Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил общее собрание Минской епархии 21 декабря 2018 г. 13:53 20 декабря 2018 года в конференц-зале гостиницы «Беларусь» города Минска состоялось общее собрание Минской епархии . Перед началом собрания был оглашен приветственный адрес почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси  митрополита Филарета . В президиуме собрания присутствовали: митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , ректор Минской духовной семинарии ; епископ Боровлянский Игнатий , викарий Минской епархии, заместитель председателя собрания; архимандрит Сергий (Брич), управляющий делами Минской экзархии; архимандрит Сергий (Акимов) , ректор Минской духовной академии ; протоиерей Андрей Волков, секретарь Минской епархии, ответственный секретарь Управления делами Минской экзархии. В собрании приняли участие: клирики Минской епархии, игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей, ректоры, проректоры и преподаватели духовных учебных заведений, главы и сотрудники епархиальных отделов, руководители братств и сестричеств. В числе приглашенных гостей на собрании присутствовали: начальник отдела по делам религий Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей А.В. Аряев и заместитель начальника отдела по координации идеологической работы, делам религий и национальностей Главного управления идеологической работы и по делам молодежи Минского городского исполнительного комитета А.Ф. Мартынова. Количество участников собрания составило 281 человек. Для подписания журналов собрания были избраны: протоиерей Иоанн Хорошевич, настоятель прихода храма равноапостольной Марии Магдалины города Минска, и протоиерей Евгений Свидерский, настоятель прихода храма Воскресения Христова в городе Минске. Председателем редакционной комиссии был избран протоиерей Евгений Громыко, руководитель информационного отдела Минской епархии, председателем счетно-мандатной комиссии — протоиерей Димитрий Шиленок, клирик прихода храма преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, города Минска.

http://patriarchia.ru/db/text/5327459.ht...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества, посвященные памяти преподобномученика Афанасия Брестского 19 сентября 2021 г. 11:23 18 сентября 2021 года, в день памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, в Брестской епархии состоялись торжества, посвященные молитвеннику и покровителю Берестейской земли. Утром в Афанасиевском мужском монастыре г. Бреста на месте кончины преподобномученика (+1648) Божественную литургию возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Вениамин . Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Владимир-Волынский и Ковельский Владимир ; архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний ; архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн ; архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан ; епископ Туровский и Мозырский Леонид ; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий ; епископ Барышевский Виктор , викарий Киевской епархии ; епископ Светлогорский Амвросий , викарий Гомельской епархии ; а также благочинный церквей Брестского городского округа, настоятель Братского храма святителя Николая Чудотворца в г. Бресте протоиерей Петр Романович; благочинный церквей Брестского районного округа, настоятель собора Воскресения Христова в г. Бресте протоиерей Владимир Корнелюк; ректор Минской духовной академии архимандрит Афанасий (Соколов); секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков; секретарь Брестской епархии протоиерей Сергий Петрусевич; и.о. наместника монастыря иеромонах Досифей (Гришута) и духовенство Брестской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Брестской епархии под руководством протоиерея Валерия Грицука. За богослужением молилась настоятельница женского монастыря Всемилостивого Спаса в г. Кобрине игумения Евфросиния (Куракевич). На богослужении присутствовали: Н.В. Красовский, председатель Брестского городского Совета депутатов; А.А. Филанович, глава администрации Московского района г. Бреста; А.Н. Сендер, ректор Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина; А.Г. Баханович, ректор Брестского государственного технического университета.

http://patriarchia.ru/db/text/5844651.ht...

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в торжественной церемонии открытия Дня белорусской письменности 6 сентября 2021 г. 11:42 5 сентября 2021 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин принял участие в торжественной церемонии открытия Дня белорусской письменности в городе Копыле Минской области. В мероприятии также участвовали заместитель премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко, министр информации Республики Беларусь Владимир Перцов, председатель Минского областного исполнительного комитета Александр Турчин и другие официальные лица. Обращаясь с приветственным словом к собравшимся, Патриарший экзарх подчеркнул, что сохранение памяти о прошлом Отечества, бережное отношение к духовному и культурному наследию предопределяют способность строить будущее. «У нас одна задача — дать людям, особенно подрастающему поколению, детям и молодежи, максимально полное представление о духовных и культурно-исторических корнях нашего наследия», — сказал архиерей. В своем выступлении митрополит Вениамин особо отметил просветительскую значимость ежегодной экспедиции «Дарога да , которая предваряет День белорусской письменности. «На протяжении 28 лет экспедиция традиционно проходит по белорусским дорогам и вместе с лампадой с благословенным огнем от Гроба Господня несет людям свет Христов в разные уголки нашей страны, — сказал владыка. — Этот свет лежит в основе нашей морали, культуры и мировоззрении. Недаром на протяжении столетий учителями земли белорусской были христианские просветители. Вспомним имена Евфросинии Полоцкой, Кирилла Туровского, Георгия Скорины, Афанасия Брестского, Симеона Полоцкого. Благодаря их усилиям была возделана почва, на которой процветает наша культура, и воспитаны такие качества общества, которые позволили ему пережить все невзгоды и стать одной из самых образованных и культурных наций». Предстоятель Белорусской Православной Церкви напомнил, что в 2022 году будет отмечаться 1030-летие Православия на белорусских землях. «Вера ставит перед нами высший идеал. И такие праздники, как День белорусской письменности, призывают всех нас принять этот идеал и соответствовать ему, чтобы стать достойными продолжателями дела великих просветителей нашей страны», — заключил Патриарший экзарх.

http://patriarchia.ru/db/text/5840660.ht...

Предстоятель Украинской Церкви совершил поездку на Волынь 26 октября 2015 г. 15:18 23 октября 2015 года, в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, в день памяти Собора Волынских святых, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил богослужение в храме Всех святых земли Волынской города г. Луцка. Его Блаженству сослужили: митрополиты Вышгородский и Чернобыльский Павел , Волынский и Луцкий Нифонт , Белоцерковский и Богуславский Августин , Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир ; епископ Ирпенский Климент , а также духовенство города и гости Владимир-Волынской епархии в священном сане. За Литургией молился председатель Волынской областной госадминистрации Владимир Гунчик. За богослужением пели хор студентов Волынской духовной семинарии и участники хора храма Всех святых земли Волынской «Волынские колокола» под руководством Марии Выслоцкой. Празднование Собора Всех святых, в Земле Волынской просиявших, было установлено в 1881 году. В том году 10 октября (по ст. ст.) Свято-Успенская Почаевская лавра отмечала 50 лет со дня возвращения в лоно Православной Церкви. Среди 33-х угодников Божиих Собора святых исторической Волыни — святой равноапостольный князь Владимир, первые епископы Волыни святители Стефан и Амфилохий, святой благоверный Ярополк, князь Владимир-Волынский, святой преподобный Феодор, князь Острожский, святая праведная Иулиания, княжна Ольшанская, преподобномученик Афанасий Брестский и Макарий Овруцкий, преподобные Иов и Амфилохий Почаевской. После чтения Святого Евангелия Блаженнейший владыка обратился к многочисленным верующим со словом проповеди. Митрополит Онуфрий отметил, что святые Волынской земли — это люди разного социального положения и возраста, преподобные и праведные, но каждый из них в свое время и на своем месте угодил своей земной жизнью Богу. А угождать Господу означает, как сказано в Священном Писании, «друг за друга тяготы нести, и этим осуществить закон Христов» (см. Гал. 6:2).

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Разделы портала «Азбука веры» 13 Мар 2023 Фото: church.by По благословению епископа Пинского и Лунинецкого Георгия в Пинской епархии вышел документальный фильм «Дар на Полесской земле», повествующий о древнейшем из явленных на белорусских землях Богородичных образов – Купятицкой иконе Божией Матери. Миниатюрная икона, 840-летие явления которой отмечалось в прошлом году, отличается своей необычной формой – она представляет со­бой неболь­шо­го раз­ме­ра мед­ный крест. На од­ной сто­роне кре­ста ре­льеф­но изо­бра­же­на Бо­го­ма­терь с Пред­чным Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, на дру­гой – Распятие. В фильм вошли свидетельства верующих, интервью с Патриаршим Экзархом всея Беларуси Митрополитом Вениамином, епископом Пинским и Лунинецким Георгием и священнослужителями епархии. Видео размещено на  УоиТиве-канале храма Петра и Февронии города Пинска . Явление иконы произошло в селе Купятичи Пинского уезда Минской губернии. Девица по имени Анна, пасшая скот, увидела среди листвы блистание света, где обнаружила на дереве крест с изображением Богородицы. Девушка отнесла крест домой и вернулась к своему стаду. И на том же месте она вновь увидела сияние и снова обнаружила на дереве крест. Думая, что это второй крест, она повесила его себе на грудь. Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать находку отцу, но креста на ней не оказалось. Не оказалось и того креста, что она приносила домой в первый раз. Тогда она вместе с отцом пошла к дереву, где дважды находила крест. Здесь они увидели в лучезарном свете крест с изображением Богородицы. Еще раз они забрали его в свой дом, но на другой день крест опять чудесным образом исчез. Жители села, услышав о сем чуде, пошли на указанное место и обнаружили на дереве крест, излучающий необычное сияние. На этом месте сельчане выстроили небольшую деревянную церковь и поставили туда обретенный образ с изображением Богородицы, от которого начали происходить чудотворения. Спустя время церковь была сожжена татарами, образ исчез бесследно, и местность вокруг сгоревшего храма пришла в запустение. Через много лет путник по имени Иоаким, проходя мимо места, на котором когда-то стояла церковь, увидел необычайный свет, исходящий от земли. Так чудотворная икона была обретена во второй раз и отнесена в приходскую церковь села Купятичи. Вокруг церкви впоследствии был устроен монастырь, который существовал до конца XVII века. Из стен этой обители вышли такие подвижники веры, как преподобномученик Афанасий, игумен Брестский, и преподобномученик Макарий Каневский, игумен Пинский.

http://azbyka.ru/news/vyshel-film-o-samo...

У XXV Дня взяли участь представники ради православних видавництв екзархату 5 вересня 2018 р. 11:39 В нынешнем году XXV празднование Дня белорусской письменности состоялось в городе Иваново Брестской области. В торжественных мероприятиях активное участие приняла Белорусская Православная Церковь , сообщает Издательский совет БПЦ . Приветствие организаторам и участникам праздника направил Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Павел . День белорусской письменности «обращает наше внимание к историческим корням белорусского народа и к тому бесценному духовному наследию, которое призван бережно хранить и в меру своих сил приумножать каждый патриот Беларуси», — отмечается, в частности, в послании. В рамках Фестиваля книги и прессы, который начал работу 1 сентября 2018 года, были организованы выставки книг Издательского совета Белорусской Православной Церкви, Издательства Белорусского экзархата, на стендах которых в том числе была представлена литература православных издательств Елисаветинского монастыря, Петропавловского собора Минска, Братства в честь святого Архистратига Михаила, а также светских издательств, выпускающих православную литературу: «Издательства Дмитрия Харченко», «Медиал» и других. Выставки вызвали живой интерес у участников праздника. Их посетили также архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан , архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , клирики Пинской епархии . Издательский совет Белорусской Православной Церкви в павильоне «Сучасная беларуская Министерства информации Республики Беларусь организовал выставку новинок православных издательств Белорусского экзархата. Здесь были представлены: Новый Завет на белорусском языке в переводе Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви, изданный Издательским советом БПЦ в 2017 году, а также вариант издания этого перевода книги Нового Завета с предисловием протоиерея Сергия Гордуна, напечатанный Библейским обществом в Республике Беларусь. Кроме того, демонстрировались переводы на белорусский язык книг «Прадмовы да Францыска Скарыны» (Минск, 2018), «Дыярыуш» Афанасия Филиповича (Минск, 2018) и многие другие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5262821...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 2001 г. Кафедральный собор во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 2001 г. Белорусского Экзархата РПЦ. Территория включает в себя 8 районов Брестской обл. Белоруссии, к-рым соответствуют 8 благочиннических округов епархии: Брестский, Берёзовский, Дрогичинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Малоритский и Пружанский. Кафедральный город - Брест. Правящий архиерей - еп. Иоанн (Хома). На 1 янв. 2003 г. в епархии существовали 163 прихода (143 храма), 3 мон-ря, численность духовенства - 162 священника и 14 диаконов. Территория Б. и К. е. до 1944 г. Появление первых каменных храмов на Брестской земле (св. Петра в Берестье (совр. Брест) и Благовещенского в Каменце) связано с деятельностью владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича († 1288/89); по-видимому, начиная с сер. XIII в. или даже ранее данная территория являлась частью Владимиро-Волынской епархии , епископы к-рой в XV - нач. XVII в. именовались «Владимирскими и Берестейскими». В XVI в. Брест являлся центром одной из протопопий (округа) епархии с главным храмом - собором во имя свт. Николая (территория совр. Брестской крепости). В Бресте в 1590-1594 гг. проходили Соборы западнорус. епископов (см. Брестские Соборы ). БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ После заключения в 1596 г. Брестской унии подавляющее большинство правосл. приходов и мон-рей Брестщины подчинились униатской Киевской митрополии. Активное сопротивление насаждению унии в кон. XVI - нач. XVII в. оказывали брестские братства Николаевское и Рождество-Богородицкое, стойким защитником Православия был игум. брестского Симеоновского мон-ря прмч. Афанасий (Филиппович) . В 1765 г. в составе Владимирской униатской епархии было учреждено Брестское вик-ство, в 1798 г. преобразованное в самостоятельную епархию, к-рая в 1808 г. частично, а в 1828 г. целиком вошла в состав Литовской униатской епархии. Немногочисленные существовавшие на Брестской земле правосл. приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой , Могилёвской , Минской епархий.

http://pravenc.ru/text/153417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Нелюбович-Тукальский Афанасий; † 26.07.1675, Чигирин), митр. Киевский и Галицкий ( Западнорусская митрополия ). Происходил из правосл. шляхетского рода, жившего в Пинском повете Литовского вел. княжества. Род. в семье пинского войского, был крещен с именем Афанасий ( Niesiecki K. Herbarz Polski. Lipsk, 1842. T. 9. S. 149). Родовыми имениями И. были села Почапово, Ляховичи (совр. Брестская обл., Белоруссия), а также Мутвица и Неньковичи Пинского повета (совр. Ровненская обл., Украина). В с. Неньковичи сохранилось полуразрушенное здание усадьбы Нелюбовичей-Тукальских, живших там в нач. ХХ в. ( Дyбiheць П. Тукальських//Pibhehcьka газ. 2008. 692). Как упоминает игум. Иларион (Денисович) в кн. «Parergon cudów switych obraza Przeczysmey Bogarodzice w monastyru Kupiatickim» (Перечень чудес от образа Пречистой Богородицы в Купятицком монастыре) (К., 1638), род Тукальских оказывал помощь Купятицкому Введенскому мужскому монастырю в с. Купятичи Пинского повета, основанному в честь явления Купятицкой иконы Божией Матери . В 1647 г. брат И. был послан на сейм. Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митр. Киевский и Галицкий. Гравюра. Москва. Ок. 1843 г. (РГБ) Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митр. Киевский и Галицкий. Гравюра. Москва. Ок. 1843 г. (РГБ) Не позднее 1645 г. И. стал игуменом Купятицкого Введенского монастыря, настоятелями которого до него являлись преподобномученики Афанасий (Филиппович) и Макарий (Токаревский) . 16 апр. 1645 г. И. устранил от управления Каменецким Воскресенским мон-рем игум. Паламона (Боцевича) вслед. принятия последним унии и отправил его в заточение в Купятицкий мон-рь. Боцевич позднее бежал из Купятичей и в 1646 г. подал в Брестский гродский суд жалобу на И. В 1648 г., во время казацкого восстания, затронувшего Пинский повет, И. был наместником Луцкого и Острожского еп. Афанасия (Пузыны) в Пинском повете, где планировалось возобновить Пинско-Туровскую правосл. кафедру. После занятия Пинска 9 окт. 1648 г. войсками Я. Радзивилла И. был привлечен к суду по подозрению в поддержке казаков.

http://pravenc.ru/text/578527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАИЛОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Браиловский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2002 г. Браиловский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2002 г. (Винницкой и Барской епархии), в пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл. Основан в 1635 г. в Виннице иждивением М. С. Кропивницкого, подсудка браиловского, для противостояния распространению унии (см. Брестская уния ). Вероятно, главный храм мон-ря был освящен в честь Благовещения. В 1723 г. мон-рь стал униатским, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно мон-рь пришел в упадок, в 1780 г. его покинула последняя монахиня. После вхождения Подолии в состав Российской империи Б. м. в 1795 г. был обращен в правосл. 2-го класса. В мон-рь на исправление присылали из др. обителей провинившихся монахинь, а также мирянок. К нач. XIX в. годовой доход обители составлял 1200 р. К сер. XIX в. здания мон-ря обветшали, и в 1845 г. по инициативе Подольского архиеп. Арсения (Москвина) сестры были переведены в мест. Браилов, в помещения бывш. католич. мон-ря, построенного во 2-й пол. XVIII в. гр. Ф. С. Потоцким и пришедшего в запустение к 30-м гг. XIX в., с 1832 г. в одном из приделов монастырского храма совершались правосл. богослужения. 1 окт. 1845 г. крестным ходом из Винницы в Браилов прибыли монахини, начавшие восстановление полуразрушенных монастырских корпусов и реконструкцию храма. К нач. XX в. в Б. м. действовали 3 храма (сохр. до наст. времени). Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, юж.- в честь Благовещения, сев.- во имя вмц. Варвары. В 1847 г. под собором была освящена ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С зап. стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в к-рой устроена колокольня, с вост. стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 г. в сев. половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В вост. части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 г. при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 г.- 3-классное жен. духовное уч-ще для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 г. начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

http://pravenc.ru/text/153317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРСАК Рафаил (Корсак), униат. митр. Киевский и Галицкий. Портрет. XVIII в. (Львовская галерея искусств) Рафаил (Корсак), униат. митр. Киевский и Галицкий. Портрет. XVIII в. (Львовская галерея искусств) Рафаил (мирское имя Николай; ок. 1600, Вильно (по др. данным, Новогрудок) - 28.08.1640, Рим), униат. митр. Киевский и Галицкий. Происходил из белорус. шляхетского рода Корсаков-Бобыницких. Род. в семье, исповедовавшей кальвинизм; в раннем детстве лишился родителей и воспитывался Иосифом Вельямином Рутским (униат. митрополит Киевский с 1613), к-рый состоял в родстве с Корсаками. Начальное образование получил в иезуитских коллегиях в Замостье (Замосце) и Несвиже, затем обучался в папской миссионерской коллегии в г. Браунсберг (ныне Бранево Варминьско-Мазурского воеводства, Польша) и в иезуитской коллегии в Праге. Во время учебы в иезуитской коллегии в Несвиже принял католицизм лат. обряда, однако под влиянием Рутского перешел в визант. обряд. В 1620 г. вступил в новициат ордена василиан в Бытенском мон-ре (ныне дер. Бытень Ивацевичского р-на Брестской обл., Белоруссия), где вскоре принял монашеский постриг с именем Рафаил. В том же году направлен в Рим в папскую Греческую коллегию св. Афанасия, во время учебы там был рукоположен во пресвитера (1624). По возвращении в Речь Посполитую митр. Иосиф Рутский назначил К. настоятелем виленского во имя Св. Троицы мужского монастыря и протоархимандритом ( генеральным настоятелем ) ордена василиан. 6 сент. 1626 г. на синоде униат. духовенства, проходившем в Спасском мон-ре г. Кобрина, состоялось рукоположение К. во епископа Галицкого, к-рое возглавил митр. И. Рутский. Однако польский кор. Сигизмунд III Ваза отказался утвердить назначение К. коадъютором Киевской митрополии из-за слишком молодого возраста. Лишь после особого обращения в Рим митр. И. Рутского 9 марта 1631 г. папа Римский Урбан VIII утвердил К. в качестве коадъютора униат. Киевской митрополии. В 1630 г. К. принял активное участие в деле обращения в унию Львовского епископа Армянской Апостольской Церкви Николая Торосовича и образования Львовского епископства Армянской католической Церкви . 19 апр. 1632 г. К., сохранив титул епископа Галицкого, занял кафедру Пинского и Туровского еп-ства, которая оказалась вакантной, т. к. под давлением польск. властей ее покинул греч. правосл. еп. Авраамий (Лецида), переехавший из Пинска во Львов. Как протоархимандрит ордена василиан К. вел тяжбы в судах за возвращение имения Тыкоцин перешедшему в унию супрасльскому в честь Благовещения Пресв. Богородицы мужскому монастырю .

http://pravenc.ru/text/2458743.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010