С недавнего времени мы стали возить зарубежные христианские делегации на Бутовский мемориал. Там отец Кирилл Каледа рассказывает, очень живо и ясно, о расстрелянных и погребенных на полигоне новомучениках, среди которых – его родной дедушка, отец Владимир Амбарцумов. Гости заходят в храм, ставят свечи, молятся за панихидой – летом на самом полигоне, у поклонного креста, а зимой в храме. Многие после этого совершенно меняют свое представление о Русской Церкви, о ее трагической истории и нынешнем возрождении. Эта новая традиция дает гостям очень много. Гораздо больше, чем принятый в советское время, да и поныне сохраняющийся обычай поить водкой, петь " Двенадцать разбойников " , дарить матрешки... В Евангелии мы читаем, что Господь Иисус призывал к апостольству отнюдь не каждого. Вот, например, просился идти за Ним исцеленный гадаринский бесноватый (Мк. 5. 18), но Христос не разрешил ему. Так же и в нынешней Церкви не всякий призывается проповедовать целому миру. Иной может даже навредить такой проповедью без призвания. Но каждый способен свидетельствовать в своем окружении, говоря о Христе тем, кто наиболее близок тебе по обстоятельствам жизни. Именно поэтому евангельский исцеленный был послан именно в свое селение, причем с конкретным поручением: " Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя " (Мк. 5. 19). Иногда спрашивают: неужели все грехопадение Адама состояло в том, что он съел яблоко? Как-то несерьезно это выглядит... Но не будем забывать, что акт грехопадения был вызовом воле Божией, отказом от Него, попыткой встать на Его место – до Адама такую же попытку сделал Денница. Первый человек услышал от Творца горькие слова: " Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно " (Быт. 3. 22). Такие слова слышат от Господа и современные горделивые " агностики " и " гуманисты " . Им тоже так хочется стать на место Бога, хочется не только знать, но и определять – каждый раз по-новому – что есть добро и что есть зло. Не познав Христа или отвергнув Его, они продолжают жить в одинокой богооставленности, выбранной ими по своей горделивой воле. Обращаясь с проповедью к таким людям, споря с ними, никогда не будем забывать, как им плохо...

http://religare.ru/2_31889.html

Так в бессмертной притче о любви к ближнему примером ее Он выставил именно самарянина. Из среды десяти исцеленных прокаженных оказался благодарным опять именно один самарянин. Более простые и здоровые души самарян оказались более склонными и способными войти в царство Божие, чем гор­дые души, мнившие себя исключительными сынами Авраама и наследниками данных ему обетований. VIII. В Галилее. Исцеление Христом сына царедворца. Проповедь в Назаретской синагоге Из Самарии Спаситель, продолжая путь, отправился в Га­лилею, но не в Назарет, где жители, привыкшие видеть Его в обыденных условиях жизни, членом одного хорошо знакомого им семейства плотников, по обычной человеческой слабости, менее всего способны были смотреть на Него как на про­рока, и тем менее как на Мессию, Спасителя мира. Указывая на это обстоятельство, Он «Сам свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве». В других городах галилейских напротив уже была подготовлена почва для Его приема, так как помимо совершения Им общеизвестного чуда в Кане Галилейской многие из галилеян были очевидцами и то­го, «что Он сделал в Иерусалиме в праздник». И Спаси­тель опять прибыл «в Кану Галилейскую, где претворил во­ду в вино». Появление в этом небольшом городке человека, который совершил известное всем чудо, не могло долго оставаться тайным. Слух о Нем быстро распространился в соседние города и селения и даже проник до дворца Ирода Антипы в соседнем Капернауме. Услышав об этом, один из царедворцев последнего нарочито прибыл к Нему в Кану, чтобы попросить Его прийти к нему в Капернаум и исцелить его умирающего сы­на. Но царедворец руководился при этом не столько верою в Того, Кого он считал способным исцелить его сына, сколько родительским себялюбием, и смотрел на Иисуса Христа как на какого-нибудь простого благотворительного врача, готовым тру­диться над исцелением больных, не имея при этом никаких высших целей. За это он должен был понести некоторый укор от Спасителя, который сказал ему, что веру в нем надо пробуждать такими сильными средствами как знамения и чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Читая Евангелия, мы почти на каждой странице находим Христа проповедующего и учащего. Для Христа всякое время и всякое место были пригодны для проповеди Царствия Божьего. Христос учил и ночью, и днем; сидя на вершине горы, и стоя в лодке; в синагоге, и в храме; в доме за трапезой, и в пустыне. «Если пребудете в слове Моем, — говорит Иисус, — воистину вы ученики Мои, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин 8:31-32 ). Христианское образование есть именно «пребывание в слове Христа». Катехизация, повторяю, была установлена в церкви Самим Христом, точно так же, как Им были установлены таинства Крещения и Евхаристии. Последующее развитие и усложнение огласительной практики было творчеством во Святом Духе. Катехизация есть явление духоносное. Призвание катехизатора есть дар Святого Духа. Ап. Павел в первом послании к Коринфянам говорит: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Ибо кому чрез Духа дается слово мудрости; кому же — слово знания, в согласии с тем же Духом; иному — вера в том же Духе; другому же — дарования исцелений в едином Духе; другому же — сила, являемая в чудесах; другому — пророчество; другому же — различение духов; иному — разные языки; другому же — толкование языков… И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки» . Дар учителя, по апостолу, ничуть не менее значителен, чем дар пророка, или дар целителя, или дар чудотворца, так как все они подаются одним Духом. Однако современное церковное сознание оценивает эти дары иначе: мы далеки от того, чтобы поставить катехизатора на одну ступень с пророком или чудотворцем. Катехизация по-прежнему занимает в церкви униженное и оскорбленное положение. В большинстве приходов она является чем-то сверхурочным и необязательным, лежащим за пределами повседневной церковной жизни. Для нее не существует ни календарей, ни заведенной дисциплины, ни канонической практики. Однако, в древности все было совершенно по-другому. Прежде чем появились на свет письменные Евангелия, катехизация, то есть устное наставление в вере всех желающих, уже шла полным ходом. Так, например, Лука в начале своего Евангелия говорит о цели, с которой оно было написано: «Решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходнейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был катехизирован» ( Лк 1: 3–4 ). То есть Лука считал свой труд систематическим изложеним устного катехизиса.

http://azbyka.ru/katehizacija/puti_vozro...

Это было второе и окончательное призвание четырех первых учеников. Исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге, тещи Симона и других Mamф. VIII, 14–17 ; Mapk. I, 21–31 ; Лyk. IV, 31–39 Ночь после чудесного лова рыб и призвания апостолов (в пятницу) Господь провел в уединенной молитве. Наступила суббота. Господь пришел в капернаумскую синагогу и начал там учить народ. Все дивились Его учению, потому что Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Был в синагоге человеке, имевший нечистого духа бесовского. Он сначала спокойно слушал речь Иисуса; но потом в него вселился демон, который говорил чрез него, и бесноватый вскричал громким голосом: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». В этих словах содержалось признание Спасителя Сыном Божиим со стороны демона. Но Господь, не желая, чтобы Его объявляли Сыном Божиим нечистые духи, повелел демону, вошедшему в человека, оставить его. «Замолчи, и выйди из него», сказал Господь. Тогда бес, повергнув человека посреди синагоги, сотряс его, вскричал громким голосом и затем вышел из него, нисколько не повредив ему. Видя это чудо, все ужаснулись и спрашивали друг друга: «Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» Слух о Христе разнесся по всей окрестности Капернаума и по Галилее. Из синагоги Господь отправился в дом Петра, где на время и поместился. Там Он увидел тещу Петра, лежавшую в горячке. Господь коснулся руки ее, и горячка оставила ее. Она встала и служила Христу и Его учениками Это была первая женщина, служившая Христу в Его Церкви. Второе путешествие Иисуса Христа по Галилее. Исцеление прокаженного Mamф. IV, 23; VIII, 2–4 ; Mapk. I, 32–45 ; Лyk. IV, 40–44; V, 12–16 . Вечером того же дня, когда Господь исцелил бесноватого, начали собираться к дому Петра многие люди, одержимые различными болезнями. Господь исцелил их, изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Это путь, по которому должен пройти каждый. Господь ведет нас этим путем, давая нам возможность снова вернуться в рай, снова и снова принять то, что было дано человеку в раю, где он пребывал во всей своей красоте, во всей своей гармонии, чтобы эта красота, воспринятая как дар, стала его собственностью, его природой, его действительно нестираемым образом Божиим. Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: " От меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга " . И эта скорбь его была велика, как море. Прп. Силуан Афонский У каждого человека свои особенные дары. Как пишет апостол Павел: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? (1 Кор. 12, 2830). Все люди очень разные. Они сотворены так, чтобы каждый в каждом нуждался, чтобы один без другого не мог осуществить себя как человек во всей полноте. Человечество создано, как семья, призванная жить общечеловеческой жизнью, постоянно помогая друг другу и, по слову апостола Павла, неся тяготы друг друга, чтобы исполнить закон Христов (см. Гал. 6, 2). Но жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью всех людей, потому что человечество задумано Богом не просто как семья, а как единый Церковный организм. Так, например, супружество есть осуществление этой полноты человечества, когда двое становятся единым существом два плоть едина (см. Мф. 19, 5). По мысли сербского богослова прп. Иустина Поповича, уже в раю человечество было задумано, как Церковь: каждый человек так сильно связан с другими людьми богоподобной церковной природой, что в будущем он будет иметь возможность осуществиться как Церковь. Развитие способностей и добродетелей каждого человека является естественным созиданием всего человечества, как богоподражательного Адама, который становится новым человеком, а новое человечество осуществленной Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1420...

В книге Деяний апостолов отражено сильное неудовольствие иудеев, узнавших об апостольской проповеди Царства Божия язычникам, что нарушало религиозную избранность еврейского народа. Ответ Христа подразумевает ветхозаветные пророчества о том, что язычники станут участниками Нового Завета, и предупреждает, что многие иудеи по собственной инициативе лишатся этой славы: «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» ( Лк. 13: 28–30 ). У ап. Павла в Послании к римлянам будет дано такое объяснение призванию язычников в Царство: «Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» ( Рим. 11: 11 ), то есть призвание язычников стало следствием отпадения от Бога иудеев, но призвание язычников в свое время возбудит у отпавших иудеев ревность, то есть сыновнее желание Богу угодить и исправиться и получить то, что им первым было обещано. Об этом же говорил и пророк Моисей: «Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их» ( Втор. 32: 21 ). Эта ревность, то есть запоздалое раскаяние и вера, поможет первым (иудеям) стать хотя бы последними в Царстве Божием 207 . Чудо исцеления десяти прокаженных ( Лк. 17: 12–19 ) примечательно тем, что символически изображает сердечное расположение всего иудейского народа и мира внешнего, полуязыческого и языческого. Иудеи с самарянами, как известно, не общались и берегли свою религиозную чистоту, но, будучи изгнанными, в соответствии с Законом Моисеевым, из общества здоровых, прокаженные объединились, уравненные общей бедой. Те и другие искали Христа в надежде на милость и, признав при встрече Христа наставником, а себя соответственно Его учениками, просили об исцелении. После же исцеления дороги иудеев и самарянина вновь разошлись: они все пошли показываться своим священникам и должны были бы встретиться вновь у Христа, – но вернулся, чтобы поблагодарить за исцеление лишь один прокаженный, и это был самарянин. После дня Пятидесятницы, когда апостолы выйдут на проповедь среди других народов, те охотнее и свободнее будут принимать христианскую веру, нежели иудеи. Поэтому когда фарисеи спросили Христа о признаках наступления Царства, Он сказал не о внешних признаках, а о внутренних – Царство придет, когда изменится их сердечное расположение: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17: 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Для человека, страдающего душевным расстройством, может быть настоящим подвигом ухватиться за здоровую часть своего разума и постоянно возвращать себя к сознанию того, что это его родные, они (как и врачи) вовсе не хотят его убить, они любят его и заботятся о нём, им стоит доверять. Напротив, это он – угроза для самого себя. Нам, как и этому больному, бывает трудно верить в любовь Бога. Мы склонны не замечать Его любви, заботы, щедрот и милостей, окружающих нас, – зато приходить в великое уныние, горечь и гнев из-за наших скорбей, а иногда даже не их самих, а страхов перед ожидаемыми скорбями, которые могут нас постигнуть в будущем. Во-вторых, мы живем в мире, глубоко поврежденном грехом, – и мы сами глубоко повреждены. Это глубокое недоверие Богу – важный, если не центральный, симптом нашего повреждения. Наша вера учит, что человек отпал от Бога в грех и глубоко повредил самого себя и весь мир – и мы склонны, как падший Адам, «бояться и скрываться», избегая Бога. Но любовь Бога не оставила нас в этой беде. Как говорит Евангелие, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин 3:16 ). Предвечный Сын Божий сошел с небес, воплотился от Девы Марии и Святого Духа и стал человеком, одним из нас, во всём подобным нам, кроме греха, умер за наши грехи и воскрес из мертвых, чтобы даровать нам жизнь вечную и блаженную. Мы призваны поверить в эту весть – и дать ей изменить нас. Причем не нас вообще – а конкретно вас и меня. Святой Апостол Павел говорит: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал 2:20 ). Такова наша вера – Христос любит каждого из нас лично, и мы призваны открыться этой любви и довериться ей. Тогда мы сможем любить других людей – той самой любовью, которой Он возлюбил нас. Это не преобразит мир вокруг нас – хотя определенно окажет на него влияние. Мир будет преображен, очищен от греха и совершенно исцелен любовью Божией только после Второго и славного пришествия Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Заложив в сознание детей должное отношение, мы поможем им благополучно пережить бурный период созревания. Каждый подросток формируется, взрослеет, переживает происходящие в нем перемены. Возникают вопросы, и сфера пола, отношения между полами манят своей таинственностью, волнуют его. Обычно родители молчат, и все, что ребенок узнает, приходит со стороны - от товарищей, с улицы, из " неприличных " шуток, анекдотов, картинок, из того, что ребенок случайно видит сам и по-своему объясняет. Какое отношение к этой сфере человеческой жизни хотят воспитать верующие родители? Мне кажется, прежде всего, взрослым важно для себя решить этот вопрос. Мы верим, что мир сотворен Богом. Наше физическое, телесное существо - создание Божие. В первой главе Священного Писания сказано: " И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь " (Быт. 1,27-28). В самом акте творения человека, в человеческой природе соединяются " образ Божий " и двойственность мужского и женского начала - влечение друг к другу для продолжения рода. Апостол Павел пишет Коринфянам: " тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа " (1 Кор. 6, 19). Этими словами Священное Писание как бы " задает должный тон " нашему отношению к половой жизни: она дана нам Богом, это Его благой дар нам, поэтому мы призваны относиться к этому дару с благодарностью и уважением, как к храму Божьему. И мы призваны ценить и соблюдать себя в чистоте. Есть хорошее старинное слово " целомудрие " . Оно происходит от слов " цел " - " целый " и " мудрый " . В церковнославянском и древнерусском языках слово " цел " значило " здоровый " (отсюда - исцеление). Нецеломудрие начинается тогда, когда часть нашей жизни теряет связь с целым, т.е. со всем, что здорово. Целомудренно то отношение к телу, ко всем его нуждам, которое является частью общего понимания нашей жизни, ее смысла и цели. Мне кажется, важно научить детей относиться с уважением к своему телу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

Конечно, этим обстоятельством подрывается то мнение, что будто Иисус на первое время совсем не учил о Своем лице: в виду его можно только сказать, что Он преимущественного внимания Своих слушателей не останавливал на Своем лице; но, во всяком случае, проявление власти прощать грехи не было странным в основном содержании Его проповеди , но вполне подходило к Его призыву: «Покайтесь, ибо приблизилось царствие Божие». Достойно особого примечания, что за проявлением власти Сына человеческого прощать грехи в исцелении расслабленного последовало призвание Матфея, – обстоятельство, которое неопровержимо свидетельствует, что власть Сына человеческого прощать грехи совпадала с Его уничижением, с принятием Им на Себя грехов. Все три евангелиста, повествующие о призвании в апостолы мытаря Матфея, выставляют на вид, что оно было вслед за исцелением капернаумского расслабленного. Призвание же Матфея замечательно не только тем, что он сам был мытарь, а мытари, т.е. сборщики пошлин в пользу ненавистной римской власти, у евреев приравнивались к грешникам, но и тем, что оно вообще обнаружило общение Христа Иисуса с мытарями и грешниками, так как Матфей сделал в доме своем для Иисуса и Его учеников большое угощение, на котором присутствовали во множестве мытари и грешники. Это общение Иисуса и Его учеников с людьми отверженными и вызвало со стороны фарисеев и книжников негодование, на которое Он ответил: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Тогда же (см. особ. Лк.5:38 ) книжники и фарисеи выставили и другое обвинение против Него и Его учеников: почему, сказали они Ему в ответ, ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Ответ Христа Иисуса содержал в себе таинственное предсказание на Его исход: «можете ли, сказал Он, заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься в те дни» ... 64 Этот случай показывает, что «без добродетели нет никакой пользы и Христа носить во чреве, и разить этот дивный плод. Что особенно видно из слов Христа: кто матерь Моя? Это говорит Он не потому, чтобы стыдился матери Своей, или отвергал, что она родила Его; но этим желал Он показать, что от сего нет ей пользы, если она не исполнит всего должного. В самом деле поступок ее происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о котором она еще не думала высоко, а потому и пришла не вовремя. Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны ее и братьев!» и пр. Св. Иоанна Злат. беседа на Ев. Мф. 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Принесшие этого больного не могли войти в дом, в котором находился Иисус, за множеством народа, наполнявшего и окружавшего дом; поэтому они сквозь кровлю опустили его с постелью к ногам Иисуса. Он, видя веру их, говорит расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Сидевшие тут книжники и фарисеи сочли Его слова богохульством, так как только «Бог один может прощать грехи». Но Христос сказал им: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, (тогда говорит расслабленному): встань, возьми постелю твою, и иди в дом твой». И он встал, взял постель свою, и пошёл в дом свой. Это исцеление Иисус совершил как бы для доказательства Своей славы, Своей власти прощать грехи. Но чтобы правильно оценить значение этого события, нужно иметь в виду, что власть Сына человеческого прощать грехи совпадала с принятием Им на Себя грехов и немощей людских, что Сын человеческий имел эту власть в Своем уничижении. Конечно, этим обстоятельством подрывается то мнение, что будто Иисус на первое время совсем не учил о Своём лице: ввиду его можно только сказать, что Он преимущественного внимания Своих слушателей не останавливал на Своём лице; но, во всяком случае, проявление власти прощать грехи не было странным в основном содержании Его проповеди, но вполне подходило к Его призыву: «Покайтесь, ибо приблизилось царствие Божие». Достойно особого примечания, что за проявлением власти Сына человеческого прощать грехи в исцелении расслабленного последовало призвание Матфея, – обстоятельство, которое неопровержимо свидетельствует, что власть Сына человеческого прощать грехи совпадала с Его уничижением, с принятием Им на Себя грехов. Все три евангелиста, повествующие о призвании в апостолы мытаря Матфея, выставляют на вид, что оно было вслед за исцелением капернаумского расслабленного. Призвание же Матфея замечательно не только тем, что он сам был мытарь, а мытари, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010