С южным кладбищем было сложнее. На отведенной под него земле церкви не было, и трудно было найти жертвователей на храм, который предстояло возвести в столь «непопулярном» среди горожан месте. Но, как известно, «сила Божия в немощи совершается». В те годы в центре города, рядом с Воскресенским собором находилась каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная от него в такой близости, что любой пожар мог стать последним в судьбе этих храмов. А насколько могут быть опасны городские пожары, вятчане знали не понаслышке. Многие еще помнили страшный пожар 1752 года, после которого пришлось разобрать сам Кафедральный собор, жестоко пострадавший в огне. Поэтому было решено разобрать Казанский храм, чтобы вокруг Воскресенского собора возникла просторная площадь, и все дома были удалены от него на безопасное расстояние. Тут и проявили свое усердие жертвователи – супруги Иоанн Безруков и Параскева Сергеева, которые фактически выкупили разобранный храм и перенесли на кладбище в южной части города, сохранив его посвящение Божией Матери, но уже не Казанской Ее иконе, а Ахтырской. Чем было обусловлено это посвящение? Мы можем только предположить, что супруги особо почитали этот чудотворный образ, на котором молящаяся Богородица предстоит Распятому Христу во исполнение пророчества праведного Симеона Богоприимца: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Неслучайно, правый, южный придел этого храма был посвящен святому Праведному Симеону и Пророчице Анне, встретившим Христа Младенца в Иерусалимском храме. Левый же, северный придел был посвящен святым князьям Борису и Глебу, издавна почитавшимся на Вятке. Строительство Ахтырской церкви было завершено в 1795 году. Своего прихода храм не имел и окормлялся причтом Владимирской церкви. С годами вокруг Ахтырской церкви сложилось кладбище, первое захоронение на котором датируется еще 1713 годом – это могила купца Михаила Иосифовича Вяземского, основателя Кирсинского завода и Владимирской церкви. Спустя три десятилетия его сын и наследник Григорий установил чугунную доску с надписью, свидетельствующей, что погребение изначально было совершено на этом месте: «Хлынова города гостиной сотни преставися раб Божий Михайло Осифович сын Вязимской октября MI числа AГI году и погребен на сем месте. А сию доску построил партикулярного Кирсинского железного заводу заводчик сын ево Григорий Вязимской АМВ сентября Г дня». Столь раннее захоронение в этом месте объясняется тем, что до создания каменного храма здесь находилась старая деревянная церковь, в ограде которой и был погребен М.И.Вяземский.

http://sobory.ru/article/?object=15050

Николо-Кузнецкий храм : оригинал иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Храм Воскресения в Сокольниках : иконы Божией Матери «Страстная», «Целительница», «Иверская», «Грузинская» и «Боголюбская». Храм Воскресения Словущего (Апостола Филиппа) на Арбате : иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Казанская» и «Ахтырская». Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке : иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и «Коневская», икона свт. Спиридона Тримифунтского. Ильинский храм : оригинал иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Спасо-Преображенский храм на Большой Ордынке : икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона св. Лонгина Сотника. Знаменский (Петропавловский) храм : «Московская-Боголюбская» икона Божией Матери. Петропавловский храм в Лефортово : благ. кн. Михаил Тверской и преп. Нил Сорский (частицы мощей), «Почаевская» икона Божией Матери, икона св. Иоанна Предтечи. Храм Св. Иоанна Воина на Большой Якиманке : иконы «Господь Вседержитель» и свт. Николая (с ворот Кремля). Успенский храм «в Гончарах» : икона Божией Матери «Троеручица». Знаменский храм в Аксиньино: «Казанская» икона Божией Матери. Рождественский храм в Измайлове : «Иерусалимская» и «Владимирская» иконы Божией Матери. Благовещенский храм в Федосьино : «Феодоровская» икона Божией Матери. Рождество-Богородицкий храм в Крылатском : «Рудненская» икона Божией Матери. Сергиевский храм в Бусиново : «Молченская» икона Божией Матери. Покровский храм в Медведкове : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Успенский храм в Косино: оригинал «Косинской» («Моденской») иконы Божией Матери. Владимирский храм в Патриарших Палатах : оригинал иконы Божией Матери «Серафимово Умиление» (келейный образ преп. Серафима Саровского). Единоверческий храм Свт. Николая «на студенце» : икона «Свт. Николай в житии». Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Свято-Данилов монастырь : благ. кн. Даниил Московский (XIII в.) (часть мощей), преп. исп. Георгий Даниловский (ХХ в.), иконы Божией Матери «Троеручица» и «Владимирская», икона преп. Иоанна Кассиана Римлянина .

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Информация с сайта http://www.onb.kursk.ru/svyat-kursk/dok/hr8.html Год возникновения прихода точно не известен. По некоторым данным - 1736, также и год строительства, предположительно 1736. Вначале храм был деревянным. Время строительства каменного храма не известно, так указывают архивные ведомости за 1880 и 1898 гг. Архивные ведомости за 1916 г. указывают год строительства 1760 г. Храм каменный, двуглавый, однопрестольный, в честь Успения Божией Матери. В 1872 г. с правой стороны пристраивается придел в честь Ахтырской иконы Божией Матери, а в 1899 г. с левой стороны пристраивается придел в честь свт. Григория Акрагантийского. При этом храм был обновлен и расширен по проекту курского архитектора Слесарева: понижен уровень кровли, изменены фасады и количество куполов, храм становится двенадцатиглавым. После революции 28 мая 1935 г. храм был закрыт и отдан под общежитие мединститута. В 1935-1950 гг. в помещении храма работала артель незрячих инвалидов (матрацный цех). В 1950-е гг. храм был разрушен - варварски разобраны колокольня и купола, изменены фасады, построено много перегородок, оставшийся основной объем (коробка здания) надстроен вторым этажом, где размещен склад «Медтехники», который просуществовал здесь до 1997 г. В 1997 г. изуродованное здание храма было передано Курской епархии, начались богослужения и восстановительные работы. Храм имел удручающий вид, в некоторых местах протекала кровля, в самом здании не было отопления. В подвальном помещении были оборудованы парилка и бассейн, вода от которого сливалась под полы подвала, из-за чего сырость и грибок на стенах. В алтарной части находился бетонный лестничный марш на второй этаж. Вначале богослужения проводились на втором этаже в маленькой комнате, которую возможно было отопить электрическими приборами. В 1999 г. отреставрирован правый придел в честь Ахтырской иконы Божией Матери, убраны кирпичные перегородки, лестничный марш, установлены полы и временный иконостас, здесь начались богослужения. В 2004 г. усилиями прихода подведен газ, установлены газовые котлы и отопление здания храма. В 2006 г. за счет федерального финансирования по программе «Культура России 2006-2011 гг.» был оформлен проект воссоздания храма в первозданном виде.

http://sobory.ru/article/?object=15051

Иная судьба была уготована полковнику Ивану Ивановичу Перекресту. Полковник Ахтырского Слободского полка, видный деятель Слободской Украины конца XVII и начала XVIII веков, Иван Перекрестов принимал участие в походах князя Голицына в Крым; его полк оберегал население от татарских набегов; принимал он участие в Северной войне и, в частности, в сражении у Эрестфера 29 декабря 1701 года. В этой битве, принесшей первую крупную победу русскому оружию в Северной войне, особо отличились казаки Ахтырского полка, которые, атаковав и уничтожив шведский авангард, преследовали бегущего противника на протяжении трех верст. Полковник Иван Перекрест за эту победу получил 28 февраля 1702 года из рук царя Петра Алексеевича «Жалованную грамоту с объявлением милости и учреждением формы». Однако уже в 1704 году полковник был отстранен по высочайшему повелению от полковничьего уряда, а его огромные имения были у него отобраны в государственную казну: будучи прекрасным и смелым воином, он был заражен недугом стяжательства. Известно, что в 1714 году он, находясь в опале, жил на своем небольшом хуторе. В 1721 году началось дело по расхищению имущества в его бывших имениях, и он был вызван на расследование в Архангельск, но по дороге скончался. Вероятнее всего, причиной гонения были грубые нарушения полковника, не пренебрегавшего недостойными методами для приобретения себе богатств: осталось много челобитных на полковника за притеснения и обиды, им чинимые. Много жалоб было и от его соперников – Андрея Прокофьева, полковника бывшего, и Романа Герасимовича – полковника будущего. Только малая доля некогда огромного имения Ивана Перекреста досталась его сыновьям и дочери. Внук его, Василий Данилович, женившийся на вдове Осиповой, разбогател и стал именоваться Перекрестов-Осиповым. Этому роду перешло село Каплуновка. Стараниями Еремея Васильевича Перекрестов-Осипова, а после его смерти – супруги его Елизаветы Степановны в селе был выстроен новый огромный каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в 1789 году. Здесь до революции и хранился чудотворный образ Каплуновской иконы Божией Матери. Милосердный Господь Бог не оставил двух участников явления прославленной иконы Божией Матери, исправляя скорбями одного из них для спасения.

http://pravoslavie.ru/31123.html

Бето-Чернетово от епархиального города Орла в 150 верстах, от уездного города Брянска в 27 верстах. Приход расположен на правом берегу реки Десны. Об образовании прихода исторических сведений нет. Известно только, что в начале XVII ст. литовцы разграбили и опустошили в селе Нешковичах (Бетове) церковь св. архидиакона Стефана, а потому надо полагать, что приход уже существовал во второй половине XVI ст. В настоящее время приход состоит из села Чернетова, деревни Бетова и деревни Городца. Называется он Бето-Чернетовским потому, что до 1805 г. храм был в Бетове. По преданию, в давние времена местность, которую занимают теперь эти два селения, была приютом двух разбойничьих шаек. Начальники этих шаек Коршев и Головачев, во избежание вражды и недоразумений, решили поделить большую дорогу: один взял направление от Бетова к Брянску, другой – к Рославлю. Возле ручья (теперь Бетовка в селе Бетове) они дали обет не переходить назначенной границы: отсюда будто бы и произошло название села Бетова. Название же Чернетова объясняют тем, что в этой местности, когда она еще не была заселена, жил какой-то отшельник, прозванный чернецом. Прихожан 673 души муж. пола и 678 жен. пола; все принадлежат к крестьянскому сословию и занимаются исключительно земледелием. До 1805 г. в Бетове был деревянный храм во имя св. первомученика архидиакона Стефана, устроенный генералами Камыниным и Тутолминым. Так как храм пришел в ветхость, то в означенном году помещицей Надорожинской построен был в Чернетове каменный храм во имя иконы Ахтырской Божией Матери; придельных алтарей нет. На месте прежде бывшего храма в Бетове построена часовня; здесь в настоящее время находится кладбище. Причт двухчленный; получает 400 руб. жалования. При церкви есть дом для причта; земли 30 десятин. Имеется школа грамоты. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии» Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=06867

Поэтому сегодня мои слова благодарности и к Верховному главнокомандующему, и к министру обороны, и ко всем Вооруженным силам, к строителям, архитекторам, художникам — всем, кто возвел этот величественный храм-памятник в честь великих свершений нашего народа. Но храм не может быть только памятником — он является свидетельством веры тех, кто его строил, и в нем содержится надежда на то, что будущие поколения подхватят духовную эстафету поколений предыдущих, сохранят Отечество от врагов внешних и внутренних, сохранят веру православную как духовную основу жизни народа. Я хотел бы в этот день преподнести для сего святого храма замечательную икону, а поскольку эта икона совершенно особенная, хотел бы зачитать исторический текст: «Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери, споспешница Полтавской победы. Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года. Русские воины, как и сам царь, усердно молились ей накануне сражения. Икону носили по всему военному лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь Петр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением, выслушав молебен перед святой иконой, три раза лобызал ее, прося у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство. Во дни торжеств в декабре 1709 года Каплуновская Божия Матерь была в Москве. Царь-победитель богато одарил икону и отпустил ее хранителя иерея Петра Ивановича Уманова домой, в Каплуновку, село, приписанное к Ахтырскому полку. Долгое время пожертвования приходящих к чудотворной иконе шли на пособия бедным, Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также на содержание духовных школ Белгородской епархии. Поток богомольцев и страждущих, приходивших к чудотворной иконе, был очень велик. Она и сама приходила к людям во время ежегодного крестного хода, охватывавшего южную часть Руси. В царствование и по указу императрицы Екатерины Великой в 1770-х годах доходы от Каплуновской церкви были обращены на постройку нового каменного храма, вполне достойного чудотворной Каплуновской иконы. Здание строилось до 1798 года, когда, наконец, было освящено. Но храм, как и тысячи других храмов, несмотря на великую замечательную историю, был закрыт в декабре 1929 года и вскоре разрушен».

http://pravoslavie.ru/131856.html

СЛУШАЛИ: 1. Информацию Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия об изменении названия Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря в г. Киеве. 2. Информацию Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия о принятии Устава Колинковского Свято-Владимирского мужского монастыря Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви. 3. Рапорт Преосвященного митрополита Бориспольского и Броварского Антония об изменении названия Свято-Вознесенского мужского монастыря Киевской епархии Украинской Православной Церкви и внесении изменений и дополнений в Устав монастыря в связи с образованием Бориспольской епархии. 4. Рапорт Преосвященного митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия об изменении названия и принятия в новой редакции Устава Свято-Покровского монастыря Харьковской епархии Украинской Православной Церкви. 5. Рапорт Преосвященного архиепископа Балтского и Ананьевского Алексея об изменении названия Свято-Покровского Балтско-Феодосиевского мужского монастыря Одесской епархии Украинской Православной Церкви и внесении изменений и дополнений в Устав монастыря в связи с образованием Балтской епархии. 6. Рапорт Преосвященного архиепископа Изюмского и Купянского Елисея об изменении названия Свято-Борисо-Глебского монастыря Харьковской епархии Украинской Православной Церкви и принятия Устава монастыря в новой редакции. 7. Рапорт Преосвященного архиепископа Сумского и Ахтырского Евлогия об изменении названия Свято-Троицкого Ахтырского мужского монастыря Сумской епархии Украинской Православной Церкви и принятия Устава монастыря в новой редакции. 8. Рапорт Преосвященного архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора о принятии в новой редакции Устава Свято-Успенского женского монастыря Мукачевской епархии Украинской Православной Церкви. 9. Рапорт Преосвященного архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора о принятии в новой редакции Устава мужского монастыря в честь Почаевской иконы Божией Матери Мукачевской епархии Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Наиболее чтимыми святынями храма является чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, а также иконы с частицами святых мощей: святого великомученика Никиты, священоисповедника Георгия Косова. Некоторое время в храме пребывали святые мощи святителя Тихона Задонского. В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, в связи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года. В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, просьба директора Краеведческого музея о возвращении мощей в музей была удовлетворена. И еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея. В дни празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы Церкви, тогда же было принято решение поместить их в Ахтырском кафедральном соборе. В 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, и мощи святителя были возвращены на место. В память о пребывании их в Ахтырском соборе, кисть святителя Тихона, с давних времен хранившаяся отдельно, была оставлена в этом храме, где и почитается прихожанами одной из главных святынь. Для нее художником иконописцем А.И. Неверовым была написана икона святителя в рост и изготовлены ковчег для мощей и резной киот для иконы. В июне 2008 года по благословению Преосвященнейшего епископа Орловского и Ливенского Иеронима Кафедральным собором епархии определено быть Смоленскому собору. Однако за Ахтырским собором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также закреплен статус Кафедрального собора. Орловская и Ливенская епархия, 2008—2009.Официальный сайт Орловской и Ливенской епархии. Администратор сайта: pravorel@yandex.ru. Подготовил священник Михаил Жарков. История храма насчитывает более трех столетий. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты.

http://sobory.ru/article/?object=02338

В нижние отделения палаток входы устроены извне, по сторонам церковной паперти. Оба входа имеют вид небольших полубашен с железною крышею и железными дверьми, в них по одному узкому окну, а в самых палатках по шести полуквадратных окон в каждой, с железными решетками со стеклами, в деревянных рамах, Правый вход с чугунными ступенями ведет в родовую усыпальницу гг. Шепелевых. В ней пол устлан чугунными плитами, с подписью имен почивающих здесь особ. Эту палатку предназначено обратить в церковь во имя Воскресения Христова от наследников, недавно скончавшегося незабвенного благотворителя обители полковника П. И. Шепелева, гг. Жуковых; пока поставлен чугунный иконостас и два небольшие клироса чугунные же. В алтаре престол чугунный с кипарисною крышкою, мерою в вышину 1 аршин 6 вершков и в ширину тоже, на нем срачица полотняная. Жертвенник сосновый, четырехугольный, мерою в вышину 1 аршин 6 вершков, с боков по 1 аршину 4 вершка. За престолом образ Воскресения Христова, живописный на стекле, мерою в вышину 1 аршин 12 вершков ширину 1 аршин 4 вершка. Обделан в чугунной рамке. Иконостас чугунный, одноярусный. Царские двери чугунные, в них на медных досках в середине, с правой стороны, образ Божией Матери. С левой Архангела Гавриила, а вверху и внизу по углам четыре Евангелиста, живописной работы. В арке над царскими дверьми на медной доске образ Тайной Вечери, живописной работы. По правую сторону Царских Врат на медной доске образ Господа Вседержителя живописный. В южной чугунной двери на медной доске образ св. Николая и Иоанна Златоустог о живописный. От южной двери, у правого клироса, на медной доске образ св. Праведной Елизаветы, живописный. За правым клиросом на медной доске образ св. Софии, живописный, в деревянном киоте столярной работы. По левую сторону царских врат образ Вождей Матери с Предвечным Младенцем, на медной доске, живописный. В северной чугунной двери на медной доске образ св. Александра Невского и мученицы царицы Александры, живописный. У левого клироса на медной доске образ св. Дины, живописный. За левым клиросом образ преподобной мученицы Анны, живописный. – У стены, за левым клиросом, в деревянной киоте столярной работы, набор икон в три яруса из хранящихся в ризнице: в первом ярусе Господа Вседержителя, а по бокам Вождей Матери (Тихвинской и Ахтырской иконы). Во втором ярусе Господа Вседержителя и Божией Матери (Казанская и Калужская Иконы), а в третьем ярусе Господа Вседержителя и две иконы (Казанской) Божией Матери. По внутреннему обмеру церковь эта занимает от Горного места до западной стены 24½ аршина по длине, а по ширине 7¾ аршина, как видно из описи Калужской Тихоновой пустыни за 1866 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 2007 г. снесен второй этаж (советской постройки), в 2008 г. возведен главный четверик в высоту на четыре метра. В 2010 г. за счет денег прихода началось строительство колокольни (каменная кладка), которая была закончена в начале 2011 г., установлен свод главного купола и продолжена каменная кладка четверика. К началу 2012 г. снаружи храм приобретает первозданный, благолепный вид. Ввысь устремилась двадцатиметровая колокольня, которая должна быть увенчана десятиметровым шпилем с золотым куполом и крестом. Возведены барабаны под купола, которых должно быть тринадцать.  В ведении прихода находятся два строения: храм и часовня, в которой совершается таинство крещения. Храм Ахтырской иконы Божией Матери является вновь выявленным памятником архитектуры федерального значения. Инфомация с сайта Курской епархии http://www.курская-епархия.рф Первое упоминание о церкви во имя Ахтырской иконы Божией Матери относятся к 1736 г. Первоначально церковь была деревянная и называлась " за приказами " , то есть находилась за городской площадью. В 1782 г. Ахтырская церковь была " расширена и перестроена " в распространенном в то время западноевропейском архитектурном стиле и представляла собой одноглавый храм с трапезной частью и трехъярусной колокольней. В 1898 г. по церкви был проведен комплекс значительных работ по реконструкции. В результате этих работ храм стал трехпрестольным, при этом полностью был изменен его внешний облик - на фасадах появились элементы " псевдорусского стиля " , в том числе декоративные закомары, кокошники, шатер на колокольне, двенадцать луковичных глав. В 20-е г. XX в. в помещении Ахтырской церкви разместилось убежище медицинского института. С 1937 по 1950 г.г. в ней размещался матрацный цех. В 1950-е г.г. было разобрано ярусное завершение и главы на основном объеме, разобраны два верхних яруса колокольни. На стенах первого яруса был надстроен этаж с внутренней планировкой, соответствующий новой функции храма - склад медицинской техники. В 1997 г. здание храма возвращено Курской епархии Русской православной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=15051

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010