Там же. С. 32. Там же. С. 45. Там же. С. 51 (1207/08 г.). Там же. С. 70 (1230 г.). Там же. С. 81. «Приидоша ис Чернигова Борис Негочевиц тысячкый, Михаил с братом... с князем Святославом Трубечьскым... и быша в Буици селе святого Георгия и оттоле въспятися назад князь Святослав в Русь... » (Там же. С. 280). ПРП. М.. 1953. Вып. 2. С. 108—109, 114. НПЛ. С. 72 (князь Федор, сын Ярослава Всеволодовича в 1234 г.), 79 (княгиня Феодосия, его мать, в 1244 г.); ПСРЛ. Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 196 (князь Дмитрий Святославич в 1269 г.). Наименование Савватия архимандритом см.: НПЛ. С. 65. См. грамоту князя Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю: Корецкий В. И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича Новгородскому Пантелеймонову монастырю//ИА. 1955. 5. С. 204—207; Семенов А. И. Неизвестный Новгородский список грамоты князя Изяслава, данной Пантелеймонову монастырю//Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. Вып. 9. С. 247. О принадлежности Изяславу крестильного имени Пантелеймон см.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 65—66. Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 77. НПЛ. С. 50, 247. Там же. С. 238. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 416—417. Там же. Т. 2. Стб. 144. Летописец, правда, говорит, что Антоний «не име злата, ни сребра» (Там же. Стб. 148). Там же. Стб. 144. Там же. Стб. 145. Патерик. С. 13. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 144. Приселков М. Д. Очерки... С. 171. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 39. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 173; Патерик. С. 7. «Сии бо Ярополк вда всю жизнь свою: Небльскую волость, и Деревьскую, и Лучьскую, и около Киева» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 492). Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1974. С. 77. Там же. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 493. Успенский сборник. С. 88. Киево-Печерський патерик. С. 57. Там же. С. 62. Там же. С. 65. Там же. С. 71. ГВНП. М.; Л., 1949. 81. С. 140. Фроянов И. Я. Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси XI—XII вв.//Проблемы общественной и всеобщей истории: Сб. статей. Л., 1973. Вып. 2. С. 89—90; Он же. Киевская Русь. С. 78—79; Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV—haчaлo XVI в. Л., 1971. С. 68, сн. 96; С. 85 (А. Л., Шапиро, Т. И. Осьминский).

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Никифоров. Допросил: Ст. следователь след.отдела УНКГБ ЛО капитан Госбезопасности - Бонасев... подпись. Документ 9. (Архив по Псковской области А-21132, т. 1, л. 116-118). Вопрос - Куда вы переехали из дер. Каменные Поляны? Ответ - Из дер. Каменные Поляны я старался переехать подальше от фронта - в немецкий тыл, о чем просил немецкого коменданта Каменных Полян и когда он в марте 1942 года разрешил мне выехать в немецкий тыл, то дал пропуск до ст. Оредеж. Приехав на ст. Оредеж. я зашел в немецкую комендатуру и там немецкий комендант дал мне направление в Осьминский район Ленинградской области. По приезде в Осьминский район я узнал что в деревне Поси/на берегу озера Самро/требуется священник и поехал туда. В Поссы я сказал прихожанам, что меня к ним назначил немецкий комендант ст. Оредеж, поэтому они меня охотно приняли, уплатили за подводы 8 пудов хлеба и первое время я жил на квартире церковного старосты - Моисея Федоровича/фамилию его не помню/, могу только сказать, что дочь Моисея Федоровича до прихода немцев в деревне Поси была председателем сельсовета, звать ее Екатерина и при мне ее вместе с б.секретарем сельсовета дер. Поси/фамилию, имя и отчество не помню/, немцы расстреляли здесь же в деревне Поси. Вопрос - Из ваших показаний следует понимать, что вы выдали немецким властям жителей дер. Поси - б. председателя сельсовета Екатерину и б. секретаря сельсовета, которых немцы расстреляли? Ответ - Не отрицаю, что примерно на 2-3 день после моего приезда в дер. Поси, мне стало известно, со слов самого Моисея Федоровича, что его дочь при Советской власти - до немцев была председателем сельсовета, в дер. Поси, но я ее немцам не выдавал и кто ее выдал немцам мне неизвестно. Припоминаю, что б. секретаря сельсовета дер. Поси - имя Антонина/фамилию не помню, она у меня в церкви пела в хоре, и о ней я ничего немцам не сообщал. Здесь же хочу сказать следствию, что через две недели после моего проживания в дер. Поси я поехал в Осьмино, чтобы зарегистрироваться у немецких властей и ходил в немецкую комендатуру с целью встретиться с немецким комендантом Осьминского района, но когда пришел в немецкую комендатуру/помещалась она в кирпичном доме/то мне там сказали, что полчаса тому назад, немецкий комендант уехал с отрядом в район на поимку партизан и спрашивал у него про меня прежде чем начать разговаривать со мною.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/11/...

12 мая 1944 года согласно распоряжению митрополита Алексия Симанского) о. Анатолий назначается настоятелем Казанского собора г. Луги, а 8 июня 1944 года - благочинным VI Лужского благочиннического округа (в который кроме Оредежского, Лужского, Уторгошского, Струго-Краснененского и Плюсского входил еще и Батецкий район). Одновременно отец Анатолий получил уполномочие произвести на местах обследование церквей и приходов бывшего Лужского благочиннического округа. Отчет о. Анатолия Голубева об обследовании храмов, который он направил 14 октября 1944 года архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову), управляющему Лениградской епархией, представляет несомненную ценность. Приведем некоторые выдержки из этого отчета о. Анатолия: " Больших трудностей стоило собрать все эти сведения о состоянии церквей. Сообщения по жел. дорогам не было. Если удавалось проехать в товарных составах, то приходилось сутками выжидать состава воинских частей поезда. Не было у меня гражданского пропуска, дающего право передвигаться из района в район по благочинию. Попадая в поезда, я видел только разрушенные, разбитые, взорванные и сожженные немцами храмы, села, деревни. На несколько километров не было никакого жилья. Возвращаться много раз приходилось пешком, делая до 60 км. Переписка почтой задерживалась на недели и месяцы. Многие священнослужители, служившие при оккупации, уехали или увезены немцами. Заказные письма возвращались " за неимением адресата " . Священнослужители, как-то: игумен Иосаф (Романников), священник Л. Кудринский, священник Н. Телятников, прот. Л. Кушников, свящ. Л. Кузнецов, прот. Д. Осьминский, свящ. Д. Белов, свящ. С. Веселов, свящ. И. Трифонов и др. или увезены немцами или уехали добровольно. Нет сведений о священниках Н. Егорове и Г. Городецком. Умерли священники Л. Заблоцкий и Н. Воробьев. Долго не отвечали на письма священники Д. Бойцев, Колчев, а от священника Б. Фессака только недавно получил сведения о взносах на оборону страны. Состояние церквей по районам следующее: в г.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=178...

Батюшке Алексию приходилось неоднократно вступать в контакт с немецкой администрацией. Первый раз комендант в Осьмино вызвал его к себе в конце июля 1942 года на регистрацию как недавно прибывшего в район. По показанием отца Алексия на допросе в МВД 27 января 1950 года комендант спросил его, не беспокоят ли его партизаны и на отрицательный ответ предложил собирать и сообщать сведения о них, на что священник, желая скрыть уже имевшиеся к тому времени связи с партизанами, заявил: «Хорошо, что мне будет известно, сразу сообщу». Письменной подписки отец Алексий Кибардин не давал и никаких сведений в дальнейшем не сообщал, о чем неоднократно говорил на допросах в 1950 году: «Задание коменданта я не выполнил, несмотря на то, что мне было известно о местонахождении партизан... Еще раз заявляю, что о дислокации партизанского отряда и отдельных партизан, которые приходили ко мне, я не сообщал». В конце лета 1942 года священника вызвал начальник гестапо в Осьмино, тоже спрашивал о местонахождении партизан и, получив отрицательный ответ, предложил сообщить в случае его установления. По словам отца Алексия, это задание он тоже «ни разу не выполнил в силу религиозных убеждений» 37 . Несомненно, отец Алексий был настроен патриотически. Оба его сына, Василий и Сергей, сражались в Советской армии, причем первый погиб на поле брани, а второй дошел со своей частью до Берлина. Однако и коммунистическое руководство батюшка «имел мало оснований любить». Территория, на которой служил отец Алексий, формально находилась в ведении Православной Псковской Духовной Миссии, бывшей в каноническом подчинении Московской Патриархии. До осени 1943 года у батюшки никаких контактов с Миссией не было. По соседству с отцом Алексием Кибардиным проживал игумен Илия (Мошков), заведовавший несколькими приходами в Осьминском районе, у которого служил псаломщиком Алексий Маслов. В июле 1943 года последний был рукоположен во священника в Пскове и там рассказал о протоиерее Алексии Кибардине. Сам батюшка, вызванный через Осьминского коменданта, приехал первый и последний раз в Псков 9 сентября и провел там три дня. Управляющий Миссией протопресвитер Кирилл Зайц сообщил протоиерею о «ликвидации иосифлянства» и предложил отойти от этого движения, принеся покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Совесть моя чиста. Родине я не изменял и никого не предал. Второе обвинение, – что я был немецким агентом, измышлено было следователем, и вот каким образом: у немецкого коменданта в Осьмине я был несколько раз, по его требованию. В первый раз он вызвал меня 12 июля 1942 г., после того как у меня были в 1-й раз партизаны. Тяжелые были у меня переживания. Кто-то донес, думал я, что у меня были партизаны, которым я дал не менее 2-х пуд. печеного хлеба. Я знал, что за помощь партизанам немцы никого не щадили. Комендант спросил меня, давно ли я в Осьминском районе – на Козьей горе, где был раньше; был ли я в советских лагерях? Ответил, что был. Потом он спросил, а были ли у меня партизаны? Нет, говорю ему. – Когда придут, вы мне сообщите. – Хорошо, – ответил я. В первом случае я ответил неправду коменданту, что партизаны у меня 12/07 42 г. не были, и во втором случае я ответил тоже неправду, так как сообщить коменданту о партизанах у меня не было ни малейшего намерения. Я ответил «хорошо», только чтобы прекратил комендант дальнейшие расспросы. Весь разговор с комендантом я следователю чистосердечно передал. И что же? – в протоколе следователь записал моё показание одной фразой: «что подсудимый добровольно завербовался в немецкую агентуру». Когда следователь зачитал мне по окончании допроса весь протокол – «Неправда, – сказал я. – Протокол я не подпишу». «Подпишешь», – с руганью и угрозами сказал следователь. Дело было ночью, и сколько я ни упорствовал, в конце концов, измученный физически и морально, я не выдержал – подписал протокол; как бы подписал свой смертный приговор. После подписи; следователь, желая, очевидно, сгладить впечатление от произведенного надо мной насилия, сказал мне: «О чём вы волнуетесь? На суде все объясните, как у вас было дело». Но суд и не коснулся этого самого по моему мнению обвинения. Так мне и не удалось рассказать суду всю правду. Значит, автором второго моего обвинения, что я добровольно заделался агентом немецким, является следователь. На это следовало бы обратить исключительное внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Во Пскове была соборная поповская изба. Псковичи не мало тяготились зависимостью от новгородского владыки, но лишь с 1589 г. Псков получил особого епископа. С этого времени новгородская половина Гдовского уезда управлялась митрополитом новгородским, а псковская – епископами псковскими. В 1781 году, января 11 дня, именным указом императрицы Екатерины II, весь Гдовский уезд причислен к губернии и след. епархии с.-петербургской. Вот этот указ: «Уважая наместное положение, выгодность сообщения и другие обстоятельства, Мы признали полезным от Новгородского наместничества область Олонецкую и уезд Новоладожский, а от Псковского округа – Гдовский и Лугский уезды присоединить к С.-Петербургской губернии, составя сим оную в двух областях: С.-Петербургской и Олонецкой, из коих к первой принадлежать будут прежде учрежденные в сей губернии уезды да вновь причисляемые Гдовский, Лугский и Новоладожский, а вторая останется в своем настоящем положении». Указ этот был разослан святейшим синодом в том же году в подведомственные ему учреждения 15 . Во исполнение сего указа к с.-петербургской епархии были причислены от псковской епархии следующие церкви: 1) Гдовская соборная Дмитриевская; 2) гдовская Афанасьевская; 3) гдовская Пятницкая; 4) Ветвеницкая Петропавловская; 5) Петропавловская Куневского погоста; 6) Петропавловская погоста Рудницы; 7) Моцкая Георгиевская; 8) Озерская Покровская; 9) Ремядская Николаевская; 10) Кобыльегородищенская Архангельская; 11) Полновская Николаевская; 12) Гвозднинская Космодамиановская; 13) Мельницкая Архангельская; 14) Мыслогостицкая Николаевская; 15) Бельская Рождественская; 16) Кяровская Покровская; 17) Каменская Николаевская; 18) Павловская Воскресенская; 19) Доможирская Троицкая; 20) Ольгинская Николаевская; 21) Польская Николаевская; 22) Черновская Троицкая; 23) Сиженская Архангельская; 24) Руднинская Георгиевская; и 25) Вейнская Воскресенская. От новгородской же епархии отошли следующие церкви: 1) Быстреевская Николаевская; 2) Лосицкая Успенская; 3) Лядская Преображенская; 4) Прибужская Преображенская; 5) Щепецкая Михаилоархангельская; 6) Осьминская Георгиевская; 7) Доложская Архангельская; 8) Песейская Воскресенская; 9) Рельская Николаевская; 10) Ложголовская Георгиевская; 11) Пенинская Рождественская; 12) Старопольская Ильинская; 13) Дубягская Введенская; 14) Заянская Николаевская; 15) Ктинская Димитриевская; и 16) Бобровская Троицкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Через Колчаново проходили автомобильная (ВАД-102) и железнодорожная трассы, связывавшие осажденный Ленинград с Большой землей. Для удобства проезда техники и приема грузов в здании храма также были сделаны проемы. В 2013 году по распоряжению правящего архиерея, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, Тихвинский храм приписали к действующему приходу. Его прихожане организовали серию субботников: привели в порядок территорию Тихвинского храма и погоста. В 2016 году настоятелем Пантелеимоновского прихода стал священник Геннадий Титов. Вместе с активными прихожанами и неравнодушными жителями Петербурга, в тесном сотрудничестве с епархией отцу Геннадию удалось заинтересовать судьбой храма Межрегиональный общественный фонд «Палитра искусств». Инициативная группа прихода в соработничестве с фондом разработала проект восстановления Тихвинского храма «Колчановская святыня»7 и выиграла президентский грант по направлению «Сохранение исторической памяти»8. Благодаря средствам гранта уже проведена презентация проекта в региональных СМИ, а летом состоится краеведческая конференция для молодежи, ветеранов Волховского района и Петербурга. Ее название говорит само за себя: «Сельские Храмы. История и служение в годы Великой Отечественной войны». А завершат программу молодежный лагерь для школьников и студентов. Ребята будут трудиться на субботниках по возрождению Тихвинского храма и общаться со специалистами-реставраторами и духовенством. Примечательно, что тематика докладов краеведческой конференции охватывает все разрушенные святыни Тихвинской епархии, в том числе в Вероле и Иссаде. «Несмотря на то что у Тихвинского храма нет куполов, куда-то исчезли двери и решетки на окнах, стены и часть сводов сохранилась, — говорит отец Геннадий. — Где-то уцелели даже фрески, хотя большая часть осыпалась». Историк по образованию, отец Геннадий собирает все сведения о Тихвинском храме (vk.com/hram.kolchanovo). «Его последний настоятель, протоиерей Михаил Осьминский, был расстрелян в 1937 году.

http://e-vestnik.ru/analytics/hramy_u_do...

... Партийные центры развернули политическую работу среди населения временно оккупированных районов области. Систематически проводятся беседы на темы: доклад товарища Сталина 6 ноября 1942 года на торжественном заседании Моссовета, приказ товарища Сталина от 23 февраля 1943 года о победах Красной Армии на юге, разгром немцев под Сталинградом, прорыв блокады Ленинграда; о задачах населения; об уклонении молодежи от призыва в немецкую армию, о несдаче натуральных и денежных налогов, о борьбе с предателями и изменниками родины, о саботаже населением других мероприятий немецких властей. Такими беседами охвачены десятки деревень Новгородского, Шимского, Солецкого, Батецкого, Лужского, Красногвардейского, Оредежского, Волосовского, Осьминского, Карамышевского, Середкинского, Новосельского и Волотовского районов. Товарищи из Новгородского партцентра, кроме того, организовали в деревнях Большое Городище и Стехово коллективное радиослушание последних известий, используя для этой цели имеющиеся рации. Значительное место в работе партцентров среди населения занимают печатная пропаганда и агитация. Помимо распространения газет и листовок, полученных от обкома ВКП(б), партцентры выпускают свои газеты и листовки. Псковский центр выпустил пять номеров газеты «Псковский колхозник», Новгородский – два номера новгородской газеты «Звезда», два номера шимской газеты «Социалистический путь» (2000 экземпляров) и обращение к гражданам Новгородского, Шимского и Батецкого районов. По несколько номеров газеты и листовок выпустили Лужский, Кингисеппский и Оредежский центры. Как сообщают товарищи, население с большой жаждой и радостью читает наши газеты и листовки, «буквально набрасывается». Вот несколько фактов, подтверждающих интерес населения к нашей печати. В деревне Изори, Новгородского района, товарищ Данилов предложил газету 65-летней старушке Завьяловой. В ответ она заявила: «Давай, давай кормилец. Как же не хотеть читать советской правды? Сама-то я читать не умею, но у нас есть грамотные надежные люди, прочитают».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Лужское благочиние в период оккупации входили Уторгош-ский и Батецкий районы, которые в 1944 г. отошли к Новгородской епархии, а также Плюсский район, отошедший тогда же к Псковской епархии. Особая ситуация была в Оредежском и Осьминском районах, оставшихся в составе Ленинградской епархии. Их духовенство до 1943 г. не имело контактов с Псковской Миссией и действовало совершенно самостоятельно. Особенно в этом плане выделялись священнослужители Оредежского района, где в 1941–42 гг. открылось около 10 храмов. Как уже говорилось, с декабря 1941 г. в церквах сел Загородицы (Фроловское), Ям-Тесово и Перечицы стал служить протоиерей Димитрий Осьминский, а Рождественский храм в Каменных Полях с января по март 1942 г. обслуживал иеромон. Лин (Никифоров), уехавший затем в Осьминский район, о. Лина в Каменных Полянах сменил прот. Александр Кузнецов. Несколько церквей открыл семидесятилетний прот. Василий Мартынов, с 1931 г. проживавший на иждивении детей. Сначала, с осени 1941 г., он стал по просьбе прихожан служить в Покровской церкви с. Бутково, затем, с 1942 г., вместе с диаконом Николаем Тишиным – в Рождественской церкви Климентовского погоста, а с 1944 г. – во Фроловской церкви Загородиц. Храм в с. Черемна открыл иосифлянский священник Николай Телятников, а в Рождественской церкви с. Щупоголово служил диакон Николай Тишин. Все они отказывались подчиняться лужскому благочинному о. Н. Заблоцкому, и лишь после назначения благочинным о. И. Начиса ему удалось частично изменить ситуацию. В мае 1943 г. прот. Д. Осьминский и А. Кузнецов вступили в контакт с о. Иаковом, были зарегистрированы и в дальнейшем переписывались с Управлением Миссии. Однако большинство оредежского духовенства – отцы Н. Телятников, В. Мартынов, Н. Тишин, И. Орлов всякую связь с Псковской Миссией отвергли. Хотя нацисты перед отступлением насильно вывозили жителей района в Прибалтику и уничтожили почти все церкви, указанные священнослужители в основном не пожелали уезжать и остались в своих приходах, скрываясь от немецких карательных отрядов. Никто из оредежского духовенства после прихода советских войск арестован и осужден не был. Из церквей же в качестве действующих (в том числе в послевоенное время) сохранилось лишь две – в селах Загородицы и Щупоголово 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В условиях комендантского часа передвижение гражданского населения области было стеснено даже внутри населённых пунктов, не говоря уже о сообщении между городами, посёлками и деревнями Тосненского района и области. Поэтому вряд ли верующие тосненцы могли бывать в других храмах во время оккупации. Их заботой было то, чтобы найти священника для Казанской церкви. Священники в окрестностях Тосно проживали. На территории Тосненского района остались священнослужители, которые по разным причинам оказались в оккупации. Кто-то выехал из Ленинграда за семьёй, находившейся на даче, и уже не успел вернуться. Кто-то работал за пределами города уже на гражданской работе, оказавшись на положении внештатного священника в связи с закрытием храмов в годы гонений. Кто-то только вернулся из заключения или из ссылки и пока не успел определиться… Причины были разные. Наличие священников в населённых пунктах Тосненского района привело к тому, что вокруг Тосно стала оживляться церковная жизнь уже в первые месяцы оккупации. «Так, настоятель Никольской церкви г. Колпино протоиерей Димитрий Осьминский, – пишет М.В. Шкаровский, – оказавшись в сентябре 1941 г. на оккупированной территории, первоначально стал служить в Троицкой церкви пос. Самопомощь на ст. Поповка (ныне пос. Красный Бор)». Отец Димитрий «уже был настоятелем этого храма с июня 1935 до его закрытия весной 1941 г. Теперь батюшка снова возродил церковь, но уже в ноябре 1941 г., ввиду выселения немцами жителей прифронтовой полосы, был вынужден бежать в Оредежский район. Там он с 19 декабря 1941 г. служил священником в церквах сёл Загородицы, Ям-Тесово и Перечицы». А с весны 1943 г. отец Димитрий Осьминский «служил в церкви св. Флора и Лавра с. Загородицы. После эвакуации немцами жителей Оредежского района в Латвию о. Димитрий б декабря 1943 г. был назначен епископом Рижским Иоанном в церковь на ст. Алоя для обслуживания нужд православных беженцев. В июне 1945 г. протоиерей вернулся на родину и до своей кончины (в 1952 г.) служил настоятелем Никольской церкви на ст. Саблино Тосненского района. Храм же в Самопомощи сгорел в 1942 г.» [xxvi] .

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010