Первый префект иеромонах Афанасий Волховской является в 1745 году 5 ; он же был и первым ректором с 1748 года. Управление семинарию с 1742 года, при архимандритах Кирилле Флоринском и Арсении Могилянском, поручено было лицу светскому – интенданту Андрею Ивановичу Павловскому, – явление редкое в истории тогдашних духовных училищ. Павловский был нечто вроде инспектора и правителя дел, и удержал свое влияние на дела семинарии даже при первом префекте. Главная часть его управления состояла в заведывании письменными делами, касавшимися семинарии: под его непосредственным начальством, состояла интендантская контора, имевшая значение семинарского правления. Она открыта в марте 1743 года, и в нее тогда переданы из духовной лаврской канцелярии все дела, касавшиеся семинарии. При открытии интендантской конторы нужно было определить отношения ее к управлению лавры, и на запросе конторы, как ей «корреспондоватися» с Учрежденным собором и с духовною канцеляриею лавры, архимандрит Кирилл предписал, что в соборе интендантская контора должна входить доношениями, а в канцелярию писать промемории. Власть Павловского не ограничивалась наблюдением за письмоводством: он входил и в учебные дела: так вместе с учителями он, в 1743 году, экзаменовал поступавших в семинарию 6 . Когда архимандрит лавры жил в Петербурге, Павловский вел с ним частую переписку, иногда сам ездил туда, и в таких случаях дела семинарского правления поручались двум старшим учителям они обязаны были посылать доношения о всех делах семинарских не прямо на имя архимандрита, но на имя интенданта, который докладывал о них архимандриту. В 1745 году, когда поступил, в семинарию первый префект, ему показалось несообразным с его саном и должностью подчиняться в делах правления авторитету Павловского, и он стал посылать доношения прямо на имя архимандрита лавры Арсения. Павловский, бывший в то время при Арсении в Петербурге, отстоял данные ему права, и Арсений прислал семинарской конторе выговор с предписанием, чтобы как прежде, так и впредь, доношения о делах семинарии не шли к нему, минуя Павловского 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Виктор Афанасьев Спорительница хлебов В конце лета 1890 года преподобный старец Амвросий, находившийся в Шамординском монастыре, собрался выехать к себе в Оптину, но стало очень холодно и усилилось его постоянное болезненное состояние. Несколько раз пытался он отправиться в путь, но, видно, не было на то воли Божией – портилась погода, здоровье ухудшалось, – и в результате он прожил в Шамордине до осени следующего года, до самой своей блаженной кончины. Летом 1890 года сюда, в Шамордино, привезена была Старцу из Волховского женского монастыря заказанная им икона, которую он назвал „Спорительница хлебов“. Батюшка особенно почитал Богородицу и вот, молясь Ей о том, чтобы Она не оставляла без хлеба православный народ, чтобы по Ее благословению родился хлеб на русских полях, он задумал изобразить Ее в облаках благословляющей созревшую ниву – во множестве стоящие в сжатом поле суслоны снопов... Болховская насельница так и написала этот образ. Он намолен был самим Старцем... И всех, всех просил он молиться перед ним. Молились перед этой иконой шамординские сестры. Молились приезжавшие к Старцу оптинцы, среди них – отцы Исаакий, Иосиф. Старец благословлял читать перед этой иконой Богородичный акафист, к которому он сам прибавил особый припев: „Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!“ Празднование „Спорительнице хлебов“ он установил 15/28 октября. В 1891 году в России был неурожай. Но в Калужской губернии, и особенно вокруг Шамордина, хлеб уродился в изобилии, так что его шамординским сестрам и оптинцам почти на два года хватило. Старец заказывал и рассылал копии этой иконы, и везде, где выходили с ними на поля с молебном, прекращалась засуха, начинали наливаться хлеба... Много русских людей спасла тогда от голода Божия Матерь через Свою икону, которую явила в мир через великого старца. После кончины старца Амвросия, последовавшей в Шамордине 10 октября 1891 года (по старому стилю), почитание иконы продолжалось.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сопово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь построена в 1913 на церковные средства и пожертвования прихожан вместо двухпрестольной деревянной, первоначально Михайловской, с Георгиевским приделом, приписанной к Успенской церкви в Афанасово. Закрыта и разрушена в сер. ХХ в. Сопово. Бывший центр Соповской волости, ныне — нежилая территория сельского поселения «Деревня Мелихово» Ульяновского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г., село принадлежало Денису Ивановичу Чичерину, Прасковье Ивановне Лавровой, Марии Алексеевне Сухоревой, Анне Петровне Юшковой, Василию Андреевичу Захарьину, Петру Захаровичу Апухтину, Михаилу Петровичу Апухтину. Село находилось по обе стороны двух безымянных отвершков. На тот период в 13 дворах проживало 36 душ мужского и 65 женского пола. Церковь деревянная Архистратига Михаила. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 75 верстах от уездного города Жиздры близ Волховского тракта при речке Вытебеть. В 18 дворах проживало 85 душ мужского и 73 женского пола. Успенская церковь построена около 1850 г. прихожанами. Здание церкви и колокольни деревянные, покрыты тесом. В 1895 г. была ветхой. Престолов два. В настоящей холодной престол освящён во имя Успения Божией Матери, память 15/28 августа. В холодном приделе — во имя великомученика Георгия Победоносца, память 23 апреля/б мая. От Калужской духовной консистории находилась на расстояние 120 вёрст. Ближайшие церкви: на северо-востоке — Пятницкая в селе Дубна в 4 верстах, на юге — Николаевская в селе Бетово в 12 верстах, на юго-западе — Дмитриевская в селе Клён в 12 верстах, на северо-западе — Казанская в селе Крапивна в 10 верстах. Приход в 1863 г. состоял: село Сопово — крестьяне при церкви, сельцо Иваново в 3 верстах, сельцо Афанасово в 4 верстах, д. Александровка в 10 верстах и д. Новосёлки. Всего в 138 дворах проживало 633 души мужского и 619 женского пола. Земли при церкви состояло: сенокосной 14 десятин, под речкой, озерами, заливами 2 десятины 1200 кв. саженей.

http://sobory.ru/article/?object=47457

Крапивна. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Казанская церковь построена в 1891 г. прихожанами. Крапивна (Богородское). Бывший центр Крапивенской волости, ныне - в составе сельского поселения «Деревня Мелихово» Ульяновского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г. село принадлежало графу Якову Александровичу Брюсу. Находилось по обе стороны речки Крапивенка и при трёх безымянных отвертках. Церковь деревянная во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 60 верстах от уездного города Жиздры близ Волховского тракта при ручье Крапивна. В 154 дворах проживало 647 душ мужского и 655 женского пола. Действовал один завод. Клировые ведомости за 1863 г. не раскрывают год построения и кем была построена. Известно, что церковь была деревянной с деревянной колокольней. Престол показан один — во имя Казанской иконы Божией Матери. В трёх верстах от церкви в д. Большая Речица находилась каменная часовня с кружкой в пользу церкви. Каменная церковь построена в 1891 г. прихожанами. Престолов стало три. Главный престол освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. Правый придел - во имя благоверного князя Александра Невского. В левом приделе престол освящён во имя Всех Святых. Расстояние от Калужской духовной консистории 115 вёрст, от местного благочинного 9 вёрст. Ближайшие церкви: на севере - Воскресенская в селе Плохино в 9 верстах, на западе - Ильинская в селе Веснины в 4 верстах, на юго-востоке - Успенская в селе Сопово в 10 верстах, на юге - Успенская в селе Афанасово в 6 верстах. Приход в 1863 г. состоял: село Крапивна при церкви, д. Петуховка в 4 верстах, д. Бобровка в 7 верстах, д. Чухлово в 1 версте, сельцо Малая Речица и Большая Речица в 3 верстах. В 280 дворах проживало 1221 душа мужского и 1256 женского пола. Приход в 1895 г. состоял: в д. Петуховка крестьян (24-81-97) в 4 верстах, в д. Бобровка крестьян (19-86-90) в 7 верстах, в д. Хорёвка крестьян (14-46-55) в 9 верстах, в д. Чухлово крестьян (79-276-275) в 1 версте, в д. Тургеневка крестьян (16-49-47) в 1 версте, в д. Малая или Косая Речица крестьян (14-35-33) в 2 верстах, в д. Большая Речица крестьян (17-56-40) в 3 верстах, Выселки Карвовские (Карвовка) крестьян (8-29-30) в 3 верстах. Всего в 472 дворах проживало 1657 душ мужского и 1707 женского пола. Кроме того военных (0-230-246). Всего (472-1887-1953).

http://sobory.ru/article/?object=47267

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] II; 1741, Полтава - 1.01.1801, там же), , свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых), еп. Могилёвский и Полоцкий. Сын полтавского протоиерея, племянник и воспитанник еп. Афанасия (Волховского) . Окончил Тверскую ДС, в 1765 г.- Киевскую академию, служил священником при Николаевской ц. в Полтаве. После кончины жены 1 окт. 1769 г. принял постриг в Болдинском Ильинском мон-ре близ Чернигова, служил в черниговском кафедральном соборе. С 1777 г. игумен Кириллова Белозерского мон-ря , с 1783 г. игумен приписанного к новгородскому архиерейскому дому Отенского мон-ря, с 23 нояб. 1783 г. архимандрит Вяжищского новгородского мон-ря . 13 нояб. 1785 г. назначен наместником Юрьева новгородского мон-ря . Афанасий (Волховский II), еп. Старорусский Афанасий (Волховский II), еп. Старорусский 30 июля 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 5 марта 1795 г. по ходатайству кн. А. А. Безбородко перемещен на Могилёвскую и Полоцкую кафедру, став преемником свт. Георгия (Конисского) , много сделавшего для защиты Православия против католичества и унии в западнобелорус. землях. Назначение А. в Могилёв произошло сразу после присоединения Зап. Белоруссии к России, в результате к-рого большое число греко-католиков воссоединилось с правосл. Церковью (по донесению А., в 1794-1795 в Могилёвской епархии воссоединились 107 865 униатов). Возвращение униатов в Православие (призыв к этому содержится в «Пастырском увещании к униатам» А.), противостояние католичеству, восстановление церковной жизни правосл. общин были главными задачами архипастырской деятельности А., свидетельством к-рой является его «Окружная грамота к пастве». Во время его пребывания на кафедре были установлены архиерейские службы по храмовым праздникам в приходских церквах и Буйницком мон-ре, предпринята попытка укрепления богослужебной дисциплины. При А. были упразднены Могилёвский братский и Шкловский жен. мон-ри. Особое внимание А. уделял Могилёвской семинарии, в к-рой ввел созданный им метод обучения. 31 окт. 1795 г. по распоряжению А. была создана «контора» для контроля за ДС.

http://pravenc.ru/text/76884.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Знаменитые полководцы России. Маршал Мерецков, полководец, завершивший Вторую мировую войну. 16.12.2021 20:00 Дмитрий Михайлович Володихин Кирилл Афанасьевич Мерецков - один из выдающихся полководцев Второй Мировой войны. Еще в 1940 году он был одним из тех, кто в советско-финскую войну обеспечил прорыв линии Маннергейма. В 1941-м подвергся аресту, пыткам, тяжелым издевательствам, но потом нашел в себе силы вернуться на командные посты в армии. Добрая половина (если не три четвертых) успеха наступательной операции " Искра " по деблокаде Ленинграда связана с ударами Волховского фронта, которым командовал Мерецков. В 1944 году Кирилл Афанасьевич провел два победных наступления, взял Петрозаводск, Печенгу, норвежский город Киркенес, освободил советское Заполярье. А в августе 1945-го именно Мерецков во главе 1-го Дальневосточного фронта нанес решающий удар по Квантунской армии японцев и сломил сопротивлении ее основных сил. Ему в значительной степени мир обязан скорой капитуляцией Японии и завершением Второй мировой войны. Радиопрограмма создана с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/12/16/20-0...

Афродитианова повесть, 792, 797; порицается, 200, 201. Афанасия александрийского : Толкование Псалмов, 88. Послание к Антиоху см. Антиох князь; Аммону, Руфину, 205–207. Слова и отрывки, 13, 15, 87, 91, 165, 169, 185, 189, 192, 203, 204, 339, 667, 668, 732, 746, 752, 753, 757, 764, 766, 768, 770, 794, 802, 804. Житие В. Антония, 684, 763. Его житие см. Жития Святых. Афанасий, монах иерусалимский, 15, 205, 206, 224. Афанасий русин, святогорец, 746. Афанасий, поп, владелец, 350. Афонская гора, 175, 200, 686, 704, 746, 756, 757, 793. Афанасия Волховского, иером. префекта Троицкия лавры, слово, 198. Упомин. архимандритом, 457. Басманова Ивана супруга, Ирина, 76. Басов Феодор, владелец, 259, 484. Баторий см. Стефан. Батыя пленение Руси, 714, 770, убиение его, 663, 714, 805. Бенетскому архиепископу послание, 205, 206. Бердпбека, хана,ярлык, 177,765. Беседы трех святителей Василия В., Григория Б. и Иоанна Злат., 256, 769, 774, 778, 786. Беседовник см. Григорий. Библия. Книги В. и Н. завета: Пятокнижие Моисеево, 1, 44, 45. Иис. Навина, Судей Изр., Руфь, Есфирь, 2. Ездры 2-й кн. гл. 3 и 4, 659. Псалмы Давидовы, 3, 46–62. Псалтири следованные, 308–343. Толкования Псалмов, 85–88, 791. Притчи Соломоновы, 730, 773. Екклесиаст, 730. Песнь Песней, 730, 765, 773, с толкованием, 730. Премудрость Сирахова, 730. Пророки толковые, 63, 89–91. Выписки из книг В. Завета, 15, 205, 206, 728, 729, 731, 770, 771, 812. Четвероевангелие, 46, 66–70, по дням – апракос, 5. Толковое, 92–98, 107–115. Учительное 99–106. Деяния, и Послания Апостольские, 71–78, 783, апракос, 79–82. Толкования на них, 116–118, 150. Апокалипсис, 83, 84, 659, 710, с толкованием Андрея кесарийского , 6, 119–122, 692. Библейская история, 38, 728–731, 735, 769. Библиотеки разные см. Описание рукописей. Благовестник, книга, 107–115. Благовещеиие. Поучения на сей праздник, 11, 99–104, 106, 137, 142, 143, 150, 160, 602, 643, 675, 704, 744, 745, 753–755, 793, 796, 805. Блудного сына неделя. Поучения, 9, 11, 39, 99–101, 103–106, 142–144, 204, 404, 758, 793.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

28. VIII. 41 г. К. Мерецков ». Читатель наверняка обратит внимание на то, что замордованный, «запытанный» генерал армии спокойно пишет письмо вождю, и оно элементарно доходит до адресата (ну не по тюремной же маляве!). Как встретил его вождь, сам маршал вспоминал: «В сентябре 1941 года я был вызван в кабинет Верховного главнокомандующего. И.В. Сталин стоял у карты и внимательно вглядывался в неё. Затем повернулся в мою сторону, сделал несколько шагов навстречу и сказал: - Здравствуйте, товарищ Мерецков! Как вы себя чувствуете? - Здравствуйте, товарищ Сталин! Чувствую себя хорошо. Прошу разъяснить боевое задание! Сталин не спеша раскурил трубку, вновь подошёл к карте и спокойно стал знакомить меня с положением на Северо-Западном направлении. Через два дня я вылетел в качестве представителя Ставки Верховного главнокомандования на Северо-Западный фронт вместе с Н.А. Булганиным и Л.3. Мехлисом». 29 декабря 1941 года Сталин напишет Мерецкову личное письмо (замечу в скобках: не многие военачальники удостаивались такой чести): «Уважаемый Кирилл Афанасьевич! Дело, которое поручено Вам, является историческим делом. Освобождение Ленинграда, сами понимаете, - великое дело. Я бы хотел, чтобы предстоящее наступление Волховского фронта не разменивалось на мелкие стычки, а вылилось бы в единый мощный удар по врагу. Я не сомневаюсь, что Вы постараетесь превратить это наступление именно в единый и общий удар по врагу, опрокидывающий все расчёты немецких захватчиков. Жму руку и желаю Вам успеха. И. Сталин». Но если в мирной жизни нам суждено только предполагать, а Бог всегда располагает, то что тогда говорить о жизни военной. События на Северо-Западе страны развивались столь же трагически, а временами и катастрофически, как и на всех прочих направлениях. Поэтому следующая встреча вождя с Мерецковым состоялась лишь летом 1942 года. Опять его воспоминания: «Загорелись июньские зори. Близились дни, несшие с собой горячее дыхание сражений второй летней кампании. Я уже прикидывал, когда и как моя 33-я армия опять заиграет активную роль на фронте, высоко неся свое боевое знамя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

15 дек. 1763 г. имп. Екатерина II упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для сбора двойной подушной подати и налога с бород. На основе записки М. от 12 нояб. 1764 г. был издан имп. указ, которым старообрядцам-поповцам предлагалось присоединиться к офиц. Русской Церкви, а для непримиримых предусматривалось возвращение двойной подушной подати. По предложению М. 17 дек. 1764 г. Синод предписал епархиальным архиереям освободить всех «раскольников», к-рых удерживали в мон-рях для обращения в Православие. 11 мая 1765 г. М. в предложении Синоду повторил тезисы по раскольническому вопросу, ранее направленные императрице. 23 окт. 1765 г. Н. И. Панин объявил М. решение имп. Екатерины напечатать «увещание раскольникам» и предложил это сделать в типографиях Москвы и С.-Петербурга. Редактором публикации был назначен иером. Платон (Левшин) . Согласно рапортам архиереев, стали происходить обращения «раскольников», хотя и единичные. Однако позиция М. в отношении старообрядцев встретила протест митр. С.-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) , архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) и еп. Афанасия (Волховского) . При М. произошла одна из важнейших реформ в истории РПЦ - секуляризация церковных имений, которая разрабатывалась с 1762 г. В 1763 г. в соответствии с докладом «о духовных имениях» в ведении Сената была воссоздана Коллегия экономии. Она должна была управлять бывш. духовными имениями вместе с крестьянами, вести хозяйственный учет и финансирование по штатам. 26 февр. 1764 г. был издан Манифест о секуляризации имений Синода, архиерейских домов и мон-рей и введении штатов в великорусских губерниях Российской империи. С открытым протестом 6 марта 1763 г. обратился в Синод только митр. Ростовский сщмч. Арсений (Мацеевич) . 25 авг. 1766 г. М. предложил Синоду распространить секуляризацию вотчин мон-рей и архиерейских домов и на Малороссию по примеру великорусских губерний якобы в связи с беспорядками в управлении имениями. 15 сент. 1766 г. Синод вынужден был принять указ о секуляризации церковных земель Левобережной Украины (осуществлен после получения данных о церковном имуществе в 1786). М. предлагал передать доходы мон-рей на нужды белого духовенства и из его представителей избирать кандидатов на епископские кафедры.

http://pravenc.ru/text/2562888.html

1 нояб. 1897 г. Г. возглавил Великоустюжское вик-ство Вологодской епархии с управлением великоустюжским во имя арх. Михаила мон-рем . Из-за особого положения вик-ства Г. решал мн. вопросы (в т. ч. связанные с духовно-учебными заведениями) самостоятельно. По ходатайству Г. в Вел. Устюге планировалось открытие новой кафедры, но дело остановилось за недостатком средств. При нем было построено новое здание жен. епархиального уч-ща, открыты об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам уч-ща, противораскольническая школа при великоустюжском Стефано-Прокопиевском братстве, дом трудолюбия с приютом для бедных детей и яслями. Летом 1898 г. в Вел. Устюге проходили первые краткосрочные курсы для учителей церковных школ. 16-17 дек. 1897 г. праздновалось 75-летие Никольского ДУ, 8 июля 1903 г.- 600-летие со дня кончины блж. Прокопия Устюжского . При содействии Г. вышло в свет составленное свящ. А. А. Голосовым соч. «Велико-Устюжский Михаило-Архангельский мон-рь Вологодской епархии: Истор. описание и совр. его состояние» (Вологда, 1901). 12 авг. 1904 г. по собственному прошению из-за болезни Г. был переведен на Прилукское вик-ство Полтавской епархии с назначением управляющим Димитриевым Прилуцким в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мон-рем . В Полтаве был председателем епархиального училищного совета, членом ученой архивной комиссии. Совместно с прот. Петром Мацановым издал материалы о Екатеринославском архиеп. Амвросии (Серебренникове) и Могилёвском еп. Афанасии (Волховском) , мощи к-рых нетленно почивали в Крестовоздвиженском мон-ре (Угодники Божии святители Амвросий и Афанасий. Полтава, 1905). 9 дек. 1905 г. Г. был назначен на Омскую кафедру, куда прибыл 28 янв. 1906 г. Епархия, открытая в 1895 г., была плохо обустроена. При Г. вдвое увеличилось количество приходов (только в 1911 было открыто 40), значительно возросло число пастырей, причем владыка особенно ценил тех, кто имели высшее образование. Дважды проводились епархиальные съезды. Г. упорядочил в епархии богослужебный чин, завел внебогослужебные чтения с общим пением. При нем было закончено строительство зданий архиерейского дома и консистории, открыто жен. епархиальное уч-ще и об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам уч-ща. По инициативе Г. в Омске открылась ДС, в епархии - много церковноприходских школ, неск. об-в трезвости. Была усилена просветительская и миссионерская деятельность, учреждена 2-я должность епархиального миссионера, увеличен штат окружных миссионеров, при епархиальном правосл. братстве образован «дамский миссионерский кружок», открыты воскресные миссионерские курсы. Омская миссия по составу сотрудников и организации народных кружков и братств была лучшей в Сибири. Г. заботился о религ. нуждах переселенцев, прибывавших преимущественно из юж. губерний.

http://pravenc.ru/text/161293.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010