Глава 41 (1) Умолкните предо Мною, острова! И народы пусть соберутся с силами, Пусть приступят, пусть скажут теперь: Вместе станем на суд 247 ! (2) Кто воздвиг от востока мужа правды 248 ? Кто призвал его следовать за Собою, Предаст ему народы, И царей покорит, Сделает как пыль мечем его, Как поднятую ветром солому – луком его? (3) А он будет преследовать их, пройдёт не вредим Дорогою, которой прежде не ходил... (4) Кто делает и творить это? Тот, кто вызывает роды изначала: Я – Иегова – первый, И в последних Я тот же 249 . (5) Видят острова и ужасаются, Концы земли трепещут, Они сближаются и идут (6) Каждый союзнику своему оказывает помощь, И брату своему говорит: «крепись»! (7) И ободряет кузнец серебряника, Разглаживающий молотом – кующего на наковальне, Говоря о спайке: «хороша она». И укрепляют гвоздями, чтобы не шаталось. (8) А ты, Израиль, раб мой 250 , Иаков, которого Я избрал, Семя Авраама, друга моего 251 ! (9) Я взял тебя с пределов земли, И с краёв ее вызвал тебя, И сказал тебе: «раб мой ты!» Я избрал тебя и не оставлю тебя. (10) Не бойся, ибо с тобою Я, Не смущайся, ибо Я – Бог твой, Я укрепляю тебя, и помогаю тебе, И поддерживаю тебя десницею правды Моей. (11) Вот останутся в стыде и будут посрамлены Разъярившиеся против тебя, Будут, как не было, И погибнуть препирающиеся с тобою. (13) Ты будешь искать их, и не найдешь их – Враждующих против тебя, Будут, как не было, И как несуществующее, борющиеся с тобою. (13) Ибо Я Иегова, Бог твой, Держу правую руку твою, Говорю тебе: не бойся, Я помогаю тебе. (14) Не бойся, червячок – Иаков, Народец Израиль! Я помощник твой, говорит Иегова, И искупитель твой – Святый Израилев. (15) Вот Я делаю тебя Молотилом острым, новым, Снабжённым зубцами: Ты смолотишь горы и разотрешь, И холмы, как мякину, сделаешь. (16) Будешь их веять, И ветер разнесёт их, И вихрь развеет их; А ты возрадуешься о Иегове, Святым Израиля будешь хвалиться. (17) Страждущие и убогие ищут воды, и не находят, Язык их от жажды засох.... Я – Иегова услышу их,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

И выстроили они кельи себе. И преподобный Зосима начал труды к трудам прилагать, радуясь духом и ум свой к небесному устремляя, тело же духу покоряя. Проводил все ночи, стоя на молитве, всегда в псалмах и пении духовном поучаясь и поя Господу в сердце своем: «На Тебя, Господи, уповаю, спаси меня по милости Твоей! Будь нам помощник на противника нашего дьявола, ибо благословен Ты во веки веков! Аминь». И жили они так с Германом, возделывая землю мотыгами и питаясь от трудов рук своих. Как сказано, «в поте лица ели хлеб свой» 307 – и питал их Господь. И через некоторое время пришлось Герману отплыть на другой берег к христолюбивым людям ради некоей надобности для строительства монастыря. И получив от Зосимы напутственную молитву, отправился в путь. Старец же Зосима один остался на острове. И задержался Герман на побережье. А когда вернулся к морю, желая плыть на остров Соловецкий, то настала осень и дул студеный ветер, шел снег и неукротимое волнение было на море. И плавало в нем множество льдин. Томился он поневоле, желая добраться до острова, но не мог. И пришлось Герману зимовать на побережье. А блаженный Зосима один на острове оставался. И сначала грустил по Герману, потом же возложил надежды свои на Господа, говоря: «Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня! Ибо предан Тебе от юности моей и от чрева матери моей! И ныне, Человеколюбец, утвердил меня «на камне веры», ибо Тебе предал душу мою! Никогда не отступаешь от рабов Своих, но всегда в них пребываешь, Христе Свете Истинный! Не оставь же меня, раба своего, уповающего на Тебя!» И начал он еще усерднее подвизаться, слезами каждую ночь ложе свое омывая, постом и добровольными страданиями плоть угнетая и непрестанные молитвы вознося к Богу. Видели же бесы себя поруганными и с острова изгоняемыми молитвами преподобного Зосимы и ополчились на него, и страшный грохот учинили, и двинулись на блаженного всею силою своею. Ибо никогда прежде, с тех пор как солнце светит в поднебесье и до прихода Савватия и Зосимы, не жили на том острове люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И услышал Бог молитву их и принял прошение их и спас и избавил их явлением Духа, чтобы Он пошел и избавил пассажиров корабля от морской бури и по молитве их возвратил их к пристани жизни. И когда святой отправился и приблизился к тому кораблю, ходя по воде, и увидели его пассажиры корабля, то все они в один голос воскликнули, говоря: «Помилуй нас, раб Божий, ибо мы знаем и извещены, что ты послан от Бога, чтобы избавить нас от этих жестоких бурь, которые поднимаются против нас». Тогда святой преклонил колено пред Богом, молясь и говоря так: «Господи Боже Сильный, сидящий на Херувимах, Владыка моря и Утешитель его волн и бурь. Избавь, Господи, рабов Твоих от этого искушения и доставь их в тихое пристанище, потому что Ты – Единый Благий во веки веков. Аминь». Одновременно с молитвою святого поднялся ветер с юга и подул на море, и не тронулся корабль, потому что он засел между скалами у основания острова. И опять он принес молитву Богу, и погрузился верх того острова в море и сдвинулся корабль. В тот же час утихла и буря и корабль направился в спокойную пристань. Такие чудеса совершал Мар Авген на море и на суше, на кораблях и на островах; и помощь Божия следовала за этим святым, так что всеми, кто слышал и видел чудеса, которые он совершал на море и на суше, овладевали изумление и удивление пред ним. 6. Св. Мар Авген в обители св. Пахомия И когда св. Авген увидел всю эту силу Божию и все те чудеса, которые (Бог) сотворил у него, он восхотел пойти в ту обитель, которую построил, чтобы поставить в ней начальника и управителя и идти в другую страну, где его не знали бы. И вышел и прибыл святой в обитель св. Пахомия, чтобы жить там. И тогда в один из дней вошел св. Авген с братиею затоплять хлебную печь по порядку, которому следовали недельные дежурные. И когда этот очаг был затоплен, то он сделался, как печь огненная. Но насельники обители еще не были осведомлены относительно св. Мар Авгена и его деятельности, ибо он в простом виде вошел с братией, чтобы быть в обители. И сказал святому один из братии бывших там очередными: «Брат, останься здесь у печи с этим очередным братом, пока мы пойдем, помолимся в полуденное время и исполним псалмы; и после того все мы придем одновременно и наполним печь (хлебом)».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Это тот самый, который и в Откровении Иоанна говорит: Аз есмь алфа и омега, начаток и конец ( Апок. 1:8 ). Увидели острова, то есть народы или церкви собранные из народов, которые подвергаются бурям мира сего, и убоялись Господа; потому что начало премудрости страх Господень ( Притч. 9:10 ). Все пределы земель затрепетали, приближаясь и приходя вместе к Евангелию Христову. И увидев себя спасенными, они на деле исполнили слышанное ими: пусть они приблизятся и тогда говорят , чтобы помогать ближним своим и укреплять братьев своих о Господе и сказать им: отступите от идолов, презирайте старые изображения демонов, которые сделала рука человеческая, которые произведены посредством кования и молотка, которые сплочены посредством спайки, которые укреплены гвоздями, чтобы не шатались, и когда стоят, то не могут ходить. То, что мы объяснили в отношении к лицу Христа и призвания язычников и проповеди Евангелия и осуждения демонов, некоторые относят к Киру, царю персидскому, так как воздвиг его против вавилонян с востока, и заставил повиноваться его повелению, повергая пред ним весьма многих народов и покоряя все мечу его и луку, и прочее, следующее затем, относят к его лицу, то есть что вавилонянам не помогли их идолы, сделанные усердием человеческим и воздвигнутые искусством медника. Некоторые из евреев думают, что это сказано об Аврааме, что этот праведник призван от востока, то есть из Халдеи, потому что только он один оказался праведным, и последовал за ним, уходя из отечества в землю, которой не знал, и предал царей в руку его, вышедших против Содома и Гоморры, и пред мечем и луком его сделал их подобными соломе и пыли, и преследовал их и возвратился в мире, и не чувствовал, что он совершил длинный путь, и это выполнил не своими силами, а милосердием Господа, который от начала знал, что это сбудется. Увидели , говорит, острова , то есть окрестные народы, и убоялись Его силы: и концы (extrema) земли . Это именно Сим, сын Ноя, который в крайне опасное (extremo) время для земли спасся с Отцом и братьями от потопа и был сохранен до того времени ; [некоторые] полагают, что под ним разумеется Мелхиседек, и что он вышел на встречу Аврааму, возвращавшемуся с битвы, и принял его и благословил его и укрепил его благословениями Божиими ( Быт. 14 ), и что он есть тот медник, который [как бы из металла] отлил Авраама и молотком своего искусства привел его в лучшее состояние, и сказал ему: хорошо, что ты скреплен и связан страхом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

5 . Енакимы получили свое имя от знаменитого предка своего, Енака, сына Арбы ( Нав.15:13 ). Они жили на юге земли Ханаанской ( Чис.13:23 ). Моисей говорит о них, как о народе весьма могущественном: «Слушай, Израиль, ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес, народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: кто устоит против сынов Енаковых?» ( Втор.9:1–2 ). Кроме этих исполинских народов, в Библии упоминаются еще Хорреи, Аввеи, Кенеи, Кенезеи, Кедмонеи и Филистимляне. 1 . Хорреи жили в горах Сеир, на юге земли Ханаанской, между Мертвым морем и Еланитским заливом ( Втор.2:8 ; Быт.14:6 ). Они были покорены потомками Исава ( Втор.2:12, 22 ). Кажется, что Хорреи и Идумеяне слились впоследствии в один народ ( Быт.36:20 ). 2 . Аввеи сначала жили на юге Палестины, в землях Филистимских, по морскому берегу до Газы ( Втор.2:23 ), а по изгнании оттуда Кафторимами, занимали разные места Палестины ( Нав.13:3; 18:23 ). 3 . Кенеи жили на юге Палестины между Амаликитянами ( 1Цар.15:6 ). Валаам видит их с высоты около Амалика ( Чис.24:20–21 ). 4 . Кенезеи жили, вероятно, на юге Палестины, так как Халев, сын Иефонниин, Кенезеянин, жил на юге колена Иудина ( Чис.32:12 ) и Кеназ Идумеянин – на юге Палестины ( Быт.36:15–16 ). Думают, что Кеназ, внук Исава, заимствовал свое имя от Кенезеев, среди которых жил. 5 . Кедмонеи ; место жительства их не определено. О Кедмонеях упоминается в завете Бога с Авраамом ( Быт.15:19 ). 6 . Филистимляне. Пророк Амос говорит, что они переселились в Палестину из острова Кафтора ( Ам.9:7 ); пророк Иеремия называет их остатком острова Кафтора ( Иер.47:4 ). Филистимляне были в Палестине уже во времена Авраама ( Быт.21:32–34 ), и управлялись царями ( Быт.26:1 ). Они жили в равнине на юго-западе земли Ханаанской, от Иоппии до границы Египта. Иисус Навин отдал землю их колену Иудину ( Нав.15:45 и след.); но покорения Иисуса Навина были слабо защищаемы Израильтянами, и Филистимляне были очень могущественны уже во времена судей. § 7. Народы, жившие в соседстве с Палестиною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«Получив от царя приказания» – βασιλικς εντολας – через которые Иасон объявлялся отставленным от первосвященства, а Менелай утверждался на его месте. 2Мак.4:26 Так Иасон, обманувший своего брата, сам был обманут другим и, как изгнанник, удалился в страну Аммонитскую. 2Мак.4:27–28 Менелай же получил власть, но нисколько не заботился об обещанных царю деньгах, хотя Сострат, начальник городской крепости, и делал требования, ибо на нем лежал сбор даней; по этой причине оба они были вызваны царем. Менелай получил власть и, вместе с этим, доступ к сокровищам храма, что, собственно, и было ему нужно. Обещанной же царю суммы он не платит, по-видимому, потому, что этому аферисту уже ничего более было не нужно. Если бы даже за неуплату взятки ему грозила и отставка, он – как говорится – сумел бы не остаться в накладе. После того как посуленной взятки не мог добиться даже Сострат, начальник ( παρχος) городской крепости (т. е. оставленного в ней для порядка Сирийского отряда), исправлявшего также должность сборщика даней, – царь вызывает к себе обоих – одного за неуплату, другого – за неисправность и неумение взыскать эту подать. Оба оставляют себе «преемников», т. е. собственно заместителей ( διδοχος) на время своего отсутствия, как следует и из того, что Менелай потом снова выступает в роли первосвященника (39 ст. 43 и д.; V: 5). 2Мак.4:29 Менелай оставил преемником первосвященства брата своего, Лисимаха, а Сострат – Кратита, начальника Кипрян. Заместитель Менелая – Лисимах – оказался вполне достойным своего «брата» (39 и д.). – О Кратите, заместителе Сострата, в дальнейшем ничего не упоминается. Повествователь обозначает его, как τν επ των Κυπρων – начальника Кипрян. В то время (173 г. до Р. Х.) Кипр не был в обладании сирийцев, но принадлежал Птоломеям. В 168 году при своем последнем Египетском походе Антиох овладел этим островом, но тотчас же должен был возвратить его назад по требованию римлян (ср. Полив XXIX, 11, 9–11 и Лив 45, 11 и д.). Отсюда, Кратит называется επ τν Κυπρων или как прежний наместник острова, подобно Птолемею Макрону, перешедший на сторону Антиоха, или как главнокомандующий на Кипре за время Сирийской оккупации этого острова. Относительно того, какой ответ держали перед царем представшие на его суд Менелай и Сострат, ничего неизвестно. По-видимому, дела сложились благополучно для Менелая, благодаря неожиданному затруднению царя. Бунт Тарсян и Маллотян (30 ст. и д.) заставил его поспешно отбыть из Антиохии, где он оставил наместником своим некоего Андроника, поручив ему, очевидно, и дело Менелая. Щедрость последнего сделала то, что Андроник не только покончил дело в пользу подсудимого, но и в угоду ему совершил новое тяжкое преступление, убив обличителя Менелаевых беззаконий – Онию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда апостола распяли, поднялся новый бунт, но Андрей упросил Господа принять его душу, чтобы не помешали ему закончить свой последний подвиг. Небесное сияние окружило Андрея, и он взошел душой своей на Небо. Память его – 13 декабря. Миссионерские путешествия апостола Павла (Деян. 13–28) После казни святого апостола Иакова Дух Святой вывел на проповедь одного из своих величайших свидетелей – апостола Павла. Антиохийская Церковь управлялась некоторыми пророками – Варнавой, Симеоном Нигером, Луцием, Манаилом и Савлом. Однажды они совершали пост, и во время служения Божественной литургии Дух Святой сказал: – Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я их призвал. Тогда антиохийские учителя, рукоположив их на дело проповеди, опустили их. Те начали проповедь с острова Кипр, где обратили главу острова Сергия Павла ко Христу. Один маг, Елима, пытался отвратить его от Господа, на что Савл (с этого времени взявший себе имя Павел) сказал, что тот в наказание за богохульство лишается зрения, так и произошло. После этого апостолы отправились с проповедью в Малую Азию (нынешняя Турция). В Листре был хромой от рождения мужчина. Павел, посмотрев на него, увидел, что он имеет веру для исцеления, и сказал ему: – Во имя Господа Иисуса Христа стань на ноги прямо! И тот тотчас выздоровел. Увидевший это народ закричал: – Боги в образе людей сошли к нам! Жрецы приготовили быков, чтобы принести им жертвы. Тогда Варнава и Павел закричали: – Что вы делаете? Мы такие же, как и вы, люди. Мы просим вас отказаться от этих ложных богов и служить Творцу всего. Такими словами они еле уговорили народ не приносить им жертвы. Спустя несколько дней, под влиянием евреев, ликаонцы чуть не убили Павла, забросав его камнями. Лишь сила Божия защитила апостола. После этого апостолы прошли по всем новосозданным церквам, рукополагая в каждой пресвитеров. После Апостольского Собора, о котором пойдет речь дальше, Павел отправился в новое путешествие. Он проходил уже основанные церкви, укрепляя их в вере. В Троаде он увидел видение: явился ему Ангел Хранитель Македонии и просил его прийти и помочь ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

На берегу узнали, что это – остров Мелит (нынешняя Мальта). Жители острова приняли всех человеколюбиво; и, чтобы осушить их, и согреть, по причине наставшего дождя и холода, развели огни. И Павел набрал охапку хвороста; но, когда он клал его на огонь, от жары выползла из хвороста ехидна, и повисла у него на руке. Жители острова, увидавши змею, повисшую на руке его, заговорили между собою: «верно, это убийца; хотя он и спасся от моря, но суд Божий не оставляет его жить». Между тем, Павел, стряхнувши змею в огонь, не потерпел от нее никакого вреда. Напрасно ждали, что у него будет воспаление, или он, тотчас же, упадет мертвым: с ним не случилось никакой беды. Тогда переменили мысли, и стали говорить, что он – бог. Публий, начальствовавший на острове, принявши Павла, вместе с его спутниками, три дня дружески угощал их. Павел, узнавши, что отец Публия лежит в горячке и страдает болью в животе, вошел к нему, помолился и, возложивши руки на больного, исцелил его. После этого, и другие больные приходили к Павлу, и получали исцеление. За то, при отъезде снабдили их всем нужным. Через три месяца отплыли в Италию на другом корабле, и вскоре достигли Рима. Там уже были христиане, которые и встретили Павла. (Вероятно, семена веры посеяны были теми Римлянами, которые были свидетелями сошествия Святого Духа на Апостолов в Иерусалиме). Павлу позволено было жить в частном доме с воином, который составлял его стражу. Он обратился, прежде, со словом истины к Иудеям: в назначенный для общего собрания день, излагал им учение о царствии Божием; и из закона Моисеева, и из книг пророческих доказывал им, что Иисус есть обетованный Мессия. Одни убеждались его словами, а другие не верили. Тогда Павел сказал им: «хорошо Дух Святый говорил через пророка Исаию отцам нашим: иди к людем сим и рцы: слухом услышите, и не имате разумети; и видяще узрите, и не имате видети ( Ис. 6:9 ).... Да будет же известно вам, что спасение от Бога послано язычникам; они и услышат». Иудеи пошли от него, и только лишь спорили между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Таким образом пророчество Иоанново исполнилось, Бог не допустил Толстого вернуться в лоно православной Церкви. Почему же Господь так судил? Да потому, что Толстой был антихристом в полном смысле слова. Святый Апостол Иоанн Богослов в 1-м Соборном послании говорит, гл. 2, ст. 22: «кто отвергает, что Иисус есть Христос, – это антихрист». Гл. IV, ст. 3: «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшаго во плоти... это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире». Во Втором Соборном Послании тот же Апостол говорит еще более грозно, гл. 1, ст. 7: «многие обольстители вошли в мир не исповедующие Иисуса Христа, пришедшаго во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист». Ст. 10 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его». Ст. 11 «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его». В период отлучения Толстого от Церкви Г-н Ярмонкин издал книжку, в которой были перечислены запрещенные дотоле к печати хуления и глумления Толстого над Господом нашим Иисусом Христом Богом Слово Вседержителем и над Пречистой Богородицей. Страшно повторить, но повторю, чтобы все знали, что Толстого Святейший Синод отлучил от Церкви за эти потрясающие ужасные хулы и за совращенную им массу людей. Толстой писал, что Христос оттого и называл себя Сыном Божиим, что был незаконнорожденный, что он был нищий, которого высекли и повесили. Я привел только это, а в книжке Ярмонкина было напечатано множество ужасных хулений, которые этот сын дьявола изрыгал. Как жалко, что Святейший Синод не опубликовал всех или части этих хулений и глумлений, тогда бы никто не возмущался отлучением Толстого. На севере России в водах огромного Ладожского озера (около 250 верст длины и 150 ширины) на скалистых островах расположен Валаамский монастырь. Острова эти из гранита, подобного которому нет нигде на земном шаре и берега их в большинстве суть отвесные скалы. По мнению ученых эти острова не что иное, как метеорные камни от какой-то развалившейся планеты, свалившиеся на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Язычники думали, что эта ядовитейшая змея причинит апостолу неминуемую смерть, но он, стряхнув ее в огонь, не потерпел никакого вреда. Это так поразило язычников, что они пришли к мысли, что Павел – Бог. Пребывание апостола на острове Мальта ознаменовалось после того и другими чудесными событиями: исцелением от горячки, соединенной с болью в животе, отца начальника острова Публия, равно как и многих больных. Все это внушило к Павлу и его спутникам почтение и расположение жителей острова, и они при отъезде Павла снабдили его всем нужным. 6. Прибытие апостола Павла в Рим и успехи проповеди его в Риме (28, 11–31) 11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове, 12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня. 13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол, 11–13. В Мальте Павел с своими спутниками и прочими узниками пробыл три месяца до окончания бурного времени осенью и в начале зимы. После же того, как плавание стало безопасным, они посажены были на один александрийский корабль, называвшийся Диоскуры 55 , который зимовал на острове Мальта, и прибыли в Сиракузы, приморский город на юго-восточном берегу Сицилии. В Сиракузах, вероятно по своим надобностям, корабль простоял три дня, а потом отправился оттуда и прибыл в Ригию (ныне Реджио) в южной Италии, против северо-восточного угла Сицилии, а оттуда, когда спустя один день подул южный благоприятный ветер, прибыли в Путеол (ныне Пуццоло), приморский город на западном берегу Италии, в одной миле от Неаполя, употребив на этот переход, благодаря попутному ветру, менее двух дней (от Реджио до Пуццоло 50 географических миль). Гавань Путеола в ближайшие столетия пред Рождеством Христовым и после была одною из значительных гаваней на западном берегу южной Италии, и именно в торговых сношениях Италии с Востоком; поэтому, достигши ее, корабль окончил здесь свое плавание и стал, вероятно, разгружаться. В то же время и сотник Юлий высадил здесь своих узников, чтобы отправиться в Рим сухим путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010