Митрополит Киевский Владимир возглавил торжества в Святогорской лавре 31 июля 2008 г. 20:54 В среду 30 июля в день празднования Святогорской иконы Божией Матери в Свято-Успенском соборе Святогорской лавры была совершена Божественная литургия. Служение Литургии возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении четырнадцати архиереев. Кроме прибывших накануне управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента , архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна , наместника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры архиепископа Вышгородского Павла , ректора Киевских духовных академии и семинарии епископа Бориспольского Антония и секретаря предстоятеля УПЦ епископа Переяслав-Хмельницкого Александра , к участию в праздновании присоединились митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий , епископы Тамбовский и Мичуринский Феодосий , Северодонецкий и Старобельский Агапит , Бердянский и Приморский Елисей , Сумской и Ахтырский Иларий , а также епископ Алипий . Иерархам сослужил сонм духовенства Донецкой , Горловской и других епархий Украины и России; за богослужением молились несколько тысяч паломников. По окончании Божественной литургии из Свято-Успенского собора проследовал крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Пресвятой Богородицы к монументу Божией Матери, где был совершен молебен с возглашением многолетия. После молебна с приветственным словом к верующим обратился митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка поздравил присутствующих с празднованием Святогорской иконы Божией Матери и 1020-летием Крещения Руси, а также передал благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II православной пастве Донбасса. Затем иерархи, священнослужители и паломники вернулись в Свято-Успенский собор, где и завершился крестный ход. В заключение для всех гостей была устроена праздничная трапеза. Многочисленные паломники, которые не попали в собор из-за многолюдного собрания верующих, наблюдали богослужение и слушали церковные песнопения вне стен собора благодаря двум светодиодным экранам, установленным прямо на территории лавры. В проекте были задействованы восемь телекамер, установленных в Свято-Успенском соборе, и два телескопических крана, сообщает пресс-служба Донецкой епархии. Благодаря ТРК «ГЛАС», которая осуществляла съемку, сигнал был выведен на спутник, и трансляция шла в прямом эфире телекомпаний «ГЛАС», «КРТ» и нескольких российских каналов. Миллионы зрителей в этот день имели возможность увидеть и услышать Божественную литургию, проповедь Блаженнейшего митрополита Владимира, крестный ход со Святогорской иконой от Свято-Успенского собора к скульптуре Пресвятой Богородицы «Игумения». Общее время трансляции составило 4 часа. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/443604.htm...

1879 г. (РГБИ) Самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1879 г. (РГБИ) Важную роль в епархиальной жизни играл Самарский Пустынно-Николаевский мон-рь, расположенный на острове, к-рый образуют реки Ст. и Нов. Самара, близ Новомосковска. В 1787 г. в обители вместо обветшавшего деревянного храма был возведен новый. В 1791 г. мон-рь был приписан к архиерейскому дому. Широко почитался, в т. ч. старообрядцами Стародубья , в то время входившего в Екатеринославскую епархию, инок Самарского Пустынного монастыря Лаврентий († 1799), погребенный в мон-ре. В 1807 г. Самарской обители был передан из Екатеринослава список чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, названный Самарской иконой Пресв. Богородицы. Ежегодно образ крестным ходом носили по епархии (после 1917 местонахождение иконы неизв., сохр. 3 списка: в Новомосковске, в днепропетровском Свято-Троицком соборе и в собрании Художественного музея Днепропетровска). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в епархии было основано неск. монашеских общин, преимущественно жен., со временем преобразованных в мон-ри. В 1877 г. из общины был преобразован днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-рь , в 1886 г. статус монастыря получила основанная в 1873 г. в Новомосковском у. Иосифовская жен. община (см. марьевский во имя св. Иосифа Обручника жен. мон-рь ), при обители действовал общежительный скит. В 1897 г. в с. Ивановка на средства помещика М. И. Фадеева была устроена Трехсвятительская Светловская жен. община. В 1903 г. учреждена жен. община в честь иконы Божией Матери «Знамение», в 1906 г. преобразованная в мон-рь (см. «Знамения», иконы Божией Матери, жен. мон-рь в с. Вербовском). В 1885 г. помещик Р. Н. Вербовский в с. Кохановка Павлоградского у. основал Самарский Свято-Троицкий муж. мон-рь. В 1814 г. был учрежден таганрогский Иерусалимский во имя Св. Троицы, св. кн. Александра Невского и свт. Иоанна Златоуста греч. муж. мон-рь , подворье Иерусалимской Церкви (закрыт в 1923). К 1902 г. в епархии действовали ок.

http://pravenc.ru/text/178625.html

Наиболее чтимыми святынями храма является чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, а также иконы с частицами святых мощей: святого великомученика Никиты, священоисповедника Георгия Косова. Некоторое время в храме пребывали святые мощи святителя Тихона Задонского. В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, в связи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года. В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, просьба директора Краеведческого музея о возвращении мощей в музей была удовлетворена. И еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея. В дни празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы Церкви, тогда же было принято решение поместить их в Ахтырском кафедральном соборе. В 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, и мощи святителя были возвращены на место. В память о пребывании их в Ахтырском соборе, кисть святителя Тихона, с давних времен хранившаяся отдельно, была оставлена в этом храме, где и почитается прихожанами одной из главных святынь. Для нее художником иконописцем А.И. Неверовым была написана икона святителя в рост и изготовлены ковчег для мощей и резной киот для иконы. В июне 2008 года по благословению Преосвященнейшего епископа Орловского и Ливенского Иеронима Кафедральным собором епархии определено быть Смоленскому собору. Однако за Ахтырским собором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также закреплен статус Кафедрального собора. Орловская и Ливенская епархия, 2008—2009.Официальный сайт Орловской и Ливенской епархии. Администратор сайта: pravorel@yandex.ru. Подготовил священник Михаил Жарков. История храма насчитывает более трех столетий. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты.

http://sobory.ru/article/?object=02338

Когда швед. кор. Карл XII в янв. 1709 г. приблизился к Слободской Украине, чудотворную икону, получившую название «Каплуновская», перенесли в Харьков, где находился царь Петр I. Свящ. Иоанн сопровождал К. К. и. и оставался в Харькове ок. 2 недель. В это время в доме священника разместились на постой кор. Карл и гетман Мазепа. Они из окна наблюдали, как шведы пытались трижды поджечь деревянный храм Рождества Пресв. Богородицы, но тот не загорался. Карл, недоумевая, спросил гетмана, почему церковь не горит. Мазепа отвечал, что в ней находилась икона, прославленная мн. чудесами. Карл гневно заметил Мазепе, что если не смогли поджечь церковь без иконы, то в том месте, где будет находиться икона, им «очень ненадежно будет». Перед Полтавской битвой в рус. полки была принесена К. К. и., которой благословляли воинов. В день битвы, 27 июня 1709 г., царь Петр I, по Сказанию, троекратно, омывая слезами икону, просил о победе над неприятелем. Торжества в честь Полтавской победы по указу государя совершались по всей России в день празднования Казанской иконы, 22 окт. 1709 г. По царскому повелению ректором МДА Феофилактом (Лопатинским) (впосл. архиепископ Тверской) была составлена «Служба благодарственная о победе над шведами под Полтавой в 1709 г.», напечатанная в Москве в 1710 г. и в С.-Петербурге в 1725 г. (Полтавская битва и ее памятники/Сост. И. Ф. Павловский, В. М. Старковский. Полтава, 1894. С. 14-16 (2-я паг.); Служба благодарственная…/Вступ. сл., подгот. текста: А. Н. Казакевич//Полтава: К 300-летию Полтавского сражения: Сб. ст. М., 2009. С. 357-371). Служба содержится в совр. Минеях. После победы царь Петр I украсил К. К. и., взятую в Москву, серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и венцом над главой Божией Матери в виде короны и поместил ее в серебряный киот со створами (киот, предположительно от К. К. и, находится в Музее исторических драгоценностей Украины, Киев). Свящ. Иоанн сопровождал икону в Москву, где она находилась «не малое время», затем икона была возвращена в Каплуновку, о чем на киоте сделана надпись ( Коханов. 1889. С. 234). От К. К. и. продолжались чудотворения, к ней делали множество прикладов с изображениями голов, рук, ног из серебра. К иконе приходили тысячи паломников, на их пожертвования существовал единственный на Украине Харьковский коллегиум, основанный Белгородским еп. Епифанием (Тихорским; 1722-1731). Здесь в 1744 г. была составлена рукописная «Книга чудес…» от К. К. и. (с описанием 293 чудес), хранившаяся в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Каплуновке ( Павловский. 1908. С. 4, сн. 1). Празднование К. К. и. (вместе с Ахтырской иконой Божией Матери ) установлено в 1766 г. по указу имп. Екатерины II и члена Святейшего Синода Порфирия (Крайского), еп. Белгородского и Обоянского, и совершается 11 сент., в день появления К. К. и. в Каплуновке.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Вследствие серьезных событий, происходивших в России, было решено безотлагательно восстановить патриаршество. Избрание патриарха назначили на воскресенье 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя. 30 октября избрали трех кандидатов: архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония (Храповицкого) , архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского и Коломенского Тихона (Беллавина). Избрание Патриарха должно было решиться жребием, вынуть который поручили старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. В назначенный день огромный храм Христа Спасителя, вмещавший двенадцать тысяч человек, был переполнен. Царило напряженное ожидание. Служил торжественную литургию старейший иерарх Русской Церкви митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) соборно с несколькими иерархами. Ни одного из кандидатов в храме не было. Перед началом богослужения владыка написал на пергаментах имена кандидатов на патриаршество и поместил их в специальный ковчежец, который опечатал сургучной печатью. Ковчежец был установлен на солее, слева от Царских врат, на специальном тетраподе перед малой Владимирской иконой Божией Матери. Во время литургии из Успенского собора была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, Заступницы Москвы и России, и установлена на тетраподе. По окончании божественной литургии из алтаря вышел молившийся там старый монах в длинной мантии. Из-под клобука выбивались и окаймляли его бледное лицо совершенно белые пряди волос. То был старец Алексий. Он встал перед хорошо известной и любимой иконой на колени, стал молиться, кладя земные поклоны. В это время в храме служили особый, торжественный молебен, в котором просили Господа даровать Русской Православной Церкви так необходимого ей доброго и мудрого пастыря. По окончании молебна митрополит Владимир подошел к тетраподу, взял ковчежец, благословил им народ, разорвал шнур и снял печать. Старец Алексий трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре что-то приключилось ему весьма неприятное, и дядька не приминул напомнить ему о материнском благословении. Юноша промолчал, но с тех пор его поступок стал приходить ему на ум всякий раз, как только постигала его какая-нибудь неприятность. Он служил в Петербурге года два или три, служба шла для него весьма неудачно. Неприятности повторялись чаще и чаще; а дядька всякий раз твердил о материнском благословении. Наконец было получено известие о смерти матери, и юноша совершенно упал духом, потеряв возможность испросить у нее прощение и вторичное благословение. Тут-то дядька приступил к барину с настоятельными советами и увещеваниями бросить службу, ехать на родину и употребить все возможные средства к разысканию иконы. У самого юноши явилось сильное раскаяние; он вышел в отставку и поехал домой опять на долгих, опять на своих лошадях. Проехали уже степью несколько верст; вдруг лошади взбесились и понесли... карету опрокинули; барин вывалился, дядька и кучер тоже... Наконец лошади умаялись и остановились. Кучер и дядька по следу измятой травы нашли их стоящими и спокойно щиплющими траву. Барина в карете не оказалось. Кучер и дядька отправились искать барина... наконец нашли; но как?! Он лежал в обмороке, с окровавленным лицом, а под головою икона... та самая Ахтырская икона Божией Матери, которою мать благословила его, провожая в Петербург, и которую он так легкомысленно выбросил вон из экипажа! Дядька и кучер в изумлении пали на колени, а юноша, опамятовавшись и увидев святой образ, зарыдал горячими слезами, благодаря Господа за Его милость и вразумление. Он порешил идти домой пешком, неся в руках с честью святую икону. Потом он построил в своем имении церковь , которая и теперь там существует во славу Божией Матери и в честь святой иконы Ахтырской; а самую икону, покрыв дорогой ризой, поставил в церкви как храмовую, сказав, что он не достоин, чтобы этот чудотворный образ украшал жилище его, так тяжко согрешившего пред Господом и пред святою иконой Пресвятой Его Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И вот этому, прибывшему из «Подольской области» игумену Иоанникию, «по челобитной его» к государю Алексею Михайловичу и был в 1654 году дан указ «об отведении горы Ахтырь» с пахотными полями и сенными лугами, и рыбными ловлями для устроения здесь обители. В каком виде первоначально устроен и обстроен был монастырь в летописях обители нет точных указаний; но по преданию первый храм монастырский был деревянный и сооружен в честь Благовещения Богоматери, и монастырь первоначально назывался Благовещенским, а по местоположению – Ахтырским. Затем монастырь стал, благодаря богатым вкладам жертвователей, благоукрашаться, особенно со времени построения в нем протоиереем придворного Благовещенского собора о. Тимофеем Надаржинским, любимцем императора Петра Великого, каменного храма во имя Св. Троицы. С этого времени обитель стала именоваться Троицкой. До 1787 г. обитель жила тихой иноческой жизнью. В этом году монастырь был упразднен, т. е. закрыть, ввиду сокращения числа штатных обителей. Иноки были переведены в Куряжский монастырь, но при Троицком соборном храме обители, обращенном в приход, были оставлены и необходимые церковная утварь, и облачения, и святыня обители, икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Возобновлен был монастырь по просьбе преосвященного Иннокентия, епископа Харьковского, в 1843 году. Храмов в обители три: 1) соборный, во имя Св. Троицы, с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»; 2) во имя прп. Сергия Радонежского и 3) во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В монастыре находится местночтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», ознаменованная многими исцелениями и чудесами. Принесена она, согласно преданиям, в монастырь до 1787 года. Крестный ход торжественно совершается с этой чудотворной «Ахтырской» иконой Божией Матери из г. Ахтырки в обитель в субботу перед Троицыным днем, а в неделю Всех Святых – обратно в г. Ахтырку. В ризнице монастыря хранятся ценные вещи XVIII века. В обители под храмом Св. Троицы погребен духовник имп. Петра I, протоиер. Тимофей Надаржинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Графским здание называется потому, что построено в прошедшем столетии Графиней Чернышевой, урожденной баронессой фон-Вейдель. В 6-ть часов началась всенощная служба с литией и величанием; на левом клиросе пели ученики духовного училища довольно стройно. На следующий день, 31 числа, в субботу пред Пятидесятницей, совершена была мною в Соборе литургия. В этот день после литургии с 1844 г. ежегодно совершается крестный ход с чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери 2639 из Ахтырского Покровского собора в Ахтырский Троицкий монастырь, отстоящий в 4-х верстах от города. Я проводил крестный ход до градской Успенской церкви, а отсюда в экипаже проехал в монастырь. В городе Ахтырке 6-ть церквей; из них особенного внимания заслуживает Соборная Покровская. Храм этот начат постройкой, по повелению благочестивой Императрицы Елисаветы Петровны, в 1753 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской. План для него сочинен был знаменитым Архитектором XVIII столетия, графом Растрелли. —139— 1875 г. Архитектура храма величественная; иконостас весьма высокий и благолепный; престол в главном алтаре необыкновенно больших размеров, обложен со всех сторон бронзовыми досками с рельефными сребропозлащенными по ним священными изображениями. Один и очень важный недостаток в этом замечательном храме: алтарь не поднят ни на одну даже ступень над уровнем церковного пола. В соборе, кроме некоторых ценных утварей, достойна внимания золотая риза на чудотворной иконе Божией Матери, богато украшенная бриллиантами и другими драгоценными камнями, ценой в 32,000 рублей серебром. Причт соборный состоит из Настоятеля, 2 священников, 2 диаконов и 4 псаломщиков. Настоятель протоиерей Андрей Попов 2640 – кандидат X курса (1841 г.) Киевской дух. Академии – человек добрый и кроткий, но не всегда внимательный к своим обязанностям. Протоиерей (на священнической вакансии) В. Лопатин из студентов Семинарии, очень способный и дельный, но, к сожалению, не всегда трезвый. Протоиерей (на священнической вакансии) И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь св. Архистратига Михаила (Новоселицы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Архистратига Михаила построена в 2000-е годы, находится в военном городке. Содержание История [ править править код ] История церкви Архистратига Михаила в Новоселицах начинается с 2002 года, когда архиепископ Новгородский и Старорусский Лев приехал в дислоцированную в этом населенном пункте воинскую часть и благословил всех служащих в ней иконой Ахтырской Божией Матери. Это было по настоящему знаменательное событие для всего военного городка. Икона была передана командованию и простояла в кабинете командира части Василия Федосова шесть лет. В конце-концов он принял единственно верное решение — здесь, в Новоселицах, нужно построить храм. Выбиралось место долго. Была мысль возвести храм рядом с мемориалом, но для жителей городка это было далековато от центра населенного пункта. Затем на глаза инициаторам попался долгострой, на месте которого после экспертизы фундамента, было решено начать строительство. Велось оно буквально по кирпичику силами военнослужащих части, к которым затем подключились организации Великого Новгорода. На проходной военного городка был установлен ящик для пожертвований и каждый проходящий вносил свою лепту. Деньги собирались на строительство и на иконы также по всем окрестным деревням. Первыми образами в церкви стали иконы Тихвинской Божией Матери, Пресвятой Троицы, целителя Пантелеймона, Николая чудотворца. И это не случайный набор. В окрестных Новоселицам населенных пунктах особо праздновали и празднуют сейчас как раз эти праздники: Николая чудотворца в Божонке, иконы Тихвинской Божией Матери в Костове, Пресвятой Троицы в самих Новоселицах. Наконец, 21 ноября 2008 года, храм был освящен владыкой Львом в присутствии представителей власти и жителей. В декабре 2009 года войсковая часть 22558 была передислоцирована в город Ставрополь, но память о строителях церкви живет в сердцах прихожан. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хонех), 21 ноября (собор) Как добраться [ править править код ] Адрес: Новгородская область, Новгородский район, село Новоселицы, Берёзовый пер. Тел.: 8 (8162) 77-41-90 Расписание богослужений [ править править код ] Богослужения совершаются по воскресеньям: в 09:30 — исповедь, в 10:00 — Литургия. Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_св._Ар...

Покровский собор был расписан известным художником Иваном Семенович Саблуковым, который работал в Ахтырке с 1769 по 1771 г.г. По материалам: В. Воллис " К истории строительства Покровского собора " Ахтырская икона Божией Матери была обретена в г. Ахтырка Харьковской губернии 2 июля 1739 г. Священник Василий Данилов, отличавшийся своей праведной жизнью, обнаружил сияющую неземным светом икону в высокой траве во время сенокоса. На иконе была изображена Богородица, молящаяся перед распятым Господом Иисусом Христом. Икона три года хранилась у священника дома. Однажды он увидел сон, в котором Богородица велела омыть свою икону чистой водой. Священник выполнил указание, но той же ночью увидел второй сон. Ему снилось, что он идет к реке, чтобы вылить в неё воду, оставшуюся после омовения иконы. О. Василий услышал голос Божией Матери: «Куда ты несешь воду? Вернись с нею домой и храни её, она будет страждущих исцелять от лихорадки». Священник дал испить воды своей больной дочери, которая сразу же излечилась от лихорадки. Убедившись в несомненной чудотворной силе иконы, о. Василий перенес её в Покровскую церковь, где сам служил. Слухи о чудесах, творимых от иконы, быстро разнеслись и дошли до высочайшего двора. В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное следствие о чудесах от святой иконы, постановил почитать Ахтырский образ как чудотворный. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором образ находился вплоть до его похищения в 1903 году, во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург. Неведомыми путями после своего исчезновения святая икона оказалась в Китае (г. Харбин) и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, хорошо знавшего Ахтырскую святыню в г. Ахтырке, образ был подлинной чудотворной иконой. В 1950-х г.г. сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету Русской Православной молодежи.

http://sobory.ru/article/?object=04966

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010