В Бобруйской обл. в оккупационный период возродились общины в Бобруйске и в ближайших к нему сельских районах: Кировском (ныне Могилёвской обл.) и Паричском (ныне Светлогорский р-н Гомельской обл.). В Кировском р-не не закрывался храм поморцев в с. Капустине. В селах Скриплица и Подлещенка общины поморцев в 1946 г. получили отказ в регистрации и действовали нелегально. В Паричском р-не в 1946 г. получили регистрацию общины поморцев в с. Александровка и дер. Заречье. Обе общины были закрыты в 60-х гг. XX в. В течение неск. десятилетий нелегально действовали общины в селах Дражня, Солотино и Малимоны. В наст. время центром старообрядчества в регионе является Бобруйск, где существуют 3 крупные общины поморцев. Непрерывно действующей оставалась Старо-Форштадтская Покрово-Никольская община. Никольская Назаровская община, имевшая храм на кладбище в пос. Назаровка (в черте города), была упразднена в 1947 г., 4 апр. 1990 г. приход был восстановлен, ему вернули Никольский храм. Казанско-Богородичная община была закрыта в 1949 г., в 1997 г. она вновь получила регистрацию, в том же году был построен новый храм. Не закрывались общины в селах Богушевка и Турковская Слобода Бобруйского р-на. Общины в деревнях Углы и Барановичи-3 (ныне Барановичи) того же района были закрыты из-за малочисленности соответственно в 1974 и в 1986 гг. Часть старообрядческих деревень на юге Гомельской обл. была отселена вслед. аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. К 2010 г. в Могилёвской обл. на регистрации состояли 6 общин старообрядцев, из них 3 - в Бобруйске, 2 - в Бобруйском р-не, 1 - в Кировском р-не. В 2011 г. была зарегистрирована старообрядческая община во имя Всемилостивого Спаса в Могилёве. Единоверие Центрами единоверия в Могилёвской губ. являлись муж. мон-ри Белицкого (Гомельского) у.: Чонский Успенский, Макариевский и Чонско-Макариевский, а также Ильинская и Косицкая единоверческие церкви в Гомеле. В 1795 г. группа старообрядцев ветковских скитов обратилась к Могилёвскому и Витебскому еп. Афанасию (Волховскому) с просьбой о присоединении к правосл. Церкви. Среди них были инок Лаврентиевского мон-ря Авксентий, духовник Лаврентиевского, Чонского, Спасо-Слободского мужских и Спасо-Слободского женского мон-рей иером. Давыд и инок Константин. 8 мая 1797 г. Синод дал указ еп. Афанасию причислить эти мон-ри, а также нек-рых жителей г. Белица к Екатеринославской епархии с условием, что в них будут совершаться единоверческие богослужения по старопечатным книгам на основании указа 1784 г.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Третьим по очереди приступил к Арсению Тверской архиепископ Афанасий Волховской , чтобы снять с него панагию, но Арсений с молитвою снял ее сам и, подавая Афанасию, сказал: «Младший благословляется от старшего; устнама моима возвещу вся судьбы уст твоих; язык твой велеречив был на меня, как у Ария , ты и умрешь, как умер Арий!» (Афанасий был преемником Арсения на Ростовской епархии и кончил жизнь свою, как Арий, исходом вон всех своих внутренностей.) Четвертым приступил к Арсению Петербургский викарий Гавриил , чтобы взять посох Мациевича, но он сам взял его с молитвою от посошника Златоустова — рассказчика сего суда и, подавая Гавриилу, сказал: «Ты забыл, какому должно быть архиерею Божию; за Иродиаду твою соперник твой задушит тебя, зане плясавши с ней осудил мя еси!» (Келейник Гавриилов из ревности, что владыко отбил у него любовницу, задушил его пуховиком.) Пятый в свою очередь приступил к Арсению Крутицкий архиепископ Гедеон , чтобы снять его мантию, но Арсений с молитвою снял ее сам и, подавая Гедеону, сказал: «Пета бяху мне оправдания твоя на месте пришествия моего, но ты еси гроб позлащенный, полный смрада и разных непотребств, за то и не увидишь более престола своего!» (Гедеон по Высочайшему повелению за разные непотребства из Москвы удален был с бесчестием в Крутицы, но на пути туда помер.) Шестой и последний судия Мациевича приступил к нему, чтобы снять с Арсения последнюю одежду: это был Новоспасский архимандрит Мисаил; Арсений снял с себя и последнюю одежду, находившуюся под облачением и, подавая оную, сказал: «Сякие кончины видех конец, паче враг моих умудрил мя еси и паче старцев разумех, скоро испек еси хлеб твой уготованный, мне за то и сам как хлеб испечешься в печи!» (Впоследствии времени Мисаил, находясь в тяжкой болезни, по совету одного знахаря для исцеления болезни влез в монастырскую печь, где внезапно и умер.) После этого надели на Мациевича простую одежду монаха, запретили ему совершать всякое богослужение и отправили его с военным конвоем в Ферапонтову обитель .

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Некоторые не выучивали заданного урока из катехизиса и были штрафованы деньгами, и неоднократно. Если кто из штрафованных не являлся после того в срок, такой угрожаем был телесным наказанием. Есть свидетельство, что и при поступавши на места к сельским церквам ставленники отсылаемы были для изучения катехизиса к учителям семинарии 38 . С открытием семинарии введена была в лавре должность проповедника, который обязан был говорить поучения в соборе в праздничные и воскресные дни. Несколько раз в год проповеди назначаемо было от Учрежденного собора говорит начальствующим семинарии и учителям монашествующим; на них исключительно возлагаемо было проповедование в присутствии Высочайшей Фамилии. Первым по открытии семинарии проповедником был иеромонах Панкратий Черныевский (1744 г. ), за ним Феофан Зеленецкий, вытребованный в лавру из Киевософийского монастыря в 1746 году. В последствии времени семинария образовала проповедников для лавры из своих питомцев. Из проповедей, говоренных по нарочитым случаям начальствующими и учителями семинарии, мы имеем шесть: три – первого префекта и первого ректора Афанасия Волховского, одну – префекта Кирилла Ляшевецкого, и две – учителя иеромонаха Иннокентия Паскевича. Все они произнесены в сороковых годах прошедшего столетия 39 . Проповеди Афанасия произнесены в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны, В. К. Петра Феодоровича и супруги его Екатерины Алексеевны, две в Петербурге в сентябрь и октябрь 1745 года: третья – в Троицкой лавр 29 июня 1749 года; Кирилл свою проповедь произянес в присутствии Императрицы в Троицкой же лавре 25 сентября 1749 года. Иннокентий говорил одну проповедь в Царском Селе, в присутствии Императрицы, в церкви Знамения, сентября 25 1747 года; другую в Ее же присутствии в Троицкой лавре, в Трапезной церкви, 8 декабря 1749 года. Афанасий и Кирилл, как проповедники, отличаются один от другого по духу и тону поучения: в проповедях первого видим спокойное изложение предмета, о котором он беседует: проповедь его – ученый трактат из области нравственного богословия, с легким приспособлением к месту и времени поучения и к характеру слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Никита … Иов , в половине XV века. Антоний , 1466. Иона , 1514. Исайя Шапошников , 1559–65. Евфимий , 9 янв. 1567. Сильвестр , 13 сент. 1571. Василий … Геннадий , 1584. Исайя , 1598. Арсений , 1603–18, отказался. Макарий Кучин , с 1618, а 16 дек. 1624 хирот. в архиеп. Сибирского. Тихон , 1625 и 26. Ферапонт , 1633–37. Корнилий , 22 янв. 1641. Гермоген , в авг. 1641, 1642, в авг. 1643. Тихон , 1643 и 1644 (sic), в апр. и нояб. 1645, в июле (sic) 1647. Архимандриты Павел , игум., 1673–79, перев. в Симонов, а 12 июня 1680 опять сюда-ж и оставлен архим-том; по 1686. Сергий , 1687–89, уволен. После в Спасо-Геннадиеве. Корнилий , 1690–1700. Феофилакт определён 2 февр. 1701; до 1720. Иов , 1722–39. Никанор , 1739–46. Феодосий , 1747–54. Андроник перев. из Паисиина, 1754–1756. Софроний Тернолетов , из иеромонахов Киево-Печерских, 1756–71. Аггей Колосовский , с 1771, а 3 сент. 1773 перев. в Нижегородский Печерский. Феодосий в 1773 перев. из Миропольского; до 1780. Парфений перев. из Солотчинского, 1780–1809. Август 1809 перев. из Паисиина, а в 1820 уволен, за болезнью. Макарий Глухарев произведён 1821–1824, уволен на покой. С 1829 миссионер Алтайский; в 1847–49 архим. в Волховском мнтре. Евгений Бажанов (Баженов) в 1824 перев. из Тобольского Знаменского, а 29 июня 1829 хирот. в епископа Тамбовского. Афанасий Дроздов 17 июня 1829 перев. из Краснослободского Вздвиженского, а в дек. 1837 – в Рязанский Спасский. Платон Городецкий , 1837, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад. После епископ Ковенский (викарий Литовский). Нафанаил Савченко перев. из Каменецкого Подольского Троицкого, 1839–1845, 26 авг. хирот. в епископа Ревельского. Агафангел , 1845–50, перев. в Игрицкий. Женского Богоявленского Анастасиина: Иг-нья Платонида , 1856–62. 264 – Мария Давидова , 1862–68. 265 3 Макариев, на реке Унже, в городе Макариеве, основан св. Макарием в половине XV столетия, но запустел. В 1596 г. возобновлён строителем Давидом Хвостовым. Ныне 3-го класса. [V, 39.] 30 янв. 1854 возведён в первый класс. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А известный своими критическими взглядами Александр дю Шайла, напротив, неоднократно отмечал бескорыстный характер этого решения: Нилус приютил бедную, старую женщину из сочувствия и не имел от этого никакой выгоды. Несмотря на все трудности и сопутствующие сплетни, жена Нилуса заботилась о «грехе молодости» своего мужа и самоотверженно ухаживала за больной и немощной Володимировой вплоть до её смерти, 30 октября 1932 в Чернигове. От брака с Александром Николаевичем Володимировым Наталья Афанасьевна имела четверых детей: Александру, в первом браке замужем за графом Владимиром Сергеевичем Татищевым, во втором браке за Александром Александровичем Плотниковым, жила после революции в Ленинграде; Прасковью, в замужестве Хрулова; Юлию, в замужестве Теплова; Святослава — дворянский маршал в Волховском уезде Орловской губернии, правый депутат Думы, член «Союза русского народа», состоял в браке с Марией Хрущёвой. 6. Жена С. А. Нилуса: Елена Александровна Озерова (1854–1938) Елена Александровна Озерова, ставшая супругой Нилуса, была бывшей фрейлиной Императрицы Марии Фёдоровны и доверенным лицом Императрицы Александры Фёдоровны. Рождённая 27 июня 1854 года в Кишинёве, она происходила из знатной семьи дипломатов: её отец, обергофмейстер Александр Петрович Озеров (1817–1900), был послом в Афинах и Берне, а её дядя, Иван Петрович Озеров (1806–1880) — послом в Берлине, Лиссабоне, Бадене и Баварии. Через своих родственников Озерова имела обширные связи при Дворе и в петербургском обществе. Её отец был адъютантом императрицы Марии Александровны; четверо кузин были фрейлинами матери Императрицы Марии Фёдоровны. Старший брат Борис (1852-?) был гофмейстером, сестра Ольга (1848–1924), овдовевшая княгиня Шаховская, жила под именем игуменьи Софии в Дмитровском монастыре вблизи Москвы. Её сестра Мария (1849–1925), фрейлина матери Императрицы Марии Фёдоровны, была замужем за Александром Ивановичем Гончаровым (1844–1906). После бегства из России Мария Гончарова со своей кузиной, графиней Екатериной Петровной Клейнмихель, урожд. княгиней Мещерской (1843–1925), жила недалеко от Парижа. Самым влиятельным в семье Елены Александровны был младший брат Давид (1856–1916), генерал-майор и начальник управления Аничковым дворцом, бывший близким доверенным лицом Иоанна Кронштадтского . Давид Александрович Озеров состоял в браке с фрейлиной, Екатериной Петровной Степановой (1859-?), дочерью генерала Петра Александровича Степанова (1805–1891). Владельцы имения в Тульской губернии Степановы, в свою очередь были знакомы с Сергеем Нилусом. Вероятно, они и познакомили его с Озеровой.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

– «Во славу Единосущной Животворящей и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, по благословению Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, тщанием же и трудами святой обители Настоятеля Архимандрита Евфимия устроена сия паперть от сотворения мира зрнд (7154) от Р. X. (1646) года»; – «Подписажеся иконным воображением в лето от сотворения мира (7236), от Рождества по плоти Бога слова аки (1728) при Архимандрите Вениамине на поклонение Православным Христианам всякого чина и возраста во славу Богу. Аминь». 2) к северо-западу от этой соборной церкви в двух саженях – другая, тёплая соборная ЦЕРКОВЬ во имя Пр. Варлаама Хутынского, с трапезой на погребах. Церковь эта сооружена в 1552 году, а в 1797 году возобновлена; окна разделаны и расположены в симметрию, стены расписаны и между церковью и трапезой вынуты арки, через что сия соединена с оною; кровля сделана железная и выкрашена ярью. При этой церкви к северо-западу находится нынешняя братская ТРАПЕЗА со службами; 3) над южными воротами – КОЛОКОЛЬНЯ, не совсем оконченная, начата строением при Архимандрите Лаврентии; на ней колоколов 17; самый большой 484 пуда и 30 фунтов, вылит при Епископе Досифее в Москве, на заводе 1-й гильдии купца Николая Афанасьевича Самгина; 4) от соборной Преображенской церкви к западу – КОРПУС двухэтажный. В нём в южной половине – Настоятельские и Казначейские КЕЛЬИ со службами внизу; 5) между Настоятельскими и Казначейскими кельями – домовая Преосвященных Викариев ЦЕРКОВЬ во имя св. Феоктиста, Архиепископа Новгородского; 6) в северной половине этого корпуса – Наместнические и братские КЕЛЬИ. Южная часть корпуса сего возобновлена при Епископе Афанасии Волховском, а северная – при Досифее; 7) на южной стороне монастыря от соборной Преображенской церкви – братские двухэтажные КЕЛЬИ и при них погреба и кладовые; 8) от Варлаамиевой церкви к северу – корпус двухэтажный стоит после пожара пустой; 9) Близ корпуса сего – БОЛЬНИЦА, возобновлённая при Епископе Евгении, и при ней – ЦЕРКОВЬ во имя Всех Святых, после пожара обновлена и освящена Преосв. Феофилом, Епископом Старорусским;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

29 янв. 1195 г. М. освятил ц. св. ап. Филиппа на Нутной ул. (на Торговой стороне Новгорода). 4 мая 1195 г. он заложил надвратную (на воротах Детинца, выходящих к Вел. Волховскому мосту) ц. в честь Положения пояса Пресв. Богородицы; 2 авг. того же года строительство завершилось, храм был освящен М. «на праздник Святыя Богородица пояса», т. е. 31 авг. (Там же. С. 234). Церковь была расписана по распоряжению М. в 1196 г. «писцом» Гречином Петровичем, по гипотезе В. Л. Янина - свящ. (иером.?) Олисеем Гречином, одним из кандидатов на архиерейскую кафедру в 1193 г. Осенью 1195 г. М. заложил каменную ц. в честь Воскресения Господня в Воскресенском монастыре под Новгородом на оз. Мячине. Вместе с сестрами обители владыка избрал в игумении и 29 сент. («на сбор святыя Еуфимие») поставил «кротъку и съмерену именьмь Варвару» (вдову боярина Юрия Олекшинича) (Там же). Через год, 13 сент. 1196 г., Воскресенская ц. была освящена М. (причем, по словам летописца, «владыка тружаяся и горя в день зноемь, а в ноць печялуяся, абы коньцяти и видети церковь съвершену и украшену» - Там же. С. 42). В 1195 г. были поставлены также 3 деревянные церкви (в честь Воздвижения Креста Господня, во имя св. Василия Великого и св. Димитрия Солунского; первые две, очевидно, взамен утраченных в пожаре годом ранее). 19 янв. 1197 г. М. была освящена построенная жителями Славенского конца Новгорода братьями Дмитрием и Константином каменная ц. во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских на о-ве Нелезене в Кириллове (Мало-Кириллове) мон-ре (к югу от Торговой стороны Новгорода, на р. М. Волховец). В том же году М. поставил ц. во имя св. Никифора (или свт. Николая Чудотворца) «на Острове» (вероятно, на месте буд. ц. свт. Николая на «владычном островке», у юж. оконечности Детинца, на подворье Новгородских владык). В 1197/98 г. на Запольской ул. Торговой стороны представительницей боярского рода («Полюжая Городьщиниця Жирошкина дъци» - Там же. С. 43, 237; см. также: Дубровин Г. Е. «...Полюжая Городьщиниця дъци...»: (К вопросу об основательнице новгородского Евфимьина мон-ря в Плотниках)//ДРВМ. 2008. 2(32). С. 109-117) был основан Евфимиин жен. мон-рь, где была построена ц. во имя св. мц. Евфимии; храм, возможно, также освящал М., хотя прямо об этом владычная летопись не сообщает.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

В том же Софийском соборе на столбе – древняя икона: Премудрость созда себе дом. На этой иконе вверху Господь Вседержитель окружённый святыми; под изображением Господа Дух Святой в виде голубя; от Духа Святого лучи с надписями: «премудрость, совесть, разум, крепость, ведение, благочестие, страх Божий»; по сторонам Ангелы. Под изображением Духа Святого распятие с таинствами вокруг него; около надписей о таинствах в десяти местах разные лики святых, а на нижней части по обе стороны отдельно изображены Апостолы. Подобные иконы есть в монастырях новг. Юрьеве и Кириллове, но с некоторыми отличиями. В Юрьеве монастыре, в Крестовоздвиженской церкви, икона: Премудрость созда себе храм; на ней вверху изображён Вседержитель, под Ним Дух Святой с указанием на семь даров Его; в средине распятие с размещёнными указаниями на веру, любовь и надежду, на семь таинств и на семь соборов, и со многими разными святыми. В Кириллове монастыре, в соборной церкви Кирилла и Афанасия александрийских , икона древняя; на ней представлен собор святых отцов, коими исполнена церковь ; внизу: Премудрость созда себе домъ, где по одну сторону София под именем силы Божией и Божией премудрости в одном лице, а по другую – Божия Матерь; от окружающих святых подаются чаши или сосуды; между Софией и Божьей Матерью – Соломон со свитком: Премудрость созда себе дом 242 . 7. Замечания о древних разных иконах в Новгороде Среди иконописных икон, в Новгороде немало было и резных 243 . Резьба древняя не ограничивалась изображением разных фигур на царских вратах 244 и на престольных сенях, на рамах, киотах и полях икон, на раках 245 и фонарях 246 ; но простиралась на изображения самых икон и крестов. Мы не будем указывать на те резные иконы, кои хранятся во главе Софийского собора и кои собраны при Петре Великом (1722 г.) из разных мест епархии 247 , а ограничимся теми резными крестами и иконами, кои принадлежат новгородским церквам. Из числа деревянных резных крестов в Новгороде, по своей важности и известности, первое место занимает так называемый Чудный крест, находящийся в каменной часовне 248 , на левом берегу реки Волхова, по выезде из Кремля к востоку, у самого Волховского моста.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

2. Освободить Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина от должности председателя Синодальной богослужебной комиссии с вынесением благодарности за понесенные труды. 3. Назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Амвросия на должность председателя Синодальной богослужебной комиссии с поручением ему вынести на очередное заседание Священного Синода предложения по обновлению состава Комиссии и порядка ее работы.   ЖУРНАЛ 44 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия назначить монахиню Ефросинию (Берлизову) на должность игумении Староладожского Успенского девичьего монастыря села Старая Ладога Волховского района Ленинградской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Вадима назначить монахиню Авраамию (Сорокину) на должность игумении Авраамиево-Богоявленского женского монастыря города Ростова Великого Ярославской области. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, временно управляющего Минусинской епархией, назначить монахиню Афанасию (Кухленко) на должность игумении Вознесенского женского монастыря села Кочергино Курагинского района Красноярского края. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа назначить игумена Августина (Неводничека) на должность наместника Спасо-Преображенского Посольского мужского монастыря села Посольское Кабанского района Республики Бурятия. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Новосибирского и Бердского Никодима освободить игумению Надежду (Еремину) от должности игумении Покровского Александро-Невского женского монастыря рабочего поселка Колывань Новосибирской области и назначить на эту должность монахиню Марию (Гурвич).

http://patriarchia.ru/db/text/6027150.ht...

133 Георгий Кониский в своих благородных начинаниях на пользу православия встречал деятельную поддержку со стороны братства, при монастыре которого была устроена семинария, и настоятель сего монастыря был вместе с тем и ректором этой семинарии. Вскоре после смерти (в 1795 г.) доблестного епископа Георгия Кониского, положение братства значительно ухудшилось, равно как и ухудшились его отношения к преемнику Кониского епископу Афанасию Волховскому, который раздражал местное православное общество своими крутыми мерами, особенно в отношении духовных лиц, подвергавшихся оскорбительным наказаниям за маловажные проступки. 134 В 1796 году епископ Афанасий представил Св. Синоду проект о закрытии в Могилеве женского братского монастыря и, не смотря на то, что Могилевское православное общество в прошении своем Св. Синоду указывало на пользу приносимую монахинями, обучавшими грамоте местных девушек, проект этот был принят и восстановление монастыря не последовало. Но самым крупным несчастием для братства был сильный пожар 9 октября 1810 года, коим уничтожен был братский монастырь. После этого пожара долгое время (до 1815 года) большая братская церковь находилась в запустении и богослужение отправлялось в приделе. Другая же братская церковь , во имя Иоанна Богослова, стояла без крыши 18 лет, так что внутри успели вырасти деревья. 135 Все эти притеснения и смуты во время взятия Могилева французами в 1812 году, и особенно наплыв в край евреев, вместе с католиками присягавших на верность Наполеону, подорвали нравственные и материальные средства Богоявленского братства. Насколько сильно было обеднение братства можно усмотреть между прочим из синодика благотворителей, жертвовавших Могилево-братскому монастырю дома, земли и другие угодья. В этом синодике, начиная с 1634 г. по 1766 г., отмечено 60 лиц сделавших братскому монастырю крупные пожертвования, тогда как в конце XVIII в. и в начале XIX в. таких пожертвований вовсе не поступало. 136 В 1828 году настоятель Могилево-братского Богоявленского училищного монастыря Гавриил с братией обратился к тогдашнему Могилевскому епископу Павлу с просьбой учинить представление св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010