий Дулицкий, казачий сын из г. Полонного, род. в 1660 г., был студентом Академии (вероятно, в 1670-х г.г.), в 1686 г. принял монашество, в 1687 г. сделался иеродиаконом, а в 1690 г. иеромонахом, 9 авг. 1742 г. 15                                           2)  Илларион Феодорович, купеческий сын из г. Ярославля, род. в 1666 г. учился в Академии (в 1670–1680-х г.г.), в 1693 г. монах, в 1699 г. был рукоположен в иеродиакона перемышльским (в то время униатским) епископом Иннокентием Винницким, в 1707 г. переяславским епископом Захарием Корниловичем в иеромонаха, в 1732 г. был духовником в Троицком больничном монастыре 16 . 3)   Манассия Потребинский, шляхетский сын из польского с. Дмитрович, род. в 1673 г., учился в Академии (вероятно, в 1680–1690-х г.г.), в 1702 г. был пострижен в монашество архим. Иоасафом Кроковским, в 1704 г. был рукоположен в иеродиакона Белгородским митрополитом Иустином Базилевичем, в 1711 г. был посвящен в иеромонаха митрополитом Иоасафом Кроковским, в 1738 г. 17 4)  Патров Долинский, купеческий сын из польского города Острога, род. в 1682 г., был студентом Академии (вероятно, в 1690–1700-х г.г.), в 1714 г. принял монашество, в 1716 г. был иеродиаконом, в 1723r. иеромонахом, 14 февр. 1737 г. 18                                     5)  Феодосий (в мире Иероним) Ковпецкий, священнический сын, из с. Копцев, с Подгурья, род. в 1685 г., учился в русских и латинских классах Академии (вероятно, в 1690–1700-х г.г.), монашество принял в 1717 г., в 1720 г. сделался иеродиаконом и в 1721 г. иеромонахом, впоследствии был блюстителем ближних пещер лавры 19 .                                          6)   Мелетий Синдоровский, род. в польском гор. Бродах в 1682 г., был студентом (в 1690–1700-х г.г.), в монашество был пострижен 1715 г. почаевским игуменом Арсением Чаровским, в том же году Луцким епископом Иосифом Выговским (униатом) был посвящен в иеродиакона, в 1721 г. в Киевской лавре получил сан иеромонаха 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

103–114). 495 Судя по заискивающему тону первого (после перерыва) письма Калайдовича к Евгению (от 28 июля 1819 г., Бессонов, стр. 108–109), мы склонны думать, что Калайдович и был главным виновником происшедшей между ними размолвки. Насколько последняя была сильна, можно судить но тому уже одному, что Евгений в интересах даже науки не хотел воспользоваться при первом издании Словаря (1818 г.) биографиями Луки белгородского и Кирилла туровского , если, впрочем, они были присланы ему Калайдовичем, прибавившим их к черновому экземпляру Словаря, который находится в московском историческом Обществе. 497 Исключение составляет разве новоспасский архимандрит Амвросий Орнатский , поправкою которого (л. 29 «Дополнений») о годе вступления на митрополичий престол митрополита Макария и об его Минеях, хранящихся в московском Успенском соборе, Евгений воспользовался (Сл. дух. пис. т. II, стр. 11 и 13 по 2-му изданию). 498 Весьма характерный факт для того, чтобы судить о косности целой ученой корпорации, нехотевшей поторопиться таким важным делом, как издание Словаря писателей, в котором тогдашняя Россия имела самую настоятельную нужду. Понятна после этого желчь Евгения, заключающаяся в следующих строках его письма к Анастасевичу от 1 января 1817 г. (из Пскова): «Наше московское Общество истории и древностей опять заснуло и вот уже два месяца ничего о делах своих в московских газетах не объявляет. Правду сказать, при нынешнем президенте Бекстове и членах нечего успешного ожидать и опять всех отрешить должно, как первоначальных. Они даже готового уже, собранного, исправно издать не умеют» (Древняя и Новая Россия, 1880 г. т. 18, стр. 612. Ср. Там же, стр. 359, письмо от 11 ноября, 1814 г.). Или вот что писал Сопиков Калайдовичу еще 4 декабря 1814 года: «Прошу уведомить, скоро-ли Общество приступит к изданию Евгениева словаря? Автор в письме своем с равнодушием говорит, что он и сам не знает, когда его напечатают. Не стыдно-ль Обществу, столь полезную и всемы любителями нашей словесности нетерпеливо ожидаемую книгу так долго держать под спудом. Какие у нас пустые и гнилые Общества! Напрасно только важным титлом величаются. Один способный человек при довольных средствах, право, больше сделает» (Зап. Ак. Н. 1883 г. т. 45 стр. 22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Издан мультимедийный «Православный церковный календарь Русской Православной Церкви на 2011 год» 17 декабря 2010 г. 15:05 Издательство Московской Патриархии выпустило мультимедийное издание «Православный церковный календарь Русской Православной Церкви на 2011 год». Электронный календарь полностью соответствует печатному православному церковному календарю, выпускаемому Издательством Московской Патриархии. Он включает в себя месяцеслов (список святых Русской Православной Церкви, имена которых включены в календарь для общецерковного почитания, пополняется каждый год) с указанием на каждый день года евангельских и апостольских чтений. В электронный календарь включены также богослужебные указания на 2011 год. Открывающие календарь статьи посвящены юбилейным событиям 2011 года: 35-летию архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и 50-летию со дня преставления митрополита Вениамина (Федченкова). Раздел календаря «Вси святии, молите Бога о нас!» посвящен 100-летию обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского, 50-летию со дня преставления священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, 550-летию со дня преставления святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, и другим юбилейным датам. Печатная версия календаря выходит далеко за рамки обычного календарного издания, по сути, это обширный церковный справочник, который содержит сведения обо всех епархиях и епископате Русской Православной Церкви, информацию о Синодальных учреждениях, духовных учебных заведениях и многое другое. Фотогалерея представляет служение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископат Русской Православной Церкви, иконы святых. В электронном варианте богатая система гиперссылок позволяет переходить от текста календаря на тот или иной день к кратким житиям святых, память которых празднуется, к описанию праздника, иконографической справке, а также к евангельскому или апостольскому чтению данного дня. Кроме этого, новое мультимедийное издание позволяет в течение года получать дополнительную информацию по календарным событиям, а также важнейшие церковные новости. В настоящее время издаются различные церковные календари, но главным официальным календарным изданием, рекомендованным Святейшим Патриархом для совершения богослужений во всех православных храмах России, является календарь, выпускаемый Издательством Московской Патриархии. С полным содержанием диска можно ознакомиться на сайте Издательства. Официальный сайт календаря Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1343260.ht...

Если возможен был подобный пример проявления древнего обычая приходских выборов в самом Киеве, то вполне, естественно, ожидать, что в тех новоприсоединенных областях, которые при митрополите Иерофее вошли в состав Киевской епархии, он сохранял еще более силы и живучести. 202 Мы имеем не мало случаев, когда прихожане, избрав какое-либо лицо в кандидаты на ту или другую священно-церковно-служительскую должность, отсылали его с прошением «от всей громады» к митрополиту для посвящения, которое и было над ним совершаемо. 203 С другой стороны, удовлетворялись иногда и прошения об увольнении «отцов парохов» за какие-либо «недостойные деяния». 204 Впрочем, необходимо отметить тот несомненный факт, что просители отстаивают теперь древнее право уже не так самовластно, как то было прежде; в тоне их прошений слышится не требование с полным правом чего-то должного, а смиренное и покорное ожидание архипастырской милости. Вот для примера одно прошение: «повергаем себя к Вашим святительским ногам, яко раби недостойнии, и всепокорно просим, буди Божие благословение и архипастырское изволение, находящегося при нашей церкви диакона N рукоположить во третинного священника, который нам весьма любезнейший, честен и порядочен в своем обхождении, ибо и от младенческих лет известно знаем о его житии и поведении;... не оказался на нем ни один порок и малейший». 205 Мудрою осторожностью старался митрополит Иерофей ослабить и совершенно искоренить «звычаи и вольности», существовавшие в его обновленной епархии «от давних часов»... Представим, в подтверждение указанного отношения его к старинному обычаю приходских выборов хотя один из множества примеров. 206 Прихожане села Глибокого (Киевского уезда), изъявляя «усерднейшее желание», вследствие обширности своего прихода, иметь у себя другого священника на диаконском месте, «всенижайше» просили рукоположить избранного ими человека. Просьба была уважена: представленный кандидат, оказавшийся по «апробации» исправным и искусным в церковном чтении и пении, отослан, в силу резолюции митрополита, к духовнику для исповеди и «освидетельствования» в знании катехизиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

71 Теперь митрополит Иерофей мог приступить к более решительным мерам в деле организации епархиального управления. Прежде всего, применительно к гражданскому делению Киевской губернии на двенадцать уездов, и все церкви Киевской епархии были распределены на двенадцать округов. А так как новоприсоединенные уезды не вошли в состав Киевской губернии в прежнем своем виде, а были заново разграничены, то, соответственно этому разграничению, и в дикастерии были составлены точные, реестры «как тем селениям и церквам, которые отходили от одного и поступали в другой уезд, так и вообще – находящимся в каждом уезде. Реестры были разосланы в духовные правления с предписанием, – без всякого промедления времени, отослать в соответствующие места все «без изъятия» дела, указы и ведомости отходивших селений, до которых отнюдь и ни в чем впредь не касаться. 72 Административным центром церквей каждого уезда было духовное правление. Самым удобным местом пребывания духовных правлений, естественно, мог служить уездный город. Так действительно и обстояло дело в девяти, только что присоединившихся к Киевской епархии, уездах. Но не так было во вновь учрежденных уездах – Киевском, Васильковском и Богуславском. Существовавшие здесь два духовные правления (Чернобыльское и Корсунское) находились не в уездных городах, а потому и были митрополитом Иерофеем закрыты. Первое – по указу от 26 февраля 1798 года, 73 а второе – по указу от 21 января того же года. 74 Церкви, состоявшие прежде в ведомстве Чернобыльского духовного правления, а теперь вошедшие в состав Киевского уезда, – поручены были ведению особо избранных благочинных. На место же Корсунского духовного правления было учреждено Богуславское, в которое и были перенесены из первого все, необходимые для присутственного места, принадлежности. Обстоятельства открытия Богуславского духовного правления таковы. Из Киевской дикастерии, по приказанию митрополита, послан был указ, предписывавший всему уездному духовенству собраться в город Богуслав и, с общего добровольного согласия, изыскать средства для содержания как самого духовного правления, так и будущих при нем канцелярских служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Белгороде открылись Образовательные чтения Центрального федерального округа «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества» 17 сентября 2007 г. 17:03 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 17 по 19 сентября в Белгородской области проходят Образовательные чтения Центрального федерального округа «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества» . В 14 часов в актовом зале Центра молодежного творчества Белгородского государственного университета состоялось торжественное открытие и пленарное заседание чтений. Приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия  огласил Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . Приветствие Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко огласила начальник департамента по работе с политическими партиями общественными и религиозными организациями аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО М.Н. Белогубова. С приветственным словом к участникам обратился губернатор Белгородской области Е.С.Савченко. На пленарном заседании митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом «Роль Православия в формировании системы духовно-нравственных ценностей современного общества» . Школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа, глубоко знающего и трепетно относящегося к своей истории, вере и культуре, отмечается в докладе. «Только на такой базе можно закладывать разносторонние знания, ибо без этого сами знания могут повернуться против страны, которая дала образование», — убежден митрополит Климент. «К сожалению, в последние десятилетия осознание необходимости воспитания личности ребенка вообще оказалось недоступным большинству представителей педагогического сообщества, — констатирует Управляющий делами Московской Патриархии. — Утвердилось утилитарное представление об образовании как инструменте достижения карьерных целей».

http://patriarchia.ru/db/text/295850.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010