Отца Серафима чудом не нашли до самой его смерти, наступившей 19 февраля 1942 года в доме бывшей дивеевской монахини Сусанны (Ксении Гришановой), где он большей частью жил и служил литургию в последние годы 215 . Вечером накануне кончины С.И. Фудель простился со своим духовником и принял последнее его благословение. А на следующий вечер он в числе семи самых близких духовных чад старца участвовал в его отпевании и погребении, которое отец Петр Шипков 216 тайно совершил в подвале того же дома, под местом, где на крохотной кухоньке располагался престол катакомбного храма 217 . Осенью 1943 года тайна была раскрыта органами НКВД. В ноябре последовал арест отца Петра, К.И. Гришановой и других духовных чад отца Серафима; тело его было извлечено из подпольной могилы и секретно перенесено в общее захоронение на загорском кладбище. Тогда же был арестован в Ишиме и осужден на свой последний восьмилетний срок заключения епископ Афанасий (Сахаров) , обвиненный в руководстве данной группой «антисоветского церковного подполья». С.И. Фуделя от начавшейся череды арестов на время уберегла война. Он был мобилизован 6 марта 1942 года, через две недели после кончины отца Серафима, и служил рядовым в роте охраны при поездах, перевозящих боеприпасы, на Волховском направлении и под Сталинградом переживал бомбежки и налеты немецких бомбардировщиков. В свои редкие посещения дома в Загорске он «появлялся обычно ночью, тайно, без всякого разрешения, с полным рюкзаком, в котором было все, что ему удавалось сэкономить» 218 , – вспоминала дочь Мария. Сын Николай дополняет эти воспоминания рассказом о единственной официальной побывке отца: он приехал «в шинели, пилотке, с винтовкой, грязный, небритый. Разворачивал на столе какие-то тряпочки и извлекал, к всеобщему восхищению, затертые кусочки сала и горсточки сахара, которые где-то в пути выменял на мыло и табак. Он был доволен солдатской судьбой – потому что солдат это не “зэк”. Он был свободен внутренне, он мог и умереть, но не в застенке, а под открытым небом» 219 . Позже он признался: самое страшное это не тюрьма, а непрестанное ожидание ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

КОЛЕНО VII: Илларион Дмитриевич, думный дворянин † 29 июля 1677 Иван Дмитриевич Пётр больший Авраамович, боярин † 12 мая 1701; женат на княжне Татияне Петровне Волховской † 21 ноября 1708 Пётр меньший Авраамович, боярин Илларион-Фёдор Авраамович, боярин † 12 марта 1713 Кузма Авраамович Василий Авраамович, боярин † 9 июня 1698 Сергий Авраамович, боярин Евдокия Авраамовна, за окольничим Иваном Ивановичем Чириковым Иван больший Харитонович Никифор Харитонович Дмитрий Харитонович Иван меньший Харитонович Киприан Яковлевич Михайло Яковлевич Филипп Яковлевич Сила Павлович Андрей Павлович Фёдор Павлович Юрий Лазаревич Гавриил Лазаревич Богдан Фёдорович Наум Васильевич Василий Васильевич Лукьян Васильевич Михайло Васильевич Иван Васильевич КОЛЕНО VIII: Леонтий Илларионович; женат на Наталие Осиповне Ладыженской Григорий Илларионович Анна Илларионовна; за князем Яковом Васильевичем Хилковым Иван Петрович; женат на Наталие Афанасьевне Зыковой Александр Петрович † 29 декабря 1728; женат на Евдокие Матвеевне Головиной Авраам Фёдорович, † 9 декабря 1718; женат: 1) на княжне Федосье Фёдоровне Ромодановской; 2) на княжне Татиане Алексеевне Голицыной † 1 ноябре 1714 Анастасия Фёдоровна, за князем Иваном Борисовичем Троекуровым Царица Евдокия Фёодоровна, рождение 30 июня 1670 † 27 августа 1731, первая супруга Петра Великого и бабка Императора Петра II Ксения Фёдоровна, рождение 1678 † 1699, за князем Борисом Ивановичем Куракиным Фёдор Кузмич Никита Васильевич Степан Васильевич, вице-адмирал и святого Александра Невского кавалер † в Сибири; женат на Наталие Фёдоровне Балк, рождение 11 ноября 1699 † 11 марта 1763 Мартемьян Харлампьевич Фёдор Харлампьевич Иван Никифорович Пётр Никифорович Иван больший Киприанович Алексей Киприанович Иван меньший Киприанович Андрей Киприанович Тимофей Киприанович Первой Андреевич Семён Андреевич Семён Гаврилович Фёдор Гаврилович Иван Гаврилович КОЛЕНО IX: Фёдор Леонтьевич; женат на Фёкле Фёдоровне Ртищевой Алексей Иванович; женат 1) на Ирине Степановне NN; 2) на Анне Николаевне NN

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

3 июля 1886 года назначен временным управляющим Полтавской епархией , из-за болезни Полтавского архиепископа Иоанна (Петина) . 14 ноября 1887 года назначен епископом Полтавским и Переяславским . Епископ Иларион улучшил в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре хозяйственную часть, обновил храмы, построил каменную теплую церковь (трапезная), устроил дом для странников, обустроил усыпальницу святителей Амвросия (Серебренникова) и Афанасия (Волховского) . Икона свт. Илариона, епископа Полтавского Постоянно заботился о церковных школах в епархии (которых было открыто при нем больше 1000), особенно о школах для девочек. По его инициативе и при непосредственном участии в Полтаве открыто отделение Всероссийского православного миссионерского общества (1888), Сестринское братство «Троеручица» при Сампсониевском храме (1897), отделение попечительства о слепых со школой для слепых девочек (1894), отделение Православного палестинского общества (1899), Свято-Макариевское епархиальное братство (1900), приют для вдов и сирот священнослужителей. С целью улучшения материального положения епархиального духовенства была создана касса взаимопомощи, построен свечной завод. Под руководством епископа Илариона был обновлен кафедральный собор, осуществлен капитальный ремонт Крестовой церкви архиерейского дома, построено новое помещение епархиального женского училища, обустроен Сампсониевский храм на поле Полтавской битвы и построен величественный памятник в честь этого события. При своем большом трудолюбии и строгом отношении к подчиненному духовенству епископ Иларион отличался смирением и глубокой молитвенностью. Скончался 18 января 1904 года, оставив пастве завещание такого содержания: " Прости, Богом дарованная Полтавская паства! Простите все, кого оскорбил словом и делом, ведением и неведением. Се уже не молюсь я с вами в сем храме, сего ради прошу и молю вас, возлюбленные братие мои, сестры и чада, паче же иереи Божии, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу, но поминайте мя и молите Бога, да презрит, яко благ, согрешения моя, яже, яко человек смертный, - жизни содела, и да молитвами вашими обряду, в день судный, милость на судищи оном страшном. Дети дорогие, помяните любившего вас до конца жизни! " .

http://drevo-info.ru/articles/13679852.h...

Виктор Афанасьев Спорительница хлебов В конце лета 1890 года преподобный старец Амвросий, находившийся в Шамординском монастыре, собрался выехать к себе в Оптину, но стало очень холодно и усилилось его постоянное болезненное состояние. Несколько раз пытался он отправиться в путь, но, видно, не было на то воли Божией – портилась погода, здоровье ухудшалось, – и в результате он прожил в Шамордине до осени следующего года, до самой своей блаженной кончины. Летом 1890 года сюда, в Шамордино, привезена была Старцу из Волховского женского монастыря заказанная им икона, которую он назвал „Спорительница хлебов“. Батюшка особенно почитал Богородицу и вот, молясь Ей о том, чтобы Она не оставляла без хлеба православный народ, чтобы по Ее благословению родился хлеб на русских полях, он задумал изобразить Ее в облаках благословляющей созревшую ниву – во множестве стоящие в сжатом поле суслоны снопов... Болховская насельница так и написала этот образ. Он намолен был самим Старцем... И всех, всех просил он молиться перед ним. Молились перед этой иконой шамординские сестры. Молились приезжавшие к Старцу оптинцы, среди них – отцы Исаакий, Иосиф. Старец благословлял читать перед этой иконой Богородичный акафист, к которому он сам прибавил особый припев: „Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!“ Празднование „Спорительнице хлебов“ он установил 15/28 октября. В 1891 году в России был неурожай. Но в Калужской губернии, и особенно вокруг Шамордина, хлеб уродился в изобилии, так что его шамординским сестрам и оптинцам почти на два года хватило. Старец заказывал и рассылал копии этой иконы, и везде, где выходили с ними на поля с молебном, прекращалась засуха, начинали наливаться хлеба... Много русских людей спасла тогда от голода Божия Матерь через Свою икону, которую явила в мир через великого старца. После кончины старца Амвросия, последовавшей в Шамордине 10 октября 1891 года (по старому стилю), почитание иконы продолжалось.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сопово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь построена в 1913 на церковные средства и пожертвования прихожан вместо двухпрестольной деревянной, первоначально Михайловской, с Георгиевским приделом, приписанной к Успенской церкви в Афанасово. Закрыта и разрушена в сер. ХХ в. Сопово. Бывший центр Соповской волости, ныне — нежилая территория сельского поселения «Деревня Мелихово» Ульяновского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г., село принадлежало Денису Ивановичу Чичерину, Прасковье Ивановне Лавровой, Марии Алексеевне Сухоревой, Анне Петровне Юшковой, Василию Андреевичу Захарьину, Петру Захаровичу Апухтину, Михаилу Петровичу Апухтину. Село находилось по обе стороны двух безымянных отвершков. На тот период в 13 дворах проживало 36 душ мужского и 65 женского пола. Церковь деревянная Архистратига Михаила. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 75 верстах от уездного города Жиздры близ Волховского тракта при речке Вытебеть. В 18 дворах проживало 85 душ мужского и 73 женского пола. Успенская церковь построена около 1850 г. прихожанами. Здание церкви и колокольни деревянные, покрыты тесом. В 1895 г. была ветхой. Престолов два. В настоящей холодной престол освящён во имя Успения Божией Матери, память 15/28 августа. В холодном приделе — во имя великомученика Георгия Победоносца, память 23 апреля/б мая. От Калужской духовной консистории находилась на расстояние 120 вёрст. Ближайшие церкви: на северо-востоке — Пятницкая в селе Дубна в 4 верстах, на юге — Николаевская в селе Бетово в 12 верстах, на юго-западе — Дмитриевская в селе Клён в 12 верстах, на северо-западе — Казанская в селе Крапивна в 10 верстах. Приход в 1863 г. состоял: село Сопово — крестьяне при церкви, сельцо Иваново в 3 верстах, сельцо Афанасово в 4 верстах, д. Александровка в 10 верстах и д. Новосёлки. Всего в 138 дворах проживало 633 души мужского и 619 женского пола. Земли при церкви состояло: сенокосной 14 десятин, под речкой, озерами, заливами 2 десятины 1200 кв. саженей.

http://sobory.ru/article/?object=47457

1 нояб. 1897 г. Г. возглавил Великоустюжское вик-ство Вологодской епархии с управлением великоустюжским во имя арх. Михаила мон-рем . Из-за особого положения вик-ства Г. решал мн. вопросы (в т. ч. связанные с духовно-учебными заведениями) самостоятельно. По ходатайству Г. в Вел. Устюге планировалось открытие новой кафедры, но дело остановилось за недостатком средств. При нем было построено новое здание жен. епархиального уч-ща, открыты об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам уч-ща, противораскольническая школа при великоустюжском Стефано-Прокопиевском братстве, дом трудолюбия с приютом для бедных детей и яслями. Летом 1898 г. в Вел. Устюге проходили первые краткосрочные курсы для учителей церковных школ. 16-17 дек. 1897 г. праздновалось 75-летие Никольского ДУ, 8 июля 1903 г.- 600-летие со дня кончины блж. Прокопия Устюжского . При содействии Г. вышло в свет составленное свящ. А. А. Голосовым соч. «Велико-Устюжский Михаило-Архангельский мон-рь Вологодской епархии: Истор. описание и совр. его состояние» (Вологда, 1901). 12 авг. 1904 г. по собственному прошению из-за болезни Г. был переведен на Прилукское вик-ство Полтавской епархии с назначением управляющим Димитриевым Прилуцким в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мон-рем . В Полтаве был председателем епархиального училищного совета, членом ученой архивной комиссии. Совместно с прот. Петром Мацановым издал материалы о Екатеринославском архиеп. Амвросии (Серебренникове) и Могилёвском еп. Афанасии (Волховском) , мощи к-рых нетленно почивали в Крестовоздвиженском мон-ре (Угодники Божии святители Амвросий и Афанасий. Полтава, 1905). 9 дек. 1905 г. Г. был назначен на Омскую кафедру, куда прибыл 28 янв. 1906 г. Епархия, открытая в 1895 г., была плохо обустроена. При Г. вдвое увеличилось количество приходов (только в 1911 было открыто 40), значительно возросло число пастырей, причем владыка особенно ценил тех, кто имели высшее образование. Дважды проводились епархиальные съезды. Г. упорядочил в епархии богослужебный чин, завел внебогослужебные чтения с общим пением. При нем было закончено строительство зданий архиерейского дома и консистории, открыто жен. епархиальное уч-ще и об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам уч-ща. По инициативе Г. в Омске открылась ДС, в епархии - много церковноприходских школ, неск. об-в трезвости. Была усилена просветительская и миссионерская деятельность, учреждена 2-я должность епархиального миссионера, увеличен штат окружных миссионеров, при епархиальном правосл. братстве образован «дамский миссионерский кружок», открыты воскресные миссионерские курсы. Омская миссия по составу сотрудников и организации народных кружков и братств была лучшей в Сибири. Г. заботился о религ. нуждах переселенцев, прибывавших преимущественно из юж. губерний.

http://pravenc.ru/text/161293.html

15 дек. 1763 г. имп. Екатерина II упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для сбора двойной подушной подати и налога с бород. На основе записки М. от 12 нояб. 1764 г. был издан имп. указ, которым старообрядцам-поповцам предлагалось присоединиться к офиц. Русской Церкви, а для непримиримых предусматривалось возвращение двойной подушной подати. По предложению М. 17 дек. 1764 г. Синод предписал епархиальным архиереям освободить всех «раскольников», к-рых удерживали в мон-рях для обращения в Православие. 11 мая 1765 г. М. в предложении Синоду повторил тезисы по раскольническому вопросу, ранее направленные императрице. 23 окт. 1765 г. Н. И. Панин объявил М. решение имп. Екатерины напечатать «увещание раскольникам» и предложил это сделать в типографиях Москвы и С.-Петербурга. Редактором публикации был назначен иером. Платон (Левшин) . Согласно рапортам архиереев, стали происходить обращения «раскольников», хотя и единичные. Однако позиция М. в отношении старообрядцев встретила протест митр. С.-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) , архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) и еп. Афанасия (Волховского) . При М. произошла одна из важнейших реформ в истории РПЦ - секуляризация церковных имений, которая разрабатывалась с 1762 г. В 1763 г. в соответствии с докладом «о духовных имениях» в ведении Сената была воссоздана Коллегия экономии. Она должна была управлять бывш. духовными имениями вместе с крестьянами, вести хозяйственный учет и финансирование по штатам. 26 февр. 1764 г. был издан Манифест о секуляризации имений Синода, архиерейских домов и мон-рей и введении штатов в великорусских губерниях Российской империи. С открытым протестом 6 марта 1763 г. обратился в Синод только митр. Ростовский сщмч. Арсений (Мацеевич) . 25 авг. 1766 г. М. предложил Синоду распространить секуляризацию вотчин мон-рей и архиерейских домов и на Малороссию по примеру великорусских губерний якобы в связи с беспорядками в управлении имениями. 15 сент. 1766 г. Синод вынужден был принять указ о секуляризации церковных земель Левобережной Украины (осуществлен после получения данных о церковном имуществе в 1786). М. предлагал передать доходы мон-рей на нужды белого духовенства и из его представителей избирать кандидатов на епископские кафедры.

http://pravenc.ru/text/2562888.html

О нем я уже не имел с тех пор ни слуху ни духу. Таков-то отец Георгий Коссов из села Спас-Чекряка Волховского уезда Орловской губернии. Не стоит ли одесную его один из тех Ангелов, которых в последние дни Господь пошлет собирать своих верных со всех четырех ветров земли?! 14 мая 1903 года 9. Одна из тайн Божияго домостроительства. Святая Русь Искатель града невидимого иеромонах скита Оптиной Пустыни отец Даниил (Болотов) Во дни великого патриарха Александрийской церкви, Афанасия, в городе Констанции, на острове Кипре, епископом был один из замечательнейших прозорливцев Христовой Церкви, блаженный Нифонт. Истинно пророческого духа был этот великий муж и видел духовными очами своими самое отдаленное будущее так, как мы не можем видеть и настоящего… — Как, — спросит читатель, — неужели мы не видим настоящего? — Не видим, — отвечу я, — а если бы видели, то давно бы уже облеклись во вретище и покаялись в тяжких согрешениях, которыми прогневали едва ли не до конца правосудие Божие. А где покаяние наше?.. Не видно его что-то?.. Так вот, этого-то зрителя тайн Божественного домостроительства и вопросил однажды преподобный Григорий, ученик его: — Спрошу тебя, отец, — открой мне, — есть ли еще на земле святые Божии подвижники, которые бы, сияя добродетелями, как Ангелы, были бы подобны Антонию Великому , Иллариону, Павлу и другим многим, явным и тайным, — их же знает один Бог? И отвечал Блаженный: — Сын мой! До скончания века не оскудеют святые. Но в последние годы святые эти скроются от людей и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что в Царстве Небесном явятся выше первых чудоносных отцов. Будет же им такая награда за то, что в те дни не будет пред их очами никого, кто бы творил чудеса, и люди сами от себя восприимут усердие и страх Божий в сердцах своих. Духовная ночь ниспала на грешную землю! Глухая, беспросветная, черная ночь! Тяжелые, мрачно нависшие тучи заволокли далекий горизонт и с севера, и с юга, и с запада, и с востока; нависли грозовые тучи и над нашей головой… Душно, тягостно, давит грудь, трепещет боязливое сердце… Грома еще не слышно; но сгустившаяся туча дрожит от огненных вспышек где-то высоко над тучами реющих молний. Душа замирает, не видя, но чувствуя, как близятся еще далекие, неслышные громы небесные и как уже горит пожаром разгорающихся стихий там где-то глубоко-глубоко, высоко-высоко над тучами разгневанное небо, опускающееся, чтобы сжечь и землю и все дела земли — «блудницы великой, с которою любодействовали цари земные, и от великой роскоши которой разбогатели купцы земные, ибо грехи ея дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ея» ( Отк. 18:3,5 ).

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

•  Память прп. Мартирия, в миру Мины, празднуется 11 нояб., — вероятно, вместе с великомучеником Миной(+ 304), особое почитание которого в Русской Православной Церкви началось после того, как в день его памяти в 1480 г. произошло бегство хана Ахмата от Угры.   •  Упоминаемый в житии Свято-Троицкий монастырь, официально называемый Троице-Сергиев, расположен в г. Великие Луки (совр. Псковская обл.). В этой обители преподобный принял постриг и в течение 7 лет был келарем. По благословению своего духовного отца Боголепа прп. Мартирий сам стал наставником для принявшего иноческий постриг с именем Авраамий боярского сына Афанасия. По совету преподобного Авраамий отправился на моление в Тихвинский монастырь, где и остался. Видение огненного столпа над Тихвином, полученное во сне прп. Мартирием, побудило прп. Авраамия отправиться подвизаться в тех краях.   •  Тихвинский Богородицкий монастырь относился к Новгородской епархии (совр. Ленинградская обл., Санкт-Петербургская епархия). Послушание в этом монастыре преподобный проходил вместе со своим учеником Авраамием. Тот показал прп. Мартирию место его подвижничества, где был основан Зеленецкий Троицкий монастырь. Обитель прп. Мартирием основана в местности, называемой Зеленый остров (на территории совр. Волховского р-на Ленинградской обл.).   •  Благотворитель монастыря касимовский царь Симеон — это касимовский хан Симеон Бекбулатович, крещеный татарин, ставший на некоторое время, в 1574 г, вел. князем всея Руси по приказу Иоанна Грозного.   •  Митрополит Корнилий, написавший житие преподобного, был одно время игуменом Зеленецкого монастыря, потом митрополитом Казанским, митрополитом Новгородским и умер на покое в обители прп. Мартирия.   •  Прп. Мартирий Зеленецкий прославился даром исцелений и почитается также кик Великолукский чудотворец (по месту рождения и начала монашеского подвига). Праведная Иулиания Лазаревская (+ 1604) Память ее празднуется 2 янв. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В январе 1847 года оптинский летописец записал: «Благоволением Премилосердого Господа за молитвами св. Отец наших, окончено в сем генваре месяце печатание книги под заглавием: «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . С присовокуплением предисловий на книги свв. Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского , сочиненных другом и сопостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Москва. В Университетской типографии. 1847″. Сии душеполезные в особенности для монашествующих рукописи хранились в Оптиной Пустыни: у о. игумена Моисея, у скитоначальника иеромонаха Макария, а некоторые присланы от о. архимандрита Игнатия Брянчанинова – настоятеля Санкт-Петербургской Сергиевой первоклассной пустыни, и от о. архимандрита Макария – настоятеля Волховского монастыря. О. игумен Моисей с скитоначальником иеромонахом Макарием, призвав Господа на помощь, переписавши рукописи, представили в Московский духовный цензурный комитет в прошлом 1846 году чрез посредство профессора Московского университета Степана Петровича Шевырева и белевского помещика Ивана Васильевича Киреевского с супругою его Натальею Петровной, которая также имела в хранении полезные рукописи. Эти же благочестивые особы имели все старание и попечение, находясь в Москве, в получении из цензуры, в печатании, они же были и корректорами, а притом, как скоро напечатывался лист оной книги, каждый лист корректированный тотчас пересылали чрез почту в Скит к иеромонаху Макарию, который, просмотревши и сверивши с подлинными рукописями, сообщал им о оказавшихся в печатном листе погрешностях; по окончании всей книги печатанием, и погрешности напечатаны… В Оптину несколько экземпляров доставлено 31-го числа сего же генваря. Душеполезные и назидательные сии книги поднесены от настоятеля о. игумена Моисея при письмах: Московскому митрополиту Филарету, Киевскому митрополиту Филарету, многим архиепископам, епископам и знатным особам, благоволящим к Оптиной обители… Г-н Киреевский Иван Васильевич был редактором журнала «Москвитянина», и по христианскому благочестию, в особенности супруги его Наталии Петровны, расположены ко многим обителям и к монашескому сословию».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010