В нач. 1902 г., после смерти при трагических обстоятельствах дочери и жены, решил принять монашеский постриг. Узнав об этом, С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) предложил его кандидатуру на должность начальника Урмийской духовной миссии (2-го состава) среди перешедших из несторианства в Православие ассирийцев на северо-западе Ирана. Постановлением Синода от 24 апр.- 4 мая 1902 г. назначен начальником Урмийской миссии с возведением в сан архимандрита по пострижении в монашество. 10 мая пострижен ректором СПбДА Ямбургским еп. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в академической церкви в монашество с наречением имени Кирилл в честь св. равноап. Кирилла Философа . Был возведен в сан архимандрита. В авг. того же года К. прибыл в Урмию, а уже в окт. при миссии была открыта школа с интернатом для детей ассирийцев. При миссии стали действовать и 10-дневные курсы для повышения образовательного уровня ассирийских священнослужителей. Под рук. К. было завершено строительство храма миссии во имя Николая Чудотворца и ремонт особо почитаемой ассирийцами ц. Март-Марьям. Миссионеры, включая К., постоянно объезжали с богослужебными и проповедническими целями горные села правосл. ассирийцев. В миссии активно проводилась работа по переводу богослужебных книг на ассир. язык. Трудами возглавляемой К. комиссии были переведены и изданы для ассир. священнослужителей сборник ежедневных молитв, Литургия свт. Иоанна Златоуста, последование вечерни и утрени по Часослову и Служебнику, воскресные песнопения Октоиха 1-го и 2-го гласов, рождественская и пасхальная службы праздников, последование спасительных Страстей Христовых, чины диаконской и иерейской хиротонии, отдельные богослужебные песнопения. Помимо богослужебной лит-ры были переведены на ассирийский язык и изданы «Начатки христианско-православного учения» свт. Филарета Московского, публиковались послания к клиру и пастве главы Ассирийской Православной Церкви Урмийского и Супурганского еп. Ионы (Мар Ионана).

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

дут еще хлеба на дальнейшее пропитание. Туда же идут разрешать религиозные сомнения, просить советов, ходатайств и проч. Чего не может сделать приходский священник, – напр., – разрешить от безрассудной клятвы, облегчить епитимью в случае тяжкой болезни, это может сделать обитель (т. е. вся братия её). К молитвам братии обращаются всякого рода больные, паралитики, бесноватые. За исцелением бесноватого обращаются обыкновенно к монастырю, особенно прославившемуся святостью жизни своей братии. В изгнании бесов принимает участие вся братия монастыря в полном составе. Это происходит так. – Связанного веревками больного кладут у ног настоятеля, окруженного монахами. Диаконы тут же назначают каждому псалом или молитву, которые тот обязан прочесть. Обыкновенно читаются – псалтирь, уддасе Маръям, мелькаа Марьям, мелькаа Иисус и проч. Читают все разом, – причем так, что если один читает, напр. 1-й псалом, другой в это время произносит 2-й, третий вычитывает третий псалом и т. д. Благодаря такому распределению, псалтирь прочитывается скоро, в особенности если много чтецов. После обычных молитв следуют заклинания, повторяемые всеми молящимися. – Так бывает каждый день в течение около месяца. Наконец, в указанный игуменом день совершается над бесноватым таинство крещения. К этому времени большая толпа любопытных собирается в ограде близь храма. После прочтения обычных крещальных молитв и освящения воды пред западными дверьми храма, монахи уводят бесноватого в укромное место церковного сада, где никто не ходит и где обыкновенно совершается важнейшая часть таинства крещения. Там больного раздевают до нага и ставят коленопреклоненным на земле; в это время игумен, взяв крест, прикладывает его к голове крещаемого, а правой рукой принимает от диакона 1-й водонос крещальной воды и выливает из него всю воду на больного поверх креста, произнося: «крещаю тебя во Имя Отца»; потом берет второй водонос и, выливая из него на больного, говорит: «во Имя Сына»; наконец, выливает третий водонос воды со словами: «во Имя Духа Святого. Аминь». Толпа народа, оставшаяся вдали

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По уверению профессора Д. Хвольсона положительно известно также, что в X веке, могущественное племя уйгуров, заимствовало свои письмена прямо у несториан, и что из сих письмен образовались затем различные письмена монгольские и маньчжурские. Из сравнения письмен на Семиреченских памятниках, воспроизведенных точно, с русским переводом, в указанных выше нами замечаниях и сообщениях записок Восточн. Отделения Имп. Русского Арх. Общ., с теми, которые воспроизведены с сирского несторианского памятника VII стол. у Потье, замечаем оригинальное явление, свидетельствующее о влиянии на сирские estrangelo письмен и языка тех туземных народов среди коих сирские христиане были миссионерами христианства; и главным образом – это влияние оказывается от племен тюркских. Нет надобности приводить всех надписей, обследованных г. Хвольсоном; достаточно заметить, что в Семиреченских памятниках упоминаются многие христиане весьма разнообразного положения, пола и возраста. Особенности надписей – следующие: они очень кратки, дата отмечается по Селевкидской эре и по годам 12-летнего животного цикла и большей частью по-сирийски, на поздних – по сирийски и тюркски, и в редких случаях по–тюркски; имена собственные – тюркские или простые, напр. Кутлук, частью сложные, напр. Кутлук=Тарим, Таши=Мингну; сирских чисто имен мало – Юханаи, Шлиха, Пецха, Зума; прочие имена – Павел, Петрос, Симеон, Дживларджи (Георгий), также – Марьям (Мария), Марфа, Юлия, Мавра, и др.; к детям прилагается слово «мальчик» или «девочка», о юношах и девицах говорится, что это – «миловидный юноша» или «миловидная девица»; у взрослых встречаются – «верующий» или «верующая», у женщин, что она «дочь такого-то» или «жена такого-то». Что особенно замечательно, мужчины и мальчики часто носят титул Кашиша, означающего «пресвитера, священника». По объяснению Рубруквиса, христианский епископ при обзоре епархии, совершавшейся иногда чрез несколько десятков лет, по заведенному обычаю, всех детей мужеского пола, даже грудных младенцев, посвящал во священника. Вследствие этого, объясняет он, «почти все пожилые мужчины (в сих странах и местностях) – священники». В племени кераитов, на восток от Кульджи известен некто «Царь-Священник», или «Пресвитер Иоанн», бывший один из тюркских князей, вероятно в детстве посвященный в означенный сан. Сверх титула «Кашиша» встречаются также и другие: Соура, Периедевт, Хорепископ, Архидиакон, Настоятель Церкви, Схоластик, т. е. ученый богослов; встречаются и эпитеты: благословенный старец, славный, могущественный, знаменитый эмир, или «оказавший большие услуги церкви»; иногда из скромности – " Махиха», т. е. низкий, незначительный. В заключении надписей надгробных содержится общая многознаменательная формула: «да соединит Господь наш дух его с духом праведников, предков, святых, во веки»; «да достигнется ему великая слава».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Сюда собралось много изгнанников, они опустили свои клобуки (qob‘a) в стали ее учениками („вместо отец твоих быша сынови твои“). Это было второе собрание. Но вдруг появилась болезнь, многие заболели, и туземцы стали роптать на пришельцев за то, что они будто бы занесли поветрие. Они стали сторониться от них, стало некому погребать мертвых. Валатта-Петрос посоветовала перебраться на лежавший близко от берега остров Ангара с больными. За ними ходила особенно усердно и безропотно девица Лабасита-Крестос, имея на устах „Веддасе-Марьям“. Однажды, когда она пела эти славословия в той части, которые положены на четверг, то не могла их кончить, так как Эхта-Крестос то и дело давала ей поручения. Наконец ей явилась Божия Матерь и обещала ее успокоить, когда она окончит молитву. Действительно, после непродолжительной болезни она умерла. Некому было выкопать для нее могилу, кроме сварливого монаха Зекра-Марьям, который только после двукратной просьбы Валатта-Петрос согласился с большим неудовольствием это сделать. По молитве святой открылось большое подземное вместилище, в котором погребли всех почивших до того времени и стали погребать потом. Вскоре послал к святой ее брат За-Денгель приглашение поселиться в его области у Энфраза, обильной лесом и водой. Святая поставила на табот три креста, молилась „великим правилом“ три недели, прося Бога указать ей, куда идти – на остров Дара или на Цана. Трижды на неделе жребий выпал на Дага (?). Тогда она через Малька-Крестоса спросила у царя, на каком острове ей поселиться. Царь, повелевший, чтобы люди не враждовали из-за веры и причастия, уполномочил его поселить ее на Цана, запретив кому-либо оскорблять ее. Здесь она поселилась в доке одного монаха. В местной церкви ей показывали образ Божией Матери, написанный египтянами золотой кистью. Лик был ни красный, ни черный, а средний, как у людей эфиопских. Святая спросила: „похож ли действительно этот образ на Владычицу нашу Марию?“ Спутницы спросили: „когда видела ты Владычицу нашу Марию?“ Она ответила: „я не видала ее, но сказала только: похож ли этот образ на нее, и не говорила, что я видела ее“.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

На пространстве от Кавказа, Междуречья и Персидского зал. до Турфанского оазиса и пещер Дуньхуана памятники А. х. открыты трудами ученых из России. Начало положила находка намогильных камней (611 экз.) с сир. надписями и крестами у городов Токмак и Бишкек (1885). Последовала серия работ (Д. Хвольсон, М. В. Никольский, С. С. Слуцкий, В. В. Болотов , В. В. Бартольд ) и открытие в Алмалыке надгробных надписей тюрок-христиан XIII-XIV вв. Работа была возобновлена лишь в 50-х гг. XX в. (Бернштам А. П.). Остатки церквей и мон-рей обнаружены в Туркмении (г. Мерв). Интерпретация и датировка объектов («овальный дом» - мон-рь городища Гяур-Кала IV(V)-VI вв. и «кладбище иноверцев» с наусами II-VI вв.; храм Хароба-Кошук) спорны, но ряд находок, несомненно, связан с христианством (халцедоновая печать с крестом, клад Геок-Тепе из раннехрист. золотых медальонов и бляшек; оттиски печатей с крестом из Ак-Тепе VI-VII вв.; керамическая форма для отливки подвесок и нательных крестов с Эрк-Калы). Центром распространения христианства в Азии с VI в. был Согд: следы есть в районе Самарканда (крестик VIII в. с городища Афрасиаб; гальки-надгробия с изображениями креста и бронзовое кадило со сценами из НЗ в Ургуте; некрополь с погребениями христиан-кочевников в урочище Дурмен на Зеравшане). В Пянджикенте среди росписей VI-VIII вв. отмечен ветхозаветный сюжет с элементами христ. иконографии, найден остракон с текстом из Библии, открыт христ. некрополь (Дашт-Урдакон). Христ. вещи и предметы из Византии находят в Ташкенте (богослужебная утварь), на городище Канка, в Ходженте (поливная чаша с араб. крестообразной надписью «Иса и Марьям», XI в.). В Ст. Термезе открыта сырцовая церковь, план к-рой сопоставляют с сир. архитектурой IV-VI вв. и с храмами М. Азии и Армении VII-VIII вв. Памятники христианства обнаружены в районах Киргизии, юж. Казахстана, в городах по течению р. Сырдарьи (Карлукская митрополия). Здесь открыто много христ. текстов, предметов, кладбищ и церквей, среди к-рых храм сер. VII - нач. VIII в. в Суябе и мон-рь Таш-Рабат в горах Тянь-Шаня. Храмы северо-вост. части шелкового пути описал в XIII в. Г. Рубрук . Некрополи Сев. Притяньшанья дали самую многочисленную (ок. 700 экз.) группу христ. памятников Центр. Азии - надгробий (кайраков) тюрок-несториан 2-й пол. VIII-XIV в. (крупные «гальки» с равноконечными крестами и сиро-тюрк. эпитафиями), хронологически продолжающих линию надгробий Мерва, Самарканда и Ургута VI-VII вв. Надписи указывают на влияние сир. религ. лит-ры, а в захоронениях некрополей находят кресты (серебро, бронза, нефрит, кость).

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Часто стихами заканчивают отдел, иногда даже пишут ими целые хвалебные трактаты. Но не все авторы житий ограничиваются этими вступлениями и не все к ним прибегают. Некоторые присоединяют еще хвалебные строки в честь своих обителей. По задушевности и восторженности чувства эти места их творений стоят высоко и заслуживают нашего внимания. Приведу для примера такое вступление к житию Аарона Дивного с его страхами, посвященными монастырю Дабра-Дарэт: „Избрал Бог Дарэт, гору святую и тучную, помещенную против солнца, подобного саду Эдемскому, который насадил Вышний и в котором он поместил все деревья прекрасные видом и сладкие вкусом и приятные благоуханием. Были там с красным стволом, с зелеными и белыми плодами, и древо жизни, которое научало доброму и лукавому (sic!) – одно, подобно саду. И Он воцарил там Адама, чтобы есть от плодов его. Сад – это церковь , а царствует в ней вместо Адама отец наш Петр, верховный Апостол и последователь Петра – отец наш Аарон Дивный дабра-дарэтский, глава и свет Дабра-Дарэта, который насадил там прекрасные древеса, высокий лес, где устроен сад его. Это – Антоний и Дамиан, Габра Назаравис, Иоанн Кама, Андрей и Иясу, Самро-Леуль и Зена-Маркос и Хабта-Марьям. Кости их – как песок вскрай моря и как деревья и трава пустыни, как сказал пророк: „праведник, яко кедр в Ливане; насаждени в дому Господни, во дворах Бога нашего процветут; еще умножатся в старости мастите и благоприемлюще будут“. И что касается собранных в сем святилище многих святых, как рыбы в море полном, то кости их в сердце сего святилища; их собрала труба проповеди его, когда они услыхали кимвал вещания об Аароне Дивном, который наставлял сердца, как набла для слуха и был, как мед сладок для тех, которые родились от него схимой“. Не менее восторженно приветствует свой монастырь автор жития Филиппа, „предпосылая“ по его собственным словам эти похвалы житию. Но еще раньше их, он в своем предисловии распространяется о дарах Духа Святого и призывает Его на помощь в предпринятом труде, прося „управить путь слова“ 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

и Фустата (986). Пользуясь близостью ко двору, митр. Арсений восстановил разрушенную в 961 г. ц. св. Михаила и забрал у коптов ц. Богородицы в Бабальюне, ставшую кафедральным собором православных патриархов (позднее возвращена коптам). В 1000 г. митр. Арсений по указанию халифа был избран на Александрийский Патриарший престол. Он сделал своей постоянной резиденцией в К. мон-рь Эль-Кусайр, где развернул масштабное строительство. Процветание зиммиев спровоцировало подъем антихрист. настроений и масштабные гонения на иноверцев в правление халифа аль-Хакима (996-1021). С нач. XI в. против них вводились дискриминационные законы, их изгоняли с гос. службы (обычно это сопровождалось пытками и казнями отставленных чиновников-христиан), было разрушено много храмов и мон-рей (хроники приводят фантастическую цифру - 30 тыс. в Египте, Палестине и Сирии). Известно о разрушении в 1004-1005 гг. 2 коптских и несторианской церквей в квартале Эр-Рашид около Мисра (на их месте были выстроены мечети), о разгроме церкви в квартале Эль-Макс на берегу Нила, о принудительном выселении жителей мелькитского квартала К. в р-н Эль-Хамра за городскими стенами (территория квартала была присоединена к мечети Эль-Азхар). В авг. 1009 г. в Мисре были разрушены, видимо православная, ц. Марьям-эль-Кантара, и соседняя копт. ц. св. Космы, осквернены находившиеся при них христианские кладбища; в апр. 1010 г. мусульмане разрушили мон-рь Эль-Кусайр, резиденцию патриарха Арсения, к-рый был убит через неск. месяцев. Были захвачены почти все церкви Фустата (Мисра), в т. ч. Эль-Муаллака, конфисковано их имущество. Коптская ц. св. Шенуте была обращена в мечеть. Из-за репрессий мн. христиане приняли ислам, причем, по свидетельству источников, это происходило преимущественно в К., где преследования были наиболее активными. Впосл. аль-Хаким изменил свою политику, в 1020 г. разрешил восстановить разрушенные мон-ри и вернул им собственность. После смерти халифа все ограничения, касавшиеся христиан, были отменены, церкви возвращены общинам.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Господь исполнил ее желание, сподобив меня написать фреску Воскресения Христова на Ваганьковском кладбище. Наше детство и юность были пропитаны любовью эмигрантов к России, в их устах навсегда оставшейся Святой Русью. Одно время я жила с «бабушкой Анастасией», сибирячкой из Благовещенска. Ее муж имел рыбное предприятие на Амуре и был раскулачен, умер, а она попала в тюрьму. Их из тюрьмы привезли, выбросили в тайге. Она скрывалась у кого-то, но нельзя же скрываться всю жизнь! Она решила перейти через Амур в Китай. Дождалась зимы и однажды ночью пошла. Вдруг видит черную полосу и понимает, что если сделает шаг, то провалится. Обошла и наутро оказалась в Китае. Ее очень любил архиепископ Иоанн Шанхайский Это он прислал ее к нам в Иерусалим. Малограмотная, но Библию по складам она читала громко каждый день. Представляете, какие люди?! Пасха в Иерусалиме — Вы помните службы в Храме Гроба Господня— какими они были в Вашем детстве? — Конечно. Мы из Гефсимании очень часто ходили на эти службы. Я расскажу, какое отношение было у мусульман к Божией Матери. В Иерусалиме 27 августа под Успение совершается крестный ход из Сиона к гробнице Божией Матери с Ее плащаницей. В моем детстве мусульмане— кто босиком, а кто на коленях— шли за этой плащаницей до самого гроба Божией Матери. 2–3 дня вокруг гробницы продолжались празднества. Мусульмане очень почитают Божию Матерь и Христа. Они Его, конечно, называют пророком Исой бин Марьям, Исой, Сыном Марии, и Мария для них не Богоматерь, но почитают они Ее истово. — А Пасха в Иерусалиме Вам запомнилась? — О, я сейчас удивляюсь, как это бывало: десятки тысяч людей в Великую Субботу. 40 тысяч вмещает храм— и все 40 тысяч с зажженными свечами. Море огня. И в голову ни разу не пришло: «А что, если бы все это загорелось?». Нас, детей, пускали в алтарь греческого храма Воскресения, он как раз напротив Кувуклии. Незабываемо это напряжение, молчание, полумрак… вдруг появляется Патриарх Иерусалимский Венедикт, и огонь, и моментально всё загорается! Еще меня поражало, как они пели пасхальные стихиры «Да воскреснет Бог…» на пятый минорный глас.

http://pravmir.ru/vospitana-gefsimaniej/

Пререкания продолжатся вплоть до Второго Пришествия Христа. Люди неизбежно будут создавать все новые и новые апокрифы, формировать все новые и новые представления о Нем и, соответственно, пререкаться. И блажен, кто не соблазнится о Мне ( Мф.11:6 ), — говорит Господь. 45 Шахада (араб. — «свидетельство») — исламский символ веры, свидетельствующий веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммеда. Необходимое и достаточное условие для принятия ислама. 46 Хадис (араб. — изречение, одобрение, образ или действие пророка Мухаммеда, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка. Слово «хадис» в переводе с арабского языка буквально означает «новый», «беседа», «предание», «рассказ». В исламском богословии изучением хадисов занимается специальная наука – хадисоведение. 47 Кор. 1:24:«…для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». 48 Сýра (араб. — слово, обозначающее одну из 114 глав Корана. 49 Коран, 19:34. Перевод Эльмира Кулиева. Далее все цитаты из Корана приводятся в его переводе. 50 Аят (араб. V?» – «знак») — структурная единица Корана, иногда понимаемая как «стих», что неверно с точки зрения самого пророка, неоднократно подчеркивавшего удаленность своих проповедей от поэзии. В Коране насчитывается более б ООО аятов. 52 Великое Белое Братство ЮСМАЛОС (более распространенное название: «Белое братство») — религиозная организация, основанная в 1990 году в Киеве Мариной Мамоновой (в замужестве – Цвигун), объявившей себя Матерью Мира Марией Дэви Христос. 53 Христолóгия — раздел богословия, посвященный изучению вопросов, относящихся к Иисусу Христу 54 Абдаллá (араб.) — слуга (раб) Бога. 55 «Имя которому – Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (алМасух Иса бен Мариам)» (Коран, 3:45). 56 Масих — помазанник, «тот, кто омыт, очищен от всякого греха». 57 Мухаммед альБухари (полное имя – Абу Абдуллах Мухаммед ибн Исмаил ибн Ибрагим альДжуфи АльБухари; 810–870) — известный исламский богослов персидского происхождения, автор наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Джами асСахих» (или «Сахих альБухари»), составляющего основу мусульманской Сунны.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Но болезнь появилась и здесь, от нее умерло 87 человек, но многие и выздоровели, благодаря ее молитвам. Валатта-Петрос получила дар прозорливости, знала сокровенное, видела мысли. Поэтому никто не уходил к ней без самоиспытания. Для своей обширной общины она стала составлять устав. Прежде всего она запретила разговоры как в дороге, так и во время сидения или стояния, что согласно с постановлением 318 отцов первого собора. Нарушения этого правила вызывали в ней глубокую скорбь и сильное раздражение («она болела весьма, стонала, каталась по земле, так что шла и капала кровь»...) За это она уподобляется мученикам, «ибо страдала за других, и дала душу свою за избавление душ их». В Дамбоза она жила в куще близ церкви «табота Квесквама», проводя время в молитве и самосовершенствовании. В это время пришел авва Зи-Марьям, мамхер Рёма со многими монахами, и просил ее выстроить им церковь в честь Спасителя на месте погребения ее родителей. Она ответила приглашением предварительно помолиться. Монахи вернулись, а она целую неделю «молилась великим правилом» в церкви. Господь послал ее строить и обещал Свою помощь. «Тогда отправилась мать наша святая Валатта-Петрос в Дамбоза на Рёма, и с нею все монахи и монахини. И понесла она покрытие прежней кущи и начала хорошо постройку, черпая воду в озере и нося ее на спине. И были с нею знатные женщины из дочерей господ (wezäzer) и из царских наложниц ( " eqbemäm), из жен вельмож (makwanenem); они трудились с нею и подражали ей, черпая воду и нося глину и камни. И монахов было много: одни из них оставили отцов и матерей, другие – юность и все хотения плоти; женщины оставили своих мужей, а другие были девы, хранившие девство и обручившие себя жениху – Христу... Были и грешные и блудные, обратившиеся к покаянию, и оставившие прежние дела и сделавшиеся девственными для Христа. Были здесь бедные и убогие, слепые и хромые, которые находили приют и пристанище у нее. И были открыты ее двери для каждого приходящего, как говорит Евангелие: «и грядущего ко Мне не изжену вон», и как сказал Павел: «несть Иудей, ни Еллин, несть раб, ни свобод».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010