Образование будущего ученого началось в семье. Велось оно по-старому. Много заставляли учить на память, не справляясь, понято ли заученное. Воспитатели Горского, как он говорит, держались того застарелого правила: „учи что тебе дано, после подумаешь о том, что выучил. Самодеятельности в нем не развивали и тяготили науками памяти. Сам А. В. чувствовал склонность к словесности, потому что она способствовала его живости и давала возможность, по крайней мере, излагать своими словами чужое. Рано обнаружились у Горского филологические дарования: при изучении языков он не любил механического зазубривания слов, а больше занимался производством их. Старая духовная школа, слишком трудная для посредственного ученика и потому славная своей камчаткой, не угашала, а воспитывала великие дарования. Но для А. В-ча при школьном обучении было еще одно благоприятное обстоятельство. Его отец, бывший ранее преподавателем семинарии, очень заботился об ученьи сына и вероятно не чужд был родительского тщеславия видеть его в числе первых учеников. Он внимательно следит за учением А. В-ча, помогает ему в занятиях, не спрашиваясь и не трогая его исправляет задачки, что было неприятно и обидно самому ученику. Александра Горского писали между первыми в списке и он был самым развитым учеником своего времени в Костромской семинарии. Этим объясняется раннее не по возрасту поступление А. В-ча в нашу академию. В апрельском заседании 1828 г. правление Московской академии постановило вытребовать 50 воспитанников из семинарии московского и казанского округов для составления восьмого курса, – из Костромской потребовали троих. В четырех семинариях между прочим и в Костромской выбор был поручен ревизорам посланным самой академией. В Кострому отправился бакалавр академии по кафедре герменевтики иеромонах Афанасий Дроздов. Горский, бывший тогда в философском отделении, был признан наиболее способным учеником и, минуя богословские классы, прямо послан в академию один вместо троих. Достоверное предание, идущее от Ф. А. Голубинского, рассказывает, что Афанасий выбрал в студенты слишком молодого и не учившего богословия Горского, чтобы не упустить этого человека для своей академии, чтоб не перехватили его, например, в Питер. Следует до земли поклониться Афанасию за его выбор и догадку 6 . II. Студенческие годы

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

У нас в воскресенье, 13 марта, состоялось освящение плащаницы, сооружение коей связано с Вашим именем. Я очень сожалею, что заготовленная заблаговременно (об.) телеграмма не была послана Вам накануне, в субботу. Моя вина заключается в том, что я поручил это дело сделать П. П. Петрушевскому, который позабыл, как это всегда с ним бывает, позабыл, несмотря на то, что М. Николаевна и за Всенощной напомнила ему об этом. За чаем в воскресенье и сам преосвящ[енный] Павел, пожурил своего южика, но дело исправить нельзя было. Простите и помолитесь о нас, чтобы Господь принял нашу общую жертву в воню благоухания духовного 117 . (Л. 40) В Академии у нас нет никаких новостей, по крайней мере, мне о них неизвестно. Велика моя вина пред Вами, дорогой Алексей Афанасьевич, и другая; не знаю, чем ее искупить. Хотелось бы как-нибудь выполнить обязательство, добровольно взятое мною на себя, хотя бы в ближайшие месяцы. Если это мне удастся, то буду считать себя счастливым. С К. Д. Поповым несколько недель тому назад случился удар, от которого он сейчас немного оправился, но который, кажется, навсегда сделал (об.) его инвалидом. Поэтому все порученные ему Советом Академии работы в ближайшем (17 марта) заседании будут распределены между другими наставниками, и на мою долю выпадет чтение соч[инения] о. Анатолия 118 . М. Н. Скабалланович подал «Типикон» на д[окто] ра церк[овной] истории. Приедете ли Вы к нам на Пасху? Мы с нетерпением ждем Вас. Тогда только и поговорим с Вами, а то сейчас Вы так скупы на беседы. Приветствуем многоуважаемую А[настасию] И[вановну] с именинником. Преданный Вам свящ. Н. Гроссу Л. 39–40 об. 17 мая 1911 г. (Л. 41) Дорогой Алексей Афанасьевич! Сегодня у нас заварилась новая каша, – кому придется ее расхлебывать, не знаем. Посоветуйте, что делать. Дело такое. Левые подали преосвящ[енному] ректору заявление, в котором, подвергая критике отдельное мнение Степана Тимофеевича о незаслуженно нанесенных о. Димитрию Ивановичу оскорблениях со стороны профессоров] Дроздова и Экземплярского и стараясь представить это мнение инсинуацией, просят обсудить в Совете вопрос об отдельных мнениях. Так как в (об.) своих стремлениях представить Дроздова и Экземплярского невинными агнцами они очень неприкровенно наносят – или, точнее, повторяют – прежние оскорбления о. Д[имитрию] Ивановичу], то мы должны, по-видимому, вскрыть обстоятельства травли о. Д[имитрия] по-настоящему. И так как сделать это в Совете мы не можем, ввиду сплоченного их большинства, готового внести в это дело новую грязь, то, по-видимому, мы должны обратиться со своими «разоблачениями» непосредственно к владыке митрополиту или даже в Синод. Как тут быть?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

С небольшим только полстолетия прожила Академия, а сколько лиц, послуживших ей в деле духовного просвещения, уже нуждаются в её молитвах об упокоении душ их! Невольно при этом приходят на мысль слова премудрого: «число дней человеку много лет сто: яко капля морския воды, и зерно песка тако мало лет в день века» ( Сир.18:8 ). «Отдав 19-го февраля должную дань усопшим, 20-го Академия заявила своё благожелание живым лицам, трудами и вниманием которых она, когда-либо пользовалась и пользуется доселе. После литургии, которую совершал преосвященный Ректор в сослужении с указанными прежде лицами, отпет был благодарственный молебен, после которого возглашено было многолетие в следующем порядке: 1) Царствующему Дому; 2) Святейшему правительствующему Синоду и первенствующему члену его высокопреосв. Исидору, митроп. Новгор. И С.-Петербургскому; 3) бывшим начальникам и наставникам Академии, преосвященнейшим: Филарету митроп. Московскому и Коломенскому, Арсению митроп. Киевскому и Галицкому, архиепископу Евгению (Казанцеву), Иоанну (Доброзракову) архиеп. Донскому и Новочеркасскому, Афанасию (Соколову) архиеп. Казанскому и Свияжскому, Афанасию (Дроздову) архиеп. Астраханскому и Енотаевскому, Платону (Городецкому) архиеп. Рижскому и Митаевскому, Филофею (Успенскому) архиеп. Тверскому и Кашинскому, Евсевию (Орлинскому) архиеп. – экзарху Грузии, Евсевию (Ильинскому) архиеп. Могилевскому и Мстиславскому, Макарию (Булгакову) архиеп. Харьковскому и Ахтырскому; 4) Преосвященным епископам: Феофану (Говорову) Тамбовскому и Шацкому, Нектарию (Надеждину) Нижегородскому и Арзамасскому, Иоанникию (Руднёву) Саратовскому и Царицынскому; 5) Св. Синода членам протопресвитерам: Василию (Кучневичу) и Василию (Бажанову); 6) преосвященному Иоанну (Соколову) , епископу Выборгскому, Академии Ректору и богословских наук доктору; 7) всему Управлению духовно-учебному и главно-начальствующему в нём; 8) православного богословия докторам, в Академии нашей степень сию получившим и всем, особыми учеными трудами в Академии послужившим Церкви и духовному просвещению; 9) ныне в Академии начальствующим, учащим, служащим и учащимся; 10) всем в Академии прежде учившим, служившим и учившимся; 11) благочестивым ктиторам, попечителям и благотворителям академического храма и Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

По сему, если ищете вины и во мне, то можете искать ее в том, что я не строго осуждаю вину академии. В сем случае справедливость требовала разобрать доказательства снисходительного суждения, мною предоставленные. Но на них в «Рассуждении» не обращено внимания. А. Н. Муравьев. Неизвестный художник с оригинала. П. З. Захарова. 1838 г. «Рассуждение» начинается мыслью, что «момент таинственного преложения непостижим». Если желаем поставить твердое доказательство, то в основание должно полагать истины твердые и точные. Непостижимо Таинство, непостижимо действие пресуществления, непостижимо, как совершается преложение: это православное учение. Но иное «образ» преложения, иное «момент». Например: непостижимо, как вдуну Бог в человека душу живу, но кто скажет, что Бог вдунул в него душу живу в шестой день творения, по сотворении тела, и тем определил «момент», тот непостижимое ли скажет? И тот, кто скажет, что когда совершено благословение Святых Даров, «тогда» совершилось и преложение и таким образом определен «момент», постижимое ли скажет? «Рассуждение» говорит, что учение о времени преложения должно заимствовать из Предания. Мною же было сказано, что из Предания и Писания: чаша… юже благословляем. Или это беда? «Рассуждение» излагает всю тайнодейственную молитву. Мне кажется, это долгий путь к заключению, не увеличивающий силы заключения. В последних словах все ясно: «и сотвори убо хлеб сей». Очевидно, что в сие время священнодействующий имеет пред собою еще хлеб, который еще не сотворен Телом Христовым, которого, впрочем, освящение началось еще от проскомидии, и конечно не напрасно, и не без всякого значения. Но когда сие благословение совершено, священнодействующий земным поклонением изъявляет уже благоговение к Телу и Крови Христовой. В «Рассуждении» замечается, между прочим, что «неоконченная молитва Богу Отцу прерывается и вносится молитва Богу Сыну». Хорошо, что таким образом доказательство составляется против того, кто признает доказываемую истину. А если бы оно писано было против латинствующего, то открыло бы врагу уязвляемое место. Он мог бы указать на греческое православное сокращение догматов веры Афанасия Парийского 111 , изданное на греческом языке в Лейпциге в 1806 году, где на страницах 366 и 367 древними свитками литургий с[вятых] Василия Великого и Златоустого и контекстом молитвы сих обеих литургий доказывается, что внесение сюда трех стихов из третьего часа не принадлежит к древней литургии, в которой призывание Св[ятого] Духа заключается кратко в самом контексте тайнодейственной молитвы, без перерыва простираемой к Богу Отцу, и таким образом обвинил бы составителя доказательства в употреблении в пользу восточного учения такого Предания, которое оспаривается самими восточными богословами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Голубинскому на его запрос: «Не знаю, не могу решить, поскольку жил доселе, о сем нимало не думая, также беззаботно, как прежде бывши студентом, в ожидании оного решения от обстоятельств... своя воля, свой выбор для меня всего опаснее». Письмо от 19 мая 1833 г., сообщенное нам Д. Ф. Голубинским . 2127 Личность Афанасия Дроздова, умершего в сане архиеп. Астраханского в 1876 г., известна исторически. Сведения о нем из времени службы в Московской академии можно найти в Истории академии С.К. Смирнова. Приведем еще из воспоминаний гр. М. Вл. Толстого. «Афанасий Дроздов, очень молодой иеромонах 4-го курса, отличался очень бойкими способностями и неутомимым трудолюбием по классу герменевтики. При необыкновенно красивой наружности он постоянно чуждался женщин и бегал от них как от заразы; впрочем и вообще не любил общества и всё время проводил за книгами». Р. Архив, 1881, I, 290291, тоже Богосл. Вестн. 1894, 4 кн. 165. – Данные о воспитании А.В. Горского заимствованы нами главным образом из Дневника его. 2128 Вот несколько воспоминаний об нашей академии того времени того же гр. М.Вл. Толстого, который слушал лекции и как увидим далее, рядом сидел на них с А.В. Горским. «Могу сказать по чистой совести, что ни от кого из них (студентов) не видал дурного примера, кроме весьма немногих, искавших иногда рассеяния в хмельных напитках. Впрочем, общих попоек никогда не бывало, кроме прощания с товарищами по окончании курса. За то как много видел я добрых примеров скромности, уважения к старшим, трудолюбия и искреннего христианского благочестия. С благодарностью воспоминаю и теперь при конце своего поприща о той нравственной пользе, которую я приобрел из этих примеров». «Музыка и пение светских песен не дозволялись в академии... Церковное пение было весьма развито» и некоторые москвичи уверяли, что академический хор не уступал синодальному и чудовскому. Р. Архив 1881. I, 301; Бог. Вестн. 1894, IV, 374. 2129 Все студенты, жившие у него, боялись его как близкого к нелюбимому инспектору Евлампию, – сообщает П.С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

271 Философствование и в академии признавалось опасным. Филарет Гумилевский пишет об этом в письме к Горскому: «Здесь довольно шума наделал о. Афанасий (Дроздов) тем, что запретил Карпову читать философию по его запискам, а дал в руки Винклера», потом пригласил на философию проф. Фишера. В других письмах упоминая о том, что в библиотеку спб. академии не выписывают новых книг, Филарет замечает: «они боятся ереси... но так велят поступать обстоятельства...» (Приб. к Тв. св. отц; 1883. I, стр. 228, 238 и 247.) 272 Эта часть представляет сходство с тогдашним печатным руководством по психологии киевского проф. Новицкого (1840 г.), также как и разделение психологии на общую и частную. Пособиями на русском были еще: Шульце, Психическая антропология, перев. с немецкого еще в 30-х годах проф. Сидонским; Кедрова, курс психологии (1844 г.) Но вопросы о различии души и духа (по Карпову), о цели существования на земле, о бессмертии души (как у Кедрова) не введены в программу, не имея прямого отношения к опытной психологии. 274 О программе по логике можно судить по обширным извлечениям из нее, приведеннык в «Истор. пермск. семин.» архим. Иеронима, ч. Ш, стр. 74–81. 276 По словам Благовещенского, учитель математики, «дойдя кое как до логарифмов и бинома алгебры, объявил, что их можно выпустить по трудности понимания». По рассказам другого бывшего семинариста 40-х годов, алгебру ученики большею частию не понимали, так как к слушанию ее не были подготовлены, плохо зная и 4 действия арифметики, хотя преподаватель того времени (Михайлов) дело знал и относился к нему серьезно, не опуская по алгебре и статьи о логарифмах (консп. 1847 г.) 277 В отчете обер-прокур. за 1849 г. сказано: «усматривая очевидную пользу практической геометрии для воспитанников семинарий, чтобы они, поступая на священнические места, могли сами приводить в известность церковные земли, разделять их в случае надобности на участки в хозяйственном отношении, иметь понятие об исчислениях для строительных работ, и руководствовать крестьян в сих предметах, св. Синод постановил: учеников семин. сверх преподавания им геометрии в классах, непременно занимать практическими измерениями, применяясь преимущественно к нуждам сельского быта, так чтобы каждый из них был обучен составлению плана местностей, сии практические наставления возлагать на преподавателей сельского хозяйства там, где они признаны будут к тому способнее учителей геометрии; и снабжать семинарии не только книгами по части практич. Геометрии и геодезии, но и необходимыми для упражнения учеников инструментами и пособиями, на счет духовно-учебных капиталов». Кроме того предположено было составить программу и общий план практических занятий. (Извл. из отч. обер-прокур. 1849 г. стр. 47, 48.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1844 г. С. В. Морозов получил потомственное почетное гражданство. Незадолго до кончины он основал Торговый дом «Савва Морозов с сыновьями», к-рый вместе с фабриками в Никольском перешел к младшему сыну Тимофею. В 1873 г. Торговый дом был преобразован в Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» с основным капиталом 5 млн р. К кон. XIX в. крупнейшими принадлежавшими М. компаниями были: «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» в мест. Никольском и в с. Савине Богородского у. Московской губ., «Компания Богородско-Глуховской мануфактуры», «Товарищество Тверской мануфактуры», Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». У Саввы Васильевича и Ульяны Афанасьевны М. было 5 сыновей: Елисей (1798-1868), Захар (1802-1857), Абрам (1806-1856), Иван (1812-1864), Тимофей (1823-1889) и дочь Варвара (в замужестве Скороспелова). Известность как крупные предприниматели и меценаты приобрели потомки 4 сыновей С. М. Морозова: Викуловичи (по сыну Елисея Саввича Викуле (1829-1894)), Захаровичи, Абрамовичи и Тимофеевичи. Ветвь Ивана Саввича быстро угасла. По подсчетам М. С. Дроздова, Захаровичи составляли более трети всех М., Викуловичи - ок. четверти, Абрамовичи и Тимофеевичи вместе - треть большой семьи М. К нач. XX в. М. породнились со мн. рус. предпринимателями: Солдатенковыми, Миловановыми, Хлудовыми, Нырковыми, Крестовниковыми, Зимиными, Кузнецовыми , Кокоревыми, Рябушинскими , Красильщиковыми, Соловьёвыми, Расторгуевыми, Лепешкиными и др. Большинство М. к этому времени были потомственными дворянами, состояли в родстве с дворянскими семьями Кривошеиных, Лихачёвых, Ненароковых, Смольяниновых, Головниных, Кавелиных, фон Мекк, Назаровых и др. Елисей Саввич Елисей Саввич в 1837 г. отделился от отца и организовал в Никольском собственную мануфактуру, на к-рой вырабатывались хлопчатобумажные ткани. Его сын Викула Елисеевич, родоначальник ветви Викуловичей, построил в Никольском ткацкую (1847) и бумагопрядильную (1878) фабрики, с 1874 г. владел Сухоборской фабрикой в Никольском; в 1882 г. учредил «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» (13,2 тыс. рабочих в 1914). «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» принимало участие в снаряжении торгово-исследовательских экспедиций в Сев. (1900) и Юж. (1901) Персию, Монголию (1912), организованных московским купечеством (ЦГИАМ. Ф. 337. Оп. 2. Д. 158).

http://pravenc.ru/text/2564176.html

Заботится ли общество об обеспечении в содержании избранного ими старшины? Ни мало. Он заботится сам о себе: соберутся с крестьян деньги, возьмёт с писарем своё жалованье, а казённое останется в недоимках; при каждом удобном случае сдерёт и с правого, и с виноватого, — и всё тут. «Считает ли общество своею обязанностью защищать его?» Попался в беду — и идёт под суд, а избиратели его хохочат. Так было бы и с выбранным священником. Таким образом всё, что говорят об общине, о выборе, о защите и проч., — есть чистейшая утопия. «Поставленное таким образом духовенство быстро изменит свой вид». В этом мы совершенно согласны. Но к лучшему ли для веры и нравственности? Берут при этом одну сторону, — материальную, но наш вопрос шире. «Духовное звание не будет никого пугать и в него охотно будут поступать лица всех сословий». Согласны мы и с этим. Так как от священника будут требовать таких познаний и нравственности, как от сельского писаря и кондуктора железных дорог, то, конечно, все, не имеющие определённых занятий, бросятся туда; а за 3–5 вёдер водки крестьяне, зачастую, примут кого угодно. «Реформы в духовенстве невозможны, пока духовенство существует в виде касты и такою же кастою будут оставаться духовные школы, состоя исключительно из детей духовного звания». Ни духовенство само и ни школы его ничего кастового не составляют. Идите к нам и вы сами, и дети ваши, мы просили вас уже не раз. А это показывает, что касты мы не составляем; специальные же школы необходимы. Но о каких реформах говорят нам, что они «невозможны»? Если о религиозных, то они, действительно, при специальных школах, «невозможны»; прочие же возможны совершенно все, потому что мы не глупее других, поймём всё хорошее и усвоим. По случаю исключения смоленским епископом Иоанном половины учеников, составитель рассматриваемой нами статьи говорит: «это яснее всего показывает, что у духовных школ нет хозяина, поэтому она бесправна и беззащитна». Исключение Иоанном половины учеников, — факт грустный в высшей степени, — это правда. Подобное этому было и у нас при Афанасии (Дроздове) в 1847 году. Но отчего столько застрелилось, в последнее время, гимназистов, отчего столько и гимназистов, и студентов сослано в Сибирь и пропало без вести, не от того ли, что «хозяев» слишком уж много? Вышло, что у семи нянек дитя без глаз. Которое из двух зол лучше?

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

7 ноября 1822 года Гробница наместников Троице-Сергиевой лавры архимандрита Афанасия (1818–1831) и архимандрита Леонида (1877–1891) за алтарем Свято-Духовского храма Подлинно, отец наместник, за грехи наши посещает нас Бог. И что иное делать, как вопиять к Нему же: согрешихом, беззаконновахом, – но не предаждь нас до конца, отцев Боже 686 ; а при том исправлять нашу жизнь и других увещевать к исправлению? […] Я писал Вам о смехотворстве на клиросе. Пожалуйте и смотрите и советуйте, чтобы таких соблазнов не было. Долго ли нам монастырским поступать хуже мирских? Время прекращено 687 . Иного нечаянная смерть, Бог знает, готового ли застала. Кто знает, далеко ли от каждого из нас подобный случай? Между тем и общее время что-то все хмурит брови; кажется, слышится: горе живущим на земли 688 ; а живущии на земли отягчают сердца свои объядением и пиянством 689 и не думают о грядущих на вселенную 690 . Но чтобы такими мыслями не опечалить всего более, когда Вы уже и без того невеселы, напоминаю себе и Вам, что Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело 691 , если всем сердцем взыщем Его. Да взыщем же! И да от нас взыщется, общими и взаимными молитвами помолимся. 23 февраля 1824 года Молитесь о душе императрицы Елизаветы 692 . Ее кроткое страдание было жертвою, благоугодного Богу, и, может быть, умилостивляло Его и для нас. […] 8 мая 1826 года Более и более открывается, от каких ужасов и мерзостей избавил нас Бог, укрепив государя в 14 день декабря. Молитесь, чтобы зло сие правдою и мудростью совсем уничтожено было. Но есть люди, которые после бывшего посещения Божия, о котором предварительно говорили, теперь еще говорят о таящемся на нас гневе Божием. […] 16 июня 1826 года Если мы в духовных подвигах не спешим вослед отцов наших, не надобно ли хотя [бы] другим послужить и чужим терпением, чрез сострадание, помочь нашему спасению? […] 7 ноября 1826 года Споры по делам не должны мешать миру. По должности надобно всякого побуждать к исправлению в деле: потому что сего требует правда и польза дела. Я слыхал, что Платон и Гавриил после жаркого спора в Синоде по делам прямо из Синода езжали вместе к тому или другому из них обедать: так дела не мешали тогда миру. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010