300 См., например, в первом письме – «Пресвятейший и блаженный и премудрый мой отче и патриарх великого града Москвы и всеа Русии, третийнадесять апостол и судия Великия//и Малыя и Белыя Росии, мой отче и владыко, господи, господи, Никоне. Блаженную твою душу целую и кланяюся, преклонит на землю, руце и нозе со смыслом целую моим писанием» (Афанасий 1665 I, л. 266 – 266 об.); во втором письме – «Пресвятейшему и премудрейшему и блаженному отцу и патриарху Московскому и всей Росии, господу, господу, Никону радость. И во Христе целую святую твою десницу и священно облобызаю» (Афанасий л. 270 об.). 303 Ср. в других письмах Саввы: в третьем – «Пресвятейшему и словеснейшему и премудрейшему нашему государю и владыце господу, господу, Никону. Колена преклонь, поклонение ниско творю и святыя руки и ноги целую по подобию» (Савва 1665/1666 л. 283); в четвертом – «Всесвятейший, богъсловеснейший и Богом почтенный, и Богом наученный, равнеапостоле, всякаго разума цвет, звезда светлая, сияющая от востока, и мой государю и владыко, господи, господи, господи, Никоне! Всесвятителству твоему колена прекланяю, кланяюся и целую святыя твоя руки и ноги, моля Христа,//истиннаго Бога нашего, да здравствуеши присно и твердо, пресвятительство твое, по божественному твоему и святому начертанию в приходящия многия благия лета, ко утвержению соборныя великия церкве Христа Бога нашего христианом, мне же, последнему и смиренному рабу, в похвалу и радость» (Савва л. 286 – 286 об.); в пятом – «Всесвятейший и Богом почтеннейший, и Богом проповеданный, словеснейший//и премудрейший, и равноапостоле, мой государю и владыко, господи, господи, господи, Никоне, звезда явная, которая светит от востока. Святителству твоему, колена преклоняя, покланяяся ниско с сим писанием, и святыя твоя руки целую, моляся во Троице поемому Богу здравствовать в Бозе и в высоте твоего святителства выше всех напастей и скорбей, в ползу многим и в похвалу, и мне, последнему и смиренному рабу твоему, похвала и радость!» (Савва 8, л. 287 об. – 288).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…Елизавета Йоркская посредине большой белой розы… — Борьба за престол двух ветвей английской королевской династии Плантагенетов — Йоркской (имевшей в гербе белую розу) и Ланкастерской (имевшей в гербе алую розу) — получила в истории название Войны Алой и Белой Розы (1455–1485). Она закончилась победой Ланкастеров. На престол вступил, под именем Генриха представитель Ланкастерской линии Генрих Тюдор. Женитьбой на Елизавете Йоркской он положил конец распре и объединил в своем гербе обе розы. Глава Сконский камень . — По преданию, этот камень с века служил троном шотландским королям в их древней столице Скон. В 1297 г., во время одного из походов на Шотландию, камень был привезен в Лондон английским королем Эдуардом а впоследствии был вделан в сиденье коронационного трона. Заключение …в гробнице Исповедника . — Имеется в виду английский король Эдуард Исповедник (1002–1066). Примечания Кенти (canty) — бойкий, веселый, живой (англ) Смотри примечание 1 в конце книги. (Прим. автора.) Смотри примечание 2 в конце книги. (Прим. автора.) Смотри примечание 3 в конце книги. (Прим. автора.) Смотри примечание 4 в конце книги. (Прим. автора.) Смотри примечание 5 в конце книги. (Прим. автора.) Широкие штаны до колен. (франц.) Смотри примечание 6 в конце книги. (Прим. автора.) Смотри примечание 7 в конце книги. (Прим. автора.) Лорды Кингсэл, потомки де Курси, до сих пор пользуются этой привилегией. (Прим. автора.) Король умер — да здравствует король! (франц.) Юм, История Англии. (Прим. автора.) Юм, История Англии. (Прим. автора.) Смотри примечание 8 в конце книги. (Прим. автора.) Смотри примечания к главе XV в конце книги. (Прим. автора) Ли Хант, Город, стр. 408, цитата из старинных путевых записок. (Прим. автора.) Заимствовано из книги «Английский бродяга», изданной в Лондоне в 1665 году. (Прим. автора.) Смотри примечание 10 в конце книги. (Прим. автора) Сведения почерпнуты из книги «Английский бродяга», Лондон, 1665. (Прим. автора) Смотри примечания к главе в конце книги. (Прим. автора.)

http://azbyka.ru/fiction/princ-i-nishhij...

Теперь, не задерживая войска под Шкловом и Могилевом, стать к хлебным местам Смоленского уезда и оттуда пустить войну к Двине, где у литовских войск домы. С 8 августа возобновились съезды: польские комиссары объявили, что вечный мир возможен только при возвращении Польше всего завоеванного, и предложили перемирие до мая месяца следующего 1665 года с уступкою царю Смоленска и северских городов. Царские уполномоченные соглашались на это осьмимесячное перемирие, но с удержанием всего завоеванного, уступали наконец Витебск с уездом; за уступку навеки Смоленска, северских городов, Динабурга, Малороссии на восток от Днепра и Запорожья предлагали три миллиона да самим комиссарам давали соболей на три тысячи рублей. Комиссары ни на что не согласились и разъехались в сентябре, положив начать новые съезды не ранее июня 1665 года, после сейма. Так окончилось посольское дело. Князь Долгорукий извещал, что гетман Пац стоит в Могилеве в крепости и в пушечной отстрелке, а в поле бою не дает, не вышел и против окольничего князя Юрия Никитича Борятинского; те же неприятельские люди, которые встретились с Борятинским, побиты наголову, и в плен взято шляхты и немцев 32 человека; кроме того, по обеим сторонам Днепра литовских людей во многих местах побивали; над Шкловом и Копосом промыслить нельзя, потому что сторожа в них оставлена сильная и начальные люди верные. Государевым ратным людям стоять теперь в Дубровне хорошо, гораздо сытнее, чем под Копосом и Шкловом, хлеб находят по ямам и на полях жнут и в обоз возят; но перед прежними годами на полях во многих местах хлеба не сеяно, начало зарастать лесом; около Могилева и Шклова все пожжено и разорено; от Днепра до Березы, а в правую сторону близ Двины, в левую по Толочино все разорено и сожжено, люди в полон выбраны и повезены в Русь. Ратным людям дано сроку три дня для отпуска пленников в Русь, а которые безлюдные люди, тем велено продавать, а у себя не держать, потому что в полках появилось много жонок и девок, и надобно очистить души и тела ратных людей от блуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Комбинации ключей в XVI-XVII вв. были также своеобразным инструментом для транспозиции хоровых партий (описана А. Разелиусом в трактате «Гексахорд» (1589), М. Преториусом в трактате «Syntagma musicum» (1618. T. 2)). На нотоносце выставлялись разные ключи, так что один и тот же нотный текст можно было исполнять на разной высоте (см. пример 6, по изд.: Raselius A. Hexachordum, seu Questiones musicae practicae. Noriberga, 1589. P. 19). Показанная в примере 4 партитурная запись произведений XVI в. является позднейшей формой их нотации. Партитура, сочетающая различные К. н., распространяется только в XVII в. Ее появление явилось важнейшим событием в истории европ. нотации; барочная партитура отражает зрелую контрапунктическую концепцию многоголосия: музыкальная ткань предстает как составное целое, сложенное хотя и из визуально синхронизированных, но самостоятельных голосов, нотированных в разных К. н. Пример 6. Транспозиция мелодии за счет подстановки скрипичного, альтового и баритонового ключей в трактате А. Разелиу-са (1589) Пример 6. Транспозиция мелодии за счет подстановки скрипичного, альтового и баритонового ключей в трактате А. Разелиу-са (1589) В эпоху барокко формируются собственные традиции применения ключей в нотации инструментальной музыки. Сюда относится выход на 1-й план ключей «соль», в частности популярность старофранцузского ключа (G1) во Франции эпохи Людовика XIV. Этот ключ становится приметой национального стиля: Ф. Куперен использует G1 в частях инструментального цикла «Апофеоз Люлли» (1725), написанных во французской манере, в то время как для частей в итал. стиле применяется близкий по тесситуре ключ G2 (название «скрипичный» появляется у ключа G2 не ранее выхода скрипичного семейства на авансцену европ. инструментализма в XVII в.). Пример 7. Смена ключей в фуге из «Первой органной книги» Г. Г. Нивера (Париж, 1665) Пример 7. Смена ключей в фуге из «Первой органной книги» Г. Г. Нивера (Париж, 1665) Признаки вокальной «родословной» нотной записи сохранялись и в инструментальной культуре эпохи барокко: до кон. XVIII в. в западноевроп. нотации иногда еще было заметно стремление обходиться без добавочных линеек, считалось естественным менять ключ в партии одного и того же инструмента (см. пример 7, из «Первой органной книги» Г. Г. Нивера: в 5-м такте в партии правой руки происходит замена скрипичного ключа на сопрановый, в партии левой руки - альтового на баритоновый).

http://pravenc.ru/text/1841544.html

Князь Борис Алексеевич, боярин, во иноках рождение 1654 † 18 октября 1714; женат на княжне Марие Фёдоровне Хворостининой, рождение 24 марта 1651 † 13 октября 1723 Князь Иван Алексеевич, рождение 11 ноября 1655 † 17 апреля 1722; женат на княжне Анастасие Петровне Прозоровской, рождение 22 октября 1665 † 10 мая 1722 Князь Пётр Алексеевич, сенатор и Святого Андрея кавалер, рождение 1660 † 1722; женат: 1) на княжне Анастасие Ивановне Воротынской; 2) на Дарье Лукинишне Ляпуновой, рождение 1668 † 22 октября 1715; 3) на графине Елисавете Ивановне Мусиной-Пушкиной (от 2-го брака 4 сына и 2 дочери; от 3-го брака дочь) Князь Фёдор Алексеевич, рождение 1668 † 22 декабря 1736; женат 1. на Анастасие Никитшне Шереметевой; 2. на княжне Ирине Яковлевне Лобановой-Ростовской, рождение 19 апреля 1684 † 17 августа 1758 Княжна Евдокия Алексеевна, за князем Ромодановским Княжна Аграфена Алексеевна, за князем Сибирским Князь Дмитрий Михайлович, действительный тайный советник, верховного тайного совета члена и Святого Андрея кавалер, рождение 3 июня 1665 † в апреля 1738; женат на княжне Анне Яковлевне Одоевской † 18 октября 1750 Князь Михайло Михайлович старший, фельдмаршал, верховного тайного совета член и Святого Андрея кавалер, рождение 1 ноября 1674 † 10 декабря 1730; женат 1) на Евдокие Ивановне Бутурлиной, рождение 18 февраля 1674 † 25 августа 1743; 2) на княжне Татияне Борисовне Куракиной, рождение 2 января 1696 † 7 мая 1757 (от 1-го брака 2 сына и 5 дочерей; от 2-го брака 5 сыновей и 5 дочерей) Князь Пётр Михайлович, генерал-поручик подполковник преображенского полка и сенатор, рождение 21 июня 1682 † 21 января 1722; женат на княжне Федосие Владимировне Долгоруковой Князь Михайло Михайлович, младший, генерал-адмирал и Святого Андрея кавалер; рождение 1 ноября 1684 † 23 мая 1761; женат: 1) на Марие Дмитриевне Головиной † 1721 (брак бесплодный); 2) на Татияне Кириловне Нарышкиной, рождение 26 декабря 1702 † 22 июня 1757 Княжна София Михайловна, рождение 1672 † 1703 Княжна Мария Михайловна старшая, рождение 1673 † 30 апреля, 1728, за князем Алексеем Петровичем Хованским

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А грамота писана 1665 г. Июля в 10 день. Богомолец, смиренный Газский Паисий. LXII. Послание иерусалимского патриарха Нектария к царю Алексею Михайловичу о невозможности ему прибыть в Москву по разным обстоятельствам и тяжким болезням, и с просьбою об оказании царского милосердия некоему Ивану Репете. (Получ. в сентябре 1665 г.) Перевод с листа греческого письма, что писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя Росии самодержцу иерусалимский патриарх Нектарий, что переводил на латинский язык газский Паисий митрополит, а с латинского письма переведено в Посольском Приказе сентября в 10 день 174 году. Нектарий, Божьею милостью патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины. Благочестивейшему, Християннейшему, Богом хранимому Христолюбцу, всегда умножительному, всея великия, малыя и белыя Росии и царю всея северныя страны и многих восточных и западных стран дедичу и победителю, Государю Алексею Михайловичу, яко во Христе сыне превозжеланному победы на враги и вся яже к здравию належат, молит. Немогущий, вельможнейший царю, приити и употребить священно святого твоего царского престола многих ради и различных вреждений и многих ради вин, паче же тяжчайших ради немощей, их же ради едва движими изыдохом, в последнее есмы превращены житие, яко свидетели могут быти те, иже притоманныма своими очами видели нас. Сего ради и хотяще оставихом вся, и существенное наши нужные дела, приидохом же даже до града Константинопольского, да оттуду святый град Иерусалим паки возспознати можем с велием желательством души, и в будущий месяц сентябрь к нему пойти изволим. Та же сказана настоящего сего письма сицево есть, се есть, да объявим священно святому твоему престолу, купно же и прошение наше внушим, любви ради Иисуса Христа, за некоторого вернейшего твоего Ивана Репеты нареченного иже принесе, не вем что царского, еже обаче созиждено бысть от сокровища твоего царского престола, мы поистине не ведаем коея ради вины то бысть, различных различная предлагающим о том деле, обаче мы бьем челом да о нем торговом человеке умилосердитися благоизволить Христа ради Господа, иже велияго милосердия употреби на нас и ежедневно употребляем, во истинно убо глаголем пред Божиима очима зрящима вся, яко же иждивения и деньги не одного его были но многих християн нищих, иже ежедневно плачутся и с великими моленми приходят к нам смиренно просяще, да о сем писати изволим к священному святому твоему царскому престолу, да не весьма бедные погинут, понеже некоторые из них суть взявши с ростом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Л. 167 ...государыни царевне и великой княжне Наталии Алексеевне... – Царевна Наталья Алексеевна (август 1673 – июнь 1716) – второй ребенок царя Алексея Михайловича и царицы Н.К. Милославской. Л. 169 ...к рыбному, к Петру Юрлову... – Рыбный – должность смотрителя царских рыбных ловель. Петр Иванович Юрлов упомянут в боярских книгах как дворянин московский с 1676 г., а с 1692 г. еше и как рейтар – Указатель 1853, 487. ...дворцового Цылинского езу, а Богословское он же, что на реке Шексне... – Ез (яз) – огороженное частоколом место в реке (поперек реки или не по всей ее ширине) для ловли рыбы. а На обороте грамоты остаток от круглой печати и две записи скорописью: первая почерком, которым составлен весь документ, об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, вторая почерком, отличным от основного, о доставке документа 182 (1675)-го [года] декабря в 7-й день с Кузмою Лопухиным. В Слово между строк. 1674 г. 19.Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (12 января) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3. л. 119а, 120. Столбец из двух сставов. Писцовая скоропись. Филигрань «Голова шута» типа: Дианова 1997, (1660, 1662), 315 (1664, 1665), 317(1664, 1665). Эта и следующая челобитная датированы по сведениям, содержащимся в отписке царю пристава С. Шайсупова (до 16 марта 1673 г.): согласно этому документу, 12 января патриарх Никон звал в свою келью С. Шайсупова и просил его отправить в Москву старца Мардария с письмом царю. 18 января С. Шайсупов доносил, что келейный старец патриарха Никона в сопровождении московского стрельца Панкратия Владимирова и двух монастырских служек Митьки Яковлева и Офоньки Алексеева повез письма (не одно! – С. С.) Никона царю. На «отписке» С. Шайсупова помета о получении ее в Москве 16 марта – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 118. В «деле» патриарха Никона имеются выписки к докладу царю по «отписке» С. Шайсупова и двум челобитным патриарха Никона (РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 125а – 132), по содержанию совпадающим с публикуемыми ниже челобитными 19 и 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Балаклейцы заслужили своими делами, чтобы история внесла их на свои страницы. Мы будем говорить о балаклейцах словами древних Чугуевских актов. «Лета 7173 (1665) июля 15 память в Чугуев из Белгорода Фёдору Хлопову. В нынешнее 173 сего же числа писал к боярину и Воеводе Князю Борису Александровичу Репнину из Змиёва Василий Ребинин; а в отписке писано: июля 15 в 5 часу ночи писал к нему, Василию, в Змиёв из слободы Балаклеи атаман Яков Черниговец, что многие воинские люди Нагайские Татары под Балаклеею многих в полон побрали и стоят под слободою и хотят взять; да те же воинские люди Татарове пригоняли под Змиёв, от города в 10 верстах» (От 23 июля 1665 года получена в Чугуеве Царская грамота с известием, что из Крыма выступило много Татар, и с подтверждением принять все меры осторожности). Отписка Чугуевского воеводы Белгородскому 1668 года: «Посылал я из Чугуева Чугуевцев городовые службы в Балаклею на стойку по 30 человек, переменяючиь помесячно. И стояли в Балаклее по 17 июня; из Балаклеи в Чугуев съехали июня 23 Чугуевцы дети боярские Василий Левин с товарищами 30 человек и подали сказку: съехали они из Балаклеи с застав для того, что Балаклейский атаман Яков Черниговец со всеми Черкасами, с жёнами и детьми, сидят в городку в осаде, а их в городок день и ночь не пущают. И они убоялись изменников Черкасов и воинских людей Татар, с застав с Балаклеи съехали». Он же к нему же: «176 (1668) июня 22 дня писал ко мне из Балаклеи Атаман Яков Черниговец, что приходили под Балаклею неприятельские люди и изменники Черкасы Вепренские со многими людьми и приступали к городу с двух сторон, и многих неприятельских людей они побили и двух человек языков взяли. И те де языки ныне в Балаклее. Да июня 21 приходили под Балаклею сын Серка, а с ним было изменников Черкас 200 человек, а у них де с теми неприятельскими людьми был бой и к городу не пропускали и многих неприятельских людей побили». Память князя Григория Ромодановского Семёну Борисовичу: «В нынешнем 179 (1670) году октября 26 дня писал ты к нам в Белгород, а в отписке твоей писано: октября 25 приехал из Балаклейской слободы поп Данило Степанов, Полковника Якова Черниговца зять, а с собою привезли вора и клятвопреступника, Балаклейского Черкашенина, Андрюшку Быня, который был с воровскими казаками под Балаклеею и под Змиёвым, и убил с воровскими казаками Полковника Якова Черниговца, догнав у Андреевых Лоз. И тебе б, по указу Великого Государя, того Андрюшку прислать в Белгород».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С.К. Севастьянова Приложение 6. Переписка патриарха Никона с греками в 1662 – 1666 гг I.Nepenucka патриарха Никона с греками – его сторонниками: иконийским митрополитом Афанасием и Саввой Дмитриевым (1665 – 1666 гг.) Ниже издаются тексты всех писем патриарха Никона и греков – его сторонников, иконийского митрополита Афанасия и письмоносца иерусалимского патриарха Нектария Саввы Дмитриева, друг к другу. Переписка патриарха Никона с Саввой Дмитриевым и митрополитом Афанасием была издана в XIX в. архимандритом Леонидом (Кавелиным) по единственной известной ему ру- кописи из собрания В.М. Ундольского (ныне: РГБ, ф. 310, 415) – Леонид 1873, 1618 – 1639. Однако издаваемая архимандритом Леонидом рукопись неисправна, имеет многочисленные механические утраты текста и, по словам издателя, составлялась «писцом весьма малограмотным, а потому с нередкими ошибками в сочетании слов и их окончаниях и без всяких знаков препинания, кроме точек» – Леонид 1873, 1617. Сравнив содержание писем греков и ответных посланий патриарха Никона, архимандрит Леонид попытался реконструировать смысл «испорченных мест» издаваемой рукописи. Мной тексты писем патриарха Никона и греков к нему публикуются по разным рукописям: письма Саввы Дмитриева и митрополита Афанасия к патриарху Никону издаются по рукописи конца XVII в. (РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127), в которой тексты писем греков сохранились, на мой взгляд, лучше, чем в других списках; ответные письма патриарха Никона издаются по пяти известным мне рукописям; в качестве основного выбран текст самой ранней рукописи и, на мой взгляд, наиболее исправный: Основной текст: ГИМ, собр. П. И. Щукина, л. 77 об. – 107 Щ Разночтения: РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. I, д. 127, л. 266 – 292 С ГИМ, собр. Е.В. Барсова , 897, л. 222 об. – 244 Б 1 ГИМ, собр. Е.В. Барсова , 898, л. 182 об – 201 об. Б 2 РГБ.ф. 310(собр. В.М. л.319 – 351 У Тексты издаются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Курсивом выделены слова, которых нет в издаваемых рукописях, но которые добавлены мной по смыслу; все исправления, внесенные мной в публикуемый текст, отмечаются в подстрочных примечаниях. При помощи курсива и угловых скобок показаны слова, отсутствующие в рукописи, но добавленные мной по изданию архимандрита Леонида. Звездочкой выделены слова и фразы, которые комментируются в Примечаниях. Переписка патриарха Никона с Иконийским митрополитом Афанасием (1665 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возводя же ученики своя на совершенство, учаше я глаголя: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите клянущая вы, молитесь за творящих вам обиду. Святейший же Никон патриарх войдя на совершенную степень архиерейскую, не воспомянув Божьей заповеди, глаголющей, мне мщение Аз воздам. Молясь законопреступно бывшей в то время звезде, юже наречёт метлой, быть обидящим его во отмщение. егоже обида кто чем его обидел, – неведома, а точию аще не сам себе обидит, в душу и тело поверг своё начальство, износит на ничем же ему винных, о сущих правоверных словеса клятвенные незаконно. Как же будет таковая его молитва законна? Зане глаголет священный Златоуст: Аще на враги молимся, откуда примем спасения надежду, законопреступную сию прилагающе молитву. И паки не сим тебе Христос наказа не сице уста окровавляти повеле, ибо окровавленных уст от плотей человеческих, лютейший таковой язык. Когда бо речеши, расторгни его, и дом преврати, и вся погуби, и тмами его губителствы кленеши, ничим же человекоубийцы разнствовал еси, паче же человекоядца зверя. Обиделся ли еси от кого, убо помилуй его, да не возненавидиши, яко Христос распятися хотя, о себе убо радовашеся, о распинающих же молящеся. Паче убо покажем любовь опечалившим, даже подобни будем Отцу нашему, иже на небесах. Аще же не токмо не оставляешь, но к Богу на него беседуешь, которую прочее примешь спасения надежду, когда умолять его подобаше, тогда его раздражаеши и паки коликия муки будут достойни, не токмо не оставляюще, но и Бога об отмщении врагов моляще; аще же врагов благодетелствуем наших, многу себе предположим милость. Тако бо и в настоящее житие вси нас возлюбят, и прежде иных Бог и возлюбит и венчает, сице святые апостолы моляхуся. И Стефан первомученик каменьями побиваем от Иудеев сущих неверных, моляшеся, глаголя: Господи не постави им греха сего. И святой Павел моляшеся, да не вменится им; еже сказует святой Златоуст, яко не токмо не хотяше мучити, или что нужно пострадать, но и простить моляшеся им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010