Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Афанасий Сяндемский. Литография П.Ф. Бореля. XIX в. Афанасий Сяндемский [Сямженский] (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в субботу между 31 окт., 6 нояб.- в Соборе Карельских святых и 7 авг.- в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Сяндемской в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь О жизни преподобного известно из сказаний, собранных Е. В. Барсовым и игум. Дамаскином (Кононовым) в монастырских архивах Олонецкого края. Существовала древняя традиция отождествлять А. С. с Афанасием, учеником и сотаинником прп. Александра Свирского , присутствовавшим при явлении прп. Александру Пресв. Богородицы, к-рое случилось за неск. лет до преставления прп. Александра ( 1533). Прп. Александр рассказал о чуде Иродиону (Кочневу), позднее составившему житие преподобного, будто бы со слов своего ученика Афанасия (РГБ. Унд. 1253. Л. 183об.-186). Барсов и архим. Никодим (Кононов) предполагали, что А. С. был одним из наиболее юных учеников прп. Александра и пришел к нему в Александров Свирский мон-рь приблизительно в кон. 20-х гг. XVI в. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сяндемской пуст. Литография П. Ф. Бореля1855 г. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сяндемской пуст. Литография П. Ф. Бореля1855 г. Кто были родители А. С., неизвестно. В XIX в. в Сяндемской пуст. хранился древний монастырский синодик, в к-рый был вписан род «игумена Афанасия, начальника Сяндемския пустыни», в числе первых в нем упомянуты имена Алексия, Иоанна, монахини Анны, Агафии ( Дамаскин. С. 21-22). Согласно преданию, после преставления прп. Александра Свирского А. С. ушел в Валаамский мон-рь , где начинал свой монашеский подвиг прп. Александр Свирский. Пробыв здесь нек-рое время, он вернулся на олонецкий берег Ладожского оз. В 30 верстах от г. Олонца на перешейке между Сяндемским и Рощинским озерами А. С. основал Сяндемскую пуст., впервые упоминаемую в тарханной грамоте Новгородского архиеп.

http://pravenc.ru/text/77032.html

15.00-16.30. Программа, посвященная памяти старца Гавриила (Ургебадзе). Показ фильма «Диадема старца», встреча с автором Константином Церцвадзе. 16.30-17.00. Православный кинотеатр представляет. Показ фильмов о Сяндемском Успенском женском монастыре Петрозаводской и Карельской епархии (Афанасьево-Сяндебская пустынь). 17.00-18.00. Выступает автор-исполнитель Федор Борковский. Прозвучат песни из альбома «Семья», посвященного 100-летию подвига Царской семьи. 18.00-18.30. Православный кинотеатр представляет документальный фильм «Блокада». К 75-летней годовщине снятия блокады Ленинг рада. 30 января 11.30-12.15. Православный кинотеатр представляет документальный фильм «Карелия православная». 12.00-12.30. Молебен с акафистом перед образом свв.прпп. Серафима Саровского и Гавриила Самтаврийского. 12.15-13.00. Паломничество по святым местам Карелии. Программа паломнической миссии «Преображение». Рассказ о Сяндемском Успенском женском монастыре. 13.00-14.30. Проект «Здоровье православному человеку». «Основы здорового питания: доступные продукты, для ежедневного рациона». Черняева И.И., к.б.н., микробиолог. 14.30-15.15. Встреча-концерт руководителя ансамбля «Корела» Елены Ведайко. Кантеле и йоухикко-история возникновения карело-финских инструментов, традиции, техника игры, исполнение. 15.30-15.50. Программа издательства «Царское Дело»: презентация нового издания - книги русского генерала, общественного деятеля и историка А.Д. Нечволодова «Сказания о Русской Земле». Ведущий Сергей Астахов. 15.50-16.30. Встреча с художником-реставратором И.И.Веселкиной. Реставрация древних икон и уход в домашних условиях. Часть 1. 16.30-17.00. Видеопрезентация проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Встреча с волонтерами. 17.00-17.30. Православный кинотеатр представляет. Показ фильмов о Сяндемском Успенском женском монастыре Петрозаводской и Карельской епархии (Афанасьево-Сяндебская пустынь). 31 января 11.30-12.00. Православный кинотеатр представляет документальный фильм «Александро-Невский кафедральный собор Петрозаводска».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/22/so...

Темой мероприятия стала православная Карелия. Почетный участник выставки-форума - Сяндемский Успенский женский монастырь Петрозаводской и Карельской епархии. Гости форума узнают о становлении православной веры на Карельской земле, святых подвижниках, известных и малоизвестных храмах и монастырях, о служении их просветительно-миссионерским целям в Карельском крае. На один из дней Форума, 31 января, приходится день памяти св. прп. Афанасия Сяндемского, основателя Сяндемского Успенского женского монастыря. Будет отслужен праздничный молебен с акафистом, пройдет программа памяти преподобного. Все дни мероприятия насыщены событиями: пройдут тематические лекции, беседы, музыкальные программы, встречи, кинопоказы. Насыщенную и яркую программу организуют координаторы проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» (филиал в Санкт-Петербурге). Состоятся встречи с волонтерами, показы фильмов о прошедших экспедициях, телемост с сотрудниками музея-заповедника «Кижи» на тему «Деревянное зодчество Русского Севера. Традиционное плотницкое искусство». Все желающие смогут записаться в экспедиции по спасению погибающих деревянных храмов на русском севере. Во все дни гости Форума имеют возможность прикоснуться к истории Грузинской Православной Церкви и почтить память великого старца Гавриила (Ургебадзе,+1995 г.), чье 90-летие со дня рождения верующие отмечают в 2019 году. Православная делегация привезет святыни из Грузии, а именно: икону святого старца Гавриила (Ургебадзе) и прп. Серафима Саровского, ковчег со святынями грузинского старца. Духовное чадо отца Гавриила, автор фильмов о старце, журналист Константин Церцвадзе проведет цикл встреч и кинопоказов, посвященных удивительному грузинскому святому нашего времени. В часовне ежедневно будут совершаться молебны прписп.Гавриилу Самтаврийскому, в кинозале пройдут показы документальной хроники, сохранившей образ отца Гавриила и воспоминания духовных чад; также в редкой аудиозаписи прозвучит его голос. В программе запланированы встречи с художником-реставратором И.И.Веселкиной на тему «Сохранение и реставрация древних икон, уход за ними в домашних условиях», программа издательства «Царское Дело»: презентация нового издания - книги русского генерала, общественного деятеля и историка А.Д. Нечволодова «Сказания о Русской Земле»; поэтические и музыкальные встречи.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/26/pr...

Преподобный Афанасий Сяндемский (+ 1550) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 18 янв. Прп. Афанасий Сяндемский полагал начало иноческого жития на Валааме под руководством прп. Александра Свирского (память его 30 авг.) и последовал за ним на берега реки Свири. Здесь он был свидетелем явления прп. Александру Пресвятой Богородицы. По кончине своего наставника прп. Афанасий удалился в непроходимые Карельские леса и поселился вблизи города Олонца на перешейке, соединяющем Сяндемское и Рощанское озера. Место это поражает своей красотой. За ним последовали некоторые из учеников прп. Александра, поставили часовню и вокруг нее восемь келий. Так было положено начало Сяндемскому Успенскому монастырю, существовавшему до наших дней. Одно время неприятности от жителей города Олонца заставили преподобного на краткое время покинуть возникающую обитель. Он был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но в том же году вернулся в свою обитель. Ей была дарована пахотная земля, и по уставу преподобного Афанасия братия должны были питаться трудами рук своих, в чем настоятель сам подавал пример. В двадцати верстах от его обители находится Ондрусовский монастырь прп. Адриана (память его 17 мая), друга прп. Афанасия, тоже выходца валаамского. Оба подвижника часто посещали друг друга. Вся местность эта изобилует воспоминаниями о них. Так, например, в деревне Тулоксе есть церковь святителя Николая, основание которой было предсказано прп. Афанасием. На берегу реки Сяндемки стоят два каменных креста, благословение ему валаамских старцев: по преданию, эти кресты приплыли за ним по воде против течения. Последние годы своей жизни прп. Афанасий провел в строжайшем уединении на Святом острове на Сяндемском озере. Погребен он на Рощанском озере, и на могиле его воздвигнута церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. В XVIII в. монастырь погорел, причем погибли все письменные памятники его времени. При возобновлении обители были обретены нетленные мощи прп. Афанасия, с четками и разрешительной молитвой в руках, и были погребены вновь в той же могиле. В монастыре до наших дней хранились две иконы прп. Афанасия: одна изображала его во весь рост, другая — явление ему и прп. Александру Свирскому Пресвятой Богородицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436811/

В переводе с карельского название «Сяндема» означает «Святая Земля» Игумения Варвара (Иванова) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Еще этот край называют Северной Фиваидой. Богомольцы, стремившиеся к отшельническому монашескому житию, уходили на север, совершали свои духовные подвиги и проповедовали христианство жившим на севере языческим народам. В каноне Всем святым, в земле Российстей просиявшим, есть такие слова: «…красуйтеся пустыни и дебри Олонецкие, Белозерские и Вологодские, возрастившия святое и славное отец множество, чудным житием всех наставляющее миру не прилеплятися, крест свой на рамена взяти и во след Христу шествовати». В XVI веке преподобный Афанасий Сяндемский, который входит в сонм святых земли Карельской, основал Сяндемскую мужскую пустынь. Из немногочисленных сведений о святом чудотворце можно с достоверностью судить, как складывались у него отношения с местными жителями. Эти факты описаны в Тарханной грамоте от 1 марта 1577 года архиепископа Новгородского Александра. Преподобный Афанасий являлся бывшим игуменом Александро-Свирского монастыря, жил в одиночестве, в диком лесу за 20 верст от Олонца. Пустынь ему дали построить олончане, но потом оклеветали его и выгнали из устроенного уже монастыря, где подвижник поставил часовню Святой Троицы и восемь келий для пришедшей братии. Только через 20 лет после своего изгнания, в 1577 году, преподобный возвратился на прежнее место и стал возрождать обитель. А в наши дни здесь возрождается Сяндемский Успенский женский монастырь, с настоятельницей которого игуменией Варварой (Ивановой) мы беседуем о его прошлом и настоящем. Чудесное возвращение иконы в монастырь Матушка, в 2009 году владыка Мануил (Павлов), возглавлявший тогда Петрозаводскую и Карельскую кафедру, благословил Вас возрождать эту древнюю обитель, от которой не осталось ни храмов, ни строений, ни даже фундаментов. Что придавало силы на первом этапе становления?      Действительно, от многовекового монастыря не осталось никаких видимых признаков его бытия. Вся его территория заросла лесом и кустарником, которые на протяжении еще долгого времени предстояло пилить и вырубать, корчевать и убирать огромные пни. А силы придавало осознание того, что где-то здесь находятся мощи святого преподобного Афанасия Сяндемского, почивающие под спудом некогда стоявшего храма. Кроме того, последовал ряд событий, которые укрепили и знаково поддержали, указывая на явное присутствие Божие на этом месте и заступничество Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/136919.html

Сяндемский Успенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий храм, Сяндемский Успенский женский монастырь Сяндемская успенская пустынь (Свято-Успенский женский монастырь, в дореволюционных документах встречалось также наименование — Афанасьево-Сяндебская пустынь) — женский (с 1909 года) монастырь Русской Православной Церкви, расположенный вблизи села Сяндеба Олонецкого района Республики Карелия, у озёр Рощинское (Банное или Кюлюярви) и Сяндебское. Содержание История [ править править код ] Обитель основана во второй половине XVI века учеником преподобного Александра Свирского  — преподобным Афанасием Сяндебским по благословению новгородского архиепископа Пимена и была мужской. Первоначально на берегу озера Сянзе (Сянде или Сяндебского) им была выстроена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы и 8 келий, где жили 10 монахов Местные жители, вначале недовольные появлением монастыря, пожаловались архиепископу, что якобы Афанасий Сяндебский построил монастырь на землях новгородского архиерейского дома, и на время он ушёл из обители в Александро-Свирский монастырь . В 1577 г. обитель получает жалованную грамоту митрополита новгородского Александра, которая закрепила землю за монастырем и Афанасий Сяндебский вернулся обратно в монастырь, где прожил до своей смерти и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Во время Ливонской войны в 1582 г. монастырь подвергся нападению шведов — была сожжена Троицкая церковь и убит игумен. Утварь и колокола старцы монастыря успели утопить в озере. В 1592 г. во время управления монастырем Никандром митрополит Великолуцкий и Новгородский Варлаам подтвердил своё особое покровительство монастырю и его права на земли. Согласно писцовых книг 1619—1620 гг. в Троицком Сяндемском владычном монастыре имелось три кельи, в которых проживали один чёрный священник и два старца. В 1628—1629 гг. в монастыре были заново отстроенная Троицкая церковь и три кельи, в которых проживали строитель монастыря Иосиф и семь старцов, а также скотный двор.

http://azbyka.ru/palomnik/Сяндемский_Усп...

Сяндеба. Сяндемский Успенский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1610 и 1620. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Карелия, Олонецкий район, деревня Сяндеба. Координаты: 61.156737, 32.781487 Проезд: Поездом до станции «Лодейное Поле» или до станции «Петрозаводск». Далее можно добраться на рейсовом автобусе или на такси. Рейсовым автобусом из Санкт-Петербурга с автовокзала и Северного автовокзала доехать до г. Олонец. Из Олонца автобусом в Петрозаводск, а также из Петрозаводска до д. Ну ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Поездом до станции «Лодейное Поле» или до станции «Петрозаводск». Далее можно добраться на рейсовом автобусе или на такси. Рейсовым автобусом из Санкт-Петербурга с автовокзала и Северного автовокзала доехать до г. Олонец. Из Олонца автобусом в Петрозаводск, а также из Петрозаводска до д. Нурмалицы или д. Новинки. Остановки по требованию, поэтому надо заранее согласовать с водителем, и будут осуществляться на федеральной трассе (М18/Е105). Далее только пешком или на попутном транспорте около 19 км. Личным транспортом можно проехать через д. Нурмалицы или д. Новинки. Через д. Тулокса и п. Ковера дороги в монастырь нет. Со стороны Ленинградской области - по федеральной трассе М18/Е105, свернуть налево по указателю " Нурмалицы " , далее по асфальтированной дороге до д. Нурмалицы. Со стороны Петрозаводска - свернуть направо по указателю " Новинки " на проселочную дорогу, которая долгое время будет идти через лес, затем она выйдет в д. Нурмалицы. В Нурмалицах проехать всю деревню (дорога будет подниматься на холм) к указателю с надписью " Сяндеба, Тенгусельга " . Далее дорога грунтовая, до монастыря около 15 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сяндемский Успенский женский монастырь находится примерно в 150 км от города Петрозаводска. Обитель, основанная в XVI веке учеником преподобного Александра Свирского преподобным Афанасием Сяндебским по благословению новгородского архиепископа Пимена, была мужской. За время своей многовековой истории монастырь не раз подвергался запустению, но всякий раз возрождался. Вот и теперь монастырь отстраивается заново, Успенская Сяндемская пустынь возрождена как женская обитель. В журнале заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года имеется запись: «В связи с прошением Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила благословить открытие Сяндемского Успенского женского монастыря деревни Сяндеба Олонецкого района Республики Карелия и назначить монахиню Варвару (Иванову) на должность настоятельницы (игумении) этого монастыря».

http://sobory.ru/article/?object=30786

Сяндеба. Сяндемский Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XVI веке ученик прп. Александра Свирского прп. Афанасий Сяндебский основал на берегу о. Рощинское мужской монастырь. За свою многовековую историю обители предстояло пережить периоды расцвета и упадка. В 1909 году пустынь была обращена в женский монастырь с назначением его для служения просветительно-миссионерским целям в Карельском крае. При советской власти в Сяндемской обители был организован совхоз им. Ленина. Деревянную Успенскую церковь (1913) разорили, здание каменного храма во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских (1865), было разрушено в годы Великой Отечественной войны. От монастырских церквей не осталось даже фундаментов. Сяндемская обитель не раз подвергалась запустению, но всякий раз возрождалась. Так произошло и в этот раз. В 2009 году на территории бывшей обители был установлен Поклонный крест, Чин освящения которого совершил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил. 27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря и назначил монахиню Варвару (Иванову) на должность настоятельницы (игумении) обители. За минувшее время построены и освящены храм во имя Святой Живоначальной Троицы и часовня во имя св. пророка Иоанна Предтечи. Возведены здания монашеского келейного корпуса и хозяйственного назначения, келейные домики, подъездные дороги.  Строительство каменного Успенского храма было начато в августе 2013 года. Он был возведен по сохранившимся фотографиям утраченной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла. Вероятно, этот храм был построен в 1865 году по проекту из альбома образцовых проектов церквей, разработанных Константином Тоном. По такому же проекту были возведены храм во имя святого Алексия, человека Божиего, в Великой Губе и церковь во имя Всех Святых в Муромском монастыре. 28 августа 2017 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил великое освящение и первую Божественную Литургию в главном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы Сяндемского женского монастыря. 5 ноября 2017 года паломники из г. Кронштадта доставили икону святого праведного Иоанна Кронштадтского, специально написанную для Сяндемского Успенского женского монастыря. На образе содержится дарственная надпись: «На молитвенную память от прихожан кронштадтского Крепостного собора Владимирской иконы Божией Матери в лето 2017 от Рождества Христова». http://eparhia.karelia.ru/syan11a.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=30835

Подписан договор о сотрудничестве между Петрозаводской епархией и Министерством здравоохранения Карелии 26 июня 2020 г. 16:05 26 июня 2020 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил освящение часовни во имя иконы Божией Матери «Всецарица» при Центре паллиативной медицинской помощи в городе Петрозаводске. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Петрозаводского епархиального управления иерей Константин Павлюченко и благочинный Центрального округа Петрозаводской епархии протоиерей Вадим Антипин. За богослужением молился министр здравоохранения Республики Карелия М.Е. Охлопков и сотрудники Центра паллиативной медицинской помощи. По окончанию освящения глава Карельской митрополии обратился к присутствующим с архипастырским словом. За вклад в дело создания часовни министр здравоохранения Республики Карелия М.Е. Охлопков, главный врач Центра И.Н. Воробьев и заместитель главного врача по административно-хозяйственной части И.В. Комаров были удостоены архиерейских грамот. В дар часовне владыка Константин передал икону преподобного Афанасия Сяндемского. В ответном слове М.Е. Охлопков поблагодарил Его Высокопреосвященство за помощь и активное сотрудничество в деле защиты здоровья граждан и наградил его почетной грамотой министерства здравоохранения РК. Затем состоялась подписание договора о сотрудничестве между Петрозаводской епархией и Министерством здравоохранения Республики Карелия. Соглашение призвано содействовать улучшению взаимодействия Церкви и государства в области охраны здоровья и благотворительности, взаимной помощи при подготовке новых кадров, более интенсивной работе в сфере распространения информации о здоровом образе жизни, выработке ответственного отношения у населения к проблемам донорства крови и профилактике абортов в республике. В окончании визита в Центр паллиативной помощи митрополит Константин осмотрел новые палаты для пациентов. Информационный отдел Петрозаводской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В духовном завещании Подвижник писал: «Братии моей приказываю жить в любви о Христе и отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собой и не считаться ни в чём»... 89 Высокая духовная жизнь Преподобного многих притягивала к себе и содействовала распространению и утверждению христианского благочестия. Усердным учеником и добрым сподвижником святого Александра, ещё в дни пребывания его в Валаамской обители, а затем и на берегах реки Свири, был святой Афанасий Сяндемский. После же кончины преподобного Александра с его прижизненного благословения святой Афанасий ушёл в леса Карелии и на холме перешейка двух озёр Сяндема и Рощинского (в 22 верстах от тогдашнего уездного города Олонца и в 152 от губернского города Петрозаводска) построил для себя хижину и положил начало Сяндемской Успенской обители 90 . Последние годы жизни святой Афанасий провёл в полном уединении на одном из островов Сяндемского озера, который получил название «Святой» 91 . Преставился святой Афанасий «в своей пустыне и погребён на одном из мысов Рощинского озера, где потом (в 1720 г. – К.С.) над могилой его сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских » 92 . К сожалению, нашествия в XVII столетии литовцев и шведов уничтожили письменные свидетельства о трудах Преподобного. Имеются лишь отдельные заметки. Так, в историческом описании Сяндемской Успенской пустыни обращается внимание на две великие христианские добродетели, присущие святому Афанасию – это смиренномудрие и послушание, и говорится, что именно эти добродетели приблизили Преподобного к святому Александру, сделали любимейшим учеником Свирского подвижника и удостоили его быть свидетелем благодатного явления своему учителю Божией Матери 93 .А если так, то эти добродетели охватили всё существо Преподобного и значит исполнены в совершенстве. Далее, там же отмечается, что Преподобный, будучи наставником нового братства, «для собственного же научения имел частые духовные беседы с преподобным Адрианом Ондрусовским, валаамским схимонахом» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010