первого игумена, ученика своего Афанасия, который был сыном священника из Обонежской пятины и, слыша о пустынных подвигах игумена Радонежского, пришел к нему из отдаленного края и принял пострижение в Троицкой обители. С помощию благочестивого князя, новый игумен Афанасий построил в новом городе Серпухове храм и кельи монастыря, прозванного Высоцким по высокому берегу р. Нары, на котором он стоит вблизи р. Оки, в версте от города. Скоро собрались к нему ученики: первым из них был преп. Никон, будущий игумен лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а вторым – Амос, сын знатных родителей, из Ярославской области, который при пострижении назван Афанасием. Блаж. игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преп. Афанасий был другом св. митрополита Киприана, и когда Киприан, по неудовольствию великого князя Димитрия, вынужден был удалиться из Москвы в Киев и потом в Царьград, Афанасий, оставив игуменство, добровольно последовал за ним в изгнание. В Царьграде, в Предтеченской обители, старец купил себе келью и жил с несколькими учениками, занимаясь то молитвою, то списыванием книг, то делами благотворения. Святитель Киприан, возвращаясь в Москву, по приглашению преемника Димитриева, сильно упрашивал Афанасия возвратиться с ним вместе и обещал ему почести. Но смиернный старец отказался. «Келья моя дороже мне всех почестей», сказал он. Блаж. Афанасий остался в Константинополе, но и там трудился для блага Церкви Русской. В 1401 году Афанасий прислал в свою обитель списанный (и может быть и переведенный им) церковный устав, с которого снято потом много списков в России. Он прислал также несколько икон Византийского искусства, которые и теперь целы в Высоцком монастыре. Там он и почил в глубокой старости в первых годах XV века. Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и ум. 12 сентября 1395 года. В житии Афанасия младшего, писанном в 1698 году, сказано: «погребоша его прямо против церковных западных дверей, идеже ныне особое каменоустройство над гробом его учинился» (Филарет, «Русск. Свят.», сентябрь, стр. 54). Не канонизирован. 429. Преподобный Варлаам начальник Владычня монастыря Введения Пресвятыя Богородицы в Серпухове, иже ученик бысть святаго Алексия митрополита, преставися в лето 6800

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Будничные службы 6:00 — Утренние молитвы. Полунощница. Утреня. 8:00 — Исповедь. Часы. Литургия. По окончании Литургии служатся панихида и заказные молебны. 17:00 — Вечерня. Рядовой акафист. Службы в воскресные и праздничные дни совершаются 8:00 — Исповедь. Часы. Литургия. По окончании Литургии совершается водосвятный молебен пред чудотворной иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . Начало Всенощного Бдения накануне воскресных и праздничных дней в 17:00 часов. По пятницам в 17:45 часов служится братский молебен с Акафистом преподобному Афанасию Высоцкому (Младшему). 21.00 – повечерие (для братии), вечерние молитвы для паломников. По воскресеным дням в 17:45 часов совершается братский молебен с Акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . Имеется возможность заказать поминовение на молебне перед иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " на полгода, год или на 40 дней подряд, поминовение " о здравии " и " о упокоении " на 40 дней, полгода, год и т.д. Монастырь принимает паломников на несколько дней (обязательно наличие паспорта). Большие группы паломников принимаются по предварительной договоренности. Экскурсии для паломнических групп проводятся по окончании молебна до 14.00 (по предварительному заказу в иконной лавке). Братия монастыря познакомят Вас со святынями, архитектурой и достопримечательностями Высоцкой обители. Где можно поесть На территории монастыря, в колокольне, есть небольшая чайная, где можно быстро и недорого попить чай или кофе и перекусить. В наличии всегда есть свежая монастырская выпечка. С 12.00 до 14.00 вы можете полноценно пообедать в трапезной паломнического корпуса. Проживание Остановиться в Высоцком монастыре на несколько дней (не более 3-х суток) можно в паломническом корпусе. Большие группы паломников принимаются по предварительной договоренности по тел.: 8 (4967) 72 81 48 . В паломническом корпусе есть многоместные кельи и кельи для отдельного проживания со всеми удобствами. Пожертвование за проживание (сутки):160 руб., обед – 100 руб., ужин - 90 руб.

http://azbyka.ru/palomnik/Высоцкий_монас...

Высоцкий монастырь в то время находился на южной окраине московских земель — там, где Русская земля граничила с «диким полем», со степями кочевников. Поэтому часто обитель использовалась княжескими войсками как крепость. Не раз монастырь подвергался разорению от татар. В 1571 году он был сожжен войсками крымского хана Девлет-Гирея во время его похода на Москву... Расцвет монашеской жизни в Высоцком монастыре случился в XIX веке. Именно здесь в 1823-1826 годах подвизался знаменитый Авель Прорицатель, предрекший скорую кончину императору Александру I и восстание декабристов на Сенатской площади. После революции Высоцкий монастырь был закрыт. На его территории размещались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры. В 1991 году Высоцкий монастырь был возвращен Церкви, начались восстановительные работы. А в 1994 году были обретены святые мощи второго настоятеля обители — преподобного Афанасия Младшего. Монастырь известен своим чудотворным образом «Неупиваемая Чаша», к которому с молитвой обращаются страдающие различными зависимостями люди. Многие приезжают сюда, чтобы получить помощь. Основание Стромынского Успенского монастыря также связано с именами учеников Преподобного Сергия — преподобных Саввы и Леонтия. Монастырь располагался на дороге из Москвы в Суздаль, в местечке Стромынь, на высоком берегу реки Дубенки (отсюда второе название — Дубенский монастырь). Обитель была построена на средства князя Дмитрия Донского, давшего обет в случае благополучного исхода битвы с татарами основать монастырь 8 . Когда первый игумен монастыря, преподобный Савва Стромынский, скончался, место настоятеля занял преподобный Леонтий. В течение двухсот лет Стромынский монастырь имел особый статус в Московском княжестве — в летописях он упоминается как «государево богомолье». Стромынская обитель не сохранилась до наших дней — она была упразднена в ходе секуляризации церковных земель при Екатерине II. В XIX веке недалеко от закрывшегося монастыря была построена Успенская приходская церковь, куда передали главную святыню монастыря — чудотворную Кипрскую икону Божией Матери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

По окончании Смутного времени, во времена правления первых Романовых — Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, — обитель возродилась, возобновилось поступление щедрых пожертвований. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы были обновлены. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями. К середине XVIII в. монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений обитель лишилась вотчин и перешла на государственное содержание по штату. С начала XIX в. благосостояние монастыря вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил митрополит Московский Филарет (Дроздов). В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г., в память 500-летия обители, над местом погребения прп. Афанасия Младшего был воздвигнут храм прпп. Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г. был построен в византийском стиле храм Всех святых. К началу XX в. монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей России. В 1928 г. власти закрыли монастырь, в качестве приходской осталась действовать только Покровская церковь. Многие монахи в 1928-31 гг. были арестованы и отбывали наказания в лагерях. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность. В течение долгого времени на территории обители размещались организации и учреждения, казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и загоны для скота. В это же время были разрушены три башни и бóльшая часть стен. 25 марта 1991 г. Священный Синод принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5824752...

Радуйся, во благоухании святыни сном смертным опочивый. Радуйся, на лоно Авраама Ангелы несенный. Радуйся, пением неземным от святых небожителей встреченный. Радуйся, яко память твоя с похвалами и успение со святыми. Радуйся, яко отверзошася тебе врата райская, и вшел еси в радость Господа твоего. Радуйся, венец безсмертныя жизни от руки Вседержителя приемый. Радуйся, в Чертозе Небеснаго Домовладыки ликовствуяй. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 9 Вся братия удивляхуся зело, егда церковных вещей хранитель на тя, преподобне, гневался и не хоте и на погребение мощей твоих итти и сего ради от дручения демонскаго мучим быв, в ров могильный ввержеся и абие исцеление получи, поя его мучения вражия свободившему Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витийствовати язык не довлеет воспевая милость и кротость твою, егда брату гневавшемуся на тя, преблаженне, прощение ниспослаше: уже сый в гробе своем погребен из онаго руку свою протяже, приемше брата твоего рекл еси ему: “вскоре имаши оставити жизнь свою, близ кончина твоя”. И в третий день по глаголу блаженнаго преставися монах той. Сему удивляющеся вопием ти сице: Радуйся, разрушителю вражды и насадителю братолюбия. Радуйся, яко по успении твоем руку мира брату твоему милостиво подавый. Радуйся, сим преславным видением всех удививый. Радуйся, яко и по смерти твоей отец чадолюбивый являешися. Радуйся, щедрот и милования струя неизсякаемая. Радуйся, любве и сострадания явление многочудесное. Радуйся, душевных недугов благосердный целебниче. Радуйся, телесных болезней предивный врачу. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 10 Спасение принесл еси, блаженне, обители твоей и граду Серпухову иногда, егда зловерцы агаряне и польския люди разорити сии устремишася и множество народа плениша и разориша и острием меча побиша. Дивно в видении всем явися, враги устрашая и прогоняя, и вся верныя подвизая пети избавителю Богу: Аллилуиа. Икос 10 Царя Небеснаго Христа явился еси отче грозный воин, егда на коне белом из обители вышедший виден был еси и в церковь каменну во граде стоящу вшедый, яко дивитися агаряном зело. От церкви же тоя, в руках жезл велик имея един, внезапу зело скоро на врагов оных устремися, грозя жезлом тем. И бежаша вон вся орда, убоявшися видения сего; людие же свобожденнии с благодарностию воспеша тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Над братской могилой он воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве. Через восемь лет после первого посещения, весной 1381 года преподобный Сергий вместе со святителем Киприаном вновь прибыл в Серпухов к князю Владимиру Андреевичу, чтобы крестить его сына Иоанна и освятить построенные в камне Зачатьевский собор и тёплую Покровскую трапезную церковь. За богослужением преподобного Афанасия Старшего возвели в сан игумена, а будущего его преемника по настоятельству Афанасия Младшего рукоположили в сан иеродиакона. Эта встреча святых мужей в стенах Высоцкого монастыря имела впоследствии большое значение. Митрополита Киприана и преподобного Сергия объединяла одна цель - духовное возрождение Руси. Эта великая идея могла осуществиться лишь при активном содействии князя Владимира Андреевича - человека высокой культуры, широкого ума и глубокой духовной жизни и, что немаловажно, бывшего вторым лицом в Московском княжестве после великого князя Димитрия и имевшего колоссальный авторитет среди всех слоёв русского народа. Высоцкий монастырь с момента своего возникновения сразу же стал значительным культурным центром. Серпуховский князь " кельи устроил, и всех потребных довольно исполнив и иконами, и книгами, и освященными сосудами... " Сам преподобный Афанасий был известен не только как человек добродетельный и образованный, но и как искусный мастер книжного дела. При нём в монастыре была организована превосходная мастерская письма, в которой писцы работали над созданием и переписыванием книг. Как уже было сказано, к 1382 году в Высоцкой обители были построены: белокаменный соборный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, тёплая каменная церковь Покрова с трапезной, деревянные настоятельские покои и кельи для братии. Окружала эти постройки рубленая крепостная стена на земляном валу, опоясанная рвом. Таким образом, за восемь лет при активном содействии князя монастырь был красиво устроен и основательно укреплён, о чём житие преподобного Сергия Радонежского повествует: " В мале времени Божиею благодатью устроен бысть монастырь зело красен, общее житие изрядно, и прозвася именем Высокое.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Высоцкий, Младший, прп. - житие Преподобный Афанасий Высоцкий Младший Преподобный Афанасий Высоцкий Младший, второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амос. Отец его Илларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего «острым умом», в строгих правилах благочестия. 2 декабря 1374 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича посетил Серпухов, и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго зачатия Ее праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду. Желая «научиться пути Господню», юный Амос в 1378 году пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем — Афанасий. В 1381 году, через 3 года по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был возведен во игумена, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия рукоположил его во иеродиакона, а еще через 2 года он был посвящен во иеромонаха. Во время путешествия в Киев, преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии в нем умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Уме удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя им, сердце и помыслы ко Господу.

http://pravicon.com/info-1843

25 сентября 1995 года в связи с празднованием 600-летия преставления преподобного Афанасия Высоцкого Младшего и 650-летия города Серпухова я посетил этот древний град, а также Высоцкий и Владычный монастыри, восстанавливаемые из руин жертвенным трудом насельников и прихожан. С 16 по 24 ноября 1995 года я находился с официальным визитом в Германии по приглашению Германской Епископской Конференции Римско-Католической Церкви, Евангелической Церкви Германии и Берлинской епархии Московского Патриархата. Предстоятель Русской Православной Церкви впервые в истории посетил немецкую землю. Одной из основных целей визита было желание отдать долг памяти погибшим на этой земле нашим соотечественникам и засвидетельствовать в год полувекового юбилея окончания войны добрую волю нашей Церкви, представляющей народы, с которыми некогда воевал народ Германии. Обращаясь к немецким братьям и сестрам, я призывал их к построению отношений между нашими народами на основе полного примирения, взаимного доверия и уважения. В рамках этого визита я посетил приходы Берлинской епархии, расположенные в Берлине, Потсдаме, Дрездене, Гифхорне, а также ставропигиальный приход в Дюссельдорфе. 4 апреля 1996 года я прибыл в Санкт-Петербург специально, чтобы возглавить торжественную церемонию подписания Акта о возвращении Александро-Невской лавры Русской Православной Церкви. 26-27 апреля того же года состоялся Патриарший визит в Майкопскую епархию. В ходе этого визита имели место встречи с высшим руководством Республики Адыгея и местными исламскими духовными лидерами. С 27 апреля по 1 мая 1996 года я посетил Грузию и Армению, где разделял братское общение со Святейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и Святейшим Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином I, духовенством и верующими Грузинской Православной и Армянской Апостольской Церквей. Состоялись встречи с Президентами Грузии и Армении Э. А. Шеварднадзе и Л. Тер-Петросяном, другими государственными деятелями, общественностью двух стран.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

В тот же день начался молодежный православный фестиваль святого Димитрия Донского, проходивший в государственном музее-заповеднике «Куликово поле». 28 июля 2005 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Соборе Николы Белого города Серпухова и молебен святому крестителю Руси. После окончания богослужения в храме Николы Белого Святейший Патриарх Алексий возглавил крестный ход с образом Богородицы «Взыскание погибших» в Высоцкий мужской монастырь. В Покровском храме Патриарх Алексий поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», а затем святым мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, почивающим в храме, и Распятию с частицей древа животворящего Креста Господня. В Высоцком монастыре Предстоятель Русской Церкви возжег неугасимую лампаду у места захоронения воинов, павших в Куликовской битве, и совершил заупокойную литию об их упокоении, перед которой обратился с приветственным словом к присутствующим. Затем Святейший Патриарх освятил знамя созданного при Высоцкой обители военно-патриотического клуба во имя святого князя Владимира Андреевича Храброго. 22 августа 2005 года в Новом Манеже открылась художественная выставка, на которой были представлены работы, посвященные теме битвы на Куликовом поле. На церемонии открытия экспозиции присутствовал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил письменное приветствие ее организаторам и участникам. 7 сентября 2005 года в городе Коломне — историческом месте сбора русских войск, шедших на битву в устье Дона и Непрядвы, — состоялась конференция, под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, посвященная празднуемому юбилею. Святейший Патриарх Алексий направил свое приветствие участникам и организаторам конференции. 8 сентября центром празднования 625-летия Куликовской битвы стала древняя Коломна. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В Успенском кафедральном соборе Первосвятителю сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий, епископ Видновский Тихон, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Илиан и многочисленное духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/1501491.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИПСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Липенский), (Ровенской и Острожской епархии УПЦ) , расположен в с. Липки Гощанского р-на Ровенской обл. (Украина). Открыт 16 сент. 1992 г. решением Синода УПЦ. По преданию, в XIII в. на месте с. Липки существовало поселение, где, при уничтожении его татарами чудесным образом церковь «ушла в землю». На месте исчезнувшего храма появился источник, впосл. почитавшийся как целебный. Впервые с. Липки упоминается в письменных источниках в 1577 г. В 1921 г. над целебным источником возвели деревянную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом вмч. Димитрия Солунского, при к-рой сложилась монашеская община - скит. Новоустроенная обитель находилась в подчинении Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы мужской лавры . В 1939 г. скит был закрыт, в 1941 г., в период нем. оккупации, открыт, в 1949 г. упразднен. В 1961 г. Успенский храм был разрушен, уцелела только часовня в цементном цоколе над источником. 12 нояб. 1991 г. заложен, а к янв. 1992 г. был построен храм во имя прп. Иова Почаевского. 27 февр. 1992 г. состоялось освящение престола. Позднее к церкви сделали пристройки, включая колокольню. В мон-ре также возвели деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (освящен 5 мая 2004), 2-этажный келейный корпус (1997), др. корпус (1999), трапезный корпус (2004), на 2-м этаже которого к 2006 г. освятили храм во имя св. Царственных мучеников; над источником устроили деревянную купальню (1999). С 16 окт. 2003 г. на новом кладбище с. Ст. Корец Корецкого р-на Ровенской обл. действует монастырский скит во имя вмц. Варвары. К сент. 2015 г. в Л. м. проживали наместник игум. Ермоген (Сачук) и 26 насельников. В обители находятся ковчег и иконы с частицами мощей равноап. Марии Магдалины, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона, святителей Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, преподобных Афанасия Высоцкого Младшего, Никиты Переяславского, Амфилохия Почаевского, Германа Соловецкого, Серафима Саровского, Оптинских старцев, Ионы (Мирошниченко) и Кукши (Величко). Арх.: ЦНЦ. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110544.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010