В 1931 году Вознесенский храм закрылся и постепенно утрачивал свой архитектурный облик, а в годы Великой Отечественной войны колокольня была и вовсе разрушена попавшим в нее снарядом. В советское и постсоветское время на территории бывшего монастыря располагался козельский филиал Калужского хлебозавода. В 2014 году директор комбината Л. Н. Гончаров, глубоко почитающий оптинских старцев и окормляющийся у оптинского архимандрита Антония, с благоговением передал эту территорию с расположенными на ней постройками Козельской епархии с целью восстановления поруганных святынь и утраченного облика исторического места. Современное состояние [ править править код ] Воссоздание обители началось в июле 2015 года по благословению епископа Козельского и Людиновского Никиты. 16 октября состоялось первое официальное богослужение в Вознесенской церкви. Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Во второй половине XIX в. в Вознесенском храме произошло явление чудотворной Ахтырской Козельской иконы Пресвятой Богородицы. Эти события описаны в келейных записках Оптинского старца Варсонофия : «Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной пустыни : “Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной пустыни. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска и против трех церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, кто он, тот ответил: “Я — Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери”. Проснувшись, я передал об этом отцу Амвросию . Начались поиски по всем церквам Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви отец Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину пустынь, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно”. После многих чудес от сей иконы люди с верою приходили к ней…»

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_ж...

Из Справочной книги Екатеринославской епархии за 1908 год: «церковь эта входила во 2-й благочиннический округ Ростовского уезда Екатеринославской епархии, в 1908 г. местная детвора обучалась в церковно-приходской школе, некоторые — в Александровском училище. В тот год в местечке Глафировка насчитывалось 248 дворов, в которых проживало 992 лица мужского пола и 981 — женского пола. Из известных жителей села в этой церкви крещены были: родившийся 8 (20) августа 1873 г. сын местного диакона Иоанна Максименко, а впоследствии — видный деятель Русской Православной Церкви Заграницей Архиепископ Восточно-Американский и Нью-Джерсийский Виталий (Максименко) (+1960г.), а в 1914 г. — будущий Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны — Остапенко Иван Григорьевич - 7 (20). 01. 1914 г.-6.08.1992 г. Настоятелями Ахтырской церкви в разное время были: Первым настоятелем, с 1841 по 1843 гг. включительно — священник Павел Ярошевич. Впоследствии, когда в портовом городе Ейске в 1850 г. была возведена первая городская церковь — Покровская, о. Павел Ярошевич стал ее настоятелем. С 1844 по 1850 гг. — священник Павел Гуликовский. С 1850 по 1851 гг. — священник Максим Луценко. С 1851 по 1861гг. — священник Феодосий Егоров. С 1862 до 1863 гг. — священник Феофан Лотоцкий. В 1863 г. — священник Максим Луценко. С 1864 по 1876 гг. — священник Василий Никитенко. С 1877 по 1880 гг. — священник Илия Котляров. С 1881 по 1929 гг. — протоиерей Александр Тимофеевич Попов. Отец Александр с 1898 по 1916 гг. состоял также в должности благочинного 2-го округа церквей Ростовского–на-Дону уезда Екатеринославской епархии. Этот округ включал приходы сел залиманья — от Ей-Укрепления до Шабельска. Будучи ревнителем церковного благочестия, о. Александр умер на пороге своего дома, узнав о намерении властей закрыть Ахтырскую церковь. Был погребен в церковной ограде в алтарной части. Также, на территории церкви находились захоронения господ Норецких — Глафиры Васильевны и Казимира Ивановича. Далее настоятелем церкви в тяжелое богоборческое время служил священник Захарий Петрович Лукашенко. Но не долго — примерно в 1930 г. его выслали с матушкой. Обратно в село о. Захарий не вернулся, в дальнейшем жил в Донецке, где и похоронен.»

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Ахтырской...

Иконография А. и. восходит к образцам итало-греч. искусства. Пресв. Богородица изображена со сложенными на груди в молении руками (в соответствии с католич. традицией), слева от нее - Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. Существуют варианты: Богородица в мафории (XIX в., ПГХГ), в короне с непокрытой головой (XIX в., ЦАК МДА), с непокрытой головой (кон. XVIII - сер. XIX в., ГММК). В честь А. и. были освящены храм в с. Чернетове Брянской обл. (построен в 1805 на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева), Ахтырский жен. мон-рь в с. Гусевка Волгоградской обл. (основан в 70-х гг. XIX в., местночтимый список с А. и. был спрятан в 20-х гг. XIX в.), храм в дер. Ахтырка Сергиево-Посадского р-на Московской обл. (построен в 1825 архит. А. С. Кутеповым в бывш. имении князей Трубецких, возвращен РПЦ в 1991), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000). Лит.: История явления Ахтырской чудотворной иконы Богоматери и соборного Покровского храма, где она ныне находится. СПб., 1903; Поселянин Е. Богоматерь. С. 410-414; Киселев А. , прот. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. Н.-Й., 1976. С. 135-138; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 15, 87; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesironen Russlands. Bonn, 1992. S. 25-26; Свод памятников истории и культуры России: Смоленская область. М., 2001. С. 197-198. Л. А. Щенникова, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Коневская Икона Божией Матери (празд. 10 июля, 3 сент.), чудотворный образ, появление к-рого на Руси предание связывает с именем прп. Арсения Коневского

http://pravenc.ru/text/77220.html

Нижний придел в честь Ахтырской иконы Божией Матери – это первый известный нам в России придел, посвященный этой иконе. Церковь в Лукино была построена уже через четыре года после указа 1752 года о почитании Ахтырской иконы чудотворною. В самой Ахтырке храм с приделом в честь новоявленного образа был освящен только в 1768 году. Вероятно, Федор Валуев был большим почитателем Ахтырской иконы и строительство храма было связано с чудесной помощью, полученной Федором Еремеевичем от Ахтырской святыни. Не случайно в церкви хранился чтимый список чудотворного образа. В 1816 году храм постройки XVIII века пострадал от пожара и восстановлен через 17 лет, в 1833 году. Второй этаж храма перестроен помещиком поручиком Василием Николаевичем Елагиным. На церковной колокольне было 6 колоколов, самый большой из которых весил 57 пудов 38 футов. Глубоко почитались местными жителями такие храмовые святыни, как Ахтырская икона Божией Матери, икона преподобного Нила Столобенского и Казанская икона Пресвятой Богородицы. При храме в 1895 году была учреждена церковно-приходская школа, где обучались 59 мальчиков и 22 девочки. Последние гонения на Православную Церковь не обошли стороной и церковь Воздвижения Креста. В 1932 году был арестован и сослан настоятель храма отец Алексий (Белявский). По свидетельству местных жителей, храм был закрыт в 1933 году по инициативе новообразованного колхоза «Коммунар». Дом Божий сначала превратили в клуб. Позднее клуб закрыли, а в храме разместили склад. В годы Великой Отечественной войны село оказалось в зоне оккупации. В это время в храме содержались русские военнопленные. В 1970-е 80-е годы на первом этаже размещался зерносклад с мельницей. К началу XXI века храм в результате «использования» его колхозом оказался в полуразрушенном состоянии. Через 70 лет после закрытия, в 2003 году, по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского (ныне митрополита Псковского и Порховского), был вновь учрежден приход Крестовоздвиженского храма и начаты восстановительные работы. В2006 году, к 250-летию храма, проведенные восстановительные работы позволили установить центральный свод с куполом. В 2007 году начато строительство колокольни. В 2008 году установлена резьба иконостаса. В 2009 году было завершено строительство колокольни и покрыта металлом кровля храма. В том же году в иконостасе появились первые писаные иконы. В 2011 году к западному фасаду пристроена паперть и выполнено отопление Ахтырского придела. В 2013 году устроены хоры в западной части нижнего придела. 15 ноября 2015 года Преосвященнейшим Сергием епископом Великолукским и Невельским в сослужении с собором священнослужителей было совершено Великое освящение нижнего храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=08003

Вначале богослужения проводились на втором этаже в маленькой комнате, которую возможно было отопить электрическими приборами. В 1999 г. отреставрирован правый придел, в честь Ахтырской иконы Божией Матери, убраны кирпичные перегородки, лестничный марш, установлены полы и временный иконостас, здесь начались богослужения. В 2004 г. усилиями прихода подведен газ, установлены газовые котлы и отопление здания храма. В 2006 г. за счет федерального финансирования по программе «Культура России 2006-2011 гг.» был оформлен проект воссоздания храма в первозданном виде. В 2007 г. снесен второй этаж (советской постройки), а 2008 г. возведен главный четверик в высоту на четыре метра. В 2009 г. госфинансирования не было. В 2010 г. за счет денег прихода началось строительство колокольни (каменная кладка), которая была закончена в начале 2011 г. В 2011 г. установлен свод главного купола и продолжена каменная кладка четверика. К началу 2012 г. снаружи храм приобретает первозданный, благолепный вид. Ввысь устремилась двадцатиметровая колокольня, которая должна быть увенчана десятиметровым шпилем с золотым куполом и крестом. Возведены барабаны под купола, которых должно быть тринадцать. Многое делается ежегодно, ежедневно храм вырастает, поднимается из руин, приобретает былую красоту и величие, но очень многое нужно еще сделать. Очень важным и значительным для прихода является то, что после переезда на жительство за Московские ворота прихожанкой храма была мама прп. Серафима Саровского Агафия Мошнина, она похоронена на кладбище возле храма, место нахождения могилы неизвестно. В ведении прихода находятся два строения: храм и часовня, в которой совершается таинство крещения. Храм Ахтырской иконы Божией Матери является вновь выявленным памятником архитектуры федерального значения. Святыни [ править править код ] Чтимая икона на приходе Ахтырская икона Божией Матери, которая находилась в храме до закрытия, была сохранена верующими в советское время, сегодня передана и снова находится в храме. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Ахтырской...

До 1859 года Корсунская икона постоянно находилась в Шпилевском Покровским храме. Вот как писали „Харьковские губернские ведомости” за 14 марта 1859 года: „Господин Начальник губернии в предложении от 7 февраля за 1361, изъяснил: ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, по ВСЕПОДДАННЕЙШЕМУ ДОКЛАДУ Обер-Прокурора Святейшего Синода в 10 день минувшего Января Височайше утвердить соизволил определение Святейшего Синода о разрешении находящуюся в селе Шпилевке Сумського узда Чудотворную икону Божий Матери, именуемую Корсунскою, переносить ежегодно в день явления, 9 Октября, в Преображенский Собор в г. Сумы, с тем, чтобы Икона сия была возвращена в с. Шпилевку на третий день Пасхи.” А 9 октября 1859 года „Харьковские губернские ведомости” в разделе — Известия из уездов – уже писали: „В 12 верстах от уездного города Сум, в приходской церкви селения Шпилевки есть Чудотворная Икона Божий Матери Корсунской. Перенесение этой Иконы из Шпилевки в Сумы на зимнее время издавна было заветным желанием сумских жителей, которое в настоящее время осуществилось в следствие Высочайшего в нынешнем году соизволения на перенесение ежегодно 9 октября Чудотворной Иконы из Шпилевки в сумской городской Преображенский собор и обратно в Шпилевку на третий день Пасхи. Таким образом в нынешнем году в первый раз совершено перенесение Чудотворной Иконы 9 числа текущего месяца Преосвященным Макарием (Булгаковым), Харьковским и Ахтырским, с прочим духовенством, в присутствии Господина Начальника губернии и супруги Его Превосходительства, а также г. предводителя дворянства сумського узда, многих знатних особ обоего пола, городского и уездного начальства, при стечении многочисленного народа… В тот же день вечером Преосвященный в соборной церкви совершал всеношное бдение, а на другой день Божественную литургию, перед окончанием которой произнес приличное торжеству слово”. Покровская церковь села Шпилевки построена в 1849 году стараниями прихожан и помещицы Варвары Римской-Корсаковой. После революции Корсунская ( Шпилевская) икона Божией Матери была изъята из храма и помещена в художественно-краеведческий музей.

http://pravicon.com/info-1255

В годы Гражданской войны (ок. 1920) в А. м. был устроен лазарет. В нач. 20-х гг. ХХ в. земли обители были национализированы, часть имущества конфискована, в помещениях монастырского хутора Толмачёва местные жители организовали коммуну. Мон-рю были оставлены Ченстоховский храм, в к-ром служил свящ. Иоанн Дмитриевич Позднев, 4 жилых дома, 2 служебных помещения и баня, 10 коров и 20 овец. Основным источником средств к существованию для сестер стало ткачество ковров. В 1924 г. все постройки А. м. были взяты на учет губернским земляным управлением и сданы в аренду 59 насельницам. В нач. 1926 г. сестры были выселены из жилых помещений обители, 13 инокинь поселились в храме, др.- в с. Гусевка, последняя настоятельница мон-ря игум. Августа уехала в Саратов. В июне 1926 г. помещения обители заняла школа крестьянской молодежи. В последующие годы на территории мон-ря размещались школа, управление колхоза, ремонтные мастерские, маслобойня и др. Храм Ченстоховской иконы Божией Матери не закрывался, вероятно, до 1934 г., позже в нем устроили склад. 21 февр. 1996 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ А. м. был возобновлен, к 2002 г. обители была передана часть монастырских зданий. В одном из них устроена домовая ц. в честь Ахтырской иконы Божией Матери, сестринские кельи и трапезная. К сент. 2001 г. в А. м. жили 6 насельниц, настоятельница - мон. Евфросиния (Панченко; † 8 янв. 2007 г.). 29 мая 2013 г. решением СВящ. Синода настоятельницей назначена игум. Серафима (Каштанова). Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 135. Лит.: Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Саратов, 1898. Т. 1. Вып. 1. С. 196-198; Соловьев М. Н. Елизавета Николаевна Годейн: Инокиня Гусевского Ахтырского мон-ря Камышинского у. Саратовской губернии. Камышин, 1912; Духовное торжество в Гусевском Ахтырском жен. мон-ре Камышинского уезда//Саратовские ЕВ. 1913. 3. С. 19-21; Юдин В. Прости нас, Божья Матерь!: История Гусевской Ахтырской обители//«Петля-3»: Восп., очерки, док-ты. Волгоград, 1996. Вып. 3. С. 209-225; МонастРПЦ. С. 99-100.

http://pravenc.ru/text/77224.html

Незабываемой страницей в духовном просвещении народа являлась многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарова) – хранителя христианского просвещения, открывшего более 60 храмов, благоустроившего духовные школы и основавшего богословско-философский журнал «Вера и разум» и украсившим монастырь величественным храмом в честь Озерянской иконы Божией Матери. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери с боковыми приделами – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и великомученика Димитрия Солунского, создан нижний храм, где нашел себе место упокоения владыка Амвросий и другие епископы: Христофор (Сулима), Алоллос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), также в усыпальнице Свято-Покровского храма почивали святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского. Позднее гроб святителя был поставлен в алтаре нижнего храма обители. В 1978 году святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован Русской Православной Церковью, имя которого было внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Никодима (Руснака), митрополита Харьковского и Богодуховского. Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившиеся в обители, были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работой. Огромную ценность представляли собой кресты XVII века с мощами святых Киево-Печерских угодников и резной кипарисовый крест работы XVII века. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на Библейские темы. В монастырской библитеке находились редчайшие издания: Острожская Библия печати 1581 года. Октоихи Московской печати 1618, 1683 годов, Требник Петра (Могилы), митрополита Киевского печати 1646 года, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое. В числе монашествующей братии в 1751 году находилось 11 иеромонахов, четыре иеродиаконов и 10 монахов. Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокурные заводы, скотные дворы и земельные угодия.

http://sobory.ru/article/?object=04013

В 1903-1904 гг. по благословению еп. Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского) в Д. м. был возведен 2-этажный кирпичный собор во имя мц. Софии (вместимостью 600 чел.), а также колокольня с 8 колоколами (самый большой весил 242 пуда). 17 сент. 1904 г. еп. Рязанский и Зарайский Аркадий (Карпинский) освятил главный престол на верхнем этаже. 25 апр. 1906 г. настоятель скопинского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Рязанской епархии архим. Иосиф освятил нижний храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Известен проект собора, составленный архит. А. Шестерниковым, по к-рому он должен был напоминать Успенский собор во Владимире (Вагнер, Чугунов). Собор был построен с элементами визант. и рус. стилей. Крестообразный в плане основной объем собора был увенчан высоким куполом, трапезная и притвор с колокольней располагались на одной оси. Судя по всему, храм был одной из версий неосуществленного проекта церкви Воскресения Христова на Крови в С.-Петербурге И. С. Богомолова (1882). Колокольня также имела завершение, напоминающее обелиск, а фасады были украшены высокими 3-частными окнами. Однако тяготеющая к центричности композиция первоисточника приобрела здесь удлиненные пропорции. 15 июня 1914 г. в присутствии еп. Димитрия (Сперовского) состоялась закладка 3-престольного храма в честь Преображения Господня с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя мч. Трифона. Храм, рассчитанный на 2 тыс. чел., достроен не был. В дек. 1917 г. началось разграбление Д. м. рязанским продотрядом, была проведена реквизиция хлеба: на сестру выделялось продовольствия 30 фунтов муки и 4,5 фунта пшена в месяц, на лошадь - 2 пуда овса, «кроме того дали дров, и причт не отказался, так как крестьяне тащили с монастыря все, что можно» (ГАРО. Ф. Р-1033. Оп. 4. Стол 3. Д. 8. Св. 3. Л. 12-19). В янв. 1918 г. Д. м. был разграблен: имущество, включая церковную утварь, иконы, книги, инвентарь, денежные средства, скот, вывезено в с. Барятино и поделено между участниками грабежа, отобрана почти вся земля (от 1300 дес. осталось под посевами 25). Часть построек была снесена, разрушен монастырский хутор. При этом, по словам настоятельницы, «крестьяне дошли до неистовства, подобно татарской орде, избивали до полусмерти сестер» (ГАРО. Ф. Р-1033. Оп. 4. Д. 8. Св. 3. Л. 1-1 об., 14).

http://pravenc.ru/text/171347.html

13 февраля 1930 года о. Димитрий был арестован, а 10 мая 1930 года приговорён к высылке в Северный край сроком на три года. После о. Дмитрия в Яковлевской церкви служил иеромонах Серафим, осенью 1937 г. он был арестован. Оба храма были закрыты и разорены. Деревянную церковь разобрали, а каменную превратили в склад, где хранили удобрение. В 1995 г. с помощью общины Иоанна - Богословского храма г. Ликино-Дулёво возродилась церковная жизнь. В 1997 г. зарегистрирован храм в честь Покрова Божией Матери. Начались работы по восстановлению - перекрыта крыша алтаря и трапезной, полностью отштукатурены и загрунтованы стены храма. Светло- голубой фон преобразил и украсил храм. Вновь восстановлена часовня у источника Ахтырской иконы Божией Матери. Заново восстанавливается купол и крест колокольни, построен новый вход в церковь. Новый киот украсил икону Божией Матери Ахтырская, которая почитается святыней храма. Современное состояние [ править править код ] В мае 2007 г. на поляне около Покровского (Ахтырского) храма д. Яковлево состоялся 1-ый фестиваль молодых семей «На солнечной поляночке». Организаторы фестиваля: администрация Орехово-Зуевского района, МУ ЦГПВ «Спектр» при поддержке Ликино-Дулевского благочиния и Белавинского сельского поселения. Мероприятие всем очень понравилось и стало ежегодной весенней традицией. С весны 2008 года настоятель Покровского (Ахтырского) храма д. Яковлево священник Михаил Лытьков духовно окормляет участников Всероссийского поискового движения «Вахта памяти» и сам активно участвует в мероприятиях автономного учреждения «Центр гражданско-патриотического воспитания молодежи «Спектр», которые проводятся ежегодно весной и осенью. Поисковый отряд направляется на место боев ВОВ, в Новгородскую область. Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни. Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ахтырский_храм...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010