Помимо совместного празднования архангелов и Собора Бесплотных сил (8 нояб.) в к-польских рукописях с IX в. под 26 марта, т. е. на следующий день после праздника Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта), появляется особый праздник Собора арх. Гавриила (древнейшая датированная рукопись - написанное в Студийском мон-ре Евангелие 891 г. (БАН. РАИК. 74. Л. 204)). Впосл. с распространением Иерусалимского устава было установлено еще одно празднование Собора арх. Гавриила - 13 июля, устойчиво отмечаемое только в поздних редакциях Иерусалимского устава, до этого его появление в литургических месяцесловах было эпизодическим (см.: Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 212; Кекелидзе . Литургические груз. памятники. С. 267). Помимо этих празднований, получивших общецерковное значение, известен также местный праздник - Собор арх. Гавриила в Адине (11 июня). Установление праздника связано с явлением Г. афонскому иноку в местности Адин, недалеко от Кареи, близ мон-ря Пантократор, во время правления Николая II Хрисоверга, патриарха К-польского. Однажды незнакомый монах попросился на ночлег в келью некоего благочестивого инока. Наутро оба они встали на молитву перед иконой Божией Матери «Милостивая». Инок по обыкновению славил Богородицу словами: «Честнейшую херувим...», но незнакомец начал это песнопение со слов: «Достойно есть яко воистину...». Инок попросил его записать начало молитвы и, т. к. в келье не оказалось ни чернил, ни пергамена, по просьбе незнакомца поставил перед ним каменную плиту. Тот стал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке, и, закончив, исчез. Согласно источникам, этот камень был позже отправлен в К-поль, а икона, к-рая стала называться «Достойно есть», хранится в афонском мон-ре Протат. Песнопение «Достойно есть» состоит из 2 частей: «Честнейшую херувим» - ирмоса трипеснца Великой пятницы, составленного Космой Маюмским († 787), и «Достойно есть» - припева более позднего времени. Из греч. синаксаря невозможно установить, что появилось раньше - праздник в честь Богородичной иконы или в честь собора арх. Гавриила, неизвестно также, об афонской или к-польской местности Адда идет речь в повествовании (Вышний покров над Афоном. М., 19029, 1997р. С. 13-23; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 3. С. 219-220).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

122; Doch. 315, кон. XVI - нач. XVII в., и др.), причастны на 1-й плагальный глас: «Хвалите Господа с небес» (Lesb. Leim. 238 et 459, ок. 1700 г.; БАН. РАИК. 42, сер. XVIII в., и др.), «Блажени яже избрал» (Lesb. Leim. 258, 1527 г.; РНБ. Греч. 130; 132, посл. треть XVIII в., и др.; в ркп. БАН. РАИК. 42 указан 1-й глас) и «Во всю землю» (БАН. РАИК. 154; Philoth. 122), стихи полиелея на 1-й плагальный глас (Ivir. 985), а также на 2-й (Ibid.; Cutl. 457) и 4-й гласы (Konstamon. 86), стихи из антифонов на полиелее: в Богородичные и Господские праздники «Вся слава дщери царевы» и «Приведутся в веселии» на 1-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154; Cutl. 457; РНБ. Греч. 126; в списках Philoth. 122, Ivir. 973 и 974 указан 1-й глас), преподобным, мученикам и иерархам «Господа, аллилуия - Блажен муж» на 4-й глас (Cutl. 457; Ivir. 974), в дни памяти царей «В день скорби, аллилуия: Услышит тя Господь» на 1-й глас τετρφωνος (Ivir. 974; Konstamon. 86), стихи антифона «Блажен муж» на 4-й плагальный глас (Cutl. 457; 399, сер. XIV в.; Ivir. 974; 985; 973; Philoth. 122; БАН. РАИК. 154). Причастны Г. П. также были транскрибированы Хурмузием (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 705. Fol. 119-119v, 171v - 172, 1829 г.). Менее известными произведениями Г. П. являются: «Честнейшую» (после канона на утрене) на 2-й плагальный (6-й) глас (Ivir. 974), сопровождаемый ремаркой «краткое» (συνοπτικν - Konstamon. 86, συνοπτικ - Ivir. 985), песнопения на литургии свт. Василия Великого «Свят - Тебе поем» на 2-й глас σω (Ivir. 993, сер. XVII в.), богородичны (Xeropot. 229, 1-я пол. XVIII в.). По данным Л. Алляция , Г. П. сочинял также светские песни ( Παπαδπουλος. Σ. 257). Лит.: Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 257; Vogel M. , Gardthausen V. Die griechischen Schreiber des Mittelalters. Lpz., 1909. S. 374; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. T. 1. Σ. 363; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 586-587; 1999. Т. 2. С. 447-448. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164417.html

Институт организовал экспедиции во Фракию, Малую Азию, северную Италию, на Афон, в Грецию и на Кипр, проводил раскопки в Константинополе, Македонии, Сербии. Среди археологических работ важное место занимал и раскопки в Болгарии, положившие начало археологическому изучению двух болгарских столиц – Плиски (Абоба) и Преслава. Основанный в Институте музей содержал значительную коллекцию памятников античного и византийского искусства и монет, а также первоклассное собрание моливдовулов (печатей с надписями). Библиотека Института из скромного собрания книг превратилась в одну из лучших библиотек по византиноведению. Институт выпускал специальный журнал «Известия РАИК», получивший международное признание (всего вышло 16 томов). РАИК стал незаменимым местом занятий русских и зарубежных ученых на Востоке. Успешно проходило установление научных контактов с болгарскими учеными благодаря славянской ориентации в научной работе РАИК. В результате этого сотрудничества в 1911 г. в Институте было организовано Славянское отделение, задачей которого стало изучение южнославянской истории. Хотя РАИК просуществовал недолго, всего 20 лет, он внес весьма существенный вклад в византиноведение и добился всеобщего признания. Институт не уступал по своему значению и авторитету институтам, которые содержали немцы, французы, англичане и американцы в Афинах и Риме В 1914 г. с началом первой мировой войны Институт прекратил свою деятельность в Константинополе и перенес ее в Россию. Основное имущество Института, включая музейные коллекции и библиотеку, осталось в Стамбуле и было частично утрачено. Ф.И. Успенский, первый и последний директор РАИК, несмотря на то, что война и прочие обстоятельства разрушили дело его многолетнего труда, надеялся, что РАИК воскреснет. В 1916–1917 гг. Ф.И. Успенский как директор Института организовал археологическую экспедицию в Трапезунд, занятый тогда русскими войсками Несмотря на все попытки Ф.И. Успенского наладить нормальную работу РАИК в России, Институт был окончательно закрыт в 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

По поводу рассматриваемой рукописи восьмикнижия, дополняющего её материала и отдельных моментов истории кодекса автор прочитал следующие доклады, содержание которых можно установить по разного рода отчётам и по соответствующим местам самого исследования: 1) 14 ноября 1902 г., в РАИК, под заглавием: Греческие рукописи Серальской библиотеки в Константинополе; 2) 28 января 1903 г., доклад в Русском археологическом обществе на ту же тему. 3) 21 ноября 1904 г., доклад в РАИК Византийский писатель Исаак Комнин Порфирородный и севастократор. В переработанном и дополненном виде включено в рассматриваемую монографию (гл. I, стр. 17–32). 4) В начале апреля 1905 г. доклад на Международном археологическом конгрессе в Афинах на тему: Серальская библиотека и хранящаяся в ней иллюстрированная рукопись восьмикнижия. 5) 20-го апреля 1905 г. на Международном конгрессе востоковедов в Алжире от имени Ф. И. Успенского (который в это время находился на конгрессе в Афинах) был прочитан доклад: Письмо Аристея к Филократу. Письмо Аристея включено в рассматриваемую монографию (гл. I, стр. 1–18, 104–108). 6) Доклад 19 ноября 1906 г., в РАИК: Археологическая поездка по Южной Македонии. 7) 26-го февраля 1906 г. Ф. И. Успенский прочитал в РАИК доклад: Ориген и его занятия библейским текстом. В переработанном и дополненном виде материал доклада включён в рассматриваемую монографию, стр. 190–197. 8) Доклад, прочитанный в 1906 г. в Об-ве любителей древней письменности: Серальский лицевой октатевх. См. также: Никифор Феотоки и лейпцигское издание толкований на восьмикнижие 106, 1904). Эта статья использована в настоящей монографии с дополнениями о Серальском кодексе (см. стр. 43–51, 89–96). 113. Походы в Египет короля иерусалимского Амальриха I. ЖМНП, 1907, стр. 239–244. Рецензия на книгу: Schlumberger, G. Campagnes du roi Amaury I-er de Jérusalem en Egypte au 12-e siècle. Paris, 1906, 352 p. 114. Резная деревянная доска от древнего складня. ИРАИК, т. 13, 1908, стр. 348–362, 1 табл. (приложение 1 к отчёту РАИК за 1905 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Характеристику настоящего труда см.: 1) Васильев, А. А. Лекции по истории Византии, т. I, Пг., 1917, стр. 35–38. 2) Бузескул, В. П. Общий очерк. (II, 34, 1929, стр. 48–49). 3) Weingart М. F. J. Uspenskij (II, 40, 1929, str. 177–180). В 1896 г. Ф. И. Успенский представил для отзыва в Моск. археологическое общество Программу по истории Византийской империи (с приложением объяснительной записки). Осенью 1901 г. и весной 1902 г. Ф. И. Успенский прочитал в РАИК 17 лекций по общему курсу истории Византии, кончая временем Кирилла и Мефодия. Некоторые отделы Истории Византийской империи составлены на основе ранее прочитанных автором докладов, или прежде изданных работ: так её Введение составлено из переработанных и дополненных материалов двух публичных лекций в Одессе (1890 г.) на тему: Сходства и различия в историческом развитии Западной и Восточной Европы, а также доклада на ту же тему в заседании РАИК в 1896 г. В августе 1893 г. на IX археологическом съезде в Вильно Ф. И. Успенский прочитал доклад на тему: Вопрос о готах. 12-го марта 1895 г. был прочитан другой доклад на заседании РАИК, озаглавленный: Германцы на службе Восточной империи. 14-го ноября 1907 г. на заседании РАИК был прочитан доклад: Язычники и христиане в половине IV в. См. 56 и 185. 121. Первые страницы русской летописи и византийские перехожие сказания. 300, т. 32, 1915, стр. 199–228. Изд. отдельно: Одесса, 1915, 32 стр. 122. Всемирно-историческое значение переживаемых событий. Биржевые ведомости, 1915, Пг., 31 марта. 123. Конкуренция народов на Ближнем Востоке. Биржевые ведомости, 1915, 6 апреля. 124. Действительные и мнимые позиции на Ближнем Востоке. Биржевые ведомости, 1915, 13 апреля. 125. Константинополь – Стамбул – Царьград. Биржевые ведомости, 1915, 21 апреля. 126. С кем пойдёт Константинопольский патриарх? Биржевые ведомости, 1915, 27 апреля. 127. Русские интересы на Афоне. Биржевые ведомости, 1915, 7 и 14 мая. 128. Религия и политика. Биржевые ведомости, 1915, 1 июня. 129. Суровый приговор над богословской диссертацией. Биржевые ведомости, 1915, 12 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. Шмита и др.) к Успенскому. 1599 Почетными и действительными членами РАИК избирались видные русские и зарубежные ученые, общественные и политические деятели. См.: Басаргина Е. Ю. Русский археологический институт... С. 78. 1600 В апреле – мае 1896 г. Ернштедт возглавлял историко-филологическую испытательную комиссию в Новороссийском университете. 1601 Он написал об этом Роману Христиановичу, и тот 26 мая 1896 г. благодарил его за «милое дружеское письмо» (Д. 124. Л. 39–40 об.). Сам Лепер провожал семью Виктора Карловича в Ригу. Лидии Ивановне Ернштедт сообщил о материальных затруднениях семейства Леперов (Одесса, 16 мая 1896 г. Д. 6. Л. 77). 1603 Ср.: Куклина И. В. В. К. Ернштедт... С. 120. О положительном решении Лепер узнал из письма декана И. В. Помяловского. 1605 Отрывок из этого письма процитировала Е. Ю. Басаргина (Русский археологический институт... С. 80, примеч. 118), но неверно определила, что это письмо Лепер написал из Константинополя, будучи ученым секретарем РАИК. Письмо это написано еще в Афинах, на пути в Стамбул, и Лепер отметил в нем, что «на днях» едет работать в Константинополь. 1606 См. подробнее в очерке Е. Ю. Басаргиной «Ф. И. Шмит: материалы к биографии» (РНРВ. С. 480 и след.). 1607 Шмит Ф. И. Стефануса Праксителя. Статуэтка из собрания А. И. Нелидова//ЖМНП. 1901. Сентябрь. С. 147–155. Статья была опубликована также в сб.: Commentationes Nikitinianae: Сб. ста­тей по классической филологии в честь П. В. Никитина. СПб., 1901. С. 282–290. 1608 Речь идет о магистерской диссертации, посвященной мозаикам Кахриэ-Джами: Шмит Ф. И. I. История монастыря Хоры, архитектура мечети, мозаика нарфиков//ИРАИК. София, 1906. Т. 9. С. 1–306. 1609 В последнем письме от 30 мая 1900 г. (Л. 7–8 об.) Фармаковский просит для библиотеки института некоторые издания Академии. 1612       О деятельности Б. А. Панченко в РАИК см.: Басаргина Е. Ю. Русский археологический институт... С. 64–71, 78. Б. В. Фармаковский был ученым секретарем РАИК в 1898–1901 гг.; А. А. Васильев и М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изложение доклада 14-го августа 1893 г., сделанного Ф. И. Успенским в качестве председателя Учёного совета съезда. 6. Отчёт о деятельности Русского археологического ин-та в Константинополе в 1897 г., ИРАИК, т. 3, 1898, стр. 195–230. 1) Заседания в Ин-те. 2) Учёные экскурсии в Малую Азию, в Ираклию, на Хиос и Патмос. 3) Собирание археологических материалов. 4) Редакционно-издательская деятельность. 5) Библиотека и кабинет древностей. 26-го февраля 1897 г. на заседании РАИК Ф. И. Успенский произнёс речь: О славянском элементе в Византийской империи. (Прочие доклады Ф. И. Успенского за 1897 г. см. 85, 86). Рецензия: Мсерианц, Л. Деятельность Русского археологического ин-та в Константинополе в 1896 и 1897 гг., Русская мысль, 1899, 6, стр. 90–106. См. 1) Беглери, Г. П. Русский археологический ин-т в Константинополе. ВизВ, 1898, т. 5, стр. 354–355; 2) И. С. Деятельность Русского археологического ин-та в Константинополе в 1897 г. ВизВ, 1899, т. 6, стр. 293–306. 7. Отчёт о деятельности Русского археологического ин-та. в Константинополе в 1898 г. ИРАИК, т. 4, вып. 3, 1899, стр. 109–155. 1) Заседания в Ин-те. 2) Археологические экскурсии в Никею и Македонию. 3) Редакционно-издательская деятельность. 4) Раскопки в Македонии. 5) Организация кабинета древностей. В отчёте имеются указания на доклады Ф. И. Успенского: 5 апреля 1898 г. в РАИК: О дочери Велисария на основании надписи в Солуни. 19 ноября 1898 г. там же: Памятники славянских древностей в Македонии (стр. 111), а также отчёт об экспедиции в Македонию (стр. 122–152). (Прочие доклады Ф. И. Успенского за 1898 см. 85, 86, 90). 19-го февраля 1899 г. в Моек, археолог, обществе был прочитан доклад: Экспедиция РАИК в Македонию, летом 1898 г. 8-го января 1899 г. доклад в РАИК на тему: Рукописи, находящиеся в Охриде в библиотеке при церкви св. Климента (стр. 131–141). 8. Отчёт о деятельности Русского археологического ин-та в Константинополе в 1899 г. ИРАИК, т. 6, вып. 2–3, 1901, стр. 397–481. 1) Заседания, лекции и практические занятия в Ин-те. 2) Археологические экскурсии в Малую Азию, в с.-в. Болгарию и в Эльбасан. 3) Редакционно-издательская работа. 4) Раскопки в Македонии и Болгарии. (См. также доклады Ф. И. Успенского за 1899 г. 108 и предыдущий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совет ИППО утвердил решение об учреждении Русского исторического института 20 марта 2008 г. 19:11 В четверг 20 марта в Счётной Палате Российской Федерации под председательством С.В. Степашина состоялось плановое заседание совета Императорского православного палестинского общества . Советом принято знаменательное решение об учреждении Русского исторического института с представительствами в традиционных научных центрах Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока (Стамбул, Венеция, Иерусалим). Целью Русского исторического института является организация и проведение исследований по истории и культуре Европы, Средиземноморья, Причерноморья и Ближнего Востока в связи с историей России, проведение археологических исследований, архивного поиска и сравнительного изучения письменных и материальных памятников. С 2004 года научная общественность России в лице ведущих учёных Российской академии наук и Московского государственного университета им М.В. Ломоносова ставила вопрос о необходимости возобновления деятельности русских научных институтов за рубежом и, в частности, о воссоздании Русского археологического института в Константинополе (РАИК), учреждённого в 1894 году под эгидой Министерства народного просвещения России и закрытого в 1914 году. Бессменным главой РАИК был выдающийся русский византинист Ф.И. Успенский, который в 1921-1928 годах являлся председателем Российского палестинского общества при АН СССР. 25 ноября 2004 года Президент России В.В. Путин поддержал просьбу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, президента РАН академика Ю.С. Осипова и ректора МГУ академика В.А. Садовничего о возобновлении деятельности РАИК. В 2006-2007 годах проводилась работа по составлению концепции, нормативных документов и научных проектов деятельности института. Присутствующие на заседании члены совета Общества также постановили провести общее годичное собрание ИППО в июне 2008 года. Согласно решению совета общества, в члены Императорского православного палестинского общества приняты, в частности: Советом общества также утвержден порядок приема в действительные члены ИППО. Сайт ИППО /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/383405.htm...

2813       Панченко Б.А. Каталог моливдовулов: Коллекция Русского археологического института в Константинополе//Изв. РАИК. 1903. Т. VIII. С. 199–246; 1904. Т. IX. С. 341–396; 1908. Т. XIII. С. 78–151. 2814       Чистотинова С.Л. Федор Иванович Шмит. M., 1994; Басаргина Е.Ю. Ф.И. Шмит: материалы к биографии//Рукописное наследие… С. 479–496; Khrushkova L. Smit F.I.//PChA. Bd. II. S. 1173–1174. 2815       Шмит Ф.И. Кахрие Джами 1. История монастыря Хоры: архитектура мечети. Мозаики нарфиков//Изв. РАИК. 1906. Т. XI. С. 1–306. 2818       Фармаковский Б.В. Византийский пергаментный рукописный список с миниатюрами, принадлежащий Русскому археологическому институту в Константинополе//Изв. РАИК. 1901. Т. VI, 2–3. С.253–359. 2820       Ouspensky Th. Les fouilles d’Aboba//Atti del II Congresso internationale di Archeologia cristiana tenuto a Roma nell aprile 1900. Roma. 1902. P. 305–307. 2821       Успенский Ф.И. Археологические памятники Сирии//Изв. РАИК. 1902. Т. VII, 2–3. С. 94–212. 2822       Успенский Ф.И. О вновь открытых мозаиках в церкви св. Димитрия в Солуни//Изв. РАИК. 1909. Т. XIV, 1–61. 2823       Вульф О. Семь чудес Византии и храм св. Апостолов (с планом церкви)//Изв. РАИК. 1896. Т. I. С. 35–76; Он же. Архитектура и мозаики храма Успения Богородицы в Никее//Виз. временник. 1900. Т. 7. С. 315–425; нем. версия: Wulff О. Die Koimesiskirche in Nikaia und ihre Mosaiken. Strassburg, 1903. 2828        Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 и 1846 г. Κ., 1877; Он же. Второе путешествие по святой горе Афонской в году 1858, 1859 и 1861, и описание скитов афонских. M., 1880; Он же. История Афона. Т. 1–3. Киев; СПб., 1877–1892; Он же. Путешествие в Метеорские и Оссо-Олимпийские монастыри в Фессалии в 1859 году/Под ред. П.А. Сырку. СПб., 1896. 2829       Шмит Ф.И. Каталог книжных рукописей Ватопедского монастыря на Афоне//Изв. РАИК. 1903. Т. VIII, 3. С. 264–298. 2833       Модестов В. Об открытии русского археологического института в Риме с отделением в Афинах//Тр. VIII археологического съезда в Москве. 1890. Т. III. M., 1897. С. 303–306.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Русский археологический ин-т в К-поле - РАИК], первое рус. научное об-во по исследованию истории, археологии, искусства христ. Востока за границей. Создание РАИК явилось результатом развития византиноведения в России с сер. XIX в. и его расцвета в конце столетия. Идея создания РАИК принадлежала Ф. И. Успенскому , ставшему бессменным директором ин-та, осуществление ее стало возможным при покровительстве А. И. Нелидова, рус. посла в К-поле и впосл. первого почетного председателя об-ва. Устав и штат были утверждены имп. Александром III Александрович в 1894 г., торжественное открытие состоялось 26 февр. 1895 г. Устав определил основные направления работы ин-та: изучение древней географии и топографии, исследование истории и археологии всех территорий Византийского мира, описание рукописей, эпиграфика и нумизматика, исследование архитектуры и монументальных памятников искусства. Нелидов добился от правительства Порты разрешения производить раскопки на всей территории Османской империи и сохранения за РАИК половины всех находок. Сотрудники РАИК предприняли комплекс научных экспедиций в М. Азию, Болгарию, Сербию, Македонию, Грецию, Афон, Сирию, Палестину. Среди самых значительных работ: изучение архитектуры, мозаик и фресок мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; мозаик ц. Неа-Мони на Хиосе, 1042-1056 гг.; мозаик ц. Успения в Никее, кон. VII в., 1065-1067 гг.; открытие мозаик и фресок V-IX вв. в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике; раскопки в районе акрополя г. Византия; изучение остатков Большого имп. дворца в К-поле; археологические исследования древних столиц Болгарии Плиски (Абобы) и Преславы . Исследования сотрудников РАИК публиковались в ж. «Известия РАИК» (всего вышло 16 т.), среди них монографии Ф. И. Успенского «Археологические памятники Сирии» (1902. Т. 7. Вып. 2-3) и «Константинопольский серальский кодекс Восьмикнижия» (1907. Т. 12), Ф. И. Шмита «Кахрие-Джами: История монастыря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков» (1906. Т. 11).

http://pravenc.ru/text/76472.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010