Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части г. Брест-Литовска (древнее Берестье, совр. Брест, Белоруссия), на Волынском предместье, за р. Мухавец. Время основания неизвестно. Впервые мон-рь упоминается в привилее 1499 г., данном Берестью вел. кн. лит. Александром Ягеллончиком , где о Б. м. говорится, что он «древний», в нем 2 храма: прп. Симеона Столпника и трапезный Благовещенский. В XVI в. Б. м. находился на землях, принадлежавших Солтанам, к-рые являлись патронами обители. В 1604 г. Солтаны продали земли разоренного и покинутого насельниками Б. м. вел. литов. маршалку кальвинисту К. Монивиду Дорогостайскому. В XVII в. монастырскими землями владели Сапеги (под 1644 новогрудского воеводу Сапегу (вероятно, Томаша) как владельца земель, на к-рых стоит обитель, упоминает в «Диариуше» прмч. Афанасий (Филиппович) ). Затем право патроната над Б. м. вместе с купленными у Н. Сапеги землями перешло к правосл. смоленскому хорунжему В. Красинскому, к-рый передал право патроната и коляторство (право назначения на церковные должности) православному К. Выговскому, подчашему Хелминскому. О последующих патронах Б. м. сведений нет. После заключения в 1596 г. Брестской унии Б. м. вместе с брестским Рождество-Богородицким мон-рем был передан униатам. В 1632 г., когда правосл. Церковь в Речи Посполитой была легализована благодаря изданию «Статей для успокоения народа русского греческой религии», Рождество-Богородицкий мон-рь был возвращен православным. Вскоре удалось вернуть и Б. м.: 4 окт. 1633 г., заручившись письменным распоряжением воеводы Р. Лещинского (владельца или арендатора земель, на к-рых располагался мон-рь), мещане Бреста во главе со слугой воеводы Я. Балцеровичем призвали в Б. м. монахов из правосл. Яблочинского мон-ря . С этого времени Б.

http://pravenc.ru/text/брестском во имя ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Афанасий Брестский Афанасий (Филиппович) (ок. 1597 - 1648 ), игумен , преподобномученик , Брестский. Известный белорусский общественный, политический и церковный деятель Память 5 сентября , 20 июля (обрет. мощей), в Соборах Белорусских , Волынских и Киевских святых Родился около 1597 года в благочестивой белорусской христианской семье Филипповичей. Он получил серьезное образование, знал богословскую и историческую литературу, о чем свидетельствует сохранившийся дневник святого. В молодые годы святой Афанасий некоторое время был учителем в домах польских шляхтичей. Но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега , канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича , внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба , убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I . Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета. Семь лет служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе не знающий , что он такое», является очередным самозванцем. Уверенность эта с течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!»

http://drevo-info.ru/articles/2133.html

Перед началом Литургии от Симеоновского кафедрального собора к Афанасиевскому монастырю проследовал крестный ход во главе с епископом Брестским и Кобринским Иоанном . В шествии участвовали многочисленные жители города и паломники из других регионов. Божественную литургию в обители совершили: митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей ; архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий ; архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков ( Польская Православная Церковь ); архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир ; архиепископ Городницкий Александр ; епископ Могилевский и Мстиславский Софроний ; епископ Брестский и Кобринский Иоанн; епископ Гомельский и Жлобинский Стефан ; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин ; епископ Львовский и Галицкий Филарет ; епископ Слуцкий и Солигорский Антоний ; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий ; епископ Золотоношский Иоанн ; епископ Вяземский и Гагаринский Сергий . Архиереям сослужили клирики Брестской епархии и гости в священном сане. Участие в богослужении принял секретарь Слуцкого епархиального управления протоиерей Николай Лабынько. Богослужение посетили представители местных властей, дипломатического корпуса и другие почетные гости. По окончании Литургии со словами приветствия к молящимся обратился епископ Брестский и Кобринский Иоанн. «Сегодня для нашей Берестейской земли — вторая Пасха», — сказал епископ, поблагодарив собратьев-архипастырей за совместную молитву.  Далее всех приветствовал митрополит Ровенский Варфоломей: «Каждый, кто последует святому преподобномученику Афанасию, обретает в его лице мудрого, доброго помощника и молитвенника. А нам так нужна помощь святых угодников Божиих, ведь наша цель — идти ко спасению. Я рад, что здесь такая многочисленная паства и что она хранит верность Святому Православию. От души поздравляю всех и прошу вас, братья и сестры: держитесь святой православной веры! Вне Церкви нет спасения. Будьте примером для всех других людей, которые колеблются, сомневаются, чтобы они вернулись в лоно Церкви. Мы имеем пример угодника Божиего — святого Афанасия, который своей жизнью и мученической кончиной стал не только вдохновителем тех людей, которые стояли за веру православную, но и помощником и молитвенником для нас».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4618336...

" В песнех достойно хвалим Афанасия " 18 (5) сентября Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Афанасия Брестского (1648). Преподобномученик Афанасий Брестский Статья из т. 3 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. Афанасий (Филиппович; ок. 1595 - 5.09.1648), прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых), игум. брестского во имя прп. Симеона Столпника мон-ря . Сведения об А. содержатся в «Диариуше» («Дневнике») преподобномученика, представляющем собой свод записей автобиографического характера, полемических сочинений, грамот и писем А. Кроме того, «Диариуш» включает в себя рассказ братии брестского мон-ря о последних днях жизни и мученической кончине А. и надгробные стихи, посвященные А. Известны 2 списка «Диариуша»: в конце Толковой Псалтири, принадлежавшей свт. Димитрию (Туптало) , митр. Ростовскому (ГИМ. Син. 856, 1649-1652 гг.), и более поздний, менее полный, список - РНБ. Q. XVII. 220. Житие А. было составлено, возможно, ок. 1666 г. на польск. языке, в 1805 г. переведено на рус. язык в КДА. А. был выходцем из правосл. семьи, возможно принадлежавшей к ремесленному сословию. Учился в братской школе при виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре, по окончании к-рой стал учителем. Ок. 1620 г. литов. канцлер Л. Сапега назначил А. гувернером («инспектором») Яна Фаустина Лубы, вывезенного из России в Польшу польск. шляхтичем Белинским, к-рый представил его польск. правительству как сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек (в действительности это был сын шляхтича Дмитрия Лубы). В 1627 г. игум. Свято-Духова мон-ря Иосиф (Бобрикович) совершил постриг А. в монашество. Святой подвизался в Кутеинском оршанском и Межигорском мон-рях . В 1632 г. в Вильно А. был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского мон-ря под Пинском. Передача в 1636 г. мон-ря иезуитам произвела сильное впечатление на А., имевшего видение 7 адских огней, в одном из к-рых за преследование Православия мучились папский нунций, кор.

http://sedmitza.ru/text/797414.html

У святителя Афанасия не было возможности заниматься в библиотеках и архивах, однако изобретенный им способ поиска служб оказался вполне эффективным. Она начал рассылать по всей стране письма с просьбой прислать службы святым, почитаемым в той или иной местности. Так, например, в июне 1960 года Святитель написал письмо наместнику Почаевской лавры архимандриту Севастиану, в котором просил помощи в поиске служб Волынским святым: «Дело, которое меня занимает в настоящее время, это составление Дополнительной русской минеи, в которую должны войти, главным образом, те службы русским святым и в честь русских икон Богоматери, коих нет в наших печатных минеях, но которые или были напечатаны отдельно, или сохранились в рукописях. У меня недостает служб Вашим Волынским святым: князю Ярополку (22 ноября), святителю Стефану Владимиро-Волынскому (27 апреля) и на общий праздник Волынских святых (10 октября, 25 мая). Если в Лавре имеются еще службы, усерднейше прошу снять с них копии и прислать мне. И еще один вопрос к Вам и просьба. Я закончил составление русской Дополнительной Минеи на сентябрь месяц. Но у меня не хватает службы преподобномученику Афанасию Брестскому. Знаю, что таковая служба была составлена протоиереем К. Зноско и напечатана в Варшаве в 1929 г. Нет ли таковой службы у Вас? Если имеется, пришлите мне, пожалуйста, копию с нее» 128 . Работая над Дополнительной минеей, святитель Афанасий не ограничивался сбором уже существующих служб. Включая в свою Минею службы грузинским святым, он находил способы составить церковнославянский перевод этих служб. «Нам, православным русским людям, – писал он в октябре 1958 года епископу Зиновию (Мажуге), – подобает знать имена ваших грузинских святых и иметь возможность прославлять их в дни их памяти чтением хотя бы кратких молитвословий – тропаря и кондака. К сожалению, у нас в славянском переводе имеется только одна служба святой равноапостольной Нине. Поэтому я буду весьма благодарен Вам и Вашим добрым сотрудникам, если получу тропари и кондаки из существующих у вас служб грузинским святым в переводе хотя бы не на славянский, а на русский, более Вам известный. А я, с разрешения авторов перевода, постараюсь переложить их на славянский, как более привычный для нас при чтении молитвословий, и в таком виде внесу их в мой сборник» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Брест. Кафедральный собор Симеона Столпника. Свято-Симеоновский кафедральный собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Прекрасный храм в центре Бреста – украшение города, сюда хочется зайти, чтобы подумать, разобраться в себе и своих чувствах. Этот храм – Брестский кафедральный собор св. Симеона Столпника, он является главным храмом города. Начало XIX века выдалось для города непростым – многочисленные пожары разрушали Брест-Литовск. В это время в городе существовала лишь одна православная церковь – церковь Свято-Симеоновского мужского монастыря. Она была деревянной, поэтому не раз горела во время пожаров. 8 ноября 1815 года в мужском монастыре был очередной пожар: тогда сгорели не только хозяйственные постройки, но и пострадала сама церковь. Через некоторое время здесь снова случился пожар, который завершил начатое – церковь была закрыта в 1824 году. Более двадцати лет богослужения проходили в домовой трапезной Свято-Благовещенской церкви, которая была основана на третьем этаже в здании бывшего базилианского монастыря. В 1830-40-е годы в Брест-Литовске начались глобальные перемены: по императорскому указу здесь стали возводить военную крепость, поэтому город перенесли на три километра восточнее. Монастырь и все его постройки были снесены. Каменный храм стал строиться только в 1862 году. Его проект разработал брестский архитектор В. Поликарпов, а строили храм мастера из разных стран: кирпичную кладку делали черниговские каменщики, брестские мастера занимались столярными, кровельными, штукатурными и малярными работами. Иконостас тоже изготовил местный мастер, а вот иконы, богослужебную утварь и колокол весом 100 пудов привезли из Москвы. Чугунные решетки были сделаны в Варшаве. Богослужения в новом храме начались в 1865 году, когда специальным крестным ходом в собор перенесли мощи мученика Афанасия и освятили его. Сохранились описания культового сооружения: собор располагался на возвышенном месте возле Московско-Варшавского шоссе, его окружала каменная ограда. Фундамент храма был изготовлен из булыжного камня, а цоколь и четыре крыльца – из гранита. Основную и шатровую крыши пяти куполов сделали деревянными, снабдили громоотводами. Центральная крыша была покрыта листовым железом и покрашена темно-красной масляной краской, а крыши куполов покрыли белой английской жестью. Двери собора были двойными, темно-желтого цвета. Чтобы в храме было тепло зимой, тут установили семь печей, а в ризнице сделали небольшой камин. В храме могло находиться 700 человек одновременно, внутреннее пространство составило 49,5 квадратных саженей.

http://sobory.ru/article/?object=11051

Брест. Церковь Николая Чудотворца. Сортировка: Надпись на плите: Морякам-участникам русско-японской войны 1904-1905 г. их семьям с благодарностью за строительство храма и в память 100-летия Цусимского сражения Движение Поддержки Флота 27 мая 2005 г. Брестское представительство Дионисий 18 января 2006 Карта и ближайшие объекты В сердце Бреста – на улице Советской – расположилась церковь, издали привлекающая к себе внимание. Это красавица Свято-Николаевская церковь, или церковь Святого Николая Чудотворца. История этой церкви начинается в далеком 1885 году: тогда православное братство Брест-Литовска построило деревянную церковь, которую называли Николаевской или Братской. Недолго радовала она глаза брестчан, один из многочисленных пожаров XIX века уничтожил строение. Тогда и было принято решение о строительстве новой – каменной – церкви. На ее строительство давали деньги не только обычные прихожане, братства в честь св. Николая и в честь Афанасия Брестского тоже щедро помогали деньгами. Правда, вскоре выяснилось, что денег все равно не хватает. Тогда император Николай II внес недостающую сумму, а также передал список имен погибших моряков, чтобы их постоянно поминали в церкви. Внес свою лепту в строительство и Петр Столыпин. Строительство было начато в 1903 году, а через три года храм уже стал действующим. Торжественное освящение церкви прошло 6 декабря 1906 года. Свято-Николаевская церковь напоминает пятимачтовый корабль. Построена в русско-византийском архитектурном стиле, просматриваются элементы московского церковного зодчества XVII века. Алтарь от храма отделяет трехъярусный деревянный иконостас. Церковь пережила войны и революции, польскую и немецкую оккупацию. Богослужения не прекращались. Но в 1961 году храм закрыли. В следующем году с него спилили все кресты над куполами и сбили все кресты н фасаде. Практически тридцать лет здесь было хранилище Государственного Архива Брестской области. Только в 1989 году кресты вернулись на положенное место. Верующие настояли, чтобы храм был возвращен Православной церкви. 7 января 1990 года – в Рождество Христово – здесь прошло первое богослужение. Правда, восстановление храм завершилось только в 1996 году.

http://sobory.ru/article/?object=07839

В разъяснении устаревших текстов я был, до некоторой степени, инициатором. В доказательство чего позволяю себе доложить: будучи в 1946 году в Москве и услышав за богослужениями изменение устаревших текстов, для того чтобы применить их у себя, я осмелился обращаться к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Николаю и Протопресвитеру о. Николаю. Они направили меня к ответственному секретарю редакции «ЖМП», блаженный памяти протоиерею о. А. Смирнову . Выслушав меня, о[тец] секретарь вполне согласился со мной и обещал дать просимые мне разъяснения в календаре на будущий, 1947 год (что, слава Богу, есть, но здесь, где действуют служебники Варш[авского] изд[ания], не понято). Я попросил также справку о возношениях в Московских храмах (безусловно, образец для всех храмов Р[усской] Пр[авославной] Ц[еркви]), каковой получил на руки 6.VIII.1946 в 3-х экз. Один экземпляр я представил с мотивировкой б[ывшему] тогда управделами Брестской епархии, второй – своему благочинному и один хранится у меня. Я сразу применился в своем приходе и не отступаю без изменения В[ысшей] Д[уховной] Вл[астью] (но я одинок, что для меня не только обидно, а страшно тяжело, – вопрос очень щепетильный, тонкий, но непонятый). Таким последним разъяснением нахожу на стр. 283 п. 10б богослужебных указаний за 1955 г., и я его применял до с[их] п[ор], тем более что и в книжке доцента А.Георгиевского , на стр. 83 – тождественно. И вот вчера, 14.X. с. г., мне пришлось возглавлять соборное богослужение с участием высокообразованного столичного собрата, строгого канониста (как там говорили, «завтрашнего епископа»). Он мне в частном разговоре, очень корректно, заметил, что ни в коем случае нельзя изменять текст стр. 65 и 66 об. служебника Моск[овского] изд[ания] 1835 г. текстом на стр. 183 п. 10б б[огослужебных] указ[аний] 1955 г. и стр. 83 книжки А. Георгиевского , то есть начинать: «Вас и... », потому что в числе «вас» – присутствующих могут находиться не только имеющие право «приступить ко св. Чаше», а также пришедшие в храм с другой целью (покритиковать), а потому текст «всех вас православных» не подлежит изменению.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Владимиро-Волынская Основана в 991/992 г. митрополитом Леоном при Св. Равноапостольном князе Владимире. Временно входила в каноническую юрисдикцию: Галицкой митрополии – в 1303–1308, 1345–1347, 1371–1378; Киево-Литовской митрополии – в 1356–1362, 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358, 360). Отпадала в унию: 09.10.1596–1616, 08.1625–12.04.1795. Воссоединена и упразднена в 1795 г. (вошла в состав Житомирской епархии). Возобновлена 17.06 (по др. 08.06) 1891 как Житомирское викариатство. Возобновлена вновь 19.12.1995 (01.01.1996) (выделена из Волынской и Луцкой епархии). Именовалась: Владимирская; с 1371 (по др. 1405) – Владимирская и Берестейская; с 1616 г. – Владимирская и Брестская; Владимиро-Волынская; Владимиро-Волынская и Ковельская. 991/992 Антоний Аникита Коприй Геласий 27.04.1094 27.08.1105 10.10.1122 1134(?) 06.05.1135 Лаврентий Прокопий Антоний II 04.1223 Василий(1271) 1266 (?) 12.1271 12.1287 1358 (1359?) Афанасий II в/у Иоанн II Гоголь 15.11.1416 Весвасиан (?) Даниил (1441) 28.10.1452 Никифор II Порфирий (1470) Вассиан Мартиниан Вассиан II 09.1521 Пафнутий 09.1521 1523 (1526?) 1523 (1526?) 17.05.1535 Иона 05.10.1536 Геннадий (09.11.1547) Вассиан III в/у Иоанн III Яцкович 15.01.1580 20.04.1580 в/у Мефодий Хребтович-Литаворович-Богуринский 13.01.1593 Мелетий 24.12.1595 07.01.1621 08.1626 07.07.1891 17.06.1902 Паисий Виноградов 14.07.1902 25.08.1906 25.08.1906 31.10.1908 Михей Алексеев 21.12.1908 28.02(13.03)1922 11(24)12.1941 09(22)07.1942 08.1943 19.12.1995 01.01.1996) 21.04(04.05)1996 21.04(04.05)1996 746 Имя епископа Фомы встречается три раза на трех разных епархиях, причем во всех случаях точное время пребывания на кафедре не известно, но имя этого епископа стоит в начале списка, во всех трех случаях его относят к сомнительным. Летописное повествование о путешествии митрополита Михаила по Руси с четырьмя (или шестью?) епископами (это путешествие можно отнести и к 80-м гг. IX века – см. Митрополия России) и упоминание некоего епископа Фомы в разных епархиях приводят к следующему предположению. Не был ли епископ Фома одним из шести (или четырех) епископов-миссионеров, пришедших на Русь вместе с митрополитом Михаилом, подолгу бывшим в трех (или более) будущих епархиальных древнерусских городах. Уместно предположение, что еп. Фома мог подолгу пребывать в трех (или более) городах, устраивая местную церковную жизнь, после чего переходил в другой город (или был в миссионерских целях перемещаем митрополитом на другие кафедры).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Западно-Русские Митрополиты. Список. Православные митрополиты до Брестской Унии Приводится по изданию: А.В.Карташев. Очерки по историии Русской Церкви. 1. Григорий Болгарин 1458-1473 2. Мисаил Пеструч 1475-1480 3. Спиридон Сатана ок.1479-1481 (+ 1504) 4. Симеон 1481-1488 5. Иона I Глезна 1492-1494 6. Макарий I Черт 1495-1497 7. Иосиф I Болгаринович 1497-1501 8. Иона II 1503-1507 9. Иосиф II Солтан 1507-1521 10. Иосиф III 1522-1534 11. Макарий II 1534-1556 12. Сильвестр Белькевич 1556-1567 13. Иона III Протасевич 1568-1576 14. Илия Куча 1577-1579 15. Онисифор Девоча (Девочка) 1579-1589 16. Михаил Рогоза, мт с 1589, в 1596 перешел в унию, умер униатским митрополитом в 1599 В 1569 г. Михаил Рогоза на соборе в Бресте вместе с шестью епископами принял унию с Римо-Католической Церковью. Два иерарха - еп. Львовский Гедеон (Болобан) и еп. Перемышльский Михаил (Копыстенский) - унии не приняли и остались православными. С этого момента на территории Речи Посполитой существовало параллельно две иерархии - униатская и православная. Михаил Рогоза был униатским митрополитом до своей смерти в 1599. В результате его перехода в унию Православная Церковь в Западной Руси лишилась митрополичьего возглавления до 1620 г., когда иерусалимский патриарх Феофан поставил в митрополиты Иова Борецкого. Униатские митрополиты 1. Михаил Рогоза 1595-1599 2. Ипатий Потей 1599-1613 3. Иосиф Вельямин-Рутский 1613-1637 4. Рафаил Корсак 1637-1642 5. Антоний Селява 1642-1655 6. Не было митрополитов 1655-1661 7. Гавриил Коленда 1661-1674 8. Киприан Жоховский 1674-1694 9. Лев Шлюбиц-Заленский 1694- 2 июня 1708 10. Юрий Винницкий 1708- 22 сентября 1713 11. Лев Кишка 16 февраля 1714- 19 ноября 1728 12. Афанасий Шептицкий 1728-1746 13. Феодор Любенецкий-Рудницкий 1747, не одобрен базилианами 14. Флориан Гребницкий 1748-1762 15. Фелициан-Филипп Володкевич 1762-1778 16. Лев Шептицкий 1778- 24 мая 1779 17. Ясон Юноша-Смогоржевский 1780- 1 ноября 1788 18. Феодосий Ростоцкий 1788-1808 19. Ираклий Лисовский 1808-1809

http://sedmitza.ru/text/443856.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010