Представляются как жизнеописание подвижника, так и документы, на основании к-рых оно было составлено: все архивные копии, медицинские свидетельства исцелений, свидетельства архипастырей, пастырей и мирян о благочестивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жизни и (или) по смерти. Особо тщательно должен быть освещен вопрос о почитании подвижника народом. Недопустима публикация непроверенных материалов, связанных с жизнью, подвигами и страданиями клириков и мирян РПЦ. Подобные свидетельства должны по благословению правящего архиерея проверяться на местах. В решении Синода отмечается недопустимость практики сбора подписей в епархиях за К. тех или иных лиц. Мощи канонизированных подвижников могут быть обретены только по благословению патриарха; о результатах обретения св. мощей правящий архиерей должен докладывать патриарху. Мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания в храмах. Блж. Матрона Московская. Икона (Покровский жен. мон-рь) Блж. Матрона Московская. Икона (Покровский жен. мон-рь) Архиерейский Собор 2004 г. причислил к лику святых для общецерковного почитания 14 подвижников веры и благочестия: прп. Афанасия Высоцкого Младшего , Серпуховского чудотворца († 1395); прп. Феодора (Ушакова) Санаксарского; прав. воина Феодора Ушакова ; прп. Василиска Сибирского († 1824); прп. Зосиму (Верховского) ; блж. Андрея Симбирского (Огородникова, † 1841); прп. Пимена (Мясникова) ; прп. Александру Дивеевскую (Мельгунову) ; прп. Марфу (Милюкову) Дивеевскую; прп. Елену (Мантурову) ; блж. Пелагию Серебрянникову ; блж. Параскеву Дивеевскую († 1915); блж. Марию Дивеевскую (Федину, † 1931); блж. Матрону Никонову Московскую. Решением Архиерейского Собора 2008 г. к лику святых для общецерковного почитания были причислены: свт. Антоний (Смирницкий) , архиеп. Воронежский; свт. Иоанн (Максимович) († 1966), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский; преподобные жены игум. Иулиания († 1393) и Евпраксия († кон. XIV - нач. XV в.) Московские. За период 1989-2011 гг.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Дело доброго князя, как и всякого доброго начальника, заботиться и о своей душе, и о спасении поручаемых смотрению его. Так думал добрый Серпуховский князь Владимир Андреевич. Основав Серпухов, он счел нужным устроить в новом городе монастырь как училище благочестия христианского и всего доброго. Он пригласил к себе преподобного Сергия с тем, чтобы взял с собою ученика своего Афанасия, открыл святому старцу свои мысли о монастыре и просил совета его. Святой старец благословил желание доброго князя и вместе с князем осмотрел место будущей обители. Место называлось Высоким и отвечало своему имени. Оно было на возвышенном берегу реки Нары и вблизи реки Оки, в лесу, в версте от города. Святой старец благословил место, и лес был очищен. Декабря 2-го 1373 года преподобный Сергий заложил храм обители в честь Зачатия Богоматери святою Анною и основал общежительную обитель. Князь просил, чтобы Афанасий оставлен был в строителя и игумена новой обители. Не хотелось святому старцу расставаться с любимым учеником, а еще более не хотелось блаженному Афанасию расстаться с дивным наставником; но так угодно Господу, сказал Сергий и, пробыв несколько дней в беседах с князем и новым игуменом, оставил Афанасия в Серпухове 416 . Афанасий с помощью благочестивого князя построил келью и храм. Скоро собрались к нему братья. Преподобный Сергий прислал к нему Никона, будущего игумена лавры. Это был первый инок Серпуховской; он скоро удостоен здесь иеромонашества, но недолго пробыл в новой обители. По благословению Афанасия пошел он посетить преподобного Сергия, и Сергий оставил его в своей обители. Затем поступил будущий преемник основателя обители. Сын знатных родителей Ярославских, Амос, явился с горячим усердием к иноческим подвигам; преподобный игумен постриг его в иночество с именем Афанасия. На седьмом году пребывания в обители и на третьем году иночества младшего Афанасия набожный князь Владимир построил в обители каменный собор Богоматери и при братской трапезе теплый храм. При освящении главного храма младший Афанасий посвящен был в иеродиакона. Храм освящен был блаженным Киприаном митрополитом. Конечно после этого личного свидания митрополит писал игумену Афанасию обширное послание с разными наставлениями, по просьбе самого Афанасия 417 . Игумен, основатель обители, ревностно заботился о духовном совершенстве детей своих. Обитель была общежительная. Игумен строго наблюдал за благочинием в храме и за жизнью келейною братий. Он часто предлагал поучения. По его правилам иноки его должны хранить чистоту души и тела, иметь кроткую поступь, взор потупленный, голос негромкий, умеренность в пище и питье, власяную одежду, как можно меньше быть в праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. «Доныне, – говорит известие 1698 года, – доброписания руки его в монастыре Высоцком обретаются». Ныне известна книга Никона Черногорца, писанная в 1381 году, «при игумене грешном Афанасии», по его благословению 418 . Преподобный игумен управлял Высоцкого обителью до 11 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Погребоша прямо против церковных западных дверей, идеже ныне особое каменоустройство над гробом его учинися», – говорит известие 1698 года. В рукописных святцах сказано: «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкого Зачатского монастыря, иже в Серпухове, новый чудотворец, преставися в лето 6904 сентября в 12 день, ученик преподобного Афанасия, дивного ученика преподобного Сергия, что после был в Царьграде и тамо преставися». По повествованию 1698 года, во время самого погребения младшего Афанасия, брат, не пошедший на погребение по презорливому нерадению, поражен был болезнью и, придя в себя пред гробом, исцелился. Затем не раз видали преподобного ходящим с кадильницею по гробам или с горящими свечами в руках. Во время нападения Крымских татар на Серпухов и неприятели и свои из города видели старца на белом коне с жезлом в руке, смуглого лицом и с густою, черною бородою; выехав из обители, из которой однако иноки еще прежде все удалились, старец объехал стан врагов и потом с угрожающим видом устремился на врагов. Это навело такой страх на орду, что она мгновенно бросилась бежать прочь от города. Преставление преподобного Вассиана Тиксенского Преподобный Вассиан, в мире Василий, из села Стрелицы, что близ Тотьмы, в мирском быту был швецом, вступал в брак и имел двух сыновей. Потом, в Тотемской обители приняв монашество, года два провел в подвигах послушания под смотрением настоятеля Ферапонта. Ревнуя же о высшем совершенстве, по благословению настоятеля поселился в 50 верстах от Тотьмы на реке Тиксне при храме святителя Николая. Сперва жил он здесь на паперти храма, потом упросил причт и окрестных жителей уступить ему место в 20 саженях от храма для хижины. Ему поставили келью, и он начал уединенно подвизаться в посте и молитве. Это было в 1594 году. Он приходил в храм на каждую службу его, а в келлие совершал иноческое правило. По благословению наставника своего Ферапонта возложил он на тело свое вериги, на плечи цепь, на чресла – железный обруч, а на голову под куколем надел железную шапку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

стр. 33 и 34 энциклопедич. Лексикон изд. А. Плюшара т. V С.-Пб. 1836 г. in 8°, а также стр. 144 и 145 энциклопедич. словарь под редакцией профессора И. Е. Андреевского, т. III С.-Пб. 1891 in 8°). Между тем некоторые предполагают, что отчасти сохранилось и в преданиях старожил. Калужск. губ., будто бы Преподоб. Пафнутий из рода фамилии Баскаковых, но с этим мы вполне не можем согласиться, так как фамилия Баскаковых появилась с 1544 г. Филимон Иванович Баскаков находился в Казанск. походе. Предки рода Баскаковых с 1598 г. служили дворянские службы и записаны были по городу Смоленску в числе детей боярских с поместным и денежным окладами. Потомки сего рода, продолжая владеть предковскими имениями в Калужской и Тульской губерниях, служили Российскому престолу в военной службе (см. стр. 654 и 655 Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской Империи, сост. гр. Александр Бобринский ч. I (до конца XVI ст.) С.-Пб. 1890 г. in 8°). 4 Высокий монастырь в путешествии к русск. св. местам принят заодно с Высотским. Напрасно. Тот был в Боровске, а Высокий – в Серпухове. Название Высокого вполне прилично бывшей обители по месту. Местность, где находилась обитель и где теперь только городское кладбище, господствует над всей окрестностью. 5 По краткому житию, Парфения постригал высоцкий архимандрит Маркелл из Серпухова, приходивший для посещения старца Никиты; на Высоком тогда не было игумена: Пафнутий пострижен нояб. 30 д. Собр. л. VIII, 183. 6 Пафнутий был ученик пр. Никиты, ученика Сергия Радонежского. Никита пришел в высоцкий монастырь к Афанасию еще в первое время существования сего монастыря. По смерти второго Высоцкого игумена – Афанасия младшего, Никита был избран игуменом и управлял монастырем от 1395 но 1414 год (см. душеп. чт. 1874 г. сентяб. стр. 45 и 40, а также стр. 203–14, История православн. монашества в Северо-Восточн. России со времени пред. Сергия Радонежского, сост. диакон Матфий Кудрявцев. М. 1881 г. in 8°, а также на стр. 57 и 138, Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

находил прп. Евфимий — к собору, составленному преимущественно из старцев подвижников, приобщить юношу по возрасту, требующего иногда отдельного руководства. Так, вероятно, рассуждал и прп. Сергий о юном Никоне. Он решился испытать его в подвиге послушания и смирения. Предвидя же его будущую судьбу, он хотел, чтобы тот, кому суждено младшему начальствовать над старейшими подвижниками Лавры, явился им по крайней мере не юношею, а уже в пресвитерском сане». (Житие прп. Никона, сост. Филаретом, митр. Московским, стр. 4). Афанасий Высоцкий, строитель Серпуховского Высоцкого монастыря, был одним из самых любимых учеников преп. Сергия. преподобного Сергия последовала 26 сентября 1392 года. Дубенский (впоследствии Звенигородский или Сторожевский). Память его — 3 декабря. Эдигея было в конце 1408 года. Никоне Сергиева обитель приобрела несколько земель, то вкладами, то покупкою. Заботливостью Никона обитель богатела и духовным богатством. При нем и по его указаниям, в Сергиевой обители, кроме нескольких Богослужебных книг списаны были: два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения Аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника с ответами Аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия. (Опис. Серг. Лавры, стр. 155, 156 и др.). мощей преподобного Сергия последовало спустя 30 лет по преставлении святого — 5 июля 1422 года; в память чего и было установлено празднование. церковь, стоявшая над мощами преп. Сергия, была перенесена на новое место (где теперь церковь Сошествия Св. Духа), и в ней были поставлены святые мощи, пока строилась каменная церковь. каменная церковь во имя св. Троицы, построенная преподобным Никоном и есть доныне существующий Троицкий собор. Никон построил Троицкий собор при содействии почитателей памяти преп. Сергия между князьями и боярами. Главным между этими почитателями, наиболее содействовавшим Никону в построении церкви, был крестный сын или крестник преп.Сергия — князь Звенигородско-Галичский Юрий Дмитриевич (сын Донского). [Начав строить церковь в 1422-м или 1423-м году, преп. Никон строил и устроял ее почти до самой своей кончины].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Между ними Афанасий вскоре имел утешение увидеть двух ревнителей по жизни иноческой, просиявших впоследствии святостью жизни. Никона 97 и Афанасия. Сей Афанасий, в мире Амос, из числа первых учеников, искавших руководства в жизни иноческой у Афанасия, происходил из Ярославской области от некоего Илариона и матери Анны. Еще юношей пришел он в обитель к Афанасию, который снисходя к неотступной просьбе чистосердечного юноши, принял его в монастырь, и затем, усмотрев, что Амос совсем усердием соблюдает уставы иноческие, чрез пять лет искуса, постриг его в монашество, и дал ему имя, которое сам носил: Афанасий. Когда усердием князя Владимира Андреевича построен был в Высоцком монастыре каменный благолепный собор и теплая церковь с трапезою, то при освящении храма, Митрополит Киприан удостоил младшего Афанасия сана иеродиаконского, а старшего Афанасия провозгласил начальствующим игуменом. Киприан, Митрополит Московский, как хорошо был знаком с преподобным Сергием, так в особенности находился в близких отношениях с Афанасием Высоцким. В одном из своих посланий Афанасию Киприан называет его возлюбленным сыном 98 . В 1381 году Афанасий имел не мало утешение неоднократно видеть и беседовать с преп. своим учителем – Сергием и Митрополитом Киприаном, посещавшими Серпухов для крещения у Владимира Храброго сына Иоанна 99 . После нашествия Тохтамышева в 1382 году, Митрополит Киприан, вследствие, неудовольствия на него Великого Князя, удалился из Москвы в Киев; его сопровождал туда преп. Афанасий, и пробыл с ним некоторое время. По возвращении в Серпухов, Афанасий чувствовал глубокую скорбь от разлуки с невинно страждущим архипастырем. Но вскоре он имел великое утешение, получив от Архипастыря обширное послание, в котором Киприаг дает ответы на все его недоумения и вопросы о житии монашеском. В то время была в ходу мысль о скором преставлении света: эту мысль разделял и митрополит Киприан, и того же мнение был и Афанасий. Полный скорби и страха о сем, преп. Афанасий просил митрополита облечь его в великую схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил Литургию в Высоцком монастыре г. Серпухова, получившем ставропигиальный статус 7 июля 2021 г. 20:18 7 июля 2021 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Донского ставропигиального мужского монастыря митрополит Каширский Феогност посетил Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь города Серпухова Московской области. По прибытии в обитель владыка Феогност осмотрел территорию монастыря, помолился перед чтимым образом иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и поклонился честным мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, а затем совершил Божественную литургию в Зачатьевском соборе. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Высоцкого монастыря епископ Серпуховской Роман и братия обители в священном сане. По окончании Литургии было совершено славление празднику. Митрополит Феогност зачитал указы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о преобразовании действовавшего на территории Подольской епархии Высоцкого мужского монастыря города Серпухова в ставропигиальный монастырь и о назначении наместником обители епископа Серпуховского Романа (Священный Синод принял соответствующие решения 17 июня с.г. — см.  журнал 51 ). В завершение владыка Феогност поздравил верующих с праздником и обратился к ним с архипастырским словом. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5826585.ht...

Визит Святейшего Патриарха Алексия в Серпухов (28.07.2005). Посещение Высоцкого монастыря. 29 июля 2005 года В рамках визита в Серпухов Святейший Патриарх Алексий посетил Высоцкий мужской монастырь, где поклонился святыням обители: чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и мощам прп. Афанасия Серпуховского Младшего. Патриархия.ru Визит Святейшего Патриарха Алексия в Серпухов (28.07.2005). Посещение Высоцкого монастыря. Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Актерская одаренность обоих художников предопределила особое «многоязычие»  в их произведениях, свободное оперирование «чужим» словом, делавшее персонажную сферу и шукшинских рассказов, и песен Высоцкого многоликой и внутренне драматизированной. Подобно тому, как рассказы Шукшина справедливо называли «скрыто осуществленными пьесами»,  в стихах-песнях Высоцкого изначально заложенное в их ткани театральное начало актуализируется в ходе подлинно актерского авторского исполнения – достаточно вспомнить поразительный по своему сценическому потенциалу «Диалог у телевизора» (1973). Роднит двух авторов и общая направленность их таланта – «лирическая, трагедийная» и одновременно «гротесково-сатирическая».  Симптоматично, что их творчество, ставшее сферой «пересечения между высокой литературой и жизнью простых людей, между их речью и языком поэзии»,  предопределило знаковый характер самих фигур «Гамлета с Таганской площади» и создателя «Печек-лавочек», «Калины красной» для национального сознания в середине столетия. А их ранний уход в зените творческой славы был встречен поистине общенародной скорбью. Василий Шукшин Личностное и творческое общение Шукшина и Высоцкого не было регулярным и продолжительным. Известно, что Шукшин входил в дружеский круг на Большом Каретном (А.Утевский, Л.Кочарян, И.Кохановский, А.Тарковский и др.), значивший так много для формирования поэтической индивидуальности Высоцкого; был одним из первых слушателей его ранних «блатных» песен.  Позднее опыт восприятия современности сквозь призму именно «блатной» среды, ее болезненного мироощущения окажется чрезвычайно значимым для Шукшина в «Калине красной». Ценя артистическое дарование младшего современника, интуитивно ощущая стихийность и глубоко национальные корни его творческого духа, Шукшин даже пробовал Высоцкого на роль Пашки Колокольникова, а позднее намеревался отдать ему главную роль в «Разине». Связи с творческим «братством» Большого Каретного были обусловлены для Шукшина и участием в фильме «Живые и мертвые», где вторым режиссером был Л.Кочарян.

http://pravmir.ru/vasilij-shukshin-i-vla...

Крест отца Руфа Автору этих строк хотелось бы, чтобы в биографии героя был смертный бой, самолеты с черными крестами, мертвая петля и бреющий полет. Чтобы все, как в кино про войну. Однако у младшего лейтенанта ВВС Василия Резвых все было прозаичнее. Они прикрывали Каспий. Нефть - золотые запасы, без которых ни в тылу, ни на фронте делать было нечего. И враг об этом знал и потому направлял своих бомбардировщиков в Азербайджан, к Каспийскому морю. Наши истребители вылетали посменно, как часовые у склада с горючим, только ангар этот, как говорил отец Руф, растягивался на сотни километров. Были столкновения и перестрелки, опасность поджидала каждый день. Но младший лейтенант Резвых «споткнулся» на другом: его самолет при посадке зацепился шасси за маскировочный трос и, перевернувшись несколько раз, ударился о землю кабиной вниз. Ребята бежали к дымящейся машине без всякой надежды, что пилот жив. Но тогда произошло чудо. Он остался жить. Отделался легким испугом. В полетной книжке, хранимой отцом Руфом, этот эпизод обозначен нарушением правил посадки, за что был получен выговор. Неделя в госпитале, и снова - полеты. Но жизнь уже воспринималась иначе. Что-то произошло. «Контузия, сотрясение мозга?» - думал про себя младший лейтенант. Внешне он оставался таким же - жизнерадостным и коммуникабельным, за что друзья его любили. И он любил друзей. Фронтовая дружба - особенная. Отец Руф напомнил песню Владимира Высоцкого (как ни странно для монаха, он ее знал): «Друг, оставь покурить, а в ответ - тишина: он вчера не вернулся из боя…». Рисовать он начал рано. Когда пас коров, когда смотрел на восход, когда слушал птиц. Когда материнские руки ставили перед ним крынку молока, холодную, в росе. Когда земля глухо ударилась о сосновую крышку гроба рано умершего отца, оставившего пятерых детей в полуголодной советской деревне, и голосили бабы… В художественном кружке преподаватель рисования сулил ему большое будущее. «У тебя талант, Василий, - говорил учитель. - Не зарывай его в землю». Но Василий был мальчишкой, и дух времени, романтика 1930-х годов «великой страны» позвала его в летную школу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010