Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРУСОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ [Ондрусовская, Андреева новая], находилась в Олонецком у. Олонецкой губ., на вост. берегу Ладожского оз., на полуострове. Основана учеником прп. Александра Свирского прмч. Адрианом Ондрусовским в 1-й трети XVI в., не позднее 1533 г., т. к. известна жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича († 1533), выданная обители. В описи 1582 г. именовалась «монастырь Ондрусов, Ондрея нова пустыня». Название восходит либо к имени разбойника Ондруса, принявшего постриг в обители, либо к имени самого прмч. Адриана. Сохранившиеся документальные свидетельства об А. п. крайне скудны. Еще в 1-й пол. XVI в., вероятно по благословению архиеп. Новгородского свт. Макария , в обители были построены церкви: деревянная - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и каменная - во имя свт. Николая Чудотворца, у сев. стены к-рой в 1552 г. были положены обретенные братией нетленные мощи прмч. Адриана. Первые 50 лет пустынь управлялась игуменами, известно имя лишь одного игум. Арсения (между 1582 и 1589). Жалованные грамоты вел. князей Василия III и Иоанна IV Васильевича Грозного , повелевшего в 1546 г. новгородским властям «ругу вместо милостыни давать игумену Ондрусовскому... на 12 братов», а также грамоты царей Феодора Иоанновича , Василия Шуйского , Михаила Феодоровича освободили мон-рь от пошлин, наделив рядом привилегий. В Смутное время мон-рь пришел в запустение. Ок. 1685-1687 гг. на месте А. п. недолго существовала жен. обитель под управлением строительницы Феклы. В 1723 г. А. п. была приписана к Сяндемской пустыни, затем состояла под управлением Александрова Свирского мон-ря , в 1764 г. упразднена. Имущество ее было передано в Свирский мон-рь, богослужение совершалось только во Введенской ц. В 1808 г. трудами игум. Валаамского мон-ря Иннокентия на пожертвования А. С. Сергеева и С. Ф. Чусова началось восстановление А. п., была обновлена и заново освящена Никольская ц., в к-рой стали совершать богослужения священники соседних приходов. В 1817 г. восстановленная А. п. по ходатайству игум. Иннокентия была приписана к Валаамскому мон-рю, откуда в нее перевели 6 монахов, первым строителем пустыни стал иером. Тихон (1817-1820). В 1819 г. А. п. посетил имп. Александр I Павлович , приславший вскоре в мон-рь богослужебные книги и сосуды. При втором строителе - иером. Кирилле (1820-1822) была выстроена деревянная ограда и кельи.

http://pravenc.ru/text/115434.html

Особый интерес Д. вызывало исследование древней истории мон-ря. В 1858 г. стараниями игумена из Васильевского погоста близ Ст. Ладоги на о-в Валаам была перенесена деревянная церковь, построенная валаамскими монахами в 1611 г., приобретались рукописные книги валаамских иноков и др. реликвии. При Д. фонд б-ки пополнялся большим кол-вом книг как духовного содержания, так и посвященных разным отраслям ведения хозяйства, покупались редкие рукописи. В 1847, 1857, 1864 гг. составлялись каталоги книжного собрания. В клировых ведомостях периода настоятельства Д. отмечено, что мн. монахи проходили иконописное послушание, нек-рые обучались в АХ. Д. оказывал покровительство художникам-академистам (среди них - И. Г. Давыдов (1852-1853), М. К. Клодт (1857), И. И. Шишкин (1858, 1859, 1860, 1867, 1878), А. В. Гине и П. П. Джогин (1858-1859), П. И. Балашов (1859), Ф. А. Васильев (1867), А. И. Куинджи (1873). В 1868 г. в АХ был открыт пейзажный класс, в программу к-рого входила обязательная работа с натуры на Валааме. Близкие отношения связывали Д. с ректором АХ проф. Ф. И. Иорданом. Д. оказывал гостеприимство писателям, запечатлевшим Валаам в своих произведениях: Ф. И. Тютчеву (1850), А. Дюма (1858), А. Н. Апухтину (1866), Н. С. Лескову (1872), Вас. И. Немировичу-Данченко (1876). Мон-рь активно помогал продуктами, одеждой, семенами окрестным жителям независимо от их вероисповедания. 9 июля 1868 г. за помощь голодавшим зимой финнам и за содействие Дирекции призрения Д. была объявлена Высочайшая благодарность. В 1870 и 1879 гг. Д. была вынесена благодарность Синода за пожертвования на сооружение церкви в Мегрецком приходе Олонецкого у. и восстановление Сяндемской пуст. 2 нояб. 1879 г. в память об участии в деятельности Об-ва попечения о раненых и больных воинах во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. от Главного управления Российского об-ва Красного Креста Д. получил знак Красного Креста. Игум. Дамаскин (Кононов) на смертном одре. 1881 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов) на смертном одре. 1881 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Трудами Д. мон-рь стал известен в России как один из наиболее благоустроенных. Значительно выросло число братии: в 1852 г.- 172, в 1881 г.- 263 чел. Д. строго следил за исполнением Саровского устава обители. В мон-ре воспрещалось употребление вина и табачных изделий, без благословения игумена запрещалось читать книги, посылать и получать письма, принимать в келье братию, разговаривать насельникам с паломниками.

http://pravenc.ru/text/168712.html

Интерпосёлок. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты Спустя полгода после пожара 25 июля 1885 г. каменная церковь Всех Святых, усердием и трудами настоятеля о. Вениамина с братиею, была восстановлена и 6 февраля 1886 г. освящена. В 1894 г. трудами братии во главе с иеромонахом Антонием в каменной церкви во имя Всех Святых была закончена стенная живопись. Храм украшал великолепный четырехъярусный иконостас с золоченой резьбой и резными колоннами. Но настоящим украшением храма была сделанная в виде гробницы, изукрашенная снаружи бронзовыми и золочеными рельефными головками херувимов, металлическая посеребренная рака, стоявшая над местом захоронения прпп. Геннадия и Никифора. С передней стороны ее была гравированная в золоченом венке надпись: «Св. рака сооружена в благоверное царствование Императора Александра III, Преосвященнаго Павла Епископа Олонецкаго и Петрозаводскаго, настоятелем Вениамином, сотрудником иером. Геннадия, на пожертвования благотворителей; освящена о. протоиереем Кронштадтского Андреевского собора Иоанном Ильичем Сергиевым 1892 г.». Каждый воскресный и праздничный день перед этой ракой совершались братские молебные пения. http://vazhe.info/?page_id=8 Храм во имя святых преподобных отцов Никифора и Геннадия Важеозерских чудотворцев был построен в 1858 году. Был отремонтирован в 1990-х гг., освящен во имя Всех Святых. ...Мощи преподобных Геннадия и Никифора нетленно почивают в гробнице, над которой издавна выстроена была часовня. Почтение к памяти и останкам преподобных было велико у всех окрестных жителей. В начале 17 века, во время смутного времени на Руси, бродившие везде поляки разграбили и опустошили и эту обитель. Иноки были изгнаны, а имущество, записи и книги, хранившиеся в ней, были или уничтожены или захвачены (тогда исчезли и подробные жития свв. Геннадия и Никифора). Но затем, по миновании опасности от поляков, при помощи Божией и заступлении свв. угодников, обитель снова была восставлена и приписана к Сяндемской пустыни (1723 г.).

http://sobory.ru/article/?object=05445

67-й алфавитный том «Православной энциклопедии» появился в продаже В том вошли статьи на буквы " С " и " Т " МОСКВА. Появился в продаже 67-й алфавитный том «Православной энциклопедии». В новом томе завершается публикация статей на букву «С» и начинается публикацию статей на букву " Т " . Открывает настоящее издание статья о Суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре и завершает том статья о текстологии библейской.  Содержание тома отличается разнообразием. В нем активно представлена странноведческая тема, в частности том содержит статьи о Таджикистане, Таиланде, Танзании, Сьерра-Леоне и Суринаме. 67-й том содержит многочисленные материалы о православных епархиях, в также о регионах России, в частности о Сумской и Ахтырской епархии, Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии Румынской Православной Церкви, Сызранском викариатстве, Сызранской и Шигонской епархии, Сурожской епархии, Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии,  Таганрогском викариатстве, Таллинской епархии и Таллинском викариатстве, Тамбовской и Рассказовской епархии (к этой статье примыкает материал о Тамбовской области),  Тарусском викариатстве,  Тверской и Кашинской епархии, Тверской области, Татарстане, Ташкентской и Узбекистанской епархии.  Тема ислама достаточно широко представлена в томе,  так в обширной статье о суфизме рассказывается о концепции аскетического ухода от мира, истоках суфизма, стоянках и состояниях суфийского пути, " вкушении божественных истин и снятии завес " ,  суфийской философии и метафизике.  Том также содержит статьи о сунне и суннитах, основателе джариритского мазхаба Абу Джафаре Табари. Представлены в 67-м томе также статьи об индуизме (Сурья, сутры, тапас, Тара) и буддизме (сутта-питака).  Статьи " Талмуд " , " Танах " и " таргумы " развивают тему иудаизма.  Возвращаясь к православной аскезе, следует отметить многочисленные статьи о монастырях, в частности Суздальском Покровском монастыре, где упокоились многие подвижники и между прочим две жены Ивана Грозного, а также представители рода Горбатых, Пожарских, Скопиных-Шуйских, Шуйских, Басмановых, Нагих, Сабуровых, древнем монастыре Сумела, по преданию основанном при Феодосии Великом, Суморине Преображенском монастыре в городе Тотьма, основанном по челобитной солеваров,  " утвержденной " Иваном Грозным.  В 67-й том также вошли статьи о Супрасльском Благовещенском монастыре Польской автокефальной Православной Церкви, основанном магнатом Александром Ходкевичем после освобождения из татарского плена, Сургутском в честь иконы Божией Матери " Умиление " женском монастыре,  Сурском во имя апостола Иоанна Богослова женском монастыре, монастыре Сучевица, сыгравшем важную роль в истории Молдовы, Сямском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре и Сяндемском в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре. 

http://sedmitza.ru/text/10195406.html

Кукшегоры. Церковь Серафима Саровского. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Серафима Саровского Год постройки:приблизительно 1901 - 1915. Адрес: Республика Карелия, Олонецкий район, д. Кукшегоры Координаты: 61.21948, 32.71251 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Восстановление храма во имя преподобного Серафима Саровского (начало XX века) в деревне Кукшегора, Олонецкий район, республика Карелия происходит благодаря усилиям Сяндемского Успенского женского монастыря и лично Игумении Варвары (Ивановой). В 1910-е годы началось строительство храма в начале главной улицы деревни, на самом высоком месте. Церковь была видна со всей округи. Рядом находятся зажиточные дома, сохранившиеся до наших дней, которые сейчас являются памятниками культуры Карелии. В 1930-х годах церковь закрыта. В 1950-х годах церковь переоборудована в клуб и библиотеку. В 1980-х годах клуб закрыт, здание заброшено. В 2015 году здание возвращено Церкви. В 2016 году разобрана сгнившая часть здания, укреплены фундаменты, сделана часть кровли. В 2017 году внутри церкви сделаны полы и обшита вагонкой алтарная часть. Установлена памятная доска с именами репрессированных в 1937-1938 гг. жителей деревни. В 2018 году установлены оконные блоки. В 2019 году планируется создание иконостаса. Создан проект реконструкции церкви. http://vk.com/kukshegora Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=53535

Сяндеба. Сяндемский Успенский женский монастырь. Церковь Двенадцати апостолов. Карта и ближайшие объекты Сяндемский Успенский женский монастырь. Церковь Двенадцати апостолов Священный Синод Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря. В начале 2010-х годов в северной части территории монастыря возведена церковь Двенадцати апостолов. Это клетская церковь современной постройки. http://syandema.cerkov.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36322

Владыка Афанасий был истинным воплощением смирения В православной аскетической традиции смирение называется матерью всех добродетелей. В то время как мы в большинстве своем не воспитываем в себе смирение и даже порой не можем дать ему точное определение, владыка Афанасий был его истинным воплощением. Каждый, кто хоть раз видел Его Преосвященство, может засвидетельствовать, что он всегда ставил других выше себя (иногда к моему сожалению). При первой нашей встрече с ним епископ Афанасий повез меня, чтобы показать одну из своих миссий. Владыка посадил меня на переднее сиденье своей машины, а сам, сильно сгорбившись, еле-еле втиснулся с тремя другими людьми и козой на заднее сиденье. Кем бы вы ни были, вы точно знали, что владыка Афанасий в прямом смысле положил свою жизнь за свою любимую паству. Фото: Orthodox Africa Истина православного христианства распространяется через любовь и жертву – так было и так будет всегда. И каждый раз, когда вспоминаю жизнь преосвященного Афанасия, я вспоминаю любовь и жертву, изливавшиеся из поистине смиренного сердца. Недавно вышел документальный фильм о Православной Церкви в Конго, в котором были приведены последние слова одного из выдающихся православных миссионеров на африканском континенте недавнего времени, отца Харитона (очевидно, имеется в виду архимандрит Харитон (Пневматикакис). – Д.Л. ): «Непрестанно “звоните” в “колокола” православного христианства в каждом уголке Африки» . Епископ Афанасий, как истинный миссионер, внял этому завещанию и громко «звонил в колокола» Православия во многих местах по всей территории «Черного континента», а особенно в епархии, в создании которой Господь призвал его принять участие. Он громко «звонил в колокола» Православия по всей территории «Черного континента» Благодаря его трудам и усилиям тех, кто трудились до него, сегодня безмерное число тронутых его любовью и жертвенностью людей по-новому «зазвонят в колокола Православия» на африканской земле. Что касается меня, я не сомневаюсь, что Его Преосвященство сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 7–8).

http://pravoslavie.ru/118648.html

5:4). Сын и брат мой, тебя Бог призвал от утробы твоей матери, и я от многих слышал о тебе; да будешь ты отныне отцом и Игуменом братии, собранной Богом в обители Святой Троицы». Но Преподобный Сергий отказывался, указывая на свое не достоинство, на что Афанасий, исполнившись благодати Святого Духа, отвечал: «Возлюбленный! Все духовные дарования ты приобрел, а послушания не имеешь». Тогда отец наш Сергий поклонился и произнес: «Как Господу угодно, так пусть и будет, благословен Господь во веки!» — и все присутствовавшие сказали: «Аминь!»    Святитель Афанасий повелел клирикам идти в святой алтарь, сам же взял блаженного Сергия и вошел с ним в святую церковь. Там епископ облачился в богослужебные ризы и повелел блаженному Сергию произнести Символ святой веры: «Верую во Единого Бога...» После этого Сергий преклонил голову, святитель крестообразно осенил его и, сотворив молитву посвящения, поставил его в иподиакона, а затем в диакона, потом Афанасий совершил Божественную литургию, и они вместе причастились Божественного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день святитель рукоположил Сергия в священнический сан и повелел ему совершить святую литургию и своими руками принести Бескровную Жертву. Преподобный отец Сергий исполнил все повеления со страхом и духовной радостью.    После литургии наедине епископ Афанасий наставил Преподобного в правилах апостольских и святоотеческом учении о том, что нужно для исправления и спасения души, и беседовал с ним так: «Следует тебе, возлюбленный, как говорит апостол, сносить немощи бессильных, а не себе угождать. Каждый ближнему во благо к назиданию должен угождать (Рим. 15:1—2). И в Послании к Тимофею Павел говорит: »Это передай верным людям, которые были бы способны и других научить« (2 Тим. 2:2) и еще »Носите друг друга бремена и таким образом исполните закон Христов« (Гал. 6:2). Поступая так, ты спасешь и себя, и живущих с тобой». Сказав это и наделив Преподобного духовными дарами, епископ по-христиански поцеловал и отпустил его — истинного Игумена, пастыря, сторожа и врача духовной братии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

17 . Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои и проч. Другая причина терпения Давидова. Т.е. потому я так терплю, что с твердою уверенностию в спасении рех, т.е. просил, молил Тебя, Господи, дабы не злорадствовали враги мои, дабы не сделаться мне их посмешищем; и внегда подвижатися ногам моим, – когда колебались ноги мои на пути добродетели на мя велеречеваша, – по бл. Феодориту, «чтобы поражение мое не обратилось для врагов в повод к их высокомерию». Св. Афанасий: «надмеваться надо мною подал им повод грех, поколебавший ноги мои». С Евр.: «И я сказал: да не восторжествуют надо мною (враги мои); когда поколеблется нога моя, они величаются надо мною». 18 . Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Раны 250 – наказания, болезнь – страдание 251 , скорбь. Третия причина терпения. Т.е. потому я терплю злоречия врагов, что всецело предал себя воле Божией, врачующей меня несчастиями, а решимость эта во мне от того, что болезнь моя предо мною есть выну, – т.е. чувство скорби о грехе моем всегда присуще мне. – «Грех соделал меня достойным ран. Посему подвергаю себя наказаниям, ибо желаю уврачевания от болезней, которыми мучит меня грех» (Бл. Феод.). «Исповедует, что с готовностию приемлет наказание, обращающее на добрый путь» (Афанасий). 19 . Попекуся о гресе моем, т.е. позабочусь, постараюсь загладить грех мой. Св. Афанасий: «Для сего-то и делаюсь обвинителем самого себя, и приложу все попечение – возвратить себе здравие». С Евр.: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем». 20 . С Евр.: «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящии меня безвинно». 21 . Оболгаху мя, зане гонях благостыню. Т.е. за то и позорят меня, клевещут на меня, что я преследовал, т.е. старался делать одно добро. С Евр.: «И воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру». 22 . С Евр.: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня». 23 . С Евр.: «Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой»! 247 Лядвия φυαι – чресла. Vulg: lumbi. Так в Комплютен. издании LXX; но в других изданиях тех же LXX, напр. в Римском: ψυχη – душа. Так читают: Симмах, св. Амвросий Медиол., бл. Августин. Так в древних Латинских и Ефиопских Псалтирях. См. у Калм.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

(1) Слова Оригена : Я, хотя Бог и внял мне, по безумию моему не чувствую, что Он внял мне. Но кто простерся вперед и сделал уже успех, тот не бесчувствен в отношении ко вниманию или отвращению Божию. Потому-то и говорит: Ты внял мне, а в другом месте: для чего отвращаешь лице Твое от меня? Слова Афанасия и Евсевия: Псалом этот учит Идифума не думать, что Бог отстоит далеко от вопиющих к Нему, но что Он близок призывающим Его и что в тесных обстоятельствах должно прибегать к одному Богу и у Него находить утешение. Потому-то и в начале (псалма) говорит: голосом моим к Богу, и Он внял мне. Пс.76:3 .  В день скорби моея Бога взысках Речение: «взысках», выражает прилежное, усильное искание: я, говорит, искал Тебя, Господи, всем сердцем моим, чтобы Ты помог и утешил меня в скорби моей (1). (1) Слова Афанасия: Такая, говорит, скорбь окружила душу мою, что не только в продолжении дня занимаюсь молитвами, но и ночное время провожу в том же занятии. Рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых здесь подразумевается общий глагол: взыскал. Как же искать Бога? Руками, говорит, то есть, когда кто простирает руки свои в молитве, по словам Симмаха, притом в ночное время, когда т. е., по словам Феодорита, бывает тишина и свобода. Далее: пред Богом, т. е. пред тем, Который видит все. Некоторые под руками разумеют действия, под ночью – скрытность от людей, то есть, я взыскал Бога посредством добродетельных действий и скрытно, – так что не приметил сего ни один человек. Посему взыскав Бога таким образом, в надежде, что найду Его помощником себе, я не обманулся надеждою моею, и, по словам Афанасия, не напрасно трудился, т. е. не лишился желаемаго, но получил Его, как плод молитвы, по словам Феодорита (1). Слова сии приличны и народу иудейскому на время возвращения его из Вавилона в Иерусалим, и каждому христианину избавленному от опасностей (2). (1) Некоторые прилагают сии слова Давида к осязанию Фомы: осязав рукою бок Спасителя, он не обманулся, но удостоверился, что Он есть Господь и Бог его, и не кто другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010