Между прочим, глубокий исследователь христианской древности, Евсевий Кесарийский (De vita Constantini, lib. I, c. 51) говорит следующее: «языческий царь Ликиний запретил христианским епископам собираться и составлять соборы для совместного совещания о потребностях церкви. Этим он еще сильнее высказал свою ненависть к христианам, ибо если бы епископы продолжали собираться, то нарушили бы этим приказ царя и подверглись бы наказанию, а не собираясь, должны были в свою очередь нарушить церковные законы, так как церковные дела могут получить правильное решение только на соборах и никаким другим порядком ( λλως γρ ο δνατον τ μεγλα τν σκεμμτων δι συνδων κατορθσασθαι)». 740 Название клирики, клир, произошло от Κλρος. Этим словом в Св. Писании обозначается особое призвание, полученное некоторыми от Бога отдельно ( Еф. 1:11, 14 . Кол. l:12) или вместе со многими ( 1Пет. 5:3 ), или также призвание, полученное чрезвычайным сверхъявственным образом ( Деян. 1:17, 25 ). Самое слово означает жребий (sors, Loos), а применение этого выражения в церкви разъяснено Иеронимом в его послании Непоциану: «ministri Dei propterea vocantur clerici, vel quia de sorte sunt Domini, vei quia ipse Dominus sors, id est, pars clericorum est»; считая же первое объяснение более точным, он снова говорит: «duo sunt genera christianorum: est autem unum genus, quod mancipatum divino officio et deditum contemplationi et orationi, ab omni strepitu temporalium cessare convenit, ut sunt clerici, et Deo devoti, videlicet convesi. Κλρος enim graece, latine sors; inde hujusmodi homines vocantur clerici, id est, sorte electi». Августин (in Ps. 67 ) соглашается с этим и ссылается на то «quia Mathias sorte electus est, quem primum per Apostolos legimus ordinatum». В кодексе Феодосия (De episc. 1, 2) сказано: «qui divino cultu ministeria religionis impendunt, clerici vocantur». Cp. номоканон, титл. I, гл. 31 (Аф. Синт., I, 70 и сл.). Упоминая «номоканон», мы понимаем под этим всегда «номоканон в XIV титлов», а когда упомянем какой-либо другой номоканон, то добавим, который именно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Находя незаконным священный сан, полученный за деньги, правило не считает достаточным наказанием для симонита извержение его из сана, потому что в таком случае от виновника отнималось бы только то, что ему и не могло принадлежать по закону, а самое злодеяние оставалось бы без наказания, – правило предписывает также отлучить его и от церковного общения, т.е. налагает двойное наказание: извержение из сана и отлучение от церкви. Точно такому же двоякому наказанию подлежит и продавший святыню, т.е. рукоположивший кого-либо за деньги. Это и есть тот случай, когда правила отступают от принципа не налагать двух наказаний за одно преступление, как об этом было сказано в 25-м Ап. правиле ( Ап. 25 ); но симония превосходит все самые тяжкие преступления, как и получение епископства через посредство мирских властей, о чем говорит следующее Ап. правило ( 30 ). Вот почему правила и налагают двойные наказания за эти преступления. В правиле сказано: «как Симон волхв мною Петром» ( π εμο Πτρου). Так читаем в Афинской Синтагме, из которой мы переводим правила, а то же видим и во всех других греческих канонических сборниках, вследствие чего мы так и перевели. В других некоторых старых сборниках будто бы так стояло: ς Σμων μγως π το Πτρου, вследствие чего Дионисий Малый перевел: sicut Simon magus a Petro (как Симон волхв Петром). Предполагают, что сначала должно было быть π το Πτρου, а изменено было так, как в нашей редакции, некиим, который предполагал, что сами Апостолы составляли эти правила 184 . 180 В Книге правил в примечании прибавлено: «В некоторых рукописях: яко Симон волхв Петром». 182 Isid. Pelusiot. lib. I, ep. 315 [Migne, s. g., t. 78, col. 365]. Cf. Hieron. in Mat. 12, 32 [Migne, s. l, t. 26, col. 81]. Gregor. Magn. epist. lib. V, indict XIII, epist. LIII [Migne, s. l., t. 77, col. 782–785]. 183 Аф. Синт., V, 547. См. “Чин исповедания архиерейского”. Москва 1867. В Синтагме Властара, X, 28, читаем следующее: “Относительно “ставленной пошлины” ( περ κανονικο) и того, что дается по обычаю за рукоположение, хрисовул приснопамятного царя Исаака Комнина определяет, между прочим, и следующее: относительно пошлины, при рукоположении иереев, моя царская власть предписывает сохранить в силе прежнее установление, и епископ, рукополагая их, не должен брать более семи золотых монет (номизм ­­ дукат ­­ ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

(Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 57; Григория нисск. 5). Настоящее правило предписывает епитимью для лиц, которые намеренно убьют кого-либо и в том покаются. Эту епитимью они должны отбывать публично в течение 20 лет, проходя постепенно установленные ступени покаяния, а именно: 4 года на первой ступени, 5 лет на второй, 7 - на третьей, и 4 года на четвертой ступени. Об этих степенях мы говорили в толковании 11 правила I всел. собора (см. m.I, стр.215 и сл.). Подробное описание этих степеней находится и в каноническом Синопсисе а по нему и в Кормчей Примечания 99. Аф. Синт., IV,405. 100. Гл.23 (упом. изд., I,251). См. толкование 11 правила Григория неокесарийского в настоящем издании.  Правило 57. Неволею убивший десять лет да не причастится святых таин. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два лета да плачет, три лета да совершит между слушающими, четыре между припадающими, и год да стоит токмо с верными, и потом приимет святое причастие. (Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56; Григория нисск. 5). В связи с 56 правилом здесь предписывается епитимия для ненамеренных убийц, именно десятилетняя.  Правило 58. Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается святых таин. Распределение же на сии пятьнадесять лет для него следующее: четыре лета да будет он плачущим, пять слушающим писания, четыре припадающим, два да стоит с верными без приобщения. (Трул. 87; анкир. 20; Василия Вел. 9, 21, 34, 37, 39, 77; Григория нисск. 4). Что такое прелюбодеяние, - мы говорили в толкованиях нескольких правил, в частности же в толковании 21 правила Василия великого. Лице, повинное в прелюбодеянии, подлежит пятнадцатилетней епитимии.  Правило 59. Блудник седмь лет да не причастится святых таин: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето да стоит токмо с верными, в осмое допущен будет до святаго причастия. (Василия Вел. 4, 21, 22, 26, 79, 80). Настоящим правилом предписывается семилетняя епитимия для блудников. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

Примечания 54. Аф. Синт., IV,149. 55. Nov.CXVII,9, 5. Правило 22. Имеющих жен посредством похищения, аще обрученных другим отторгли, не прежде подобает приимати на покаяние, разве когда они взяты будут от них, и прежде обручившимся с ними предоставлена будет власть, или взяти их, аще восхотят, или отпустити. Аще же кто похитит необрученную: то надлежит отъяти ее, возвратити родственникам, и предати воле свойственников, будут ли то родители, братия, или иные попечители о девице: и аще соизволят отдати ему, то твердо да будет сожитие: аще же не согласятся, то да не принуждаются. Взявший жену, по растлении ее, или тайном, или насильственном, непременно должен приять церковное наказание блуда. Наказание же блудникам определено на четыре года. В первый надлежит удаляти их от молитв, и плакати им у дверей церковных. Во вторый приимати их к слушанию писаний. В третий к покаянию. В четвертый к стоянию с народом, но удерживати от причастия. Потом допускати их до причащения святых таин. (Ап. 67; IV всел. 27; трул. 92, 98; анкир. 11; Василия Вел. 25; 26, 30, 38, 40, 42, 69). В настоящем правиле говорится прежде всего о тех, кто умычкою (чрез похищение, ) присвоит уже обрученную девицу, а затем о тех, кто похитит девицу свободную, не обрученную. Об этом достаточно сказано в толкованиях параллельных правил, в частности же в толкованиях 27 правила IV всел. собора и 30 правила Василия Великаго. Для таковых св. Василий предписывает, что все они имеют быть подвергнуты епитимии, согласно существующим правилам. Относительно первых, т.е. похитивших чужую невесту, св. Василий предписывает, что их надлежит допускать к покаянию лишь тогда, когда разлучены будут с похищенной ими чужой невестой и когда последняябудет возвращена своему настоящему жениху, который, впрочем, вправе принять таковую или не принять. Относительно же того, кто похитил свободную девицу, св. Василий предписывает, что похищенную девицу надлежит также взять у похитителя и вернуть родителям или опекунам ее, и что они тогда решают, отдать ли или не отдать девицу ее похитителю в жену, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1330...

Примечания: 111. Прав. 1 карф. собора 397 г. 112. Толкование Зонары в Аф. Синт., III,420. Правило 49(60). Да соблюдается древний чин: менее трех епископов, как определено в правилах, да не презнаются довольными для поставления епископа (I всел. 4; VII всел. 3; антиох. 19, 23; лаод. 12; сердик. 6; карф. 13, 15). Из полного текста этого правила, как оно приведено в сербском издании (в переводе с греческого) видно, что в конце IV века в нумидийской церкви соблюдалось правило, предписывающее совершать посвящение (εοο) епископа не иначе, как в присутствии двенадцати епископов Этот вопрос рассматривался на карфагенском соборе 397 г., и так как было найдено, что собрать для посвящения новаго епископа такое число епископов является не всегда возможным, то и решено было, что для этой цели достаточно присутствие трех епископов, вследствие чего и издано было в этом смысле данное правило, принятое в качестве своего отцами карфагенского собора 419 г. Впрочем, следует сравнить толкование 1 правила св. Апостолов. Примечания: 113. Прав. 2 карф. собора 397 г. 114. Этот перевод в русском изложении может быть передан следующим образом: " Сколько епископов должны поставлять епископа. Епископ Оворат и Урбан сказали: поручено нам еще и следующее. Поелику два соседних собрата, епископа из Нумидии, позволили себе поставить одного архиерея, то установите, чтобы епископы поставлялись не иначе, как другими двенадцатью епископами. Аврелий епископ сказал: да хранится старое постановление, чтобы менее трех епископов, как установлено, не было число поставляющих епископа, ибо в Триполи, напр. и в Арзуе варварские народы расположены весьма близко, и кроме того, как знаете, в Триполи всего только пять епископов и возможно, что двое из них часто заняты каким-либо неотложным делом. Притом и трудно, сколько бы их ни было, всем им собраться, тем более, что пользе церкви это и не должно мешать, да и в этой церкви, в которой ваша святыня благоволила собраться, мы часто и почти всякую нелелю имеем хиротонисуемых. Неужели я могу собрать каждый раз двенадцать, или десять, или немного менышее число епископов? Но двух из них соседних легко собрать моему смирению. Поэтому ваша любовь вместе со мною видит, что это (т.е. 12 епископов для посвящения одного) не может быть соблюдаемо " . Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Правило 130(145). Постановлено и сие: когда на состоящих в клире доносители представляют многие обвинения, и одно из них, о котором во первых происходило исследование, не могло быти доказано: после сего, прочие обвинения да не приемлются. (Ап. 74; II всел. 6; IV всел. 9, 21; карф. 8, 19, 30, 128, 129). Данное правило находится в связи с 128 и 129 правилами настоящего собора. - Если кто-либо подаст одновременно несколько жалоб против одного и того же духовного лица, и первая из них, как не имеющая доказательств, будет опровергнута, то, согласно постановлению правила, не должно допустить обвинителя до подачи прочих жалоб. Последнее являлось следствием того, что, по древнему праву, обвинитель давал обычно письменное заявление (), что подвергнется тому самому наказанию, какому должен был бы подпасть обвиняемый, если поданная им жалоба не будет доказана; в таком случае, т.е. в случае неосновательности жалобы, обвинитель считался лишенным чести (ε, infamis) и следовательно не имеющим права подавать на кого бы то ни было жалобы. Если же обвинитель не давал предварительно упомянутого письменного заявления, а жалоба его между тем оказывалась неосновательной, то тогда считался клеветником (υο, calumniator) и ε, следовательно лишенным права подавать жалобы Примечания: 241. Толкование Вальсамона в Аф. Синт., III,599. Правило 131(146). Свидетелей же к свидетельству не приимати тех, от которых положено не приимати доносов: такожде и тех, которых сам доноситель представит из своего дома. Свидетельство имеющего менее четыренадесяти лете возраста да не приемлется (Ап. 75; I всел. 2; II всел. 6; карф. 8, 19, 30, 59, 128-130, 132). Что касается свидетелей против членов клира, то о них упоминается в 75 Апостольском правиле, где говорится, что таковыми не могут быть только еретики, конечно, в делах, не принадлежащих к области гражданского права, так как в последних в качестве свидетелей могут быть допускаемы и еретики, как это видно из 6 правила II вселенского собора, где говорится об обвинителях. Данное карфагенское правило предписывает не принимать в качестве свидетелей против членов клира всех тех лиц, которые лишены права подавать на них жалобы, а таковыми являются все те лица, о которых упоминают 128-130 правила настоящего собора. Ко всему сказанному правило добавляет, что в качестве свидетелей не могут быть приняты те лица, которых обвинитель представит из среды своих домашних и прежде всего из лиц, находящихся с ним в родстве; затем - лица несовершеннолетния, т.е. как говорите правило, не достигшие четырнадцатилетнего возраста. Позднейшим церковно-гражданским законодательством последнее было изменено, чем и должно руководствоваться в настоящее время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

После этого (127) правила в Книге правил находится еще одно правило (142), в котором говорится, что многие епископы жаловались на затруднительность дальнейшего пребывания в Карфагене, вследствие чего на их место были выбраны для собора соответствующие заместители, т.е. возобновляется в главных чертах то, что уже было сказано в предъидущем (141) правиле. Данное правило составленов Книге правил из заключительных слов вступительной речи на следующем заседании настоящего собора, происходившем 30 мая 419 года Примечания: 239. Прав. 19 карф. собора 418 г.; в Кормчей пр.126. В Книге правил изложено сокращенно. Ред 240. Аф. Синт.; III,594-595. Правило 128(143). Положено всеми: поелику в прежних постановлениях соборов есть определения о лицах, от которых не должно приимати доносов на состоящих в клире, но не означено с точностью от каких лиц не должно приимати оных: того ради определяем, яко праведно не приемлется донос от того, кто быв отлучен от общения, еще остается в сем отлучении, клирик ли есть, или мирянин, хотящий доносити. (Ап. 74; II всел. 6; IV всел. 9, 21; карф. 8, 19, 30, 129, 130). В настоящем правиле упоминаются " состоящие в клире " ( - wxot), против которых от известных лиц не должны приниматься жалобы. Среди этих состоящих в клире лиц на первом месте числятся епископы, в силу чего мы можем привести это правило в связь с 8 правилом карфагенского собора, в котором упоминаются только епископы, на которых некоторые лица не имеют права подавать жалоб. В этом последнем правиле (8) воспрещено принимать жалобы на епископов от неблагонравных и опороченных лиц, тогда как в данном (128) правиле последнее воспрещается всем тем, будь то клирики или миряне, которые находятся под наказанием отлучения от церковного общения. В настоящем правиле не сказано, воспрещено ли отлученным вообще подавать какого бы то ни было рода жалобы на состоящих в клире лиц. Между тем последнее определено другим собором, бывшим много раньше карфагенского, а именно-вторым вселенским, И константияополъским первым, который, различая в своем 6 правиле жалобы частного характера от жалоб характера церковного, предписывает относительно первых допустить подавать их на членов клира каждому, не взирая на его веру или общественное положение, потому что, как говорит упомянутое правило, " подобает бо всячески, и совести епископа быти свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какие бы веры он ни был " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Кроме того, по извержении отцами собора Максима и избрании на его место Нектария, отцы западного собора, получив об этом извещение, торжественно отказались признать Нектария и обратились с письмом к императору Феодосию, прося его предписать восточным епископам явиться на собор в Рим для решения вопроса о Нектарии и о Максиме " Удобный случай, - замечает по поводу этого Petrus de Marca, - на который с жадностью (avide) набросились западные епископы с Дамасом во главе, чтобы распространить свою власть и на константинопольскую кафедру " По-видимому, Дамас осудил в начале избрание Максима, по крайней мере об этом можно судить из двух писем, отправленных им Асхолию, епископу фессалоникскому; но впоследствии, когда, ему показалось, что этим случаем можно воспользоваться для поднятия авторитета римской кафедры, он опять перешел на сторону Максима и начал защищать его избрание против Нектария. На востоке поступили в то время сообразно требованию тогдашнего положения вещей, и вместо того, чтобы удовлетворить желание папы и помочь ему в достижении его намерений, епископы собрали сами собор и утвердили избрание Нектария, после чего император отправил своих послов в Рим с тем, чтобы сообщить там решение собора, которое бы они благоволили принять к сведению Следствием этого было то, что Дамас и итальянские епископы, хотя и против води, вынуждены были отречься от своих намерений и признать решение собора Примечания: 90. Gregorii presbyteri de vita Gregor. Nazianzeni. Cp. Vita S. Gregorii theologi [Migne, s.g., t.35, col.244-304]. 91. Gregor. Nazianz., Orat.XXVI (al.XXVIII) [Migne, s.g., t.35, col.1228 и далее]. 92. Sozom., Hist. eccl. VII,9 [Migne, s.g., t.67, col.1436-1440]. 93. Философия циников возникла после смерти Сократа. Ее основателем был Антисфен. В начале последователи этой философии назывались по Антисфену - антисфеновцами, но впоследствии за свой образ жизни ( " за наглость, дерзость и бесстыдство " , см. Аф. Синт. II,177) были названы циниками (киниками - от слова , собака).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1313...

3, 6, 18, 19, 20, 32, 60). Мы уже в 25-м Ап. правиле видели, что подлежит извержению из священного чина каждый, от епископа до последнего церковнослужителя, кто вступит в блудные отношения с какою бы то ни было женщиною. Тем большему наказанию должен подвергнуться тот из клира, кто осквернит посвященную Богу жену, Христову невесту, по выражению правила. Под именем жены (υ) правило подразумевает деву (ο), не вступившую в брак, а посвятившую себя, по словам Василия Великого, добровольно Господу, отказавшись от брака и решившись жить в святости (18 прав.; ср. IV Всел. 16). В толковании 44-го правила Карф. Собора, Зонара называет этих женщин ε ου (посвященные девы, virgines sacras) Их посвящал особенным образом подлежащий епископ (карф. 6) и заботился о них, вверяяих благочестивым женщинам, чтобы жили вместе с ними и утверждались в добродетелях; или же их несколько жили вместе в одном доме под руководительством какой-либо, в летах, почтенной женщины, под строгим надзором подлежащего епископа Обряд посвящения этих дев состоял в молитве и благословении, был отличен от хиротесии (εοε) диаконисс, о которых мы говорили в толковании 15-го правила IV Всел. Собора и еще будем говорить и в толкованиях правил 14-го и 40-го этого Трулльского Собора. Тяжесть наказания, которому подвергаются клирики, осквернившие посвященную деву, показывает, что здесь имеется в виду блудодеяние, совершенное не по вине девицы, и следовательно, тут имели место обман или насилие. Это подтверждается текстом правила, которым для девиц не назначается никакого наказания; между тем как очень тяжелые наказания назначаются, если блудодеяние произошло по их вине (Василия Вел. пр. 18, 60). Мирянин, осквернивший посвященную деву, подлежит отлучению от причастия, согласно этому правилу. Эти канонические наказания приняты были и греко-римским гражданским законодательством, так что, по XXIII новелле Юстиниана, подобные преступления наказываются как уголовные дела Примечания: 27. Аф. Синт., III,410. Ср. Chrysostom., Hom.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Примечания: 226. Архим. Иоанн, упом. соч., II,456-458. Правило 67. Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда (Деян.15:29). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. (Ап. 63; Гангр. 2). О чем говорит это правило, - в главном сказано в 63-м Ап. правиле. А в толковании этого Ап. правила мы уже говорили о главном основании запрещения христианам употреблять в пищу кровь животных; там мы видели и то, какому наказанию подвергаются ослушники этого правила, а именно: духовные лица - извержению, миряне же - отлучению. То же наказание предписывает и это трулльское правило. Некоторые, по словам Вальсамона в толковании этого правила хотя и не употребляли чистой крови, однако приготовляли кушанья с добавлением крови, причем оправдывались, что они соблюдают предписание Св. Писания, ибо не едят просто одну только чистую кровь. Это правило отстраняет такое ошибочное толкование Св. Писания, причем осуждает употребление в пищу крови животных, в каком бы то ни было виде и приготовлении Примечания: 227. Аф. Синт., II,463. 228. Согласно с церковными предписаниями об этом, импер. Лев Философ (886-911) издал одну (58) новеллу, которая предписывает, чтобы подвергались телесным наказаниям и затем ссылаемы были все, которые продавали или ели в каком бы то ни было виде кровь, - подлежащие гражданские начальники, которые не следят за точным исполнением этого предписания, подлежат штрафу в 10 литр золота. Zachariae, Jus gr.-rom., III,152-153. Правило 68. Книги Ветхаго и Новаго завета, такожде святых и признанных наших проповедников и учителей, никому не позволяется повреждати, или изрезывати, или книгопродавцам, или так называемым мироварцам, или иному кому либо предавати для истребления: разве когда от моли, или от воды, или иным образом сделаются неспособными к употреблению. Кто же отныне таковое что либо делающим усмотрен будет: тот да будет отлучен на год. Равным образом таковые книги покупающий, если ни у себя не удержит оных для своей пользы, ни другому не отдаст в благодеяние и для хранения, но оныя повреждати дерзнет: да будет отлучен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010