В 1727 г. австр. власти приняли рескрипт, который ограничил права правосл. архиереев, церковных судов и велел сербам отмечать католич. праздники. Волнения сербов в 1718, 1727, 1731, 1735 и 1739 гг. были реакцией на религ. притеснение православных в стране. Чтобы прекратить борьбу православных и униатов за владение мон-рем Марча в 1734 г. вместо Марчанской епархии была основана Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в Северине: в 1754 г. она была объединена с Костайницко-Зринопольской (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ), а в 1771 г.- с Пакрацкой епархией (см. ст. Славонская епархия ). 16 июля 1779 г. имп. Мария Терезия подписала Декларацию, по к-рой Пакрацкая епархия вошла в Карловацкую митрополию , но при этом сербам запрещалось открывать новые богословские учебные заведения, а граничарам (сербам, находящимся на военной службе в приграничных районах империи) принимать духовный сан без согласия местного генерала. Также был унифицирован серб. церковный календарь, в который было включено 39 правосл. праздников. 13 окт. 1781 г. имп. Иосиф II подписал Патент о веротерпимости, уравнявший положение православных и католиков, но этот патент не отменил Декларацию 1779 г., к-рая продолжала действовать до 1868 г. В 1848 г. было подтверждено право сербов на церковную и образовательную автономию, а в 1868 г. церковный собор представителей Хорватии и Славонии предоставил сербам национально-церковную автономию и разрешил использование кириллицы. В 1876 г. правительство Хорватии поддержало желание сербов иметь правосл. школы, но в 1887 г. был принят закон о неконфессиональном характере образования. В кон. XIX - нач. XX в. большое число сербов эмигрировало в Европу и страны Сев. Америки. После вхождения Славонии и Хорватии в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1921 г. Пакрацкая епархия была подчинена Печской Патриархии. В 1931 г. из территорий Пакрацкой и сев. районов Горно-Карловацкой епархий была выделена Загребская епархия, к-рую возглавил Досифей (Васич) . Во время второй мировой войны, в апр.

http://pravenc.ru/text/182463.html

Епархия вправе учреждать средства массовой информации. Организации, созданные Епархией, могут действовать как структурные подразделения Епархии (без прав юридического лица) либо в качестве самостоятельных юридических лиц. 12. Епархия вправе обращаться в государственные органы за финансовой, материальной и иной помощью в осуществлении реставрации, содержания и охраны зданий, сооружений и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных Епархией и иными религиозными организациями Русской Православной Церкви, действующими на территории Епархии, в осуществлении благотворительной деятельности, в реализации общественно значимых социальных или культурно-просветительских программ и мероприятий. 13. Епархия вправе обучать основам православной веры несовершеннолетних учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений по заявлению родителей (законных представителей) в установленном законом порядке. 14. Епархия может обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления с предложением о создании православных вероисповедальных кладбищ. III. Создание Епархии 15. Епархия образована в ___________ г. 16. Епархия учреждена по решению Священного Синода Русской Православной Церкви. Территориальная сфера деятельности Епархии – ______________ __________________________________. название субъекта Федерации Епархия может, по согласованию с епархиальными архиереями соответствующих епархий, иметь подворья на территории других субъектов Российской Федерации. 17. Устав Епархии с изменениями (дополнениями) принимается Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждается Патриархом Московским и всея Руси. IV. Структура и органы управления 18. В состав Епархии входят иерархически подчиненные ей канонические подразделения, в том числе приходы, объединенные в благочиния, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии, представительства, скиты, часовни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

в 2014 году (9 епархий): Великолукская, Великоустюжская, Кудымкарская, Ливенская, Нерчинская, Норильская, Соликамская, Череповецкая, Югорская; в 2015 году (7 епархий): Бийская, Вяземская, Переславская; Рубцовская, Северобайкальская, Славгородская, Шадринская; в 2016 году (5 епархий): Ванинская, Воркутинская, Галичская, Златоустовская, Черняховская; в 2017 году (5 епархий): Бирская, Волжская, Плесецкая, Рославльская, Сызранская; в 2018 году (4 епархии): Серовская, Алапаевская, Минусинская, Сочинская. На Украине 9 епархий: в 2010 году (1 епархия): Днепродзержинская; в 2012 году (4 епархии): Балтская, Вознесенская, Изюмская, Феодосийская; в 2013 году (4 епархии): Бориспольская, Могилёв-Подольская, Ровеньковская, Роменская. В Белоруссии 4 епархии: в 2014 году (4 епархии): Борисовская, Лидская, Молодечненская, Слуцкая. В Казахстане 6 епархий: в 2010 году (3 епархии): Карагандинская, Костанайская, Павлодарская; в 2012 году (3 епархии): Кокшетауская, Петропавловская, Усть-Каменогорская. В Кыргызстане 1 епархия: в 2011 году: Бишкекская. В Латвии 1 епархия: в 2013 году: Даугавпилсская. В Таджикистане 1 епархия: в 2011 году: Душанбинская. В Эстонии 1 епархия: в 2011 году: Нарвская. В Испании и Португалии 1 епархия: в 2018 году: Испанско-Португальская. Также в 2018 году создан Экзархат в странах Юго-Восточной Азии, действующий по состоянию на 31.01.2019 г. как одна епархия. XI. В период со времени Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) и по 1 февраля 2010 года были образованы следующие митрополии (всего 60 митрополий): В России 59 митрополий: в 2011 году (16 митрополий): Архангельская, Башкортостанская, Донская, Екатеринбургская, Иркутская, Красноярская, Мордовская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Приамурская, Приморская, Рязанская, Саратовская, Тверская, Тульская; в 2012 году (17 митрополий): Белгородская, Волгоградская, Вятская, Ивановская, Кузбасская, Курская, Нижегородская, Омская, Пензенская, Самарская, Симбирская, Ставропольская, Тамбовская, Татарстанская, Челябинская, Чувашская, Ярославская;

http://religare.ru/2_117103.html

1. Никита , 1071. 2. Лука , 1088. 3. Никита хирот. 1113. (Ипат. Лет.). 4. Феодор упом. 1147 и 48. (Ипат. Лет., 30, 38). 5. Максим , 1189; † 1190. (1187, Ипат. Лет., 136, 138). 6. Адриан хирот. 1190, из игум. Выдубицких; упом. до 1198; (Ипат. Лет., 138, 152). Епархия Юрьевская Юрьевская (Порожская, Каневская) епархия упом., по летописям, в XI и XII столетиях. Епископы Юрьевские, Порожские и Каневские 1. Михаил , 1071 и 73. 2. Антоний , 1088–91. 3. Марин . 1091–95. 4. Даниил хирот. 1113 (Ипат. Лет.); † 9 сент. 1121. (1122, Ипат. Лет., 9). 5. Дамиан , 1147, 55. (Ипат. Лет., 30). 6. N .... N ...., 1197. (Ипат. Лет., II. 152). 7. Алексий , после 1200. 8. N ... N .... 1231. (Лавр. Лет., I. 194). Епархия Тмутараканская Тмутараканская епархия существовала будто бы в XI веке. Известен один епископ Николай (Ист. Карамз., II, примеч. 201). Епархия Юрьевская (Дерптская) Юрьевская (в Дерпте), в Юрьеве Ливонском, существовала в 1570–1579 гг. Корнилий , епископ, хирот. в 1570 (Новг. Лет., II, 164); в авг. 1572 уехал в Москву; был там на соборе 15 янв. 1580; именовался: «Юрьевский и Вилянский» т.е. Дерптский и Филинский. Савва , епископ Юрьевский, упом., 20 дек. 1578 (на соборе о причтении св. Иосифа Волоцкого ). Епархия Корельская Корельская епархия существовала в 1593–1610 гг. Известен один Сильвестр , еписк. «Корельский и Орешский» хирот. 1593 (по известию двух рукописей, в 1599 г. из архим. Симоновских); упом. до 1610. (Акт. Ист., II, 329). В июле 1611 шведы овладели Корелой. В 1611–13 Сильвестр был в Вологде, как местный архиерей, и в июле 1613 перемещён на Псковскую епархию; † там 1 дек. 1615. Феодосий , митрополит Сербский и Архангельский (в Москве) в нояб. 1665, а в 1667 помещён на Белгородскую епархию. Иоаким «еписк. Сербо-Словенский» определён к Архангельскому собору (в Москве) 19 сент. 1667; упом. до февр. 1677. Иосиф , бывший архиепископ Коломенский, состоял при том-же соборе в 1678–81, † 29 июля. 333 Митрополит Галицкий, с крылоса, Антоний, 1292 (Рум. Муз., 115, 116). О митрополитах см. Акт. 3. Р., III, примеч. 34-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По прибытии в Москву, Антонию пришлось выдержать соблазнительную борьбу с Софронием, которая однако кончилась тем, что Софроний принужден был удалиться на Урал... После издания окружного послания (в 1862 г.), разделившего поповцев-австрийцев на окруж- ников и противуокружников, в Москве появился новый архиерей, противуокружник, по имени тоже Антоний. (Разделение это продолжается и теперь при преемниках их: Савватие и Иове). Для стародубских старообрядцев в 1853 г. Кирилл поставил архиерея Спиридония, названного новозыбковским. В 1855 году старообрядцами открыта была саратовская епархия, на которую поставлен был архиерем Афанасий, мещанин г. Хвалынска (теперешний сарат. раскольн. архией Паисий намеревается перебраться на жительство в Москву). В 1856 г. открыта епархия пермская, для которой был поставлен епископом Геннадий. Теперь там архиереем Мефодий, недавно взятый под арест. В том же 1856 г. открыта епархия казанская, для которой поставлен был Пафнутий, недавно умерший. В 1857 г. открыта епархия кавказская (лже–архиереи: Иов и Силуан). В 1858 г. открылась епархия коломенская; епископом был поставлен Пафнутий, который, вскоре после издания окружного послания, перешел в православие, но потом, в 1882 году, по побуждениям самолюбия, ушел опять в раскол и живет теперь за границей... В 1859 г. открылась епархия балтская (лже–епископы: Кирилл и Сильвестр). Затем – епархия нижегородская с архиереем Иосифом... Не лучше этих архиереев и так назыемый беловодский лже-архиепископ Аркадий, который нашел для себя возможным сделаться архиереем и помимо хиротонии австрийских лже–епископов. В 1881 году, т. е. десять лет тому назад, Аркадий, появившись в вятской губернии, пустил о себе молву, что он никто иной, как Аркадий, архиепископ беловодский, поставленный благочестивым и древлеправославным патриархом Мелетием в „опоньском царстве.“ Мелетий же сам, по словам Аркадия, имеет преемственное рукоположение от самого апостола Фомы. Аркадий, как видно, в совершенстве знает простой русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolni...

366. Забайкальская епархия//ПБЭ. – 1904. – Т. 5. – С. 613 – 618. 367. Забайкальские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1904. – Т. 5. – С. 618. 368. Иркутская епархия//ПБЭ. – 1904. – Т. 5. – С. 1027 – 1036. 369. Иркутские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1904. – Т. 5. – С. 1036. 370. Кавказская епархия//ПБЭ. – 1906. – Т. 7. – С. 641 – 643. 371. Кавказские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1906. – Т. 7. – С. 643 – 644. 372. Калужская епархия//ПБЭ. – 1907. – Т. 8. – С. 109 – 126. 373. Калужские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1907. – Т. 8. – С. 126 – 135. 374. Камчатская епархия//ПБЭ. – 1907. – Т. 8. – С. 230 – 235. 375. Камчатские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1907. – Т. 8. – С. 235. 376. Карталинская и Кахетинская епархия (Грузинская)//ПБЭ. – 1908. – Т. 9. – С. 44 – 58. 377. Кекгсгольмские архиереи//ПБЭ. – 1908. – Т. 9. – С. 372 – 373. 378. Кишиневская епархия//ПБЭ. – 1908. – Т. 9. – С. 525 – 546. 379. Кишиневские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1908. – Т. 9. – 546 – 555. 1.2. Отзывы на труды С.Г. Рункевича 380. Верховский П.В. Заметка о книге С.Г. Рункевича «Александро-Невская Лавра. 1713 – 1913 гг.». С.-Петербург, 1913. – Варшава: Тип. Варшавского Учеб. Округа, 1914. – 6 с. 381. Горчаков М. И., протоиерей. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Т. 1. Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1725 гг.). Сочинение С.Г. Рункевича . СПб. 1900. Стр. 429+II/Отчет о сорок третьем присуждении наград графа Уварова//Записки Императорской Академии Наук. – СПб., 1902. 382. Жукович П.Н. Отзыв о сочинении г. Рункевича: «История Минской архиепископии (1793 – 1832 гг.), с подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православной Церковью в 1794 – 1796 гг.». СПб., 1893. – СПб.: Тип. Акад. Наук, 1896. – 10 с. 383. Харлампович К.В. Александро-Невская Лавра 1713 – 1913. Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича . СПб.,1913. – Казань: Центр. тип., 1914. – 8 с. 384. Michnowiecki Modest. Runkiewicz Stefan: Istoria minskoj archijepiskopii. Petersburg 1893//Kwartalnik Historychny. – 1895. – S. 123 – 124. 1.3. Делопроизводственная документация

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

После второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, епархиальная организация Волыни стала возрождаться. Для Западной Украины и Белоруссии была учреждена Минская епархия, в которой в 1795 году было образовано Житомирское викариатство, преобразованное в 1799 году в самостоятельную Волынскую епархию. Уже 14 мая 1796 года была учреждена Волынская духовная семинария при архиерейской резиденции в городе Острог. К началу XIX века численность православных приходов более чем в 10 раз превысила количество униатских. 8 июня 1891 году учреждено викариатство Волынской епархии. С 15 мая 1892 года обширная и многочисленная Волынская епархия становится архиепископией. В начале XX столетия начало действовать епархиальное миссионерское общество. Особо важным событием в жизни епархии и города Житомира было открытие усилиями Антония (Храповицкого) Свято-Анастасиевской церкви где в серебряной раке была помещена глава святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. На 1914 год епархия насчитывала около 1200 приходов. В 1921—1939 годах земли Западной Волыни отошли к Польше и оказались в ведении Польской Православной Церкви. Так образовалось две епархии называвшиеся Волынскими — епархия Русской Церкви с кафедрой в Житомире продолжила свое существование, тогда как в Польской Церкви была создана Волынская епархия с кафедрой в Кременце. В составе последней был создан ряд новых викариатств. В то время Волынская епархия с кафедрой в Житомире разделила судьбу Церкви в СССР, подвергшись почти полному разгрому. Пик преследований в 1937 году был отмечен расстрелом около 250 человек во главе с епископом Максимом (Руберовским). В 1939 году Западно-Волынские земли воссоединилсь с Украиной в составе СССР, в 1939—1940 годах местный епископат, по принесении покаяния, был принят в под омофор Русской Православной Церкви. В 1940 году из состава Волынской были выделены независимые Луцкая и Житомирская епархии. Фашистская оккупация после июня 1941 года привела к прекращению связей с Московской Патриархией и способствовала расколу и образованию неканонической Украинской Автокефальной Православной Церкви возглавленной архиепископом Поликарпом (Сикорским). Оставшиеся верными Русской Церкви подверглись преследованиям, террору и убийствам со стороны украинских националистов. В 1943—1944 годах епископы-автокефалисты бежали с отступлением немецких войск.

http://azbyka.ru/palomnik/Волынская_обла...

4. Иоанн: его подпись – митрополит Босфоранский – имеется в акте 519 г., по поводу восстановления в священных диптихах имен патриархов – Ефрема и Македония, которые патриарх Иоанн велел было изгладить, и в акте поместного константинопольского собора 536 г. 5. Андрей: в актах вселенского никейского собора 787 г. есть подпись: «Давид, смиреннейший диакон церкви Босфорской, вместо Андрея, достопочтеннейшего епископа своего». 421 3. Сугдайская или Сугдейская, иначе Сурожская епархия Епархия эта была небольшая: она заключала в себе только город Сугдайю (ныне местечко Судак) и 18 селений по южному берегу до Алушты. Время открытия ее с точностью неизвестно. Обыкновенно историю ее начинают св. Стефаном, архиепископом сурожским, т. е. с начала VIII века; но из жития св. Стефана видно, что до него в Сугдайе был уже один или два епископа, неизвестные ни по имени, ни по времени управления епархией. Состоя в ведении константинопольского патриарха, она существовала до конца XV века. Иерархи ее были то архиепископами, то митрополитами и именовались сперва сугдайскими или сурожскими, а в XII-XIII в. сугдайскими и тульскими, или сугдео-фульскими. Фульская епархия сперва была особая епархия, занимавшая 36 место в ряду епархий константинопольского патриарха, 422 но потом соединилась (1158 г.) с сугдайскою. Не сохранилось сведений ни о времени основания ее, ни об ее иерархах. С точностью неизвестно даже, где был город Фулла 423 или Фунна. Одни указывают это место на южном берегу Крыма, между Алуштой и Ялтой, другие – между Алуштой и Ламбадом, третьи – на западном конце бахчисарайской долины, близ Чуфут-кале, иные в нынешнем урочище – русско-филь, около Никиты, или в Отузской долине. 424 Но несомненно, что город был между епархиями – сугдайскою и готфийскою, оттого-то фульская епархия и соединена была с соседнею – сугдайскою. 425 Из сугдайских иерархов сохранились довольно подробные сведения только о св. Стефане; прочих же иерархов сохранились почти одни только имена, и то далеко не всех, а некоторые упоминаются случайно без имен, по поводу каких-нибудь церковных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Освен това, в състава на Комисията по делата на старообредните енории и за взаимодействие със старообредците влязоха: Тулчинският и Брацлавски митрополит Йонатан; Нижегородският и Арзамаски митрополит Георгий; Елистинският и Калмицки архиепископ Юстиниан; Гомелският и Жлобински архиепископ Стефан; Уст-Каменогорският и Семипалатински архиепископ Амфилохий; Губкинският и Грайворонски епископ Софроний; Клинцовският и Трубчевски епископ Владимир; архимандрит Ахила (Шахтарин), духовник на женския старообреден манастир на Киевската митрополия в чест на Богородичната «Киево-Братска» икона; протойерей Владислав Ципин, професор в Московската духовна академия; протойерей Йоан Миролюбов, ръководител на Патриаршеския център за староруска богослужебна традиция (секретар на Комисията); протойерей Евгений Саранча, клирик на единоверческия храм «Св. Архангел Михаил» в с. Михайловская Слобода, Коломненска епархия; протойерей Пьотр Чубаров, предстоятел на единоверческия храм «Св. Николай Чудотворец» (Санкт-Петербург); протойерей Игор Якимчук, изпълняващ длъжността заместник-председател на Отдела за външни църковни връзки; йерей Даниил Хохоня, предстоятел на храма «Възнесение Господне» в гр. Ипатово, архиерейски наместник на Ипатовския окръг на Ставрополска епархия. Светият Синод също така взе решения за назначаване на архиереи извън Русия. В частност, решено беше Волоколамският митрополит Антоний да бъде освободен от длъжността Патриаршески Екзарх на Западна Европа, след като му бъде изразена благодарност за извършените трудове. За владика Корсунски и Западноевропейски, Патриаршески Екзарх на Западна Европа, бе назначен Мадридският и Лисабонски архиепископ Нестор; той също така ще продължи временно да управлява Испанско-Португалската епархия. За владика Виенски и Австрийски бе назначен Кафският епископ Алексий, викарий на Корсунската епархия. След като разгледа молбата на Патриаршеския Екзарх на Западна Европа архиепископ Корсунски и Западноевропейски Нестор да му бъде назначен викарен епископ, Синодът избра за викарий на Екзарха с титлата «Кафски» игумен Петър (Прутяну), клирик на Испанско-Португалската епархия. Мястото, където игумен Петър ще бъде наречен и хиротонисан за епископ, след като бъде възведен в сан архимандрит, бе предоставено на решението на Патриарха Московски и Всерусийски Кирил. След като разгледаха темата за енориите зад граница, участниците в заседанието постановиха игумен Инокентий (Деншчиков) да бъде освободен от длъжността клирик на Аржентинската и Южноамериканската епархия във връзка с края на срока на неговата командировка, и да бъде поставен под разпореждането на управляващия Соликамската епархия.   Печатна публикация Споделяне: Page is available in the following languages Обратна връзка

http://mospat.ru/bg/news/89716/

Сектантов – молокан, баптистов, духоборов, хлыстов в скопцов – 1830. 10) Екатеринославская епархия. Раскольников (авсирийского толка) 8862, сектантов 873. 11) Екатеринбургская епархия. 35262 раскольников. 12) Енисейская епархия. 8339 человек; число раскольников растет. 13) Иркутская епархия. Раскольников 1900, сектантов 220; и те и другие – исключительно ссыльные или их потомки. 14) Забайкальская епархия. – от 45000 до 50000 человек. 15) Казанская епархия. Раскольников 25223. 16) Калужская епархия. Раскольников 47000; тут же же воздыханцы, хлысты, скопцы и нетовцы. 17) Камчатская епархия. Раскол незначителен, пропаганды нет; цифры не показаны. 18) Кишиневская епархия. Раскольников и сектантов 25781; раскол слабеет. 19) Киевская епархия. Раскольников 8000; из сект сильна штунда (цифры не показаны). 20) Костромская епархия. Австрийцы, поморцы, федосеевцы, нетовцы, филипповцы, странники, беглопоповпы; всего 36995. 21) Курская епархия. До 20000 раскольников; сектантство незначительно. 22) Литовская епархия. Общая цифра неизвестна; в одном Свенцянском уезде до 10000. 23) Могилевская епархия. 8000 беглопоповцев, 5000 поповцев, 9000 австрийского согласия, всего 22000. 24) Нижегородская епархия. Поповцев 30170, беспоповцев 41566, молокан и духоборов 1584; всего 73320. 25) Новгородская епархия. Цифры не показаны, но заявлено, что раскол здесь очень силен и прочен. 26) Олонецкая епархия. Регистрированных раскольников (беспоповцев), явных и так называемых тайных, 2038 мужчин и 5369 женщин, всего 7407, цифра ниже истинной. 27) Оренбургская епархия. Раскольников и сектантов 78258. 28) Орловская епархия. Раскол не силен; штунда сильна в Карачевском уезде (цифры не показаны). 29) Пензенская епархия. Раскольников 6240 мужчин, 6946 женщин (на 3/4 поповцев), всего 13186; сектантов 451. 30) Пермская епархия. Раскол очень силен, но регистрация его невозможна. 31) Полоцкая епархия. Всего раскольников и сектантов 73452 (федосеевды, филипповцы, поморяне и самокрещенцы). 32) Полтавская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010