Станислав Говорухин: от Высоцкого до легенды Памяти великого режиссера 15 июня, 2018 Памяти великого режиссера “Место встречи…”, “Десять негритят”, первый советский боевик и эпос нового времени — кинокритик Татьяна Дрома вспоминает эпоху Станислава Говорухина. Станислав Говорухин – от «Вертикали» (1967) до «Конца прекрасной эпохи» (2015) – сорок восемь лет насыщенной творческой жизни, подарившей зрителю фильмы, навсегда вошедшие в историю российского кино. Режиссура, актерские работы, продюсирование – многогранность таланта сочеталась в нем с умением открывать новые имена. Восхищенная публика не всегда знала, сколько усилий стоит за  появлением на экране Владимира Высоцкого, экранизацией братьев Вайнеров или выходом первого российского фильма-боевика. Фильмы Говорухина всегда ждали, и они часто становились открытием, попаданием во время, в настроение, в актуальную тему. Он сначала открыл Высоцкого-актера, а затем отстоял его 1967-й год — «Вертикаль», фильм, который должен был пройти незамеченным, а стал легендой, снятый Говорухиным в соавторстве с Борисом Дуровым. Говорухин пригласил на небольшую роль Владимира Высоцкого, который к тому моменту уже шесть лет как снимался, но только у этого режиссера получил возможность написать и спеть песни для фильма. Его лирический герой масштабировал откровенно слабую историю, да так, что «Вертикаль» стала любимым фильмом для нескольких поколений молодежи. Это был взрыв. В том же году вышла пластинка с четырьмя песнями: «Прощание с горами», «Песня о друге», «Вершина» и «Военная песня» («Мерцал закат, как сталь клинка…»). Высоцкий – поэт и певец, наконец-то, впервые, прорвался на экран. Образ оказался созвучен времени, к тому же он давал возможность актеру органично существовать в кадре. А это было большой проблемой для Высоцкого, которому сложно было мимикрировать под уровень материала, он одними своими песнями мог развалить слабое кино. Но в «Вертикали» брутальность сыграла на руку, и многострадальная актерская карьера Высоцкого начала потихоньку идти в гору.  

http://pravmir.ru/stanislav-govoruhin-ot...

Живой или неживой? Но вернемся к упомянутому в начале статьи фильму. Напомню, что главной интригой картины стало то, что ее создатели, используя довольно сложный силиконовый грим, созданный на основе посмертной маски Высоцкого, и новейшие компьютерные технологии, смогли добиться очень большого внешнего сходства некоего современного актера с самим Высоцким. Голос поэта также постарались воспроизвести, изменив с помощью современных электронных средств тембр голоса актера. Кто сыграл Владимира Семеновича, держалось (и до сих пор держится) в тайне. Все это создало большой ажиотаж вокруг съемок фильма и выхода его в прокат. Но когда долгожданная картина была представлена зрителям, очень многие люди, особенно лично знавшие поэта, испытали горькое разочарование. То же чувство, я думаю, посетило и всех, кто любит творчество Высоцкого и его самого. По мнению авторов фильма, самым интересным и важным в биографии поэта является, видимо, то, что он в конце жизни употреблял сильнодействующий медицинский препарат морфин. И в фильме Высоцкий показан очень больным человеком, почти постоянно находящимся «в ломке», так как, отправляясь с поэтом на гастроли в Узбекистан, его импресарио почему-то не взял с собой наркотики («лекарства», как называют их персонажи фильма). В Бухаре сердце Высоцкого останавливается, он переживает клиническую смерть - это, пожалуй, единственный невымышленный, реальный эпизод за весь фильм. А все другие события и персонажи фильма, как указывают создатели картины в титрах, вымышлены. И это само по себе очень странно. Ведь живы еще друзья и близкие Высоцкого, его жизнь очень подробно описана, отсняты километры документальных лент о его жизни... Зачем, спрашивается, что-то выдумывать и сочинять? Его очень яркая, бурная и страстная жизнь, его борьба с недугом пьянства, его женитьба на француженке, его роли, стихи, песни - используя все это, можно написать не один, а несколько десятков сценариев. Недаром Станислав Говорухин, друг Владимира Высоцкого, когда ему предложили выступить режиссером фильма «Спасибо, что живой», сказал, что сценарий лжив, и предложил написать свой, но в этом ему было отказано. А ведь он снимал Высоцкого в своих фильмах, и кому, как не ему, знать актера. Премьера 2011 года - это единственная художественная лента про Высоцкого. Это же непаханое поле, можно было выбрать столько интересных сюжетов!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

(30) Худяков М. Ананьинская культура//Казанский Губернский Музей за 25 лет. Юбилейный сборник статей. - Казань: Типография Комбината Издательства и Печати «Восток», 1923. - С.с. (72) - 73. (31) Худяков М. История Казанского Губернского Музея//Казанский Губернский Музей за 25 лет. Юбилейный сборник статей. - Казань: Типография Комбината Издательства и Печати «Восток», 1923. - С. 25. (32) См.: Там же. - С. 26. (33) Предположительно, это был профессор К.В.Харлампович. - И.А. (34) См.: К.Х. Послесловие//Казанский Губернский Музей за 25 лет. Юбилейный сборник статей. - С. 136. (35) Сидорова И.Б. Судьба гуманитарных музеев Казанского университета в 1920-е гг.//Вопросы музеологии. - 2012. - N 1 (5). - С.с. 116 - 117. Иллюстрации: 1. Николай Фёдорович Высоцкий (1843 - 1922) (фото 2-й половины XIX в.). 2. Экспонаты «историко-археологического музея» профессора Н.Ф.Высоцкого (См.: [Высоцкий Н.Ф.] Историко-археологический музей заслуженного ординарного профессора Императорского Казанского Университета Н.Ф.Высоцкого. II. Каменный век в Казанской губернии/с 9 таблицами/. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - Таблица V.). 3. Экспонаты «историко-археологического музея» профессора Н.Ф.Высоцкого: NN 1, 2, 3, 6 и 7 - ендовы, NN 4, 5 и 8 - братины (См.: [Александров А.И.] Историко-археологический музей заслуженного ординарного профессора Императорского Казанского Университета Н.Ф.Высоцкого. IV. О старорусской медной посуде/с 4 таблицами/. Действ. члена Общ. Арх., Ист. и Этн. А.И.Александрова. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1906. - Приложение II.). 4. Экспонаты «историко-археологического музея» профессора Н.Ф.Высоцкого: N 1 - лохань (с внутренней стороны), NN 2 и 4 - фляжки, N 3 - большой ковш, N 5 - стопка, N 6 - ендова, N 7 - ковш-черпалец (См.: Там же. - Приложение IV.). 5. Экспонаты «историко-археологического музея» профессора Н.Ф.Высоцкого: русские православные образки-»обереги» (См.: Высоцкий Н. О некоторых новых типах русских оберегов и об одном татарском амулете (с 2 таблицами рисунков)//Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. - 1909. - Том XXV. - Выпуск 6. - Таблица (рисунки 1 - 8).).

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/13/...

Их судно проплыло через восемь морей и Атлантический океан по маршруту Волгоград – Новороссийск – Стамбул – гора Афон и Пирей (Греция) – о. Мальта – о. Корсика (Франция) – Картахены (Испания) – Гибралтар – о. Мадейра (Португалия) – Бермудские острова – Нью-Йорк – Торонто. По всему маршруту Владимир Корецкий давал концерты, где пел песни Высоцкого, а его сын читал стихи Владимира Семеновича. В десяти странах мира они 15 раз поднимали флаг России. Находясь на Бермудских островах, Владимир Корецкий позвонил Нине Максимовне: «Мне удалось сделать то, что не смог ваш сын: я спел песню о Бермудском треугольнике, находясь прямо в нем!» В Америке экипаж яхты пригласил к себе в гости друг Владимира Высоцкого художник Михаил Шемякин. Владимир Корецкий не только сам исполняет песни Высоцкого, но и является создателем, руководителем и организатором самого крупного и значительного ежегодного фестиваля памяти Высоцкого. Проводится он в Волгограде, на набережной Волги, названной в честь Владимира Высоцкого. Кстати, название это также было дано по инициативе Корецкого. На этой набережной усердием Владимира Ивановича и его помощников построено сейчас семь православных часовен и поставлен памятник Высоцкому. Но самый главный монумент Владимиру Семеновичу, «памятник нерукотворный», о которым писал его любимый поэт Пушкин, – это, конечно, жизнь его песен, их востребованность и та польза, которую они приносят людям. «Добра!» Владимир Семенович, когда подписывал фотографии и давал автографы своим бесчисленным поклонникам, обычно писал: «Добра! Высоцкий». Он по-доброму, с любовью относился к людям, и его стихи также несут этот заряд добра и творят добрые дела – уже после его смерти. Вся деятельность Владимира Корецкого тоже свидетельствует об этом. Сам он говорит: «Надо жить так, как поет Высоцкий, – по совести и в доброте!» В 1990 году на Памире, на пике Ленина, произошла страшная катастрофа, в результате которой погибло 43 альпиниста. Огромный снежно-ледовый обвал уничтожил высотный лагерь. Спасатели трудились в тяжелейших условиях, пытаясь спасти хотя бы некоторых. Корецкий был вместе со спасателями, поддерживая их моральный дух. В течение суток он пел им песни Высоцкого, и эти песни помогали людям превозмогать усталость, где-то брать силы и вновь идти на спасательные работы.

http://pravoslavie.ru/58997.html

Что же касается упомянутого ранее в этом же тексте Крыма - то и тут по поводу его принадлежности в выборе Высоцкого можно не сомневаться. Добавлю лишь от себя, что главными зачинщиками сегодняшних наших безумий являются все же те, кто в свое время «крикнули из ветвей», что Крым нам непременно нужно делить - прямые наследники тех, кто еще прежде нас самих разделили на разные народы, которым теперь предписано делить Крым и враждовать, доходя до кровавого противостояния друг с другом... В качестве некоего «скрытого аргумента» в пользу допускаемого автором непатриотичного поведения Высоцкого в наши дни, привлекается Окуджава, который тоже бард и к тому же еще и воевал, но в трудные для нас годы стал на сторону губителей нашей страны. То есть автор не понимает либо делает вид, что не понимает, что Высоцкий и Окуджава - поэты совершенно разной духовной направленности, и поэзия их адресовалась разной аудитории: Высоцкий был всенародным поэтом, а Окуджава - интеллигентским. Поэтому совсем неудивительно, что впоследствии Окуджава, «в гроб сходя», стихотворно благословил Чубайса - и тем самым определил себя по тому «ведомству», в котором эти самые «чубайсы» навечно прописаны. Далее в статье повествуется о том, настолько много Высоцкому всего позволяли: и роли в кино, и концертная деятельность, и поездки за границу... Говоря о киноролях, которыми «осыпали» Высоцкого, как тут не вспомнить хотя бы предназначенную для него роль Пугачева (в интернете можно найти пробу Высоцкого на эту роль), которую по велению начальства отдали Евгению Матвееву, хотя из Матвеева Пугачев примерно как из Брежнева революционер (кстати, этого «вождя мирового революционного движения» Матвеев впоследствии с успехом воплотил на экране): оба они по своему духовному складу больше похожи на екатерининских губернаторов, чем на бунтовщиков. Так что благодаря чуткому киноруководству, настоящего Пугачева, в исполнении Высоцкого, мы не увидели (как и не увидели Степана Разина в исполнении Шукшина). Можно вспомнить и фильм «Служили два товарища», в котором роль Высоцкого была главной, но после вмешательства начальства стала второстепенной... Или фильм «Земля Санникова», в котором, вопреки планам создателей фильма, не нашлось места ни Высоцкому (ему предназначалась главная роль), ни его написанным для фильма песням - тому самому «Белому безмолвию» и «Коням привередливым»... Не говоря уже о том, что из-за общего «доброжелательного» отношения со стороны киноначальников многие режиссеры вообще шарахались от самой мысли предлагать какие-либо роли Высоцкому.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/25/...

Год назад на портале «Православие.ру» была помещена моя большая статья «Владимир Высоцкий: трагедия русской души» . В ней говорилось о поиске Высоцким смысла жизни, его духовной трагедии и предпринималась попытка христианского осмысления его поэзии. 25 января 2013 года исполняется 75 лет со дня рождения Высоцкого, и я пользуюсь случаем вновь поговорить о нем. Названием для этой статьи послужила строчка из песни Булата Окуджавы «Как наш двор ни обижали»: А там Володя во дворе, А его струны в серебре, А его пальцы золотые, Голос его нужен. Написал он эти строки через шесть лет после смерти Высоцкого в период расцвета популярности его песен – тогда они были действительно нужны и очень востребованы. Привел я эти стихи для того, чтобы задать тон всему последующему повествованию и постараться ответить на вопрос: нужен ли Высоцкий, его творчество, его песни людям, живущим в начале XXI первого века, в совсем другую эпоху? Нужны ли его песни молодежи, чья юность проходит «вдалеке от вещей, тех, которые так переполнили доверху нас», – если говорить словами из песни уже современного поэта и певца Юрия Шевчука? Для меня, конечно, эти вопросы являются чисто риторическими. Я знаю, что хорошие, настоящие песни нужны всегда, вне зависимости от времени и менталитета людей. Но, тем не менее… Владимир Высоцкий жил в совершенно другое время, его творчество пропитано духом этого времени, его стихи остро социальны, они обращаются к темам, которые были актуальны тогда, в них много реалий именно советского периода, и поэтому они могут быть непонятны современному человеку. Так может быть, творчество Высоцкого ценят только ностальгирующие шестидесятники и семидесятники? Если набрать в самой популярной на сегодняшний день поисковой интернет-системе «Яндекс» (а Интернетом пользуются в основном люди молодого поколения) слово «Владимир», то первым в списке ссылок будет имя Владимира Высоцкого. Это значит, что его песни ищут и слушают, его творчеством и личностью интересуется очень большое количество людей. Интерес к творчеству Высоцкого не только не ослабевает – он постоянно растет. Во времена так называемой перестройки его песни пользовались очень большой популярностью, потом, в 1990-е годы, последовал спад, Высоцкого стали забывать, но затем – новый всплеск интереса.

http://pravoslavie.ru/58997.html

Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При свтломъ праздник весны.), недаром Высоцкого, называют Пушкиным нашего времени. И еще слышал как вдова Высоцкого сказала по радио эхо-москвы, что фильм ей так понравился, что она собирается пойти еще раз. Что касается бюджета и маски согласен. Мария 6 февраля 2012, 16:38 Огромное спасибо автору за статью о кумире нашей юности, который остаются им до сих пор. Своевременная статья! Как хочется, чтобы современная молодежь чаще слышала песни Высоцкого! посетитель 6 февраля 2012, 16:37 " По моему скромному мнению " , эта статья -- пример того, как люди творят себе идолов. Автор говорит прямо: " Но разве можно поэта, артиста и любого другого творца оценивать по его морально-нравственным качествам? " Тогда и не надо автору сюда притягивать христианство. А вот,что говорит св. Иоанн Кронштадтский: " Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой. " " Театр - школа мира сего и князя мира сего - диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла Кор. 11, 14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь... " (МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ, заметка 997 или 998) Мария 6 февраля 2012, 16:36 Огромное спасибо автору за статью о кумире нашей юности, который остаются им до сих пор. Своевременная статья! Как хочется, чтобы современная молодежь чаще слышала песни Высоцкого! Алла Владимировна 6 февраля 2012, 16:23 Современная молодежь относиться к творчеству В.Высоцкого несколько иначе,чем мы,будучи молодыми.Расцвет его творчества пришелся на времена моей молодости.Отношение к Высоцкому,как к значимой фигуре, было не однозначным.Некоторая вульгарность в словах его песен,порой коробила и хрипотца в голосе не всем нравилась. " Продвинутая " молодежь,которая попробовала наркотики и девушки сигаретки сходили с ума от его творчества.Но большинство жили скромно и знали стыд,понимали хорошую музыку.До сей поры у меня раздвоенное отношение к творчеству Высоцкого.

http://pravoslavie.ru/51406.html

(2) [Александров А.И.] Историко-археологический музей заслуженного ординарного профессора Императорского Казанского Университета Н.Ф.Высоцкого. I. О трудах и занятиях по археологии, истории и этнографии Н.Ф.Высоцкого. Действ. члена Общ. Арх., Ист. и Этн. А.И.Александрова. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1906. - С. 2. (3) См.: Там же. - С. 6. (4) I съезд русских естествоиспытателей и врачей проходил в Санкт-Петербурге в декабре 1867 г. - январе 1868 г. - И.А. (5) Штукенберг А. Следы каменного века в Казанской губернии//[Штукенберг А.А., Высоцкий Н.Ф.] Материалы для изучения каменного века в Казанской губернии. А.Штукенберга и Н.Высоцкого. (С 3 листами карт и 16 таблицами). - Materialien zur Kenntniss des Steinalters im Gouv. Kazan. A.Stoukenberg und N.Wissozky. (Mit 3 Karten und 16 Tafeln)/Труды Общества Естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете. - Том XIV. - Выпуск 5. - Казань: Типография Императорского Университета, 1885. - С. 5. (6) Коллекцию В.И.Заусайлова, которую тот собрал «преимущественно путём покупки у крестьян во многих сёлах и деревнях Казанской губернии», А.А.Штукенберг считал особенно интересной «по обилию экземпляров и разнообразию типов орудий». (См.: Штукенберг А. Указ. соч. - С. 8.) (7) Штукенберг А. Указ. соч. - С. 6. (8) См.: [Александров А.И.] Историко-археологический музей заслуженного ординарного профессора Императорского Казанского Университета Н.Ф.Высоцкого. I. О трудах и занятиях по археологии, истории и этнографии Н.Ф.Высоцкого. Действ. члена Общ. Арх., Ист. и Этн. А.И.Александрова. - С. 2. (9) См.: Протокол N 10 Общего чрезвычайного Собрания Общества Археологии, Истории и Этнографии 5 апреля 1906 года//1878 - 1906. Протоколы общих собраний Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете за 1906 год. Отчёт Общества за 1906 год, составленный секретарём Общества К.В.Харламповичем и доложенный им общему собранию 18 марта 1906 г. Список изданий Общества, находящихся в его складе. Список членов Общества. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1907. - С. 52.

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/13/...

За годы, посвященные исследованию духовного мира поэта, у меня случались неожиданные, интересные встречи. Появлялись люди, которые так или иначе его знали, соприкасались с ним, и они передавали мне сказанные им те или иные фразы. К сожалению, среди этих людей было немало и тех, кто сообщал о поэте всякого рода скабрёзности. Наиболее интересными для меня были воспоминания о нём главного реставратора России Саввы Ямщикова , с которым мне посчастливилось общаться часто и всерьёз. Яркий был человек Савва Васильевич, уровня Высоцкого по сильной и целостной личности! Конечно, это — Людмила Владимировна Абрамова, жена Высоцкого и мать его детей. Она знала его исключительно глубоко. Знаю я и Вадима Туманова, самого близкого друга Высоцкого, человека удивительной судьбы, который очень помог Высоцкому в последние десять лет его жизни. Помог жить и преодолевать внутренние кризисы. Крещение Поэта — Вы первым доказательно написали о крещении Высоцкого. Расскажите об этом открытии. — Это дорогая моему сердцу история. Загоняй поколенья в парную И крещенье принять убеди. Лей на нас свою воду святую И от варварства освободи, — так писал сам Высоцкий. Крещение Высоцкого состоялось в начале 1970 года. Причина принять это Таинство  — желание самого поэта. При общении на эту тему с близкими Владимира Семеновича, а именно с его второй супругой Людмилой Владимировной Абрамовой, я узнал, что приятель Высоцкого, переводчик с итальянского Давид Карапетян (он недавно скончался), сын тогдашнего предсовмина Армянской ССР, помог ему осуществить этот замысел. Чтобы избежать опасности огласки крещения в Москве (поэт не хотел неприятностей ни своему отцу, кадровому офицеру, ни режиссеру Ю. П. Любимову, в труппе которого работал), Высоцкий поехал с Карапетяном в Армению, где и принял святое крещение. По тем временам — решение необычное. Был ли это сознательный шаг или актёр следовал определённой моде? Выскажу своё видение. В то время он уже был влюблен в Марину Влади. Они пришли друг к другу очень и очень сложно. Высоцкий расстался со своей прежней семьей, а это было тяжело и проблемно — ведь помимо трагедии порушенной любви осталось еще двое маленьких детей. У Влади тоже были непростые семейные коллизии. Тем не менее Владимир и Марина оказались вместе.

http://pravmir.ru/vyisotskiy-pravdivyiy-...

Высоцкий – огромный поэт, и лучшие его произведения – сокровища русской литературы. И он – совершенно неподражаемый исполнитель. Многие пытались петь его песни, многие «работали под Высоцкого», но никому не удается исполнить их так, как он исполнял. Сам себя он правильно считал заслуженным поэтом, потому что Господь ему давал то, что он передавал нам. Но мне хотелось бы вновь вернуться к «Балладе о любви», которая так тяжело писалась, и другим песням для кинофильма «Стрелы Робин Гуда». Потому что история этих песен была довольно драматична. Дело в том, что, комиссия, дававшая разрешение на прокат фильма (была такая практика цензурных просмотров в советское время), потребовала, чтобы все песни Высоцкого были вырезаны. Фильм вышел без них. А как для Владимира Семеновича важны были эти баллады! А он ведь тут выступил в первый раз и как профессиональный композитор: сам подготовил оркестровку, аранжировку, партитуры, ездил в Ригу записывать с оркестром эти песни… Много сил было вложено в те баллады. И их запретили. Собственно, запрет – песен ли, ролей ли – не был новостью для него, уже начались гонения, уже даже был приказ в КГБ об его аресте – Высоцкого спас лично Ю.В. Андропов, потому что сам, видимо, любил Высоцкого – и как актера, – любил Театр на Таганке. Правда, говорят, сказал такие слова: «Оставьте его, он сам скоро умрет». Высоцкий не был арестован, но стал «неснимаемым» и «незаписываемым», «неэфирным». Власти хотели скрыть его творчество от народа. Но чем больше скрывали, тем больше оно становилось популярным. И когда журналисты как-то спросили Высоцкого, не обидно ли ему, что песни, на которые было потрачено столько сил, вырезали, он ответил вот что – очень интересны эти его слова: «Сейчас я думаю: а что обижаться! Награда-то ведь уже получена за эти песни. Если ты сидишь за столом и на тебя оттуда спустилось вдохновение – уже хватит, уже награжден человек…» Так что он понимал, что стихи от Бога ему даны, и сознание этого давало ему право чувствовать себя поэтом.

http://pravoslavie.ru/89970.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010