Здесь нет возможности действовать на народ не опираясь на власть и закон, на строгий суд и законное преследование. Всякий миссионер, выступающий с христианскою проповедью среди иноверцев, подвергает свою жизнь опасности, если он наперед не уверен, что всегда найдет должную защиту со стороны власти. С другой стороны, если иноверцы выслушивают проповедь миссионера, то только потому, что боятся власти, закона и ответственности; в противном случае между ними нашлось бы много таких, которые не обратили бы никакого внимания на слова священника. К счастию высшая власть в крае и губернаторы, особенно Тифлисский и Кутаисский, относятся к делу православия сочувственно и вразумляя неправильно действующих уездных начальников направляют их деятельность на пользу православия. Вообще замечено, что когда администрация стоит всецело на стороне интересов православия и заботится о распространении его прижимая строгие меры против иноверческой пропаганды, тогда и духовенство имеет успехи в своей миссионерской деятельности; но раз администрация оказывает какое-либо послабление иноверцам, сектантам и вредным обычаям самих православных, тогда миссионерские усилия духовенства остаются голосом вопиющего в пустыне; даже сами православные не обращают на увещания его никакого внимания. Особенные труды по распространению христианства между иноверцами, а также уничтожению вредных обычаев среди православных, оказали: благочинный Абхазских церквей протоиерей Мачавариани и Осетинский Дигорский благочинный священник Гатцев. Протоиерей Мачавариани заниыается миссионерскою деятельностию около 40 лет и успел, как видно из представленного им отчета, за все это время обратить в православие до 40000 иноверцев-мусульман. В 1883 г. протоиерей Мачавариани, с целию ревизии церквей, но более с целию утверждения христиан в православной вере и распространения православия между мусульманами, объезжал Гераутский участок. Зная из долговременного опыта, насколько важно содействие администрации в деле распространения веры, протоиерей Мачавариани, предварительно поездки, обратился с просьбою к Гераутскому участковому начальнику Бернацкому сделать распоряжение о сборе населения в известных пунктах, а также быть свидетелем и в его беседе с народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Главноначальствующего, прося зависящих с его стороны распоряжений в духе мнений, высказанных духовенством Ингилойского благочиния. В ответ на мое отношение Главноначальствующий сообщил: 1) что, в виду скорого поступления в мое непосредственное распоряжение сумм Совета Общества, в настоящее время не может быть затруднений к удовлетворению духовенства своевременною выдачею жалованья; 2) что им подтверждено местным властям Закатальского округа оказывать духовенству полное содействие в его законных требованиях; 3) что со стороны гражданской власти вообще всегда оказывалось должное уважение и почтение духовным наставникам, стоящим на высоте своего призвания и что, по его мнению, духовенство Закатальского округа едва ли имеет какое-либо основание жаловаться в этом отношении на местных должностных лиц. По поводу обвинения съездом духовенства администрации в равнодушном отношении к добрым намерениям пастырей церкви возвысить народную нравственность посредством уничтожения в народе вредных обычаев, Главноначальствующий, на основании оффициальных бумаг Военно-Народного управления, сообщил следующие сведения, По ст. II положения об управлении Закатальского округа, увоз женщин формально воспрещен; туземцы, обвиняемые в этом проступке, предаются суду. Признанные виновными в увозе подвергаются штрафам, каковые достигают иногда значительной цифры. Если же увоз сопровождается насилием, увечьем или смерто убийством, то виновные подвергаются и соразмерно более тяжким наказаниям. Подобные дела, говорит Главноначальствующий, нередки на практике Закатальского словесного суда и доказывают, по мнению Главноначальствующего, что администрация преследует это зло, если оно доводится до ее сведения потерпевшими. Независимо от этих карательных мер, администрация действует на население увещаниями и наставлениями, побуждая к составлению приговоров о прекращении подобных обычаев, тяжесть которых сознается и самим населением. В подтверждение к этому Главноначальствующий сообщил, что в Январе 1883 года им были утверждены приговоры двух обществ о порядке выдачи в замужество девиц и вдов и о размере расходов по брачным делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Никто Ковдин Бораков заключил с женою Формальный контракт, засвидетельствованный натариусом, по которому он наделял жену и детей частию принадлежащего ему имущества, но с условием, чтобы как жена, так и дети отошли от него навсегда и не беспокоили больше никакими требованиями. Жена приняла предложенные мужем условия и развод таким образом совершился. В контракт, между прочим, жена Ковдина значилась не по Фамилии мужа, а отца, не Мелу Боракова, а Мелу Тупиева, так что из содержания контракта можно заключить, что Мелу не законная жена Ковдина, а посторонняя женщина, с которою он жил в незаконной связи. Трудно решить, сделано ли это было предумышленно, или просто по совершенному невежеству супругов, которые церковному таинству брака могли не придавать никакого значения в силу своеобразных воззрений на брак. Но последнее предположение также правдоподобно, как и первое, что и обнаружилось из последующего хода дела. После развода с женою, Ковдин взял себе в незаконные жены дочь Ардонского жителя Уромова, вдову Солимат, уплативши за нее отцу ее 300 руб. Местный благочинный, узнавши о таковом поступке Ковдина, сообщил сначала уездному начальнику, прося его принять меры к удалениию Солимат из дома Ковдина, но потом, когда уездный начальник не обратил внимания на просьбу его, он чрез преосвященного Иосифа донес об этом мне. Ковдин, когда Солимат была удалена из его дома, возбудил дело о том, что будто он не венчался с Мелу Тупиевой и просил дозволения вступить в законный брак с беспрепятственным лицом. В просьбе Ковдину, как имеющему законную жену, отказано. Из списка о повенчанных и из метрической выписки о браке Ковдина видно между прочим, что в Осетии, как брачующиеся, так и священники относятся к своим обязанностям с крайнею небрежностию. Так, из записи о повенчании Ковдина с Мелу Тупиевой не видно, кем совершен брак, а шафером значится приходский причетник. Сам Ковдин, по-видимому, очень удивлен тем, что когда-то венчался и имеет законную жену. Превратные воззрения на брак – явление повсеместное в Осетии: не только народ совершенно невежественный, но и люди грамотные, получившие некоторое образование, представители обществ – и те не имеют никаких понятий о святости христианского брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Так, в отчетном году возбуждено было преследование против двух сельских старшин и одного сельского учителя. Первые были привлечены к законной ответственности за то, что один из них продал свою племянницу, молодую девушку, а другой купил эту девушку и взял ее себе во вторые незаконные жены. Последний был обвинен и лишен места за то, что взял себе незаконную жену и открыто жил с нею, будучи в то же время учителем. Вообще Осетины не отличаются привязанностию к православной вере и большею частию относятся к ней холодно, равнодушно и не только без должного понимания, но и без всякого понимания. He отличаясь достаточною устойчивостию в христианской вере, они вследствие этого нередко подпадают пагубному влиянию Фанатиков магометанства и людей, преданных прежней языческой религии. Люди эти, пользуясь невежеством народа и прибегая к различным уловкам, успевают иногда отклонять православных от христианской веры. Так, совратившиеся в магометанство жители сел. Махчинск, Дигорского благочиния, выбрали двух лиц из своей среды и поручили им открыто приглашать христиан, желающих перейти в магометанство, жертвовать деньги на ходатайство пред начальством о дозволении принимать магометанскую веру. Выбранные обществом лица исполнили поручение, и миссия их увенчалась полным успехом: желающих принять магометанство и иметь дозволение на то от начальства оказалось много. С собранными деньгами выборные лица отправились в Владикавказ. Возвратившись из Владикавказа, они на общественном сходе объявили, что с ходатайством пред начальством о разрешении принимать магометанскую веру вошли другие два лица и что с этою целию нанять адвокат. По поводу этого дела я просил начальника Терской области принять законные меры против совратителей и вообще против распространения магометанской пропаганды среди православного населения Дигорского округа. Для искоренения суеверных и противохристианских обычаев среди Осетин, для противодействия пропагандистам иноверческих исповеданий в их попытках к совращению православных в свою веру, принимаются пока только административные меры; о мероприятиях же чисто нравственного характера, при том невысоком уровне умственного и нравственного состояния, на каком находится осетинское духовенство, не может быть речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

По мнению Главноначальствующего, обычаи, порицаемые съездом, не представляются такими унизительными для человеческой личности, какими могут казаться с первого взгляда. «Ингилойцы, говорит Главноначальствующий, известные своим трудолюбием, бережливостию и, так сказать, жадностию к земле, ищут прежде всего в жене хорошую, здоровую и сильную работницу. Потому-то покупка жены есть не более, как вознаграждение того дома, из которого берется жена, за убыток, который этот дом терпит, лишаясь хорошей работницы. Верность этого взгляда подтверждается следующими данными: у Ингилойцев за вдову, отдаваемую в замужество, обыкновенно требуется большая сумма, чем за девицу, на том основании, что первая, как уже бывшая замужем, предполагается более знакомою с домашним хозяйством и всякими работами, возлагаемыми по местным обычаям на женщин. Далее, в хорошие урожайные годы, когда Ингилойцы не имеют достаточно рабочих рук для уборки урожая, выкуп, требуемый за невест, повышается настолько значительно, что к местной администрации нередко поступают коллективные просьбы Ингилойской молодежи о том, чтобы заставили родителей, имеющих взрослых дочерей, отдавать их в замужество за более умеренный выкуп. При таких условиях и случается нередко увоз женщин, обыкновенно же такой увоз есть скорее проявление удальства или нечто в роде свадебной игры, причем и женщина, и ее родные вполне согласны на брак похитителя с похищенною». По мнению Главноначальствующего, принятие насильственных мер против подобных обычаев, как того по-видимому желает духовенство, послужило бы лишь к большему упадку влияния его на население, без всякой пользы для распространения христианского учения, и даже могло бы повести к таким же прискорбным событиям, какие были вызваны в 1863 году не в меру усердным содействием начальства Закатальского округа возвращению отпадших в лоно православия. Вообще мнение Главноначальствующего таково, что искоренение народных обычаев, установленных веками, достигается не принудительными мерами, а нравственным воздействием духовенства и постепенным развитием населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

На заявления же о подобных случаях со стороны священников администрация очень мало обращает внимания. Проживши некоторое время в доме жениха в качестве незаконной жены, невеста, как уже опозоренная, по необходимости наконец изъявляет согласие на вступление в законный брак; священники в свою очередь также по необходимости совершают подобный брак, потому что, в случаях несогласия их на венчание, жених и невеста живут в незаконном сожительстве. Указав, как на следствия такого обычая, на усиление бедности в народе и на порчу нравственности, съезд просил меня ходатайствовать пред высшим гражданским начальством на Кавказе о предписании местной администрации Закатальского округа объявить православным Ингилойцам, чтобы, с одной стороны, никто и ни под каким видом, под опасением строгой ответственности, не смел насильственно увозить вдов и девиц и жить с ними без венчания, ни продавать их в замужество, с другой – чтобы администрация обращала внимание на заявления священников о насильственных увозах невест и оказывала им в подобных случаях законное содействие разлучая немедленно лиц, находящихся в незаконном сожительстве. По вопросу о возвышении влияния духовенства на народ съезд просил меня ходатайствовать пред тем же начальством о том, чтобы местная администрация оказывала духовенству должное уважение и почтение и чтобы ему, во избежание скитания по домам прихожан для выпрашивания денег, в вид ссуды, было своевременно выдаваемо жалованье из штрафной суммы Закатальского управления, каковая пополнялась бы, по мере отпуска денег, из сумм Совета Общества восстановления православия на Кавказе. При этом съезд указал, что духовенство, в видах возвышения как религиозно нравственного состояния народа, так и своего влияния на него, по воскресным и праздничным дням должно говорить поучения народу и посещать в свободное время больных, действуя на них не только духовными увещаниями, но и помогая разными способами их выздоровлению без всякого вымогательства. По поводу изложенных постановлений съезда я сносился, за отсутствием Главноначальствующего Кавказа, с и.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Влияние духовенства на пасомых довольно значительное. Это объясняется тем, что священники большею частию коренные жители приходов, где они священствуют, и имеют в них много родных и вообще близких лиц. Кроме того, очень много священников из дворянских Фамилий, что еще более увеличивает их влияние на паству. Влияние духовенства сильнее в тех приходах, где живут одни только крестьяне. Где много дворян, там духовенство пользуется меньшим влиянием и даже терпит много обид и притеснений. Средства к жизни духовенства – самые ограниченные и недостаточные. Это зависит большею частию от бедности народонаселения и дробности приходов. Ни в одном почти приходе причт не может содержаться безбедно одними доходами от прихожан и принужден работать наравне с крестьянами. К сожалению, назначенное из казны небольшое денежное пособие духовенству до сих пор получается только в половинном размере, так что на священника приходится 35–50 p., а на псаломщика 7–10 р. Взаимные отношения между духовенством и прихожанами не везде удовлетворительны. Пререкания возникают большею частию из-за платы за требоисправления. Если священник настойчиво требует вознаграждения за свои труды, хотя бы и в том размере, в каком установлено начальством, то он становится ненавистным для прихожан. Притом же во всех почти приходах всегда находятся праздные, испорченные люди, которые нарочито возбуждают прихожан против священников. Просветительная деятельность духовенства Просветительная деятельность духовенства Грузинского Экзархата обнимает собою очень необширный и незначительный круг. В этом отношении Грузинское духовенство стоит не высоко; оно не имеет, подобно русскому духовенству, прямого, непосредственного влияния и воздействия на образование народа, не принимает живого, активного участия в его просвещении. Тоже нужно сказать и о проповеднической деятельности духовенства. В Грузии проповеди в строгом смысле не было; это подтверждастся и историею ее церкви и особенно ее духовною литературою, которая не сохранила ни одного более или менее ценного памятника проповедничества. Отсутствие проповеди и просветительной деятельности вообще и в настоящее время остается существенным пробелом в пастырской деятельности духовенства. Для просветительской деятельности Грузинское духовенство слишком мало подготовлено. Факт этот был констатирован и епархиальным училищным советом при обсуждении церковно-приходских школ в Экзархате.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Свидетельство это сильно нуждается в подтверждении и уже потому одному мало заслуживает вероятия, что дано лицами, непосредственно заинтересованными в сокрытии дела. По окончании богомолия, (так показали хевсуры), – возвращаясь домой, они были встречены партией из священников, причетников и крестьян, под предводительством протоиерея Мревлова; двое из причетников были, по их словам, при саблях, а один из священников имел пистолет. Протоиерей Мревлов, не говоря будто бы ни слова, прямо потребовал от них вещи, грозя в противном случае свернуть им шеи; причетники начали бить их нагайками, а вооруженный священник приставил к груди одного хевисбера пистолет. Очевидное дело, что хевсуры, показывая преднамеренно ложь, пользовались благоприятными для них обстоятельствами, при коих производилось дознание. По вопросу о потворстве со стороны князя Джандиери суеверным обычаям и обрядам, следствие нашлось сказать в пользу его только то, что он очень религиозный человек. Но ведь и хевсуры, совершающие суеверные обычаи, несомненно, народ очень религиозный. Дело не в том, что князь Джандиери религиозен, a в том, как он понимает религиозность и как относится к ней. Возбужденное сими обстоятельствами дело кончилось внушением губернатора уездному начальнику должным образом относиться к религии и духовенству. Но оно имело то благоприятное последствие, что князь стал оказывать энергическое содействие духовенству Тионетского уезда, как в постройке церквей, так и вообще в искоренении суеверий среди населения. В отчетном году благочинным Иоанном Мревловым совершены были две поездки по Хевсуро-Тушино-Пшавским приходам. Из отчетов по этим поездкам видно, что все церкви означенных проходов находятся в самом печальном и жалком состоянии: один из них с разбитыми стеклами; другие с растрескавшимися стенами; некоторые с совершенно ветхими крышами, сквозь которые свободно проходит течь во время дождей; денежными суммами, потребными на ремонт, оне по бедности своей не располагают, ибо прихожане, редко посещая их, естественно и не обращают на них никакого внимания; благотворительность их вся идет на свои языческие капища и своих самозванных священно-служителей-хевисберов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Примером совращения по неудовлетворению религиозных потребностей могут служить православные Кистины, которые, не им я у себя долгое время ни церкви ни священника, переходили опять в магометанство. Что касается до личных склонностей, то он едва ли не служат главнейшими мотивами к совращению: это в особенности нужно сказать об Осетинах, Абхазцах, Сванетах и др. горских племенах, между которыми в прежнее время были распространены магометанство и язычество и у которых невежественные обычаи, унаследованные от существовавших некогда невежественных религиозных понятий, сохранили еще свою силу и значение. Факты многоженства, незаконного сожительства, сожительства с близкими родственницами и с женами умерших родственников, замечаемые у названных народностей, служат лучшими свидетельствами того, что эти народности стоят еще на слишком низком уровне умственного и социального развития, чтобы с достаточным пониманием относиться к духу и требованиям христианства. Он способны жить и живут более чувственною жизнию, чем духовною, и поэтому им более по силам и по нраву та религия, которая льстит их чувственности, дает полный простор их грубым инстинктам, чем та, которая, в ущерб потребностям животной жизни, предъявляет требования чисто духовного характера. Этим именно более всего объясняются случаи совращения православных в магометанство. Попытки к пропаганде своих религиозных учений замечены были между баптистами и молоканами. Первые проявили свою сектаторскую деятельность между православным населением г. Владикавказа, вторые в селе. Новопокровке и Николаевке, Бородинского уезда, между своими односельцами. О владикавказских баптистах преосвященный Иосиф сообщает, что они ничто иное – как те же молокане, прибывшие из разных местностей или совратившиеся в молоканство из православных. He имея права проживать в г. Владикавказе, они, воспользовавшись указом Правительствующего Сената от 12 Сентября 1879 года о дозволении обществу баптистов беспрепятственно исповедовать свое вероучение и исполнять обряды своей веры, и назвавшись баптистами, обратились с просьбою сначала к начальнику Терской области, а потом к Главноначальствующему Кавказа о дозволении им, в силу упомянутого указа, открыто исповедовать свое вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010