1839 Об этих и подобных грамотах: συστατικα πιστολα (litterae commemdamimiae), ερηκα πιστολα (litterae pacificae), πολιτικα γραφα (scripta dimissoria), см. в моем толковании 11 кан. IV Всел. собора (II, 488–491). 1840 Вас. Вел. кан. 73, Григ. Нисск. 2 и нококан. XIII, 20 (Аф. Синт., I, 321). Законы об этом греко-римских императоров см. в синтагме Властаря, А, 1 (Аф. Синт., VI, 57). По §§ 768 и 769 австрийского свода гражданских законов, отступление есть причина для лишения отступника права наследства; а по §§ 122–134 того же свода, подвергается наказанию тюремным заключением от 6 месяцев до 10 лет всякий, старающийся склонить кого-либо к отступлению. 1841 Ап. кан. 62, Анкнрск. соб. кан. 1 и 2, Петра Алекс. 10. Законы об этом греко-римских императоров см. в номокан. IX, 25 (Аф. Синт., I, 188 и сл.). 1842 Вас. Вел. кан. 1, II Всел. соб. кан. 6. Поэтому Зонара в толковании последнего канона называет еретиками πντας τος παρ τν ρθοδξον πστιν δοξζοντας, κ ν πλαι πεκηρχθησαν, κ ν προςφτος, κ ν παλαιας αρσεσι καινωνσι κν ναις (Аф. Синт., II 182). Ср. толкование 14 кан. IV Всел. собора Зонары же (ib. II, 252). 1843 См. все 12 титло намоканона (Аф. Синт., I, 261–274), а законы греко-римских императоров – в синтагме Властаря, А, 2 (ib. VI, 74–75). См. также определения Константинопольского патриаршего синода 25 ноября 1701 г., сентября 1836 г. и 20 октября 1869 г. в Γεδεν, Διατξεις. I, 80 κτλ., 391–392; II, 248–280. 1845 Ап. кан. 31, Гангр. соб. кан. 6, Антиох. 5, Карф. 10 и 11, перво-втор. 13, 14 и 15. Ср. синтагму Властаря Σ, 12 (Аф. Синт., VI, 450–454). 1847 Деян. ап. 8:18–19. См. точное каноническое учение об этом преступлении и о великой тяжести его в канонических посланиях Геннадия Константинопольского 459 г. и Тарасия Константинопольского ок. 788 г. («Зборник», 333–344). Зонара в толковании 6 кая. II Всел. собора ставит между самыми тяжкими преступлениями π δσει χρημτων χειροτονα (Аф. Синт., I, 182). Во время Тертуллиана (II в.) предписание об этом Св. Писания считалось уже правилом, о чем Тертуллиан и свидетельствует: «praesident probati quique seniores, honorem istum non pretio, sed testimonio adepti; neque enim pretio ulla res Dei constat ((Apol., e. 39). Феодорит (lib. 1, e. 4) называет симонию χριστεμπορεα (impia ex Christo nundinatio). Cp. и Thomassin, Vetus et nova eccl. disciplina. P. III, lib. I, c. 49 sq. (ed. cit. VII, 396 sq.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

62 Аф. Синт., IV, 368. Об остальных древнейших названиях различных предписаний церковных ср. J. W. Bickel, Geschichte des Kirchenrechts. Giessen, 1843, S. 9, 10. 66 Ib. V, 25. Acta patriarchatus Constantinopolitani MCCCXV-MCCCCII. Ed. Miklosich et J. Müller, Vindobonae, 1860, tom. I, pag. 115. 77 Puchta, Cursus der Institut. I, 38–39. Его-же, Das Gewonhheitsrecht. 2 Bde. Erlangen, 1823, 1837. I, 144 fg., II, 24 fg. и в частности II. 264–292, «Von kirchenrechtlichen Gewohnheiten». Savigny, System des heut. rom. Rechts. I, 34, 76, 171 fg. 78 «Consuetudo sine veritate vetustas erroris est». Cyprian ad Pompejum. Ep. 74. Ed. Migne. Cf. Firmiliani ep. ad. Cyprianum. Inter epistolas Cypriani. Ep. 75. Ed. cit. Clementis Alex., Stromat., lib. VII. c. 16. Ed. cit. 88 Κα π το πολιτικο νμον τ θος ς γραφος οχει, τε ν δκαστηρω συνθεια βεβαιωθ, κα τε μ γγρφ νμ ναντιονται ( Αф. Синт., 1, 38). Вальсамон, в схолиях на эту главу номоканона, приводит извлечения из греко-римского законодательства, имеющие значение и для церковного права: περ ν γγραφος ο κεται νμος, παραφολττειν δε τ θος κα τν συνθειαν... παλαι συνθεια ντ νμου φυλττεται... μακρ συνθεια ντ νμου κρατε ν ο ς οκ στν γγραφος... Κα τ μακρ συνθεια δοκιμασθv τα κα π πολλος νιαυτος φυλαχθντα οχ ττον τν γγρφων κρατοσιν. Аф. Синт., I, 39. Cp. cap. 41, 42 et 44, tit. I, lib II. Basilicorum ed. Heimbach (Lipsiae, 1833), I, 39. В синтагме Властаря находим то же самое, только выраженное в иной форме: ν ο ς οκ στν γγραφος νμος, μακρ συνθεια, π πολλος νιαυτος δοκιμασθεσα, ντ νμου κρατε, τξιν χουσα νμου. Στοιχ. Ν. κεφ. ζ. Αф. Синт., VI, 400–401. 89 «Harum et altarum disciplinarum, si legem expostulas scriptam, nullam invenies. Traditio ibi praetendetur auctrix, consuetudo confirmatrix, fides observatrix». De corona militis, cap. 3. Ed. Migne. 90 «Nec observari illic (Romae) omnia aequaliter, quae Hierosolymis observantur, secundum quod in caeteris quoque plurimis provlnciis multa pro locorum et hominum diversitate variantur». Cit. eplst. 75. Августин замечает, что во время Киприана и Стефана римского «consuetudinis robore orbem tetrarum directum fuisse». De bapmismo contra Donat. II, 7. Cf. Contra Crescont. I. 33. О различных обычаях в древних церквах см. Socratis Hist, eccles., V, 22. Ed. Migne.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

363 ωννου το πισκπου Κτρου, ποχρσεις πρς Κωνσταντνον ρχιεποκοπον τς μητροπλεως Δυ αχου, τν Καβσιλαν. аф. Синт., V, 403–420. Leunclav., I, 323–335. Жил этот епископ в конце XII века (прим. I на 403 стр. Афин. Синт.). В Кормчей эти ответы в сокращенном виде составляют 58 главу. 364 То μακαριωττου κα γιωττου ρχιεπισκπου Βουλγαρας. κυρου Δημητρου το Χωματηνο, πρς Κωνσταντνον ρχιεπσκοπον τς μητροπλεως Δυ αχου, τν Καβσιλαν, ποκρσεις. Аф. Синт., 427–436. Leunclav., I, 316–323. Этот Димитрий Хоматин жил в конце XII и в начале XIII века. Он был прежде хартофилаксом, а потом архиепископом Болгарским. См. Mortreuil, Husmoure du droit byzantin. III, 491–492, а за ним и Heimbach, 1. с. 365 В памятниках Греко-римского законодательства эти законы называются: νμo ι, νμιμα, πολιτικα διατξεις, βασιλιχα διατξεις, θεοι τπον. θεσπσματα, προστξεις, προστγματα, νεαρα, διατξεις χρυσβουλλα, λγον χρυσβουλλοι, также λσεις на относительные πομνηοεις, как наприм. в законе императора Алексея Комнина от 1094 г. См. Zachariae, Jua graeco-romanum. III, 393 sq. 367 Codex Theodosianus cum perpetuis commentariis Jacobi Gothofredi. Mantuae, 1740–1750. Ed. nova in VI tomos digesta. Tom. VI, p. I. Где еще находятся в Феодосиевом кодексе законы церковного содержания, см. Series et collatio titulorum et constitutionum; здесь перечислены первые тринадцать титулов I книги кодекса Юстиниана с обозначением соответствующих титулов и книг этого кодекса (ib. tom. VI. P. II, р. 228). 368 План Юстиниана состоял в следующем: он хотел собрать в два сборника все законоположения, изданные до него, а именно: в один – древнее, так называемое «юридическое» право, а во второй – императорские законы, и в эти сборники должно было войти только то, что еще могло иметь практическое значение, а все остальное должно было быть выпущено; для осуществления этого он назначил особую законодательную комиссию из юристов практиков и теоретиков, чтобы в означенных сборниках, наряду с теоретическою целью, была достигнута также и практическая. Из этих двух главных сборников должен был составиться еще третий, в котором были бы изложены общие принципы права и который мог-бы служить для более легкого изучения всего права. См. постановление Юстиниана в предисловии кодекса: de novo codice faciendo; затем закон de veteri jure enucleando (lib. I, tit. 17) и de conceptione digestorum (Historia juris a Justiniano compositi. Ed. Gotbofr. I, 2 aq.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

610 Haereticorum accusationes contra catholicum presbyterum admittere nec possumus, nec debemus. Ep. 251 [Migne, s. l., t. 33, col. 1068]. 611 Sancimus, contra orthodoxos quidem litigantes nemini haeretico esse in testimonia communionem, sive utraque pars orthodoxa sit, sive altera. Cod. Justin. lib. I, tit. V, lex 21. 612 Ex haereticis Manichei... nulla in re testimonium perhibeant. Basilic. lib. XXI, tit. I, l. 45. 613 Tit. IX, сар. 1, 2 [Аф. Синт., I, 164—179]. 614 Там же. 615 Voelli et Justelli, Biblioth. juris canon. II, 621. 616 Аф. Синт., I, 164. — В церковном законодательстве запада встречаем то же. В Decret. Gratiani читаем: Si accusator in accusatione defecerit, talionem recipiat. Decr. Pars. II, caus. II, quaest. III, c. 2. Qui calumniator si in accusatione defecerit, talionem recipiat. Ib. c. 3. Qui non probaverit quod objecit, poenam, quam intulerit, ipse patiatur. Ib. c. 4. Nam inscriptio primo simper fiat ut talionem calumniator recipiat, quia ante inscriptionem nemo debet judicari vel damnari, quum et saeculi leges baec eadem retineant. Caus. IV, quaest. IV, c. 2. 617 Codex Justin. lib. IX, tit. XLVI, I. 10. 618 Basilic. lib. LX, tit. XXVI, c. 6: Qui factus est proditor suae accusationis in poenali crimine, eam poenam patitur, quam reus passurus esset. 619 Далее в сербском оригинале автор иллюстрирует свою мысль несколькими примерами из новейшего епархиального разделения в пределах константинопольского патриархата, говоря, напр., что επαρχα (по древнейшей терминологии) Ираклия, επαρχα Крита и многие др., во главе которых стоят митрополиты с подчиненными им епископами, составляют один диэцез ( διοικησις , dioecesis). Но в переводе мы оставляем приведенные у него подробности, тем более, что они к настоящему времени несколько устарели (относятся к 60-м годам минувшего (19-го) столетия, когда, напр., и фессалийская митрополия находилась еще под юрисдикцией константинопольского патриарха). Ред. 620 Cp Valesii, Annot. in. Hist. eccl. Socratis VI, 18 [Migne, s. g., t. 68, col. 716—721].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

у Hahn. Blbliothek der Symbole und Glaubensregeln der alten Kirche. 1877. 1598 См. прим. 9 и 10 § 21 и ср. E. J. Kimmel, Monumenta fidei ecclesiae orientalis. 2 vol. Jenae, 1850. 1607 Ibid. II, 287–292. Относительно России ср. постановления 27 июля и 17 августа 1787 в. (Барсов, 281); об изданиях же Св. Писания, неодобренных церковною властью, см. указ 3 янв. 1868 г. (ib. 289). 1609 В Сербии – правила о духовной цензуре см. в постановлении архиер. собора 1863 г. 49 («Србска црква, стр. 156). Относительно России см. «Устав цензуры гражданской и духовной» в приложении к XIV тому свода законов, а о духовных цензурных комитетах ср. у Барсова, стр. 80–99. 1610 Τος ναθεματζομεν, говорят отцы Трулльского собора в своем 63 каноне о тех, которые преступят это постановление (Аф. Синт., II, 452). 1614 В данном случае разумеется, между прочим, поступок Феофила Александрийского с книгами Оригена (Sulpicii Severi dialog. I, n. 6–7), с Сочинениями Нестория (Concil. Ephes., Act. I et Cod. Theodos. I. 66, De haeret., Cod. Justinian. I, 5,1. c. De libris Nestorii. Cf. Basilicor. lib. I, tit. 1), с «аскетиконом» мессалиан (Concil. Ephes. Act. VII ), с сочинениями евтихиан (Cod. Justinian. I, 5, I. 8 De apollinaristis seu eutychianistis. Cf. Basilicor., lib. I, 27). 1615 Этот decretum послужил основою для позднейшего Index librorum prohibitorum в римско-католической церкви, о чем см. Dr. Jos. Fessler, Censur und Index (Sammlung vermischter Schriften uber Kirchengeschichte und Kirchenrecht. Freiburg im. B., 1869. S. 127 fg.). 1618 Номоканон XII, 3 (Аф. Синт., I, 265–268). Относительно Австрии ср. §§ 122, 123 и 303 свода уголовных законов 27 мая 1852 г. 1621 Так бывало в Карфагенской церкви еще при св. Киприане, а в Александрийской при св. Александре и в начале арианских споров. Об этом установлении в римско-католической церкви см. Thomassin, Vetus et nova ecclesiae disciplina. P. II, lib. IIU, cap. 74–76 (ed. cit. VI, 517 sq.). 1622 Ср. о «съездах епархиального духовенства» в России, о которых упомянуто на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1716 Arcadius et Honorius: «si qui ex consensu apud sacrae legis antistitem litigare voluerint, non vetabuntur» (Cod. Justin. I, 4, const. 7). Arcadius, Honorius et Theodosius: «episcopale judicium ratum sint omnibus, qui se andiri a sacerdotibus elegerint, eamque illorum judicationi adhibendam esse reverentiam jubemus, quam vestris deferri necesse est potestatibus, a quibus non licet provocare» (ib. const 8). Justinianus: «has autem actiones, si quidem ad ecclesiastica negotia pertinent, necesse fore jubemus, ut a solis religiosissimis episcopis, aut a mettopolitanis, aut a sacris synodis, aut a sanctissimis patriarchis cognoscantur. Si vero civilium rerum controversia sit, volentes quaestionem apud antistites instituere, patiemur, invitos tamen non cogemus, cum judicia civilia sint. si ea adire malint, apud quae licet etiam de criminibus cognoscere» (ib. const. 29 § 4). 1717 Августин говорит об Амвросии Медиоланском : «secludentibus me ab ejus aure atque ore catervis negotiosorum hominum, quorum infirmitatibus serviebat». Confess. VI, 3; о себе же пишет: «quantum attinet ad meum commodum, multo mallem per singulos dies certis horis aliquid manibus operari et caeteras horae habere ad legendum et orandum, quam tumultuosissimas, perplexitates causarum alienarum pati de negotiis saecularibus vel jndicando dirimendis, vei interveniendo praecidendis». De oper. monach., c. 37 (Cf. Walter. Ib. S. 418, n. 6). 1718 Τ μντοι ψυχικ παντα, κα ατ δ τ συνοικσια, παρ τν ρχιεπισκπων κα πισκπων φελουσι κρνεσθα τε κα κθιβζεσθαι. Νου. α. 1086 (Аф. Синт., V, 281). 1720 См. Cod. Justin, lib I, tit. IIÏ de episcopis et clericis, et orphanotrophis, et xenodochis, et brephotrophis, et ptochotrophis etc. Cp. новеллу императора Ираклия между 620 и 629 г. (Zacharia, р. 43), которою признается за церковью право наблюдения над благотворительными заведениями. 1722 Cod. Justin. I, 12: de his, qui ad ecclesiam confugiunt. Cf. Basilicor. V, 1, 11 sq. (ed. cit. I, 124 sq.). Cp. Kraus, Raal-Encyklopädie, s. v. Asylrechb (I, 101) и Herzog, Real-Encyklopädie. I, 567 fg.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

47 «Unde eat iata traditio? Utrumne de dominica et evangelica auctoritate descendens an de apostolorum mandatis atque epistolis veniens?.. Si ergo aut in evangelio praecipitur aut in apostolorum epistolis vel actibus continetur, ut.... observetur divina haec et sancta, traditio». Cypriani ad Pompeium epist. 74. Ed. cit. 48 Cp. 1 и 2 кан. VII Вселенского собора. – Каноны приводим по «Зборнику правила», который мы составили по Афинской Синтагме (1852– 54) и напечатали вторым изданием в Новом Саду в 1886 г. 49 Πιστεομεν τν θεαν κα ερν γραφν ε ναι θεοδδακτον κα δι τοτο τατ διστκτως πιστεειν φελομεν οκ λλως μντοι, λλ’ ς καθολικ κκληοα τατην ρμνευσε κα παρδωκεν. ρος β. J. Harduini, Conciliorum collectio maxima, tom. III Paris, 1715. Tomus XI, col. 236. Cp. «Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере», чл. 2, Москва, 1848, стр. 14. 53 παλαις κα κανονικς νμος. 13 кап. I Всел. собора (Аф. Синт., II, 143), а из других ср. 18 кан. I Всел., 2 и 7 кан. II Всел., 7 и 8 кан. III Всел., 1, 2, 13, 29, 87 Трул. соб. и т. д. 55 Κατ τν γγραφον κα γραφον θεσμοθεσαν... καθαιρεθω, ς παραβεβηκς τς κκλησιαστικς παραδσεις ( Αф. Синт., II, 580). На этот канон обращает внимание Константинопольский собор 1638 г., при патриархе Кирилле Берийском, и относительно предания замечает, что подлежит анафема всякий, кто дерзнет повреждать церковные предания и вводить вопреки им какую-либо новизну в церкви. Harduini XI, 225. Cf. ib. XI, 256. Ср. послание восточн. патриархов (см. выше прим. 6, § 11) чл. 17, упом. изд., стр. 36–37. 58 Знаменитый ученик св. Поликарпа Ириней, епископ Лионский, в свое Время писал об этом так: «traditionem itaque apostolorum in toto mundo manifestatam, in omni ecclesia adest respicere omnibus, qui vera velint viderë et habemus adnumerare eos, qui ab apostolis instituti sunt episcopi, et successores eorum usque ad nos». «Quae autem sunt eeclesiae, cum summa diligentia diligere, et apprehendere veritatis traditionem oportet. Quid enim? Et si de aliqua modica quaestione disceptatio esset, nonne oporteret in antiquissimas recurrere ecciesias, in quibus apostoli conversati sunt, et ab eis de praesenti questione sumere, quod certum et re liquidum est? Quid autem si neque apostoli quidem scripturas reliquissent nobis, nonne oportebat ordinem sequi traditionis, quam tradiderunt iis, quibus committebant ecclesias? Cui ordinationi assentiunt multae gentes barbarorum eorum, qui in Christum credunt, sine charta et atramento scriptam habentes per Spiritum in cordibus suis salutem, et veterem traditionem diligenter custodientes... Hanc fidem, qui sine litteris crediderunt, qnantum ad sermonem nostrum barbari sunt: quantum autem ad sententiam, et consuetudinem, et conversationem, propter fidem, per quam sapientistmi sunt, et placent Deo, conversantes in omni justitia, et castitate, et sapientia». Contra haereses, lib. III, cap. 3 et 4. Ed. Migne.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

578 Заглавие Synopsis canonum дано этому сборнику новейшими писателями (Doujat, Op. cit., р. 309), хотя по-гречески он называется Σνοψις το νομοκαννου (Mortreuil, III, 447. Heimbach, Griech-röm. Recht. Ed. cit., 86, 459). См. De collect. can., p. 29. 579 О Доксапатре см. Mortreuil, III, 483–485. Название сборника: Νομονκνονον σν Θε περιχον συνοπτικς λους τος καννας τν γων κα οκουμενικν πτ συνδων κα τν γων ποs τλων κα το μεγλου Βασιλεου κα τρων θεοφρων πατρων (Mortreuil, III, 411. Heimbach, ib. 460; мое издание «О кан. зборн.», стр. 77). Название номоканон не подходит к этому сборнику, ибо он не содержит никаких гражданских законов. 583 Название сборника, содержащего толкования Аристина такое: Νομοκνον σν Θε ρμηνευθν παρ το θεοφιλεσττου νομοφλακος κυρο λεξου το ριστηνο. III, 413. Heimbach, 1. с., р. 461. Biener, De collect, can., 32 sq. В Beveregii Synodicon, а также и в Афинской Синтагме, где находятся эти толкования Аристина, они приведены не как самостоятельный сборник, а поставлены при каждом каноне после толкований Зонары и Вальсамона, и то неправильным образом, ибо имя Аристина поставлено при синоптическом тексте канона, тогда как должно бы было стоять при толковании, потому что не Аристин составил Синопсис, как это ошибочно думали раньше. Та же самая неправильность перешла и в московское издание (1876 и сл.). «Правила и пр. с толкованиями». Толкования Аристина находятся, в Кормчей и в Indretarea legii. См. «О кан. сборн.», стр. 15–16. 584 О Зонаре см. Mortreuil, III, 480–481. Сборник с толкованиями Зонары носит след. название: ξγησις τν ερν κα θεων καννων τν τε γων κα σεπτν ποστλων, κα τν ερν οκουμενικν συνδων, λλ μν κα τν τοπικν τοι μερικν, κα των λοιπν γων πατρων πονηθεσα Ι’ ωνν μονκχ τ Ζωναρ, τ γεγοντι, μεγλ δρουγγαρ τς Βγλης κα πρωτοασηκρτις. Аф. Синт., II, 1. 588 Кроме отдельных изданий, они находятся в Bevereg., Synodicon на втором месте после каждого канона, а в Аф. Синтагме и в московском издании «Правила с толков.» – на первом месте. И в Кормчей при отдельных канонах есть толкование Зонары рядом, или на месте Аристинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

31. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, I,499 и сл., 552,607 и сл., 611 и сл., 502; IV,405,407. 32. Beveregii, Σ, sive Pandectae, II, Annot. in. h. can. p.92. - Fidei symbolum (concilii Constantinopolitani) nihil fere aliud est, quam symbolum Nicaenum paucis additis explicatum... et adversus Marcelli Ancyrani dogma hac clausula cujus regni non erit finis. Cave, упом. соч., p.232, - Cp. Annot. in Socrat. Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.223-233]. 33. Sozomen., IV,6 [Migne, s.g., t.67, col.1120-1124]. - Epiphan. Haer.LXXI (al.LI) [Migne, s.g., t.42, col.373-381]. - Annotat. in Socrat. Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.223-233]. - Cp. Beveregii, Σ. sive Pandectae, II, Annot. in h. can., p.92; Cave, упом. соч., р.131. Развалины Срема (Сирмия), отечества римского императора Проба, видны и теперь в Митровице. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, I,634. 34. Epiphan., Haeres.LXXI (al.LI) [Migne, s.g., t.42, col.373]. - Sozomen. Hist. eccl. IV,6 [Migne, s.g., t.67, col.1120-1124]. - Theodor., Haer. II,11 [Migne, s.g., t.83, col.397]. - Socrat., Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.224-233]. - Cp. Beveregii, Σ. sive Pandectae, II, Annot. in hunc canonem, p.92. 35. Hilar. Fragm. II,19 [Migne, s.1., t.10, col.645-646]. Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I,637. 36. Hilar. ib. Cp. Hefele, упом.место. 37. Socrat., Hist. eccl. II,46, III,16 [Migne, s.g., t.67, col.361-364; col.417-424]. - Sozom., VI,25 [Migne, s.g., t.67, col.1357-1361]. - Valesii Annotat. in cap. cit. Sozomeni. Cp. Cave, упом. соч., pag.168-159. Beveregii, Σ. sive Pandectae, II, Annot. in. h. can., p.92-93. 38. Socrat., Hist. eccl. II,46 (Migne, s.g., t.67, col.361-365]. - Sozom., VI,27 [Migne, s.g., t.67, col.1368-1369]. - Толкования Зонары и Вальсамона на это правило (Аф. Синт., II,167.169). - Theodoret., Haer. fab. compend. lib.IV, с.8 [Migne, s.g., t.83, col.425-428]. - Cp. Hefele, Conciliengeschichte, II,142. 39. Cp. Theodoret., Haeret. fab. compend., lib.V, c.11 [Migne, s.g., t.83, col.488-496]. - August., Haer.LV [Migne, s.l., t.42, col.40].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1313...

389 Называют его еще: νακθαροις τν παλαιν νμων, ξβιβλος или ξηκοντβιβλος и τ ξηκοντβιβλον, еще τ ξκοντα κεφλαια βασιλικν. Heimbach. Ib., p. 108–109. О том, что ошибочно производить название βασιλικ от Βασλειος (Василий), как делали некоторые и что оно произошло от βασιλες, см. того же Heimbach, 1. с. – Заглавие издания, печатанного Геймбахом – Basilicorum libri LX. Lipsiao, 1833–1870, в 6 томах, из которых последний (VI) содержит Prolegomena et manuale Basilicorum. 393 Полное заглавие сборника Арменопула: Πρχειρον νμων τ λεγμενον ξβιβλοζ συνακροιοθν πντοθεν κατ’ κλογν κα κατ’ πιτομν οτω συντεθν παρ το πανσεβστου νομοφλακος κα κριτο Θεσσαλονκης Κωνσταντνον το ρμενοπολου. Об этом сборнике см. Mortreuil, Op. cit. III, 349–376. Heimbach, Gr.-röm Recht. § 47 (Ersch u. Gruber, 86, 444–452). Новейшее издание G. E. Heimbach. Lips., 1851. 394 По словам Mormreuil’a (III, 371–372), этот сборник Арменопула имеет и теперь значение в Греческом королевстве, в подтверждение чего он приводит одно постановление для судебных мест от 1830 г. и первую статью конституции 1835 годя. Ср. Zhishman, Eherecht. S. 67. Об одном печатном издании ν Ναυπλ 1833 года упоминает Zacharia, Historiae juris graeco-romani delineatio (Heidelb., 1839). pag 98. 395 Novellae constitutiones imperatorum post Justinianum, quae supersunt collatae et ordine chronologico digestae. Edidit C. E. Zacharia v. Lingenthal. Lipsiae, MDCCLVII. 396 Том V, стр. 186–340, хотя здесь на первом месте стоит μολογα πστεως κατ τν τριν Κεφαλαων Юстиниана и две другия его новеллы, и только тогда уже начинается одна новелла Ираклия от 629 года о преимуществах священства перед гражданскими властями. 397 См. Аф. Синт., V, 513–530. Ср. Συνταγμτιον το Χρισνθου πατριρχου εροσολμων. ν Τεργοβστ τς Ογγροβλαχας, 1715. В каталоге за 1867 год, напечатанном в журн. «Христианское Чтение» (1868, I, 702–727) перечислено также 10 автокефальных церквей, только под VII ошибочно поставлена и Сибинская митрополия, которая тогда уже три года была самостоятельной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010