Пастырю была поручена организация приходской жизни в оккупированной Белоруссии. Вместе со священником Григорием Кударенко он ездил по селениям, совершая богослужения и осматривая церкви на предмет возобновления в них служб. Благодаря трудам архимандрита Серафима в Белоруссии было открыто 74 храма. Отец Серафим не только просвещал народ, но и собирал сведения о преследованиях со стороны коммунистов в довоенные годы. К сожалению, Белоруссия не осталась в стороне от попыток гитлеровского командования расколоть Церковь . Сепаратистские настроения насаждались здесь намеренно, для чего сюда специально завозили белорусских шовинистов-эмигрантов. Независимая Белорусская Церковь также должна была играть в этом процессе свою роль. Новую структуру согласился возглавить митрополит Пантелеймон (Рожновский). Иерарху были поставлены условия – Белорусская Церковь должна именоваться «автокефальной», ее епископат должен утверждаться немецким командованием, проповедь и делопроизводство должны вестись на белорусском языке. Митрополит Пантелеймон, осознававший неканоничность этой авантюры, добился важной оговорки – об автокефалии речь может зайти лишь после того, как Церковь будет организована. На практике это означало, что автокефалию можно будет откладывать сколь угодно долго. В июне 1942 г. митрополит Пантелеймон был отстранен и отправлен в ссылку в Благовещенский монастырь в д.Ляды, а затем в Вилейку. В отсутствие архипастыря 30 августа 1942 г. был проведен «Всебелорусский Собор» с участием клира и мирян. Из пяти белорусских архиереев в «Соборе» участвовало трое – архиепископ Филофей (Нарко), епископы Афанасий (Мартос) и Стефан (Севбо). Старшие по хиротонии иерархи, митрополит Пантелеймон и архиепископ Венедикт (Бобковский), властями на это мероприятие допущены не были. Под давлением оккупационной администрации здесь был принял статут «Белорусской Автокефальной Церкви», однако дальше этого дело не продвинулось. Созданное Германией белорусское правительство во главе с Р.К.Островским пыталось воздействовать на иерархов, но безуспешно. После возвращения из ссылки митрополита Пантелеймона 12 мая 1944 г. был проведен новый Собор. Помимо митрополита Пантелеймона в Соборе приняли участие архиепископы Венедикт и Филофей, епископы Афанасий, Стефан, Павел (Мелентьев), Григорий (Боришкевич) и Иоанн (Лавриненко). Белорусская автокефалия не была признана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1904 году к исполнению обязанностей псаломщика при церкви допущен мещанин Моисей Осипович Немцев – отец Василия Немцева, одного из знаменитых фотографов дореволюционного Новозыбкова. В тот год в церкви насчитывалось всего 17 прихожан обоего пола. Имелся дом для священника, собственного участка земли не было. Интересны воспоминания священника Вонифатьевской церкви – отца Григория (Григоровского). В 1896 году он написал для епархиальных известий об освящении церкви, в деталях описал ее внутренний и внешний вид. Будучи свидетелем событий 1905 года, оставил воспоминания о реакции жителей Новозыбкова на царский манифест от 17 октября о даровании свобод. Его и другие мемуары о жизни города того времени ныне большая редкость, но подробно с ними можно познакомиться по первоисточникам (см. список в конце). Вернемся к рассказу о храме и его устроителе. Помимо Вонифатьевской церкви Афанасий Шведов построил в городе несколько добротных каменных зданий, включая Дом детского творчества, которые сохранились до наших дней. За его средства тротуары некоторых улиц вымостили кирпичом желто-коричневого цвета с клеймом «А.Ш.», то есть Афанасий Шведов. В 1893 году в Злынке построил первую школу. Много помогал Малино-Островскому Рождества Пресвятой Богородицы единоверческому женскому монастырю, что был когда-то у реки Ипути недалеко от рабочего поселка Вышков. Вокруг обители возвел кирпичную ограду. В 20-х годах прошлого столетия ограду ту разобрали, а весь кирпич на подводах привезли в Новозыбков для строительства спичечной фабрики «Малютка» и городской больницы. В 1894 году на территории монастыря построил себе дом, в котором жил каждое лето со своей больной женой Анастасией Павловной до ее смерти. Постоянно жертвовал деньги на нужды бедного средствами Максаковского Троицкого единоверческого монастыря, за что епископ Черниговский и Нежинский Антоний объявил купцу благодарность. Крупным благотворителем был и отец Афанасия Шведова – Иван Львович. Он умер 30 декабря 1889 года. А за четыре года до этого распорядился раздать бедным жителям Новозыбкова собственный капитал в 100 тыс. рублей «на поминовение души его». С этой целью душеприказчики Абросимов П.Ф. и Петухов А.Е. обратились с заявлением в Новозыбковскую городскую Думу о принятии указанной суммы для «дальнейшего употребления согласно воле жертвователя».

http://ruskline.ru/opp/2021/01/07/vonifa...

Виноградово (Алешино). Церковь Космы и Дамиана. Космодамианская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной крестьянской семьи села Алешино(ныне с. Виноградово). В трапезной церкви имелись еще два придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. После закрытия храма в 1930-е гг. его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские. Храм передан верующим в 1996 г. В настоящее время находится в стадии восстановления. http://www.vosvera.ru В 1854 году на средства зажиточной крестьянской семьи Шинковых из села Алешино (с 1920-х годов - село Виноградово) в селе была выстроена существующая ныне каменная церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. А начало возведения храма было положено в 1847 году. Здание имеет ампирную основу, трехчастную осевую композицию и служит ярким образцом художественной эклектики. Обширная трапезная с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских соединяет храм с четырехярусной колокольней, два верхних из которых убывающие по габаритам восьмерики. Односветный четверик церкви увенчан высоким световым восьмериком, перекрытым куполом с главкой. Декоративное убранство церкви достаточно насыщено. Фасады разбиты парными пилястрами, боковые грани четверика завершены поясом ложных закомар, окна обрамляют наличники с треугольными навершиями. После закрытия храма в 1930-е годы его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские. В 1996 году храм передан православной общине. Хотя церковь является действующей, ей срочно необходима реставрация. Справочник-Путеводитель Островская В.Н. Подмосковье. Монастыри, Храмы, Источники. Изд-во: " Духовное преобразование " , М., 2008 г. Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной семьи крестьян Шинковых из села Алешино. В строительстве и благоустройстве храма, помимо братьев Шинковых, принимали участие и другие состоятельные алешинские крестьяне – Салтыковы.

http://sobory.ru/article/?object=00409

Харитона Сянжемскаго (†1509) Иосифа Волоколамскаго (†1515) Герасима Чернаго (XV †XVI), Кассиана Босаго († 1532) и Фотия старца (†1554), Волоколамских Пахомия (†ок. 1515) и Пафнутия (†1515) Кенских Геннадия Важеозерскаго (†1516) Давида Серпуховскаго (†1520) Иннокентия Комельскаго (†1521) Владимира Белопесоцкаго, Серпуховскаго (†ок. 1522) Евфимия Архангелогородскаго (†ок. 1523) Игнатия Прилуцкаго (†1523) Филиппа Ирапскаго (†1527) Феогноста Перемышльскаго (†1530) Кирилла Новоезерскаго (†1532) Онуфрия Катромскаго (†ок. 1532) Макария Оредежскаго (†1532) Александра Свирскаго (†1533) Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия Островских (XVI) Ионы Клименецкаго (†1534) Корнилия (†1537), Кассиана (†1537), и Лаврентия (†1548) Комельских Лонгина Коряжемскаго (†1540) Даниила Переяславскаго (†1540) Иродиона Илоезерскаго (†1541) Стефана Озерскаго, Комельскаго (†1542) Иоанна и Лонгина Яренгских (†ок. 1544 †1545) Леонида Пошехонскаго (†1549) Киприана Тропскаго, Ярославскаго (сер. XVI) Зосимы Ворбозомскаго (†ок. 1550) Арсения Комельскаго (†1550) Иоакима Опочскаго (†ок. 1550) Нифонта Телеговскаго, Устюжскаго (†1553) Герасима Болдинскаго (†1554) Аркадия Дорогобужскаго (XVI) Нила Столобенскаго (†1554) Максима Грека (†1556) Антония Сийскаго (†1556) Александра, Иоакима и Илии Сийских (XVI) Никифора Важеозерскаго (†1557) Вассиана и Ионы Пертоминских (†1561) Симона Сойгинскаго (†1562) Ионы и Нектария Казанских (†после 1563) Геннадия Костромскаго и Любимоградскаго († 1565) Нифонта Кожеезерскаго (†1565) Иоасафа, затворника Нижегородскаго (†1567) Димитрия инока, Нижегородскаго Феодосия Тотемскаго (†1568) Зиновия Отенскаго (†1568) Арсения Новгородскаго (†1570) Феодорита, просветителя Кольскаго (†1571) Христофора Сольвычегодскаго (†ок. 1572 †1582) Кирилла Астраханскаго (†ок. 1576) Афанасия Сянжемскаго (†после 1577) Анании иконописца, Новгородскаго (†1581) Никона и Дионисия Новгородских Никандра Псковскаго (†1581) Трифона Печенгскаго, просветителя Кольскаго († 1583) Варлаама, игумена Махрищскаго, епископа Суждальскаго (†1585)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Иннокентий Сельнокринов 1840–1840. Архп. Евлампий Пятницкий 1840–1844. Смарагд Крыжановский 1844–1858. Архп. Поликарп Радкевич 1858–1867. Макарий Миролюбов 1867–1876. Ювеналий Карюков 1875–1882. Симеон Линьков 1883–1889. Мисаил Крылов 18891896. Митрофан Невский 1896–1899. Никанор Каменский 1899–1902. Ириней Орда 1902–1904. Кирион Садзагелов 1904–1906. Серафим Чичагов 1906–1908. Александр Головин 1908–1910. Григорий Вахнин 1910. Елецкое викариатство, учр. в 1906 г. Епископы: Митрофан Афонский 1906–1910. Митрофан Земдянский 1910. Пензенская, учр. в 1799 г. Кафедра в Пензе Епископы Пензенские и Саратовские (до 1803 г. „Саратовские и Пензенские“): Гаий Токаов (грузин) 1799–1808. Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811. Афанасий Корчанов 1811–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Амвросий Орнатский 1819–1825. Ириней Нестерович (серб) 1826–1830. Пензенские и Саранские (с 1828 г.): Иоанн Доброзраков 1830–1835. Амвросий Морев 1835–1854. Варлаам Успенский 1854–1862. Архп. с 1860. Антоний Смолин 1862–1868. Григорий Медиоланский 1868–1881. Антоний Николаевский 1881–1889. Василий Левитов 1889–1890. Митрофан Невский 1890–1893. Павел Вильчинский 1893–1902. Тихон Никаноров 1902–1907. Митрофан Симашкевич 1907. Краснослободское викариатство, учр. вт. 1910 г. Епископы (в Пензе): Григорий Соколов 1910. Пермская 39 Кафедра в Перми Епископы Пермские: Св. Стефан Храп 1383–1396. Исаакий 1397–1416. Св. Герасим; упом. 1441; † 1447. Св. Питирим 1447–1456. Св. Иона 1456–1471 . Амфилохий; упом. 1471. Филовей 1471–1501. Никон 1502–1508. Стефан 1508–1514. Протасий 1514–1520. Пимен Ходыкин 1520–1524. Алексий 1525–1543. Афанасий 1543–1547. Киприан 1547–1558. Епископы Пермские и Екатеринбургские (до 1833 г.) Арсений Москвин 1799. Иоанн Островский 1800–1801. Иустин Вишневский 1802–1823. Дионисий Цветаев 1823–1828. Мелетий Леонтович 1828–1831. Епископы Пермские и Верхотурские (с 1833–1885 г.): Аркадий Федоров 1831–1851. Архп. с 1831. Неофит Соснин 1851–1868. Архп. с 1854. Антоний Смолин 1868–1876. Архп. с 1872. Вассиан Чудновский 1876–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

П. удалось убедить многочисленных последователей, что не только в древности в отдаленных пустынях Сирии или Египта, но и в современных ему обителях Молдо-Влахии, Афона и России человек мог достичь святости. П. создал школу учеников и последователей, разошедшихся по правосл. миру, для их руководства он составил энциклопедию святоотеческой аскетической мысли - «Добротолюбие». Труды П. были оценены по достоинству митр. Гавриилом (Петровым), свт. Филаретом (Дроздовым), свт. Игнатием (Брянчаниновым), Оптинскими старцами - письма и переводы П. были изданы Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью . Благодаря манифесту «О всемилостивейшем прощении беглецов, укрывающихся в заграничных местах» имп. Александра I Павловича от 15 марта 1801 г. (ПСЗ. Т. 26. С. 588. 19786) мн. слав. ученики П. беспрепятственно смогли возвратиться в Россию и поделиться с насельниками мн. мон-рей полученными от него «духовными сокровищами». Из последователей П. в России наиболее известны архим. Феодосий (Маслов), управлявший Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустынью , схим. Клеопа I , бывший настоятелем покровской Островской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женской пустыни , схим. Феодор (Пользиков; 1756-1822), наставник прп. Льва (Наголкина), схим. Афанасий (Захаров) , скончавшийся в Площанском в честь Казанской иконы Божией Матери мужском монастыре , наставник прп. Макария (Иванова), схим. Афанасий (Охлопов), занимавшийся передачей и исправлением текстов «Добротолюбия» в России. Они в свою очередь имели многочисленных последователей, вместе с к-рыми возрождали обители, переписывали и передавали святоотеческие книги, внедряли положения устава братства П. В архивах России, Украины, Румынии, Молдавии и Греции выявлено ок. 800 рукописей, содержащих письма и переводы паисиевской школы. Гимнография Вскоре после преставления П. его учениками (авторы неизв., все 4 списка выполнил схим. Климент) была составлена служба на церковнослав. языке (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Феоктист , в 1765–69. Димитрий Грозинский в 1770 перев. из Петергофской Троицкой Сергиевой пустыни, и в начале 1771. Иосиф 11 марта 1771 перев. из Московского Златоустова, в 1771–76. Евстафий Пальмовский в 1777 перев. из Черниговского Троицко-Илиинского; до 1785. Мнтрь обращён в архиерейский дом. По возобновлении: Иоанн Островский 10 сент. 1797 перев. из Новгородского Юрьева монастыря, а 31 дек. – в Новгородский Антониев. Иларион Кондратковский , бывший еписк. Могилевский, с 24 окт. 1797 управлял мнтрём и в нём † 12 янв. 1799. Феофан Шиянов-Чернявский в начале 1799 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; 12 февр. 1800 хирот. в викария Киевской епархии. Иероним Яновский в 1800 перев. из Киево-Михайловского монастыря; † 1814 ... Иннокентий Тихомиров 17 авг. 1814 перев. из Боровского Пафнутиева монастыря; † в сент. 1824. Геннадий Баранович 1 мар. 1825 перев. из Волоколамского Иосифова монастыря; † 8 авг. 1845. Афанасий , в 1846–48. Никанор 6 нояб. 1848 перев. из Нежинского Назарета; † 13 июля 1855. Венедикт в 1855 перев. из Харьковского Спасского монастыря; † 1860 ... Вассиан Чудновский 22 апр. 1861 перев. из Нежинского Назарета; 21 нояб. 1866 хирот. в викария Пермской епархии. Анатолий , 1867–69. 6 Назарет Богородичный, в городе Нежине, основан митрополитом Стефанов Яворским в 1702 г., открыт в 1716 году. Ныне второклассный. [III, 361.] Архимандриты Модест Ильницкий , из наместн. Свенского монастыря, произведён 13 нояб. 1716; до 1719. Епифаний Тихорский в 1719 перев. из Глуховского Петропавловского монастыря; 9 июля 1722 хирот. в епископа Белгородского. Савва Шпаковский , из наместн. Черниговского Борисоглебского монастыря, определён в 1722; в дек. 1729 взят в Москву (куда?). С 18 февр. 1739 архиерей Архангелогородский. Герман Барутович , из киевских иеромонахов, определён в янв. 1730; в 1732 перев. в Казанский Спасо-Преображенский мнтрь. Модест Велецкий в 1737 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; в 1743 уехал в Германию. [? Герасим , 2 мар. 1738.] Сильвестр Ласкоронский , с 1743; 24 февр. 1746 перев. в Киево-Братский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) посредине монастыря СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ каменная пятиглавая, с двумя приделами. В ней иконостас гладкий посеребрённый, местами с позолотой, образа Греческого письма в серебряных окладах, стены расписаны; 2) к северной стороне от оной другая тёплая ЦЕРКОВЬ одноглавая, во имя Николая Чудотворца с приделом Архангела Михаила; в ней иконостас зелёный гладкий с позолотой, образа в окладах серебряных письма Греческого же; 3) к западной стороне от соборной церкви КОЛОКОЛЬНЯ, и к ней приделаны Строительские кельи; 4) к Западу от колокольни строится новый в два этажа ФЛИГЕЛЬ для приезжающих туда богомольцев; 5) КЕЛЬИ братские, низменные деревянные; 6) ОГРАДА кругом монастыря деревянная же. Островская или что на острове Святовожеозерская пустынь См. Вожеозерский Спасский. Островский Введенский Ояцкий монастырь Санкт-Петербургской Епархии заштатный мужской. Находится в Новоладожском уезде на левом берегу устья Ояти, реки, впадающей в Ладожское озеро, расстоянием от Санкт-Петербурга к северо-востоку через Ладожское озеро в 135, от Новой Ладоги в 33, от Олонца к югу в 50 вёрстах. Когда и кем построен этот монастырь, достоверных сведений не имеется; но очень вероятно, что начало оному положено от Александро-Свирского монастыря, ибо в нём погребены родители Пр. Александра Свирского , а притом и ученики сего Преподобного Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Здания в этом монастыре в настоящее время примечательнейшие следующие: 1) две ЦЕРКВИ деревянные: а) во имя Богоявления Господня, построена в 1704 и освящена в 1705 году, с двумя приделами: во имя Введения во храм Божьей Матери и св. Апостолов Петра и Павла; б) во имя Пр. Александра Свирского тёплая. Построена в 1702, освящена в 1703 году; 2) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 3) ОГРАДА. До Штатов 1764 года этот монастырь был приписан к Александро-Свирскому монастырю, и настоятелями определяемы были иногда Игумены, иногда Строители. По Штатам оставлен на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. Островский Богоявленский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Стефан, увидев сына изможденным от многого труда и воздержания, обнял его и горько плакал. Потом, немного успокоившись, стал уговаривать Александра вернуться домой. Юноша, хоть и скорбел сильно за отцовское горе, однако видел, что любовь человеческая затмевает то, что необходимо и полезно для спасения души. Поэтому Александр отвечал отцу: «Одно тебе хочу сказать: пойди в дом свой с миром, и, придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, истинно тебе говорю, больше лица моего не увидишь». И еще долго уговаривал Александр отца, но тот не хотел его слушать и с гневом ушел. Не могло родительское сердце от сильной любви к сыну и боли душевной принять эти слова. Тогда преподобный Александр стал молиться, чтобы Господь умягчил отцовское сердце и помог в мире принять Божественную волю. Молитва праведника была скоро услышана: Стефан вернулся к сыну и сказал ему, что поступит по его совету. После разговора с сыном Стефан ушел в свое селение. Вернувшись домой, он не стал откладывать исполнение своего намерения, но, быстро устроив все домашние дел и передав хозяйство своим детям, удалился в Введенский Оятский монастырь. Здесь он был пострижен с именем Сергий, с принятием монашеского сана оставив и все заботы о житейском. Праведная Васса, мать преподобного Александра, привыкшая во всех добрых делах следовать своему мужу, постриглась в том же монастыре с именем Варвара. Недолго прожили после этого преподобные иноки Сергий и Варвара. Принеся молитвенную мудрость последних лет своей старости в тихую обитель, они мирно скончались там, где столько благодеяний получили в своей жизни по молитвам к Богу. Преподобный Александр никогда не забывал своих праведных родителей. Он, уже будучи игуменом основанного им монастыря, отправлял семерых из своих учеников в Введено-Оятский Островский монастырь для поддержания благоустройства в обители. (Звали этих преподобных учеников великого чудотворца Александра Свирского Афанасий, Дионисий, Игнатий, Корнилий, Леонид, Феодор и Ферапонт). Преподобный Александр называл Островскую обитель «монастырь моих родителей». Интересно и то, что в монастыре до революции в местном ряду иконостаса Введенской церкви слева от Царских врат находилась икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», перед которой, по преданию, молился святой Александр Свирский . Она всегда особо почиталась в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Новости 19 октября, 2012 Евангелие, изданное шотландцами для миссии среди мусульман, найдено в Башкирии Евангелие, обнаруженное в фондах в Уфе, издано на западнокыпчакском изводе литературного языка тюрки, близком и к карачаево-балкарскому, и к другим западным кыпчакским языкам. 19 октября, 2012 Прот. Всеволод Чаплин выступил с критикой проекта экспертизы Общественной палаты на законопроект о защите религиозных чувств Протоиерей Всеволод Чаплин призвал членов палаты не голосовать за упомянутый проект заключения, выразив мнение, что он должен быть принципиально переработан в рамках согласительной комиссии, войти в которую должен, по его мнению, каждый член ОП. 19 октября, 2012 Африканец год изучал православие и принял крещение, чтобы обвенчаться с русской женщиной 27-летний сын чиновника из Камеруна Фредди Паттерсон год добивался разрешения на венчание с 37-летней медсестрой из Нижнего Новгорода. 19 октября, 2012 Общественное телевидение не будет оппозиционным, на новом канале не будет слова " рейтинг " - Анатолий Лысенко Глава Наблюдательного совета Михаил Островский отметил, что цензурирования канала не будет, однако и наблюдательный совет и общественный совет новой телекомпании сможет определять направления редакционной политики. 19 октября, 2012 Средства на строительство родильных домов и больниц в регионах будут найдены, пообещал Путин Строительство потребует выделения свыше 100 миллиардов рублей, сказал президент на встрече с представителями Общероссийского народного фронта. 19 октября, 2012 Мемориальный комплекс памяти священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского открыли в Петушках В начале торжеств архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил новопостроенные здания центра, а также мемориальную доску, открытую в этот день на доме 19 октября, 2012 Митрополит Иларион возглавит конференцию зарубежных архиереев Русской Церкви в Лондоне Конференция, которая приурочена к празднованию 5-летия подписания Акта о каноническом общении, будет проходить с 19 по 21 октября

http://pravmir.ru/category/news/page/480...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010